В статье 11 Конвенции Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988) (далее — Венская конвенция) указывается, что государства-участники, если это позволяют основные принципы их национальных правовых систем, принимают в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне на основе взаимоприемлемых соглашений или взаимных договоренностей с целью выявления лиц, участвующих в правонарушениях, связанных с наркотическими средствами, и их уголовного преследования. Венская конвенция явилась первым международным соглашением, одобряющим практику контролируемой поставки в отношении наркотических и психотропных средств. В Конвенции Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000) контролируемая поставка определена как метод, при котором допускаются вывоз, транзит или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. В данном случае под партиями груза понимаются любые товары, предметы или вещества, операции с которыми являются преступлением, либо товары, предметы или вещества, представляющие собой доходы от преступлений или являющиеся средствами или орудиями совершения преступлений.
Вместе с тем следует отметить, что специальному законодательному регулированию подлежат только те контролируемые поставки, в ходе которых осуществляется контроль над таким перемещением товаров (предметов), которое образует преступление (перемещение оружия, наркотических веществ, драгоценных камней и т.п.).
Тактическими задачами контролируемой поставки, предусмотренной статьей 323 Таможенного кодекса Республики Беларусь, являются:
- установление каналов поступления запрещенных к обороту веществ и предметов;
- установление их отправителей и получателей;
- установление лиц, совершивших или совершающих преступления с использованием контролируемых предметов;
- обеспечение доказательств преступной деятельности, т.е. создание условий, при которых следы совершаемого преступления отражаются на допускаемых уголовно-процессуальным законом носителях информации.
Цели контролируемой поставки совпадают с целями оперативно-розыскной деятельности (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений и лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности).
Полагаем, что следует сразу отметить то обстоятельство, что в Законе Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) контролируемая поставка — это одно из оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). В то же время, как показывает практика, имеются достаточные основания воспринимать контролируемую поставку как оперативно-розыскную операцию, т.е. как высшую организационную форму оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Под ней, как правило, понимается система взаимосвязанных по цели, времени и месту оперативно-розыскных действий и мероприятий, осуществляемых по общему плану из единого центра и направленных на решение задач, предусмотренных Законом об ОРД.
Получаемые в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведения могут использоваться по двум направлениям: в качестве ориентирующей органы уголовного преследования информации в целях быстрого и полного расследования преступления и в качестве результатов оперативно-розыскной деятельности для решения задач, указанных в статье 16 Закона об ОРД.
Касаясь первого направления реализации оперативно-розыскной деятельности, следует отметить, что иногда добытые в процессе осуществления контролируемой поставки фактические данные могут доводиться до сведения органа дознания, следователя, прокурора или судьи в рабочем порядке в качестве ориентирующей информации.
Порядок обмена оперативно значимой и следственно значимой информацией между оперативными и следственными подразделениями определяется нормативными актами и носит служебный характер.
В связи с этим основное внимание следует уделить рассмотрению предусмотренных статьей 16 Закона об ОРД оснований, форм и целей использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «контролируемая поставка».
Под результатами оперативно-розыскной деятельности понимаются полученные на основании и в порядке, предусмотренном Законом об ОРД, фактические данные о событиях и лицах, причастных к ним, зафиксированные на материальных носителях, приобщаемых к материалам уголовного дела.
Получаемая в результате осуществления контролируемой поставки информация в соответствии с положениями статьи 16 Закона об ОРД может быть реализована следующим образом:
- а) использоваться для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию незаконного оборота наркотиков, других преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- б) представляться в орган уголовного преследования или в суд, в производстве которого находится уголовное дело;
- в) использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь;
- г) учитываться при вынесении решений, перечисленных в пунктах 1 — 4 части второй статьи 9 Закона об ОРД: о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; к участию в оперативно-розыскной деятельности; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества.
Случаи, закрепленные в пунктах б) и в), имеют ярко выраженный уголовно-процессуальный характер. Перед их подробным анализом отметим общую характеристику этих форм реализации данных оперативно-розыскной деятельности.
Результаты проводимых в рамках операции «контролируемая поставка» отдельных ОРМ, как и целой операции, могут представляться оперативно-розыскными подразделениями органу дознания или следователю только в случае, если они отвечают требованиям:
- относимости результатов ОРМ и розыскных мероприятий к конкретному преступлению;
- законности осуществления соответствующих ОРМ;
- соблюдения положений уголовно-процессуального законодательства, определяющих работу с доказательствами, порядок и основания возбуждения уголовного дела;
- обеспечения режима секретности.
Относимость означает, что полученные в ходе проведения ОРМ данные содержат сведения о конкретном эпизоде преступной деятельности; без них невозможно подготовить и осуществить следственные и судебные действия и установить существенные обстоятельства по конкретному уголовному делу. Представляемые данные должны иметь значение для решения задач уголовного судопроизводства, а также всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявления как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого или смягчающих и отягчающих его ответственность обстоятельств (статьи 2 и 18 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК)).
При определении законности осуществления ОРМ необходимо убедиться в том, что они были осуществлены в строгом соответствии с законом. Выполнение этого требования сводится к соблюдению всех положений уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств, а также порядок и основания возбуждения уголовного дела. Например, при представлении следователю данных, полученных в ходе прослушивания телефонных переговоров лиц, осуществляющих незаконное перемещение наркотических средств, необходимо указывать, кем, когда, где, с использованием каких технических средств и в каких условиях осуществлялась запись. Получив эти материалы, следователь должен осуществить их осмотр, приобщить к делу в качестве вещественных доказательств, в случае необходимости назначить акустическую (фонографическую) экспертизу, предварительно получив в установленном законом порядке образцы исследуемых голоса или шума (статьи 95 — 99, 203 — 204, 226 — 227, 229, 234 и др. УПК).
Обеспечение режима секретности предполагает, прежде всего, четкое определение объема представляемых сведений. Они должны соответствовать двум требованиям: должны иметь значение для решения задач ОРД (статья 3 Закона об ОРД) и обеспечивать защиту сведений, составляющих государственные секреты. При этом необходимо учитывать, что при проведении негласных ОРМ данные об организации, тактике, силах, средствах, объектах, методах, планах ОРД; о гражданах, сотрудничающих (сотрудничавших) на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД, а также о штатных негласных сотрудниках и сотрудниках этих органов, в том числе внедренных в организованные группы, выполняющих (выполнявших) специальные задания, относятся к государственным секретам (статья 14 Закона Республики Беларусь от 19.07.2010 N 170-З «О государственных секретах», статья 17 Закона об ОРД). Поэтому в каждом конкретном случае представление органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД, содержащих указанные выше сведения, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.
Формой реализации оперативной информации в статье 16 Закона об ОРД называется ее представление в орган уголовного преследования или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. В данном случае имеется в виду направление данных, содержащих информацию вспомогательного характера. Например, документы, содержащие полученные оперативно-розыскным подразделением в процессе наведения справок данные о месте жительства лица, подозреваемого в совершении преступления, приобщаются к уголовному делу. В дальнейшем содержащаяся в этих документах информация может использоваться для задержания этого лица.
Наибольшую практическую ценность представляет такая форма реализации результатов оперативно-розыскной деятельности, как использование в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Обратимся к некоторым положениям теории доказывания. На практике процесс доказывания проявляется двояко. Во-первых, как осуществляемая в процессуальных формах деятельность органов уголовного преследования с участием других субъектов процессуальной деятельности по собиранию, закреплению, проверке и оценке фактических данных, необходимых для установления истины по уголовному делу и решения задач уголовного производства. Во-вторых, как мыслительный процесс по обоснованию доказательствами вывода о наличии или отсутствии события преступления, виновности обвиняемого в совершении преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого и характеризующих его личность (статья 88 УПК). Таким образом, доказывание в целом является процессом опосредованного ретроспективного восприятия события преступления. Орган дознания, следователь, прокурор, судья, не имея возможности непосредственно воспринимать событие, которое уже случилось, познают его опосредованно.
Основой уголовно-процессуального доказывания выступает теория познания. В соответствии с ней преступление, как и любое другое материальное явление, обладает свойством отражения. Общественно опасное противоправное деяние в процессе совершения закрепляется на различных материальных носителях, в том числе и аудио-, видео-, фотопленке, а также в сознании людей. В ходе совершения преступления (иногда до или после него) идет процесс формирования доказательств: восприятие события или предмета и образование в сознании человека образа о них является формированием показаний свидетеля; образование следов, соответствующие изменения на других материальных предметах можно отнести к формированию вещественных доказательств. К ним можно отнести и результаты применения видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки. Но чтобы иметь возможность говорить о предметах как о вещественных доказательствах, необходимы пояснения следователя или свидетеля о времени и месте обнаружения предмета, его состоянии, принадлежности конкретному лицу и т.д. Показания очевидца какого-либо события могут стать доказательством только после его допроса по возбужденному уголовному делу, проведенного в четком соответствии с требованиями УПК, ход и результаты которого зафиксированы в протоколе допроса.
В статье 88 УПК определено, что доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий уголовный процесс, устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, виновность лица, совершившего это деяние, либо его невиновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. Но данные могут стать доказательством лишь после возбуждения уголовного дела и только в том случае, если они (несмотря на употребление термина «любые») относятся к делу, т.е. обладают возможностью использования прежде всего в целях установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу (статья 89 УПК), и оформлены в соответствии с УПК.
Это положение обусловлено указанием закона о том, что относящиеся к делу данные могут быть допущены в качестве доказательств лишь в том случае, если они содержатся в конкретном источнике, относительно которого имеются необходимые гарантии, позволяющие в итоге использовать только достоверные фактические данные, содержащиеся в нем. В соответствии с частью 2 статьи 88 УПК ими служат показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, судебного заседания и оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном УПК.
При этом необходимо подчеркнуть, что доказательства, полученные на территории иностранного государства по просьбе органа, ведущего уголовный процесс, об оказании международной правовой помощи по уголовному делу на основе принципа взаимности или в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, заверенные и переданные в установленном порядке этому органу, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были получены на территории Республики Беларусь в соответствии с правилами УПК (часть 3 статьи 88 УПК).
Требование закона о соответствующем порядке допущения в уголовный процесс каждого вида доказательств направлено на обеспечение гарантий того, что информация об обстоятельствах происшедшего будет объективно отображена в материалах дела.
Законодательное признание оперативной деятельности и, как следствие этого, исключение необходимости зашифровывать факт проведения ОРД расширяют возможности непосредственного познания (как оперативным работником, так и через его оперативные возможности) фактов, которые представляют интерес для правоохранительных органов. В связи с этим, по-видимому, следует признать, что в случае непосредственного познания происходит процесс формирования доказательств. Указание Закона об ОРД о допущении результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве судебных доказательств только после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством следует расценивать как признание возможности обеспечения процессуальных гарантий истинности получаемых таким путем фактических данных.
При этом необходимо учитывать, что в процессе ОРМ, в том числе и контролируемой поставки, осуществляющий их оперативный работник может воспринимать совершение общественно опасных действий непосредственно (лично или через оперативную технику, лиц, оказывающих ему содействие в решении задач ОРД) в отличие от уголовно-процессуального расследования. Поэтому процесс «непосредственного обнаружения органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления» оперативным работником (см. пункт 5 статьи 166 УПК) должен происходить в условиях, позволяющих впоследствии осуществлять собирание, проверку и оценку доказательств в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Обнаружив оперативными средствами обстоятельства, которые могут интересовать следствие и суд, оперативный работник стремится создать условия, чтобы указанные обстоятельства стали как бы объектом наблюдения лиц, которых можно было бы допросить в качестве свидетелей.
Исходя из этого, оперативный работник должен предпринимать меры по обеспечению доказательств, включающие два аспекта:
- деятельность по добыванию информации о всех элементах состава конкретного общественно опасного деяния;
- создание ситуации, при которой факты о деянии отражались (закреплялись) таким образом и в таких источниках, чтобы впоследствии их собирание, проверка и оценка осуществлялись способами, предусмотренными законом.
Оперативная практика выработала методы, приемы обеспечения доказательств, применение которых существенно облегчает «трансформацию» фактических данных, полученных оперативным путем, в том числе и при проведении контролируемой поставки, в уголовно-процессуальные доказательства и их проверку. Умелое их применение сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов в ходе проведения конкретных операций контролируемых поставок повышает эффективность ОРД в борьбе с преступностью.
Надо полагать, что на справки, рапорты, аудио- и видеопленки также должны распространяться требования, закрепленные в статье 193 УПК. Эти документы являются непроцессуальным средством фиксации отражения различных этапов, сторон общественно опасного деяния, наблюдаемого оперативным работником. Их предназначение в том, чтобы зафиксировать процесс формирования доказательств и обеспечить гарантии объективности получаемых сведений, а также облегчить собирание и проверку доказательств.
Необходимо подчеркнуть, что поведение сотрудников, проводивших специальные мероприятия по «созданию условий для восприятия» преступной деятельности источниками, предусмотренными процессуальным законом, и обеспечивающих доказательства, должно вписываться в уже сформировавшийся умысел правонарушителя на совершение конкретных действий, не облегчать их выполнение и, самое главное, не допускать объективного наступления общественно опасных последствий.
Таким образом, общими требованиями к обеспечению доказательств являются следующие.
- Восприятие фактических данных о преступной деятельности должно происходить таким образом, при таких условиях и такими источниками, чтобы обеспечить возможность их использования в процессе как уголовно-процессуального доказывания, так и оперативного исследования, а также проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
- Предпринимаемые меры по обеспечению доказательств ни в коем случае не должны побуждать формирование умысла на совершение общественно опасного деяния или способствовать этому, а лишь предоставить возможность лицу совершить отдельные действия, обнаруживающие его намерение, не облегчая их выполнение и не допуская объективного наступления общественно опасных последствий.
- Гарантированное поступление достоверных данных, имеющих отношение к предмету доказывания по конкретному уголовному делу.
- Исключение возможности необоснованного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений.
- Недопущение утечки сведений об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляющих государственную тайну.
- Базирование на достижениях оперативной тактики, учет требования недопустимости причинения вреда человеку и окружающей среде при использовании научно-технических средств.
Предложение о представлении результатов контролируемой поставки органу дознания, следователю, прокурору или в суд предъявляется оперативным работником начальнику органа, осуществляющего ОРД, как правило, на первичных материалах, отражающих ход и итоги операции, одновременно с проектом постановления об этом. Предложение должно содержать обоснование необходимости представления результатов ОРД и основания (со ссылками на конкретные статьи Закона об ОРД или УПК), а также указывать:
- конкретные результаты операции контролируемой поставки и отдельные оперативно-розыскные материалы, проводимые в рамках операции, в каком объеме и с какой целью они представляются (подготовка и осуществление следственных и судебных действий, использование в доказывании по уголовным делам);
- каким органом проводились соответствующие ОРМ и кем санкционировались.
В постановлении о представлении органу дознания, следователю или в суд результатов контролируемой поставки указываются: время и место его вынесения, должность и фамилия руководителя, вынесшего постановление, основание представления результатов ОРД (со ссылкой на соответствующие статьи Закона об ОРД), какие конкретно результаты контролируемой поставки и для каких целей представляются (подготовка и осуществление следственных и судебных действий, использование в доказывании по уголовным делам), кем и когда санкционировалось это мероприятие, меры, которые в случае необходимости предполагается принять для защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности ее участников.
Право выносить постановление о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, органу дознания, прокурору или в суд законом предоставлено должностным лицам, наделенным полномочиями санкционировать постановление о проведении контролируемой поставки.
Представляемые материалы должны сопровождаться информацией о времени, месте и обстоятельствах изъятия предметов и документов, используемых в контролируемой поставке, а также получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков. Кроме того, должно быть приведено описание индивидуальных признаков предметов и документов и должны быть указаны необходимые сведения о характеристиках технических средств, условиях, порядке их применения, полученных результатах. При этом необходимо принять необходимые меры сохранности от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п. и целостности представляемых материалов при пересылке.
Материалы, отражающие ход и результаты контролируемой поставки, используемые в доказывании, представляются в подлинниках, за исключением случаев переноса наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что должно обязательно оговариваться в сопроводительных документах (протоколах). Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в силу.
Изложенное предъявляет к получению в процессе контролируемой поставки сведений дополнительные требования, так как одной из основных причин неэффективности ОРМ по выявлению преступлений и лиц, их совершивших, является игнорирование оперативными работниками требований действующего законодательства и правовой науки, в частности о составе преступления и доказывании. Это закладывается уже в момент составления плана, когда не выдвигаются версии, а планируемые мероприятия не отражают, в каких целях, для получения информации о каких именно обстоятельствах предмета доказывания они проводятся. В связи с этим при планировании и проведении ОРМ важно предусматривать возможные пути использования оперативной информации в уголовно-процессуальном доказывании.
Получаемые в ходе подготовки и проведения контролируемой поставки сведения нужно регулярно обобщать, соотносить с имеющимися данными.
Успех пресечения контрабандной акции и расследования уголовного дела во многом обеспечивается юридически грамотными действиями оперативных работников, планировавших и осуществивших контролируемую поставку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2007. — N 2/1301.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2002. — N 3/514.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций «Против транснациональной организованной преступности» (заключена в г. Палермо 15.11.2000) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2003. — N 3/865.
4. Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 2/64.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 1999. — N 2/71.