Комментарий к главе 29 «Прекращение и возобновление предварительного расследования по уголовному делу» Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (часть 1)

Уголовно-процессуальные нормы, закрепленные в статьях главы 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), регламентируют основания и порядок прекращения предварительного расследования и уголовного преследования, возобновления предварительного расследования и возникающие при этом правоотношения между участниками уголовного процесса. При этом прекращение предварительного расследования является одной из форм окончания производства по уголовному делу, а прекращение уголовного преследования выражается в принятии решения о прекращении процессуальной деятельности, осуществляемой органом уголовного преследования в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и совершившего его лица, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения. В тех случаях, когда их цели совпадают, вместе с прекращением предварительного расследования, соответственно прекращается и уголовное преследование, если оно имело место. При прекращении же уголовного преследования в отношении лица, не единственного, против кого возбуждено уголовное дело, признанного подозреваемым или обвиняемым, а также при прекращении уголовного преследования ввиду недоказанности его участия в совершении преступления предварительное расследование продолжается до установления лица, совершившего преступление, либо приостанавливается при наличии оснований, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 246 УПК.

Характеризуя нормы указанной главы применительно к формам расследования, представляется целесообразным отметить, что они в полной мере относятся лишь к прекращению предварительного следствия.

Представляется, что пределы процессуальных прав органа дознания при производстве расследования в форме дознания, предусмотренные ст. 37 и 38 УПК, существенно ограничены. Орган дознания вправе возбудить уголовное дело, провести по нему неотложные следственные и другие процессуальные действия, направленные на собирание доказательств, до направления его в органы предварительного следствия. В соответствии с п. 4 ст. 177 и ч. 3 ст. 186 УПК производство дознания оканчивается вынесением постановления о направлении (передаче) уголовного дела по подследственности для производства предварительного следствия. Из указанного можно сделать вывод, что принятие других процессуальных решений о судьбе уголовного дела, в том числе по вопросу прекращения уголовного преследования, ему не делегированы.

Вместе с тем наделение начальника органа дознания правом лично проводить дознание, в том числе приняв дело к своему производству (ч. 4 ст. 38 УПК), формально не запрещает ему вынести постановление о прекращении предварительного расследования при наличии оснований, указанных в ст. 29 УПК, если это решение может быть им принято в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Иными словами, если в течение указанного времени будут получены доказательства, подтверждающие обоснованность прекращения производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении конкретного лица, то принятие указанных процессуальных решений начальником органа дознания вроде бы допустимо.

При этом представляется маловероятной возможность прекращения уголовного преследования по основанию, предусмотренному ч. 2 ст. 250 УПК, при недоказанности участия в совершении преступления. Во-первых, такое процессуальное решение органом дознания не может быть принято в отношение обвиняемого, т.к. он не вправе ни выносить постановление о привлечении в качестве обвиняемого, ни предъявлять обвинение. Вопрос о прекращении уголовного преследования органом дознания можно рассматривать лишь в отношении подозреваемого. Во-вторых, до прекращения уголовного преследования должно быть соблюдено обязательное условие — исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, что в рамках ограниченного срока расследования представляется проблематичным, но вместе с тем не бесспорным.

И все же принимая во внимание тот факт, что у начальника органа дознания в соответствии с ч. 5 ст. 38 УПК отсутствуют полномочия на утверждение постановления о прекращении предварительного расследования и уголовного преследования, приходим к выводу о том, что лицо, производящее дознание, не вправе выносить указанные постановления, даже с учетом того, что в ч. 1 ст. 251 УПК имеется нормативное предписание об указании в постановлении о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования его фамилии.

Представляется, что процессуальные полномочия органа дознания и лица, производящего дознание, по прекращению предварительного расследования и уголовного преследования в соответствии с нормами статей главы 29 УПК при внесении дополнений и изменений в УПК Законом Республики Беларусь от 13.12.2011 N 325-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета Республики Беларусь» (далее — Закон N 325-З) ошибочно не исключены. Полагаем, что слова «орган дознания» и «лицо, производящее дознание» из ст. 251 и 252 УПК необходимо исключить.

Основания к прекращению предварительного расследования и уголовного преследования

Статья 250 УПК регламентирует основания прекращения предварительного расследования и уголовного преследования. При этом ч. 1 указанной статьи не закрепляет такого рода основания, а отсылает к ст. 29 и ч. 1 и 1-1 ст. 30 УПК, а ч. 2 указанной статьи непосредственно закрепляет такое основание, как недоказанность участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, и условие его применения — если исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств.

Основания прекращения предварительного расследования, указанные в ст. 250 УПК, не являются исчерпывающими. Орган уголовного преследования может также прекратить производство по делу в случаях, когда по характеру совершенного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и своему психическому состоянию лицо, совершившее это деяние, не представляет опасности для общества (п. 1 ч. 1 ст. 444 УПК).

Обращаем внимание, что ч. 1 ст. 29 УПК указывает обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, которые являются основаниями, как для отказа в возбуждении уголовного дела, так и для прекращения производства по уже возбужденному.

Следует отметить, что не все из обстоятельств, перечисленных в п. 1 — 13 ч. 1 указанной статьи, являются основаниями к прекращению предварительного расследования.

Не может рассматриваться в качестве основания прекращения предварительного расследования обстоятельство, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 29 УПК (за отсутствием заявления лица, пострадавшего от преступления, если уголовное дело возбуждается и рассматривается не иначе как по его заявлению), т.к. уголовное дело при таких обстоятельствах не возбуждается, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 26 УПК, а возбужденное, если и будет прекращено, то по другим основаниям.

Таким образом, согласно ч. 1 ст. 29 УПК при наличии любого из обстоятельств, предусмотренных п. 1 — 5 и 7 — 13 ч. 1 указанной статьи, предварительное расследование по уголовному делу подлежит прекращению.

По некоторым основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 29 УПК, имеются особенности прекращения предварительного расследования по уголовному делу.

Так, по основаниям, предусмотренным п. 3 и 4 ч. 1 указанной статьи, производство по делу может быть прекращено в отношении подозреваемого или обвиняемого только с их согласия.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о:

  1. применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого;
  2. признании подозреваемым.

Следует заметить, что данный участник уголовного процесса может появиться и до возбуждения уголовного дела — при задержании его в порядке ст. 108 УПК. Вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен органом уголовного преследования в течение 12 часов с момента фактического задержания.

Обвиняемым при производстве предварительного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 42 УПК является физическое лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

По смыслу УПК не требуется признания подозреваемым или обвиняемым своей вины в совершении амнистированного преступления, а лишь требуется их согласие на прекращение производства. Представляется, что по делам о преступлениях несовершеннолетних, наряду с их согласием, необходимо согласие законных представителей соответственно подозреваемого либо обвиняемого (ч. 1 ст. 56 УПК), что подтверждается п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.09.2002 N 6 «О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции».

Следует заметить, что принятые в Республике Беларусь законы об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления, не согласуются с УПК. Норма ст. 21 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Закон N 147-З) предусматривает несколько иной порядок деятельности и отличную от УПК процессуальную форму постановления о прекращении предварительного расследования. Так, в соответствии с указанной статьей применение Закона N 147-З производится по постановлению в том числе начальника органа предварительного расследования, утвержденному прокурором. Во-первых, данное положение Закона N 147-З противоречит ч. 2 ст. 1 УПК, где указано, что установленный УПК порядок производства по материалам и уголовному делу является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников уголовного процесса. Во-вторых, принятие такого рода процессуальных решений отнесено к компетенции следователя, прокурора, в производстве которого находится уголовное дело. В данном случае мы не можем говорить о Законе N 147-З как источнике уголовно-процессуального права, поскольку закрепленные в нем нормы затрагивают процедурные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции УПК. Представляется, что разработчикам такого рода проектов законов при их подготовке необходимо учитывать требования ч. 2 ст. 1 УПК, а также внести предложения по изменению норм уже действующих законов об амнистии в целях их приведения в соответствие с УПК.

Обращаем внимание, что из перечня дел, которые возбуждаются не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления, его законного представителя или представителя юридического лица (ч. 2 — 4 ст. 26 УПК), дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 211 и ч. 1 ст. 214 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), совершенных в отношении лица, пострадавшего от преступления, членами его семьи, близкими родственниками либо иными лицами, которых оно обоснованно считает близкими, как бы выделены в отдельную категорию. Эти дела по общему правилу возбуждаются в суде в порядке дел частного обвинения. Прокурор не наделен правом их возбуждения. Возникает вопрос: каким образом поступать, если в ходе предварительного расследования уголовного дела, возбужденного по факту совершенного преступления по признакам одного из преступлений, указанных в ч. 3 ст. 26 УПК, будет установлено, что оно совершено членом семьи, близким родственником лица, пострадавшего от преступления, либо иным лицом, которого пострадавший считает своим близким? По делам частного обвинения, предварительное следствие возможно лишь по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психическим расстройством (заболеванием) после совершения преступления. В тех случаях, когда лицо, пострадавшее от преступления, не желает привлекать к ответственности указанных выше лиц и если они примирились, предварительное расследование прекращается на основании п. 5 ч. 1 ст. 29 УПК. Представляется, что в случаях, когда пострадавшее лицо не желает примиряться с лицом, совершившим преступление, но в то же время не желает привлекать его к уголовной ответственности, прокурор или следователь с согласия прокурора вправе прекратить производство по уголовному делу и освободить лицо от уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 30 УПК — в силу утраты деянием общественной опасности. В обоих случаях пострадавшему должно быть разъяснено, что вынесение постановления о прекращении предварительного расследования фактически лишает его права на обращение в дальнейшем с заявлением о привлечении лица, совершившего преступление, т.к. оно будет являться основанием, исключающим производство по уголовному делу (п. 9 ч. 1 ст. 29 УПК). Если же потерпевший не примирился с лицом, совершившим преступление, и настаивает на привлечении его к уголовной ответственности, то предварительное расследование не прекращается и при его окончании дело передается прокурору для направления в суд.

Также не прекращается предварительное расследование в отношении умершего лица, признанного ранее по делу подозреваемым или привлеченного в качестве обвиняемого, в случае, когда производство по уголовному делу необходимо для его реабилитации. В ходе предварительного расследования может быть установлена непричастность умершего к совершению преступления, что может повлечь прекращение органом предварительного расследования производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 1 или 2 ч. 1 ст. 29 либо ч. 2 ст. 250 УПК, реабилитирующим умершего.

Предварительное расследование по основанию, указанному в п. 11 ч. 1 ст. 29 УПК, в связи с освобождением от уголовной ответственности может быть прекращено органом уголовного преследования только при наличии оснований, предусмотренных примечаниями к главе 24 и ст. 235, 287, 289, 290-1, 291, 295, 328, 356, 357, 431, 432, 435, 445 УК. Решение об освобождении лица от уголовной ответственности должно быть принято в любом случае при наличии к тому оснований, предусмотренных уголовным законом. Такое решение не зависит от усмотрения органа уголовного преследования, поскольку обстоятельство, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 29 УПК, исключает дальнейшее производство по уголовному делу.

Предварительное расследование по основаниям, указанным в ч. 1 и 1-1 ст. 30 УПК, в связи с освобождением лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности в соответствии со ст. 86, 87, 88, 88-1, 89 и 118 УК может быть прекращено лишь при соблюдении условий, указанных в этих статьях. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 30 УПК прекратить предварительное расследование в досудебном производстве вправе прокурор, а также следователь с согласия прокурора, а по ч. 1-1 ст. 30 УПК — прокурор <1>. Органу дознания по находящимся в его производстве уголовным делам такое право не предоставлено. При наличии оснований, дающих возможность освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности, следователь обращается к прокурору или его заместителю с ходатайством о принятии решения о прекращении производства по уголовному делу с освобождением лица от уголовной ответственности.

<1> По нашему мнению, под понятие «прокурор» подпадают должностные лица, перечисленные в п. 32 ст. 6 УПК, т.е. надзирающий прокурор, его заместитель, прокурор, осуществляющий предварительное следствие, и т.д., а по смыслу ст. 264 УПК — только надзирающий прокурор и его заместитель.

Прекращение производства по уголовным делам с освобождением лица от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 30 УПК, не является обязательным, в отличие от оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных статьями Особенной части УК. Производство по уголовному делу по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 30 УПК, на стадии предварительного расследования может быть прекращено лишь по усмотрению прокурора. Если он не считает возможным прекратить производство по делу по этим основаниям, то производство по нему продолжается в обычном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 30 УПК предварительное расследование по основаниям, указанным в п. 1 — 3 ч. 1 указанной статьи, может быть прекращено только в том случае, если обвиняемый и потерпевший против этого не возражают. Поэтому по смыслу приведенной нормы предварительное расследование по уголовным делам по указанным основаниям может быть прекращено только в отношении обвиняемого. Представляется, что и по основаниям, предусмотренным п. 4 и 5 ч. 1 и ч. 1-1 ст. 30 УПК, производство по делу может быть прекращено только в отношении обвиняемого, но при этом согласие обвиняемого и потерпевшего не испрашивается. Привлечение в качестве обвиняемого является обязательным условием для принятия такого решения. В качестве уголовно-правовой гарантии от незаконного привлечения в качестве обвиняемого в УК предусмотрена ответственность по ст. 393 «Привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного».

Согласно ст. 20 УК участник преступной организации или банды не может быть освобожден от уголовной ответственности в случае совершения им особо тяжкого или тяжкого преступления, связанного с посягательством на жизнь или здоровье человека. Несовершеннолетний также в соответствии со ст. 118 УК не может быть освобожден от уголовной ответственности с передачей под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, если им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление.

Прекращение производства по уголовному делу по основанию, предусмотренному ч. 1-1 ст. 30 УПК, возможно только в стадии предварительного расследования и при наличии Указа Президента Республики Беларусь об освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных ст. 88-1 УК. В соответствии с ч. 1-1 ст. 30 и ч. 2 ст. 264 УПК прокурор в этом случае обязан прекратить производство по уголовному делу. Для принятия такого решения необходимо выполнение условий, предусмотренных ст. 88-1 УК и Положением о порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступлений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.12.1994 N 250.

Прекращение уголовного преследования за недоказанностью участия подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в соответствии с ч. 2 ст. 250 УПК обусловлено недостаточностью доказательств, собранных органом уголовного преследования в подтверждение подозрения или обвинения, а также когда исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств. При этом уголовное преследование в отношении обвиняемого прекращается, когда исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств его виновности в совершении преступления, а в отношении подозреваемого — когда исчерпаны возможности для собирания доказательств, дающих основания для предъявления ему обвинения в совершении преступления в соответствии с ч. 1 ст. 240 УПК.

Если в ходе предварительного расследования предъявленное обвинение не нашло подтверждения в какой-либо части, то следователь в соответствии с ч. 2 ст. 245 УПК своим постановлением прекращает уголовное преследование в этой части и предварительное расследование продолжается по остальным эпизодам преступной деятельности обвиняемого.

В случаях прекращения уголовного преследования против подозреваемого или обвиняемого при недоказанности их участия в совершении преступления предварительное расследование по уголовному делу прекращается по истечении срока на его проведение.

Основаниями, реабилитирующими лицо, в отношении которого прекращается предварительное расследование или уголовное преследование, являются обстоятельства, указанные в п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 29 и ч. 2 ст. 250 УПК.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 461 УПК подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование против которых прекращено по указанным основаниям, имеют право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа уголовного преследования.

Основания, предусмотренные п. 3 — 7, 10 — 13 ч. 1 ст. 29, ч. 1 и 1-1 ст. 30 УПК, являются не реабилитирующими подозреваемого или обвиняемого, в отношении которых прекращено предварительное расследование по уголовному делу. Прекращение производства по делу по этим основаниям может влечь для них последствия гражданско-правового характер, связанные с предъявлением гражданских исков в порядке гражданского судопроизводства. Согласно ст. 461 УПК эти лица не вправе требовать возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органа уголовного преследования.

При недоказанности участия в совершении преступления отдельных подозреваемых или обвиняемых против них прекращается уголовное преследование, а предварительное расследование продолжается в отношении остальных до его окончания и передачи уголовного дела прокурору для направления в суд.

О прекращении уголовного преследования в отношении отдельных подозреваемых, обвиняемых орган уголовного преследования выносит постановление. Согласно ч. 1 ст. 251 УПК постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования должно быть мотивированным. По смыслу закона постановление о прекращении уголовного преследования, которое выносится в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 250, также должно быть мотивированным и по содержанию должно соответствовать постановлению, выносимому в порядке ст. 251 УПК.

Подозреваемый или обвиняемый, в отношении которых прекращено уголовное преследование, в дальнейшем могут принимать участие в производстве по уголовному делу в качестве других участников процесса.

Постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования

Постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования представляет собой разновидность властно-распорядительных актов органа уголовного преследования. Прекращая предварительное расследование по уголовному делу, орган уголовного преследования не только завершает производство в стадии предварительного расследования, но и предопределяет последствия всего производства по данному делу. Постановление о прекращении уголовного преследования не влечет указанных выше последствий. Оно закрепляет решение следователя о прекращении его процессуальной деятельности в отношении конкретного лица в связи с имевшим место подозрением или обвинением этого лица в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, при этом предварительное расследование по уголовному делу продолжается. Решение следователя о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования реализуется путем вынесения мотивированного постановления об этом.

Постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования является формой процессуального акта следователя о принятии им такого процессуального решения. Вынесением постановления о прекращении предварительного расследования орган уголовного преследования завершает производство по уголовному делу и решает целый ряд сопутствующих вопросов, представляющих существенное значение для подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного процесса. При вынесении постановления о прекращении уголовного преследования предварительное расследование по уголовному делу продолжается с целью установления лица, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения (п. 48 ст. 6 УПК). В данном случае прекращается лишь процессуальное производство в отношении подозреваемого или обвиняемого как не совершивших предусмотренное уголовным законом деяние, которое им выдвигалось в подозрении или обвинении.

Постановление о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования вправе вынести также прокурор, если уголовное дело находится в его производстве, а также в соответствии с п. 5 ст. 179 УПК — прекратить производство по уголовному делу в случае отмены постановления органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела.

Обращаем внимание, что прокурор или его заместитель по поступившему к ним от органа предварительного следствия уголовному делу в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 264 УПК наделены правом прекратить уголовное преследование в отношении некоторых обвиняемых, а также прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме.

Нормативное предписание относительно содержания постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования содержится в ст. 251 УПК. При этом следует отметить, что из структурных частей постановления здесь говорится лишь о его резолютивной части, а другие — подразумеваются.

Обращаем внимание, что по общему правилу постановление органа уголовного преследования о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части должны быть указаны название документа, время <2> и место его вынесения, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы лица, его составившего, а также номер уголовного дела, по которому принимается решение.

<2> Представляется, что в понятие «время» по смыслу закона включается дата (число, месяц и год), а также указание на астрономическое время составления постановления, от которого исчисляется срок направления копии постановления прокурору.

В описательно-мотивировочной части <3>, которая начинается после слова «установил», излагаются обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, повод и основание к возбуждению уголовного дела с изложением обстоятельств совершенного преступления, когда было возбуждено уголовное дело и кем. Отражены результаты расследования уголовного дела (анализ установленных обстоятельств расследуемого события и полученных доказательств, на основе которого делается вывод о наличии оснований прекращения предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования в отношении всех подозреваемых, обвиняемых или только в отношении части из них) с указанием данных о лицах, подозревавшихся или обвинявшихся в совершении преступления. Какие именно данные об этих лицах должны быть указаны, в ст. 251 УПК не конкретизировано. Представляется, что это могут быть данные, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 241 УПК (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения), либо полные данные, предусмотренные ч. 3 ст. 244 УПК. Кроме того, указываются сведения об уголовно-правовой квалификации, т.е. указывается пункт, часть, статья УК, предусматривающая ответственность за каждое совершенное подозреваемым или обвиняемым преступление, по всем эпизодам, и применявшиеся меры пресечения (какая мера пресечения была применена в отношении каждого подозреваемого или обвиняемого, когда и кем). Если мера пресечения была применена по указанию прокурора или его заместителя, то это в постановлении также должно быть отмечено. В соответствии с ч. 3 ст. 117 и ст. 129 УПК вместо меры пресечения по уголовному делу может быть применена иная мера процессуального принуждения — обязательство о явке. Если она применялась, об этом также должно быть указано в постановлении. Далее в этой части постановления даются ссылки на статьи УПК, которыми установлен порядок прекращения предварительного расследования или уголовного преследования, а также порядок отмены меры пресечения (ст. 119 УПК), ареста на имущество (ч. 8 ст. 132 УПК), а также разрешения вопроса о судьбе вещественных доказательств (ст. 98 УПК).

<3> В учебниках по уголовному процессу и сборниках образцов уголовно-процессуальных документов вторую часть постановления называют и описательной, и описательно-мотивировочной. Представляется, что в данном случае больше подходит второй вариант, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 251 УПК о прекращении предварительного расследования следователь выносит именно мотивированное постановление.

В резолютивной части постановления, которая начинается после слова «постановил», отражается принятое решение о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования по конкретному уголовному делу с указанием пункта, части, статьи УПК, предусматривающих основание для принятия этого решения. Если уголовное преследование прекращается в отношении конкретного подозреваемого или обвиняемого, то в резолютивной части указывается его фамилия, имя, отчество.

Далее по необходимости излагаются указания об отмене меры пресечения, временного отстранения от должности, ареста на имущество, временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь, а также о судьбе вещественных доказательств.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 5 ст. 119 УПК отмена следователем меры пресечения, примененной с санкции прокурора либо его заместителя, допускается лишь с согласия прокурора или его заместителя. В таком случае, по нашему мнению, необходимо вынести отдельное постановление об отмене меры пресечения, т.к. отражение согласия прокурора в виде санкции на постановлении о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования будет противоречить процессуальной форме данного постановления. Такой же позиции мы придерживаемся и относительно отмены иной меры процессуального принуждения — временного отстранения от должности, т.к. в соответствии с ч. 4 ст. 131 УПК она может быть отменена, в т.ч. постановлением следователя с согласия прокурора или его заместителя, а отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь.

Об отмене ареста на имущество, временного ограничения права на выезд из Республики Беларусь может быть указано в постановлении о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования либо в соответствии с ч. 8 ст. 132 или ч. 4 ст. 132-1 УПК может быть вынесено отдельное постановление органом, в производстве которого находится уголовное дело. При этом не требуется получения согласия прокурора или его заместителя, Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или лиц, исполняющих их обязанности, на отмену наложенного ареста на имущество, находящегося в жилище, в случаях, когда он был осуществлен с санкции или по постановлению указанных лиц.

В ст. 98 УПК дан исчерпывающий перечень процессуальных документов, в которых должен быть разрешен вопрос о судьбе вещественных доказательств. Одним из таких документов является постановление о прекращении производства по уголовному делу.

В случае прекращения предварительного расследования по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 29 УПК (за истечением сроков давности или вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние), следователь, в производстве которого находится уголовное дело, предварительно должен выяснить у подозреваемого или обвиняемого, согласны ли они на прекращение производства по уголовному делу. Если эти участники процесса согласия на прекращение производства по делу не дают, то в соответствии с ч. 3 ст. 29 УПК предварительное расследование продолжается в обычном порядке. Согласие указанных участников отражается в виде записи на постановлении и удостоверяется их подписью.

Прекращение производства по уголовному делу по основаниям, указанным в п. 1 — 3 ч. 1 ст. 30 УПК, возможно только в случае, если обвиняемый или потерпевший против этого не возражают. Поэтому прокурор или следователь перед вынесением постановления о прекращении производства по уголовному делу с освобождением от уголовной ответственности должны выяснить у обвиняемого и потерпевшего, не возражают ли они против такого решения. Отсутствие возражения отражается на постановлении и удостоверяется подписью указанных участников. Представляется, что в отличие от прекращения по основаниям, предусмотренным п. 3 или 4 ч. 1 ст. 29 УПК, где на постановлении указывается «согласен», в данном случае должно указываться «не возражаю». Если кто-либо из них возражает против прекращения производства по делу, то оно продолжается в обычном порядке.

Принимая во внимание, что основания прекращения предварительного расследования, предусмотренные п. 3 и 4 ч. 1 ст. 29, п. 1 — 3 ч. 1 ст. 30 УПК, относятся к нереабилитирующим, должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано разъяснить подозреваемому и (или) обвиняемому правовой характер и правовые последствия прекращения производства по уголовному делу по этим основаниям. Представляется, что такие разъяснения должны быть даны также и потерпевшему при прекращении производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным п. 1 — 3 ч. 1 ст. 30 УПК.

Если в ходе предварительного расследования не собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение подозреваемым или обвиняемым преступления, и исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств, эти участники процесса считаются не совершавшими преступление. Поэтому при прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 2 ст. 250 УПК, не допускается включение в постановление формулировок, ставящих под сомнение невиновность лица, в отношении которого прекращено предварительное расследование либо уголовное преследование. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УПК сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого. Представляется, что сомнения относительно участия подозреваемого в совершении преступления также должны толковаться в его пользу.

Законодатель устанавливает относительно определенный срок направления копии постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования прокурору. Она должна быть направлена в течение 24 часов.

Действия следователя, лица, производящего дознание <4>, после прекращения предварительного расследования либо уголовного преследования

<4> Представляется, что процессуальные полномочия органа дознания и лица, производящего дознание, по прекращению предварительного расследования и уголовного преследования в соответствии с нормами статей главы 29 УПК при внесении дополнений и изменений в УПК Законом N 325-З ошибочно не исключены.

После вынесения постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования следователь обязан направить письменное уведомление об этом лицам, указанным в ч. 1 ст. 252 УПК. Перечень этих участников уголовного процесса является исчерпывающим. Другие лица, представители государственных органов, иной организации уведомляются о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования лишь в случаях, когда по их заявлениям было возбуждено уголовное дело.

Указанным выше лицам могут быть направлены письменные уведомления о прекращении предварительного расследования и основаниях его прекращения, либо они могут быть приглашены следователем и ознакомлены с постановлением о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования. Об ознакомлении в постановлении делается отметка, которая удостоверяется их подписью.

Законодатель не указывает форму уведомления участников. По общему правилу оно может быть направлено нарочным, по почте, телеграфу, телефонограммой либо вручается под расписку лично следователем вызванному им лицу. В случае временного отсутствия адресата уведомление может быть вручено совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту работы, администрации организации здравоохранения, если участник процесса находится на излечении, а в сельской местности — местной администрации, которые обязаны передать уведомление участнику процесса. Защитник подозреваемого, обвиняемого уведомляется лично следователем с использованием указанных выше средств связи в зависимости от места его нахождения.

В случае прекращения предварительного расследования либо уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, находящегося в месте, известном следователю, но с которым имеется только телефонная или радиосвязь, для уведомления используются эти виды связи, при этом уведомление вручается в виде телефонограммы или радиограммы, о чем составляется справка, которая приобщается к уголовному делу.

Содержание уведомления нормативно не закреплено, однако представляется, что оно должно быть изготовлено на бланке органа расследования с указанием даты и исходящего регистрационного номера в соответствии с установленным порядком делопроизводства. В содержательной части указываются фамилия, имя, отчество участника уголовного процесса или иного лица, имеющего право на ознакомление с уголовным делом и обжалование постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования, и куда оно адресуется. Далее со ссылкой на ч. 1 ст. 252 УПК, в соответствии с которой оно направляется, указывается, по какому уголовному делу (по факту совершения преступления, подозрению или обвинению конкретного лица), основание, по которому прекращено предварительное расследование либо уголовное преследование, и разъясняются права на ознакомление с уголовным делом, получение копии постановления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования, порядок обжалования постановления, предусмотренный ст. 138 — 140 УПК, время и место ознакомления с делом. Завершается уведомление указанием должности, звания (классного чина), фамилии и инициалов должностного лица, направившего уведомление. Копия уведомления с отметкой о регистрации и отправке, удостоверяющая выполнение следователем обязанности об уведомлении участников уголовного процесса и других лиц о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования, приобщается к уголовному делу.

Срок направления уведомления о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования законом не определен, однако исходя из смысла ст. 10 УПК, обязывающей орган уголовного преследования обеспечивать защиту прав и свобод участников уголовного процесса и создавать условия для ее своевременного осуществления, такое уведомление должно направляться в кратчайший срок после вынесения постановления.

По просьбе участников, уведомленных о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, следователь вручает им о копию соответствующего постановления. Представляется, что об объявлении постановления и вручении его копии, а также о разъяснении указанным лицам порядка обжалования принятого решения необходимо сделать отметку в постановлении, а при его наличии — на отдельном бланке, что удостоверяется их подписью.

По смыслу закона копия постановления должна быть вручена лично указанным в ч. 1 ст. 252 УПК лицам, однако, по нашему мнению, она может быть направлена по просьбе этих лиц по почте или иным способом.

Законодатель не предусматривает специального порядка ознакомления с уголовным делом при прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, а отсылает к нормам ст. 255 — 259 УПК, регламентирующим порядок ознакомления с делом при окончании предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.