К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы. К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.
Плательщик обязан:
- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
- стать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;
- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);
- вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части таможенных платежей — в таможенные органы и их должностным лицам документы и сведения, необходимые для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов. Обеспечивать должностным лицам налоговых и таможенных органов при проведении проверок либо мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений (в случае их наличия), пригодных для проведения проверки, мероприятий по выявлению имущества плательщика (иного обязанного лица), а также его дебиторов;
- подписать акт или справку проверки;
- выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;
- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:
- об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь — в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее требование не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;
- об участии в белорусской или иностранной организации — в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;
- о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем — о прекращении предпринимательской деятельности — в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;
- об обособленных подразделениях организации — в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;
- об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя — в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;
- иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, — в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;
- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;
- обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;
- обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
- подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;
- подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации;
- при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;
- являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК), удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);
- выполнять другие обязанности, установленные НК и другими актами налогового законодательства.
Налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) уплатить определенный налог, сбор (пошлину). Налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины). Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком (иным обязанным лицом) либо с возникновением обстоятельств, с которыми связывают прекращение налогового обязательства по данному налогу, сбору (пошлине).
Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога, сбора (пошлины). Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, за исключением случаев, когда исполнение его налогового обязательства возлагается на иное обязанное лицо либо иному лицу предоставляется право уплатить налоги, сборы (пошлины) за плательщика. Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства является основанием для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Взысканием налога, сбора (пошлины), пени признается принудительное исполнение налогового обязательства, уплаты пеней в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) в установленный срок налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней. Взыскание налога, сбора (пошлины), пени производится за счет денежных средств и (или) другого имущества плательщика (иного обязанного лица), дебиторов плательщика (иного обязанного лица) — организации.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин.
1. Согласно представленным документам ООО «Ф» в проверяемом периоде отразило по бухгалтерскому учету отгрузку товара (швейные изделия в ассортименте) в адрес ООО «Б» по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 28.05.2007 на сумму 29000000 руб., предоплата по данной накладной в сумме 29000000 руб. была произведена ООО «Б» по платежному поручению от 25.05.2007.
Согласно материалу проверки было установлено, что финансово-хозяйственные отношения между ООО «Ф» и ООО «Б» отсутствовали, товарно-материальные ценности (ТМЦ), поименованные в вышеуказанной товарно-транспортной накладной, ООО «Ф» в адрес ООО «Б» не отгружались, следовательно, денежные средства, перечисленные на расчетный счет ООО «Ф» от ООО «Б» в сумме 29000000 руб., следовало отнести к внереализационным доходам ООО «Ф».
Факт отсутствия финансово-хозяйственных взаимоотношений между ООО «Ф» и ООО «Б» подтверждался следующими доказательствами:
- согласно вступившему в законную силу приговору суда следовало, что С. при пособничестве Н., М., достоверно зная порядок осуществления предпринимательства на территории Республики Беларусь в части осуществления валютно-обменных операций, с целью получения дохода от незаконной предпринимательской деятельности, не создав и не зарегистрировав в установленном порядке банк либо небанковскую кредитно-финансовую организацию, умышленно, действуя от имени и с использованием реквизитов, бланков бухгалтерских документов, печатей, расчетных счетов подконтрольных ему субъектов хозяйствования: ТЧУП «К», ОДО «М», ОДО «Б», ОДО «Р», ООО «Б», ИП Т., ИП С., — созданных и приобретенных без намерения осуществлять уставную деятельность, осуществлял на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, выразившуюся в проведении незаконных финансовых операций по обмену безналичных белорусских рублей, поступивших на расчетные счета указанных подконтрольных субъектов хозяйствования, на наличные доллары США и наоборот, в результате чего получил доход в особо крупном размере. Он же вовлек в свою незаконную деятельность директора ООО «Б», от которого получил доступ к управлению расчетным счетом ООО «Б» и возможность распоряжения бланками бухгалтерских документов и печатью ООО «Б». С целью прикрытия преступной деятельности С. при пособничестве Н. создавал видимость законности осуществления ООО «Б» хозяйственной деятельности путем оформления и выдачи клиентам комплекта подложных документов (договоров, доверенностей, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других), якобы подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных взаимоотношений с ООО «Б»;
- согласно протоколу допроса подозреваемого Н. он подтвердил, что оказывал содействие С. в осуществлении деятельности по обналичиванию и обезналичиванию денежных средств от имени ООО «Б», фактически финансово-хозяйственную деятельность ООО «Б» в период с 01.01.2007 по 29.05.2007 не осуществляло;
- согласно протоколу допроса свидетеля У. он подтвердил, что по указанию С. занимался оформлением ТТН от имени ООО «Б». Информацию для оформления ТТН он получал по электронной почте в виде заявок.
Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон N 1330-XII) объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).
В зависимости от учетной политики организации выручка от реализации отражается (доходы признаются полученными) по оплате отгруженных товаров (основных средств, иных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров (основных средств, иных ценностей, выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав. В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг). Перечень внереализационных доходов определен Законом N 1330-XII и не включает в себя поступление денежных средств от реализации товаров.
При наличии доказательств, опровергающих отгрузку товаров покупателю, денежные средства, поступившие на расчетный счет ООО «Ф» от ООО «Б», следует расценивать как внереализационные доходы (безвозмездное получение) общества.
Таким образом, ООО «Ф» в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 отразило по бухгалтерскому учету бестоварные хозяйственные операции по реализации товарно-материальных ценностей (швейные изделия в ассортименте) в адрес ООО «Б».
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон о бухгалтерском учете) факт совершения хозяйственной операции подтверждается имеющим юридическую силу первичным учетным документом, составленным ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо по форме, хотя и не предусмотренной в таких альбомах, но содержащей обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В соответствии со статьей 4 Закона о бухгалтерском учете основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.
Документально обоснованные записи в бухгалтерском учете признаются изначально достоверными, если они полностью отражают суть хозяйственной операции и соответствуют действующему законодательству.
ООО «Ф» в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов приняты к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, не имеющие юридической силы, денежные средства, поступившие от данных сделок на расчетный счет, не были отнесены на внереализационные доходы (безвозмездное получение), в связи с чем была необоснованно занижена налоговая база при исчислении налога на прибыль и местных сборов.
В результате данных действий ООО «Ф» недоначислило в бюджет Республики Беларусь налогов и сборов в проверяемом периоде в общей сумме 11233767 руб.
В нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 19.12.1991 N 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон N 1319-XII), части 1, абзаца 2 части 2 пункта 5 Инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 N 22, в результате отражения по бухгалтерскому учету ООО «Ф» первичных учетных документов, не имеющих юридической силы, обществом в проверяемом периоде была завышена налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость на сумму операций, отраженных по бухгалтерскому учету предприятия как обороты по реализации швейных изделий в адрес ООО «Б», что составляет 29000000 руб. В результате указанных нарушений был излишне исчислен налог на добавленную стоимость в сумме 4423729 руб.
В соответствии с подпунктом 1.1.8 пункта 1 статьи 2 Закона N 1319-XII к объектам налогообложения по налогу на добавленную стоимость относится прочее выбытие товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного строительства.
Прочим выбытием товаров, основных средств, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства, нематериальных активов является любое их выбытие, за исключением продажи, обмена и безвозмездной передачи.
Согласно инвентаризационной описи ООО «Ф» по состоянию на 01.01.2008 остатков по товарно-материальным ценностям (швейные изделия), якобы реализованным в адрес ООО «Б», не числится, следовательно, стоимость указанных товарно-материальных ценностей необходимо было учитывать как недостачу товарно-материальных ценностей. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 1319-XII при прочем выбытии товаров налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров.
В связи с установлением в проверяемом периоде недостачи товарно-материальных ценностей (швейные изделия), т.е. прочего выбытия товаров, себестоимость которых составляет 22306800 руб., оборот по прочему выбытию (себестоимость) указанных товарно-материальных ценностей подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, так как оборот по реализации указанных швейных изделий облагается НДС по ставке 18%.
Таким образом, подлежал доначислению налог на добавленную стоимость за проверяемый период по прочему выбытию товаров в сумме 4015224 руб.
В нарушение пункта 2 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 29.12.2006 N 191-З «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» обществом вследствие принятия к бухгалтерскому учету недействительных (не имеющих юридической силы) первичных учетных документов была завышена налоговая база для исчисления сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог в 2007 году на сумму 24576271 руб., что повлекло излишнее начисление данного сбора за 2007 год на сумму 737288 руб.
В нарушение частей 1, 10 пункта 2 статьи 2 Закона N 1330-XII, абзаца 3 подпункта 2.1 пункта 2, пункта 4 Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.12.2006 N 137 «Об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов), Инструкции о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, о некоторых вопросах заполнения налоговых деклараций (расчетов), устранения двойного налогообложения и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Государственного налогового комитета Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их отдельных положений» (далее — Инструкция N 137), общество в проверяемом периоде не отразило по бухгалтерскому и налоговому учету внереализационные доходы на сумму 29000000 руб.
В нарушение пункта 2 статьи 2 Закона N 1330-XII, подпункта 2.1 пункта 2, подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции N 137 общество в проверяемом периоде в регистре доходов завысило выручку от реализации товаров, работ (услуг) на сумму 29000000 руб.
Соответственно ООО «Ф» в нарушение требования частей 1 — 2 пункта 2 статьи 2, подпункта 7.1 пункта 7 статьи 3 Закона N 1330-XII, абзаца 2 подпункта 2.2 пункта 2, подпункта 5.1 пункта 5 Инструкции N 137 в связи с отражением на бухгалтерском учете не имеющих юридической силы первичных учетных документов завысило затраты по производству продукции.
Согласно данным проверки затраты по производству продукции, якобы отгруженной в адрес ООО «Б», составили 22306800 руб. В результате указанных нарушений общество занизило налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль на сумму 27467817 руб., в результате чего недоначислило налог на прибыль за 2007 год в сумме 6592276 руб.
В 2007 году общество руководствовалось Инструкцией о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района), утвержденной решением Брестского областного Совета депутатов от 21.12.2006 N 279 «О бюджете области на 2007 год» (далее — решение N 279). Вследствие занижения суммы дохода, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, по данным проверки за проверяемый период целевой сбор на развитие инфраструктуры занижен в 2007 году на сумму 208756 руб.
В связи с занижением в проверяемом периоде балансовой прибыли обществом было допущено нарушение пункта 3 названной Инструкции о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района), предусматривающего, что налоговая база определяется для плательщиков-организаций как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организаций после налогообложения.
В 2007 году общество руководствовалось Инструкцией о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, утвержденной решением N 279. Вследствие занижения суммы дохода, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, по данным проверки за проверяемый период целевой транспортный сбор занижен в 2007 году на сумму 417511 руб. Нарушены требования пункта 3 указанной Инструкции о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, предусматривающие, что налоговая база определяется для плательщиков-организаций как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организаций после налогообложения.
2. В ходе проверки книги покупок и поданных ПТЧУП «А» в налоговую инспекцию налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость за 2009 год было установлено следующее. В январе 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 3520578 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 29.12.2008 по товарно-транспортным накладным серии от 03.01.2009 на сумму 7494587 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1143242 руб., от 14.01.2009 на сумму 7910953 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1206756 руб., от 15.01.2009 на сумму 4560199 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 695624 руб., от 20.01.2009 на сумму 3113607 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 474957 руб.
В феврале 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 2808471 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 05.02.2009 на сумму 7709037 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1175955 руб., от 03.02.2009 на сумму 10702048 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1632516 руб.
В марте 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 1985006 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 01.09.2008 по товарно-транспортным накладным от 02.03.2009 на сумму 8208357 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1252122 руб., от 25.03.2009 на сумму 4804459 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 732884 руб.
В апреле 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 1821600 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 01.09.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 09.04.2009 на сумму 5970800 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 910800 руб., от 09.04.2009 на сумму 5970800 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 910800 руб.
В мае 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 760777 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009, по товарно-транспортным накладным серии от 13.05.2009 на сумму 4987313 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 760777 руб.
В июне 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» включена сумма налога на добавленную стоимость 6171684 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 17.06.2009 на сумму 10004483 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1526108 руб., от 16.06.2009 на сумму 11157933 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1702058 руб., от 18.06.2009 на сумму 8586270 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1309770 руб., от 18.06.2009 на сумму 10710123 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1633748 руб.
В июле 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 2945506 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 05.07.2009 на сумму 7360042 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1122718 руб., от 09.07.2009 на сумму 7206403 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1099282 руб., от 10.07.2009 на сумму 4742986 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 723506 руб.
В августе 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 981811 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортной накладной серии от 03.08.2009 на сумму 6436320 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 981811 руб.
В сентябре 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 2016869 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным от 16.09.2009 на сумму 7228142 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1102598 руб., от 23.09.2009 на сумму 5993557 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 914271 руб.
В октябре 2009 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 458584 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортной накладной серии от 15.10.2009 на сумму 3006275 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 458584 руб.
Оплата за поставленные товарно-материальные ценности по вышеуказанным товарно-транспортным накладным была произведена с расчетного счета ТПЧУП «А» платежными поручениями.
В ходе проверки журнала-ордера N 6 за январь — декабрь 2010 г. и поданных в налоговую инспекцию налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость за 2010 год было установлено следующее.
В феврале 2010 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 1015566 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортной накладной серии от 05.02.2010 на сумму 6093397 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1015566 руб.
В марте 2010 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 3557368 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 05.03.2010 на сумму 8986295 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1497716 руб., от 30.03.2010 на сумму 12357914 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 2059652 руб.
В апреле 2010 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 698601 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортной накладной от 14.04.2010 на сумму 4191603 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 698601 руб.
В июне 2010 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 1531748 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортной накладной от 30.06.2010 на сумму 9190490 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1531748 руб.
В сентябре 2010 г. в сумму налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, подлежащих возмещению, ПТЧУП «А» была включена сумма налога на добавленную стоимость 2660235 руб. по поставке товарно-материальных ценностей от ИП С. согласно договору от 03.01.2009 по товарно-транспортным накладным серии от 02.09.2010 на сумму 7881566 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1313594 руб., от 13.09.2010 на сумму 8079845 руб., в т.ч. налог на добавленную стоимость в сумме 1346641 руб.
Оплата за поставленные товарно-материальные ценности по вышеуказанным товарно-транспортным накладным была произведена с расчетного счета ТПЧУП «А» платежными поручениями.
Согласно акту сверки, представленному директором, задолженность ТПЧУП «А» перед ИП С. по состоянию на 10.02.2011 составила 3759909 руб.
Из протокола допроса гражданина С. по возбужденному в отношении последнего уголовному делу следовало, что он в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован в июне 2002 г. В незначительных объемах осуществлял оптовую торговлю (без конкретизации ТМЦ) по 2005 год. В 2005 году в связи с затруднительным материальным положением прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, о чем подал соответствующее заявление в налоговую инспекцию. Осенью 2008 года он встретился с директором ТПЧУП «А», который поинтересовался, не является ли С. предпринимателем и есть ли у него расчетный счет, на что С. ответил, что предпринимательской деятельностью не занимается с 2005 года, однако как индивидуальный предприниматель не ликвидирован. Кроме того, он сообщил А., что на его имя открыт расчетный счет в банке. После чего директор ТПЧУП «А» предложил ему осуществлять деятельность, связанную с оказанием субъектам хозяйствования услуг по переводу безналичных денежных средств в денежную наличность.
Через некоторое время после беседы с директором ТПЧУП «А» С. приобрел на почте бланки товарно-транспортных накладных для оказания услуг по переводу безналичных денежных средств в денежную наличность. Таким образом, спустя несколько дней на расчетный счет ИП С. поступили денежные средства от ЧТПУП «А», в последующем снятые с расчетного счета денежные средства за минусом 13%, которые С. передавал лично директору ТПЧУП «А». Кроме денежных средств он также передавал директору ТПЧУП «А» четыре экземпляра бланков товарно-транспортных накладных. После заполнения указанных накладных директор ТПЧУП «А» предоставлял их С. с уже составленными договорами и счетами-фактурами для подписания. Фактически каких-либо материальных ценностей ИП С. в адрес ПТЧУП «А» не поставлял. В последующем ИП С. оказывал директору ТПЧУП «А» аналогичные услуги 1 — 2 раза в месяц на протяжении 2009 — 2010 годов.
Допрошенные в качестве подозреваемых по уголовному делу директор и главный бухгалтер ТПЧУП «А» показали, что от С. указанный в накладных товар не поступал, он его приобретал за наличный расчет в частном порядке. Всегда в накладных фигурировал пиломатериал, с другим товаром ТПЧУП «А» не работало. Оформление поставки товара производилось по вышеуказанным накладным от индивидуального предпринимателя С. формально. Впоследствии данный товар был от ТПЧУП «А» реализован в адреса различных субъектов хозяйствования. При исчислении налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет, все ТТН от С. учитывались, в том числе по ним к вычету принимался НДС, а также с их учетом рассчитывались затраты предприятия и соответственно налоговые платежи.
Из протокола допроса гражданина К. по возбужденному в отношении С. уголовному делу следовало, что он является индивидуальным предпринимателем, вид деятельности которого — оказание услуг по перевозке грузов. К. пояснил, что перевозок от ИП С. он не осуществлял.
Согласно статье 9 Закона о бухгалтерском учете факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками хозяйственной операции по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо по форме, хотя и не предусмотренной в таких альбомах, но содержащей обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления, содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях, должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи; лица, составившие и подписавшие первичные учетные документы, обеспечивают своевременное и качественное оформление этих документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных. Документально обоснованные записи в бухгалтерском учете признаются изначально достоверными, если они полностью отражают суть хозяйственной операции и соответствуют действующему законодательству.
В нарушение требований статьи 9 Закона о бухгалтерском учете ПТЧУП «А» приняло к бухгалтерскому учету первичные учетные документы (ТТН), не имеющие юридической силы.
Таким образом, в налоговые декларации (расчеты) по налогу на добавленную стоимость, поданные ТПЧУП «А» в налоговую инспекцию за январь — декабрь 2009 г., январь — декабрь 2010 г., в налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, подлежащие возмещению, были включены суммы налога на добавленную стоимость в размере 32934406 руб. по поставкам товарно-материальных ценностей от ИП С., не подтвержденные первичными учетными документами.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона N 1319-XII, п. 5 статьи 107 Особенной части НК налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, выставленных продавцами при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, вычетам подлежат фактически уплаченные плательщиком суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности либо при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после отражения их в бухгалтерском учете.
Согласно пункту 5 статьи 16 Закона N 1319-XII, пункту 6 статьи 107 Особенной части НК вычету подлежат предъявленные плательщику суммы налога при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав вне зависимости от периода погашения задолженности за приобретаемые товары (работы, услуги), имущественные права либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок, являющейся регистром налогового учета, — для плательщиков, определяющих момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 1319-XII.
С учетом изложенного при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет ТПЧУП «А» в период с 01.01.2009 по 31.12.2010, суммы налоговых вычетов в размере 32934406 руб. по поставкам товарно-материальных ценностей от ИП С. к зачету (возмещению) приняты быть не могли.
В связи с вышеизложенным ОДО «А» были нарушены: пункты 4, 5 статьи 16 Закона N 1319-XII, пункт 4 Инструкции о порядке заполнения книги покупок, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость, по товарам, ввезенным из Российской Федерации, расчета возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 N 22, пункты 5, 6 статьи 107 Особенной части НК; пункт 12 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), расчета об исчисленных суммах отчислений в инновационный фонд, книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 N 87 (далее — Инструкция N 87), подпункт 1.1 пункта 1 статьи 22 Общей части НК.
С учетом вышеизложенного налог на добавленную стоимость, подлежащий доначислению и уплате в бюджет ТПЧУП «А», по всем установленным в ходе проверки фактам за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 составил 23470888 руб., с 01.01.2010 по 31.12.2010 — 9463518 руб.
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки ТПЧУП «А» в 2009 году исчислялся и уплачивался в бюджет в соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 N 450-З «О республиканском бюджете на 2009 год» (далее — Закон N 450-З), постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 23.12.2008 N 112 «Об утверждении формы налоговой декларации (расчета) о суммах исчисленного сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, уплачиваемого в 2009 году, и некоторых вопросах ее заполнения» (далее — постановление N 112).
В результате необоснованного включения в состав затрат покупной стоимости товарно-материальных ценностей от ИП С. в сумме 130393843 руб. ТПЧУП «А» был занижен валовой доход за 2009 год на 130393843 руб., в связи с чем сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки был занижен на 1303938 руб., чем были нарушены требования абзацев 1, 2, 5 пункта 2 постановления N 112 в период 2009 года.
При проверке правильности исчисления налога на прибыль было установлено, что в проверяемом периоде ТПЧУП «А» руководствовалось Законом N 1330-XII, Инструкцией о порядке ведения регистров налогового учета по налогу на прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.12.2008 N 110, главой 14 Особенной части НК, главой 3 Инструкции N 87.
Согласно пункту 1 статьи 126 Особенной части НК, частью первой пункта 1-1 статьи 2 Закона N 1330-XII объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 НК, начисленные белорусскими организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Особенной части НК, частью первой пункта 2 статьи 2 Закона N 1330-XII прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.
Согласно пункту 1 статьи 130 Особенной части НК, части первой статьи 3 Закона N 1330-XII затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.
Согласно пункту 2 статьи 130 Особенной части НК, пункту 6-1.2 статьи 3 Закона N 1330-XII затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) с учетом особенностей: при определении прибыли от реализации приобретенных товаров отражаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 141 Особенной части НК, частью третьей пункта 1-1 статьи 2 Закона N 1330-XII налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.
Проверкой было установлено, что предприятием при подаче налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за четвертый квартал 2009 года в налоговую инспекцию в состав затрат была необоснованно включена покупная стоимость товарно-материальных ценностей по товарно-транспортным накладным от ИП С. в сумме 130393843 руб., в результате налоговая база по налогу на прибыль за 2009 год была занижена ТПЧУП «А» на 129071949 руб. При подаче налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и сбору на развитие территорий за четвертый квартал 2010 года в налоговую инспекцию в состав затрат была необоснованно включена покупная стоимость товарно-материальных ценностей по товарно-транспортным накладным от ИП С. в сумме 47317592 руб., в результате чего налоговая база по налогу на прибыль за 2010 год была занижена ТПЧУП «А» на 47317592 руб.
Отклонение в сторону занижения налогооблагаемой прибыли привело к занижению суммы налога на прибыль за 2009 год на 30977267 руб., за 2010 год на 11356222 руб. чем были нарушены: части 1, 2, 3 пункта 1-1 статьи 2, часть 1 статьи 3, пункт 6-1.2 статьи 3 Закона N 1330-XII, пункт 1 статьи 126, пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 141 Особенной части НК, подпункт 22.2 пункта 22 Инструкции N 87, подпункт 1.1 пункта 1 статьи 22 Общей части НК.
В 2009 году ТПЧУП «А» при исчислении сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) руководствовалось Законом N 450-З, Инструкцией о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района), утвержденной решением Брестского областного Совета депутатов от 12.12.2008 N 152 «Об областном бюджете на 2009 год» (далее — Инструкция о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). Предприятием при исчислении целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) за 2009 год, были нарушены:
подпункт 1.1 пункта 1 статьи 22 Общей части НК, предусматривающий, что плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
подпункт 1.3 статьи 7 Закона N 450-З, пункт 3 Инструкции о целевом сборе на содержание и развитие инфраструктуры города (района), предусматривающие, что налоговая база для плательщиков-организаций по данному сбору определяется как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения.
Из-за нарушений, допущенных при исчислении налога на прибыль за 2009 год, предприятие занизило налоговую базу, что привело к недоплате целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района).
По данным плательщика, сумма сбора за 2009 год составила 26826 руб., по материалам проверки — 1007773 руб. Сумма доначисленного сбора за 2009 год составила 980947 руб.
В 2009 году ТПЧУП «А» при исчислении целевого транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, руководствовалось подпунктом 1.3 статьи 7 Закона N 450-З, пунктом 3 Инструкции о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, утвержденной вышеназванным решением Брестского областного Совета депутатов 12.12.2008 N 152 (далее — Инструкция о целевом транспортном сборе), ТПЧУП «А» при исчислении целевого транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении за 2009 год, нарушило:
- подпункт 1.1 пункта 1 статьи 22 Общей части НК, предусматривающий, что плательщик обязан уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);
- подпункт 1.3 статьи 7 Закона N 450-З, пункт 3 Инструкции о целевом транспортном сборе, предусматривающие, что налоговая база для плательщиков-организаций по данному сбору определяется как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения.
Из-за нарушений, допущенных при исчислении налога на прибыль за 2009 год, предприятие занизило налоговую базу, что привело к недоплате целевого транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении.
По данным плательщика, сумма сбора за 2009 год составила 53651 руб., по материалам проверки — 2015545 руб. Сумма доначисленного сбора за 2009 год составила 1961894 руб.
При проверке правильности исчисления сбора на развитие территорий установлено, что в проверяемом периоде ТПЧУП «А» руководствовалось главой 31 Особенной части НК, главой 3 Инструкции N 87.
По данным проверки за проверяемый период сбор на развитие территорий занижен за проверяемый период на сумму 1078841 руб. по причине занижения налогооблагаемой прибыли за проверяемый период на 47317592 руб. и доначисленного налога на прибыль за проверяемый период в сумме 11356222 руб., чем был нарушен подпункт 2.1 пункта 2 статьи 274 Особенной части НК, предусматривающий, что налоговая база определяется для организаций как сумма валовой прибыли, исчисленная в соответствии с главой 14 Особенной части НК и оставшаяся в их распоряжении после налогообложения.
В результате проведенной проверки размер причиненного вреда составил 80593515 руб. в виде недоплаты налогов в сумме 80593515 руб.
3. В ходе проведенных проверочных мероприятий было установлено, что ИП С. в период с января 2009 по сентябрь 2010 г. заключала договоры купли-продажи на реализацию строительных материалов (металлочерепица, водосточная система, окна, профнастил и иные сопутствующие товары) с физическими лицами, при этом приходуя по кассовому суммирующему аппарату, приходно-кассовым ордерам и отрывным талонам денежные средства не в полном объеме, а именно не всю сумму принятых наличных денежных средств от реализации продукции физическим лицам отражала по учету и не в полном объеме они включались в валовую выручку для исчисления налога при упрощенной системе налогообложения.
Так, в ходе проведенных проверочных мероприятий на основании показаний граждан было установлено, что ИП С. за период с января 2009 г. по декабрь 2009 г. было реализовано строительных материалов и получена оплата от физических лиц в общей сумме 869274433 руб. В то же время было оприходовано по бухгалтерскому учету и указано в налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения из данной суммы денежных средств 678087635 руб., следовательно, не оприходовано и сокрыто от налогообложения денежных средств в сумме 191186798 руб.
За период с января 2010 г. по сентябрь 2010 г. было реализовано строительных материалов и получена оплата от физических лиц в общей сумме 388937003 руб. В то же время было оприходовано по бухгалтерскому учету и указано в налоговой декларации (расчете) по налогу при упрощенной системе налогообложения за 9 месяцев 2010 года из данной суммы денежных средств 349404595 руб., следовательно, не оприходовано и сокрыто от налогообложения денежных средств в сумме 39532408 руб.
Опрошенная по данному вопросу ИП С. пояснила, что действительно вела двойной учет и часть заказов не проводила у себя по бухгалтерскому учету. По данным материала проверки было установлено, что за период с января 2009 г. по сентябрь 2010 г. ИП С. было не оприходовано денежных средств в сумме 230719206 руб.
В соответствии с п. 11 Положением об упрощенной системе налогообложения, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 N 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее — Положение об упрощенной системе налогообложения), ИП С. в 2009 году являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения в размере 15 процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход).
В соответствии с п. 10, 14, 15, 16, 17, 18 Положения об упрощенной системе налогообложения налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций, налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее — налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе. Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, а также унитарных предприятий и хозяйственных обществ, указанных в абзаце третьем пункта 6 Положения об упрощенной системе налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему. Форма книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, и порядок ее заполнения устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с правилами, установленными ранее Законом Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон N 1327-XII), доходы включаются в налоговую базу по подоходному налогу по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав. В частности, статьей 17 Закона N 1327-XII дата фактического получения дохода для индивидуальных предпринимателей определена как день получения (в том числе поступления на счета плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц) дохода от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении предпринимательской деятельности и от внереализационных операций.
В нарушение вышеуказанных нормативных актов ИП С. не оприходовала полученную выручку по книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, за период с января 2009 г. по декабрь 2009 г. в сумме 185439387 руб. (863527022 руб. выручка по акту, 678087635 руб. выручка по декларации), что повлекло за собой неправильное определение валовой выручки и валового дохода для исчисления налога по упрощенной системе налогообложения в размере 15 процентов от валового дохода и недоплате налога за 2009 год в сумме 27815910 руб. (185439387 x 15%).
В 2010 году в соответствии со статьей 289 НК ИП С. являлась плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения в размере пятнадцать (15) процентов (для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход).
В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 288, пунктами 4, 5 статьи 290, частью 6 пункта 1, пунктом 2 статьи 291 НК налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, и доходов от внереализационных операций, налог при упрощенной системе исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет (далее — налоговые органы) налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе. Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему и уплачивающие налог на добавленную стоимость, ведут бухгалтерский учет и отчетность в установленном порядке. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) осуществляют ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством.
В нарушение вышеуказанных нормативных актов ИП С. не оприходовала полученную выручку по книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, за период с января 2010 г. по сентябрь 2010 г. в сумме 24777000 руб. (374181595 руб. выручка по акту, 349404595 руб. выручка по декларации), что повлекло за собой неправильное определение валовой выручки и валового дохода для исчисления налога по упрощенной системе налогообложения в размере 15 процентов от валового дохода и недоплате налога за 9 месяцев 2010 года в сумме 3716550 руб. (74331730 x 15%).
Всего за период с января 2009 г. по сентябрь 2010 г. ИП С. недоплатила налогов в сумме 31532460 руб.
4. В бухгалтерском учете ОАО «С» комиссионные доходы банков отражались по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» с кредитом счета 51 «Расчетный счет» без корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», чем нарушены требования раздела VI Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета», в соответствии с которым на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обобщается информация о расчетах по разным операциям с дебиторами и кредиторами: по операциям некоммерческого характера с учебными заведениями, другими организациями и т.п.; с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов; за товары, проданные в кредит, и другие.
Представление в бухгалтерию ОАО «С» экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения о совершенных хозяйственных операциях, привело к завышению затрат, участвующих в определении налогооблагаемой прибыли и, как следствие, недоплате за 2006, 2007, 2008, 2010 годы налога на прибыль, транспортного сбора, сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района), сбора на развитие территорий, отчислений части прибыли хозяйственными обществами, а также излишней уплате отчислений в инновационный фонд Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь за 2006 — 2010 годы.
За 2006 год были завышены затраты на сумму 4505089 руб., за 2007 год — на 66882312 руб., за 2008 год — на 168577637 руб., за 2009 год — на 152027166 руб., за январь — октябрь 2010 г. — на 158842117 руб.
Излишне было исчислено и уплачено ОАО «С» отчислений в инновационный фонд Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь (всего 1369082 руб., в том числе: за 2006 год — 11285 руб., за 2007 год — 167569 руб., за 2008 год — 422457 руб., за 2009 год — 381020 руб., за январь — октябрь 2010 г. — 398036 руб.).
В нарушение статьи 3 Закона N 1330-XII, пунктов 1 и 2 статьи 130 Особенной части НК ОАО «С» при определении налогооблагаемой прибыли в 2006 году, в 2007 году, в 2008 году, 2009 году, в январе — октябре 2010 г. по причине представления в бухгалтерию общества экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения, были завышены затраты, учитываемые при налогообложении, в 2006 году на 4505089 руб., в 2007 году на 66882312 руб., в 2008 году на 168577637 руб., в 2009 году на 152027166 руб., в январе — октябре 2010 г. на 158842117 руб. По данной причине настоящей проверкой доначислено налога на прибыль за 2006 год 540611 руб., за 2007 год — 8025877 руб., за 2008 год — 20229316 руб., за январь — октябрь 2010 г. — 19061054 руб. За 2009 год проверкой налог на прибыль не исчислялся в связи с отсутствием объекта налогообложения (согласно налоговой декларации убыток составлял 183078987 руб.).
В нарушение пункта 3 Инструкции о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, утвержденной решением Гродненского областного Совета депутатов от 03.01.2006 N 162 (далее — Инструкция N 162), пункта 3 Инструкции о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, утвержденной решением Гродненского областного Совета депутатов от 15.12.2006 N 217 (далее — Инструкция N 217), пункта 3 Инструкции о целевом транспортном сборе на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, утвержденной решением Гродненского областного Совета депутатов от 28.12.2007 N 53 (далее — Инструкция N 53), ОАО «С» при определении налогооблагаемой прибыли в 2006 году, в 2007 году, в 2008 году были завышены затраты, учитываемые при налогообложении, по причине представления в бухгалтерию общества экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения, в результате чего обществом была занижена налогооблагаемая прибыль. По данной причине настоящей проверкой доначислено целевого транспортного сбора за 2006 год 79290 руб., за 2007 год — 1177129 руб., за 2008 год — 2966966 руб. За 2009 год проверкой целевой сбор не исчислялся в связи с отсутствием объекта налогообложения.
В нарушение пункта 3 Инструкции N 162, пункта 3 Инструкции N 217, пункта 3 Инструкции N 53 ОАО «С» при определении налогооблагаемой прибыли в 2006 году, в 2007 году, в 2008 году были завышены затраты, учитываемые при налогообложении, по причине представления в бухгалтерию общества экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения, в результате чего обществом была занижена налогооблагаемая прибыль. По данной причине проверкой доначислено целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) за 2006 год 39645 руб., за 2007 год — 588564 руб., за 2008 год — 1483483 руб. За 2009 год проверкой целевой сбор не исчислялся в связи с отсутствием объекта налогообложения.
В нарушение пункта 4 Инструкции о сборе на развитие территорий, утвержденной решением Гродненского областного Совета депутатов от 21.12.2009 N 189, ОАО «С» при определении налогооблагаемой прибыли в январе — октябре 2010 г. были завышены затраты, учитываемые при налогообложении, по причине представления в бухгалтерию общества экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения, в результате чего обществом была занижена налогооблагаемая прибыль. По данной причине проверкой доначислено сбора на развитие территорий за январь — октябрь 2010 г. — 4193432 руб.
В нарушение подпункта 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2005 N 637 «О порядке исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ и об образовании государственного целевого бюджетного фонда национального развития» ОАО «С» при определении части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет по итогам 2006 — 2008 годов, завысило затраты по причине представления в бухгалтерию общества экономистом финансового отдела платежных поручений, содержащих недостоверные сведения, в результате чего обществом была занижена прибыль, подлежащая перечислению в бюджет. Таким образом, ОАО «С» следовало перечислить в бюджет прибыль за 2006 год в сумме 192277 руб., за 2007 год — 2854537 руб., за 2008 год — 7194894 руб.
Таким образом, по вине экономиста финансового отдела, которая представляла в бухгалтерию общества платежные поручения, содержащие недостоверные сведения, ОАО «С» была допущена неполная уплата налогов в сумме 68627075 руб.
5. Выборочной проверкой соблюдения требований законодательства было установлено, что обществом в феврале 2009 г. на затраты производства были отнесены вилы д/паллет стоимостью 4556965 руб., газоанализатор ФСТ-03м — 2062600 руб., погрузчик — 32016227 руб., в октябре 2009 г. — комплект холодильного оборудования стоимостью 56000000 руб. В марте 2009 г. на затраты было отнесено активов в размере 50% стоимости: высевающая секция 64 + 229 стоимостью 12850000 руб., ковш для земли стоимостью 1952997, насос TOP-S50/10 ЕМ стоимостью 1365000 руб., насос циркулятор UPS-32-120FS стоимостью 1363983 руб.
В своей учетной политике общество предусматривало лимит стоимости актива свыше 30 базовых величин, используемый для отнесения активов в состав основных средств на дату ввода его в эксплуатацию, и отдельных предметов в составе оборотных средств в пределах 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, по которым указанный лимит устанавливался в пределах 10 базовых величин за единицу).
Порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118 «О бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов» (далее — Инструкция N 118).
При отнесении приобретаемого имущества к основным средствам на момент ввода его в эксплуатацию и постановки на бухгалтерский учет должны выполняться одновременно следующие условия согласно пункту 2 Инструкция N 118 и подпункту 13.7 пункта 13 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 N 187/110/96/18 (далее — Инструкция N 187/110/96/18) (утратила силу с 01.07.2009):
- объекты должны иметь материально-вещественную форму;
- срок службы объекта должен быть более 1 года;
- стоимость единицы на момент приобретения должна превышать величину, определяемую в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 N 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств» (далее — постановление N 41).
Частью второй подпункта 13.7.2 пункта 13 Инструкции N 187/110/96/18 предусмотрены исключения, в соответствии с которыми предметы независимо от их стоимости относятся к основным средствам:
- сельскохозяйственные машины и орудия (являются объектами начисления амортизации);
- организацией на момент принятия на бухгалтерский учет не предполагается перепродажа данных активов.
Согласно пункту 1 постановления N 41 установлен лимит стоимости имущества, являющегося средствами труда и относящегося к отдельным предметам в составе оборотных средств, в пределах 30 базовых величин за единицу.
Пунктом 14 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 N 37/18/6, определено, что к основным средствам не относятся и не являются объектами начисления амортизации предметы, многократно используемые в хозяйственной деятельности организации, сохраняющие свою натурально-вещественную форму, стоимость единицы которых на момент приобретения не превышает величину, установленную учетной политикой организации в пределах лимита, определяемого постановлением N 41.
Исходя из учетной политики и с учетом соблюдения иных критериев и правил отнесения активов к основным средствам, к отдельным предметам в составе оборотных средств общество должно было производить отнесение активов в соответствии с учетной политикой.
Согласно Временному республиканскому классификатору основных средств и нормативным срокам их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 N 186, сельскохозяйственные машины и оборудование учитываются под шифром 457, перечисленное сельскохозяйственное оборудование является навесным к сельскохозяйственным машинам и его стоимость свыше 30 базовых величин, насосы — 415, холодильное оборудование — 45101.
Таким образом, вилы д/паллет стоимостью 4556965 руб., газоанализатор ФСТ-03м — 2062600 руб., погрузчик — 32016227 руб., в октябре 2009 г. комплект холодильного оборудования стоимостью 56000000 руб., высевающая секция 64 + 229 стоимостью 12850000 руб., ковш для земли стоимостью 1952997, насос TOP-S50/10 ЕМ стоимостью 1365000 руб., насос циркулятор UPS-32-120FS стоимостью 1363983 руб. должны были учитываться в составе основных средств, а не относиться на себестоимость продукции.
Следовательно, в результате отнесения обществом в 2009 году суммы 112167772 руб. на затраты, учитываемые при налогообложении, обществом был нарушен подпункт 7.15 пункта 7 статьи 3 Закона N 1330-XII, аналогичные нормы на сегодняшний день предусмотрены статьей 131 НК (Особенная часть) в результате чего была занижена налогооблагаемая база для исчисления налога на прибыль и до момента проверки исправления не внесены. Сумма недоначисленного и неуплаченного налога на прибыль и отчислений из прибыли составила 29477690 руб.
6. По данным бухгалтерского учета в январе и мае 2009 г. было списано на затраты производства 41313500 руб. (сумма недостачи и потери от порчи ценностей). В ходе проверки документального оформления было установлено, что приказом общества от 01.01.2009 была создана комиссия для списания естественной убыли плодоовощной продукции в период хранения, которая ежемесячно представляет данные по естественной убыли.
По ежемесячным расчетам естественной убыли за январь — май 2009 г., составленным и подписанным главным бухгалтером и утвержденным директором общества, сумма составила 14667500 руб. Бухгалтерской справкой от 31.05.2009 была списана сумма 26646000 руб. на посев картофеля. Из бухгалтерской справки было установлено, что списано картофеля на посадку 80,0 т на сумму 20800000 руб. и списано лука на удобрение 18,8 т на сумму 5859000 руб.
На основании указанных документов в главной книге были отражены суммы по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 20 «Основное производство».
Стоимость материальных ценностей, израсходованных в производственной и хозяйственной деятельности, списывается на соответствующие счета по учету затрат после составления первичных документов установленной формы, подтверждающих их расход. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.
Без проведения инвентаризации на затраты была списана сумма 14667500 руб. естественной убыли.
Согласно статье 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и стоимость активов и обязательств. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их инвентаризации, перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них) определяется руководителем организации. Инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 (далее — Инструкция N 180).
Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации не издавался, первичные учетные документы, принимаемые к учету инвентаризационной комиссией не составлялись, а именно сличительные ведомости, отражающее расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическими данными не составлялись, чем были нарушены требования пунктов 15 и 70 Инструкции N 180.
Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут применяться лишь в случаях выявленных фактических недостач.
В нарушение подпункта 7.11 пункта 7 статьи 3 Закона N 1330-XII, аналогичные нормы предусмотрены действующим законодательством: подпунктами 1.9 и 1.13 пункта 1 статьи 131 НК (Особенная часть), подпункта 1.1 пункта 1 статьи 22 НК (Общая часть), обществом за 2009 год необоснованно была завышена на 14667500 руб. себестоимость продукции и включена в налогооблагаемую базу, до момента проверки исправления не были внесены, чем необоснованно занижена прибыль от реализации продукции.
В 2009 году всего было недоначислено и неуплачено налога на прибыль и отчислений из прибыли 33332309 руб.
В соответствии со статьей 52 Общей части НК начислена пеня за исполнение налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством (всего 3474693 руб.).
Факт указанного правонарушения подтверждался выпиской из главной книги по счету 20 «Основное производство», ежемесячными расчетами естественной убыли за январь — май 2009 г., оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 10-9 за февраль, март, октябрь 2009 г., объяснением главного бухгалтера.
7. В результате неполного включения в оборот по реализации товаров (работ, услуг) за 2010 год выручки по оказанным и оплаченным услугам предпродажной подготовки автотракторной техники обществом в 2010 году была занижена облагаемая база по налогу на добавленную стоимость в сумме 49886690 руб., налогу на прибыль в сумме 22311417 руб., сбору на развитие территории в сумме 16956677 руб.
В результате вышеизложенного были нарушены требования подпункта 1.1 пункта 1 статьи 93 Особенной части НК, согласно которому объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь; пункта 1, абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Особенной части НК, согласно которым объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль (валовой прибылью для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов); статьи 274 Особенной части НК, согласно которой объектом налогообложения сбором на развитие территорий признавалось осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
На дату подписания акта проверки неуплата указанных налогов в бюджет составила 14177888 руб., в том числе по: налогу на добавленную стоимость в сумме 8314448 руб. (49886690 x 20 / 120), налогу на прибыль в сумме 5354740 руб. ((49886690 — 8314448 (НДС) — 19260825 (затраты)) x 24%), сбору на развитие территории в сумме 508700 руб. ((22311417 — 5354740) x 3%).
Кроме того, нарушение законодательства об обращении с отходами в части несанкционированного хранения отходов масел моторного, трансмиссионного и гидравлического повлекло за собой неуплату в бюджет и экологического налога.
Так, согласно подпункту 1.3 пункта 1 статьи 205, пункту 6 статьи 207 НК объектами налогообложения экологическим налогом признается хранение, захоронение отходов производства. За хранение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов в случаях, когда их установление предусматривается законодательством, применяются ставки экологического налога, увеличенные на коэффициент 15.
Однако в нарушение указанных требований ОАО «Б» в 2010 году не исчислило, а также в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 22 Общей части НК не уплатило экологический налог в части платежей за размещение отходов производства (масел) в количестве 2,1 тонн без установленных лимитов в сумме 653310 руб.