При осуществлении внешнеторговой деятельности в силу тех или иных причин субъекты хозяйствования нарушают таможенное законодательство. Рассмотрим некоторые практические ситуации.
Вопрос: При проведении проверки территории свободной таможенной зоны сотрудниками таможни было сделано замечание, что таблички, расположенные по периметру зоны таможенного контроля, расположены на высоте 1 метра. При этом таможенники предупредили, что за данное нарушение предусмотрена административная ответственность. Так ли это?
Ответ: Статья 14.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за нарушение порядка обозначения зон таможенного контроля, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности в пределах зон таможенного контроля, перемещение товаров, в том числе транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение является обязательным. Согласно Положению о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2007 N 674, зона таможенного контроля должна быть оборудована информационными указателями прямоугольной формы, устанавливаемыми на въезде в зону таможенного контроля и по ее периметру на высоте 150 см и на расстоянии, обеспечивающем их видимость с участков прилегающей территории в светлое и темное время суток, в том числе в условиях недостаточной видимости. На зеленом фоне информационного указателя белым цветом осуществляется надпись на русском языке: «ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ». Указанный информационный указатель является основным средством обозначения зоны таможенного контроля. Зона таможенного контроля также может быть обозначена нанесением надписи «ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ» непосредственно на оградительные сооружения и стены помещений, составляющих ее периметр.
Таким образом, данное правонарушение может составлять состав административного таможенного правонарушения.
Следует заметить, что в некоторых случаях нарушения таможенного законодательства совершаются субъектами хозяйствования не умышленно, а по причине недостаточной квалификации или ненадлежащего контроля за достоверностью сведений, заявляемых в декларациях на товары. При этом КоАП предусмотрены довольно суровые санкции за совершаемые правонарушения в области таможенного дела. Например, частью 9 ст. 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более десяти базовых величин, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее двух базовых величин. В результате применяемые штрафы могут оказывать значительное негативное влияние на финансовое положение предприятий, а следовательно, и на их коммерческую деятельность.
В то же время существуют правовые основания для уменьшения размеров применяемых штрафов за совершенные административные правонарушения. Так, ст. 8.2 КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Таким образом, при наличии в совокупности критериев, содержащихся в этом решении, правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности, а следовательно, не несет материальные издержки в виде административных штрафов.
Вопрос: Таможенным органом ОАО «А» был установлен срок доставки товара, помещенного под таможенную процедуру транзита, при перевозке иностранного товара из г. Бреста в г. Витебск в размере 3 дней. Из-за плохих погодных условий товар был доставлен на склад временного хранения в г. Витебске только на 4 день.
Существуют ли какие-либо правовые основания для того, чтобы не привлекать перевозчика к административной ответственности за данное таможенное правонарушение?
Ответ: Статьей 219 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) предусмотрено установление срока доставки товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита. Так, срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. При этом предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц. Таким образом, таможенный орган отправления (Брестская таможня) обоснованно установил срок доставки товара.
Статьей 14.10 КоАП за несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенной процедуры таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров или доставку товаров в место на таможенной территории Республики Беларусь, отличное от места доставки, определенное таможенным органом, или непредставление в установленный срок таможенному органу документов, необходимых для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, предусмотрено наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Однако во многих случаях нарушения таможенного законодательства совершаются перевозчиками не умышленно, а по причине наличия объективных причин либо недостаточной квалификации или ответственности работников. Необходимо обратить внимание на то, что Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива) продекларирована необходимость пересмотра существующей системы административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности с целью обеспечения соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Требованиям Директивы соответствует и принятое Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь решение коллегии от 30.11.2010 «О некоторых вопросах применения статьи 8.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статьи 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Решение от 30.11.2010) (с текстом документа можно ознакомиться на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по адресу: http://customs.gov.by/dfiles/001370_616959_Reshenie_Kollegii_429.doc), которым устанавливаются критерии, при наличии которых правонарушение перевозчика может быть признано малозначительным. Заметим, что ст. 8.2 КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Решением от 30.11.2010 определено, что деяния, связанные с несоблюдением установленного таможенным органом срока таможенного транзита, могут быть признаны малозначительными при совокупности следующих условий, а именно при:
- нарушении срока таможенного транзита до одних суток;
- добровольном исполнении обязанности по доставке товаров, транспортных средств и документов на них в место, установленное таможенным органом, до выявления должностными лицами таможенных органов факта совершения с товарами и транспортными средствами иных операций (выгрузка, перегрузка, передача другим лицам и т.п.), чем связанных с их доставкой до таможни назначения;
- отсутствии признаков иных правонарушений (повреждение или утрата средств идентификации и т.д.);
- отсутствии факта привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года со дня вынесения решения по такому факту.
Таким образом, при наличии в совокупности указанных критериев правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности, соответственно он не несет материальные издержки в виде административных штрафов.
Также возможность признания административного правонарушения малозначительным предусмотрена и решением коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.04.2011 «Об определении критериев малозначительности при выявлении фактов неверной классификации товаров, повлекших неуплату таможенных платежей» (далее — Решение от 12.04.2011) (текст документа приведен на сайте Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по адресу: http://customs.gov.by/dfiles/001370_652480_Kollegija_prikaz_137.doc).
Решением от 12.04.2011 установлено, что при оценке малозначительности совершенного правонарушения, связанного с неуплатой и (или) неполной уплатой в установленный срок плательщиком причитающихся сумм таможенных платежей вследствие неверной классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), повлекшей неверное применение ставок таможенных платежей, необходимо руководствоваться следующей совокупностью критериев:
- отсутствуют признаки, указывающие на умысел лиц, допустивших неверную классификацию товаров, что выражается в отсутствии фактов представления документов, содержащих недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельных, недействительных документов, повлиявших на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия;
- до выпуска товара в заявленной таможенной процедуре декларанту не выдавалось предварительное решение Минской центральной таможни о его классификации. Выдача предварительных решений о классификации товаров производится в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.08.2006 N 64 «О некоторых вопросах заполнения предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь». Таможенным органом, уполномоченным принимать предварительное решение о классификации товара, является Минская центральная таможня;
- в течение года, предшествующего выявлению правонарушения, лицо не привлекалось к административной ответственности за неверную классификацию идентичных товаров по ТН ВЭД ТС, повлекшую неуплату таможенных платежей, и не освобождалось за данные правонарушения от административной ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 8.2 или 8.3 КоАП;
- таможенные платежи по возникшей задолженности уплачены в полном объеме до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.
Касаясь уплаты таможенных платежей, заметим, что статьей 84 ТмК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве — члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. При этом формы уплаты таможенных пошлин, налогов и момент исполнения обязанности по их уплате (дата уплаты) определяются законодательством государств — членов Таможенного союза, в которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
В соответствии со ст. 254 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТмК) таможенные платежи уплачиваются:
- в безналичном порядке на счета республиканского бюджета;
- наличными денежными средствами в кассу таможенного органа либо через банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган или организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь;
- путем зачета в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, сумм авансовых платежей или путем обращения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей (суммы обеспечения), в таможенные платежи;
- путем взаимозачета таможенных платежей, подлежащих уплате плательщиком, и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком.
Таким образом, принудительное взыскание неисполненной обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, не рассматривается в качестве добровольной уплаты таможенных платежей. Следовательно, в случаях, когда таможенные платежи взысканы в принудительном порядке, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии с главой 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь выделяют следующие случаи принудительного взыскания сумм таможенных платежей и пеней:
— в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) таможенного органа путем:
- взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) — организации;
- взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет наличных денежных средств (в том числе в иностранной валюте) плательщика (иного обязанного лица) — организации;
- взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации;
— в судебном порядке путем подачи иска о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) в общий или хозяйственный суд.
В качестве принудительной меры взыскания задолженности также следует рассматривать и производимый в соответствии с п. 4 ст. 272 ТмК зачет сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей в счет неисполненного налогового обязательства по уплате таможенных платежей, а также неуплаченных процентов, пеней с уведомлением плательщика в течение пяти календарных дней со дня принятия таможенным органом решения о таком зачете.
Также признать административное правонарушение малозначительным невозможно в случае заявления недостоверных сведений в декларации на товары. Рассмотрим пример.
Вопрос: В декларации на товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар «Прицеп трехосный низкорамный седельный. Предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и снабжен тяговым устройством в виде подцепного гуська. Габаритная длина — 13,26 м, собственный вес — 8,5 т, полная масса — 42 т. Оборудован алюминиевыми загрузочными рампами и съемными стенками кузова и оснащен электрооборудованием: габаритными фонарями (красными, белыми)». Данное наименование товара заявлено в графе 31 декларации на товары.
Товар был классифицирован кодом 8716 39 590 1 по ТН ВЭД ТС как прицеп.
В ходе таможенной проверки было установлено, что фактически данный товар является полуприцепом (т.к. его рама опирается спереди на опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача) и должен был быть классифицирован в товарную подсубпозицию 8716 39 300 9 по ТН ВЭД ТС как полуприцеп. В качестве справки: сотрудники таможни пояснили, что «Большая советская энциклопедия» дает следующие определения терминам «полуприцеп» и «прицеп»:
- прицеп — безмоторное колесное транспортное средство, буксируемое тягачом (автомобиль, трактор);
- полуприцеп — это несамоходное транспортное средство с закрытым кузовом или платформой с откидными бортами, рама которого опирается спереди на опорно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а сзади — на одну или две оси с колесами. Опорно-сцепное устройство допускает качание полуприцепа в продольном и поперечном направлениях.
В результате у предприятия образовалось неисполненное налоговое обязательство. Документы, прилагаемых к декларации на товары, не содержали информации о том, к какой категории относится товар: к полуприцепу или прицепу (т.е. в документах указано, что ввезено несамоходное транспортное средство). Наименование было заявлено в декларации на товары исходя из представления декларанта о категории ввозимого товара.
Может ли быть признано данное правонарушение малозначительным, а предприятие и его должностные лица освобождены от административной ответственности?
Ответ: Напомним, что в соответствии со ст. 3.2 КоАП административным правонарушением, совершенным умышленно, признается противоправное деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Административное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления. Административное правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
Таким образом, Решением от 12.04.2011 допускается признание административных таможенных правонарушений малозначительными только при условии отсутствия прямого умысла, а именно только в случае, если в таможню не представлены документы, содержащие недостоверные, искаженные данные о товарах, поддельные, недействительные документы, повлиявшие на решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, не было попыток дачи незаконного вознаграждения должностным лицам за неправомерные действия.
Как указано в вопросе, фактически в таможенный орган представлена декларация на товары, в которой содержатся искаженные данные о декларируемом товаре. На основании изложенного автор полагает, что в данном случае отсутствуют основания для признания правонарушения малозначительным.
Напомним, что в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379, в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.
При этом под номером 1 в этой графе указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товаров (количество и условное обозначение) в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов, а также иных платежей, подлежащих уплате при реимпорте, и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений. В отношении нефти и нефтепродуктов дополнительно указываются сведения об их производителе.
Поэтому в данной графе обязательно следует указывать информацию, которая содержится в прилагаемых к декларации документах, в том числе и пояснениях экспертов, а не основанную на умозаключениях декларанта (т.е. в декларации на товары следовало указывать достоверные сведения о коммерческом наименовании товара. Если сведения, содержащиеся в документах, прилагаемых к декларации, не позволяют заявить наименование товара, позволяющее обеспечить его однозначное отнесение к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, то по данному вопросу следует получить заключение специалиста соответствующего профиля, например торгово-промышленной палаты).
Мы рассмотрели некоторые правонарушения в области таможенного дела. Однако неверное документальное оформление проведения внешнеэкономических операций даже с ближайшим соседом — Российской Федерацией — также может повлечь наложение административных санкций, но уже не таможенными, а, например, налоговыми органами.
Вопрос: ОАО «К» заключило договор с резидентом Российской Федерации, согласно которому осуществляется вывоз товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. При осуществлении перевозки перевозчик оформлял товарно-транспортные накладные формы ТТН-1 (далее — ТТН-1), утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» (далее — постановление N 192). Однако, как сообщили сотрудники налоговых органов, ввиду того что ОАО «К» оформляло накладные формы ТТН-1 (на основании которых осуществлялся бухгалтерский учет), оно (его должностные лица) может быть привлечено к административной ответственности по части 1 ст. 12.1 КоАП.
Соответствует ли это действительности? Ведь Республика Беларусь и Российская Федерация входят в состав Таможенного союза. При этом в соответствии с подпунктом 14 ст. 4 ТмК ТС и ОАО «К», и его российский партнер являются лицами Таможенного союза.
Ответ: Касаясь возможности привлечения ОАО «К» к ответственности по ст. 12.1 КоАП, заметим, что данная статья предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка ведения бухгалтерского учета (учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчетности в виде наложения штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.
Указом Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 N 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» (далее — Указ N 114) определено, что каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне.
В развитие Указа N 114 было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360, которым утвержден Перечень первичных учетных документов, где содержатся первичные учетные документы: товарно-транспортная накладная и товарная накладная.
При этом в соответствии с частью 1 п. 340 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970, водитель, выполняющий внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов, должен иметь товарно-транспортную накладную (ТТН-1).
В свою очередь водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, должен иметь товарно-транспортную накладную «CMR», форма которой утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.06.2004 N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению». Указанная накладная также является бланком строгой отчетности.
Согласно ст. 1 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 г. (далее — КДПГ), под договорами международной перевозки грузов следует понимать договоры, в которых место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей КДПГ.
Таким образом, для перевозки грузов в Российскую Федерацию в качестве сопроводительных документов должна оформляться CMR-накладная. К ней должна прилагаться товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, утвержденной постановлением N 192 (далее — ТН-2) (письмо Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14.04.2005 N 15-4/179/7-1-4-9/366/03-3/1922/02/1289 «Об оформлении товаросопроводительных документов»). Таким образом, бухгалтерский учет в рассматриваемой ситуации должен был осуществляться на основании накладной формы ТН-2 или CMR. На основании вышеизложенного в действиях должностных лиц могут усматриваться признаки правонарушения по ч. 1 ст. 12.1 КоАП.
Следует заметить, что реквизиты накладной формы CMR подразделяются на 3 группы: обязательные, дополнительные (п. 2 ст. 6 КДПГ), другие сведения, которые стороны могут посчитать необходимыми (п. 3 ст. 6 КДПГ).
В силу п. 1 ст. 6 КДПГ к обязательным сведениям CMR-накладной (отсутствие которых может лишить юридической силы данный документ как письменную форму договора либо первичный учетный документ) относятся:
- место и дата ее составления;
- имя и адрес отправителя;
- имя и адрес транспортера;
- место и дата принятия груза к перевозке и предусмотренное место его сдачи;
- имя и адрес получателя;
- принятое обозначение характера груза и способ его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение;
- число грузовых мест, их особая разметка и номера;
- вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
- связанные с перевозкой расходы (провозная плата, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
- инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей;
- указание, что перевозка производится, независимо от всякой оговорки, с соблюдением порядка, установленного КДПГ.
В заключение отметим, что при выполнении международных перевозок грузов с применением КДПГ разработка согласно нормам Указа N 114 собственной товарно-транспортной накладной не допускается, ввиду того что это не предусмотрено международным договором, т.е. КДПГ.