Установленная Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 N 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» льгота по уплате таможенных платежей не применяется, если товар, подлежащий внесению в качестве неденежного вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства, ввезен на территорию Таможенного союза не учредителем крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением экономического суда крестьянскому (фермерскому) хозяйству «К» отказано в признании недействительным решения таможенного органа.
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Крестьянское (фермерское) хозяйство «К» обратилось с кассационной жалобой на принятые по делу судебные постановления, в которой просило их отменить в связи с неверным применением норм материального права и ненадлежащей оценкой обстоятельств дела и удовлетворить заявленные требования.
Представители заявителя доводы кассационной жалобы поддержали в полном объеме. Представители таможенного органа в судебном заседании с кассационной жалобой не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений.
Из материалов дела усматривается, что между фирмой «А» (Германия) — продавцом и крестьянским (фермерским) хозяйством «К» — покупателем был заключен контракт, в соответствии с которым заявитель приобрел пассажирский автобус и полуприцеп-самосвал. Цель приобретения транспортных средств в контракте была обозначена — для собственного производства и потребления.
Из представленных в материалах дела платежных поручений следовало, что оплата за транспортные средства произведена со счета самого крестьянского (фермерского) хозяйства «К», что также подтверждалось сведениями о движении денежных средств по текущим (расчетным) счетам крестьянского (фермерского) хозяйства «К».
Впоследствии транспортные средства были помещены заявителем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 N 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет N 6).
На момент таможенного декларирования в учредительные документы фермерского хозяйства были внесены изменения в части увеличения уставного фонда, согласно которым уставной фонд сформирован за счет ранее внесенных учредителем денежных средств и вновь вносимых транспортных средств (автобуса и полуприцепа-самосвала), районным исполнительным комитетом выдано заключение (подтверждение) о праве предприятия на применение положений Декрета N 6.
Вместе с тем проведенной таможенным органом проверкой был установлен факт необоснованного применения заявителем установленных Декретом N 6 льгот, в связи с чем принято оспариваемое решение о доначислении таможенных платежей и пеней, которое правомерно оставлено без изменения судебными инстанциями в силу следующего.
В соответствии со статьей 115-2 Гражданского кодекса Республики Беларусь имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.
Пунктом 8 статьи 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрен исчерпывающий перечень источников увеличения уставного фонда фермерского хозяйства. В частности, уставный фонд фермерского хозяйства может быть увеличен за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов.
Подпункт 7.3 п. 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» предусматривал предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств — участников Таможенного союза.
Подпункт 1.9 пункта 1 Декрета N 6 устанавливал освобождение коммерческих организаций от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию страны отдельных товаров в качестве вклада в уставный фонд.
Таким образом, комплексный анализ приведенных норм позволил сделать вывод, что имущество, ввозимое для внесения в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства, должно было быть приобретено его учредителем, находиться у него в момент ввоза на территорию Таможенного союза на праве собственности.
Вместе с тем совокупность собранных по делу и приведенных выше доказательств свидетельствовала о том, что в момент ввоза имущество, предназначенное для внесения в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве неденежного вклада, непосредственно учредителем крестьянского (фермерского) хозяйства не приобреталось и не ввозилось, что подтверждается представленными в материалах дела доказательствами.
Следовательно, судебные инстанции обоснованно указали на правомерность оспариваемого заявителем решения таможенного органа и отказали в удовлетворении требования о признании его недействительным.
Судебные инстанции правомерно отклонили доводы заявителя о том, что товар был выпущен таможенным органом с предоставлением льготы, с необоснованным последующим установлением в ходе камеральной таможенной проверки факта неправомерного применения такого освобождения, так как таможенное законодательство не исключает возможность осуществления таможенного контроля после выпуска товаров в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.