Комментарий к главе 29 «Прекращение и возобновление предварительного расследования по уголовному делу» Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (часть 2)

Действия следователя, лица, производящего дознание, после прекращения предварительного расследования либо уголовного преследования

Как отмечалось ранее, законодатель не предусматривает специального порядка ознакомления с уголовным делом при прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, а отсылает к нормам ст. 255 — 259 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), регламентирующим порядок ознакомления с делом при окончании предварительного расследования с передачей уголовного дела прокурору для направления в суд.

Следует отметить, что ознакомление с уголовным делом участников уголовного процесса, защищающих свои или представляемые интересы в уголовном деле, при прекращении предварительного расследования или уголовного преследования имеет существенное значение и призвано гарантировать получение ими информации о том, на основании каких доказательств, по каким основаниям, установленным в уголовном деле, и почему принято то или иное решение. Представляется, что без знания такого рода информации существенно ограничивается возможность целенаправленного и убедительного отстаивания участниками уголовного процесса своей позиции по данному уголовному делу.

УПК определяет ознакомление участников уголовного процесса с уголовным делом в виде процесса, проходящего в своем развитии определенные этапы. Процесс ознакомления с уголовным делом в связи с прекращением предварительного расследования условно можно подразделить на два этапа, а уголовного преследования — на три. На первом этапе с уголовным делом знакомятся потерпевший и его представители, а с частью этого дела, относящейся к гражданскому иску, — гражданский истец, гражданский ответчик и их представители; на втором — подозреваемый, обвиняемый, их законные представители и защитники.

Исключением из общего правила ознакомления заинтересованных участников процесса с прекращенным производством уголовным делом является невозможность заявлять ими ходатайства после ознакомления, так как следователь после вынесения постановления о прекращении предварительного расследования не может их рассмотреть, поскольку не вправе производить по этому делу никакие следственные действия и принимать процессуальные решения.

Заявление ходатайств участниками процесса в ходе ознакомления с уголовным делом при прекращении уголовного преследования допустимо, поскольку производство по делу продолжается.

Порядок и условия ознакомления с материалами уголовного дела, предварительное расследование по которому прекращено, с тактической точки зрения некоторым образом отличаются от порядка ознакомления с материалами дела, передаваемыми прокурору для направления в суд, при этом уголовно-процессуальные нормы, его регламентирующие, остаются неизменными. Следует обратить внимание на то, что сроки ознакомления с уголовным делом всех участников уголовного процесса, защищающих свои или представляемые интересы, на данном этапе движения уголовного дела в законе одинаковые — в течение месяца. Вместе с тем при ознакомлении с уголовным делом таких участников, как подозреваемый, обвиняемый, их защитники и законные представители, срок ознакомления может быть продлен. Законодатель объясняет этот случай исключительностью возникшей ситуации, но это исключение может быть истолковано по-разному, в зависимости от того, кто рассматривает ходатайство о продлении указанного срока. Иными словами, в одних случаях срок ознакомления может быть продлен, а в других — нет. По нашему мнению, такое нормативное предписание противоречит уголовно-процессуальному принципу равенства граждан перед законом и равенства защиты их прав и законных интересов, в частности положениям, закрепленным в ч. 1 ст. 20 УПК.

Кроме того, норма ч. 4 ст. 257 УПК никак не сформулирована относительно временных рамок продления срока ознакомления с уголовным делом, указывается лишь, что срок может быть продлен прокурором. Предполагается, что на время, необходимое для окончания ознакомления. Обращаем внимание на то, что такое нормативное предписание относительно продления срока предварительного расследования, пусть и для ознакомления с уголовным делом, не совсем корреспондируется с положениями ч. 3-1 и 4 ст. 190 УПК, в соответствии с которыми правом продления срока предварительного расследования кроме прокурора наделены и другие должностные лица, участвующие в уголовном процессе. Так, срок предварительного расследования может быть продлен начальником вышестоящего следственного подразделения или его заместителем. Срок продлевается до шести месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Республики Беларусь, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или их заместителями.

Процесс ознакомления с материалами уголовного дела участников уголовного процесса, защищающих свои или представляемые интересы, в целях реализации их правового положения инициируется, как правило, следователем. Уведомление участников об окончании расследования является его процессуальной обязанностью, предусмотренной ст. 252 УПК, при этом ч. 3 указанной статьи относительно порядка ознакомления с материалами уголовного дела отсылает правоприменителя к ст. 255 — 259 УПК. Обращаем внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 252 УПК следователь письменно сообщает об окончании расследования, в том числе потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям, а в соответствии с ч. 1 ст. 255 УПК уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей. По нашему мнению, норма ч. 1 ст. 255 УПК требует внесения изменения в части замены союза «или» на союз «и». Следователь в зависимости от количества предполагаемых участников ознакомления с уголовным делом должен решить ряд организационных вопросов, связанных с помещением, где оно будет проходить, наличием оргтехники, в случаях заявления ходатайств и копирования материалов дела и т.д.

Обязанность следователя заключается в своевременном доведении до участников информации о месте и времени проведения ознакомления с материалами дела, формально она считается выполненной фактическим отправлением уведомлений. Вместе с тем в интересах обеспечения быстроты уголовного процесса следователь может еще и позвонить участникам, уточнив наличие у них возможности участвовать в ознакомлении с уголовным делом, и учитывать полученную информацию при планировании своей работы по данному делу.

С учетом того что ознакомление с уголовным делом является правом участников, неявка кого-либо из уведомленных лиц не является препятствием для осуществления ознакомления, однако если в последующем позднее явится кто-либо из участников, то ему не может быть отказано в предъявлении материалов дела для ознакомления вне зависимости от того, является ли причина неявки уважительной или нет.

Явившимся для ознакомления с материалами дела участникам следователь разъясняет условия и порядок ознакомления, вне зависимости от того, имелись эти сведения в уведомлении, направленном на их имя, или нет. В зависимости от объема уголовного дела и количества лиц, которым предстоит ознакомиться с делом, следователь определяет порядок, в котором будет проходить ознакомление.

В УПК отсутствует нормативное предписание относительно того, в каком виде уголовное дело представляется для ознакомления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям (ст. 256 УПК), однако с учетом того что в соответствии с ч. 1 ст. 257 УПК следователь предъявляет обвиняемому, его законному представителю и защитнику уголовное дело в подшитом и пронумерованном виде, представляется, что это и является общим порядком. Обращаем внимание на то, что нумеруются листы, а не страницы дела. Порядок систематизации уголовного дела определяется следователем.

Непосредственно само ознакомление осуществляется участниками под общим руководством и с участием следователя, непосредственно и (или) под руководством представителей. Следователь может оказывать помощь при ознакомлении, когда кто-либо из участников к нему обращается, в том числе в разъяснении юридических терминов, особенностей квалификации преступлений, в воспроизводстве фонограмм, демонстрации видеозаписей, кинофильмов, слайдов, приложенных к протоколам следственных действий, и т.д.

С учетом того что в УПК отсутствуют требования относительно выписок или копирования документов, находящихся в уголовном деле (ст. 257 УПК), выбор формы копирования непосредственно зависит от желания конкретного участника и наличия технических возможностей конкретного органа предварительного расследования.

Реализуя свое право на ознакомление с материалами уголовного дела, каждый из участников уголовного процесса самостоятельно определяет для себя, с каким объемом документов из положенного по закону ему знакомиться. В зависимости от этого, а также с учетом общности интересов участников и строится тактика ознакомления. Участники определяют для себя, как им знакомиться — вместе или раздельно. По нашему мнению, в целях обеспечения быстроты уголовного процесса следователь там, где это возможно, обязан убедить участников в целесообразности совместного ознакомления с делом. Никаких противоречий в этом нет, тем более что ч. 2 ст. 256 УПК допускает в случаях участия в деле нескольких потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков и их представителей одновременное (совместное) ознакомление с уголовным делом этих участников уголовного процесса.

Следует отметить, что при ознакомлении с материалами уголовного дела существуют некоторые особенности, касающиеся сведений, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну. В таких случаях следователем до ознакомления отбирается подписка о недопустимости разглашения. Кроме того, в зависимости от характера секретных или иных охраняемых сведений участник предупреждается об уголовной ответственности за их разглашение, в том числе по ст. 408 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) — относительно мер безопасности, примененных в отношении участников уголовного процесса, по ст. 375 УК — за сведения, являющиеся служебной тайной, по ст. 373 УК — являющиеся государственной тайной, по ст. 255 УК — являющиеся коммерческой тайной, по ст. 178 УК — являющиеся врачебной тайной, по ст. 203 — относительно тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений и по ст. 177 УК — касательно тайны усыновления (удочерения).

У каждого участника уголовного процесса, ознакомившегося с уголовным делом в связи с прекращением уголовного преследования, следователь обязан не только выяснить, заявляет ли он ходатайства и о чем именно, но и оказать ему необходимую помощь в формулировании и обосновании заявляемых ходатайств.

Общий порядок оформления процессуальных действий органа уголовного преследования присущ и данному этапу и предусмотрен общими условиями предварительного расследования (ст. 193, 194 УПК). Законодатель определяя форму протокола, вместе с тем не указывает его структурного построения. По общему правилу составления процессуальных документов протокол ознакомления с материалами уголовного дела состоит из вводной, описательной и заключительной частей (по мнению некоторых ученых — из двух частей: вводной и описательной). В вводной части данного протокола по смыслу первого предложения ч. 3 ст. 193 УПК излагаются сведения о месте и дате производства данного процессуального действия, времени его начала и окончания с точностью до минуты, о должности и фамилии лица, составившего протокол, а также о фамилии, имени, отчестве каждого лица, участвующего в производстве процессуального действия, а в необходимых случаях и о его адресе и других данных о личности. Здесь же указываются сведения о разъяснении прав участников, которые заверяются их подписями.

В отличие от постановления, где части документа четко разграничены (установил, постановил), в протоколе описательная часть начинается после сведений о личности участников. Здесь излагаются сведения, касающиеся материалов уголовного дела, представленных для ознакомления, указывается количество томов, их объем. Излагаются также сведения о дополнительных материалах, носителях, на которых они отображены. Содержание процесса ознакомления излагается в повествовательной форме и в той последовательности, в которой он проходил. При использовании в процессе ознакомления с уголовным делом технических средств в описательной части указываются их названия и технические характеристики. В случаях выписок или копирования отдельных документов или уголовного дела в полном объеме это также отражается в протоколе.

Заключительная часть процесса ознакомления и протокола этого процессуального действия содержит выяснение замечаний и заявлений, ходатайств участников процесса. В тех случаях, когда ходатайство было заявлено устно, оно заносится следователем в протокол, а письменное к нему приобщается, о чем в протоколе делается отметка. Содержание ходатайств определяется участником, его заявляющим. Ограничений по объему нет. Разновидность порядка ознакомления (совместно или раздельно) определяет количество протоколов. Протокол подписывается всеми участниками. Факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола удостоверяется следователем в порядке, предусмотренном ст. 194 УПК.

Как отмечалось ранее, исключением из общего правила ознакомления заинтересованных участников процесса с прекращенным производством уголовным делом является невозможность заявлять ими ходатайства после ознакомления, так как следователь после вынесения постановления о прекращении предварительного расследования не может их рассмотреть, поскольку не вправе производить по этому делу никакие следственные действия и принимать процессуальные решения.

Заявление ходатайств участниками процесса в ходе ознакомления с уголовным делом при прекращении уголовного преследования допустимо, поскольку производство по делу продолжается.

По нашему мнению, в случаях отсутствия среди знакомящихся с уголовным делом защитников или представителей, имеющих статус адвоката, следователь должен разъяснить участникам не только их право на заявление ходатайств, но и положения ст. 135 — 137 УПК, касающиеся заявления и рассмотрения ходатайств, чтобы при их заявлении они соответствовали требованиям УПК. Ходатайства, заявленные по ходу ознакомления, могут быть разрешены следователем еще в его процессе. Например, у участника возникают какие-то вопросы и он заявляет устное ходатайство, но следователь ему поясняет, что ответ на этот вопрос имеется в материалах, которые участником еще не изучены.

Вопрос рассмотрения ходатайств участников, заявленных по результатам ознакомления с уголовным делом, полностью находится в компетенции следователя, поэтому он сам определяет, каким образом следует поступить — удовлетворить или отказать (полностью или частично) в его удовлетворении. При удовлетворении ходатайств от следователя не требуется составления какого-либо процессуального документа. А в случае отказа (полного или частичного) в удовлетворении ходатайства он обязан вынести обоснованное, мотивированное постановление, которое по общему правилу состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть содержит название документа, а также сведения о месте и времени его вынесения, должностном лице, принявшем данное решение (занимаемая должность, звание либо классный чин, фамилия и инициалы), номер уголовного дела, при ознакомлении с которым заявлено ходатайство.

В описательно-мотивировочной части постановления (или установочной, называемой так по фразе, с которой она начинается) следователь наиболее приближенно к оригиналу описывает его суть, в чем конкретно состоят требования участника, его мотивацию. Далее приводит аргументы, как правило, со ссылками на листы уголовного дела (это не должно быть голословное предложение с фразой «по уголовному делу все доказано») и мотивирует свой отказ (полный или частичный). В завершение делается ссылка на ч. 3 ст. 137 УПК, предоставляющую такое право. В резолютивной (или постановочной части) следователь излагает принятое им процессуальное решение.

В зависимости от сроков рассмотрения и разрешения ходатайства следователь знакомит заинтересованных участников с данным постановлением. При непосредственном ознакомлении на постановлении делается отметка об этом в виде подписи участника. При невозможности непосредственного ознакомления оно может быть направлено нарочным и тогда также удостоверяется подписями либо направляется по почте.

В резолютивной части кроме процессуального решения отражается порядок обжалования постановления, который разъясняется участнику, заявившему ходатайство, либо участникам, защищающим или представляющим его интересы.

В случае удовлетворения ходатайства, заявленного при ознакомлении с материалами уголовного дела при прекращении уголовного преследования, следователь выполняет необходимые следственные или иные процессуальные действия в сроки, предусмотренные для ознакомления с делом. При этом другие участники могут продолжать ознакомление. Впоследствии заинтересованные участники вправе ознакомиться с материалами, полученными в ходе удовлетворения ходатайства.

Следователь не вправе отказать в удовлетворении ходатайства об установлении предусмотренных статьей 89 УПК обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Обжалование постановления о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования

В случае несогласия участников, указанных в ч. 1 ст. 253 УПК, с постановлением следователя о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования оно может быть им обжаловано.

Обращаем внимание на то, что касательно вопросов отмены постановления следователя о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, по нашему мнению, имеются проблемы, требующие разрешения на законодательном уровне.

Так, по смыслу п. 15 ч. 2 ст. 35 УПК начальник следственного подразделения вправе отменять любые незаконные и необоснованные постановления следователя, в т.ч. и постановления о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, за исключением постановлений, санкционированных прокурором (п. 16 ч. 1 ст. 35 УПК).

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 139 УПК жалобы на решения органа уголовного преследования (орган дознания, следователь, прокурор) о прекращении предварительного расследования уголовного дела или уголовного преследования подаются соответствующему надзирающему прокурору или в суд по месту расследования уголовного дела. Указанное положение продублировано в статье 253 УПК, при этом порядок обжалования постановлений следователя и органа дознания закреплен в ч. 1 ст. 253 УПК, а прокурора — в ч. 2 ст. 253 УПК. Проанализировав приведенные нормы, приходим к выводу о том, что полномочия начальника следственного подразделения в части отмены незаконных или необоснованных постановлений следователя о прекращении предварительного расследования уголовного дела или уголовного преследования ограничены. Однако положения ст. 254 УПК свидетельствуют об обратном и опосредованно подтверждают полномочия начальника следственного подразделения в части отмены незаконных или необоснованных постановлений следователя о прекращении предварительного расследования уголовного дела или уголовного преследования.

По нашему мнению, для устранения указанных противоречий необходимо внести дополнения в ч. 2 ст. 139 и ч. 1 ст. 253 УПК, дополнив перечень органов и должностных лиц, наделенных правом отмены постановлений следователя, в том числе и о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или предварительного расследования таким участником уголовного процесса, как начальник следственного подразделения.

Представляется, что до устранения указанных противоречий вопросы обжалования постановления следователя о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования необходимо разрешать исходя из буквального толкования норм, закрепленных в ч. 2 ст. 139 и ч. 1 ст. 253 УПК.

Обращаем внимание на то, что право на обжалование указанного постановления следователя у отдельных участников уголовного процесса шире, чем у других. Так, жалоба может быть подана не только подозреваемым и обвиняемым, но и их защитниками и законными представителями независимо друг от друга. В то же время потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик подают жалобу либо лично, либо через своих представителей.

В своей жалобе указанные лица могут выразить свое несогласие с результатами предварительного расследования по уголовному делу, прекращенному производством либо по которому прекращено уголовное преследование, и требовать отмены соответствующего постановления и дополнения предварительного расследования.

При прекращении прокурором или его заместителем предварительного расследования или уголовного преследования в соответствии с п. 5 ст. 179, п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 264 УПК, а также когда уголовное дело находится в их производстве, указанные в ч. 1 ст. 253 УПК лица могут обжаловать постановление вышестоящему прокурору либо в суд по месту расследования уголовного дела.

Согласно ч. 1 ст. 140 УПК жалобы на решение о прекращении предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования могут быть поданы в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, а в случае, если такое решение принято по основанию, указанному в п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК, — в месячный срок со дня принятия органом уголовного преследования этого решения.

Возобновление прекращенного предварительного расследования уголовного дела

В соответствии с ч. 1 ст. 254 УПК предварительное расследование уголовного дела возобновляется в случае отмены постановления следователя, органа дознания о прекращении предварительного расследования дела прокурором, начальником следственного подразделения или судом.

Как отмечалось выше, в связи с отсутствием у начальника следственного подразделения полномочий на обжалование постановления следователя о прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования, закрепленных в ч. 2 ст. 139 и ч. 1 ст. 253 УПК, представляется, что данное нормативное предписание, закрепленное в ч. 1 ст. 254 УПК, не может быть применено до внесения соответствующих дополнений в указанные статьи УПК.

Таким образом, постановление следователя, органа дознания о прекращении предварительного расследования отменяется надзирающим прокурором или судом по месту расследования уголовного дела в случае признания его незаконным или необоснованным. По смыслу ч. 1 ст. 254 УПК заместитель прокурора не вправе отменять постановление о прекращении предварительного расследования уголовного дела, вынесенное следователем. Такое право предоставлено только прокурору.

Предварительное расследование уголовного дела возобновляется также в случае отмены по этим же основаниям постановления о прекращении предварительного расследования, вынесенного прокурором или его заместителем в соответствии с п. 5 ст. 179, п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 264 УПК, а также когда уголовное дело находилось в их производстве. Постановление прокурора или его заместителя отменяется вышестоящим прокурором или судом по месту расследования уголовного дела.

Надзирающий и вышестоящий прокуроры отменяют постановление о прекращении предварительного расследования в случаях, когда в результате изучения уголовного дела в соответствии с предоставленными им полномочиями по надзору за исполнением закона при расследовании уголовных дел, проверки жалобы на постановление о прекращении предварительного расследования установят незаконность или необоснованность принятого решения. В таких случаях прокурор своим постановлением отменяет постановление следователя, органа дознания, а вышестоящий прокурор — постановление нижестоящего прокурора или его заместителя и предварительное расследование по уголовному делу возобновляется. В соответствии с п. 5 ч. 5 ст. 34 УПК вышестоящий прокурор вправе также отменить постановление следователя о прекращении предварительного расследования. В постановлении должны быть указаны основания отмены постановления следователя, нижестоящего прокурора или его заместителя о прекращении предварительного расследования и возобновления производства по делу.

Обнаружить незаконность и необоснованность вынесенного следователем постановления о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования также может начальник следственного подразделения в порядке, предусмотренном ст. 35 УПК, либо при обжаловании действий и решений следователя в соответствии с ч. 1 ст. 139 УПК. В таких случаях он до устранения указанных выше противоречий законодательства должен проинформировать прокурора о наличии такого постановления либо направить жалобу прокурору для разрешения по компетенции в соответствии с ч. 2 ст. 139 и ч. 1 ст. 253 УПК. Согласно же п. 16 ч. 2 ст. 35 УПК он входит с представлением к прокурору лишь об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя, санкционированного прокурором, или постановления органа дознания. Представляется, что следователь, в случае когда он приходит к выводу, что вынес незаконное или необоснованное постановление, с согласия начальника следственного подразделения может обратиться к прокурору с просьбой изучить указанное постановление в порядке надзора и рассмотреть вопрос об отмене постановления о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования.

Суд может отменить постановление о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования лишь по жалобе лиц, указанных в ч. 1 ст. 253 УПК. Рассматривая жалобу, судья в соответствии с ч. 5 ст. 142 УПК выносит мотивированное постановление об удовлетворении жалобы и отмене постановления о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования или оставлении жалобы без удовлетворения.

Основаниями к отмене постановления о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, свидетельствующими о его незаконности и необоснованности, могут быть: односторонность и неполнота предварительного расследования; несоответствие выводов, изложенных в постановлении о прекращении предварительного расследования или уголовного преследования, обстоятельствам уголовного дела; нарушения уголовно-процессуального закона.

Отмена постановления о прекращении предварительного расследования не может приводить автоматически к восстановлению действия отмененной меры пресечения, повторному отстранению подозреваемого, обвиняемого от должности, возобновлению ареста на имущество и других мер процессуального принуждения, за исключением случаев, когда решения об отмене вышеперечисленных мер были непосредственно указаны в постановлении о прекращении предварительного расследования, если это не будет специально оговорено прокурором, возобновляющим предварительное расследование по делу, или в постановлении судьи.

После отмены постановления о прекращении предварительного расследования прокурор направляет постановление об отмене постановления о прекращении предварительного расследования и о возобновлении предварительного расследования по уголовному делу либо постановление об отмене постановления о прекращении уголовного преследования, а также уголовное дело по подследственности. Представляется, что по смыслу ч. 5 ст. 182 УПК в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела прокурор может направить уголовное дело Генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности, для решения вопроса о передаче такого уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому вне зависимости от подследственности. Такое решение может быть принято по мотивированному решению Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности.

Согласно ч. 5 ст. 142 УПК суд, отменив постановление о прекращении предварительного расследования, направляет свое постановление об отмене указанного постановления руководителю соответствующего органа для возобновления производства по делу. По смыслу закона суд направляет постановление об отмене постановления о прекращении предварительного расследования руководителю того органа, который осуществлял предварительное расследование по уголовному делу: начальнику следственного подразделения, прокурору. Копию постановления об отмене постановления о прекращении предварительного расследования суд направляет прокурору, если предварительное расследование производилось следователями Следственного комитета Республики Беларусь или государственной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 190 УПК при возобновлении производства по уголовным делам, по которым оно было прекращено, следствие производится в срок до одного месяца со дня принятия следователем дела к своему производству. Дальнейшее продление срока расследования осуществляется по правилам ст. 190 УПК.

После получения уголовного дела с постановлением об отмене постановления о прекращении предварительного расследования следователь, руководствуясь ч. 2 ст. 183 УПК, выносит постановление о принятии уголовного дела к своему производству, поскольку он может производить следственные и иные процессуальные действия только после принятия дела к своему производству.

Поскольку согласно ст. 83 УК лицо освобождается от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то возобновление прекращенного предварительного расследования допускается лишь до истечения срока давности привлечения лица к уголовной ответственности, так как в соответствии с ч. 1 ст. 29 УПК это одно из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Исключение составляют случаи удовлетворения прокурором или судом жалобы об отмене постановления о прекращении предварительного расследования за истечением сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности. В основном обжалуют указанное постановление потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики или их представители, а также лица или представители государственного органа, иной организации, по заявлению которых дело было возбуждено, в случае несогласия с квалификацией совершенного преступного деяния, формулировкой, мотивацией или основаниями вынесения постановления. Согласно ч. 3 ст. 29 УПК прекращение производства по уголовному делу за истечением сроков давности допускается лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого. Поэтому подозреваемый, обвиняемый, их защитник и законный представитель могут обжаловать постановление о прекращении предварительного расследования в связи с тем, что производство по делу прекращено в отсутствие согласия подозреваемого или обвиняемого, либо в случае несогласия с основанием прекращения производства по делу.

Прокурор вправе по жалобе лиц, указанных в ч. 3 ст. 254 УПК, либо по собственной инициативе изменить постановление следователя, органа дознания о прекращении предварительного расследования, когда, по его мнению, в постановлении требуется изменить формулировку, мотивацию или основания прекращения производства по делу. Приняв решение об изменении постановления, прокурор в соответствии с п. 5 и 8 ч. 5 ст. 34 УПК отменяет его и выносит новое постановление о прекращении предварительного расследования в соответствии с требованиями ст. 251 УПК. В случае изменения постановления о прекращении предварительного расследования производство по делу не возобновляется и оно остается в прекращенном состоянии.

О вынесении нового постановления о прекращении предварительного расследования, изменившего прежнее постановление следователя, органа дознания, прокурор, руководствуясь ст. 252 УПК, письменно уведомляет подозреваемого, обвиняемого, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также лицо или представителя государственного органа, иной организации, по заявлениям которых дело было возбуждено. Этим лицам разъясняется порядок обжалования постановления о прекращении предварительного расследования. По их просьбе им вручается копия постановления прокурора.

В ч. 3 ст. 254 УПК не уточнено, кто должен уведомить перечисленных в указанной норме лиц о возобновлении прекращенного предварительного расследования. По смыслу закона письменно уведомить этих лиц о возобновлении производства по уголовному делу должен тот орган, который отменил постановление следователя, органа дознания о прекращении предварительного расследования, т.е. прокурор или суд. В то же время не будет противоречить закону, если указанные лица будут письменно уведомлены о возобновлении прекращенного предварительного расследования следователем после получения им от прокурора или суда постановления об отмене постановления о прекращении предварительного расследования. Этим лицам могут быть направлены письменные уведомления о возобновлении прекращенного предварительного расследования, либо они могут быть приглашены прокурором или судом, по решению которых предварительное расследование возобновлено, или следователем, принявшим дело к своему производству после его возобновления, где их ознакомят с постановлением прокурора или судьи, о чем делается отметка в постановлении, которая удостоверяется их подписью.

Подробно о способах уведомления подозреваемого, обвиняемого, их защитников и законных представителей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также лица или представителя государственного органа, иной организации, по заявлению которых дело было возбуждено, о принятом решении и о содержании уведомления смотрите в разделе «Действия следователя, лица, производящего дознание, после прекращения предварительного расследования либо уголовного преследования» части I данного комментария.

Согласно ч. 1 ст. 139 и ч. 6 ст. 142 УПК постановление прокурора и судьи об отмене постановления о прекращении предварительного расследования может быть обжаловано лицами, указанными в ч. 3 ст. 254 УПК, соответственно вышестоящему прокурору и в вышестоящий суд. Постановление судьи может быть также опротестовано прокурором в вышестоящий суд.