В соответствии с координационным планом контрольной (надзорной) деятельности, который составляется соответствующим областным управлением Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на год, областными управлениями Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь проводятся проверки субъектов хозяйственной деятельности по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда. Такая проверка считается плановой. Законодательно эти вопросы регулируются Положением о порядке организации и проведения проверок (далее — Положение N 510), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).
Внимание! Поскольку такие проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом, субъект хозяйствования должен быть официально предупрежден о сроках их проведения официальным письмом соответствующего органа.
Такое письмо должно содержать следующие обязательные реквизиты:
- уведомление должно быть заверено печатью контролирующего (надзорного) органа или оформлено на фирменном (гербовом) бланке;
- наименование контролирующего (надзорного) органа, а также проверяемого субъекта;
- указание на основание проверки;
- месяц начала ее проведения и проверяемые периоды;
- исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке (ч. 1 п. 23 Положения N 510).
Внимание! Если за проверяемый период вопросы, указанные в соответствующем уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом соответствующий контролирующий (надзорный) орган, который будет проводить проверку, и направить ему копию акта (справки) проверки (ч. 1 п. 32 Положения N 510).
Такое уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении трех календарных дней со дня его направления независимо от наличия документов, подтверждающих факт получения документа.
В соответствии с п. 6 и 7 Указа N 510 плановая проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности:
- в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденными Указом N 510;
- на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.
Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:
- к высокой группе риска, — не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в два календарных года (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
- к средней группе риска, — не чаще одного раза в три календарных года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не чаще одного раза в пять календарных лет (включая год, в котором проводилась плановая проверка);
- к низкой группе риска, — по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет.
Следует отдельно отметить, что 1 октября 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (за исключением подп. 1.5 п. 1 — вступил в силу с 1 января 2013 г., п. 5, 6, 8 — вступили в силу со дня официального опубликования) (далее — Указ N 332).
Данный нормативный акт принят в целях оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в республике в соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Добросовестным согласно части второй пункта 7 Указа N 510 признается субъект предпринимательской деятельности, в отношении которого:
- предыдущей плановой проверкой не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом и фактов нарушения законодательства;
- в период после окончания предыдущей плановой проверки и до назначения следующей плановой проверки данным или иным контролирующим органом не установлено фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения проверяемым субъектом обязательств перед бюджетом и фактов нарушений законодательства.
Внимание! Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается (ч. 1 п. 8 Указа N 510).
Для назначения плановой проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с года окончания предыдущей плановой проверки (включая этот год) с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности, назначенной после 1 января 2010 г. как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).
При отсутствии предыдущей плановой проверки плановая проверка может быть назначена после истечения двух лет со дня:
- государственной регистрации — организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
- присвоения учетного номера плательщика — обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
- создания — представительств иностранных организаций;
- первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) — лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, выдачи свидетельства о регистрации — лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;
- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма — лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
Внимание! Не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления проверяемый субъект вправе представить в соответствующее управление Департамента Государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь заявление о переносе срока проведения плановой проверки с указанием причин, препятствующих ее проведению (п. 31 Положения N 510).
В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения.
Внимание! Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.
В течение вышеуказанного двухлетнего срока в исключительных случаях могут назначаться внеплановые проверки:
- по поручению Президента Республики Беларусь;
- Комитетом государственного контроля Республики Беларусь (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о лжепредпринимательстве, либо совершении сделок (операций) с лицами, в деятельности которых установлены признаки лжепредпринимательства, или совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;
- по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также руководителей (их заместителей) этих органов по находящимся в их производстве материалам;
- при осуществлении государственного санитарного, пожарного надзора, государственного надзора за соблюдением промышленного производства и аптечного изготовления лекарственных средств, государственного контроля за охраной и использованием объектов животного и растительного мира.
Такие проверки могут назначаться только при наличии установленных законодательством оснований и с соблюдением соответствующих условий, с соблюдением обязательных требований:
- технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве);
- утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ;
- соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности.
Внимание! Внеплановые проверки могут проводиться по заявлению самого проверяемого субъекта.
Кроме внеплановых могут быть назначены дополнительные (после проведения плановой) проверки (абз. 13 ч. 1 п. 5 Указа N 510):
1. Для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях проверенного субъекта.
Такая проверка проводится при условии наличия акта (справки) проверки плановой проверки и жалобы на решение контролирующего (надзорного) органа (должностного лица). Причем такой акт обычно содержит (может содержать) требование (предписание) об устранении нарушений.
2. В целях изучения дополнительных вопросов по делам (материалам), поступившим в органы уголовного преследования, суды.
Данная проверка не должна касаться вопросов, являвшихся предметом плановой проверки и ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования, судов по находящимся в их производстве делам (материалам).
3. В исключительных случаях, связанных с несоблюдением проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка назначения и проведения проверок.
Внимание! Внеплановые и дополнительные проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.
Указом N 332 введена новая форма контроля (надзора) за соблюдением законодательства субъектами хозяйственной деятельности — мониторинг.
Мониторинг — это наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей и оценка фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок (п. 2 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом N 510 (далее — Положение о мониторинге)).
На данную форму контроля не распространяются правила по проведению проверок. Основное отличие мониторинга от проверки заключается в том, что при его осуществлении контролирующие органы не вправе использовать властные полномочия, однако мониторинг может осуществляться в отношении любых субъектов — поднадзорных и подконтрольных.
Сущность мониторинга заключается в том, что это такая форма контроля, которая позволяет поднадзорному (подконтрольному) субъекту самостоятельно устранить имеющиеся нарушения (недостатки) и таким образом избежать применения к нему мер ответственности за эти нарушения. Достигается такой результат путем установления сотрудничества и взаимодействия между контролирующими органами и субъектом предпринимательской деятельности на основе принципа законности и добросовестности субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности.
В ходе мониторинга должностные лица контролирующего органа имеют право посещать общедоступные объекты и территорию субъекта либо входить на иные объекты (территорию) с согласия контролируемого (поднадзорного) субъекта. Такой процесс называется визуальным мониторингом и проводится с целью оценки фактической деятельности субъекта. Возможно также применение аналитического мониторинга — использование информации о деятельности субъекта из общедоступных источников (сеть Интернет, телекоммуникационные ресурсы и т.п.) (п. 3 Положения о мониторинге).
Внимание! Отметим, что при проведении любых видов мониторинга предписание на такое проведение не оформляется и записи о проведении не вносятся в книгу учета проверок.
При обнаружении должностным лицом контролирующего органа в ходе мониторинга каких-либо нарушений или недостатков в работе субъекта предпринимательской деятельности указанное лицо вправе дать субъекту письменные рекомендации и срок для их исправления (п. 5 Положения о мониторинге).
При добровольном устранении субъектом мониторинга нарушений (недостатков) в установленный срок меры ответственности в отношении такого субъекта и (или) его должностных лиц контролирующим (надзорным) органом не применяются. Однако такие меры будут применены при повторном выявлении аналогичных либо неустраненных нарушений (недостатков) при проведении повторного мониторинга.
В ситуации, если субъект мониторинга не отреагировал на рекомендации контролирующего органа и не устранил недостатки либо в ходе повторного мониторинга были выявлены аналогичные нарушения (недостатки), должностное лицо контролирующего органа вправе применить в отношении такого субъекта меры административной ответственности, начав в отношении его административный процесс. Кроме того, неустранение субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может повлечь назначение внеплановой проверки, о которой говорилось выше (абз. 2 ч. 2 подп. 9.1 п. 9 Указа N 510).
Основные формы и способы осуществления Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда определены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.12.2009 N 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510».
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОДЛЕЖАТ ПРОВЕРКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРОМ ТРУДА У НАНИМАТЕЛЯ ПО ВОПРОСАМ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА <*>
<*> http://mintrud.gov.by/ru/perechen-voprosov,-podlezhashhix-proverke-gos-inspektorom-truda-u-rabotodatelya-po-voprosam-soblyudeniya-zak-va-o-trude-i-ob-oxrane-truda.
1. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.
2. Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.
3. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.
4. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Беларусь, порядок применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
5. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.
6. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.
7. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
8. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.
9. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.
10. Условия трудовых договоров (контрактов).
11. Рабочее время и время отдыха.
12. Предоставление гарантий и компенсаций.
13. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.
14. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.
15. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).
16. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных актов, содержащих требования по охране труда.
17. Порядок назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда, наличие соответствующих локальных нормативных актов.
18. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
19. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на данную организацию.
20. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных погодных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.
21. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
22. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной защиты и применение индивидуальной защиты.
23. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности.
24. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
25. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
26. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработки и реализации мер по их профилактике.
27. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж по охране труда, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
28. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».