Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» внесены многочисленные изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее — УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).
1. Изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь
Статья 233 УК предусматривает уголовную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно) при условии получения дохода от такой деятельности в крупном или особо крупном размере.
Статья 233 УК изложена в новой редакции, примечания дополнены нормой, определяющей крупный и особо крупный размер дохода для квалификации преступления по соответствующей части статьи.
Доход от незаконной предпринимательской деятельности признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере — в две тысячи пятьсот и более раз превышающем размер такой величины.
Изменения коснулись и статьи 243 УК, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов. Санкция части 1 статьи 243 УК дополнена новым видом наказания (которого ранее не было) — штраф, а сама статья дополнена примечанием, определяющим крупный и особо крупный размер ущерба при уклонении от уплаты сумм налогов, сборов для квалификации преступления по соответствующей части статьи.
Крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в тысячу (ранее — двести пятьдесят) и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере — в две тысячи пятьсот (ранее — тысячу) и более раз превышающем размер такой величины.
Существенные изменения внесены в статью 317-1 УК, устанавливающую уголовную ответственность за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования).
Часть 2 статьи 317-1 УК изложена в новой редакции, которая устанавливает ответственность за совершение указанных действий лицами, ранее судимыми за такие же действия (чего не было ранее). Тем самым ликвидирован правовой пробел в отношении уголовной ответственности лиц, которые после осуждения по статье 317-1 УК не могли быть привлечены вновь к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения (в таких случаях могла наступить для них лишь административная ответственность).
В УК внесены и некоторые другие дополнения и изменения.
2. Изменения и дополнения в Общую часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
В статье 1.3 КоАП уточнено понятие должностного лица (к ним относятся также и лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий), а также даны определения пива и слабоалкогольных напитков. К пиву относятся напитки, получаемые путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта от 0,5 и более процентов, а к слабоалкогольным напиткам относятся напитки (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта 0,5 до 7 процентов.
Согласно статье 1.5 КоАП обратную силу может приобретать любой акт законодательства, а не только закон (как это было ранее), при этом не только смягчающий или отменяющий ответственность, но и иным образом улучшающий положение физического или юридического лица. Здесь же уточняется, что обратная сила акта законодательства представляет собой распространение его и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления в силу такого акта законодательства и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания еще не исполнено.
В статье 2.4 КоАП исключен пункт 7 части 7, согласно которому пособник нес административную ответственность за соучастие в административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 КоАП (недекларирование товаров и (или) транспортных средств), а также пункт 8 части 7 согласно которому пособник нес административную ответственность за соучастие в административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 КоАП (приобретение, транспортировка, хранение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезёнными на территорию Республики Беларусь с нарушением таможенных правил).
Статьей 2.5 КоАП установлено, что повторностью совершения административного правонарушения признается совершение двух и более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же частью статьи либо статьёй Особенной части КоАП, когда статья состоит из одной части, а не всей статьей Особенной части КоАП, как это было ранее.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП перечень деяний, влекущих административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, дополнен новыми пунктами:
нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества (части 1 — 3 статьи 18.17 КоАП), в случае причинения лицом, управляющим транспортным средством, себе или близким родственникам легких телесных повреждений или повреждение своего или принадлежащего близким родственникам транспортного средства;
нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.23 КоАП) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, иным лицом — участником дорожного движения потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества.
По правилам, предусмотренным частью 6 статьи 6.5 КоАП, в случае признания физическим лицом себя виновным в совершении административного правонарушения и выражения согласия на применение к нему административного взыскания и возмещения, в случае причинения вреда, при наложении штрафа на него применяется нижний предел штрафа, предусмотренный соответствующей санкцией статьи КоАП, а при его неустановлении — не более пяти десятых базовой величины. В связи с этим частью 7 статьи 6.5 уточняются случаи, когда такие правила не применяются: к физическому лицу, если в санкции статьи предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация; если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.
В части 2 статьи 6.8 КоАП уменьшен с шести месяцев до трех месяцев минимальный срок лишения специального права (максимальный срок составляет три года).
В статье 6.10 КоАП уточняется порядок применения специальной конфискации, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян). При этом специальная конфискация применяется независимо от назначения административного взыскания.
Согласно части 1 статьи 7.1 КоАП специальная конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются независимо от того, указаны ли они в санкциях статей Особенной части КоАП.
Статья 7.3 КоАП, устанавливающая обстоятельства, отягчающие административную ответственность, дополнена новым пунктом, относящим к таким обстоятельствам также совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.
Внесенные в статью 7.4 КоАП изменения порядка наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений позволяют одновременно рассматривать подобные дела не только в отношении физических лиц (как это было предусмотрено ранее), но и в отношении юридических лиц.
При этом после наложения административного взыскания за каждое административное правонарушение окончательно определяется административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:
- при наложении штрафа в базовых величинах на физическое лицо — ста базовых величин (а за нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления — тысячи базовых величин);
- при наложении штрафа в базовых величинах на индивидуального предпринимателя — четырехсот базовых величин (а за нарушения, указанные в предыдущем абзаце, — тысячи базовых величин);
- при наложении штрафа в базовых величинах на юридическое лицо — двух тысяч базовых величин.
В статье 7.6 КоАП уточнены специальные сроки наложения административного взыскания (не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения) при совершении отдельных административных правонарушений.
Изменены указанные сроки в случае отмены постановления по делу об административном правонарушении и в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования. Ранее эти сроки составляли один месяц, теперь — не позднее двух месяцев со дня отмены постановления либо принятия соответствующего решения.
Указанная статья в новой редакции предусматривает, что в случае приостановления дела об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 11.2 ПИКоАП (если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине болезни либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие) административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела.
Статья 8.2 КоАП также изложена в новой редакции, содержащей определение понятия малозначительности совершенного административного правонарушения: малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного КоАП, и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и законным интересам.
3. Изменения и дополнения в Особенную часть Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Внесен ряд изменений и дополнений в статьи Особенной части КоАП. Ниже рассмотрены подробно те из них, которые касаются правонарушений, при совершении которых право составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено уполномоченным должностным лицам налоговых органов.
Статья 9.24 КоАП дополнена новым положением, предусматривающим административную ответственность также и за отсутствие книги замечаний и предложений, а не только за нарушение порядка ее ведения.
Статья 11.2 КоАП, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка осуществления валютных операций, изложена в новой редакции. Ответственность по части 1 указанной статьи наступает в случаях скупки, продажи, обмена иностранной валюты, осуществляемых без специального разрешения (лицензии) или государственной регистрации, а равно иного незаконного использования ценных бумаг и платежных средств, и санкция предусматривает наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
В санкциях частей 1 и 2 статьи 11.3 КоАП уменьшен размер штрафа (от десяти до сорока базовых величин) за нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты.
Внесены изменения в статью 11.5 КоАП, предусматривающую административную ответственность за нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь: в частности, введена ответственность также и физических лиц наряду с индивидуальными предпринимателями и должностными лицами юридических лиц.
В новой редакции изложена статья 11.7 КоАП, разделившая административную ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций на несколько составов.
Часть 1 статьи 11.7 КоАП предусматривает ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных банком лимитов остатков касс либо в несоблюдении сроков возврата неиспользованных денежных средств, выданных под отчет на различные расходы (штраф налагается в размере от десяти до тридцати базовых величин).
Часть 2 статьи 11.7 КоАП предусматривает ответственность тех же лиц за несоблюдение сроков сдачи наличных денежных средств в банк, либо использование денежных средств из выручки сверх установленных банком размеров использования выручки, либо использование денежных средств из выручки без разрешения обслуживающего банка (штраф налагается в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин).
Часть 3 статьи 11.7 КоАП предусматривает ответственность должностного лица или кассира юридического лица или индивидуального предпринимателя за иные нарушения порядка ведения кассовых операций (штраф налагается в размере до двадцати базовых величин).
Существенные изменения внесены в статью 12.1 КоАП. Уточнены субъекты предусмотренных данной статьей правонарушений: к ним относятся индивидуальные предприниматели и должностные лица юридических лиц. Увеличены размеры штрафа за уничтожение бухгалтерских и иных документов до истечения установленных сроков их хранения — от десяти до ста базовых величин. Ответственность за нарушение правил хранения бухгалтерских и иных документов устанавливается только в том случае, если оно повлекло утрату или уничтожение таких документов, размер штрафа за это правонарушение составляет от четырех до тридцати пяти базовых величин.
Из части 1 статьи 12.7 КоАП выделен самостоятельный состав (часть 1-1): предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно, и за нее налагается штраф в размере до ста базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, предметов административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения (независимо от того, в чьей собственности они находились), или без конфискации.
Санкция части 1 указанной статьи (предпринимательская деятельность, осуществляемая без лицензии) допускает наряду с конфискацией и неприменение этого дополнительного вида административного взыскания.
Статья также дополнена примечанием, согласно которому под доходом от незаконной предпринимательской деятельности понимается вся сумма выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение; доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
Часть 2 статьи 12.7 КоАП изложена в новой редакции и предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.
В статье 12.9 КоАП исключена часть 1, предусматривавшая административную ответственность за занятие торговой посреднической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), кроме случаев, предусмотренных законодательством.
В частях 1 и 2 статьи 12.11 КоАП (нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организация и проведение запрещенных азартных игр) уточнены субъекты указанных правонарушений: к ним относятся только индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Внесены изменения в часть 4 статьи 12.17 КоАП, позволяющие применять или не применять конфискацию товаров или выручки (ранее конфискация являлась обязательной) в случаях приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, реализации товаров без наличия сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов. При этом из перечня всех необходимых документов исключены документы, подтверждающие качество товаров.
В санкциях частей 1 и 2 статьи 12.19 КоАП уменьшен размер штрафа за нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь: он составляет до ста процентов от суммы произведенных платежей (ранее штраф составлял от ста до двухсот процентов).
Статья 12.20 КоАП в результате внесенных изменений предусматривает административную ответственность за нарушение порядка использования и за нарушение порядка использования и учета средств контроля не только кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, но и билетопечатающих машин, таксометров и платежных терминалов. В качестве субъектов указанных правонарушений могут выступать только индивидуальные предприниматели и юридические лица. Санкция части 2 статьи 12.20 КоАП в отношении юридических лиц предусматривает увеличение размера штрафа до ста базовых величин.
Статья 12.21 КоАП дополнена новой частью, устанавливающей ответственность за нарушение установленного порядка учета табачных изделий с применением приборов учета готовой продукции на юридических лиц в виде штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.
Статья 12.22 КоАП изложена в новой редакции и дополнена частью 2 и примечанием. Согласно указанным дополнениям за непредставление, несвоевременное представление должностными лицами балансов производства и оборота табачного сырья и табачных изделий либо указание в них недостоверных сведений налагается штраф в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. При этом установлено, что не является административным правонарушением указание недостоверных сведений в декларациях и (или) балансах, если внесены изменения и (или) дополнения в представленные декларации и (или) балансы до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие недостоверные сведения.
Существенные изменения внесены в статью 12.23 КоАП. Помимо ответственности за ввоз, перевозку и хранение табачных изделий, не маркированных акцизными марками, установлена ответственность за ввоз, перевозку и хранение табачных изделий, не маркированных также специальными марками.
Помимо ответственности за ввоз, перевозку и хранение табачных изделий без сопроводительных документов (либо с документами неустановленного образца) установлена ответственность также и за торговлю такими табачными изделиями.
Кроме того, если ранее ответственность за указанные действия наступала при условии, что количество табачных изделий составляло более 400 сигарет или 400 грамм табака или иных табачных изделий, то отныне эти количественные показатели во внимание не принимаются.
Указанная статья также дополнена двумя новыми частями, устанавливающими ответственность, во-первых, за нарушение порядка учета, хранения и перемещения табачных изделий, предназначенных для вывоза из Республики Беларусь; во-вторых, за перемещение транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь без предусмотренного законодательством обязательного сопровождения.
Часть 1 статьи 12.24 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение порядка ввоза табачных изделий и оптовой и (или) розничной торговли, выразившееся в необеспечении проверки подлинности акцизных марок приборами для проверки подлинности марок, дополнена положением, согласно которому такая ответственность наступает также и за нарушение порядка хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, выразившееся в тех же действиях; кроме того, проверке подлинности подлежат не только акцизные, но и специальные марки.
Частью 1 статьи 12.27 КоАП установлена ответственность физических лиц за ввоз, перевозку и хранение алкогольной продукции и табачных изделий не только без акцизных марок, но и без специальных марок.
Статья 12.30 КоАП дополнена новой частью, устанавливающей административную ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение порядка расчетов при оптовой торговле нефтяным жидким топливом (автомобильный бензин, дизельное и бытовое топливо всех марок) в виде штрафа в размере суммы сделки.
Согласно новой редакции статьи 12.31 КоАП исключена ответственность руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя за неустранение в установленный законодательными актами срок выявленных аудитором нарушений законодательства в результате проведения обязательной аудиторской проверки.
Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.32 «Легализация доходов, полученных незаконным путем» КоАП, отныне не входит в компетенцию должностных лиц налоговых органов.
В статье 12.33 КоАП уточнено, что запрещен допуск индивидуальных предпринимателей и физических лиц без предъявления документа об уплате единого налога или соответствующей справки налогового органа или сельского Совета не только к реализации товаров в торговых объектах, но и к выполнению работ и оказанию услуг в обслуживающих объектах; кроме того, исключено положение о необходимости предъявления также соответствующей справки органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Согласно новой редакции статьи 12.35 КоАП ответственность наступает не только за приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировку и реализацию товаров без контрольных (идентификационных) знаков, но также и в случае, если такие знаки нанесены на эти товары в нарушение установленного порядка. Кроме того, в санкции данной статьи исключена конфискация выручки, полученной от реализации этих товаров, а также предусмотрена возможность неприменения конфискации этих товаров.
В статье 12.38 КоАП посредством изложения её в новой редакции исключены части 2 и 3, предусматривавшие административную ответственность за указание индивидуальным предпринимателем в книге учета движения товаров недостоверных сведений о количестве и виде товаров, а также за деяния, предусмотренные частями 1 и 2, совершенные повторно. Согласно новой редакции данной статьи ответственность наступает за отсутствие у индивидуального предпринимателя — плательщика единого налога, осуществляющего розничную торговлю, книги учета движения товаров либо нарушение им порядка ведения такой книги. Штраф за указанное правонарушение составляет до десяти базовых величин.
В санкции статьи 13.2 КоАП уточнено, что в случае осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе штраф налагается за каждый полный или неполный месяц осуществления деятельности.
В части 2 статьи 13.3 и частях 2 и 3 статьи 13.4 КоАП уточнено, что в случаях нарушения срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и нарушения срока представления налоговой декларации (расчета) штраф налагается за каждый только полный месяц просрочки, а неполный месяц просрочки в расчет не принимается.
Частью 1 статьи 13.5 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов, если эти деяния не повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года); ранее было — если не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин).
Существенное изменение внесено в части 2 — 5 статьи 13.6 КоАП, предусматривающие административную ответственность должностных лиц юридического лица за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины). Если ранее размер штрафа определялся с учетом доначисленных налогов, сборов (пошлин) за весь проверенный период, то в результате внесенных изменений размер штрафа определяется с учетом только периода выполнения должностным лицом соответствующих функций.
Примечание к статье 13.6 КоАП дополнено новой частью, согласно которой в случае частичного добровольного исполнения налогового обязательства, административные взыскания в соответствии с частью 1 статьи 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) налагаются по правилам статьи 7.9 КоАП (то есть размер штрафа уменьшается в два раза при наличии определенных смягчающих обстоятельств) только в части суммы налога, сбора (пошлины), на которую налоговое обязательство исполнено; при этом если штраф подлежит применению в минимальном размере, то в два раза уменьшается его величина, исчисленная пропорционально уплаченной сумме налогов, сборов (пошлин).
Аналогичные изменения внесены и в примечание к статье 13.7 КоАП, предусматривающей административную ответственность налоговых агентов за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины); здесь также уточнено, что во внимание принимается сумма всех налогов, сборов (пошлин), исчисляемых налоговым агентом, определенная по итогам проверки.
В частях 1 и 2 статьи 13.8 КоАП к субъектам данных правонарушений отнесены и индивидуальные предприниматели; уменьшен минимальный размер налагаемого штрафа — с десяти до двух базовых величин; в статье 13.8 КоАП исключена часть 3, предусматривавшая административную ответственность за отказ от подписания акта налоговой проверки.
В санкции статьи 13.9 КоАП уменьшен минимальный размер штрафа, налагаемого за нарушение порядка открытия счета плательщику: со ста тридцати до пятидесяти базовых величин — на юридическое лицо и с двадцати до минимального, предусмотренного КоАП, — на иных лиц.
Статья 13.12 КоАП, предусматривавшая административную ответственность за незаконные начисление и выплату премий, а также примечание к этой статье исключены из КоАП.
Согласно внесенным изменениям в статью 13.13 КоАП, предусматривающую ответственность за отсутствие у индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога при реализации товаров, оказании услуг документов, предусмотренных законодательством о едином налоге, отсутствие у них справки Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь об отсутствии задолженности по уплате обязательных страховых платежей не влечет ответственности в соответствии с данной статьей.
Статьей 18.33 КоАП установлена административная ответственность водителей автомобиля-такси, в частности, не только за работу на линии с выключенным таксометром, но и за работу без таксометра.
Из КоАП исключена статья 20.13, предусматривавшая административную ответственность за нарушение установленного порядка учета поступления, хранения, расходования, а также отпуска или приобретения горюче-смазочных материалов.
Частью 1 статьи 23.1 КоАП предусмотрена ответственность за неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, предписания либо представления об устранении нарушения. Здесь уточнены субъекты данного правонарушения, к которым относятся должностные лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица. Часть 2 данной статьи, предусматривавшая ответственность страховых организаций, страховых брокеров за совершение вышеуказанных действий в области страхования, исключена.
Санкцией статьи 23.4 КоАП, предусматривающей административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий, установлен наряду со штрафом альтернативный вид административного взыскания — административный арест.
Статьей 23.8 КоАП установлена административная ответственность за нарушение порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, не только обращенного в доход государства, но и имущества, взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, а также за нарушение сроков перечисления в бюджет денежных средств, полученных от реализации такого имущества, и за непредставление в установленный срок сведений о реализованном имуществе либо указание недостоверных сведений.
Из КоАП исключена статья 23.10, устанавливавшая административную ответственность за совершение, регистрацию или нотариальное удостоверение сделки без справки налогового органа о представлении декларации.
Статья 23.16 КоАП дополнена наряду с должностным лицом и индивидуальным предпринимателем еще одним субъектом правонарушения: «иное уполномоченное лицо», которое несет ответственность за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений, материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения.
Статья 23.17 КоАП, устанавливающая административную ответственность за нарушение порядка составления (оформления) первичных учетных документов, а равно указание в них недостоверной информации, изложена в новой редакции. Кроме того, уполномоченным должностным лицам налоговых органов отныне не предоставлено право составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном указанной статьей (такое право предоставлено органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь).
Уполномоченным должностным лицам налоговых органов отныне не предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 23.20 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю.
В статье 23.64 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменены санкции в обеих частях: штраф за невнесение в установленные сроки изменений и дополнений в учредительные документы составляет до пятидесяти базовых величин (ранее его размер составлял от десяти до пятидесяти базовых величин), а штраф за непредставление в установленные сроки учредительных документов в регистрирующий орган составляет до двадцати базовых величин (ранее его размер составлял от десяти до пятидесяти базовых величин).
Помимо рассмотренных выше изменений в Особенную часть КоАП внесен ряд других изменений и дополнений.
В главе 11 «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности» КоАП исключен ряд статей, устанавливавших ответственность за правонарушения:
- в области ценных бумаг (статьи 11.12 — 11.15, 11.57, 11.58);
- в области банковской деятельности (статьи 11.27, 11.29);
- в области внешнеэкономической деятельности (статьи 11.34, 11.35, 11.41, 11.50, 11.51);
- в области социального страхования (статьи 11.20, 11.22, 11.55, 11.56).
Изложена в новой редакции статья 11.16 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение порядка использования средств бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг).
Изменения претерпели путём изложения в новой редакции статьи 11.37 — 11.39 КоАП, предусматривающие ответственность за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.
КоАП дополнен новыми статьями 11.67 — 11.72, которыми установлена ответственность за нецелевое использование банковских кредитов, нецелевое использование отчислений на капитальный ремонт, а также за нарушения в банковской сфере.
В главе 12 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП изложена в новой редакции статья 12.6, устанавливающая ответственность за нарушение порядка изменения и регистрации цен (тарифов), а статьей 12.17 КоАП установлена ответственность за продажу алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива несовершеннолетним.
КоАП дополнен рядом новых статей, устанавливающих ответственность за следующие правонарушения:
- нарушение порядка осуществления гастрольно-концертной деятельности (статья 12.42);
- изготовление или приобретение крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги), хранение аппаратов для их изготовления (статья 12.43);
- нарушение порядка осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр (статья 12.44);
- нарушение порядка проведения лотерейной деятельности (статья 12.45);
- незаконное использование генетически модифицированных составляющих (компонентов) либо непредставление или представление недостоверных сведений о таких составляющих (компонентах) (статья 12.46);
- нарушение законодательства об аккумулировании денежных средств (статья 12.47).
Значительные изменения внесены в главу 14 «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» КоАП, которая полностью изложена в новой редакции.
Некоторые изменения внесены в главы КоАП, устанавливающие ответственность за нарушения природоохранного, лесного, земельного законодательства.
Глава 17 «Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности» КоАП дополнена новыми статьями, устанавливающими ответственность за пропаганду и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики (статья 17.10), а также за изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов (статья 17.11).
Некоторые изменения внесены в главу 18 «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта» КоАП. В частности, установлена ответственность за управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным регистрационным знаком или установленным с нарушением требований актов законодательства (статья 18.12), внесены редакционные изменения в отдельные статьи, незначительно изменились санкции за отдельные правонарушения.
Глава 21 «Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями» КоАП дополнена новой статьей 21.19, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства в сфере строительства, а также внесены и некоторые другие незначительные изменения.
Из КоАП исключены статьи 23.19 и 23.22, устанавливавшие ответственность за непредставление регистрирующему органу информации об изменении юридического адреса, а также за несоблюдение требований об обязательной регистрации бланков строгой отчетности в Государственном реестре бланков строгой отчетности.
4. Изменения и дополнения, внесенные в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
В статье 1.4 ПИКоАП определен термин «процессуальный срок», представляющий собой период времени, который начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, определяющего его начало, и оканчивается в день наступления соответственно даты или события, за исключением, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания которого считается первый, следующий за ним рабочий день.
Пунктом 8 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП уполномоченным должностным лицам налоговых органов дополнительно предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям КоАП: 24.4 «Заведомо ложные объяснение либо заявление», 24.5 «Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей», 24.6 «Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс».
Статьей 4.1 ПИКоАП уточнены права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс: предоставлено право получать копию постановления по делу об административном правонарушении, а не только получать копию постановления о наложении административного взыскания; предоставлено также право делать выписки из материалов дела об административном правонарушении, снимать за свой счет копии этих материалов. Право делать выписки из материалов дела и снимать за свой счет копии этих материалов предоставлено также защитнику и представителю, участвующим в административном процессе (часть 6 статьи 4.5), а свидетелю предоставлено право представлять имеющиеся у него материалы, относящиеся к делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 4.6).
Новой частью 3 статьи 6.2 ПИКоАП определено, что не подлежат доказыванию факты, установленные вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу.
Частью 1 статьи 7.2 ПИКоАП установлено, что жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, поступившая после направления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные его рассматривать, рассматривается вместе с делом об административном правонарушении. А частью 2 статьи 7.2 ПИКоАП установлено, что действия и решения председателя суда могут быть обжалованы председателю вышестоящего суда.
Статьей 7.3 ПИКоАП, определяющей сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения, установлено, что жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении. При этом жалоба рассматривается при неявке участников административного процесса независимо от причин такой неявки.
Согласно части 1 статьи 8.12 ПИКоАП лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд либо орган, ведущий административный процесс, который это лицо вызвал, о наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок.
Статья 9.5 ПИКоАП изложена в новой редакции, в связи с чем из неё исключена часть 2, согласно которой если административное правонарушение выявлялось при проведении проверки (ревизии), то административный процесс считался начатым с момента составления протокола об административном правонарушении либо вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составлялся.
В соответствии с частью 1 статьи 10.1 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных правонарушениях, в частности против порядка налогообложения, — не позднее двух месяцев. Указанная статья изложена в новой редакции, дополнена частями 2 — 4, согласно которым подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена в следующих случаях:
- при назначении экспертизы — на срок ее проведения;
- при направлении запроса в компетентные органы других государств — до получения ответа на запрос.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для его приостановления. О приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, выносится мотивированное постановление.
Существенные изменения внесены в статью 10.2 ПИКоАП. Согласно части 2 статьи 10.2 ПИКоАП отныне не является обязательным требование к содержанию протокола об административном правонарушении в части наличия в нем объяснений физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Часть 3 статьи 10.2 ПИКоАП дополнена положением, что как в случае отказа от подписания протокола, так и в случае неявки лица, в отношении которого ведется административный процесс, для подписания протокола в протоколе делается соответствующая запись.
Статья 10.2 ПИКоАП также дополнена положениями, согласно которым в случае неявки физического лица или представителя юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись. В этом случае (при условии, что указанные лица извещены надлежащим образом) копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Тем самым неявка надлежащим образом уведомленного лица, в отношении которого ведется административный процесс, для подписания протокола не препятствует дальнейшему ходу административного процесса, в том числе и наложению административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение.
Уточнена формулировка отдельных положений части 3 статьи 10.3 ПИКоАП, которая изложена в новой редакции: протокол об административном правонарушении не составляется (при определенных условиях), а выносится постановление о наложении административного взыскания, если физическое лицо выразило согласие в том числе на применение к нему административного взыскания, а не согласие на уплату штрафа, как это было предусмотрено ранее.
Важные изменения коснулись частей 4 и 5 статьи 10.13 ПИКоАП, изложенных в новой редакции. В силу части 4 указанной статьи в исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что следы административного правонарушения, иные материальные объекты, имеющие значение для дела об административном правонарушении, могут быть из-за промедления с их обнаружением утрачены, повреждены или использованы в противоправных целях, допускается проведение осмотра жилища и иного законного владения по постановлению органа, ведущего административный процесс, с участием не менее двух понятых без санкции прокурора или его заместителя с последующим направлением им в течение 24 часов сообщения о проведении осмотра с указанием даты, времени проведения осмотра, места, лиц, у которых он проведен, оснований для проведения осмотра, перечня обнаруженных объектов.
Согласно части 5 статьи 10.13 ПИКоАП при невозможности обеспечить присутствие материально ответственных лиц при осмотре помещения юридического лица или индивидуального предпринимателя, где хранятся материальные ценности, осмотр проводится по постановлению органа, ведущего административный процесс, с санкции прокурора или его заместителя и с участием не менее двух понятых. В исключительных случаях допускается проведение осмотра в том же порядке, что и при проведении осмотра жилища и иного законного владения и предусмотренном частью 4 этой же статьи.
Внесенные в часть 1 статьи 10.26 ПИКоАП изменения определяют, что подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается в том числе и в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3, 8.5 и 8.7 КоАП.
В части 1 статьи 11.3 ПИКоАП уточняется, что судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в случае возвращения дела об административном правонарушении при несоблюдении требований к форме или содержанию протокола либо перечню прилагаемых к нему материалов выносит соответствующее постановление.
ПИКоАП дополнен новой статьей 11.3-1, согласно которой в одном административном процессе могут быть соединены дела об административных правонарушениях: о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом; о совершении одного и того же административного правонарушения физическим лицом и юридическим лицом; о совершении одного и того же административного правонарушения двумя или более физическими лицами. О соединении дел об административных правонарушениях судья, орган, ведущий административный процесс, выносят постановление. Срок рассмотрения соединенных дел об административных правонарушениях исчисляется со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым.
Часть 1 статьи 11.4 ПИКоАП дополнена положением, согласно которому дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в случае его уклонения от явки в суд или орган, ведущий административный процесс. При этом привод таких лиц осуществляется только в том случае, если не представляется возможным рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Часть 4 указанной статьи дополнена важным положением, согласно которому представитель органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, становится полноправным участником административного процесса и может участвовать в рассмотрении дела, если ходатайствует об этом, и, следовательно, имеет право давать объяснения и представлять доказательства по делу об административном правонарушении.
Новой частью 4 статьи 11.5 ПИКоАП упрощается порядок исследования доказательств и несколько упрощается сам порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, своей вины и отсутствия возражений других участников административного процесса.
Статьи 11.7 и 11.8 ПИКоАП допускают возможность неведения протокола заседания при рассмотрении дела об административном правонарушении в случае признания лицом, в отношении которого ведется административный процесс, полностью своей вины.
В статье 11.10 ПИКоАП предусмотрен новый вид постановления по делу об административном правонарушении: о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части; а также определено, что постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносится и в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьями 8.2, 8.3, 8.5 и 8.7 КоАП.
Кроме того, согласно внесенным изменениям в часть 2 статьи 11.11 ПИКоАП копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть в течение пяти (ранее — трех) дней вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого ведется административный процесс, а также органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Частью 3 статьи 12.2 ПИКоАП предусмотрено, что неуплата государственной пошлины влечет возврат судом жалобы лицу, ее подавшему.
Частью 2 статьи 12.5 ПИКоАП предусмотрено, что об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении или восстановлении пропущенного срока выносится постановление.
Согласно части 2 статьи 12.9 ПИКоАП копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении высылается не только лицу, в отношении которого оно вынесено, но также и органу, направившему жалобу, и лицу (органу), подавшему жалобу; дело об административном правонарушении подлежит возврату суду, органу, его направившему.
ПИКоАП дополнен статьей 12.14-1, устанавливающей основания к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении. К ним относятся:
- односторонность, неполнота и необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;
- существенное нарушение ПИКоАП;
- неправильное применение КоАП;
- несоответствие назначенного судом, органом, ведущим административный процесс, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, административного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.
Статья 13.1 ПИКоАП дополнена положением о том, что постановление о наложении административного взыскания в части имущественных взысканий является исполнительным документом.
Статья 13.4 ПИКоАП устанавливает одним из оснований для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которого вынесено постановление.
Уточнены положения статьи 15.4 ПИКоАП, касающиеся порядка принудительного взыскания штрафа: в суд направляется копия постановления о наложении административного взыскания, а не само постановление, как это было предусмотрено ранее; при этом копия постановления может быть направлена в суд не только по месту жительства или по месту нахождения лица, подвергнутого административному взысканию, но также и по месту осуществления хозяйственной деятельности этим лицом либо по месту нахождения его имущества.
Внесены некоторые изменения и дополнения в главы 17 — 20 ПИКоАП, регулирующие порядок исполнения постановлений о наложении отдельных видов административных взысканий.