Обзор основных нарушений в сфере государственной статистики, выявляемых органами комитета государственного контроля Республики Беларусь при проведении проверок

Основными задачами государственной статистики являются:

  • разработка научно обоснованной статистической методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики;
  • сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии;
  • представление сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Комитету государственного контроля Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам;
  • распространение сводных статистических данных (информации).

Респонденты обязаны:

  • представлять при проведении государственных статистических наблюдений на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, первичные статистические данные;
  • представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных;
  • выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции.

Респонденты представляют первичные статистические данные по формам государственных статистических наблюдений. Представление респондентами при проведении государственных статистических наблюдений первичных статистических данных является обязательным и осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с частью 1 статьи 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин.

1. В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.08.2008 N 143 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» (утратило силу 26.01.2010) (далее — Указания N 143), а также в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 N 227 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» (далее — Указания N 227), государственную статистическую отчетность по форме 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» (далее — отчет 12-ф) представляют коммерческие организации, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление государственным органам (организациям).

При проверке достоверности отчета 12-ф было установлено, что предприятием в нарушение требований подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З «О государственной статистике» (далее — Закон «О государственной статистике»), пунктов 4, 11, 13, подпункта 16.2 пункта 16 Указаний N 143 в графу 2 строки 104 (просроченная кредиторская задолженность — всего (счета 60, 62, 68 — 71, 73, 75, 76)), графу 3 строки 104 (просроченная кредиторская задолженность свыше 3 месяцев), в графу 2 строки 107 (просроченная кредиторская задолженность по налогам и сборам (счет 68)), графу 3 строки 107 (в том числе просроченная свыше 3 месяцев) отчета 12-ф за январь 2010 г. были внесены сведения (прочерки), что не соответствовало фактической просроченной задолженности по подоходному налогу с физических лиц на 01.01.2010 (272083291 руб.), в т.ч. просроченной свыше 3 месяцев (146697095 руб.), отраженной в бухгалтерском учете (журнал-ордер N 8 «Учет расчетов по налогам и сборам»).

Аналогичное нарушение было установлено и при проверке отчетов 12-ф за февраль — декабрь 2010 г. Так, в нарушение требований пунктов 3, 4, 13, абзаца 5 подпункта 26.1 пункта 26 Указаний N 227 обществом в графу 2 строки 104 (кредиторская задолженность — всего (счета 60, 62, 68 — 71, 73, 75, 76)), графу 2 строки 107 (просроченная кредиторская задолженность по налогам и сборам (счет 68)) отчетов 12-ф за февраль — декабрь 2010 г. были внесены сведения (прочерки), не соответствующие фактической просроченной задолженности по подоходному налогу с физических лиц (на 01.02.2010 — 258657936 руб., на 01.03.2010 — 246262273 руб., на 01.04.2010 — 228407901 руб., на 01.05.2010 — 250581468 руб., на 01.06.2010 — 221647899 руб., на 01.07.2010 — 252544334 руб., на 01.08.2010 — 281933695 руб., на 01.09.2010 — 319037307 руб., на 01.10.2010 — 308434229 руб., на 01.11.2010 — 291662120 руб., на 01.12.2010 — 282922681 руб., на 31.12.2010 — 260409861 руб.).

В результате указанных нарушений обществом в 2010 году ежемесячно в отдел статистики представлялись искаженные данные государственной статистической отчетности (отчет 12-ф).

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что фактический размер просроченной дебиторской задолженности ОАО «Д» по состоянию на 01.01.2011 составил не 1865 млн.руб., а 2158 млн.руб., задолженности, просроченной свыше трех месяцев, — не 914 млн.руб., а 1207 млн.руб.

Указанное расхождение было допущено по причине представления филиалом ОАО «Д» (далее — филиал) в адрес ОАО «Д» (как вышестоящей организации), а также в органы государственной статистики искаженных данных отчета 12-ф по состоянию на 01.01.2011.

Согласно отчету 12-ф просроченная дебиторская задолженность филиала по состоянию на 01.11.2011 составила 1149 млн.руб. (графа 2 строки 101 отчета 12-ф). Согласно расшифровке дебиторской задолженности филиала в состав просроченной дебиторской задолженности, указанной в графе 2 строки 101 отчета 12-ф по состоянию на 01.01.2011 (было указано 1149 млн.руб.), была включена просроченная задолженность УП «О» в размере 2 млн.руб.

Вместе с тем проверкой было установлено, что просроченная задолженность УП «О» перед филиалом по состоянию на 01.01.2011 составляла 295 млн.руб., что подтверждается следующими обстоятельствами.

Согласно пункту 3 Указаний N 227 отчет 12-ф заполняется на основании данных регистров бухгалтерского учета и гражданско-правовых договоров. Согласно пункту 18 Указаний N 227 к просроченной (дебиторской, кредиторской) задолженности относится задолженность, не погашенная в сроки, установленные договорами или законодательством.

Между филиалом и УП «О» в 2009 году были заключены 3 договора строительного подряда от 09.04.2009 на выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия. Согласно условиям названных договоров основанием для расчетов за выполненные работы служат подписанные заказчиком (УП «О») и подрядчиком (филиалом) акты выполненных работ (форма С-2 и форма С-3), окончательный расчет за выполненные работы производится до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на основании актов приемки выполненных работ за вычетом ранее выданных авансов.

В связи с неоплатой выполненных работ в полном объеме в сроки, установленные договорами от 09.04.2009, филиал направил в адрес УП «О» досудебную претензию от 09.09.2009 о возврате суммы долга в размере 704392241 руб. Вместе с тем в связи с достижением сторонами соглашения о погашении УП «О» указанной задолженности (704392241 руб.) в добровольном порядке между филиалом и УП «О» 01.12.2009 было заключено дополнительное соглашение к договорам строительного подряда, в соответствии с которым окончательный расчет за выполненные работы, общая стоимость которых по всем трем договорам строительного подряда составила 704392241 руб., должен был производиться согласно графику погашения задолженности, являющемуся неотъемлемой частью дополнительного соглашения. Согласно графику окончательный расчет за выполненные работы по договорам строительного подряда должен был быть произведен до 30.03.2010. Вместе с тем до 30.03.2010 УП «О» было погашено лишь 10092241 руб. (700000 руб. — платежное поручение от 19.11.2009, 9392241 руб. — платежное поручение от 10.02.2010). Таким образом, начиная с 31.03.2010 образовалась просроченная задолженность УП «О» перед филиалом в размере 694300000 руб.

22.03.2010 в связи с невыполнением УП «О» условий дополнительного соглашения от 01.12.2009 (графика погашения задолженности) филиалом в хозяйственный суд было подано заявление о возбуждении приказного производства по взысканию долга на сумму 696265016 руб. (в состав требований было дополнительно включено требование о взыскании суммы долга в размере 1965016 руб. за аренду УП «О» у филиала фрезы в июне 2009 г.). Хозяйственным судом указанное заявление было принято и вынесено определение о возбуждении приказного производства. 09.04.2010 хозяйственным судом было вынесено определение о судебном приказе, в соответствии с которым сумма задолженности УП «О» в размере 696265016 руб. подлежала взысканию в порядке приказного производства. 08.07.2010 филиалом было подано в хозяйственный суд заявление о возбуждении исполнительного производства и взыскании с УП «О» задолженности в размере 676440016 руб. 13.07.2010 судебный исполнитель хозяйственного суда, рассмотрев заявление филиала на основании определения о судебном приказе от 09.04.2010, вынес постановление о возбуждении исполнительного производства и взыскании с УП «О» в пользу филиала 676440016 руб.

Согласно данным бухгалтерского учета (акту сверки расчетов) по состоянию на 01.01.2011 в рамках исполнительного производства и списания денежных средств со счета должника из заявленной филиалом суммы основного долга (676265016 руб.) было погашено 381440016 руб. Таким образом, по состоянию на 01.01.2011 не взысканная с УП «О» в пользу филиала задолженность составила 294825000 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по состоянию на 01.01.2011.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и в соответствии с требованиями пункта 18 Указаний N 227 задолженность УП «О» в размере 294825000 руб. по состоянию на 01.01.2011 являлась просроченной, так как не была погашена в сроки, установленные договорами строительного подряда. Указанная задолженность в размере 294825000 руб. подлежала включению в состав просроченной дебиторской задолженности филиала при составлении и представлении отчета 12-ф по состоянию на 01.11.2011. Вместе с тем в состав просроченной дебиторской задолженности филиала, указанной в графе 2 строки 101 отчета 12-ф по состоянию на 01.01.2011 (указано 1149 млн.руб.), была включена задолженность УП «О» лишь в размере 2 млн.руб. В действительности общая просроченная задолженность филиала по состоянию на 01.01.2011 составила 1442 млн.руб., которая и должна была быть указана в графе 2 строки 101 отчета 12-ф по состоянию на 01.01.2011.

2. В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 N 129 (утратил силу с 28.04.2011), государственную статистическую отчетность по форме 2-мр (драгметаллы) «Отчет об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, лома и отходов, их содержащих» (далее — отчет 2-мр) представляют юридические лица, использующие драгоценные металлы в производственных, научных и иных целях, а также осуществляющие сбор, хранение и сдачу в переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

В ходе проверки было установлено, что в 2010 году предприятием не велся учет остатков, поступления и расхода драгоценных металлов и изделий из них, в отдел статистики не представлялись отчеты 2-мр за январь — июнь 2010 г., январь — декабрь 2010 г.

3. В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.1 пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 N 228 (в редакции, действовавшей до 15.02.2011) (далее — Указания N 228), государственную статистическую отчетность по форме 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» (далее — отчет 12-ф (прибыль)) представляют организации, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление государственным органам (организациям), и созданные этими организациями унитарные предприятия.

При этом в соответствии с пунктами 5 — 9 Указаний N 228 по строке 01 отчета 12-ф (прибыль) отражаются данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 «Выручка от реализации».

По строке 15 отражаются данные дебета субсчета бухгалтерского учета 90-3 «Налог на добавленную стоимость».

По строке 16 отражается сумма данных дебета субсчетов бухгалтерского учета 90-4 «Акцизы», 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки», 90-6 «Экспортные пошлины».

По строке 17 отражается стоимость приобретенных товаров для перепродажи, которые были реализованы без переработки (видоизменения) (данные дебета субсчета бухгалтерского учета 90-2 «Себестоимость реализации» в корреспонденции с кредитом счетов бухгалтерского учета 41 «Товары», 10 «Материалы»).

По строке 18 отражаются данные дебета субсчета 90-2 «Себестоимость реализации» без учета покупной стоимости товаров.

Согласно данным бухгалтерского учета общества (главная книга за 2010 год) за 2010 год обороты составили по кредиту субсчета бухгалтерского учета 90-1 «Выручка от реализации» 8611,9 млн.руб., дебету субсчетов 90-3 «Налог на добавленную стоимость» — 832,0 млн.руб., 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки» — 222,6 млн.руб., 90-2 «Себестоимость реализации» (без учета покупной стоимости товаров) — 9163,3 млн.руб.

Обороты по дебету субсчета 90-2 «Себестоимость реализации» в корреспонденции с кредитом счетов бухгалтерского учета 41 «Товары», 10 «Материалы» за 2010 год составили 45,3 млн.руб.

В нарушение пунктов 5, 6, 7, 8 и 9 Указаний N 228 обществом в отчете 12-ф (прибыль) за январь — декабрь 2010 г. были отражены данные, не соответствующие данным бухгалтерского учета, а именно по строке 01 (графа 1) отчета 12-ф (прибыль) отражено 8155,0 млн.руб., по строке 15 — 791,0 млн.руб., по строке 16 — 97,0 млн.руб., по строке 17 — 781,0 млн.руб., по строке 18 — 7749,0 млн.руб., в результате чего обществом 21.01.2011 в отдел статистики были представлены искаженные данные государственной статистической отчетности (отчет 12-ф (прибыль)).

4. Выборочной проверкой государственной статистической отчетности формы 1-У и формы 4-у «Основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности» были установлены завышения объемов произведенной продукции в 2008 и 2009 годах.

Так, в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», подпункта 24.1 п. 24 Указаний по заполнению форм государственной статистической отчетности 1-У, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19.10.2007 N 328, и подпункта 16.1 п. 16 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-у, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 15.09.2008 N 183, по графе 1 в выпуск товаров и услуг в I квартале 2008 года включена стоимость конвейера в сумме 45 млн.руб. (код 29248), изготовленного в феврале 2008 г. и предназначенного для собственного потребления, а в первом полугодии 2009 года по графе 4 в выпуск товаров и услуг была включена стоимость рольганга стоимостью 26 млн.руб. (код 29248), изготовленного в июне 2009 г. и предназначенного для собственного потребления, которые не являлись готовыми изделиями, не были приняты в бухгалтерском учете в основные средства предприятия и по состоянию на 01.01.2011 числились в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Так, при осмотре помещений предприятия 21.01.2011 к проверке были предъявлены отдельно стоящие: каркас из 12 м погонных, одна секция размером 1 м погонный и одна секция размером 2 м погонных, которые не могут являться готовым изделием «рольганг» для транспортировки листовых или цилиндрических материалов к месту обработки в законченном виде, так как оно не являлось единым целым изделием, у него отсутствовали подшипники, валы (круг диаметром 20), ролы (труба 42 x 3) не были окрашены. Кроме того, на данное изделие отсутствовала техническая документация.

Согласно справке о списании материалов в июне 2009 г. на изготовление рольганга было списано 160 подшипников на сумму 75,3 тыс.руб. и трубы (40 x 20 x 2) массой 315 кг на сумму 1089,15 тыс.руб. К проверке не были предъявлены списанные подшипники в количестве 160 штук на сумму 75,3 тыс.руб. При проведении замера изделия было установлено (справка от 21.01.2011), что 1 секция составляет 7,8 м погонных, в результате чего фактический расход профильной трубы (40 x 20 x 2) на изготовление 15 м секций рольганга составил 199,4 кг, в результате чего было излишне списано профильной трубы (40 x 20 x 2) 95,74 кг (315 — 219,26). При визуальном осмотре секций было установлено, что токарные работы при их изготовлении не выполнялись (труба профильная).

При осмотре предъявленных отдельных деталей и узлов 21.01.2011 в присутствии главного бухгалтера было установлено, что предъявленные цепи, 5 колес литых, 1 вал барабана не могут являться конвейером в законченном виде, так как его использование по назначению не представляется возможным. Отсутствие технической документации на данное изделие (конвейер) не дало возможности определить фактическую комплектность изделия и фактическое списание использованных материалов.

5. Согласно данным государственной статистической отчетности по форме 4-энергосбережение «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов» (далее — отчет по форме 4-энергосбережение) за 2009 год при запланированной программой экономии ТЭР от реализации мероприятий в объеме 1414 т.у.т. (650 млн.руб.) фактически экономия составила 821 т.у.т. (475 млн.руб.), или 58% от запланированного объема.

В 2010 году из 8 мероприятий, запланированных в программе по энергосбережению на 2010 год, обществом были выполнены все 8 мероприятий. Согласно данным отчета по форме 4-энергосбережение при запланированной программой экономии ТЭР от реализации мероприятий в объеме 545 т.у.т. (590 млн.руб.) фактически экономия ТЭР составила 548 т.у.т. (590,8 млн.руб.), или 100,6% от запланированного объема.

В ходе проверки достоверности данных статистической отчетности о выполнении мероприятий по энергосбережению был установлен факт искажения обществом данных отчета по форме 4-энергосбережение за январь — декабрь 2009 г., а именно данных о фактической экономии ТЭР за январь — декабрь 2009 г., полученной по внедренным мероприятиям.

Так, в отчете по форме 4-энергосбережение за IV квартал 2009 года в графе 1 строки «Всего по разделу 1» была указана фактическая экономия ТЭР с начала года в размере 821,0 т.у.т., в графе 2 — фактическая экономия ТЭР в стоимостном выражении в размере 328,4 млн.руб. Вместе с тем проверкой было установлено, что фактическая экономия ТЭР, полученная от реализации мероприятий по энергосбережению, за период январь — декабрь 2009 г. составила 1011,0 т.у.т., в стоимостном выражении — 404,7 млн.руб.

Причиной указанного искажения (занижения) явилось то, что в разделе I отчета по форме 4-энергосбережение за январь — декабрь 2009 г. не были отражены данные о фактической экономии ТЭР, полученной в отчетном периоде по мероприятиям предшествующего года внедрения.

Согласно пункту 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-энергосбережение (Госстандарт) «Отчет о выполнении мероприятий по энергосбережению и увеличению использования местных видов топлива, отходов производства, вторичных, нетрадиционных и возобновляемых», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.10.2008 N 274 (далее — Указания N 274), в разделе I отчета по форме 4-энергосбережение отражаются данные об организационно-технических мероприятиях по экономии топливно-энергетических ресурсов плана отчетного года, дополнительных мероприятиях отчетного года, мероприятиях предшествующего года внедрения (приводятся в конце раздела).

Согласно части первой пункта 12 Указаний N 274 в графе 1 раздела I отражаются данные о фактической экономии ТЭР за отчетный период, полученной по внедренному мероприятию с начала отчетного года. Согласно части второй пункта 12 Указаний N 274 по мероприятиям предшествующего года внедрения отражаются данные о фактической экономии ТЭР с начала отчетного года до даты, не превышающей срок в 1 год с момента внедрения. Согласно пункту 13 Указаний N 274 в графе 2 раздела I отражаются данные о фактической экономии ТЭР в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Таким образом, в нарушение требований подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 5, частей первой, второй пункта 12, пункта 13 Указаний N 274 в разделе I отчета РУП «ДСТ N 5» по форме 4-энергосбережение за январь — декабрь 2009 г. не были отражены данные о мероприятиях по энергосбережению предшествующего года внедрения, а именно данные о фактической экономии ТЭР с начала отчетного года по мероприятиям предшествующего года внедрения, в результате чего были искажены данные о фактической экономии ТЭР, указанные в графах 1, 2 строки «Всего по разделу 1» отчета.

6. В соответствии с подпунктом 4.18 пункта 4 технического кодекса установившейся практики «Приемка законченных строительством объектов. Порядок проведения» ТКП 45-1.03-59-2008(02250), утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.11.2008 N 433 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве», принятые в эксплуатацию объекты подлежат включению в государственную статистическую отчетность после утверждения акта приемки объекта.

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.09.2009 N 141 утверждены форма государственной статистической отчетности — форма 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (далее — форма 4-ис (инвестиции)) квартальной периодичности, а также Указания по заполнению форм государственной статистической отчетности 6-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» и 4-ис (инвестиции) «Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» (далее — Указания N 141) (утратил силу с 10.01.2011).

В соответствии с пунктом 26 Указаний N 141 в таблице 1 (раздел III) формы 4-ис (инвестиции) отражаются данные о вводе в действие общей площади квартир жилых домов, общежитий и жилых помещений в других строениях, предназначенных для проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, подлежащих включению в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию. В общий объем введенного жилья, отраженного по этой строке, включаются также данные о введенных жилых домах, предназначенных для продажи или передачи в частную собственность граждан, заказчиком (застройщиком) по которым является организация, представляющая отчет.

Проверке была представлена форма 4-ис (инвестиции) за январь — декабрь 2010 г., составленная УКС 05.01.2011. В соответствии с данными, представленными в таблице 1 раздела III по строке 0502 указанной формы, за период январь — декабрь 2010 г. было введено в действие общей площади жилых домов и общежитий всего — 8280 кв.м. Кроме того, в разделе I (ввод в действие мощностей по отдельным стройкам и объектам) формы 4-ис (инвестиции) в графах А, Б, В, 1 — 3 была указана информация о вводе в действие объекта «Многоквартирный жилой дом типовых потребительских качеств» с мощностью 8260 кв.м.

Согласно пункту 3 Указаний N 141 при составлении отчета по форме 4-ис (инвестиции) следует руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по инвестициям в основной капитал и строительству, утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 18.02.2009 N 15 (далее — Указания N 15).

Пунктами 27 и 28 Указаний N 15 предписано, что в формах государственных статистических наблюдений данные о вводе в действие объектов строительства следует отражать после приемки их в эксплуатацию и утверждения акта приемочной комиссии. В случае, если акты приемочной комиссии утверждены 5-го числа и в последующие дни месяца, следующего за отчетным, данные о вводе в действие объекта отражаются в следующем отчетном периоде. Данные о введенных в действие объектах отражаются в формах государственных статистических наблюдений в фактически принятых размерах, указанных в актах приемки объектов, законченных строительством, реконструкцией, реставрацией, а также индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек.

Таким образом, УКС в нарушение указанных требований 05.01.2011 составило и направило в органы государственной статистики сведения о вводе в эксплуатацию дома (форма 4-ис (инвестиции)) на основании акта приемки, утвержденного 14.01.2011 (был подписан всеми членами комиссии только 25.02.2011).

7. При заполнении строк 01 «Оборот организации оптовой торговли (без НДС, акцизов и прочих налогов)» и 02 «Объем оптового товарооборота» раздела I отчета о деятельности организации оптовой торговли по форме 1-торг (опт) за 2009 год предприятием были неверно учтены обороты по розничной торговле, несмотря на то что данные строки должны содержать информацию только по оптовой торговле, что является нарушением подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 5 и 6 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (опт) «Отчет о деятельности организации оптовой торговли», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 N 114 (далее — Указания 1-торг (опт)). Так, например, в строке 02 «Объем оптового товарооборота» была указана сумма 185,7 млн.руб., состоящая из объема оптового товарооборота в размере 182936302 руб. и объема розничного товарооборота — 2717000 руб. В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 13 Указаний 1-торг (опт) при заполнении раздела II формы 1-торг (опт), который касается только оптовой торговли, также были неверно учтены данные по товару, реализованному через розничную торговлю.

Предприятием также были допущены нарушения при составлении отчета о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации и крестьянского (фермерского) хозяйства по форме государственной статистической отчетности 1-мп (микро) (далее — отчет 1-мп). При заполнении отчета 1-мп за 2009 год предприятие должно было руководствоваться Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации и крестьянского (фермерского) хозяйства», утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 22.09.2009 N 179 (далее — Указания 1-мп).

В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 12 Указаний 1-мп предприятием не была заполнена строка 06 раздела I, в которой должен был быть отображен фонд заработной платы внешних совместителей, несмотря на то что главный бухгалтер предприятия является внешним совместителем и фонд его заработной платы за 2009 год составил 932348 руб.

Предприятием также были неверно заполнены строки 14 раздела I «Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг» и 16 «Чистая прибыль, убыток (-)» отчета 1-мп. Так, в строке 14 отображена сумма 46 млн.руб., в то время как согласно данным анализа счета 90 за 2009 год в данной строке должна быть указана сумма 50 млн.руб., а в строке 16 отображена сумма 15 млн.руб., в то время как согласно данным анализа счета 99 за 2009 год в данной строке должна быть указана сумма 12 млн.руб., что является нарушением подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 28 Указаний 1-мп.

В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 74 и 75 Указаний 1-мп предприятием неверно были заполнены строки 60 и 61 раздела VI «Сведения о видах экономической деятельности», а именно вместо 66 млн.руб. указано 69 млн.руб.

При составлении отчета 1-мп за 2010 год предприятием также были допущены нарушения. В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 39 и 40 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп (микро) «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности микроорганизации и крестьянского (фермерского) хозяйства», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08.2010 N 178 (далее — Указания 1-мп за 2010 год), предприятием были неверно заполнены графы 1 и 2 строки 30 раздела III отчета 1-мп за 2010 год. Так, в графе 1 указана сумма 29 млн.руб. вместо 23 млн.руб. (согласно данным бухгалтерского учета), а в графе 2 указана сумма 28 млн.руб. вместо 22 млн.руб.

При заполнении строки 75 раздела VI «Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг» отчета 1-мп за 2010 год вместо суммы 65 млн.руб. (согласно анализу счета 90 за 2010 год) неверно была указана сумма 62 млн.руб., что является нарушением подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 68 Указаний 1-мп за 2010 год. Данное нарушение повлекло неверное заполнение строк 77 «Прибыль, убыток (-) от реализации товаров, продукции, работ, услуг» и 81 «Чистая прибыль, убыток (-)» раздела VI, что является нарушением подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 70 и 74 Указаний 1-мп за 2010 год.

8. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08.2010 N 177 утверждены форма государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» (далее — Указания N 177). Согласно пункту 3 указанного постановления данная государственная статистическая отчетность распространяется на малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

При проверке было установлено, что в органы государственной статистики представлены искаженные данные государственной статистической отчетности формы 1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» за 2010 год, в частности:

  • в строке 085 «Всего» графы 1 «Дебиторская задолженность всего» была указана сумма 1974 млн.руб. вместо фактической суммы 1986 млн.руб.;
  • в строке 086 «в том числе юридических лиц и (или) физических лиц: Республики Беларусь» графы 1 «Дебиторская задолженность всего» была указана сумма 1974 млн.руб. вместо фактической суммы 1421 млн.руб.;
  • в строке 087 «стран Содружества Независимых Государств» графы 1 «Дебиторская задолженность всего» не было ничего указано вместо фактической суммы 329 млн.руб.;
  • в строке 090 «из них: Российской Федерации» графы 1 «Дебиторская задолженность всего» не было ничего указано вместо фактической суммы 329 млн.руб.;
  • в строке 093 «других стран» графы 1 «Дебиторская задолженность всего» не было ничего указано вместо фактической суммы 236 млн.руб.;
  • в строке 085 «Всего» графы 2 «Дебиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 1974 млн.руб. вместо фактической суммы 1971 млн.руб.;
  • в строке 086 «в том числе юридических лиц и (или) физических лиц: Республики Беларусь» графы 2 «Дебиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 1974 млн.руб. вместо фактической суммы 1406 млн.руб.;
  • в строке 087 «стран Содружества Независимых Государств» графы 2 «Дебиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» не было ничего указано вместо фактической суммы 329 млн.руб.;
  • в строке 090 «из них: Российской Федерации» графы 2 «Дебиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» не было ничего указано вместо фактической суммы 329 млн.руб.;
  • в строке 093 «других стран» графы 2 «Дебиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» не было ничего указано вместо фактической суммы 236 млн.руб.;
  • в строке 085 «Всего» графы 3 «Кредиторская задолженность всего» была указана сумма 9518 млн.руб. вместо фактической суммы 9602 млн.руб.;
  • в строке 086 «в том числе юридических лиц и (или) физических лиц: Республики Беларусь» графы 3 «Кредиторская задолженность всего» была указана сумма 418 млн.руб. вместо фактической суммы 87 млн.руб.;
  • в строке 093 «других стран» графы 3 «Кредиторская задолженность всего» была указана сумма 9062 млн.руб. вместо фактической суммы 9477 млн.руб.;
  • в строке 094 «из них стран Европейского Союза» графы 3 «Кредиторская задолженность всего» была указана сумма 8810 млн.руб. вместо фактической суммы 9222 млн.руб.;
  • в строке 085 «Всего» графы 4 «Кредиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 9508 млн.руб. вместо фактической суммы 9573 млн.руб.;
  • в строке 086 «в том числе юридических лиц и (или) физических лиц: Республики Беларусь» графы 4 «Кредиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 408 млн.руб. вместо фактической суммы 58 млн.руб.;
  • в строке 093 «других стран» графы 4 «Кредиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 9062 млн.руб. вместо фактической суммы 9477 млн.руб.;
  • в строке 094 «из них стран Европейского Союза» графы 4 «Кредиторская задолженность, из нее за товары, работы, услуги» была указана сумма 8810 млн.руб. вместо фактической суммы 9222 млн.руб.,
  • чем были нарушены требования статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 126 — 130, 132, 133 Указаний N 177.

9. Одним из отчетов, который составляло общество, является «Отчет об объеме платных услуг населению» по форме государственной статистической отчетности 12-УН. Порядок заполнения вышеуказанной формы определен Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-УН «Отчет об объеме платных услуг населению», утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 06.11.2009 N 288 (далее — Указания N 288). В соответствии с требованиями пункта 7 Указаний N 288 отчет заполняется нарастающим итогом на основании первичной учетной документации (квитанций, приходных кассовых ордеров, товарно-транспортных накладных, актов приема-сдачи выполненных услуг). В объем платных услуг, оплаченных населением, включается стоимость различных услуг, выполненных по заказам граждан и оплаченных ими либо оплаченных юридическими лицами, в которых работают граждане. К платным услугам населению в соответствии с общегосударственным классификатором «Услуги населению», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 09.12.2003 N 49, отнесены бытовые услуги (код 010000) и транспортные услуги (код 020000).

В представленном отчете за 2010 год в разделе I «Объем платных услуг населению» были отражены два вида услуг: по строке 002 — объем бытовых услуг в сумме 2499,4 млн.руб., по строке 003 — объем транспортных услуг в сумме 161 млн.руб. В разделе II «Объем бытовых услуг населению» в строке 098 отражен показатель «Ремонт и изготовление мебели» в сумме 2499,4 млн.руб.

Формирование показателя «Объем бытовых услуг» общество осуществляло на основании следующих первичных учетных документов: договор бытового заказа (заключается с заказчиком на изготовление мебели), товарная накладная (подтверждает факт перемещения изготовленной мебели со склада в магазин), кассовые чеки (подтверждают факт приема денежных средств), товарный чек (подтверждает факт продажи конкретного наименования изделия).

Для проверки достоверности данных статистической отчетности по показателю «Объем бытовых услуг» за 2010 год у общества были затребованы вышеуказанные документы. Проверке были представлены товарные накладные, подтверждающие поступление мебели в магазин, и товарные чеки, подтверждающие продажу мебели из магазина. Документы, подтверждающие факт того, что данная мебель была изготовлена и реализована по заказам потребителей, отсутствовали (при оформлении заказов бытового обслуживания общество не использовало бланки БО-1, договоры на оказание бытовых услуг, как правило, не сохранялись, были представлены только находящиеся в производстве и неисполненные). Таким образом, данные статистической отчетности по показателю «Объем бытовых услуг» в сумме 2499,4 млн.руб. обществом документально подтверждены не были. У общества отсутствовало документальное подтверждение данных отчета, внесенных по строкам 002 и 098.

В соответствии с пунктом 13 Указаний N 288 в объем платных услуг населению по отдельным видам включаются суммы оплат сопутствующих услуг. Статистический показатель «Объем транспортных услуг» включает плату за услуги по перевозке багажа, грузобагажа и грузов для населения всеми видами транспорта, а также стоимость услуг по упаковке.

Общество при оказании услуг населению одновременно по перевозке, подъему на этаж и сборке мебели оформляло заказ-поручение. В случае оказания услуги только по сборке и (или) упаковке мебели общество оформляло заказ-наряд. Указанные бланки являются первичными учетными документами и относятся к бланкам строгой отчетности.

Сумма денежных средств, полученных обществом в счет оплаты транспортных и сопутствующих услуг, отражалась в заказах-поручениях и заказах-нарядах. По окончании месяца на основании первичных учетных документов формировался сводный документ «Реестр договоров на оказание услуг».

Проверка достоверности статистического показателя «Транспортные услуги» показала, что в нарушение требований пункта 5, части второй пункта 6 Указаний N 288 в объем транспортных и сопутствующих услуг была включена сумма денежных средств в размере 9,1 млн.руб., уплаченных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Сведения об оплате услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями содержались в ТТН, счетах-фактурах, договорах, актах выполненных работ.

Таким образом, обществом было допущено искажение государственной статистической отчетности за 2010 год, а именно завышен показатель «транспортные услуги» на 9,1 млн.руб. Показатель «бытовые услуги» на сумму 2499,4 млн.руб. документально подтвержден не был.

10. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 02.09.2009 N 134 утверждены форма государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» (далее — отчет 12-вэс) месячной периодичности и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) «Отчет об экспорте и импорте услуг» (далее — Указания N 134). В соответствии с Указаниями N 134 отчет 12-вэс представляют юридические лица, их обособленные подразделения:

  • предоставившие нерезидентам Республики Беларусь и (или) получившие от нерезидентов услуги по заключенным с нерезидентами договорам (контрактам) на предоставление или получение услуг, выполнение работ, включая публичные договоры, заключенные работниками юридических лиц или их обособленных подразделений в служебных целях;
  • предоставившие нерезидентам и (или) получившие от нерезидентов услуги, оказание которых осуществляется на основании международных правил и тарифов;
  • оказавшие государственные услуги в соответствии с возложенными на них функциями;
  • реализовавшие гражданам Республики Беларусь билеты на рейсы (перевозки), осуществляемые транспортными средствами иностранных организаций.

Срок представления отчета — 15-го числа после отчетного периода.

В нарушение статьи 12 Закона «О государственной статистике», Указаний N 134 ООО «Л» несвоевременно представляло в органы статистики отчет 12-вэс (срок представления 15.10.2010 — фактически представлена 26.11.2010, срок представления 15.11.2010 — фактически представлена 26.11.2010).

11. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28.10.2010 N 225 утверждены форма государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» (введена в действие начиная с отчета за январь — декабрь 2010 г.) (далее — отчет 12-т) и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» (далее — Указания N 225).

Согласно пункту 20 Указаний N 225 по строке 111 отражается численность работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места (рабочих и служащих) в результате реконструкции, расширения производства, увеличения сменности и тому подобного. Не отражаются по строке 111 в числе принятых на дополнительно введенные рабочие места данные о работниках, переведенных на эти места из других подразделений организации, принятых в связи с сезонными работами, которые проводились и в прошлом сезоне, а также работниках, принятых в связи с реорганизацией (слиянием, присоединением) организации.

В нарушение требований подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пункта 20 Указаний N 225 ООО «А» в строке 111 раздела IV отчета 12-т не указало численность работников, принятых на работу на дополнительно введенные рабочие места. В соответствии со штатными расписаниями общества за 2010 год в строке 111 раздела IV отчета 12-т следовало указать: в графе за отчетный месяц — 4 чел., за отчетный период с начала года — 26 чел.

12. Проверкой было установлено, что в течение 2008 — 2010 годов СООО «Э» представляло в органы государственной статистики искаженные данные об объемах прямых инвестиций при заполнении формы 4-ф (инвест) «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж» (далее — отчет 4-ф).

В частности, было установлено, что компания «E» (Италия) является не только участником (прямым инвестором) СООО «Э», но и одним из крупнейших поставщиков. Компания осуществляла поставку товаров для оптовой торговли, оборудования, сырья и материалов для собственного производства СООО «Э». Условиями контрактов на поставку указанного товара была предусмотрена оплата товара по факту поставки с отсрочкой платежа на 90 дней.

Так, в 2008 году от компании «E» (Италия) поступили товары для оптовой торговли на сумму 3000 евро. Задолженность по расчетам с итальянским инвестором по состоянию на 01.01.2009 (за 2008 год) составила 3000 евро.

В течение 2009 года от компании «E» (Италия) поступило товара, оборудования, сырья и материалов на общую сумму 259444,75 евро, уплачено обществом 74295,06 евро. Задолженность по расчетам с итальянским инвестором в 2009 году составила: по состоянию на 01.04.2009 (за I квартал) — 9420 евро; на 01.07.2009 (за II квартал) — 39449,78 евро; на 01.09.2009 (за III квартал) — 50405,99 евро; на 01.01.2010 (за 2009 год) — 188150,23 евро.

В течение 2010 года от компании «E» (Италия) поступило товара, оборудования, сырья и материалов на общую сумму 656020,73 евро, уплачено обществом 468089,95 евро. Задолженность по расчетам с итальянским инвестором в 2010 году составляла: по состоянию на 01.04.2010 — 195947,49 евро; на 01.07.2010 (за I квартал) — 255242,88 евро; на 01.09.2010 (за II квартал) — 236733,37 евро; на 01.01.2011 (за 2009 год) — 376081,01 евро.

Суммы задолженности за полученные товары от прямого инвестора — нерезидента Республики Беларусь относятся к прямым инвестициям в Республику Беларусь из-за рубежа и должны были быть отражены в отчете 4-ф.

В соответствии с пунктами 19 и 20 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-ф (инвест) «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж», утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.08.2008 N 146 (далее — Указания N 146), и пунктом 19 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-ф (инвест) «Отчет об инвестициях в Республику Беларусь из-за рубежа и инвестициях из Республики Беларусь за рубеж», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 N 115, по строкам 09 и 10 отражаются суммы задолженности за товары от прямого инвестора.

Следовательно, в каждом квартальном отчете 4-ф за 2009 и 2010 годы общество должно было в строках 09 и 10 раздела I «Движение инвестиций» отразить состояние взаимоотношений с прямым инвестором — компанией «E» (Италия). Соответственно данные из строки 09 должны были быть учтены в строках 01 и 31.

Установлено, что в отчете 4-ф за январь — декабрь 2009 г. СООО «Э» в разделе I «Движение инвестиций» были отражены данные о прямых инвестициях только в виде вклада в уставный фонд. Информация о суммах задолженности за полученные товары от прямого инвестора не отражена, т.е. обществом в статистические органы были представлены искаженные данные о сумме полученных прямых инвестиций.

13. Проверкой соответствия сведений статистических отчетов об объемах произведенной продукции данным бухгалтерского учета было установлено, что объем продукции в натуральных и стоимостных показателях, учтенный в расчете целевых показателей, не соответствует сведениям бухгалтерского учета предприятия. Так, согласно сведениям производственных отчетов за 2010 год фактически заводом было произведено 29305 туб на сумму 22088 млн.руб. в действующих ценах. В форме государственной статистической отчетности 12-п было указано 21702 туб на 17331 млн.руб. За 2009 год фактически было произведено 28935 туб на 18305 млн.руб., отражено в отчетности 20040 туб на 12129 млн.руб. Аналогично и сумма затрат на производство продукции в отчете 4-ф была ниже, чем сумма, отраженная на бухгалтерском счете 20 «Основное производство», а именно за 2009 год по данным бухгалтерского учета 17738 млн.руб., в форме статистической отчетности 11430 млн.руб., за 2010 год 19899 млн.руб. и 14430 млн.руб. соответственно.

В результате перерасчета показателей в ходе проверки было установлено, что фактический темп роста продукции в сопоставимых ценах за 2010 год к 2009 году составил 108% при отчетных 109,1% и задании 108%, за 2009 год фактический темп роста составил 106% при отчетном 113,2% и задании 113%. Данный факт является нарушением требований Указаний по заполнению форм государственной статистической отчетности 4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» и 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» (действовавших в соответствующие периоды 2009 и 2010 годов).

14. Согласно части 1 пункта 3 Указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности показателей о производстве промышленной продукции, выполненных работах, оказанных услугах промышленного характера, утвержденных постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.12.2006 N 227, ныне части 1 пункта 4 Указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.12.2010 N 268, продукция отражается в составе готовой продукции, если она оформлена актами приемки и сдана на склад, заказчику или отгружена до 24 часов последнего дня месяца.

Так, по данным бухгалтерского учета другим предприятиям было отгружено в мае 2010 г. 1688,754 т молока, июне — 2336,716 т, июле — 5507,219 т, августе — 5894,361 т, октябре — 858,451 т. В соответствующие отчеты 12-п (согласно расшифровкам товарной продукции) была включена в мае 2010 г. стоимость 3624,882 т отгруженного молока, июне — 3812,088 т, июле — 2094,887 т, августе — 5482,578 т, октябре — 1270,451 т. В результате объем произведенной продукции был завышен в мае 2010 г. (на 1762 млн.руб. в сопоставимых и фактических ценах), июне (на 1343 млн.руб. в сопоставимых ценах и на 1108 млн.руб. в фактических ценах) и октябре (на 375 млн.руб. и 417 млн.руб. соответственно); занижен — в июле (на 3105 млн.руб. и 3457 млн.руб. соответственно) и августе (на 375 млн.руб. и 248 млн.руб. соответственно).

В отчете 12-п за январь — май 2010 г. в разделе 1 по строкам 810 и 821 в графах 1 и 2 предприятием были указаны искаженные данные об объеме производства продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах и фактических ценах (по строке 810 в графе 1 — 14500 млн.руб. вместо 12738 млн.руб., графе 2 — 50114 млн.руб. вместо 48352 млн.руб.; по строке 821 в графе 1 — 14471 млн.руб. вместо 12709 млн.руб., графе 2 — 49195 млн.руб. вместо 47433 млн.руб.). Вследствие искажения данных по объему произведенной продукции доведенный на 2010 год прогнозный показатель по темпам роста продукции (113%) был отражен за 1 полугодие 2010 года как выполненный (114,2%) вместо фактически сложившегося 108,9%.

Проверкой также установлены факты искажения данных о стоимости запасов готовой продукции, отраженных обществом в отчете 12-п.

Сравнительным анализом данных бухгалтерского учета и данных, принятых при составлении отчета 12-п, было установлено, что к запасам готовой продукции при составлении отчета 12-п за январь — декабрь 2009 г. не были отнесены числящиеся на складе готовой продукции заменитель цельного молока (80775 кг стоимостью 514 млн.руб. (в фактических ценах)), масло сладко-сливочное (8860 кг стоимостью 87 млн.руб.), сухое обезжиренное молоко (12950 кг стоимостью 97 млн.руб.). В результате данные о стоимости запасов готовой продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах, отраженные в разделе 1 по строке 862 в графе 2 отчета 12-п за январь — декабрь 2009 г., были занижены с 2546 млн.руб. до 1848 млн.руб., или на 27,4%. Аналогичным образом были занижены данные о стоимости запасов готовой продукции (работ, услуг), отраженные в отчетах 12-п в разделе 1 по строке 862 в графе 2 за январь — март 2010 г. (с 3617 млн.руб. до 1956 млн.руб., или на 46%), январь — июнь 2010 г. (с 6000 млн.руб. до 3570 млн.руб., или на 40,5%), январь — сентябрь 2010 г. (с 6608 млн.руб. до 4153 млн.руб., или на 37,1%), январь — декабрь 2010 г. (с 5021 млн.руб. до 4508 млн.руб., или на 10,2%).

15. В государственной статистической отчетности формы 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал» за 2009 год (далее — отчет 1-ис), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 03.09.2009 N 140 (далее — постановление N 140), затраты организации по капитальному ремонту магазинов в сумме 90,0 млн.руб. были отражены по строке 0202 «Использовано инвестиций в основной капитал — всего» раздела III «Основные средства и инвестиции в основной капитал» в графе 1 «Объекты производственного и непроизводственного назначения» и в графе 3 «Реконструкция и модернизация».

В соответствии с пунктом 17 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-ис (инвестиции) «Годовой отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал», утвержденных постановлением N 140 (далее — Указания N 140), в разделе III отражаются данные по объектам производственного и непроизводственного назначения, а именно затраты на новое строительство, реконструкцию, модернизацию, реставрацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта. Данные отражаются за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возмездной и безвозмездной основе, кредиты.

В соответствии с пунктом 19 Указаний N 140 по строке 0202 в графе 1 отражаются данные об инвестициях в основной капитал производственного и непроизводственного назначения по вводным объектам и объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы. Данные об использовании инвестиций в основной капитал отражаются независимо от способа организации строительства (подрядного или хозяйственного).

Таким образом, в отчете 1-ис организацией были искажены данные по строке 0202 «Использовано инвестиций в основной капитал — всего», в графе 1 «Объекты производственного и непроизводственного назначения» отражено 935 млн.руб., следовало отразить 845 млн.руб., в графе 3 «реконструкция и модернизация» отражено 245 млн.руб. следовало отразить 155 млн.руб., данные строки 0202 графы 1 и 3 были завышены на 90,0 млн.руб.

16. Указаниями по заполнению государственной статистической формы отчетности 12-торг (продажа) «Отчет о продаже и запасах товаров», утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.09.2009 N 150 (далее — Указания N 150), месячной периодичности и Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-торг (розница) «Отчет о розничной торговле», утвержденными постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.09.2009 N 149 (далее — Указания N 149) годовой периодичности, предусмотрено для составления данных отчетов использовать товарно-транспортные и товарные накладные, журнал учета движения алкогольных напитков в натуральном выражении в розничной торговле и общественном питании и другие учетные документы (пункт 3 Указаний 149), а размеры (объемы) продажи в розницу по отдельным товарам и товарным группам определять расчетным (балансовым) путем на основании документов первичного учета о товарных запасах на начало и конец отчетного месяца, о поступлении товаров, а также о расходе товаров (пункт 9 Указаний N 149, пункт 9 Указаний N 150). При этом субъектами торговли для данных форм отчетности следует отдельно вести учет товаров отечественного производства.

Фактически предусмотренные Указаниями N 149 первичные учетные документы по снятию остатков товаров для составления указанной статистической отчетности на начало или конец отчетного периода в ОАОТ «Ц» не составлялись (выборочная инвентаризация контролируемых товаров и товарных групп в магазинах для составления отчетности не производилась), журналы учета движения алкогольных напитков не велись; учет поступления товаров и их реализации в количественном выражении на основе первичных учетных документов не осуществлялся, так как не был предусмотрен утвержденной учетной политикой. На практике сумма продаж по товарам и товарным группам для составления отчета 1-торг формировалась в компьютерной программе бухгалтерского учета путем группировки учетной выручки по кодам и иным характеристикам товаров, в том числе по их происхождению (отечественный или импорт), присвоенным операторами магазинов при каждом их поступлении.

Выборочной документальной проверкой были установлены факты наличия недостоверных сведений о происхождении товаров, допущенных операторами при внесении сведений о товаре в учетную электронную базу общества. В частности, в информационных карточках на ряд импортных товаров в качестве отечественных производителей указывались импортеры этих товаров.

Например, использованная при составлении статистических отчетов форм 1-торг за 2010 год и 12-торг за декабрь 2010 г. электронная выборка по реализации масла растительного на общую сумму 75683220 руб., в том числе отечественного производства на сумму 29561670 руб., в числе реализованной отечественной продукции содержала данные по реализации импортного масла, поставленного в торговую сеть ОАОТ «Ц» отдельными коммерческими организациями Республики Беларусь (ОАОТ «Д», поставлявшее масло «Сонешна», импортированное из Украины, ООО «П» — масло «Золотая семечка» и «АведовЪ», импортированное из Российской Федерации, УП «Г» — масло «Жемчужина Поволжья», импортированное из Российской Федерации), выручка от реализации которого составила 14105870 руб., или 48% от суммы выборки реализации масла отечественного производства.

Имеющиеся в учетной базе искаженные сведения о происхождении товаров не позволили обеспечить достоверные сведения статистической отчетности разделов 1 ежемесячной формы 12-торг и годовой формы 1-торг по графам «продано в розницу отечественных товаров» и «запасы товаров отечественного производства в розничной торговой сети и объектах общественного питания».

17. В соответствии с частью 1 пункта 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» (далее — Указания N 153), утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 08.09.2009 N 153, данные отчета 12-тэк (форма 12-тэк, утверждена названным постановлением) отражаются в соответствии с данными первичных учетных документов организации (товарно-транспортных и товарных накладных, счетов-фактур, приходно-расходных документов, материальных отчетов, ведомостей, актов и других). Пунктом 8 Указаний N 153 предусмотрено, что в разделе I отчета отражаются данные об источниках поступления, фактическом расходе, отпуске другим организациям и населению котельно-печного топлива (данные граф 1, 2, 3, 6, 7, 8), теплоэнергии (данные граф 4 и 9) и электроэнергии (данные граф 5 и 10) на основании данных бухгалтерского учета расхода топлива и энергии юридических лиц (обособленных подразделений).

Частью 1 пункта 13 Указаний N 153 предусмотрено, что по строке 110 отражаются данные о расходе котельно-печного топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство всех видов продукции (работ и услуг), включая данные о потерях, расходах на прочие производственные и коммунально-бытовые нужды организации (расход в столовых, буфетах, прачечных, детских учреждениях, поликлиниках, спортивных объектах, рабочих и студенческих общежитиях и т.д., находящихся на балансе юридического лица, представляющего отчет). Частью 1 пункта 14 Указаний N 153 предусмотрено, что по строке 111 отражаются данные о расходе энергоресурсов на производство всех видов продукции (работ, услуг промышленного характера), а также на производство тепловой и электрической энергии. По строке 120 в соответствии с частью 1 пункта 17 Указаний N 153 отражается количество тепловой (данные граф 4 и 9) и электрической (данные граф 5 и 10) энергии, отпущенной другим организациям независимо от ведомственной подчиненности, а по строке 150 в соответствии с пунктом 21 Указаний N 153 отражаются данные о количестве теплоэнергии (данные граф 4 и 9) и электроэнергии (данные граф 5 и 10), поступивших от других организаций независимо от ведомственной подчиненности.

В графе 5 «Электрическая энергия, тыс.кВт·ч» раздела I «Расход топливно-энергетических ресурсов» государственной статистической отчетности «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов за январь — декабрь 2010 г.» отчета 12-тэк, по строке 110 «Израсходовано всего» и строке 111 «из него на производственные нужды» предприятием был отражен расход электрической энергии в количестве 7392 тыс.кВт·ч, по строке 120 «Отпущено другим организациям» отражен отпуск электрической энергии в количестве 1845 тыс.кВт·ч, по строке 150 «Получено от других организаций» отражено получение электрической энергии в количестве 9237 тыс.кВт·ч.

Проверкой первичных учетных документов было установлено, что за 2010 год предприятием было получено электрической энергии в количестве 9414 тыс.кВт·ч, или разница с количеством электроэнергии, отраженной по строке 150 отчета, составила 177 тыс.кВт·ч. Предприятием производился отпуск электрической энергии, количество которой определялось по показаниям приборов учета, и плата за электроэнергию предъявлялась к оплате по товарно-транспортным накладным. За 2010 год было отпущено электроэнергии в количестве 1842 тыс.кВт·ч, или разница с количеством электроэнергии, отраженной по строке 120 отчета, составила 3 тыс.кВт·ч. Расход электрической энергии по предприятию составил 7573 тыс.кВт·ч, или разница с количеством электроэнергии, отраженной по строке 110 отчета, составила 181 тыс.кВт·ч. Расход электрической энергии на производство продукции составил 7477 тыс.кВт·ч, или разница с количеством электроэнергии, отраженной по строке 111 отчета, составила 85 тыс.кВт·ч.

Кроме того, в отчете 12-тэк в графе 4 «Тепловая энергия, Гкал» раздела I «Расход топливно-энергетических ресурсов» по строке 110 «Израсходовано всего», строке 111 «из него на производственные нужды» был отражен расход тепловой энергии в количестве 1781 Гкал, следовало отразить 1961 Гкал, по строке 150 «Получено от других организаций» было отражено получение тепловой энергии в количестве 1781 Гкал, следовало во всех вышеперечисленных строках по графе 4 «Тепловая энергия, Гкал» отразить 1961 Гкал.

Проверкой первичных учетных документов было установлено, что согласно счетам-фактурам за 2010 год предприятием было получено тепловой энергии 1961,563 Гкал. Таким образом, за 2010 год предприятию было отпущено тепловой энергии в количестве 1961 Гкал, следовательно: расход тепловой энергии по предприятию составил 1961 Гкал, или разница с количеством теплооэнергии, отраженной по строке 110 отчета, составила 180 Гкал; расход теплоэнергии на производство продукции составил 1961 Гкал, или разница с количеством теплооэнергии, отраженной по строке 111 отчета, составила 180 Гкал; получено теплоэнергии в количестве 1961 Гкал, или разница с количеством теплоэнергии, отраженной по строке 150 отчета, составила 180 Гкал.

18. В соответствии с частью 1 пункта 3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов» (далее — Указания N 131), утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.09.2009 N 131, отчет по форме государственной статистической отчетности 1-мр (лом) «Отчет об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов за 2009 год» (далее — отчет 1-мр (лом)) составляется на основании данных первичных учетных документов о движении лома и отходов черных и цветных металлов. Пунктом 13 Указаний N 131 предусмотрено, что в графе 10 отражаются данные о фактической сдаче лома и отходов заготовительным организациям ГО «Белвтормет». Пунктом 15 Указаний N 131 предусмотрено, что сумма данных в графах 10 — 12 по всем строкам должна быть равна данным в графе 9.

Проверкой достоверности сведений, отраженных в отчете 1-мр (лом), представленной УП «К» в отдел статистики, были установлены расхождения с первичными документами бухгалтерского учета, вследствие чего в государственной статистической отчетности были отражены недостоверные данные.

Так, в отчете 1-мр (лом) по строке 01 «Стальной лом кусковой» и строке 09 «Всего (сумма строк 01, 02, 04, 05, 07, 08)»: в графе 2 «Остаток на начало года» отражено 1 тонна, следовало согласно данным бухгалтерского учета отразить 13 тонн; в графе 9 «Всего израсходовано лома и отходов» было отражено 20 тонн, следовало отразить 33 тонны; в графе 10 «Сдано заготовительным организациям ГО «Белвтормет» отражено 20 тонн, следовало согласно первичным данным бухгалтерского учета отразить 33 тонны.

19. В соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-ф (ос) «Отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 N 229 (далее — Указания N 229), государственную статистическую отчетность по форме 1-ф (ос) годовой периодичности (далее — отчет 1-ф (ос)) представляют юридические лица — коммерческие организации и некоммерческие организации (кроме бюджетных организаций), осуществляющие производство продукции, работ, услуг для реализации, со среднесписочной численностью работников за год 16 человек и более, обособленные подразделения указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс.

В нарушение пунктов 9, 11 и 12 Указаний N 229 филиалом УП «М» в графах 8 — 12 отчета 1-ф (ос) за 2009 год были недостоверно отражены данные о наличии основных средств на конец года по восстановительной и остаточной стоимости с учетом переоценки, сумме амортизации, первоначальной и остаточной стоимости основных средств на конец года без учета переоценки. Так, в отчете 1-ф (ос) в графах 8 — 12 филиалом были указаны данные за 2009 год без учета топливораздаточной колонки ТРК 8957 61/А стоимостью 2995689 руб., числящейся на филиале КУП «М» в соответствии с данными бухгалтерского учета с 30.07.2004.

Таким образом, отчет 1-ф (ос) за 2009 год не соответствовал фактическим данным о наличии основных средств на конец года по восстановительной и остаточной стоимости с учетом переоценки, сумме амортизации, первоначальной и остаточной стоимости основных средств на конец года без учета переоценки.

20. Выборочной проверкой правильности, полноты и достоверности сведений, содержащихся в форме государственной статистической отчетности 6-Т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» (далее — форма 6-Т (кадры)) за 2008 год, было установлено следующее.

В соответствии с постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 25.09.2008 N 196 «Об утверждении формы государственной отчетности 6-Т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 196) филиалом ММУ-2 25.01.2009 в городской отдел статистики была представлена форма 6-Т (кадры) за 2008 год.

Согласно части 1 пункта 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 6-Т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров», утвержденных постановлением N 196 (далее — Указания N 196), в разделе I «Численность, состав и уровень образования работников на конец отчетного года» отражаются данные о численности всех работников организации по категориям персонала, уровню образования и возрасту.

В соответствии с частью 2 пункта 5 Указаний N 196 при отнесении работников к соответствующей категории персонала необходимо пользоваться Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30.12.1996 N 234 (действовавшим во время проверки) (далее — ОКРБ 006-96).

В соответствии с частями 3 и 4 пункта 5 Указаний N 196 к руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей организаций и их структурных подразделений, их заместители, а также мастера, прорабы и другие руководители (должности в ОКРБ 006-96, имеющие код категории 1), а к специалистам — работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами (в ОКРБ 006-96 код категории — 2).

В нарушение части первой пункта 5 Указаний N 196 в разделе I формы 6-Т (кадры) за 2008 год старшим инспектором отдела кадров было завышено количество специалистов, а именно согласно штатному расписанию филиала количество специалистов составляет 18 человек, в отчете указано — 19, количество служащих 44 человека, в отчете — 45.

В соответствии с частью 3 статьи 23.18 КоАП представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 80 базовых величин.

1. Выборочной проверкой было установлено, что в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», пунктов 4, 7 и 17 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.11.2009 N 289 (далее — Указания N 289), в отчете 4-аренда за IV квартал 2010 года:

в нарушение пункта 7 Указаний N 289 по графе 3 была отражена общая площадь объектов, которая не соответствует площади, указанной в их технических паспортах и свидетельствах о государственной регистрации. Так, в пункте 6 отчетности была указана общая площадь складского корпуса в размере 21811 кв.м, а следовало — 2193,5 кв.м, или завышена на 19617,5 кв.м, в пункте 7 отчетности была указана общая площадь корпуса N 3 в размере 20260 кв.м, а следовало — 21136,2 кв.м, или занижена на 876,3 кв.м, в пункте 8 отчетности была указана общая площадь корпуса N 1 в размере 23106,8 кв.м, а следовало — 22990,3 кв.м, или завышена на 116,5 кв.м, в пункте 9 отчетности была указана общая площадь корпуса N 10 в размере 563,7 кв.м, а следовало — 473,6 кв.м, или завышена на 90,1 кв.м;

в нарушение пункта 4 Указаний N 289 в графе 4 была отражена информация о сданных в аренду площадках на кровле здания в размере 134,2 кв.м (ИП «В» — 50,6 кв.м, ООО «М» — 35,0 кв.м, ЗАО «Б» — 48,6 кв.м);

сумма арендной платы, указанная по графе 6 в размере 544,4 млн.руб., не соответствовала сумме, фактически перечисленной арендодателем в республиканский бюджет с начала отчетного периода. Так, согласно данным бухгалтерского учета (выписке банка за 2010 год) фактически было перечислено в бюджет 630,9 млн.руб.;

в графе 8 сумма задолженности была указана в размере 99,25 млн.руб. вместо 112,2 млн.руб. (по журналу-ордеру по счету 76/7 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»), расхождение составляет 12,95 млн.руб.;

в нарушение пункта 17 Указаний N 289 в справочной информации были указаны объекты в количестве 73 единиц, а следовало — 45, общая площадь зданий, сооружений и нежилых помещений была указана в количестве 105284 кв.м, а следовало — 105262 кв.м, количество зданий, сооружений и нежилых помещений, прошедших государственную регистрацию, было указано в количестве 10 единиц, а следовало — 20, общая площадь зданий, сооружений и нежилых помещений была указана в количестве 37458 кв.м, а следовало — 63183 кв.м.

2. Проверкой было установлено, что в государственной статистической отчетности ОАО «С» по форме 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов» (далее — отчет 2-торг (конкурс)), утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 25.02.2009 N 20 (далее — постановление N 20), за январь — июнь 2010 г., представляемой ОАО «С» вышестоящей организации, в строке 21 была отражена общая сумма средств, предусмотренная заказчиком на отчетный период для закупки товаров (работ, услуг), в размере 590 млн.руб. По строке 23 отчета 2-торг (конкурс) ОАО «С» была отражена общая сумма ориентировочных стоимостей закупок в размере 590 млн.руб., в том числе: открытый конкурс — 425 млн.руб., процедура запроса ценовых предложений — 165 млн.руб.

Согласно пункту 15 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов», утвержденных постановлением N 20 (далее — Указания N 20), по строке 21 отражается общая сумма средств, предусмотренная заказчиком на отчетный период для закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с бюджетными сметами расходов.

Согласно части первой пункта 16 Указаний N 20 по строке 23 отражается общая сумма ориентировочных стоимостей закупок, исходя из которых производился выбор вида процедуры закупки. Ориентировочная стоимость закупки оговаривается в задании на закупку или конкурентном листе.

Департамент «Белавтодор» ОАО «С» уточнил программу приобретения машин и оборудования за счет средств республиканского бюджета на 2010 год, согласно которой сумма выделяемых средств для ОАО «С» составила 575 млн.руб.

В 2010 году ОАО «С» за счет бюджетных средств было проведено 2 процедуры закупок общей стоимостью предложений 580 млн.руб.: 1 открытый конкурс ориентировочной стоимостью 420 млн.руб., 1 процедура запроса ценовых предложений ориентировочной стоимостью 160 млн.руб.

С учетом изложенного отраженная ОАО «С» в строке 21 отчета 2-торг (конкурс) за январь — июнь 2010 г. сумма была завышена на 15 млн.руб., отраженная в строке 23 сумма была завышена на 10 млн.руб., в том числе открытый конкурс на 5 млн.руб., процедура запроса ценовых предложений на 5 млн.руб.

Таким образом, ОАО «С» были нарушены требования подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона «О государственной статистике», в соответствии с которыми респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных, а также пункта 15 и части первой пункта 16 Указаний N 20.

3. Установлено, что УП «П» 06.01.2010 были представлены НПО «Центр» Национальной академии наук Беларуси искаженные данные отчета 2-торг (конкурс) за январь — декабрь 2009 г., а именно:

по строке 22 указаны средства, направленные на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок, в сумме 23,5 млн.руб. Однако фактически предприятием не производилась закупка товаров (работ, услуг) в сумме 23,5 млн.руб. за счет средств республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов в январе — декабре 2009 г., что подтверждалось данными бухгалтерского учета предприятия (главные книги, карточки счета 86 «Целевое финансирование»), договорами, первичными учетными документами (товарно-транспортными накладными, товарными накладными);

по строке 23 в графе 1 отражена общая ориентировочная стоимость закупок в сумме 1842,8 млн.руб., в том числе в графе 11 — по процедуре закупки из одного источника — 1842,8 млн.руб. Фактически общая ориентировочная стоимость государственных закупок, проведенных в 2009 году, составляет 1936,3 тыс.руб., что подтверждалось заданиями на закупку (по процедуре закупки из одного источника) комплекса плазменной резки автоматизированной КПР-01 ориентировочной стоимостью 643,5 млн.руб., внутришлифовального полуавтомата с ЧПУ ориентировочной стоимостью 765,2 млн.руб., станков токарных с ЧПУ (2 комплекта) общей ориентировочной стоимостью 527,59 млн.руб., утвержденными генеральным директором;

по строке 24 в графе 1 отражена общая стоимость заключенных договоров на закупки товаров (работ, услуг) в сумме 1866,3 млн.руб., в том числе в графе 11 по результатам процедур закупки из одного источника — 1842,8 млн.руб. Вместе с тем фактически общая стоимость заключенных договоров по результатам проведенных процедур закупки из одного источника составила 1936,3 млн.руб., что подтверждалось договорами поставки.

4. По результатам работы за 2010 год в республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» и в горрайинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды 14.01.2011 обществом была представлена годовая форма статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства».

Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.08.2010 N 170 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению» утверждены форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее — форма 1-отходы) годовой периодичности и Указания по заполнению государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее — Указания N 170), действующие при заполнении указанной отчетности за 2010 год.

В нарушение пунктов 10, 21 Указаний N 170 в форме 1-отходы за 2010 год были допущены следующие искажения:

по строке 11 «Свинцовые аккумуляторы отработанные неповрежденные» в графе 2 «Образовано отходов (текущий выход) за отчетный год» не было проставлено количество отходов, образовавшихся за период с 01.07.2010 по 31.12.2010 в сумме 2 аккумуляторов, учтенных в карточках учета использованных аккумуляторных батарей как снятых с автомобилей по причине невозможной их дальнейшей эксплуатации и подлежащих сдаче в утиль. Также в графе 18 «Наличие отходов на конец отчетного года» данной строки не было проставлено количество аккумуляторов в сумме 2, накопленных для сдачи в утиль и находящихся в наличии на складе общества;

по строке 21 «Изношенные шины с металлокордом» в графе 2 «Образовано отходов (текущий выход) за отчетный год» не было проставлено количество отходов, образовавшихся за период с 01.06.2010 по 31.12.2010 в сумме 35 автошин, учтенных в карточках учета использованных автомобильных шин как снятых с автомобилей по причине невозможной их дальнейшей эксплуатации и подлежащих сдаче в утиль. Также в графе 18 «Наличие отходов на конец отчетного года» данной строки не было проставлено количество автошин в сумме 35, накопленных для сдачи в утиль и находящихся в наличии на складе общества.