Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 98-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности» внесены изменения в пункт 12 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), по которым протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (по частям 2 и 3 статьи 15.22, статьям 15.30, 15.47, 15.51 — 15.54, 15.63, 21.12, 21.14 — 21.16, 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).
Ранее таким правом обладали только должностные лица органов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Представляется, что слово «уполномоченные» является ключевым в указанной статье ПИКоАП.
Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению решением соответствующего государственного органа (часть 2 статьи 3.29 ПИКоАП).
В отношении председателя (который не является должностным лицом органа, ведущего административный процесс) жилищно-потребительского кооператива (далее — ЖПК) существует следующее мнение, основанное на доводах суда: если председатель возглавляет организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, дополнительных правовых актов о предоставлении ему полномочий на составление протокола об административном правонарушении не требуется.
При детальном анализе норм, на которых основаны полномочия председателя ЖПК, можно сделать вывод об ошибочности указанных доводов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) потребительским признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовое положение потребительских кооперативов, к которым относятся жилищные, жилищно-строительные кооперативы, гаражные кооперативы и др., определяется ГК и иным законодательством (часть 2 пункта 6 статьи 116 ГК).
Правовое регулирование деятельности ЖПК, который относится к организации застройщиков, регулируется Положением об организациях застройщиков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 «О деятельности организаций застройщиков, гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок» (далее — Положение).
В соответствии с пунктом 53 Положения органами управления организации застройщиков являются: общее собрание (собрание уполномоченных), правление, председатель правления.
Высшим органом управления организации застройщиков является общее собрание.
Полномочия, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания, перечислены в пункте 63 Положения, а к компетенции председателя правления — в пункте 72 Положения.
В пункте 72 Положения не содержится полномочий, которые бы прямо наделяли председателя правления составлять протоколы об административных правонарушениях.
Тем не менее в этом же пункте указывается на то, что председатель правления вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные Положением и уставом.
Так как другие нормы Положения не указывают на то, что председателю правления предоставлены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, то такие полномочия должны быть закреплены в уставе ЖПК.
Представляется, что повестка дня общего собрания ЖПК должна содержать вопросы, касающиеся наделения (или ненаделения) председателя правления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, включения указанных полномочий в устав ЖПК.
На практике может сложиться ситуация, когда общее собрание примет решение не наделять председателя правления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
В этом случае составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям КоАП, указанным в пункте 12 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, могут только должностные лица органов, ведущих административный процесс, если решением соответствующего государственного органа им предоставлено такое право.
Протокол об административном правонарушении, составленный председателем ЖПК без указанных полномочий, является незаконным.
В связи с этим ПИКоАП должен содержать норму, которая позволила бы судье при обнаружении того, что протокол составлен не уполномоченным на то лицом, на законных основаниях прекратить дело об административном правонарушении с изложением основания, исключающего административный процесс.
К сожалению, такого основания ПИКоАП не содержит.
Для разрешения данной ситуации необходимо внести соответствующие изменения в ПИКоАП, а именно дополнить часть 1 статьи 9.6 ПИКоАП следующим обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении физического лица: «Отсутствие у должностного лица полномочий по составлению протокола об административном правонарушении».