Среди факторов, влияющих на криминогенную ситуацию в стране, особое место занимает проблема занятости населения и связанный с ней уровень жизни народа.
Анализ статистических данных свидетельствует, что доля лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, на протяжении ряда лет остается значительной.
Бедность порождает так называемую маргинальную среду, которая состоит из таких асоциальных элементов, как граждане без определенного места жительства, беспризорники, лица, занимающиеся проституцией, и т.п. Социологи называют эту группу социальным дном. Маргинальная среда — источник дегуманизации общества.
Ежедневно в этой среде совершаются преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, о которых зачастую никому не сообщается и которые нигде не регистрируются. Значительная часть преступлений в отношении этих лиц, как правило, остается нераскрытой, и виновные лица избегают наказания.
Достаточно «перспективным» криминогенным фактором является также бедность детей, поскольку она закладывает такие криминогенные качества, которые во взрослом возрасте оказываются устойчивыми и трудно поддающимися исправлению. Следует отметить, что бедность сопровождается многими долговременными проблемами, например плохим состоянием здоровья, неуспеваемостью в школе и злоупотреблением психоактивными веществами.
Таким образом, ухудшение социально-экономического положения родителей и, как следствие, понижение уровня образования их детей увеличивают риск развития деликвентности несовершеннолетних. Исследования по изучению несовершеннолетних преступников подтверждают тот факт, что одной из наиболее важных причин деликвентности в детском возрасте большинства из них (свыше 60%) была бедность.
В некоторых случаях крайне негативно проявляется роль родителей в воспитании детей в силу отрицательного поведения самих родителей в быту (пьянство, ведение аморального образа жизни и т.п.). В качестве примера можно привести уголовное дело по обвинению несовершеннолетнего жителя Минской области К., который, окончив семь классов средней школы, больше нигде не учился и не работал. С десятилетнего возраста состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, неоднократно совершал правонарушения. Попытка направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение оказалось неудачной, поскольку он категорически отказался пройти медицинскую комиссию, ушел из дома, бродяжничал и совершил преступление. За совершение ряда краж был осужден на три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора. Но и после осуждения К. своего поведения не изменил, не работал и не учился, пьянствовал, совершил семь административных правонарушений, рассматривался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних. В связи с этим в суд был направлен материал об отмене отсрочки и направлении К. в места лишения свободы. Однако еще до рассмотрения этого вопроса он совершил новое преступление.
Как видно из материалов дела, К. воспитывался в неполной неблагополучной семье. Его мать Т. нигде не работала, злоупотребляла спиртными напитками, злостно уклонялась от выполнения своих родительских обязанностей, за что неоднократно привлекалась к административной ответственности [1].
В настоящее время ряд проблем несовершеннолетних и молодежи связан с неравенством стартовых позиций. Если для молодого человека из обеспеченной семьи это выбор между учебой в отечественном или зарубежном высшем учебном заведении, для юноши или девушки из семьи служащих — между учебой или работой, то выходцам из малообеспеченных или неполных семей часто приходится выбирать между неквалифицированной работой и криминалом [2].
Обостряется проблема занятости несовершеннолетних лиц. Согласно статистике предварительного расследования за 2014 год каждый шестой подросток в момент совершения преступления не работал и не учился [3]. Сокращение рабочих мест влечет серьезные проблемы с трудоустройством выпускников школ, профтехучилищ, других учебных заведений.
Наряду с невысокими доходами значительной части населения стран постсоветского пространства, в том числе и Республики Беларусь, остается высокой доля лиц, по различным причинам не занимающихся общественно полезной деятельностью. Эта проблема становится особенно актуальной в наши дни в связи с распространением влияния мирового кризиса на отечественную экономику.
Вместе с тем общество не может безразлично относиться к лицам, со стороны которых возникают различного рода угрозы. Такие лица, как правило, не занимаются общественно полезной деятельностью, злоупотребляют алкогольными напитками, нередко расходуя пенсию или зарплату своих престарелых родителей.
В газете «Советская Белоруссия» от 4 апреля 2015 г. описывается жизненная ситуация пенсионера, который ранее был в числе ликвидаторов аварии на Чернобыльской атомной станции, участвовал в разрешении межнационального конфликта в Нагорном Карабахе, всю жизнь проработал на заводе. Находясь на пенсии, вынужден проживать в садовом домике, боясь сына-алкоголика, который в его квартире устроил притон и угрожает отцу убийством, если он возвратится в свое городское жилье. Жена пенсионера умерла, не выдержав, по его словам, позора из-за сына, который более двадцати лет нигде не работает и ведет асоциальный образ жизни.
Именно среди подобного контингента населения больше всего потенциальных преступников, поэтому позитивным моментом в применении к ним мер воздействия является трудовое воспитание таких лиц, в том числе путем направления их в лечебно-трудовые профилактории, проведение с ними органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными организациями целенаправленной воспитательной работы. Неправильно считать, что это отголоски советского «изобретения», так как в западных странах общественность в лице различных фондов и организаций также занимается воспитанием лиц, склонных к совершению правонарушений [4].
Таким образом, рассматриваемые меры воздействия, а также положения принятого Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 N 3 «О предупреждении социального иждивенчества» (далее — Декрет N 3) могут быть эффективными по отношению к определенной группе лиц, уклоняющихся от общественно полезной деятельности.
Насколько криминогенным является фактор незанятости населения, можно судить по следующим цифрам. Начиная с 90-х годов XX века среди правонарушителей, совершивших преступные деяния, стабильно росло число лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
Так, если в 90-е годы XX века доля неработающих лиц, совершивших преступления, на постсоветском пространстве не превышала 20%, то в 2014 году, например, в Республике Беларусь она достигла 60%, при этом в статусе безработных в момент совершения преступления находилось только 0,01% таких лиц. Таким образом, практически никто из числа правонарушителей, не имеющих постоянного источника дохода, не мог в качестве мотива совершения преступления ссылаться на отсутствие работы, поскольку, по сути, для всех таких лиц преступление стало доходным занятием [3], [5].
Так, жители Брестской области, неработающие Ф. 1989 года рождения и А. 1967 года рождения, в апреле 2015 г., разбив оконное стекло, проникли в дом односельчанина Ю., избили хозяина и находившегося с ним в доме Ш. и путем грабежа похитили 2 млн.руб. В результате совершенного преступления потерпевшие получили телесные повреждения и были помещены в больницу.
В Гомельской области в декабре 2014 г. двое неизвестных, взломав дверь, проникли в дом пенсионерки Ш., открыто похитили 1,2 млн.руб. и мобильный телефон. Правоохранительными органами установлено, что грабеж совершили односельчане потерпевшей П. 1988 года рождения и Ш. 1991 года рождения, оба неработающие.
Одной из проблем неучастия значительного числа граждан страны в общественно-полезной деятельности является алкоголизация населения и связанная с ней криминализация общества. Например, лица, не имевшие постоянного законного источника дохода, составили свыше 60% в числе всех выявленных в 2014 году преступников, при этом среди рецидивистов такие лица составили 72%. Большая часть преступных деяний, совершенных лицами в состоянии наркотического (68%) либо алкогольного (67%) опьянения, также произошла с участием неработающих или неучащихся граждан.
Практика показывает, что подавляющее большинство особо опасных насильственных преступлений, в частности убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, являются результатом так называемых бытовых конфликтов, свидетельствующих о неуважении близких друг к другу лиц, их невоспитанности и низкой культуре. При этом негативная роль потерпевшего при совершении против него подобного насильственного преступления объясняется тем, что морально-этические, образовательные, общекультурные характеристики жертвы и преступника нередко весьма близки между собой.
Так, согласно статистике предварительного расследования за 2014 год не занимались общественно полезной деятельностью 61% лиц, совершивших убийство, а среди жертв преступления таких лиц 60%, при этом в состоянии алкогольного опьянения находились 82% убийц и практически каждый второй потерпевший. Во многих случаях незадолго до совершения преступления имело место совместное употребление спиртных напитков жертвой и преступником, которое закончилось ссорой и убийством одного из собутыльников [3].
Так, в процессе расследования обстоятельств пожара в ноябре 2014 г. в Минской области с гибелью неработающих П. 1965 года рождения и его сожительницы С. 1966 года рождения установлено, что смерть обоих потерпевших наступила от ножевых ранений лица и шеи, которые в ссоре, после совместного распития спиртных напитков, причинил местный житель Х. 1984 года рождения, неработающий, ранее неоднократно судимый.
В сентябре 2014 г. в Минской области после тушения пожара в доме пенсионера Г. обнаружен труп хозяина. По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть наступила от черепно-мозговой травмы и перелома подъязычной кости. Установлено, что потерпевшего в ссоре избил и удушил односельчанин Г. 1969 года рождения, неработающий, после чего с целью сокрытия преступления поджег дом.
В Витебской области в ноябре 2014 г. в своем доме со следами побоев обнаружен труп К. 1957 года рождения, инвалида II группы (опорно-двигательный аппарат). По заключению судебно-медицинской экспертизы смерть наступила от переломов щитовидного хряща, ребер и внутреннего кровотечения. Установлено, что его в ссоре, находясь в состоянии алкогольного опьянения, убил односельчанин Т. 1976 года рождения, неработающий.
Даже субъектами так называемых неосторожных преступлений часто являются лица, не занятые общественно полезной деятельностью. Например, согласно статистике расследованных в 2014 году преступлений неработающие лица составили 33% преступников, причинивших смерть по неосторожности, значительна их доля в совершении других видов неосторожных преступных деяний, в частности причинений тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности, а также уголовно наказуемого нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств [3].
Так, Ш. 1964 года рождения, неработающий, житель г. Минска, управляя автомашиной «Мерседес» и проезжая по территории Брестской области, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомашиной «Хундай» под управлением гражданина Армении А. 1982 года рождения. В результате последний и ехавшие с ним С. 1992 года рождения неработающая, жительница г. Минска, ее дочь — П. 2009 года рождения, помещены в больницу, а гражданин Российской Федерации М. 1964 года рождения погиб.
Наличие значительного числа не занятых общественно полезной деятельностью граждан создает серьезную проблему также и в обеспечении общественного порядка в стране, что в определенной мере подтверждается высокой долей лиц (70%), совершивших уголовно наказуемое хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. При этом каждый второй из преступников, совершивших преступление, предусмотренное статьей 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), не работал и не учился [3].
В связи с этим необходимо отметить, что повышение остроты реагирования со стороны как правоохранительных органов, так и общественности на хулиганские проявления поведения лиц, как правило, неработающих, совершаемые к тому же нередко в состоянии алкогольного опьянения, способно снизить уровень не только хулиганства, но и наиболее опасных насильственных преступлений.
На фоне тенденции сокращения в последние годы числа лиц, совершивших преступления, возрастает доля преступников, не занимавшихся общественно полезной деятельностью (с 56% в 2011 году до 60% в 2014 году). Среди совершивших разбойные нападения лиц, имеющих иждивенческие установки, насчитывается более 80%, грабежи — 77%, вымогательства — 73%, кражи — 69%, мошенничество — 68%, изнасилования — 63%, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов — 63%, убийства — 61%, насильственные действия сексуального характера — 57%, умышленные причинения тяжкого телесного повреждения — 56% [3].
Значительную часть тех, кто уклоняется от участия в общественно полезной деятельности, составляют граждане, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, ведущие асоциальный образ жизни, а также злоупотребляющие алкогольными напитками.
По этой причине правоохранительным и другим государственным органам необходимо принять меры по неукоснительному выполнению требований статьи 19 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон) и обеспечить индивидуальный подход при бронировании рабочих мест и дальнейшем трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Необходимо отметить, что положения Закона (часть четвертая статьи 19) в определенной мере стимулируют организации и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений. Такие юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на частичную компенсацию затрат по оплате труда лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.
В настоящее время потенциал органов управления и организаций по вовлечению граждан в общественно полезный труд порой используется формально и неэффективно, без применения мер индивидуального воздействия. В том числе не всегда надлежащим образом применяются формы и методы трудовой реадаптации для бывших осужденных.
Нередко исправительные учреждения ограничиваются направлением в органы по труду, занятости и социальной защите формальных уведомлений о предстоящем освобождении лиц без указания профессии и потребности в трудоустройстве. Социальные службы в свою очередь не всегда осуществляют бронирование рабочих мест для данной категории граждан в соответствии с законодательством.
Кроме того, в нашей стране остается относительно высоким число граждан, состоящих на медицинском учете в связи со злоупотреблением алкоголем. Многие из них ведут асоциальный образ жизни и находятся на профилактическом учете в органах внутренних дел. Однако меры воздействия со стороны субъектов профилактики правонарушений, прежде всего органов внутренних дел, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите, не всегда ориентированы на вовлечение правонарушителей в трудовую деятельность.
Одними из негативных последствий социального иждивенчества и пьянства являются факты игнорирования гражданами обязанности внесения платы за коммунальные услуги. По состоянию на 1 октября 2014 г. в республике числится более 176 тыс. должников по коммунальным платежам, сумма задолженности превысила 350 млрд.руб. Многие владельцы приватизированных квартир и наниматели государственного жилья, ведущие паразитический образ жизни, превратили жилые помещения в притоны для правонарушителей, создают нередко невыносимые условия для проживающих по соседству законопослушных граждан.
Вместе с тем механизм взыскания задолженности, предусмотренный статьей 155 Жилищного кодекса Республики Беларусь, крайне редко используется местными исполнительными и распорядительными органами. В 2014 году в суды подано только 8 исков о понуждении должников к отчуждению жилого помещения в связи с уклонением от погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Не всегда своевременно пресекают противоправную деятельность подобных притоносодержателей и органы внутренних дел, ограничиваясь регистрацией таких фактов и проведением профилактических бесед с правонарушителями.
Отдельные лица, не занимающиеся трудовой деятельностью, приобретают дорогостоящее движимое и недвижимое имущество, приобретенное за средства, нажитые, как правило, преступным путем (в частности, через создание лжепредпринимательских структур и т.п.).
В связи с этим налоговые органы должны намного активнее выявлять и пресекать факты уклонения от уплаты налогов со стороны тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность. Все случаи приобретения неработающими гражданами подобного имущества, а также совершения ими сделок в крупном размере должны стать предметом тщательной проверки законности источников доходов с применением налоговых санкций и других предусмотренных законодательством мер реагирования.
В определенной степени и положения Декрета N 3 направлены не только на предупреждение получения доходов из неофициальных источников и взыскание с определенной категории лиц сборов для финансирования государственных расходов, но и на улучшение криминогенной обстановки и профилактику правонарушений в стране.
В процессе раскрытия преступлений и расследования уголовных дел должностные лица правоохранительных органов постоянно сталкиваются с проявлениями иждивенчества со стороны лиц, совершивших преступные деяния. В большинстве своем неработающие правонарушители считают, что все им обязаны и в их проблемах виноваты общество и окружающие люди, при этом компенсировать неустроенность в своей жизни такие граждане предпочитают незаконными (как правило, преступными) способами.
К сожалению, имеется немало лиц, которые, не желая работать, стремятся получить материальные блага, распространяя наркотические вещества. Только за первый квартал 2015 года в суд передано более 90 таких уголовных дел, возбужденных в отношении неработающих граждан [3]. При этом с таких лиц очень сложно взыскать причиненный ими ущерб, так как официально у этих граждан, как правило, никакого имущества и денежных средств не имеется.
У работающего человека нет необходимости добывать себе средства к существованию преступным путем — совершать кражи, грабежи, разбойные нападения. Трудящийся человек, как правило, не обладает массой свободного времени, которое можно потратить на сомнительные занятия. Поэтому основным положительным эффектом от реализации Декрета N 3 должно стать ожидаемое снижение преступности.
Как отмечается в различных статистических наблюдениях и социологических исследованиях, свыше 400 тыс. граждан нашей страны не заняты другой трудовой деятельностью. При этом более 65 тыс. человек не хотят работать вообще, ссылаясь на отсутствие возможности трудоустройства либо не проявляя никакого желания трудиться [6].
Декрет N 3 дает обществу четкий алгоритм действий. Начиная с 1 января 2015 г. не только для граждан Беларуси, но и для постоянно проживающих в нашей стране иностранцев и лиц без гражданства, участвовавших в финансировании государственных расходов менее 183 дней в году либо вообще не отчислявших взносы в бюджет и не вносивших другие предусмотренные законодательством платежи, установлен сбор в размере 20 базовых величин. За уклонение от уплаты сбора введена административная ответственность: штраф — от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением нарушителя к выполнению общественно полезных работ (пункт 14 Декрета N 3).
Хотя в нашей стране официально не работает около 7% трудоспособного населения, тем не менее, как уже отмечалось, совершают наибольшую часть преступлений именно лица, не занятые общественно полезной деятельностью [6].
Необходимо разобраться, почему формулировка «неработающий» стала популярной и привлекательной для значительной части населения. В чем причина такого достаточно массового явления? Либо государство не создает условий для полной занятости, либо у граждан появилось слишком много возможностей для получения доходов не вполне законным способом?
Как известно, в настоящее время в отличие от советского периода понятие «непрерывный трудовой стаж» в законодательстве отсутствует. Также нет и определения «тунеядец». В Законе Республики Беларусь от 15.06.2006 N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» имеется определение безработного, под которым подразумевается трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
В то же время тунеядцев в Республике Беларусь не так уж и много по сравнению с остальным трудоспособным населением, на постоянной основе занимающимся общественно полезной деятельностью. Тем не менее только в органах принудительного исполнения в настоящее время состоит на учете более 20 тыс. так называемых обязанных лиц, из которых нигде не работают и ничего не выплачивают по долгам около 2,5 тыс. таких лиц.
За последние годы в отдельных регионах страны накоплен определенный опыт приобщения к трудовой деятельности лиц, которые в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:
- отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- лишения их родительских прав;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
- отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Показателен опыт Ганцевичского района Брестской области, где местная администрация поместила всех самых недисциплинированных обязанных лиц в общежитие одной из строительных организаций. С помощью сотрудников органа внутренних дел контролируется процесс выхода их на работу, все передвижения обязанных лиц всегда на виду.
В Наровлянском районе Гомельской области обязанных лиц закрепили непосредственно за должностными лицами администрации района и руководителями организаций, на которых возложили ответственность за перевоспитание таких лиц.
Как известно, согласно Конституции Республики Беларусь в нашей стране есть право на труд, а не обязанность. Принудительный труд возможен только по решению суда как мера наказания за совершенное преступление. В то же время неработающие и преступность — элементы одного звена: свыше 60% обвиняемых по уголовным делам, расследованным правоохранительными органами в 2014 году, нигде не работали и не учились. Половину правонарушений составили кражи и другие имущественные преступления, что свидетельствует о связи между собой этих факторов [3].
В октябрьском номере «Экономического бюллетеня» за 2014 год, издаваемого Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики Республики Беларусь, приводятся данные баланса трудовых ресурсов Республики Беларусь за 2013 год.
Согласно этим сведениям 404 тыс. человек не имели по итогам 2013 года официальных доходов, не были зарегистрированы в качестве безработных, не находились в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, не обучались в учреждениях образования, не вели домашнее хозяйство и не работали за пределами страны.
В связи с этим государственным органам, по мнению аналитиков, стоило бы использовать не только репрессивные, но и стимулирующие методы взаимодействия с неработающими. В частности, эксперты рекомендуют организовать массовые программы переквалификации, чтобы лица, которые не в состоянии найти достойную работу, смогли повысить свой профессиональный уровень.
Статистические данные свидетельствуют, что значительное число граждан Республики Беларусь трудится за пределами страны, что является определенным показателем наличия проблем на внутреннем рынке труда, которые вызывают отток отечественных специалистов.
По данным баланса трудовых ресурсов, которые опубликованы в октябрьском номере «Экономического бюллетеня» за 2014 год, за границей в 2013 году официально работали 63 тыс. граждан нашей страны, при этом по сравнению с 2012 годом их количество увеличилось на 14%. Вместе с тем, как отмечают специалисты Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь, число работающих за пределами страны лиц, по некоторым оценкам органов государственного управления, реально может составлять не менее 100 тыс. человек.
Как уже отмечалось в данной статье, незанятость населения, наличие у граждан в результате этого значительного ресурса свободного времени, неумение и нежелание проводить его рационально — один из существенных факторов, способствующих криминализации общества, повышению уровня преступности в стране, в том числе наиболее опасных ее видов.
Этот негативный процесс (неучастие граждан в трудовой деятельности) в равной степени характерен для всех слоев общества, что отражается на статистических показателях лиц, признанных в соответствии со статьей 49 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь потерпевшими от преступлений.
Так, более половины лиц, потерпевших в результате особо тяжких преступлений, не занимались общественно полезной деятельностью, при этом каждое третье из них находилось в состоянии алкогольного опьянения.
Неработающие и неучащиеся лица в 2014 году составили 46% жертв тяжких преступлений, 60% — убийств, 44% — причинений смерти по неосторожности, 63% — умышленных причинений тяжких телесных повреждений.
Наиболее высока доля (83%) потерпевших, не занятых общественно полезной деятельностью и ставших жертвами убийств при превышении пределов необходимой обороны, что свидетельствует о противоправном зачастую поведении пострадавших, способствующих совершению против них насильственных преступлений.
В целом в 2014 году более половины (54%) погибших и практически каждый второй раненый (47%) в результате совершения преступлений не занимались трудовой либо иной общественно полезной деятельностью.
Динамика показателя численности не занятых трудом потерпевших за двадцатилетний период с 1993 года по 2014 год (за более ранний период отчеты не составлялись) свидетельствует, что произошел существенный рост (с 6% до 38%) доли лиц, не занимавшихся общественно полезной деятельностью и оказавшихся жертвами преступлений [3].
Так, в апреле 2015 г., находясь в квартире жителя Гомельской области Л. 1955 года рождения, в ссоре, после совместного распития спиртных напитков, односельчанин А. 1954 года рождения убил ножом хозяина.
В г. Минске в апреле 2015 г. в квартире Ц. 1974 года рождения местный житель Д. 1959 года рождения в ссоре, после совместного распития спиртных напитков, причинил ножевые ранения спины хозяину, который помещен в больницу.
В Могилевской области в мае 2015 г. Б. в ссоре, после совместного распития спиртных напитков, ножом пытался убить Л., который с проникающим ранением шеи помещен в больницу. Подозреваемый и потерпевший — ровесники, оба 1964 года рождения, неработающие.
В Минской области в садовом товариществе на улице с ножевым ранением грудной клетки обнаружен труп Б. 1977 года рождения. Установлено, что его в мае 2015 г. в ссоре на почве ревности, после совместного распития спиртных напитков, убил М. 1984 года рождения. Оба неработающие, жители г. Минска.
В результате неправомерного поведения несовершеннолетних нередко они становятся жертвами преступлений, имеющих в том числе и тяжкие последствия.
Так, значительная часть погибших подростков и молодежи в результате дорожно-транспортных преступлений, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц, как правило, не занималась общественно полезной деятельностью и становилась жертвой дорожно-транспортных преступлений из-за необдуманной коллективной поездки на транспортных средствах под управлением нетрезвых водителей. Не случайно свыше 60% погибших в 2014 году в результате преступлений, предусмотренных частью третьей статьи 317 УК, были неработающими либо неучащимися лицами [3].
Таким образом, практика свидетельствует, что неучастие граждан в общественно полезной деятельности, их праздное времяпрепровождение и пьянство не только являются детерминантами преступности, но и существенно повышают уровень виктимизации общества.
Поэтому приобщение указанной категории лиц к выполнению трудовой функции на постоянной основе способствует устранению иждивенческой установки как основной причины совершения большинства преступлений, в первую очередь корыстной и корыстно-насильственной направленности.
В Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 22.04.2015 Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил, что в стране назрела необходимость разработать и принять законодательные акты по психосоциальной реабилитации граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, применению к ним не только принудительных мер лечения, но и трудотерапии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Обзор Верховного Суда Республики Беларусь от 01.01.2002 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».
2. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И.Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс. — М.: Наука. — С. 147.
3. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений: форма N 453 / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.
4. Василевич, С.Г. Административная ответственность за правонарушения против порядка налогообложения: пособие (гл. 6) [Электронный ресурс] / С.Г.Василевич.
5. Сведения из Единого государственного банка данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь.
6. Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь / Национальный статистический комитет Республики Беларусь.