Методика расследования контрабанды должностными лицами таможенных органов

В структуре современной преступности достаточно широкое распространение получила контрабанда. Объективно увеличение фактов контрабанды обусловлено изменением статуса границ. Предметами расследования контрабанды должностными лицами таможенных органов являются предметы личного потребления, автомобили, наркотики, оружие, ИКЦ и т.п. Особенно тревожная обстановка сложилась вокруг контрабанды растительных наркотиков, поступающих из стран Восточной, Юго-Восточной и Средней Азии, и синтетических наркотиков, проникающих в Республику Беларусь из Западной Европы и Америки.

В связи с наметившимися новыми негативными тенденциями в приграничных районах страны становится необходимым повышать криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования контрабанды, а также организовывать взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений разных ведомств Республики Беларусь.

Методика расследования контрабанды — это система научных положений, технических приемов, методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании данного преступления. Контрабанда сырья, в том числе стратегического, наркотиков, культурных ценностей, валюты, оружия, боеприпасов и т.п. является угрозой как экономической, так и общественной безопасности Республики Беларусь.

Применение криминалистических знаний в расследовании контрабанды

В успешном решении задач борьбы с преступностью, в частности контрабандой, важная роль принадлежит криминалистике. Считается, что криминалистика — это наука о расследовании преступлений.

Предметом криминалистики при расследовании контрабанды являются группы закономерностей объективной действительности, которые она изучает в целях решения стоящих перед ней задач. Эти закономерности можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся следующие закономерности: возникновение следов контрабанды, ее повторяемость; причинная связь между действиями преступника (контрабандиста) и преступным результатом, между способом совершения контрабанды и следами применения этого способа; исчезновение следов данного преступления.

Ко второй группе закономерностей относятся закономерности работы с доказательствами. Это закономерности собирания доказательств, которые заключаются в обнаружении контрабанды, ее фиксации, изъятии и сохранении следов, их исследовании, оценке и использовании при расследовании уголовного дела. Известно, что почти каждой контрабанде предшествует подготовка.

Криминалистика изучает закономерности механизма совершения контрабанды, под которым следует понимать сложную динамичную систему, включающую субъект, его отношение к своим действиям и их последствиям, предмет преступного посягательства, способ совершения контрабанды, преступный результат, место, время и другие факторы.

На базе познания названных закономерностей криминалистика разрабатывает технико-криминалистические средства, тактические приемы и методические рекомендации по работе с доказательствами, организации и планированию расследования и предотвращению контрабанды.

Задачи криминалистики при расследованию контрабанды следующие:

  1. разработка и совершенствование технических методов и средств для обнаружения и пресечения контрабанды;
  2. разработка новых технических методов и средств для обнаружения контрабанды, собирания и исследования материальных следов в целях определения обстоятельств данного преступления и установления личности виновного;
  3. совершенствование тактических приемов и методик расследования контрабанды с учетом оперативных возможностей правоохранительных органов;
  4. создание и совершенствование методов и средств, препятствующих совершению контрабанды;
  5. изучение зарубежного опыта борьбы с контрабандой.

В решении своих вопросов криминалистика использует систему различных методов. Криминалистика своими методами и средствами активно способствует раскрытию, расследованию и предупреждению контрабанды, укреплению законности и правопорядка. Вооружая практических работников правоохранительных органов, включая таможенные органы, эффективными методами раскрытия и расследования контрабанды, она обеспечивает неотвратимость наказания. В борьбе с контрабандой криминалистика помогает тем, что ее методы и технические средства применяются и в целях предупреждения, пресечения контрабанды.

Криминалистика помогает тактически правильно, объективно и полно проводить оперативно-розыскные мероприятия, предупреждать контрабанду, получать полную и достоверную информацию о готовящейся или совершенной контрабанде. Кроме того, методы и средства криминалистики способствуют изучению и познанию самого преступного мира в сфере противодействия контрабанде, его структурных образований, способов использования ими технических средств.

В глубоком знании методов и средств криминалистики заинтересованы не только следователи и дознаватели, но и оперативные работники, эксперты, адвокаты, нотариусы и многие другие специалисты.

Понятие контрабанды. Ее уголовная и криминалистическая характеристика

Контрабанда в соответствии со ст. 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

Объект контрабанды — внешнеэкономическая деятельность Республики Беларусь, общественная безопасность и здоровье населения.

Объективная сторона: перемещение помимо или с сокрытием от таможенного контроля (вне времени, вне места таможенного контроля, вне установленного для такого контроля маршрута), использование поддельных документов или средств идентификации, недекларирование или заведомо недостоверное декларирование предмета контрабанды.

Субъективная сторона: в виде прямого умысла. Умыслом охватывается сознание незаконности перемещения контрабанды через таможенную границу.

Субъект: общий с 16 лет и специальный — должностные лица.

Состав контрабанды образуют также действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 228 УК, совершенные по предварительному сговору группой лиц, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностными лицами с использованием служебного положения либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, а также действия, предусмотренные ч. 1, 2 и 3 ст. 228 УК, совершенные организованной группой.

В ст. 228 УК предусмотрен исчерпывающий перечень предметов контрабанды, который можно разделить на 2 группы:

  1. товары и ценности, запрещенные или ограниченные к перемещению, в крупном размере. Перечень товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
  2. наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения. Уголовная ответственность за контрабанду предметов, отнесенных ко второй группе, наступает независимо от их количества и стоимости.

Криминалистическая характеристика контрабанды представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных деяний и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых играют практическую роль в решении задач борьбы с контрабандой. В основе элементов криминалистической характеристики контрабанды лежат объективные процессы совершения и сокрытия данного посягательства, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальной действительности.

Квалифицирующие признаки контрабанды:

  • совершена по предварительному сговору группой лиц, т.е. двумя или более лицами, заранее договорившимися о преступлении;
  • совершена ранее судимым лицом, т.е. лицом, ранее осужденным за контрабанду, если судимость не погашена или не снята, а также лицом, не осужденным за преступление, но совершившим его, если не истекли сроки привлечения к уголовной ответственности;
  • совершена должностными лицами с использованием служебного положения в целях совершения контрабанды;
  • совершена с применением насильственных действий, т.е. с причинением тяжких, менее тяжких и легких телесных повреждений, а также нанесением побоев;
  • совершена в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ;
  • совершена организованной группой, т.е. двумя и более лицами, предварительно объединившимися в устойчивую управляемую группу для совершения преступлений.

Личность преступника как элемент криминалистической характеристики контрабанды

Каждой личности, в том числе и личности преступника, присущи различные свойства и качества, отличающие одного человека от другого. Выявление, анализ и правовая оценка этих свойств и признаков, их фиксация в целях дальнейшего использования и составляют главное содержание изучения личности.

Изучение личности подозреваемого (обвиняемого) есть целенаправленная деятельность следователя по установлению определенной совокупности данных, характеризующих подозреваемого (обвиняемого) и имеющих значение для правильного применения норм уголовного закона, точного соблюдения предписаний уголовно-процессуального законодательства, выбора и использования наиболее эффективных приемов при проведении отдельных следственных действий, а также принятия мер по предупреждению преступлений.

Сведения о типичных личностных особенностях преступников также относятся к основным элементам криминалистической характеристики контрабанды. Ее субъектом может быть и должностное, и частное лицо, достигшие 16-летнего возраста, гражданин Республики Беларусь, лицо без гражданства, иностранец, достигшие 16-летнего возраста.

Следственной практикой выявлено два основных типа контрабандистов: «ситуативные» и «злостные».

«Ситуативный» контрабандист характеризуется временными отклонениями в общей положительной установке личности. Он совершает преступление вследствие создавшейся ситуации, под действием соблазна получить материальные блага или желания оказать кому-то услугу.

«Злостный» контрабандист представляет значительную общественную опасность, поскольку отличается ярко выраженной противоправной ориентацией корыстного характера. Он действует только с прямым умыслом, по тщательно разработанному плану, глубоко анализирует и учитывает объективные и субъективные факторы и условия на границе, преследуя цель получить от контрабанды максимальную прибыль. Анализ следственной практики показывает, что более 75% злостных контрабандистов совершали преступления в составе организованных групп, причем на протяжении довольно значительного времени. Эти контрабандисты участвуют в коррупции органов власти и управления, а также правоохранительных органов. На пути к обогащению и достижению желаемых результатов они не останавливаются ни перед какими препятствиями.

Их социальное положение самое разнообразное: от мелкого жулика до высокопоставленного дипломата (бизнесмены, члены различных делегаций, сотрудники транспортных организаций на международных перевозках, военнослужащие).

Значительная часть контрабанды совершается членами организованных преступных групп.

При расследовании деятельности преступных структур глубокое изучение личности подозреваемых, обвиняемых помогает в решении такой важной тактической задачи, как выявление ролевых функций участников преступлений. Следует подчеркнуть связь этой проблемы с изучением структуры преступной организации, выявлением и изобличением соучастников преступной деятельности, установлением лидеров, осуществляющих стратегическое управление группой, формирующих идеологию, консолидирующих усилия членов группы, определяющих ее инвестиционную политику, распределяющих преступные доходы между членами группы.

Изучение личности обвиняемого позволяет полнее и точнее установить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, особенно те из них, которые тесно связаны с его субъективными качествами, социальными установками, взглядами, состоянием нервной системы, алкоголизмом, употреблением наркотиков и т.п.

Способы совершения контрабанды, их признаки

Способы совершения контрабанды включают в себя способы приобретения, хранения, перемещения контрабанды через таможенную границу, а также сбыта контрабанды. Кроме того, сюда входят и способы маскировки, сокрытия контрабандной деятельности.

Под перемещением через таможенную границу понимают совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории товаров и иных предметов любым из таких способов, как пронос, перевоз любыми транспортными средствами, переброска, пересылка в международных отправлениях, перемещение трубопроводным транспортом, с использованием линий электропередачи или с помощью других средств коммуникации.

При ввозе перемещением считается практически пересечение таможенной границы Республики Беларусь, а при вывозе — подача декларации или совершение иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства.

Перемещение контрабанды производится следующими способами:

  • лично контрабандистом при легальном пересечении границы в установленном месте;
  • лично контрабандистом при нелегальном пересечении государственной границы;
  • без непосредственного участия контрабандиста.

Перемещение контрабанды обычно совершается помимо или с сокрытием от таможенного контроля (например, перемещение вне установленных таможенными органами мест или времени оформления; использование специально оборудованных или приспособленных тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение предметов; придание одним товарам вида других). Так, установлены многочисленные факты незаконного вывоза сырьевых товаров в железнодорожных составах для перевозок специзделий, в почтовых вагонах, транспортных средствах спецсвязи без отражения вывоза в сопроводительных документах.

Тайники изготавливаются в железнодорожных вагонах, воздушных, морских и речных судах, автобусах и машинах международного сообщения. Нередко к контрабанде причастны водители автомашин, члены поездных бригад, экипажей судов. Иногда тайник оборудуется без ведома лиц, которым вверено транспортное средство. Товары заранее помещаются в тайник, а изымаются уже за границей сообщником, который знает о тайнике, или лицом, которое поместило товары в тайник, если оно само следует в этом транспортном средстве.

Нередки ситуации, когда предметы контрабанды переправляются за границу с туристами, эмигрантами либо на законных основаниях под видом подарков, сувениров знакомым или родственникам, при этом перевозчик не представляет себе подлинной ценности перевозимых предметов (картины известных художников покрываются сверху новым слоем красок; в бутылке водки перевозятся бриллианты и т.п.), либо с использованием поддельных, незаконным путем полученных (например, за взятку) документов или средств таможенной идентификации. Иногда представляются подлинные документы, но относящиеся к другим товарам.

Нередко преступники используют поддельные средства таможенной идентификации или подлинные, но относящиеся также к другим товарам. Это пломбы, печати, цифровая, буквенная или иная маркировка идентификационных признаков и т.п. В соответствии с п. 4 ст. 109 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) средства идентификации могут изменяться или уничтожаться, как правило, только таможенными органами или с их разрешения.

Нередко ввоз контрабанды осуществляется под видом транзита (с использованием соответствующих документов) с последующей ее реализацией внутри страны. При этом ввозимый товар не декларируется, а иногда сопровождается недостоверной декларацией, т.е. декларацией иных товаров и предметов или с существенным уменьшением их количества. Подобные факты порой сопровождаются применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Как своеобразный способ контрабанды следует рассматривать ее совершение должностным лицом с использованием служебного положения, в частности, обязывающего осуществлять контрольные функции и иные действия, связанные с выполнением требований таможенного законодательства, т.е. речь идет о должностных лицах таможенных органов Республики Беларусь.

Сбыт контрабанды обычно происходит оптом по договоренности с конкретными лицами, которые, как правило, имеют своих продавцов, занимающихся реализацией контрабанды в розницу. Предметы искусства сбываются коллекционерам, в антикварные магазины.

Маскировка контрабандной деятельности может иметь место на разных ее стадиях. Например, приобретая предметы искусства, контрабандисты нередко выдают себя за сотрудников музеев. Используются и специальные методы маскировки: условности и тайнопись при переписке; жаргон и условные знаки при общении; использование псевдонимов и кличек; создание тайников для хранения и перемещения предметов; камуфлирование предметов контрабанды под другие, менее ценные; организация контрнаблюдения и т.п.

Нередко совершение контрабанды образует состав и совокупность других преступлений, таких как: невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230 УК); незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля (ст. 229 УК); производство, накопление либо распространение запрещенных средств ведения войны (ст. 129 УК); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231 УК) и др.

Таким образом, квалификация действий по ст. 228 УК зависит от характера примененного способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, права на освобождение от определенных форм таможенного контроля.

Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании уголовных дел, возбужденных по факту контрабанды, следователь постоянно встречается с обстановкой, которая предстает перед ним в период проведения осмотра места происшествия, получения материалов об обнаружении признаков контрабанды от органов дознания, и эта обстановка будет изменяться в течение всего периода расследования. Такая обстановка характеризуется определенной системой фактических и иных данных, отражающих ход и состояние как производства отдельных следственных оперативно-розыскных и иных организационно-технических действий, так и расследования в целом. Такая обстановка получила название следственной ситуации.

Задачи, подлежащие разрешению при расследовании дел о контрабанде, совокупность следственных действий и других мер, которые необходимо для этого провести на первоначальном и последующих этапах расследования, а также другие вопросы зависят от следственной ситуации. В качестве исходных обычно выступают следующие типичные ситуации:

  1. есть аргументированные данные об уже совершенной контрабанде (признаки последней установлены при прохождении конкретным лицом таможенного или пограничного контроля либо в ходе административного производства по делу о нарушении таможенных правил);
  2. имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, однако местонахождение этого субъекта неизвестно либо он находится за границей;
  3. есть данные, содержащие признаки контрабанды, однако информация о виновном либо отсутствует, либо ее недостаточно для его отождествления (так называемая бесхозная контрабанда).

В каждой следственной ситуации имеется ряд особенностей, обусловленных объектом и характером исходных данных.

Первоочередные задачи расследования в первой типичной следственной ситуации таковы:

  • установление неизвестной следствию стадии подготовки контрабанды;
  • изучение, анализ и фиксация всех следов;
  • выяснение мотивов и целей преступления;
  • доказывание вины подозреваемого (обвиняемого);
  • определение меры пресечения.

Частные версии вытекают из перечисленных задач и касаются мотивов, целей, возможных соучастников контрабанды и т.д.

Для решения названных задач при планировании первоначального этапа расследования определяется следующее:

  1. Кто из подозреваемых подлежит задержанию или аресту, в какой последовательности, где, когда и при каких обстоятельствах.
  2. У кого из подозреваемых или их близких нужно произвести обыск и что и где искать.
  3. Следственный осмотр предметов и документов, изъятых при обысках.
  4. Следственный осмотр средств и приспособлений для перемещения и хранения контрабанды.
  5. Выемка по месту жительства и работы подозреваемого и других лиц, у которых могут находиться предметы контрабанды и необходимые для нее документы.
  6. Следственный осмотр документов, использованных для прикрытия контрабанды.
  7. Кто должен быть допрошен в качестве свидетелей, когда и в какой очередности, какие факты и обстоятельства подлежат выяснению при допросе каждого из них.
  8. Какие обстоятельства и в какой последовательности должны выясняться в ходе первых допросов подозреваемых.
  9. Наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценности, подлежащие конфискации.
  10. Наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка.
  11. Предъявление свидетелям, в том числе очевидцам, предметов контрабанды, а при необходимости и подозреваемых для опознания.
  12. Проведение очных ставок между ними и подозреваемыми.
  13. Производство следственных экспериментов, розыскных действий (либо оперативных мероприятий).
  14. Назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок.

Для этой ситуации возможны случаи, когда некоторые соучастники контрабанды остаются на свободе. Тогда следователю нужно поддерживать тесный контакт с сотрудниками органа дознания, продолжающими розыскную работу, чтобы своевременно использовать в процессе расследования те данные, которые они получат.

Основные задачи при расследовании во второй типичной ситуации (когда имеются сведения о деянии, содержащем признаки контрабанды, и виновном лице, местонахождение которого неизвестно либо оно находится за границей) предусматривают:

  • сбор необходимых сведений о контрабандисте, его родственных и иных близких связях, возможных соучастниках, установление его точного местонахождения;
  • изучение стадии подготовки к контрабанде, мест хранения ее объектов;
  • выявление свидетелей преступления;
  • осмотр объектов контрабанды, закрепление ее следов как доказательств преступной деятельности скрывающегося контрабандиста;
  • сбор других доказательств вины подозреваемого, выяснение мотивов и целей преступления, характера и размера причиненного ущерба;
  • установление обстоятельств, которые способствовали отъезду подозреваемого с постоянного места жительства за границу, причин и условий, облегчивших совершение контрабанды и возможность скрыться от следствия.

В этой ситуации следователю требуется активно использовать оперативно-розыскные возможности органа дознания, а также налаженное взаимодействие с зарубежными правоохранительными органами. Ему предстоит грамотно провести все возможные без участия виновного лица следственные и иные действия, такие как:

  • а) осмотр места происшествия и объектов контрабанды, иных предметов, могущих стать вещественными доказательствами;
  • б) допрос свидетелей и соучастников;
  • в) обыски по месту постоянного жительства контрабандиста, его родственников и близких ему людей (там могут находиться как доказательства контрабанды, так и сам разыскиваемый), выемка документов;
  • г) назначение криминалистических и иных экспертиз;
  • д) предъявление для опознания предметов и средств контрабанды, фотографий виновного;
  • е) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка.

Третья типичная следственная ситуация, когда контрабандист неизвестен, наиболее сложна. Особенность указанной категории уголовных дел состоит в том, что на первоначальном этапе не всегда ясно, является ли расследуемое событие результатом преступных действий и содержит ли оно состав контрабанды. Главный же вопрос заключается в том, кто совершил эти действия.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды выдвигаются версии о круге причастных к ней лиц, месте их нахождения, мотивах и целях, источниках приобретения предметов контрабанды, способах маскировки и перемещения, местах хранения и сбыта, наличии соучастников, связи события контрабанды с другими деликтами.

Проверка версий идет по пути выяснения следующих основных вопросов:

  1. Что послужило непосредственной причиной, вызвавшей расследуемое событие?
  2. Как связана «бесхозная» контрабанда с действиями или бездействием определенных лиц?
  3. Кто они? Имеется ли в их действиях состав преступления?
  4. Каковы обстоятельства обнаружения контрабанды?
  5. Какие события предшествовали этому?
  6. Что произошло после обнаружения контрабанды?
  7. Где искать материальные следы преступления?
  8. Какие субъекты располагают криминалистически значимой информацией о событии контрабанды?

По делам о контрабанде, когда с самого начала ясно, что ее причина состоит в умышленных действиях конкретного лица, основные усилия направляются на его установление. В указанной ситуации в качестве первоначальных проводятся, как правило, такие следственные действия, как: осмотр места происшествия; осмотр предметов контрабанды; допрос свидетелей (включая должностных лиц таможни и военнослужащих пограничных войск); выемка соответствующих документов; назначение судебных экспертиз. Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации имеет осмотр места происшествия и предметов контрабанды, поскольку на первоначальном этапе расследования допрос подозреваемого провести невозможно (предметы контрабанды обнаружены, а контрабандист неизвестен). В таком положении нередко только это следственное действие дает возможность установить связь имеющихся на месте осмотра материальных следов с расследуемым событием. Для осмотра места происшествия и предметов контрабанды привлекаются специалисты-криминалисты и другие сведущие лица в зависимости от вида контрабанды и способов ее совершения. Полученные данные используются для розыска и изобличения преступника.

При задержании и осмотре на границе предметов контрабанды проводится осмотр места происшествия, транспортных средств, тайников. Это дает криминалистически значимую информацию не только о материальных следах, но и о составе преступления: каким образом совершена контрабанда, когда, кем, с какой целью, с чьей помощью, какой ущерб причинен, кто мог знать о произошедшем, где были приобретены либо получены предметы контрабанды, когда и как они были сокрыты для незаконного перемещения через границу Республики Беларусь. Выясняется, был ли изготовлен в этих целях тайник либо использованы конструктивные особенности конкретного транспортного средства, специфические признаки багажа или груза, проявились ли профессиональные навыки контрабандиста, какие ухищрения им были применены для реализации преступного замысла.

Если после совершения контрабанды прошло немного времени, а при осмотре места происшествия и предметов контрабанды удалось получить информацию, достаточную, чтобы определить направление движения преступника, организуется его преследование «по горячим следам», осуществляются заградительные и поисковые мероприятия на пути его отхода с места происшествия.

Важное значение для раскрытия контрабанды имеют своевременные допросы свидетелей. Значительная их часть по делам данной категории известна из материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела. Другую устанавливают в результате оперативно-розыскной деятельности, третью — в ходе первоначальных следственных действий. Допрос свидетелей обычно позволяет получить сведения о вероятном преступнике, его индивидуальных признаках, других свидетелях контрабанды. Эта информация должна незамедлительно передаваться органу, разыскивающему контрабандиста.

Если все следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, возможные в отсутствие подозреваемого, будут выполнены, а контрабандист останется неустановленным, предварительное расследование подлежит приостановлению.

При установлении контрабандиста производятся его задержание, освидетельствование и личный обыск, допрос в качестве подозреваемого и другие процессуальные действия. Тогда рассматриваемая следственная ситуация трансформируется в одну из разновидностей первой.

В практике расследования дел о контрабанде встречаются ситуации, сочетающие элементы рассмотренных. Тогда следователь должен учитывать конкретные обстоятельства. После уяснения исходной следственной ситуации успех зависит главным образом от тесного взаимодействия с оперативными подразделениями таможенных и других правоохранительных органов, в том числе и за пределами Республики Беларусь.

Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь.

Так, при обнаружении военнослужащими органов пограничной службы Республики Беларусь либо сотрудниками органов внутренних дел подлежащих изъятию предметов вне пункта пропуска через Государственную границу Республики Беларусь указанные предметы принимаются должностными лицами таможенных органов, которые в установленном порядке уполномочены на составление протоколов об административных таможенных правонарушениях или на производство дознания по уголовным делам о контрабанде. В случае их отсутствия — должностными лицами таможенных органов, являющимися старшими по должности из числа находящихся в месте передачи подлежащих изъятию предметов или прибывшими для приема подлежащих изъятию предметов, согласно постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 10.12.2007 N 128/9/329 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и передачи таможенным органам товаров и транспортных средств, являющихся предметами, орудиями или средствами совершения административного таможенного правонарушения или контрабанды, и документов на них».

Эффективное взаимодействие таможенных органов и органов внутренних дел позволяет на сегодняшний день эффективно бороться с незаконным оборотом и контрабандой табачной продукции и добиваться высокой результативности в работе по указанному направлению. С начала 2011 года таможенными органами во взаимодействии с правоохранительными органами задержано более 44,8 миллионов штук контрабандных сигарет.

Ярким примером успешного взаимодействия может послужить следующий пример (по данным Пресс-службы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь). Сотрудниками Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь на территории Республики Беларусь пресечен один из крупнейших каналов контрабандных поставок сигарет. В складском помещении, расположенном в подвальном помещении жилого дома в д. Д. М-го района, задержано 1,2 млн. сигарет, хранившихся без каких-либо документов. В то же время в г. Д. М-ой области на складе одной из коммерческих фирм задержана вторая партия сигарет в количестве 7,9 млн. штук, также подготавливаемая к нелегальной отправке. Успешной ликвидации нелегальных складов сигарет предшествовало произведенное накануне задержание в пункте пропуска «У» более 3,3 млн. штук контрабандных сигарет, уже следовавших через границу в специально изготовленном тайнике. По всем выявленным фактам таможенными органами и органами внутренних дел проводятся проверочные мероприятия, по окончании которых будет дана правовая оценка деятельности преступной группы, а судьбу задержанных контрабандных сигарет будет решать суд.

Таможенные органы в соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — УПК) (статья 37) являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.

Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач по борьбе с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы ТмК ТС возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных УПК и Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности», для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.

Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

Работники отдела таможенных расследований уголовное дело вначале расследуют, а затем передают его следователю территориальной прокуратуры. Административное дело о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела таможенных расследований. В результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов — с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, — с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп — сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа.

Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы в свою очередь будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела, уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия — создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими ему силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения — агентурно-оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь — инициатор и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: обмен информацией о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и контрольно-пропускные пункты пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные контрольно-пропускные пункты.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи.

В заключение можно подчеркнуть, что таможенные органы Республики Беларусь, являясь правоохранительными, обеспечивают экономическую безопасность государства и осуществляют деятельность по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела в целом и с контрабандным перемещением товаров в частности.

Противостоять потоку контрабанды, действуя традиционными методами, которые характеризуются разобщенностью действий правоохранительных и контролирующих органов, в настоящее время затруднительно. Необходимо, во-первых, творчески переосмыслить теоретические положения, на которых ранее базировалась деятельность по выявлению и раскрытию фактов контрабанды; во-вторых, создавать систему постоянно взаимодействующих структур, объединяющих деятельность органов внутренних дел, таможенных и пограничных подразделений, которые совместными усилиями в состоянии оказать действительно эффективное противодействие этому криминальному бизнесу.