Введение. В соответствии с нормами таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Беларусь таможенные органы являются органами государственного управления, обеспечивающими в соответствии со своими функциями таможенное регулирование.
В целях исполнения таможенного регулирования устанавливаются порядок и правила перемещения товаров через таможенную границу, использования товаров, ввезенных на таможенную территорию либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенными процедурами, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими право владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства в области таможенного дела государствами устанавливаются методы и средства этой защиты, к которым относится в том числе и правоохранительная деятельность таможенных органов. Одной из основных функций таможенных органов является борьба с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
В материале рассматриваются основные вопросы, связанные с незаконным перемещением культурных ценностей через таможенную границу. Раскрываются аспекты ответственности лиц за незаконное перемещение культурных ценностей исходя из компетенции таможенных органов Республики Беларусь.
Основная часть. Вопросы сохранения культурных ценностей приобретают особое значение в современный период — время экономических неурядиц и ломки мировоззрений. Как показывает ход исторического развития человечества, именно в такие моменты происходит уничтожение культурных ценностей, разрушаются памятники, предаются забвению достижения в духовной жизни. Все чаще в указанный период предпринимаются попытки незаконного вывоза из страны культурных ценностей.
Объектами преступного посягательства являются в первую очередь старинные иконы, церковная утварь, картины, книги, изделия народных промыслов, старинные золотые и серебряные монеты, ордена и медали, старинное оружие.
С самого начала необходимо определиться с понятиями и категориями товаров, которые относятся к культурным ценностям. Так, согласно Закону Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» (далее — Закон) под историко-культурными ценностями понимаются наиболее отличительные материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и которым придан статус историко-культурных ценностей. Историко-культурные ценности взяты под охрану государства в порядке, определенном Законом.
В компетенцию Министерства культуры Республики Беларусь входят ведение Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, участие в деятельности по возврату в Республику Беларусь историко-культурных ценностей, которые оказались за ее пределами, а также выдача разрешения на временный вывоз за пределы Республики Беларусь движимых историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при вывозе по основаниям неэкономического характера, и осуществление контроля за выполнением условий их временного вывоза.
Вывоз материальных движимых историко-культурных ценностей за пределы Республики Беларусь на постоянное хранение запрещается.
Временный вывоз за пределы Республики Беларусь движимых историко-культурных ценностей допускается только в пределах международного культурного обмена и в случаях военных конфликтов.
Временный вывоз за пределы Республики Беларусь движимых историко-культурных ценностей и эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при вывозе по основаниям неэкономического характера, допускается в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Вышеуказанный порядок установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 1397). Постановлением N 1397 утверждено Положение о порядке и условиях выдачи Министерством культуры разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера (далее — Положение).
Положением устанавливаются порядок и условия выдачи Министерством культуры Республики Беларусь разрешений на вывоз культурных ценностей, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера.
Положение распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз культурных ценностей, включающих:
движимые материальные историко-культурные ценности, эталоны фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, в том числе составляющие библиотечный фонд Республики Беларусь или включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, а также предметы, которые представлены в установленном порядке для придания им статуса историко-культурной ценности (историко-культурные ценности);
движимые материальные объекты, к которым относятся предметы, их фрагменты религиозного либо светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических или физических лиц либо не имеют собственника и находятся на территории Республики Беларусь, либо созданы на территории Республики Беларусь, либо перемещены на территорию Республики Беларусь, которым не присвоен статус историко-культурной ценности, а также которые не были представлены в установленном порядке для придания статуса историко-культурной ценности, однако признаются Республикой Беларусь наделенными отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами, в том числе составляющие библиотечный фонд Республики Беларусь или включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, включенные в раздел 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень), утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее — Решение N 19) (п. 2 Положения).
Вывоз движимых материальных объектов, которые отвечают критериям историко-культурных ценностей, но не являются историко-культурными ценностями, ограниченными к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при вывозе по основаниям неэкономического характера, допускается при наличии разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.
Решением N 19 регулируются вопросы порядка ввоза на таможенную территорию и вывоза с таможенной территории государств — участников Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов.
Положение распространяется на юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ввоз и вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, указанных в разделе 2.20 Единого перечня, а также на физических лиц, осуществляющих ввоз и вывоз таких товаров для личного пользования (в некоммерческих целях).
Вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства — члена Таможенного союза (уполномоченный орган), на территории которого зарегистрирован заявитель. Для Республики Беларусь таким органом является Министерство культуры Республики Беларусь.
Не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства — члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза:
- на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для организации выставок, презентаций в третьих странах;
- на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для осуществления реставрационных работ и научных исследований в третьих странах;
- на временный вывоз культурных ценностей для осуществления гастрольно-концертной деятельности и проведения культурно-зрелищных мероприятий в третьих странах;
- на временный вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов для использования в судебных процессах в третьих странах;
- на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов третьих стран и оригиналов архивных документов, временно ввезенных на территорию Таможенного союза;
- на вывоз культурных ценностей, оригиналов архивных документов физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях).
Не подлежат вывозу с территории Таможенного союза без обязательства их обратного ввоза культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов:
- представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующими законодательствами государств — участников Таможенного союза к особо ценным объектам культурного и документального наследия народов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, независимо от времени их создания;
- охраняемые государствами — участниками Таможенного союза и внесенные ими в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательствами государств — членов Таможенного союза, независимо от времени их создания;
- постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки.
Срок временного вывоза определяет государственный орган государства — члена Таможенного союза, осуществляющий контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов.
Возвращение незаконно вывезенных и незаконно ввезенных культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется в соответствии с международными правовыми актами и законодательствами государств — членов Таможенного союза.
Запрещен ввоз и вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в отношении которых объявлен розыск. Такие культурные ценности, документы национальных архивных фондов и оригиналы архивных документов подлежат задержанию.
Вывоз и ввоз старинного (антикварного) оружия осуществляется в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему.
В случае, если коллекционные материалы по минералогии, палеонтологии, кости ископаемых животных в соответствии с национальным законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть отнесены к культурным ценностям, вывоз юридическими лицами, физическими лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательской деятельности, а также физическими лицами для личного пользования (в некоммерческих целях) указанных коллекций и костей ископаемых животных осуществляется также при наличии заключения (разрешительного документа) о возможности осуществления такого вывоза, выдаваемого органом государственной власти государства — члена Таможенного союза, на которого возложены функции по охране историко-культурного наследия.
Согласно п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС), а также пункту 2 статьи 8 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010 (далее — Соглашение) все ввозимые либо вывозимые культурные ценности подлежат обязательному письменному декларированию. При пересечении таможенной границы физическое лицо заполняет пассажирскую таможенную декларацию, в которой указывает об обязательном предъявлении для досмотра провозимых произведений искусства.
Пересылка культурных ценностей в международных почтовых отправлениях запрещена на территории Таможенного союза. Согласно пункту 4 раздела I Перечня товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории (приложение 2 к Соглашению), определены категории товаров, запрещенные к пересылке в международных почтовых отправлениях.
В отношении ввозимых на территорию Таможенного союза культурных ценностей введена льгота. Данная категория товаров освобождается от уплаты таможенных платежей в случае, если они признаны культурными ценностями. Причем льгота предоставляется в случае перемещения таких товаров любым способом, за исключением международных почтовых отправлений.
За перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь культурных ценностей, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием, предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 228 «Контрабанда» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).
За действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым за контрабанду, должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, совершенные организованной группой, предусмотрена уголовная ответственность по части 3 либо 4 статьи 228 УК Республики Беларусь.
Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц культурных ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
За умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, предусмотрена уголовная ответственность по статье 230 УК Республики Беларусь.
В 2009 — 2010 годах была пресечена 21 попытка незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь, изъято 7488 предметов, представляющих культурную ценность. Основную массу изъятых предметов составляют старинные монеты и банкноты, медали, иконы, оружие и печатные издания. В общей сложности за период с 1997 года по 2010 год таможенными органами Республики Беларусь было выявлено 915 фактов незаконного перемещения культурных ценностей и изъято более 88411 предметов, представляющих культурную ценность.
Наибольшее количество выявленных фактов приходится на Брестскую и Ошмянскую таможни, Гродненскую и Минскую региональные таможни и таможню «Минск-2» (аэропорт).
При перемещении историко-культурных ценностей чаще всего использовался автотранспорт.
Почти половина правонарушений была выявлена на границе с Республикой Польша: 3 факта при выезде и 6 — при въезде.
Таможенные органы и их должностные лица уполномочены законодательством осуществлять административное принуждение в сфере таможенного дела, вести административный процесс и рассматривать дела об административных таможенных правонарушениях.
Статьей 14.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение товаров (в том числе и культурных ценностей) через таможенную границу Республики Беларусь.
Под незаконным перемещением понимается:
- перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь вне определенных законодательством мест, а равно покушение на такое перемещение;
- перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров, подлежащих таможенному декларированию, совершенное с сокрытием от таможенного контроля, то есть с использованием тайников или других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно покушение на такое перемещение;
- представление таможенному органу для получения разрешения на таможенный транзит, временное хранение или на убытие товаров с таможенной территории документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товаров, их количестве, стоимости, весе брутто товаров, если эти недостоверные сведения дают основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь.
Статья 14.3 КоАП предусматривает ответственность за ввоз товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе, несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, за исключением случаев, когда такие товары после прибытия на таможенную территорию не покидали пункта ввоза.
Статья 14.5 КоАП предусматривает ответственность за недекларирование товаров, подлежащих таможенному оформлению, а равно представление таможенному органу в качестве документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поддельных документов, если это дает основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров.
Анализ преступлений, совершенных в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан в сфере таможенного дела, показал, что составы уголовных преступлений, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, в основном совпадают по объектам преступного посягательства, при этом имеются небольшие различия.
Например, Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК Республики Казахстан) предусматривает уголовную ответственность за контрабанду по двум статьям: «Экономическая контрабанда» и «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено». Объекты преступного посягательства указанных статей УК Республики Казахстан практически совпадают с объектами, установленными УК.
Существенно отличается крупный размер преступного посягательства. Так, в УК Республики Казахстан крупный размер установлен в 1000 месячных расчетных показателей, а в Республике Беларусь — 2000 базовые величины.
В рамках международного сотрудничества при непосредственном участии таможенных органов Республики Беларусь было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечении их возврата от 05.10.2007 (далее — Соглашение о сотрудничестве).
Соглашение о сотрудничестве вступило в силу для Республики Беларусь 22 апреля 2009 г.
В соответствии со статьей 3 Соглашения о сотрудничестве стороны осуществляют сотрудничество по следующим основным направлениям:
- а) совершенствование нормативной правовой базы в борьбе с хищениями культурных ценностей и обеспечение их возврата, гармонизация законодательства в этой области;
- б) осуществление согласованных мер для выполнения положений универсальных и региональных международных договоров, направленных на борьбу с хищениями культурных ценностей;
- в) анализ состояния и динамики преступности, связанной с хищениями культурных ценностей, и результатов борьбы с ней;
- г) совершенствование механизмов взаимодействия правоохранительных и иных органов для принятия согласованных мер по противодействию хищениям культурных ценностей и обеспечению их розыска и возврата;
- д) проведение соответствующих мероприятий в отношении юридических и физических лиц при наличии оснований полагать об их возможной причастности к хищениям культурных ценностей.
Придавая важное значение борьбе с нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза (контроль за его соблюдением возложен на таможенные органы), за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность, государства пришли к выводу о необходимости принятия соответствующих международных соглашений в целях единообразного подхода к привлечению к уголовной и административной ответственности, соблюдению принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах.
В ходе работы по реализации Плана мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза государствами — участниками Таможенного союза, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 17 «О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза», были разработаны и 05.07.2010 подписаны в г. Астане Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза (далее — Договор) и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее — Соглашение о правовой помощи).
Договор определяет особенности привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Сторон, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
Виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными Договором.
В Договоре заложены принципы, которые предусматривают условия, согласно которым лицо, в отношении которого вступил в законную силу приговор или иное судебное решение по уголовному делу на территории одной Стороны, не может быть привлечено к уголовной ответственности за то же самое деяние другой Стороной, а также лицо, в отношении которого вступило в законную силу решение по делу об административном правонарушении на территории одной Стороны, не может за то же самое деяние привлекаться к административной ответственности другой Стороной.
Договором предусмотрено, что результаты проведения таможенного контроля, оформленные таможенными органами любой Стороны в соответствии с положениями Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009, а также результаты выполнения компетентным органом одной Стороны в соответствии с законодательством этой Стороны процессуальных действий на основании поручений компетентных органов другой Стороны признаются в качестве доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке при рассмотрении указанных дел наряду с другими доказательствами согласно законодательству Сторон.
В целях исполнения международных договоров в сфере незаконного оборота культурных ценностей Договором предусмотрено, что изъятые либо арестованные одной Стороной в ходе ведения административного процесса (осуществления производства) по делам об административных правонарушениях и производства предварительного расследования по уголовным делам культурные ценности и иные товары, представляющие государственный интерес для другой Стороны, по мотивированному запросу этой Стороны после вступления в законную силу решения по уголовному делу или делу об административном правонарушении могут быть возвращены данной Стороне.
Товары, представляющие государственный интерес, определяются законодательством Сторон.
Соглашением о правовой помощи предусмотрена возможность оказывать друг другу как можно более широкое содействие в расследовании нарушений в сфере таможенного дела и повышать эффективность сотрудничества в этой области путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и их методического обеспечения, а также информационного обмена в данной области.
ТмК ТС, вступивший в силу 6 июля 2010 г., предусматривает определенные меры по защите таможенными органами прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, в том числе и на культурные ценности, которые отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности посвящена глава 46 ТмК ТС.
Статьей 328 ТмК ТС определен круг товаров, к которым таможенными органами не применяются меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. К ним относятся товары, перемещаемые через таможенную границу:
- физическими лицами для личного пользования, в том числе пересылаемые в их адрес в международных почтовых отправлениях;
- в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (применяется при помещении под иные процедуры или если товар направляется законно в иное государство, где не осуществляется защита);
- дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.
Для включения объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр, который ведется таможенными органами в государстве — члене Таможенного союза, заинтересованным правообладателям необходимо обращаться в таможенные органы с соответствующим заявлением.
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательствами государств — членов Таможенного союза и (или) законодательством Таможенного союза в сфере интеллектуальной собственности в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в единый реестр.
В случае, если в результате таможенного контроля товаров были обнаружены нарушения прав интеллектуальной собственности, осуществляются следующие действия:
- выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 рабочих дней (возможно продление по заявлению правообладателя);
- декларант и правообладатель уведомляются путем вручения им уведомления о приостановлении выпуска товаров;
- выпуск товаров возобновляется и производится в установленном порядке, если до истечения срока приостановления таможенному органу не были представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию.
Заключение. В 70-х годах XX в. на складах Брестской таможни скопилось большое количество изъятых культурных ценностей, т.к. на это время приходился пик незаконного перемещения таких товаров. Поэтому было принято решение о передаче изъятых культурных ценностей в Брестский областной краеведческий музей. С 4 февраля 1984 г. был открыт Музей спасенных художественных ценностей как филиал Брестского областного краеведческого музея, ставший единственным музеем подобного рода. В экспозиции музея представлено более четырехсот произведений искусства и предметов антиквариата. В настоящее время в музее хранится более четырех тысяч культурных ценностей.