Фондовый рынок без преувеличений играет значимую роль в развитии рыночной экономики государства. Он аккумулирует и перераспределяет в наиболее выгодные сферы экономики денежные средства и капиталы, опосредует взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Невыполнение же фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, т.е. на определенном уровне существует зависимость экономического состояния государства от системы экономической безопасности фондового рынка <1>. Капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики, что, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень социально-экономической безопасности государства.
<1> См.: Иванов, А.А. Фондовый рынок как фактор влияния на экономическую безопасность страны: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А.А.Иванов. — М., 2007. — С. 1.
Активное стимулирование и развитие предпринимательской деятельности непременно приводят к состоянию преобладания в стране негосударственных организаций с разными организационно-правовыми формами <2>. В то же время при осуществлении самостоятельной экономической деятельности всегда возникают различного рода коллизии, что нередко ведет к столкновению интересов многих субъектов хозяйствования. Однако далеко не всегда указанного рода противоречия являются предметом регулирования гражданско-правовых отношений. Нередко в числе методов достижения собственных либо корпоративных экономических (имущественных) интересов отдельные лица прибегают к способам, граничащим с уголовными преступлениями. В частности, уже имеют место случаи незаконного использования либо распространения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг.
<2> См.: Зубова, М.В. Уголовно-правовые и криминологические меры противодействия преступлениям, совершаемым на фондовом рынке: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / М.В.Зубова. — М., 2006. — С. 1 — 2.
Манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации — весьма опасные и серьезные правонарушения, подрывающие целостность финансовых рынков и доверие к ним инвесторов. Меры по предотвращению злоупотреблений на финансовых рынках являются необходимым инструментом формирования здоровой конкурентной среды и залогом устойчивого состояния и развития экономической системы <3>. Поэтому создание системы правового регулирования, обеспечивающей своевременное и адекватное выявление и пресечение указанных недобросовестных рыночных практик, — одна из ключевых задач законодателя на пути формирования эффективного рынка и благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь.
<3> См.: Емельянова, Е.А. Понятие инсайдерской информации и манипулирования рынком в российском и зарубежном законодательствах: сравнительно-правовой аспект / Е.А.Емельянова // Вестник СПбГУ. — Серия 14. — 2012. — N 3. — С. 14.
Итак, при такой постановке вопроса необходимость проведения гибкого государственного регулирования и контроля для нормального функционирования рынка ценных бумаг очевидна. Сказанное можно подтвердить и зарубежным опытом, где рынок ценных бумаг выделяется в специальную область хозяйственного законодательства с наиболее жестким нормативным регулированием и административным надзором на всех стадиях выпуска и обращения ценных бумаг.
Сегодня же весьма актуальной для нашего общества представляется задача изучения вопросов природы сведений служебного характера об эмитентах на рынке ценных бумаг (инсайдерской информации), а также юридической ответственности за использование таких сведений при совершении сделок на рынке ценных бумаг и выявлению правовых средств защиты законных интересов участников рынка ценных бумаг.
Следует сказать, в настоящее время существуют две точки зрения на инсайдерскую деятельность и ее запрет (ограничение). Согласно первой из них инсайдерская деятельность является нечестной, поскольку она подрывает фидуциарную обязанность лояльности инсайдера <4> к акционерам. Если инсайдерам позволить свободно торговать акциями их компаний, они могут манипулировать раскрытием внутренней информации для получения собственной выгоды. Инвесторы же соответственно без владения этой информацией окажутся в менее выгодном положении, что, в свою очередь, повлечет рост спекулятивной торговли на рынке ценных бумаг и широкую утечку конфиденциальной информации <5>.
<4> В экономических словарях инсайдер в большинстве случаев определяется как особо доверенное лицо организации, через которое возможно получить конфиденциальную информацию.
<5> См.: Чупрова, Е.В. Ответственность за экономические преступления по уголовному праву Англии / Е.В.Чупрова. — М., 2007. — С. 137; Чупрова, А. Проблемы обеспечения уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от предоставления информации о ценных бумагах / А.Чупрова // Уголовное право. — 2006. — N 4. — С. 71.
Суть второй точки зрения можно свести к тому, что в данной деятельности не бывает жертв, и лишь иногда она бывает выгодной для кого-то, и говорить в данном случае о преступлении неуместно. Инсайдер обычно ведет торговлю на неперсонифицированном рынке ценных бумаг с неизвестными контрагентами. При этом если стороной сделки является серьезный инвестор, то он руководствуется при принятии решения о приобретении или продаже тех или иных акций фундаментальными личными причинами, не имеющими никакого отношения к краткосрочной информации инсайдера.
Однако наибольшее распространение получила первая точка зрения, и особую роль в современном западно-европейском уголовном праве играют нормы о злоупотреблениях инсайдеров. Дело в том, что использование служебной информации на рынке ценных бумаг нарушает равенство условий для всех участников рынка ценных бумаг, делает сделки на этом рынке более рискованными и поэтому подрывает инвестиционные отношения в целом. Инвестор легко расстается с деньгами, если уверен, что так же легко может вернуть их, продав ценную бумагу. Использование служебной информации на рынке ценных бумаг повышает риск на рынке и может повлечь падение фондовых индексов <6>. Возврат инвестированных средств при таких условиях усложняется или делается невозможным. В идеальной модели рыночной экономики инвестиции и экономическое развитие вообще прекращаются, если цена инвестиционных ценных бумаг не обеспечивает прибыли от инвестиций в результате продажи этих бумаг (как для первоначальных, так и для вторичных инвесторов). Более того, приобретение ценных бумаг (в том числе и при прямых инвестициях) без надежды нажиться на их перепродаже было бы заведомо убыточной сделкой. Подобные сделки совершаются либо по невежеству, либо в целях, не связанных с получением прибыли, обычно с целью получения каких-либо неправомерных выгод. Кроме того, нельзя не учитывать того обстоятельства, что использование служебной информации на рынке ценных бумаг по существу является одним из способов недобросовестной наживы за чужой счет. Инсайдер при этом злоупотребляет своим особым положением на рынке, причиняя ущерб своим контрагентам по обязательствам и наживаясь за их счет, эксплуатирует их неосведомленность о делах организации-эмитента, известных инсайдеру в связи с его профессией, должностью или благодаря личным связям. Кроме того, инсайдер может при управлении делами эмитента специально создавать ситуации, когда он получит возможность нажиться на операциях с ценными бумагами эмитента. Например, он может признать спорные обязательства эмитента, предварительно скупив ценные бумаги, удостоверяющие эти обязательства, или, напротив, оспорить очевидно действительные обязательства с целью приобрести ценные бумаги по упавшей цене, он может вовлечь эмитента в заведомо убыточные обязательства, выступив в роли кредитора по этим обязательствам, непосредственно перед дефолтом продав ценные бумаги, эти обязательства удостоверяющие (в качестве примера можно рассматривать известные операции с ГКО и с валютой в 1998 году, произошедшие в России) <7>.
<6> См.: Малер, Г. Производные финансовые инструменты: прибыли и убытки / Г.Малер / пер. с нем. — М., 1996. — 160 с.
<7> См.: Клепицкий, И.А. Система хозяйственных преступлений / И.А.Клепицкий. — М., 2006. — С. 191 — 192.
Родиной современных норм о злоупотреблениях инсайдеров являются США. Оттуда эти нормы распространились в государствах семьи общего права и лишь недавно восприняты законодательствами стран европейского континента.
В США ответственность за злоупотребление инсайдера введена законом в 1934 году <8>. Согласно этому закону противоправная инсайдерская деятельность характеризуется наличием следующих элементов:
- совершение сделок с ценными бумагами корпорации;
- совершение сделок в нарушение фидуциарного обязательства;
- совершение сделок с использованием материальной непубличной информации.
Таким образом, можно сказать, что в США инсайдерская деятельность (как преступное явление) характеризуется манипуляциями с ценными бумагами лицами, имеющими доступ к закрытым сведениям о компании и использующими свое преимущество на рынке в ущерб другим участникам. Причем данными лицами (инсайдерами) используется информация, еще не известная общественности в целях получения односторонней выгоды при совершении сделок с ценными бумагами. В большинстве случаев к инсайдерам в соответствии с законодательством США относят лиц, как непосредственно использующих информацию при заключении сделок, так и передающих неизвестные сведения другим лицам за вознаграждение.
<8> См.: Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. — М., 1994. — С. 126.
Например, в 1986 году Комиссия по рынку ценных бумаг США возбудила процесс против управляющего директора инвестиционной фирмы за то, что он совершал операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации, полученной от других инвестиционных банков, клиентов его фирмы.
Тем не менее американский подход к регулированию противоправной инсайдерской деятельности является чрезвычайно сложным и неоднозначным. Специфической особенностью американских норм об инсайдерской деятельности является большая роль судейского и административного усмотрения при их применении. Решения судами могут приниматься на основе диаметрально противоположных процессуальных подходов и с использованием положений различного материального права. На практике это нередко приводит к тому, что один и тот же фактический состав одним судом будет признан достаточным для установления факта запрета на противоправную инсайдерскую деятельность, в то время как другой суд может прийти к прямо противоположному результату.
Существует также ряд обстоятельств, которые препятствуют борьбе со злоупотреблениями на американском фондовом рынке ценных бумаг. Например, большинство менеджеров в США владеют бумагами своих компаний, чем поощряется их заинтересованность в результатах работы компании, однако, с другой стороны, они обладают всей полнотой закрытой информации о компании и могут использовать эти знания в своих целях.
В Великобритании запрет на ведение инсайдерской деятельности был введен в 1980 году, когда ряд соответствующих положений были включены в Акт о компаниях. В настоящее время согласно ст. 57 Акта об уголовном правосудии 1993 года лицо признается инсайдером, т.е. имеющим внутреннюю информацию в случае:
- а) когда оно имеет доступ к информации с использованием служебного положения, профессии или должности;
- б) когда получает информацию, будучи директором, служащим или акционером эмитента ценных бумаг. Указанные действия составляют преступление так называемой первичной инсайдерской деятельности, имеющей место, когда лицо владеет информацией своей собственной компании либо компании, в которой оно работает.
Вторичной инсайдерской деятельностью признаются случаи получения лицом информации от инсайдеров, которая может повлиять на цены акций, и затем использование ее для совершения сделок на рынке ценных бумаг (например, водитель такси, услышав в машине разговор топ-менеджеров о предстоящей сделке, может использовать данную информацию для покупки или продажи ценных бумаг).
Что касается инсайдерской информации, то согласно ст. 56 Акта об уголовном правосудии 1993 года к таковой следует относить информацию, которая:
- а) относится к определенным ценным бумагам или к определенным эмитентам ценных бумаг (акции, долговые ценные бумаги, варранты, депозитарные расписки, опционы, контракты на разницу; информация считается имеющей отношение к эмитенту, когда она касается самой компании либо когда она может повлиять на бизнес-планы компании);
- б) является конкретной и точной (например, сведения о цене сделки; информация может поступать как из самой компании, так и из других источников);
- в) не обнародована (информация считается обнародованной, если она опубликована в соответствии с правилами регулируемого рынка для целей информирования инвесторов и их профессиональных консультантов; содержится в сведениях, которые путем какого-либо нормативного акта являются открытыми для надзора со стороны общественности; может быть быстро получена теми, кто собирается совершать сделки с ценными бумагами, к которым относится информация; она является производной от информации, которая была обнародована);
- г) если бы она стала доступной для общественности, это, вероятно, существенно повлияло бы на цену каких-либо ценных бумаг.
Согласно ст. 52 Акта 1993 года к противоправной инсайдерской деятельности относится использование лицом, являющимся инсайдером, информации, которой оно обладает:
- а) при осуществлении сделок с ценными бумагами, на стоимость которых влияет эта информация (лицо приобретает или отчуждает ценные бумаги либо прямо или косвенно обеспечивает приобретение или отчуждение ценных бумаг любым другим лицом);
- б) для оказания помощи другому лицу при осуществлении сделок с ценными бумагами, на стоимость которых влияет эта информация (независимо от того, знает об этом другое лицо или нет);
- в) раскрытие информации другому лицу.
Так, обвиняемый намеревался купить крупный пакет акций компании у ее акционера, однако последний предпочел продать акции третьему лицу. Через своего брокера продавец сообщил обвиняемому об этом, предупредив, что полученная им информация сильно повлияет на цену акций после того, как будет опубликована. Сразу после разговора с брокером обвиняемый поручил своим агентам приобрести как можно больше акций компании на бирже, а затем продал их по значительно более высокой цене.
В соответствии со ст. 53 Акта об уголовном правосудии 1993 года лицо не является виновным в незаконном осуществлении инсайдерской деятельности путем осуществления сделок с ценными бумагами, а также путем помощи другому лицу в осуществлении сделок с ценными бумагами, если оно докажет, что в момент сделки не ожидало, что информация, о которой идет речь, окажется влияющей на цену ценных бумаг и приведет к получению прибыли; имело разумные основания полагать, что информация уже раскрыта настолько широко, что никому из участников сделок не мог быть причинен ущерб вследствие неимения этой информации; поступило бы таким же образом, если бы и не имело этой информации <9>.
<9> См.: Чупрова, Е.В. Ответственность за экономические преступления по уголовному праву Англии / Е.В.Чупрова. — М., 2007. — С. 136 — 157.
Современное французское право различает две категории инсайдеров:
- первичные инсайдеры — это лица, имеющие доступ к служебной информации о делах торгового общества в силу занимаемой в этом обществе должности;
- вторичные инсайдеры — это лица, располагающие служебной информацией в связи с их профессиональной деятельностью или выполнением ими иных функций (чиновники, консультанты, архитекторы, журналисты, работники бирж, банков, организаций страхования и т.п., вплоть до водителя такси или парикмахера, которым служебная информация стала известна в связи с осуществлением ими профессиональных функций).
Служебная информация (привилегированная информация) понимается во французском праве достаточно широко как «перспективы или положение какого-либо эмитента, ценные бумаги которого предаются на регламентированном рынке, а также перспективы эволюции какого-либо финансового инструмента, допущенного до регламентированного рынка». При этом такая информация должна быть:
- а) конкретной и объективно значимой (например, не основанные на фактах слухи о возможном повышении курса ценных бумаг недостаточны, необходимо знание о конкретных фактах, например об убытках эмитента, о готовящихся сделках и т.п.);
- б) конфиденциальной (конфиденциальность понимается широко, в качестве конфиденциальной не рассматривается только такая информация, которая официально доведена до сведения публики) <10>.
<10> См.: Клепицкий, И.А. Система хозяйственных преступлений / И.А.Клепицкий. — М., 2006. — С. 194.
Запрещенное уголовным законом деяние составляют осуществление инсайдером лично или через подставных лиц операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами либо попущение совершать такие операции (например, в результате разглашения служебной информации), если это деяние совершено до ознакомления публики со служебной информацией. Для привлечения к ответственности не требуется ни причинения каких-либо убытков, ни извлечения каких-либо выгод из содеянного. Посягательство рассматривается в качестве умышленного. В случае попущения совершения операций третьими лицами необходимо осознание того факта, что разглашенная служебная информация будет использована третьими лицами при совершении сделок на рынке ценных бумаг. При этом осознание в практике понимается очень широко, не требуется знания ни о личности третьих лиц, ни о деталях операций. По существу любое неисполнение обязанности сохранять конфиденциальность служебной информации до ее опубликования (даже по небрежности) предполагает осознание того факта, что информация может быть использована при совершении операций на фондовом рынке. Кроме того, наказание предусмотрено для инсайдеров за сообщение служебной информации третьим лицам до ее опубликования, даже если эта информация не была использована при совершении сделок на рынке ценных бумаг.
Нормы об ответственности за злоупотребления инсайдеров в право ФРГ были введены в 1994 году во исполнение Директивы ЕЭС об инсайдерах от 13.11.1989, в которой, в частности, устанавливались минимальные требования к национальным правовым системам в части борьбы с такими злоупотреблениями. Наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет или штрафа за злоупотребления инсайдеров предусмотрено § 38 Закона о торговле ценными бумагами <11>.
<11> См.: Преступления в предпринимательской и банковской сферах за рубежом: сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. — М., 2004. — С. 84.
Понятие инсайдера раскрывается § 13 этого Закона. Инсайдером считается лицо, осведомленное относительно фактов, относящихся к эмитентам ценных бумаг либо к ценным бумагам, не известных общественности и способных существенно повлиять на курс ценных бумаг в случае их раскрытия общественности. Такая осведомленность имеет правовое значение, если лицо действует в одной из трех ситуаций:
- в качестве члена органа управления или надзора либо несущего личную ответственность участника эмитента или связанного с эмитентом предприятия;
- в связи с участием в капитале эмитента или связанного с ним предприятия;
- в связи с осуществлением профессиональной либо иной деятельности или поручения.
Наряду с первичными инсайдерами ответственности подлежат и вторичные (опосредованные) инсайдеры, которые, не относясь к одной из трех упомянутых категорий, ознакомились со служебной информацией, разглашенной первичным инсайдером (например, знакомый или супруг первичного инсайдера или водитель такси, слышавший разговор первичных инсайдеров). Содержание служебной информации составляют факты инсайдера, т.е. факты, относящиеся к эмитентам ценных бумаг либо к ценным бумагам, не известные общественности и способные существенно повлиять на курс ценных бумаг в случае их раскрытия общественности. Факты, относящиеся к эмитентам, не связаны непосредственно с рынком ценных бумаг. Это, например, прибыли и убытки организации, совершаемые ею сделки. Факты, относящиеся к ценным бумагам, — это факты, непосредственно связанные с рынком ценных бумаг, например, информация о предстоящей покупке кем-либо ценных бумаг. Неизвестность фактов общественности означает, что сведения о них не были официально опубликованы. Способность этих фактов влиять на курс ценных бумаг устанавливается экспертным путем. Слухи в ФРГ могут рассматриваться в качестве фактов. Однако речь идет именно о самих слухах, а не о фактах, сведения о которых они содержат. Например, журналист может повлиять на курс ценных бумаг, опубликовав какие-либо слухи. Если третье лицо знает о намерениях журналиста и использует эти знания при совершении сделок на рынке ценных бумаг, то он подлежит ответственности <12>.
<12> См.: Клепицкий, И.А. Уголовно-правовая охрана инвестиций на рынке ценных бумаг / И.А.Клепицкий // Законодательство. — 2003. — N 12.
В соответствии с § 14 Закона о торговле ценными бумагами инсайдеру запрещается:
- использовать свое служебное положение и знания о ценных бумагах компании (в которой он работает) для их приобретения и продажи для себя или другого лица за свой или чужой счет;
- сообщать другим лицам запрещенную для распространения информацию или облегчать доступ к ней;
- давать советы посторонним лицам на основе владения инсайдерской информацией по приобретению или продаже ценных бумаг;
- а третьему лицу, владеющему инсайдерской информацией, использовать эти знания для приобретения или продажи инсайдерских ценных бумаг за свой или чужой счет. Инсайдер использует при этом служебную информацию, если он воспользуется для себя или другого лица превосходством знаний с целью получить экономическое преимущество для себя или другого лица, что признается нарушением принципа равенства возможностей инвесторов на рынке ценных бумаг.
Говоря о наказании, установленном за незаконную инсайдерскую деятельность, нельзя не отметить, что в разных государствах оно весьма различно. Так, в Италии в качестве единственного вида наказания за злоупотребление инсайдера предусмотрен штраф, в Бельгии — штраф и лишение свободы до двух лет, в Германии — штраф и лишение свободы до пяти лет, в Великобритании — штраф и лишение свободы на срок до семи лет, в США — штраф и лишение свободы на срок до десяти лет <13>.
<13> См.: Клепицкий, И.А. Система хозяйственных преступлений / И.А.Клепицкий. — М., 2006. — С. 193; Чупрова, Е.В. Ответственность за экономические преступления по уголовному праву Англии / Е.В.Чупрова. — М., 2007. — С. 136 — 157.
Итак, можно сказать, что западно-европейское законодательство различает первичных и вторичных инсайдеров (оформление правового режима их деятельности различно). Первичные инсайдеры — это физические лица, имеющие прямой доступ к инсайдерской информации вследствие существующих правоотношений с обладателем инсайдерской информации или на ином законном основании. Под вторичными инсайдерами понимаются лица, получившие инсайдерскую информацию от третьих лиц (непосредственно или косвенным путем), т.е. ими могут быть лица, не имеющие никаких правоотношений с обладателем этой информации. В любом случае применение санкций к вторичным инсайдерам предусматривает, что они знали или должны были знать о наличии у используемой ими информации такого качества, как «инсайдерская».
Директива Совета ЕС 89/592 от 13.11.1989 «О координации положений об инсайдерской деятельности», а также положения зарубежного законодательства подразумевают под инсайдерской информацией не только сведения, зафиксированные на определенных бумажных носителях, но и не получившие такого отображения (например, сформулированные в устной форме квалифицированные суждения или коммерческие предложения). Говоря об инсайдерской информации, которая не должна быть общеизвестной, определяется, что она является таковой, если в случае ее опубликования привела бы к значительным изменениям курса соответствующих ценных бумаг.
Согласно Директиве 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях) от 28.01.2003 (в редакции Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2008/26/ЕС от 11.03.2008) инсайдерская информация — это информация, точная по природе, которая не была сделана общедоступной, относящаяся прямо или косвенно к одному или более эмитентам финансовых инструментов и которая, будучи сделана общедоступной, могла бы оказать существенное влияние на цену указанных финансовых инструментов или на цену соответствующих деривативов. Для лиц, осуществляющих выполнение приказов, касающихся финансовых инструментов, инсайдерская информация — это информация, обладающая указанными признаками и относящаяся к еще не выполненным приказам клиента.
В последнее время большинство стран постсоветского пространства все чаще прибегают к опыту зарубежного законодательства в вопросе регулирования отношений на фондовом рынке и установления правовых границ дозволенного поведения участников этих отношений. Не является исключением из этого правила и Республика Беларусь.
Однако следует сказать, что термин «инсайдерская информация» и связанные с ним понятия (инсайдер, инсайдерская деятельность и т.п.) не являются общепринятыми в нашем государстве. Разве что ст. 115 Банковского кодекса Республики Беларусь, устанавливая нормативы максимальных размеров кредитного риска, говорит об инсайдерах как о физических и юридических лицах — собственниках имущества банка, участниках банка, имеющих более пяти процентов акций, членах органов управления банка, членах кредитного совета (комитета), руководителях обособленных и структурных подразделений банка, а также лицах, которые могут повлиять на решение о выдаче кредита в силу связанности с банком, или собственником имущества банка, или участником банка, или членами органов управления банка.
Фактически инсайдерская информация представляет собой разновидность конфиденциальной, которую в широком смысле слова можно определить как любую информацию, находящуюся в распоряжении отдельного субъекта — носителя данной информации, раскрытие которой иными субъектами может привести к неблагоприятным для ее владельца последствиям; а в узком — как документированную информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством <14>. Такой вывод также усматривается исходя из положений ст. 6 Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 280-З «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», где сказано, что депозитарий обязан в ходе осуществления депозитарной деятельности принимать меры по обеспечению защиты конфиденциальной информации о депоненте, и ст. 39 Закона Республики Беларусь от 12.03.1992 N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», где также отмечается, что ни одно лицо, которое в силу своего должностного положения получило доступ к конфиденциальной информации, относящейся к эмитенту или ценным бумагам, и которое может повлиять на рыночную стоимость ценной бумаги, не может использовать эту информацию для целей личной выгоды или для передачи ее третьим лицам, а также не может давать на основе этой информации советы третьим лицам по операциям с ценными бумагами.
<14> См.: Лукашов, А.И. Конфиденциальная информация и коммерческая тайна: правовое регулирование и организация защиты / А.И.Лукашов, Г.Н.Мухин. — Минск, 1998. — С. 5.
Инсайдерская информация будет отличаться по своей сути и характеристикам от иных понятий (коммерческой тайны, служебной тайны) и имеет существенные признаки:
- не является общедоступной (конфиденциальная информация об эмитенте, его деятельности или выпущенных им эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними);
- имеет коммерческую ценность (способна оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг и их котировку; ценность информации определяется указанием на обстоятельства либо события, могущие повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг);
- используется на рынке ценных бумаг и ставит лицо, обладающее такой информацией в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг;
- информация известна определенному кругу лиц в силу их служебного положения, трудовых обязанностей, гражданско-правовых договоров и др.
Однако необходимо учитывать, что ценность любой информации, используемой на фондовом рынке, в значительной степени обусловлена ее индивидуальным восприятием конкретным субъектом, принимающим решение, т.е. ценность информации носит субъективный, а не объективный характер. Проблема, возникающая в связи с этим, заключается в том, что информация вообще и инсайдерская в частности может и не обладать какой-либо коммерческой ценностью, способной гарантировать наступление тех или иных событий в будущем. Обладание определенной информацией о каком-либо корпоративном событии в деятельности компании-эмитента не позволяет лицу, ею обладающему, с уверенностью прогнозировать направление или размеры будущих ценовых колебаний инструмента. Свойство информации — быть подверженной субъективным интерпретациям, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от опыта и знаний располагающих ею лиц. Следовательно, когда лицо использует информацию (публичную или нет) при принятии экономически заинтересованных решений, успех последних зависит напрямую от направления и размера ценовых колебаний. Это, в свою очередь, связано с тем, истолкуют ли и остальные участники рынка эту информацию аналогичным образом, или нет. Таким образом, владение публично нераскрытой информацией и принятие на ее основе финансовых решений — это информационное преимущество инсайдера, и успех всей его деятельности в высшей степени зависит от интерпретации информации и ожиданий иных участников рынка. Следовательно, инсайдер совершает сделки в надежде на то, что другие участники рынка станут реагировать тем же образом на раскрытую информацию, что и он сам, однако вполне вероятно, что участники рынка не оправдают его надежд. В результате вместо получения прибыли или избежания убытков инсайдер может получить и обратное <15>.
<15> См.: Шаповалов, А.Г. Правовой режим сведений служебного характера об эмитентах на рынке ценных бумаг: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.Г.Шаповалов. — М., 2007. — С. 12 — 13.
Вместе с тем осуществление инсайдерской деятельности может нанести существенный вред как отдельным хозяйствующим субъектам — эмитентам, информация о которых была незаконно использована инсайдером, так и другим участникам рынка ценных бумаг. По сути, инсайдер, имея определенные преимущества перед другими участниками, может манипулировать ими, вынуждая совершать определенные биржевые операции, которые в дальнейшем могут привести к значительным убыткам с их стороны. Бесспорно также и то, что использование инсайдерской информации на рынке ценных бумаг влечет за собой существенную информационную асимметрию. Более того, незаконная инсайдерская деятельность по существу является одним из орудий ограничения свободы конкуренции, а это непременно может привести к дестабилизации экономических отношений как на микро-, так и на макроуровне <16>.
<16> См.: Смирнов, М.О. Понятие инсайдерской информации и общественная опасность ее незаконного использования / М.О.Смирнов // http://sartraccc.sgap.ru.