Комментарий к частям 1 — 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Субъектами правонарушений по частям 1 — 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) являются физическое лицо (работник, связанный с порядком осуществления торговой деятельности), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемых правонарушений.

Субъективная сторона правонарушений характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований порядка осуществления торговой деятельности юридическим лицом.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере торговли, оказания услуг, товарооборота в предпринимательской деятельности, когда противоправные деяния посягают на права и законные интересы государства, угрожают безопасности жизни и здоровья населения.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» формами осуществления торговли признаются: комиссионная торговля; торговля на конкурсах; торговля на аукционах; торговля по образцам; торговля с использованием автоматов; выездная торговля; посылочная торговля; биржевая торговля; торговля на ярмарке; электронная торговля; торговля на рынке и иные формы, не запрещенные законодательством. Практически каждая из форм торговли регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами, устанавливающими единые требования, соблюдать которые обязаны все субъекты торговли. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 (далее — Правила N 384). Правила бытового обслуживания потребителей утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении таких действий (бездействия), как:

  • нарушение правил торговли и оказания услуг населению;
  • реализация или предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации;
  • приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).

Нарушения правил торговли могут выражаться в: несоблюдении продавцом режима работы торгового объекта (объекта общественного питания); отсутствии у продавца ассортиментного перечня товаров; несоблюдении продавцом требований, предъявляемых к информированию потребителей о наименовании продавца, о режиме его работы; необеспечении продавцом своего персонала соответствующими нагрудными знаками; несоблюдении требований к порядку информирования потребителей о товарах и их изготовителях и т.п.

Примеры нарушений по части 1 статьи 12.17 КоАП.

В соответствии с частью 2 пункта 5 Правил N 384 ассортиментные перечни товаров для торгового объекта или осуществления развозной торговли, а также продукции собственного производства, товаров для торгового объекта общественного питания (далее — ассортиментные перечни) разрабатываются и утверждаются продавцом исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства и включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации.

В соответствии с частью 1 пункта 22 Правил N 384 продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

Проверкой, проведенной в магазине ОАО «О», было установлено, что в нарушение части 2 пункта 5 Правил N 384 не обеспечено наличие в постоянной продаже макаронных изделий, чая, масла животного, специй, кетчупа, мясных, молочных и рыбных консервов, безалкогольных напитков, предусмотренных ассортиментным перечнем.

В нарушение части 1 пункта 22 Правил N 384 не обеспечено наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые хлебобулочные изделия (2 вида), блокноты (4 вида) с указанием наименования товара, цены за единицу веса или единицу товара, страны происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

Согласно пункту 6 Правил N 384 продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах (ТНПА).

В соответствии с пунктом 10 Правил N 384 Правила N 384 в доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Согласно части 1 пункта 11 Правил N 384 продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель, то также указать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется), наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования) и режим работы, для торговых объектов общественного питания — также их тип и наценочную категорию при ее наличии.

В соответствии с пунктом 12 Правил N 384 персонал продавца должен быть обеспечен нагрудными знаками с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества (если таковое имеется), а в продовольственных магазинах — также специальной санитарной одеждой, в торговых объектах общественного питания — санитарной или форменной одеждой.

Согласно части 1, абзацам 2, 3, 4, 8, 9 части 2 пункта 15 Правил N 384 продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара, указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам), сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания — о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, — калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
  • дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии — импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара. Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя.

Проверкой, проведенной в магазине, было установлено, что в нарушение:

  • части 1 пункта 11 Правил N 384 на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания торгового объекта, не была доведена до сведения покупателя информация о наименовании (фирменном наименовании) общества и режиме работы магазина;
  • пункта 12 Правил N 384 продавцы магазина не были обеспечены нагрудными знаками с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества;
  • пункта 6, абзацев 2, 4, 8, 9 части 2 пункта 15 Правил N 384 были допущены в продажу: сервелат «Ореховый» в количестве 2,640 кг на сумму 166188 руб. (по цене 62950 руб. за кг), сардельки «Минские плюс» в количестве 1,490 кг на сумму 58185 руб. (по цене 39050 руб. за 1 кг), продукт из свинины ветчина «Банкетная новая» массой 1,6 кг на сумму 79840 руб. (по цене 49900 руб. за кг), колбаса мясная «Польская традиционная» полукопченая 2 сорта в количестве 1,7 кг на сумму 66450 руб. (по цене 58500 руб.), не соответствующие требованиям пункта 4.8.1 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 N 23 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», по маркировке (не обеспечено доведение в доступной форме до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях (о наименовании товара, завода-изготовителя, составе, дате изготовления, сроке годности (хранения), условиях хранения, наименовании и местонахождении изготовителя), обеспечивающей возможность правильного выбора товаров);
  • не было обеспечено соблюдение требований ТУ ВУ 600005311.002.2010 при хранении рыбных консервов 3 наименований, которые хранились в магазине при температуре — 14 градусов по Цельсию, вместо температуры от 0 до -8 градусов по Цельсию.

В соответствии с требованиями части первой пункта 3 Правил N 384 режим работы магазина был определен по согласованию с районным исполнительным комитетом:

  • для продовольственного отдела — с 8.00 до 20.00 часов, без перерыва на обед, без выходных, в воскресенье — с 8.00 до 17.00 часов, санитарный день — первый понедельник месяца;
  • для непродовольственного отдела — с 10.00 до 19.00 часов, обеденный перерыв — с 13.00 до 14.00 часов, выходные дни — воскресенье, понедельник, санитарный день — первый понедельник месяца.

В нарушение части первой пункта 11 Правил N 384 на момент проверки продавцом не было доведено до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта. Представленная на информационной табличке на входных дверях магазина информация «Режим работы 8.00 — 20.00, воскресенье — 8.00 — 17.00, санитарный день — первый понедельник месяца» была частично стерта, сама информационная табличка грязная, ее внешний вид свидетельствовал о том, что поверх указанной таблички ранее была наклеена другая информация.

В нарушение части третьей пункта 8 Правил N 384 для проверки покупателем правильности цены и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте не было установлено соответствующее измерительное оборудование.

В нарушение пункта 10 Правил N 384 Правила N 384 в доступной форме не были доведены продавцом до сведения покупателей.

Объективной стороной правонарушения, описанного в части 2 статьи 12.17 КоАП, является реализация или предложение к реализации товаров с истекшим сроком годности, хранения или реализации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство продовольственного сырья и пищевых продуктов, устанавливают срок их годности и (или) срок хранения с указанием условий хранения. Качество и безопасность производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов подтверждаются удостоверением качества и безопасности и иными документами в соответствии с законодательством. Реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов населению допускается в местах и порядке, определяемых законодательством.

Запрещена реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов: не соответствующих требованиям качества и безопасности; не сопровождаемых документами, удостоверяющими качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов; не прошедших государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию, обязательное подтверждение соответствия требованиям технических нормативных правовых актов; не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения или если они истекли; при отсутствии надлежащих условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов; запрещенных к реализации органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов; не соответствующих представленной об этих продуктах и сырье в сопроводительных документах информации либо фальсифицированных. При выявлении подобного рода нарушений реализации товаров их продажа должна быть приостановлена до устранения выявленных нарушений.

Пример нарушения по части 2 статьи 12.17 КоАП.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее — Закон N 217-З) не допускается реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли.

Установлено, что по состоянию на 31.10.2013 на складе общества хранилось 27000 банок консервной продукции «Баклажаны резанные с овощным фаршем в томатном соусе «Вкус лета» на сумму 228788064 руб., произведенной 21 — 23 сентября 2011 г.

Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1131-98 «Овощи в томатном соусе. Общие технические условия», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30.12.1998 N 22 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов, классификаторов, Правил ЕЭК ООН и руководящих документов по стандартизации Республики Беларусь» (далее — СТБ 1131-98), срок годности на указанную продукцию — 2 года. Таким образом, по состоянию на 31.10.2013 на складе общества хранились 27000 банок консервной продукции «Баклажаны резанные с овощным фаршем в томатном соусе «Вкус лета» на сумму 228788064 руб. с истекшим сроком годности (хранения).

Установлено, что согласно товарно-транспортной накладной (ТТН) от 11.11.2013 обществом были отгружены (реализованы) 13500 банок консервной продукции «Баклажаны резанные с овощным фаршем в томатном соусе «Вкус лета» с истекшим сроком годности (изготовлена 21 — 23 сентября 2011 г., срок годности согласно СТБ 1131-98 — 2 года) на общую сумму 78001839 руб., цель приобретения — оптовая или розничная торговля.

Согласно данным бухгалтерского учета общества отгрузка продукции с истекшим сроком годности была отражена бухгалтерской записью по дебету счета 90-1 «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» и кредиту счета 43 «Готовая продукция». Также, по сведениям общества, стоимость реализованных товаров им включена в обороты по реализации для исчисления налога на добавленную стоимость за ноябрь 2013 г.

Таким образом, обществом в нарушение пункта 3 части 10 статьи 11 Закона N 217-З была произведена реализация 13500 банок консервной продукции «Баклажаны резанные с овощным фаршем в томатном соусе «Вкус лета» с истекшим на 49 — 51 день сроком годности на общую сумму 78001839 руб.

Объективной стороной правонарушений, описанных в части 4 статьи 12.17 КоАП, является несоблюдение предусмотренных законодательством Республики Беларусь требований, предъявляемых к порядку документального сопровождения товарооборота. При рассмотрении административных дел этой категории суды, оценивая фактические обстоятельства по делу, основываются на анализе многочисленных актов законодательства, регулирующих порядок документооборота при движении товаров. Это, в частности, акты законодательства о бухгалтерском учете и отчетности (Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон N 57-З); Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»), акты налогового законодательства (Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК), Таможенный кодекс Таможенного союза), акты транспортного законодательства (Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», Закон Республики Беларусь от 06.06.2001 N 32-З «О перевозках опасных грузов»), акты Таможенного союза по ветеринарной, фитосанитарной и другим видам защиты единого рынка Единого экономического пространства.

Пример нарушения по части 4 статьи 12.17 КоАП.

УП «Ж» было допущено нарушение порядка реализации щебня гранитного, портландцемента, заполнителя из естественного камня, выразившееся в реализации в июле — ноябре 2013 г. указанных товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов).

Так, в ходе проведения проверки УП «Ж» было установлено, что в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с УП «Л», УП «Ж» была осуществлена поставка цемента в адрес УП «Л» 03.07.2013 и 06.07.2013 весом 310 тонн на сумму 305 млн.руб. При этом товарно-сопроводительные документы (ТТН, ТН) на товар не оформлялись.

Лишь 10.12.2013 филиалом УП «Ж» была выписана ТН на поставку указанным предприятием цемента весом 310 тонн на сумму 305067601 руб. в адрес УП «Л». До 10.12.2013 указанный цемент числился на счетах бухгалтерского учета УП «Ж».

Также установлено, что в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с УП «М», УП «Ж» была осуществлена поставка щебня и заполнителя из естественного камня в адрес соответственно УП «М» 07.07.2013 и 09.08.2013 общим весом 3500 тонн на сумму 450 млн.руб. При этом товарно-сопроводительные документы (ТТН, ТН) не оформлялись.

Лишь 04.12.2013 филиалом УП «Ж» была выписана ТН на поставку указанным предприятием щебня и заполнителя из естественного камня общим весом 3500 тонн на сумму 450 млн.руб. До 04.12.2013 указанный щебень и наполнитель из естественного камня числился на счетах бухгалтерского учета УП «Ж».

Таким образом, УП «Ж» было допущено нарушение порядка реализации щебня гранитного, портландцемента, заполнителя из естественного камня, выразившееся в реализации указанных ТМЦ без наличия в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, чем нарушены требования:

  • подпункта 1.12 пункта 1 статьи 22 НК;
  • статьи 10 Закона N 57-З;
  • пункта 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».