Нюансы при осуществлении международных автомобильных перевозок

Товары от производителя к покупателю поступают путем их перемещения. Следует отметить, что данное перемещение осуществляется путем использования различных видов транспорта, например автомобильного.

Законодателем (Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон N 278-З)) выделены следующие виды перевозок товаров автомобильным транспортом:

  • внутриреспубликанские автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые по территории Республики Беларусь, за исключением международных автомобильных перевозок (абз. 8 ст. 1 Закона N 278-З);
  • международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством (абз. 13 ст. 1 Закона N 278-З).

В настоящей статье мы уделим внимание последним, так как они в контексте перемещения товаров являются наиболее востребованными.

Начнем с применения Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г. Женеве 14.11.1975) (далее — Конвенция) на территории Республики Беларусь в случае возврата товаров отправителю за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.

ООО «А» в качестве перевозчика осуществляло перемещение товаров из Франции (компания «С») в адрес получателя в Российской Федерации — ООО «X» с применением книжки МДП. После ввоза товаров на территорию Республики Беларусь контракт на поставку данных товаров между компанией «С» и ООО «X» был расторгнут. Товары подлежат возврату отправителю (компании «С») во Францию. Каким образом следует использовать книжку МДП для обратного вывоза товаров?

Следует отметить, что базовым документом, содержащим порядок заполнения и использования книжки МДП, является Конвенция. Вместе с тем она не содержит ссылок и пояснений об использовании книжки МДП в сложившейся ситуации. Однако Конвенция предусматривает отнесение ряда вопросов по использованию и заполнению книжки МДП на откуп национальному законодателю. С учетом того факта, что Республика Беларусь является участницей Конвенции, в рамках национального законодательства была разработана и принята Инструкция о порядке использования, заполнения и изъятия книжки МДП при перемещении через территорию Республики Беларусь товаров в соответствии с Таможенной конвенцией Организации Объединенных Наций о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.) от 14 ноября 1975 года, утвержденная постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 31.10.2012 N 33 (далее — Инструкция).

В соответствии с Инструкцией для принятия книжки МДП при возврате товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС необходимо выполнение следующих условий:

  • товары после завершения таможенной процедуры таможенного транзита не помещались под другую таможенную процедуру;
  • в книжке МДП имеется достаточное количество отрывных листов;
  • перевозчиком — держателем книжки МДП внесены в нее и заверены соответствующие изменения в части страны и таможни назначения.

В рассматриваемой ситуации товары не помещались под таможенную процедуру, отличную от процедуры таможенного транзита, и в книжке МДП имеется достаточное количество отрывных листов. Исходя из ситуации перевозчику — ООО «А» необходимо в письменном виде уведомить таможенный орган Республики Беларусь о намерении использовать в качестве транзитного документа книжку МДП, по которой ранее осуществлялась перевозка товаров, а также внести соответствующие изменения в указанную книжку МДП и заверить их у должностного лица таможенного органа.

Что касается обратной ситуации (когда возврат товаров осуществляется сопредельным государством (например, Республикой Польша) отправителю, расположенному на территории ЕАЭС), то следует руководствоваться указанными выше критериями, за исключением критерия о помещении товаров под другую таможенную процедуру.

Следует также обратить внимание, что письменное уведомление таможенного органа Республики Беларусь в обоих случаях осуществляется в свободной форме, например в виде заявления от имени водителя перевозчика с указанием причины возврата (с приложением подтверждающих документов) и номера книжки МДП.

Отдельно необходимо обратить внимание на корректность направляемой электронной предварительной информации (ЭПИ) о товарах.

В частности, одной из причин отказов при проведении таможенных операций с товарами является несоответствие описания товаров в транспортно-сопроводительной документации и электронной копии транзитной декларации. В качестве последней в соответствии с положениями статьи 182 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) могут выступать ЭПИ и книжка МДП. При этом ключевым фактором указанных несоответствий является некорректное использование программных средств при подаче предварительной информации (например, приложения МСАТ TIR EPD). Возможность автоматического заполнения графы «описание товаров» на основании использования наименований кодов Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) приводит к тому, что вместо описания товаров, содержащего, например, ссылки на марку, модель, артикул товара, указываются обобщенные сведения из ГС.

Например, при ввозе товаров «Прессы с числовым программным управлением для изготовления пластин трансформаторных магнитопроводов марки «X» при подаче ЭПИ в графе «описание товара» электронного документа приложения МСАТ TIR EPD, так же как и в графе 10 «число и род грузовых мест или предметов; описание товара» книжки МДП, было указано: «Прессы с числовым программным управлением».

В соответствии с положениями Конвенции коммерческое описание грузов должно содержать необходимый минимум сведений, исключающих возможность подмены грузов, перевозимых с использованием книжки МДП. Вместе с тем положения подпункта 12.2.11 пункта 12 Инструкции содержат более детальное руководство по заполнению графы 10 книжки МДП и требуют от держателя книжки МДП указания количества грузовых мест, вида упаковки, описания товаров (контрактное или коммерческое наименование товара с указанием его характеристик, в том числе торговой марки, модели и т.д., достаточных для его идентификации и классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»), исключающих возможность подмены товаров при их перевозке под таможенным контролем. При этом при описании товара не допускается обобщенное наименование товара, как в вышеуказанном примере. Также в силу того, что книжка МДП и ЭПИ могут быть использованы в качестве транзитной декларации, следует помнить о положениях Решения Комиссии Таможенного союза N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» (принято в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010). В частности, следует давать описание товара в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенными органами.

Некорректное указание сведений может стать причиной отказа в выпуске товара в процедуре таможенного транзита, что, в свою очередь, приведет к необходимости задержки перевозчика в пункте пропуска с целью повторной подачи ЭПИ либо транзитной декларации. Кроме временных издержек также следует учитывать материальные издержки, например расходы на услуги таможенного представителя. Перевозчику необходимо помнить, что источником дополнительных сведений, требуемых для подачи ЭПИ и признания ее в качестве транзитной декларации, могут быть не только отправитель товара, но и такие заинтересованные лица, как получатель и экспедитор.

Особое внимание необходимо уделить фактам необоснованного простоя перевозчиков в пунктах пропуска.

Например, перевозчик — ООО «А» прибыл в пункт пропуска на территории Республики Беларусь и предъявил товары таможенному органу в 9.00. Транзитная декларация была подана перевозчиком — ООО «А» в 15.00 того же дня. В связи с этим перевозчик — ООО «А» привлечен таможенным органом к административной ответственности с уплатой штрафа в размере 2 базовых величин. Действия должностных лиц таможенного органа являются правомерными, так как перевозчиком — ООО «А» нарушены положения пункта 4 статьи 160 ТмК ТС, в частности не совершены таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товара в таможенной процедуре таможенного транзита, в течение 3 (трех) часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (в рассматриваемом примере срок составил 6 часов). Под местом прибытия следует понимать место перемещения товаров через таможенную границу. Нарушение сроков представления таможенной декларации является объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин.

В следующем примере перевозчик — ЧТУП «В» прибыл в пункт пропуска в 10.00, предъявил товары таможенному органу, подал транзитную декларацию в 11.20. Прошел необходимые виды контроля (таможенный и фитосанитарный). После выпуска товара в таможенной процедуре таможенного транзита перевозчик разместил транспортное средство с грузом на стоянке в пункте пропуска с целью отдыха. В отношении водителя ЧТУП «В» должностным лицом пограничной службы был составлен протокол об административном правонарушении, по которому на водителя ЧТУП «В» был наложен штраф в размере 5 базовых величин. Действия должностных лиц органов пограничной службы являются правомерными, так как в соответствии с пунктом 9 Положения о режиме в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2009 N 70 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь», запрещается стоянка транспортных средств, а также нахождение физических лиц в пунктах пропуска после прохождения установленных видов контроля. Указанные действия рассматриваются в качестве объективной стороны административного правонарушения, установленного статьей 23.32 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь» КоАП, и влекут предупреждение с депортацией или без депортации либо наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с депортацией или без депортации.

Следует отметить, что принимаемые должностными лицами таможенных органов и органов пограничной службы меры административного воздействия на перевозчиков направлены на недопущение снижения пропускной способности пунктов пропуска по причине скопления в них транспортных средств, а также соблюдение норм и правил безопасного маневрирования и движения транспортных средств на территории пунктов пропуска. В связи с этим перевозчикам необходимо обратить внимание на недопустимость планирования и использования мест стоянок в зоне таможенного контроля пунктов пропуска для длительного отдыха, например с целью выполнения норм Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (заключено в г. Женеве 01.07.1970) (далее — ЕСТР). В соответствии со статьей 9 ЕСТР движение от пункта пропуска до ближайшего места стоянки не является нарушением норм продолжительности управления.