Выступая 8 мая 2012 г. с посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в контексте оценки деятельности правоохранительной и судебной систем, нуждающихся в дальнейшей гуманизации, дал поручение Правительству Республики Беларусь подготовить проект закона об амнистии, «которую мы сможем приурочить к нашему главному государственному празднику — Дню Независимости» [1]. И уже 12 июня 2012 г. подготовленный проект нового закона об амнистии стал предметом обсуждения на совещании у Президента Республики Беларусь, который призвал проявить милосердие прежде всего к лицам, не представляющим опасности для общества и государства, которые оступились, не являясь закоренелыми преступниками [2].
И наконец, ожидаемый закон принят и вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 11 июля 2012 г. Это уже двенадцатый по счету закон об амнистии, который принимается в суверенной Республике Беларусь.
Как известно, до 1991 года на территории Республики Беларусь, законодательный орган которой в силу Конституции Республики Беларусь и тогда имел право на принятие законов об амнистии, действовали законы об амнистии бывшего СССР, принимаемые, как правило, в связи со знаменательными датами.
Начиная с 1991 года Парламент Республики Беларусь в полной мере реализует предоставленное ему Конституцией Республики Беларусь право на принятие законов об амнистии. При этом такие законы принимаются как в связи со знаменательными датами, так и в обычном порядке.
Как указывается в ч. 2 ст. 95 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), на основании акта амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, то есть от осуждения судом и вынесения обвинительного приговора. Лица, уже осужденные судами, могут быть полностью или частично освобождены от назначенного наказания (как основного, так и дополнительного), оно может быть заменено на более мягкое наказание. По акту амнистии может быть снята судимость с осужденного. Кроме того, впервые УК предусматривает возможность по акту амнистии применить условное освобождение лица от наказания.
Лица, подлежащие освобождению от основного и дополнительного наказания или от иных мер уголовной ответственности
Как правило, во всех законах об амнистии, не исключая и настоящего, в первую очередь называются лица, подлежащие полному освобождению от наказания или иных мер уголовной ответственности. Это — лица, которые по своему социальному статусу или состоянию здоровья заслуживают прощения прежде всего.
Поэтому в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 09.07.2012 N 387-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления» (далее — Закон) названы лица, подлежащие освобождению от наказания в виде общественных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ареста, ограничения свободы, лишения свободы, а также от иных мер уголовной ответственности (осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания). Эти лица подлежат освобождению и от дополнительных наказаний.
С учетом разъяснений, содержащихся в ст. 11 Закона, к таким лицам относятся:
1) несовершеннолетние, то есть лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет;
2) беременные женщины, то есть женщины, являющиеся на день вступления Закона в силу беременными;
3) женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, то есть женщины и мужчины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Закона не исполнилось 18 лет, а именно: женщины, мужчины-вдовцы, мужчины, воспитывающие детей, чьи матери лишены родительских прав, мужчины, воспитывающие детей и не состоящие в браке;
4) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Данных пенсионных возрастов указанные лица должны достигнуть на день рассмотрения материалов о применении амнистии (при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, амнистии подлежат мужчины, родившиеся до 1952 года, и женщины, родившиеся до 1957 года);
5) инвалиды I или II группы (лица, признанные в установленном порядке таковыми на день вступления в силу Закона или в течение срока исполнения Закона, за исключением лиц, признанных инвалидами в связи с умышленным причинением вреда своему здоровью);
6) больные следующими тяжелыми заболеваниями:
- а) активной формой туберкулеза (отнесенные к 1, П, У «А» или У «Б» группам диспансерного учета);
- б) онкологическими заболеваниями (вторая, третья или четвертая клинические группы);
- в) ВИЧ-инфицированные (3-я (пре-СПИД) и 4-я (СПИД) стадии заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения). Все указанные лица должны быть признаны больными на день рассмотрения материалов о применении амнистии;
7) ветераны боевых действий на территории других государств (например, на территории Афганистана, Сирии, Ливана, Алжира, Венгрии, Египта и др.) <*>, имеющие удостоверения (свидетельства) установленного образца;
8) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и лица, потерпевшие от этих аварий (лица, которые указаны в ст. 12 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон N 9-З) [3] либо в аналогичных законах других государств). К таким лицам Закон N 9-З отнес: участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. В соответствии со ст. 16 Закона N 9-З гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, что предполагает наличие соответствующего документа;
9) лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
10) лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.
<*> См. ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 N 1594-XII «О ветеранах» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2001. — N 67. — 2/787; Об утверждении периодов отнесения воинских частей, штабов и учреждений к составу действующей армии, перечня городов и периодов их обороны во время Великой Отечественной войны, а также перечня государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Республики Беларусь: постановление Министерства обороны Республики Беларусь, 1 июня 2010 г., N 22 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2010. — N 144. — 8/22412.
Все указанные категории лиц, если совершенные ими преступления не значатся в числе «запретных для амнистии», перечисленных в ст. 7 Закона, подлежат безусловному освобождению от всех названных в ст. 1 Закона видов наказания, назначенных в качестве основных, от дополнительных наказаний, а также от иных мер уголовной ответственности (осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания). Законом также предусмотрено снятие судимости с указанных в ст. 1 Закона лиц, освобожденных от наказания.
Указанные в ст. 1 Закона лица подлежат освобождению не только от наказания, но и от уголовной ответственности в тех случаях, если уголовные дела в отношении совершенных ими преступлений еще не были рассмотрены судами. Согласно ст. 2 данного Закона предварительное расследование по уголовным делам, находящимся в производстве органов уголовного преследования, подлежит прекращению. Это относится и к делам, которые находятся в производстве судов, но еще не рассмотрены ими. Условием подобного освобождения от уголовной ответственности лиц, указанных в ст. 1 Закона, является совершение ими преступления до вступления в силу этого Закона. Разумеется, что и в этих случаях освобождение от уголовной ответственности не осуществляется, если совершенные преступления представляют повышенную общественную опасность и подпадают под перечень, приведенный в ст. 7 Закона.
Иные лица, кроме перечисленных в ст. 1 Закона, которые подлежат освобождению от наказания
Законом предусматривается право на освобождение от наказания и других лиц, которые не перечислены в ст. 1 Закона. При этом законодатель учитывает в первую очередь характер и степень общественной опасности совершенного преступления (категорию преступления), вид назначенного наказания, а также срок отбытого наказания ко дню вступления в силу Закона.
В частности, согласно ст. 3 рассматриваемого Закона освобождению от наказаний в виде ограничения свободы, лишения свободы подлежат лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности. Приговоры в отношении таких лиц должны быть постановлены на день вступления в силу Закона.
Таким образом, Закон позволяет освободить от указанных наказаний (ограничения свободы и лишения свободы) всех лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, независимо от срока отбытого наказания.
Если же лицо совершило менее тяжкое преступление, за которое осуждено к наказанию в виде ограничения свободы или лишения свободы, то оно будет подлежать освобождению от наказания лишь в том случае, если на день вступления в силу Закона отбудет не менее одной четверти назначенного срока наказания (ст. 4).
Если лицо на день вступления в силу Закона об амнистии было осуждено к аресту, то оно также подлежит освобождению от данного наказания. При этом Закон не требует отбытия какой-либо части срока назначенного наказания в виде ареста (ст. 5).
В Законе об амнистии прослеживается новый подход к освобождению от наказания за некоторые экономические преступления и преступления против интересов службы.
Согласно ст. 6 Закона подлежат освобождению от основного наказания по отбытии не менее одной четверти назначенного его срока лица, совершившие при отягчающих обстоятельствах хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ч. 2 — 4 ст. 210 УК), присвоение или растрату (ч. 3 — 4 ст. 211 УК), хищение путем использования компьютерной техники (ч. 3 и 4 ст. 212 УК), а также изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 221 УК), совершенные при отягчающих обстоятельствах, изготовление либо сбыт поддельных платежных средств при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 222 УК), нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями (ч. 2 и 3 ст. 223 УК), незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 226-2 УК), контрабанду (ч. 2 — 4 ст. 228 УК), незаконные экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля (ч. 3 ст. 229 УК), незаконную предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 233 УК), лжепредпринимательство (ч. 2 ст. 234 УК), легализацию («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ч. 2 и 3 ст. 235 УК), уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ч. 2 ст. 243 УК), установление или поддержание монопольных цен (ч. 2 ст. 245 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ч. 3 ст. 246 УК), злоупотребление властью или служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424 УК), а также невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК) либо аналогичные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 года.
Исключения составляют лишь лица, совершившие с применением насилия незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями (ст. 226-2 УК), контрабанду (ст. 228 УК), установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 246 УК), а также совершившие с корыстной заинтересованностью злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).
Таким образом, в данной норме проявлен гуманный подход к лицам, совершившим некоторые преступления против собственности и против порядка осуществления экономической деятельности, независимо от степени их общественной опасности и срока назначенного наказания. Тем не менее указанные лица не подлежат освобождению от дополнительных наказаний, таких, например, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф и других.
Однако дополнительным условием освобождения от наказаний всех указанных выше лиц, за исключением лиц, перечисленных в ст. 1 Закона, является полное возмещение ими причиненного вреда (ущерба) и дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащих возмещению с них по приговору или решению суда, факт которого должен иметь место на день постановления приговора, вступления его в законную силу или на день рассмотрения материалов о применении амнистии.
Следует также отметить, что ряд преступлений, названных в ст. 6 Закона, значатся и в перечне преступлений, за совершение которых лица вообще не подлежат освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности. Это, в частности, совершенные при отягчающих обстоятельствах хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ч. 2 — 4 ст. 210 УК), присвоение и растрата (ч. 3 и 4 ст. 211 УК), хищение путем использования компьютерной техники (ч. 3 и 4 ст. 212 УК), а также ряд преступлений против порядка осуществления экономической деятельности, предусмотренных ст. 221, ч. 2 ст. 222, ч. 2 и 3 ст. 223, ч. 2 — 4 ст. 226-2, ч. 2 — 4 ст. 228, ч. 3 ст. 229, ст. 230, ч. 3 ст. 233, ч. 2 ст. 234, ч. 2 и 3 ст. 235, ч. 2 ст. 243, ч. 2 ст. 245, ч. 3 ст. 246 УК.
Относительно указанных преступлений в абзацах девятом и десятом ст. 7 Закона предусмотрена отсылка на ст. 6 («если иное не предусмотрено статьей 6 настоящего Закона»). Это означает, что освобождению от наказания или иных мер уголовной ответственности за указанные преступления подлежат лишь лица, если они отбыли не менее одной четверти назначенного срока наказания и если совершенные преступления, предусмотренные ст. 226-2, 228, 245 и 246 УК, не были связаны с применением насилия.
Аналогичная отсылка содержится в абзаце девятнадцатом ст. 7 Закона относительно злоупотребления властью или служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424 УК), но в данном случае лицо, совершившее такое преступление, может быть освобождено от наказания или иных мер уголовной ответственности по отбытии не менее одной четверти назначенного наказания, если его мотивация не характеризовалась корыстной заинтересованностью.
Преступления, за совершение которых лица не подлежат освобождению от уголовной ответственности, от основного наказания, а также от иных мер уголовной ответственности
В ст. 7 Закона предусмотрен достаточно обширный перечень преступлений, при совершении которых лица, перечисленные в ст. 1, 3 — 6 данного Закона, не могут претендовать на освобождение от уголовной ответственности или наказания.
К ним Закон отнес почти все преступления против мира и безопасности человечества, военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны, наиболее опасные преступления против человека (убийство, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, изнасилование, торговля людьми, похищение человека и др.), против собственности (кража, грабеж, совершенные в крупном или особо крупном размере, либо организованной группой, разбой, вымогательство и др.), против порядка осуществления экономической деятельности (фальшивомонетничество, изготовление либо сбыт поддельных платежных средств, совершенные при отягчающих обстоятельствах, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 223 УК), незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 226-2 УК), контрабанда при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах (ч. 2 — 4 ст. 228 УК) и др.), наиболее опасные преступления против экологической безопасности и природной среды, многие преступления против общественной безопасности (создание незаконного вооруженного формирования, угроза совершением акта терроризма при отягчающих обстоятельствах, захват заложника, организация и участие в массовых беспорядках, хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ, незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и др.), преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило связанные с гибелью людей или причинением тяжких телесных повреждений, преступления против здоровья населения (хищение радиоактивных материалов, нарушение правил обращения с радиоактивными материалами, повлекшее смерть человека или иные тяжкие последствия, преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами, и др.), преступления против общественного порядка и общественной нравственности (особо злостное хулиганство, заведомо ложное сообщение об опасности при отягчающих обстоятельствах и др.), отдельные преступления против информационной безопасности, совершенные при отягчающих обстоятельствах, преступления против порядка управления, против правосудия, против интересов службы, воинские преступления.
Всего в перечне преступлений, за совершение которых лица не подлежат освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности, названо в ст. 7 Закона 144 вида (205 составов) преступлений, предусмотренных УК. Перечень аналогичных преступлений дан и в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 года.
Законодатель к таким лицам традиционно непримирим, исключая применение к ним амнистии в виде освобождения от наказания или от уголовной ответственности, независимо от того, к какой категории лиц они относятся (инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины и т.п.).
В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат освобождению от наказания и от уголовной ответственности также лица, судимые более двух раз с назначением наказания в виде лишения свободы за умышленные преступления, а также ранее судимые с назначением наказания в виде лишения свободы за совершение, во-первых, преступлений, указанных в ст. 7 Закона, и, во-вторых, еще более опасных преступлений, указанных в ст. 9 Закона, за совершение которых амнистия вообще не применяется <**>.
<**> Об этих категориях преступлений см. ниже.
Частичное освобождение от наказания
Кроме полного освобождения от наказания законы об амнистии, за исключением Закона Республики Беларусь от 22.11.2007 N 287-З «Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления», традиционно предусматривали частичное освобождение от наказания (сокращение срока) на один год.
Такой подход сохранен и в Законе.
Согласно ст. 8 данного Закона сокращение наказания сроком на один год предусмотрено в отношении лиц:
- а) которым назначено наказание в виде ограничения свободы;
- б) которым назначено наказание в виде лишения свободы;
- в) условно-досрочно освобожденных от наказания в виде ограничения свободы или лишения свободы, а также лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием в виде ограничения свободы или исправительных работ либо которым неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы заменена наказанием в виде исправительных работ.
Если же у указанных лиц на день рассмотрения материалов о применении амнистии до окончания срока наказания остается менее одного года, то они подлежат освобождению от наказания полностью.
Таким образом, законодатель вновь вернулся к традиционному подходу — к сокращению наказания на один год. Однако, что характерно для данного подхода, в нем выражен весьма определенно предел гуманности, не позволяющий автоматически за любые преступления сокращать срок наказания на один год. Поэтому далеко не все осужденные могут рассчитывать на снисхождение в такой форме со стороны государства. И в этом отношении имеет большое значение ст. 9 Закона, предусмотревшая весьма обширный перечень лиц, на которых амнистия в любой ее форме не распространяется.
Лица, не подлежащие амнистии ни при каких условиях
Кроме указанных запретов на освобождение от наказания по амнистии, связанных с тяжестью преступлений, Закон установил перечень лиц, к которым не может быть применено как полное, так и частичное освобождение от наказания, а также освобождение от уголовной ответственности не только в силу того, что они сами представляют повышенную общественную опасность, но и потому что они совершили преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким, направленным на особо ценные охраняемые уголовным законом объекты.
Согласно ст. 9 Закона амнистия не распространяется на лиц:
- к которым в течение 2005 — 2012 годов применялись амнистия или помилование и которые вновь совершили умышленные преступления в период неснятой или непогашенной судимости. На указанных лиц гуманные акты амнистии или помилования не подействовали, и они вновь встали на преступный путь, совершая умышленные преступления, еще будучи судимыми. Такие лица представляют повышенную общественную опасность;
- которые на день постановления приговора, вступления его в законную силу или на день рассмотрения материалов о применении амнистии полностью не возместили причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по приговору или решению суда;
- злостно нарушающих установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности;
- допустивших особо опасный рецидив (ч. 3 ст. 43 УК);
- которым наказание в виде смертной казни в порядке помилования заменено наказанием в виде лишения свободы или пожизненного заключения либо которым наказание в виде пожизненного заключения заменено наказанием в виде лишения свободы;
- осужденных к наказанию в виде пожизненного заключения;
- совершивших террористический акт против представителя иностранного государства (насильственные действия, похищение или лишение его свободы, убийство (ст. 124 УК)), убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 УК), изнасилование и насильственные действия сексуального характера при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 166 и ч. 3 ст. 167 УК), создание преступной организации либо участие в ней (ст. 285 УК), бандитизм (ст. 286 УК), терроризм (ст. 289 УК), финансирование террористической деятельности (ст. 290-1 УК), управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) (ст. 317-1 УК), организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них (ст. 342 УК), изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего (ст. 343-1 УК), измену государству (ст. 356 УК), заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти (ст. 357 УК), шпионаж (ст. 358 УК), террористический акт (ст. 359 УК), диверсию (ст. 360 УК), призывы к действиям, направленным в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь, ее суверенитету, территориальной неприкосновенности, национальной безопасности и обороноспособности (ст. 361 УК), убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362 УК), клевету в отношении Президента Республики Беларусь (ст. 367 УК), нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий (ст. 369-3 УК), а также аналогичные преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960 года. Всего в перечне значится 21 преступление (44 состава), предусмотренное УК, за совершение которых лица не подлежат амнистии. По сравнению с Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Закон N 147-З) об амнистии круг таких преступлений сократился на 11, но в перечне впервые появились такие преступления, как организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них, изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего, клевета в отношении Президента Республики Беларусь, нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий;
- объявленных в розыск в связи с уклонением от отбывания наказания по приговору на день рассмотрения материалов о применении амнистии;
- осужденных за преступления, предусмотренные ст. 174 УК, и иные умышленные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления, и не возместивших на день рассмотрения материалов о применении амнистии задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Круг указанных преступлений, при совершении которых амнистия не применяется, является показателем политики государства на современном этапе в части адекватной оценки их высокой степени общественной опасности и непримиримого к ним отношения. Законодатель делает акцент, прежде всего, на умышленные посягательства на жизнь человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 и ст. 362), на преступления террористической направленности (ст. 124, 289, 290-1, 359), на особо опасные преступления, направленные против государства (ст. 356, 357, 358, 360, 361), и другие.
Кроме этого, что уже имеет место дважды, в указанный перечень включено преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК, — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). Количество осужденных по данной статье весьма велико. В 2009, 2010 и 2011 годах их насчитывалось соответственно 4545, 4629 и 4681 человек. Пьянство за рулем — достаточно актуальная проблема на сегодняшний день, чреватая тяжкими последствиями для жизни и здоровья граждан, и в борьбе с ним полезны любые средства, в том числе и запреты на амнистию.
Не лучшее положение со злостными неплательщиками средств на содержание детей. В 2009, 2010 и 2011 годах их было осуждено соответственно 6801, 7375 и 6872 человека. Но гуманный подход к ним может быть лишь в том случае, если они возместят задолженность по алиментам либо расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
Естественно, никак не заслуживают прощения лица, совершившие при отягчающих обстоятельствах убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, а также бандитизм, терроризм, преступления против государства и другие особо тяжкие преступления.
Однако следует отметить и то обстоятельство, что если в Законе N 147-З в указанном перечне значились все коррупционные преступления, что было отражением активизации противодействия коррупции, то в новом Законе лицам, совершившим подобные преступления, дается гуманный шанс на сокращение срока отбываемого наказания.
Особо следует указать на такие запретные для применения амнистии пункты, которые связаны с невозмещением причиненного преступлениями вреда (ущерба). При этом Закон выделяет две категории лиц, на которых не распространяется амнистия:
1) лица, которые не возместили полностью причиненный преступлениями вред (ущерб) и доход, полученный от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащие взысканию с них по приговору или решению суда, на день постановления приговора, вступления его в законную силу;
2) лица, которые не возместили указанный вред (ущерб) или доход на день рассмотрения материалов о применении амнистии.
При этом положение, касающееся первой категории лиц, появилось еще Законе N 147-З. Оно относится к тем случаям, когда вопросы о применении амнистии решаются судами, а именно:
1) при постановлении приговора;
2) при рассмотрении уголовного дела в кассационной инстанции;
3) при рассмотрении уголовного дела в надзорной инстанции.
Во всех этих случаях невозмещение обвиняемым или осужденным полностью причиненного вреда (ущерба) является основанием отказа в применении к нему амнистии.
Однако право на амнистию за ним сохраняется в течение шестимесячного срока исполнения Закона.
И лица, которые на день рассмотрения материалов о применении амнистии все же полностью выполнили свои обязательства в этом отношении, заслуживают прощения.
Характерно и то, что указанные запреты не распространяются на лиц, перечисленных в ст. 1 Закона (несовершеннолетних, беременных и т.д.). В этом плане к ним проявлен особо гуманный подход.
В отличие от ранее принимаемых законов об амнистии до 2006 года включительно, новый Закон, как и законы, принятые в 2007, 2009 и 2010 годах, сохранил позицию относительно расширенной сферы действия указанного условия. Если раньше шла речь о возмещении ущерба, причиненного преступлениями против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, то Закон предусматривает возмещение вреда, причиненного любым преступлением, а не только преступлением экономического характера.
При этом документами, подтверждающими факт возмещения причиненного вреда (ущерба) и дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, являются заверенная печатью справка, полученная из суда, постановившего приговор или вынесшего иное решение, и справка, полученная из бухгалтерии по месту отбывания наказания (месту работы).
Лица, признаваемые злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности
Большое внимание в рассматриваемом Законе уделено разъяснению того, кто относится к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности. Характерно, что это только третий закон, которым дополнено указание на нарушение порядка отбывания иных мер уголовной ответственности. Ранее такие нарушения касались лишь порядка отбывания наказания.
Относительно ст. 15 Закона, поясняющей, кого следует считать лицами, злостно нарушающими установленный порядок во время отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, отметим, что она, по сути, не отличается от ст. 17 Закона N 147-З, подробный анализ которой был дан в нашем предыдущем комментарии [4] (см.: Саркисова, Э.Ф. «О новом акте проявления гуманизма государства к лицам, совершившим преступления (комментарий к Закону Республики Беларусь от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»)» // ИБ «КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012).
Сроки применения амнистии
Отметим, прежде всего, что каждый закон об амнистии подлежит исполнению в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. Это относится и к рассматриваемому Закону, который вступил в силу 11 июля 2012 г., и, следовательно, срок, отведенный для его исполнения, закончится 11 января 2013 г.
К лицам, имеющим венерические заболевания, Закон будет применен только после подтвержденного медицинским заключением окончания курса их лечения, которое проводится в соответствии с клиническими протоколами.
Аналогично решается вопрос о применении амнистии к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, в отношении которых судом назначены принудительные меры безопасности и лечения. Она может быть применена только после завершения курса лечения и принятия постановления суда о прекращении принудительного лечения.
Указанные лица, имеющие венерические заболевания, а также страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, имеют право на амнистию и после истечения шестимесячного срока, установленного в ст. 20 Закона.
Следует также отметить, что по истечении указанного срока амнистия может быть применена и в других случаях. Это относится в первую очередь к тем случаям, когда оснований к отказу в применении амнистии не имелось, но решение об амнистии не было принято по каким-либо причинам (например, по ошибке органа или учреждения, на которых было возложено исполнение Закона).
Говоря о сроках применения Закона, полагаем необходимым вернуться к вопросу о времени приобретения лицом права на амнистию, который неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Республики Беларусь. Именно на основании его позиций была сформулирована и получила развитие в рассматриваемом Законе норма ст. 10, согласно которой под действие Закона подпадают лица, совершившие преступления до дня вступления в силу Закона, как осужденные, так и не осужденные судами Республики Беларусь, лица, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке, а также лица, осужденные судами других государств, но отбывающие наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или переданные для отбывания наказания в виде лишения свободы на территорию Республики Беларусь на условиях принципа взаимности.
Данной нормой законодатель подтвердил возникновение права на амнистию, в том числе у лиц, приговоры в отношении которых рассматриваются в кассационном или надзорном порядке. Надо полагать, что у них уже возникло такое право с момента постановления судебного приговора, независимо от того, в какой период будет постановлен в отношении его новый приговор. Он может быть вынесен уже после истечения срока, отведенного на исполнение закона об амнистии.
В контексте сроков действия законов об амнистии уместно остановиться на позиции Конституционного Суда Республики Беларусь, отраженной в Решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.10.2011 N Р-628/2011 «О действии законов об амнистии во времени» (далее — Решение N Р-628/2011).
Поводом для рассмотрения этого вопроса в Конституционном Суде Республики Беларусь явилось обращение Генеральной прокуратуры Республики Беларусь относительно решения вопроса о том, являются ли законы об амнистии бессрочными нормативными правовыми актами. При этом по данному вопросу мнения различных ведомств разошлись. По мнению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, законы об амнистии действуют бессрочно и не прекращают своего действия по истечении указанных в них сроков исполнения. По мнению Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и юридического факультета Белорусского государственного университета, амнистия, не предусматривающая выполнения дополнительных требований в период ее исполнения, должна применяться ко всем лицам, совершившим преступления до вступления закона об амнистии в силу, в течение всего времени сохранения уголовно-правовых отношений. Верховный Суд Республики Беларусь обратил внимание на то, что законы об амнистии, как правило, содержат нормы, ограничивающие действие отдельных положений этих законов определенными временными рамками, что не противоречит Конституции Республики Беларусь и Закону Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон N 361-З). Фактически того же мнения придерживалось Министерство внутренних дел Республики Беларусь, считая, что законы об амнистии являются бессрочными нормативными правовыми актами только в отношении тех лиц, которые являлись субъектами амнистии в период ее исполнения, но по объективным причинам она не была к ним применена. Аналогичное мнение было выражено Министерством юстиции Республики Беларусь, считающим, что законы об амнистии являются актами разового характера, рассчитанными на применение в течение определенного срока, но допускающими при определенных условиях их применение и по истечении указанных в этих законах сроков исполнения.
Принимая решение по данному вопросу, Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что согласно конституционному принципу верховенства права государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства. А принимаемые Парламентом Республики Беларусь законы об амнистии хотя и имеют особенности, но при этом соответствуют всем общим требованиям, предъявляемым к нормативному правовому акту в соответствии с Законом N 361-З, согласно ст. 66 которого нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей.
Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что во всех принимаемых в Беларуси законах об амнистии отсутствуют положения, устанавливающие срок их действия, в каждом из них содержатся нормы о сроке исполнения закона (шесть месяцев со дня вступления его в силу). Конституционный Суд Республики Беларусь считает, что амнистия является бессрочным актом, в сферу действия которого попадают лица, которые совершили преступления до вступления закона об амнистии в силу и на которых в соответствии с предусмотренными каждым конкретным законом об амнистии критериями распространяется действие амнистии.
В резолютивной части Решения N Р-628/2011 Конституционный Суд Республики Беларусь обратил внимание Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и других правоприменительных органов на то, что для правильного применения амнистии к конкретным лицам необходимо учитывать в совокупности установленные законодателем в законах об амнистии критерии определения лиц, подлежащих амнистии, условия применения амнистии, различая при этом сроки действия и сроки исполнения этих законов [5].
К сожалению, остается не совсем ясным вопрос относительно бессрочного характера законов об амнистии. По нашему мнению, любой закон об амнистии как акт разового характера может быть в какой-то мере бессрочным лишь в отношении тех лиц, которые к моменту вступления его в силу приобрели право на амнистию, но по тем или иным причинам данный (конкретный) закон к ним не был применен. Поэтому применительно к законам об амнистии, имеющим свою специфику, на наш взгляд, не следовало бы диаметрально противопоставлять сроки их исполнения и сроки действия. В противном случае они могли бы превратиться в форму так называемого зачета сроков наказания, вообще еще не отбытого, в отношении тех лиц, после совершения преступления которыми до его раскрытия принято несколько законов об амнистии.
Следует также отметить и то обстоятельство, что Закон, как и предшествующие ему, не содержит указания на срок его действия, что свидетельствует о сохранении традиционного подхода относительно понимания временных пределов применения законов об амнистии.
Значение Закона
Новый Закон, как и прежние, является актом прощения государством лиц, совершивших преступления. Это наиболее яркое проявление принципа гуманизма уголовной политики государства, стимулирующее виновных в совершении преступлений к исправлению, становлению их на законопослушный путь и в будущем.
Однако, как это следует из ч. 7 ст. 3 УК, основное положение принципа гуманизма сводится к тому, что уголовный закон служит обеспечению физической, психической, материальной, экологической и иной безопасности человека. Стремлением государства обеспечить такую безопасность человека и в целом общества и объясняются достаточно жесткие рамки, хотя и принимаемых весьма часто, актов об амнистии. Об этом говорят предусмотренные в Законе перечни преступлений, совершение которых либо вообще исключает применение амнистии, либо исключает освобождение от наказания или иных мер уголовной ответственности. Достаточно широк перечень лиц, на которых не распространяется амнистия, сформулированный исходя из других критериев.
Количество же лиц, которые выйдут на свободу в результате применения к ним Закона об амнистии либо будут освобождены от других наказаний или иных мер уголовной ответственности, не может свидетельствовать о возможном ухудшении криминогенной обстановки.
Например, по предварительным данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь, из мест лишения свободы предполагается освободить немногим более 2 тыс. человек (а это лица, совершившие менее опасные преступления). Примерно столько же осужденных освобождалось от наказания в виде лишения свободы и ограничения свободы и по предыдущим актам об амнистии, не вызвавшим негативные последствия для общества.
Более того, законом традиционно предусматриваются меры в целях предупреждения рецидива среди лиц, к которым будет применена амнистия.
Согласно ст. 18 Закона решение о применении либо неприменении амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений рассмотрение вопроса о применении закона об амнистии откладывается до получения дополнительных материалов. Органам, на которых возложено исполнение Закона, предоставлено право запрашивать у соответствующих учреждений документы и иные материалы, необходимые для решения вопросов, связанных с применением амнистии. Такие запросы подлежат немедленному исполнению. Как видно, Закон, как и прежние, нацеливает на вдумчивую работу соответствующих органов и должностных лиц во избежание формализма при решении вопросов о применении амнистии к каждому конкретному лицу. Более того, Законом возлагаются на Совет Министров Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы обязанности по обеспечению организации своевременного учета лиц, освобожденных от наказания по амнистии, и оказания им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
Особое внимание обращено на необходимость обеспечения заботы о несовершеннолетних. В частности, местным исполнительным и распорядительным органам предписано обеспечить своевременную постановку на учет освобожденных от наказания по амнистии несовершеннолетних после прибытия их к месту жительства, их трудоустройство или передачу под контроль родителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, устройство в школы-интернаты, профессионально-технические училища.
Соответствующая забота должна быть проявлена в отношении освобожденных из исправительных учреждений, арестных домов, следственных изоляторов, исправительных учреждений открытого типа, дисциплинарных воинских частей лиц, которые потеряли социальные связи и достигли возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, а также инвалидов I или II группы, которые утратили полную или частичную способность к самообслуживанию, нуждаются в уходе, помощи, бытовом и медицинском обслуживании и не имеют трудоспособных членов семьи либо других лиц, обязанных по закону их содержать. Таких лиц предписано определять в специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов.
И уже сразу после вступления в силу Закона началась активная работа соответствующих органов, и прежде всего органов системы исполнения наказаний, по изучению и подготовке материалов в отношении каждого лица, получившего право на амнистию.
А далее их судьба зависит не только от мер, принятых государственными органами по оказанию лицам, освобожденным от наказания, соответствующей социальной помощи, но и, конечно, от самих этих лиц, кому даровано прощение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. СБ. Беларусь сегодня. — 2012. — 10 мая.
2. СБ. Беларусь сегодня. — 2012. — 13 июня.
3. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2009. — N 17. — 2/1561.
4. Юстиция Беларуси. — 2010. — N 7. — С. 23.
5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2011. — N 118. — 6/1082.