Обзор основных нарушений в сфере торговли, выявляемых органами комитета государственного контроля Республики Беларусь при проведении проверок

Режим работы продавца определяется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать установленному режиму работы. Режим работы продавца, осуществляющего общественное питание в торговых объектах общественного питания, расположенных в организациях, устанавливается также по согласованию с администрацией этих организаций. В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в других случаях) продавец должен своевременно предоставить покупателю информацию об этом. О закрытии торгового объекта на ремонт (переоборудование) покупатели не позднее чем за пять дней до его закрытия извещаются специальным объявлением. Закрытие торгового объекта на ремонт (переоборудование) производится по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами. При осуществлении общественного питания в организациях закрытие торгового объекта общественного питания на ремонт согласовывается с администрацией этих организаций. Покупатели обслуживаются в установленное время работы продавца. Запрещается прекращать доступ покупателей в торговый зал в связи с приближением обеденного перерыва или окончанием времени работы продавца. За 10 минут до окончания времени работы продавец может предупредить покупателей о том, что время его работы заканчивается и обслуживание покупателей прекращается. При закрытии на обеденный перерыв и в конце рабочего дня касса прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы продавца. Все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, а в магазинах самообслуживания — отобранный товар, должны быть обслужены. Вход покупателей в рестораны, кафе может быть прекращен за 30 минут, в другие торговые объекты общественного питания — за 15 минут до их закрытия.

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно с учетом его специализации, размера торговой площади, типа, наценочной категории, месторасположения торгового объекта (места осуществления развозной торговли), имеющихся условий хранения и реализации товаров, продукции собственного производства и других факторов. Ассортиментные перечни товаров для торгового объекта или осуществления развозной торговли, а также продукции собственного производства, товаров для торгового объекта общественного питания (далее — ассортиментные перечни) разрабатываются и утверждаются продавцом исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства и включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации. Продавец вправе реализовывать товары, продукцию собственного производства, не включенные в ассортиментные перечни, при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации. Ассортиментный перечень согласовывается с местным исполнительным и распорядительным органом для торгового объекта и (или) торгового объекта общественного питания — по месту их нахождения, для осуществления развозной торговли — по месту государственной регистрации продавца.

Продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей и обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в технических нормативных правовых актах. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с установленными требованиями сохранение качества и безопасности товаров, при их хранении и реализации в торговом объекте — надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателем товаров. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерений, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель (ИП), то фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), а также режим работы, для торговых объектов общественного питания — также их тип и наценочную категорию.

Продавец также обязан довести до сведения покупателя иным доступным способом, принятым в торговом обслуживании покупателей:

  • информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если вид деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, а также по требованию покупателя предоставить возможность ознакомления с подлинником или копией специального разрешения (лицензии), оформленной в установленном порядке;
  • если продавцом является организация, ее филиал, представительство, иное обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения организации, — также информацию об их месте нахождения;
  • если продавцом является индивидуальный предприниматель — также информацию о его государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, месте жительства.

Персонал продавца должен быть обеспечен нагрудными знаками с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества, а в продовольственных магазинах — также специальной санитарной одеждой, в торговых объектах общественного питания — санитарной или форменной одеждой. В витрине должны быть выставлены образцы только тех товаров, которые имеются в продаже. Образцы товаров, находящиеся в витрине, должны продаваться по требованию покупателя после проверки их качества.

Продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);
  • сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении продуктов питания — о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, — калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
  • цену и условия приобретения товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товара;
  • дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии — импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара. Если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • сведения о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • количество или комплектность товара;
  • необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров, в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;
  • штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством.

Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев установления преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника.

В соответствии с частью 1 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение правил торговли и оказания услуг населению влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

1. Согласно пункту 22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 (далее — Правила торговли), продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары. В нарушение указанной нормы на момент проверки на ряд товаров отсутствовали ценники. Следующие колбасные изделия не были обеспечены ценниками: ветчина «Диетическая» вареная, продукт из свинины мясной «Язык» полукопченый в вакуумной упаковке, ковалочек «Мясоградский» сырокопченый, филей «Балканский» копчено-вареный, кумпячок «Венгерский» копчено-вареный в вакуумной упаковке, рулет «Каролинский» сырокопченый, колбаса «Охотничья», сардельки «Белорусские», сосиски «Докторские» в/с, все сыровяленые и сырокопченые колбасы и др. При реализации мясных полуфабрикатов также отсутствовали ценники на колбасу сырую «Бабушкина», гуляш «Свиной» замороженный. Отдельные ценники были оформлены с нарушением требований, установленных пунктом 22 Правил торговли: на ценниках отсутствовала подпись уполномоченного лица.

При сверке цен, указанных на ценниках, с ценами, по которым осуществляется расчет на расчетном узле (в кассе), было установлено их несоответствие на ряд товаров. Так, продажа отдельных колбасных изделий осуществлялась по розничным ценам, рассчитанным в реестрах розничных цен (далее — реестр) на основе цен последних поставок, в то время как на ценниках были указаны более низкие розничные цены, которые были рассчитаны для предыдущих поставок.

Таким образом, в нарушение пункта 15 Правил торговли до сведения покупателей на отдельных ценниках была доведена недостоверная информация о цене товаров. Например, цена за 1 кг колбасы вареной в/с «Эстонская любимая» на ценнике указана 13260 руб., согласно реестру — 13490 руб.; цена 1 кг колбасы салями варено-копченой в/с «Сервелат Борисовский» на ценнике указана 15860 руб., согласно реестру — 15870 руб.; цена 1 кг колбасы вареной в/с «Докторская Экстра» на ценнике указана 12990 руб., по реестру — 13200 руб.; цена 1 кг ветчины «Нежная» на ценнике указана цена 17490 руб., по реестру — 18120 руб. Аналогичные нарушения также установлены при реализация товаров собственного производства (мясных полуфабрикатов): цена за 1 кг продукции «Набор для бульона куриный» указана на ценнике 2010 руб., по накладной — 2020 руб.; цена за 1 кг продукции «Голень куриная п/ф» указана на ценнике 11080 руб., по накладной — 11170 руб.; цена за 1 кг продукции «Крыло цыпленка-бройлера п/ф» указана на ценнике 9540 руб., по накладной — 9610 руб.

Следует также отметить, что при реализации кулинарной продукции собственного производства до сведения покупателей была доведена недостоверная информации о дате изготовления этой продукции. Так, на товарах «Руляда из птицы», «Плов», «Рыба фаршированная» была указана дата изготовления 06.12.2010, в то время как фактически данная продукция была изготовлена 05.12.2010.

С нарушением общих требований к информации для потребителя реализовывались сыры, расфасованные и упакованные в условиях магазина. Информация, которая была нанесена на маркировочный ярлык каждого отвеса сыров «Монтерей», «Альбери», «Гауда», была доведена до потребителя не в полном объеме, установленном СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потребителя. Общие сведения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 N 23 (далее — СТБ 1100-2007). Так, на маркировочных ярлыках (или иным способом) не была представлена информация о дате изготовления и пищевой ценности (содержание питательных веществ, энергетическая ценность), также отсутствовала информация об изготовителе. Данный факт является нарушением требования подпункта 2.4 пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О защите прав потребителей»), абзаца четвертого части второй пункта 15 Правил торговли, подпунктов 4.8.1 и 4.8.7 СТБ 1100-2007.

В нарушение требований пункта 44 Правил торговли работниками магазина своевременно не выполнена обязанность по осуществлению проверки качества (по внешним признакам), отбраковке и сортировке товара. При проверке качества товаров, реализуемых в торговом зале, установлено, что на момент проверки в продаже находились товары, не соответствующие техническим нормативным правовым актам по внешним признакам: чеснок в количестве 4,608 кг по цене 22310 руб. на сумму 102804 руб. (усохший, проросший — не соответствовал требованиям пункта 1.1 ГОСТа 7977-87 «Чеснок свежий заготовляемый и поставляемый. Технические условия»); томат желтый на ветке в количестве 0,292 кг по цене 18220 руб. на сумму 5320 руб. (с мятой, поврежденной поверхностью — не соответствовал требованиям пункта 1.2 ГОСТа 1725-85 «Томаты свежие. Технические условия»); грибы шампиньоны свежие, утратившие товарный вид, в количестве 3,140 кг по цене 11480 руб. на сумму 36047 руб.

2. Проверкой было установлено, что в нарушение требований пунктов 2 и 3 статьи 8 Закона «О защите прав потребителей», части третьей пункта 8 Правил торговли для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте не было установлено соответствующее измерительное оборудование — контрольные весы.

В нарушение требований части первой, абзацев первого — второго, четвертого, восьмого — девятого части второй, части пятой пункта 15, пункта 16, части второй пункта 45 Правил торговли находились в реализации в расфасованном виде (фасовка произведена в магазине УП «Д») свекла, морковь, картофель, лук, яблоки, мандарины, апельсины без необходимой и достоверной информации для покупателя (маркировки потребительской упаковки — этикетки): не были указаны наименование и местонахождение изготовителя (производителя) продукции, ботанический сорт, дата сбора урожая, условия хранения и срок годности (срок хранения), не представлена информация о фасовщике и упаковщике и т.д.

Кроме того, в нарушение требований подпункта 5.12.1 СТБ 1100-2007 свежие упакованные овощные продукты и картофель не содержали таких сведений, как: способы обработки продукта (при необходимости); ботанический сорт (для овощных культур); дата сбора и дата упаковывания; условия выращивания; условия хранения (если они отличаются от обычных).

В нарушение требований пункта 22 Правил торговли отсутствовали ценники на 25 наименований товаров, реализуемых в торговом зале магазина: вина (10 наименований), игрушки, хозяйственные товары и т.д.

3. Проверкой соблюдения действующего законодательства было установлено несоблюдение требований части 1, абзацев 2 и 4 части 2 пункта 11; части 1 пункта 22; пункта 62 Правил торговли в части отсутствия информации на вывеске, расположенной на входных дверях торгового объекта, о фамилии, собственном имени и отчестве индивидуального предпринимателя; отсутствия должным образом оформленных ценников; отсутствия на образцах предлагаемых для продажи товаров ярлыков с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также кратких аннотаций, содержащих его основные технические характеристики.

На вывеске, расположенной на входных дверях торгового объекта, отсутствовала информация о фамилии, собственном имени и отчестве индивидуального предпринимателя, в то время как в соответствии с требованиями части 1, абзацев 2 и 4 части 2 пункта 11 Правил торговли продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания торгового объекта, фамилию, собственное имя и отчество индивидуального предпринимателя.

В нарушение требований части 1 пункта 22, пункта 62 Правил торговли на момент проверки находившиеся в реализации 24 наименования товаров (автомагнитолы, радиотелефоны, DVD-проигрыватели, фоторамки, электрочайники, электрофены, фотоаппараты, электромиксеры, весы механические, электромясорубки, соковыжималки, тепловентиляторы, утюги электрические, плойки, телевизоры, карты памяти, холодильники, микроволновые печи, кронштейны, масляные радиаторы, кухонные комбайны, стиральные машины, мини-аэрогрили, музыкальные центры) не были обеспечены единообразными и четко оформленными ценниками с указанием наименования товара, цены товара, подписи уполномоченного лица, даты оформления ценника; на образцах предлагаемых для продажи товаров отсутствовали ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также кратких аннотаций, содержащих его основные технические характеристики.

4. В ходе проверки соблюдения Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 (далее — Правила торговли на рынках), на торговом месте было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 28 Правил торговли на рынках продавцы обязаны соблюдать законодательство о защите прав потребителей.

Закон «О защите прав потребителей» гарантирует потребителю право на необходимую и достоверную информацию о товарах и обязывает изготовителей (продавцов, исполнителей) предоставлять такую информацию, обеспечивающую для потребителя возможность правильного выбора товара.

В нарушение пункта 28 Правил торговли на рынках, подпункта 2.5 пункта 2 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей» потребителям не была предоставлена информация о цене на реализуемые на торговом месте автошины.

На вывеске, расположенной на торговом месте, была указана недостоверная информация о режиме работы объекта (не был указан выходной день), чем были нарушены требования пункта 28 Правил торговли на рынках.

На момент проверки продавец не имел при себе документа, удостоверяющего личность, что является нарушением пункта 28 Правил торговли на рынках. Кроме того, в нарушение пункта 29 Правил торговли на рынках у продавца отсутствовал нагрудный знак.

5. Согласно требованиям пункта 1 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых им услугах, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в бытовом обслуживании потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Глава 2 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 N 1590 (далее — Правила бытового обслуживания потребителей), содержит требования, предъявляемые к информации об исполнителе и оказываемых им бытовых услугах.

Согласно пункту 3 Правил бытового обслуживания потребителей исполнитель обязан указать на вывеске и (или) информационной табличке, расположенных на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения), в котором размещается исполнитель, свое наименование (фирменное наименование), наименование объекта бытового обслуживания, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) исполнителя, режим работы, вид объекта бытового обслуживания (ателье, парикмахерская, прачечная, химчистка и другие) или наименование оказываемых бытовых услуг.

В нарушение вышеперечисленных требований на информационной табличке общества, расположенной на помещении, в котором размещается пункт проката, наименование исполнителя не было указано.

Согласно пункту 5 Правил бытового обслуживания потребителей в приемном пункте в удобном для обозрения потребителем месте должны быть размещены на белорусском или русском языке:

  • наименование (фирменное наименование), место нахождения исполнителя, а также номер телефона исполнителя;
  • сведения о специальном разрешении (лицензии), если вид деятельности подлежит лицензированию;
  • текст Правил бытового обслуживания потребителей;
  • перечень оказываемых бытовых услуг;
  • цены на оказываемые бытовые услуги;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на льготное обслуживание;
  • информация о книге замечаний и предложений;
  • свидетельство о присвоении разряда объекту бытового обслуживания населения, если объект подлежит аттестации.

В нарушение указанных требований информация для потребителя в приемном пункте общества не была предоставлена. В то же время имеющаяся у сотрудника общества в приемном пункте информация своевременно не была актуализирована и на момент проверки содержала недостоверные данные: имелись текст Закона «О защите прав потребителей» в недействующей редакции и Правила бытового обслуживания потребителей без внесенных в них изменений и дополнений.

Согласно пункту 8 Правил бытового обслуживания потребителей работник исполнителя, непосредственно обслуживающий потребителей, должен быть обеспечен нагрудным знаком с указанием в нем соответствующей информации. В нарушение данных требований работники пункта проката, непосредственно обслуживающие потребителей, не были обеспечены нагрудными знаками.

Согласно пункту 4 Правил бытового обслуживания потребителей режим работы исполнителя устанавливается по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать объявленному режиму работы. Однако проверке не был представлен согласованный с местными органами власти документ, подтверждающий фактически действующий в пункте проката режим работы (в момент проверки был размещен перед входом в помещение: с 9.00 до 18.00 (понедельник — пятница) и с 10.00 до 18.00 (суббота — воскресенье)).

Документы, подтверждающие согласование установленного в пункте проката режима работы, проверке не были представлены.

В соответствии с частью 2 статьи 12.17 КоАП реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.

В ходе проверки были установлены случаи отгрузки кулинарным цехом и реализации в магазине предприятия мясных полуфабрикатов с истекшим сроком годности.

Так, кулинарным цехом в магазин 05.02.2010, 06.02.2010 и 07.02.2010 по товарным накладным было отгружено филе цыпленка-бройлера в количестве 39,39 кг на общую сумму 606213 руб. Согласно товарным отчетам кулинарного цеха предприятия разделка тушек цыплят-бройлеров и соответственно выработка данных полуфабрикатов из мяса птицы производились 26.01.2010 и 01.02.2010 в общем количестве 59,0317 кг. Таким образом, сроки годности отгруженного в магазин филе цыпленка-бройлера в количестве 39,39 кг истекли 28.01.2010 и 03.02.2010 соответственно.

Срок годности данного полуфабриката составляет 48 часов (согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.09.2010 N 119 «Об утверждении Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 130″).

Данный факт в проверяемом периоде не был единичен. Выборочной проверкой было установлено, что кулинарным цехом было отгружено в магазин для дальнейшей реализации населению полуфабрикатов из мяса птицы с истекшим сроком годности в количестве 163,1 кг на общую сумму 1445783 руб.

Аналогичная ситуация сложилась с производством и реализацией полуфабрикатов, вырабатываемых кулинарным цехом из свинины второй категории охлажденной (далее — свинина). Свинина, отгружаемая поставщиками, приходовалась на складе предприятия. Впоследствии полученная свинина по товарным накладным передавалась со склада в кулинарный цех для производства полуфабрикатов. Вырабатываемые кулинарным цехом мясные полуфабрикаты использовались при изготовлении кулинарной продукции, а также отпускались в магазин для их реализации населению. Всего с 21.12.2009 по 05.03.2010 согласно товарным отчетам кулинарного цеха было получено и разделано свинины в количестве 11302,7 кг. При этом предприятием в вышеуказанном периоде систематически осуществлялась реализация выработанных кулинарным цехом мясных полуфабрикатов по истечении срока их годности. Например, кулинарным цехом в магазин 18.01.2010 по товарной накладной был отгружен шпик свиной в количестве 9,13 кг на общую сумму 35972 руб. Срок годности данного мясного полуфабриката составляет 48 часов. Согласно товарным отчетам кулинарного цеха предприятия предшествующая отгрузке разделка свинины датирована 15.01.2010 в общем количестве 110,105 кг, т.е. срок годности отгруженного шпика истек 17.01.2010. Всего выборочной проверкой установлено, что кулинарным цехом подобным образом отгружено в магазин для дальнейшей реализации населению мясных полуфабрикатов, выработанных из свинины, по истечении их срока годности в количестве 1919,2 кг на общую сумму 21177937 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе, в том числе размещение (распространение) рекламораспространителем на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования или рекламы продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

В настоящее время общие требования по размещению вывесок рекламного характера регулируются Законом Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон «О рекламе»), Положением о порядке размещения на территории Республики Беларусь наружной рекламы и ее средств, рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 N 1497 (далее — Положение N 1497). Данными нормативными документами определены признаки, по которым техническое средство, закрепляемое на здании (сооружении) вдоль его поверхности, в котором осуществляет деятельность соответствующая организация, ее обособленное подразделение или гражданин, относится к вывескам или вывескам рекламного характера.

Согласно пункту 2 Положения N 1497 вывеска нерекламного характера — это техническое средство, имеющее площадь информационного поля не более 5,5 квадратного метра, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) информации о наименовании (фирменном наименовании) организации, ее обособленного подразделения, фамилии, имени, отчестве гражданина, реализующих населению товары, виде и (или) названии принадлежащего им торгового объекта, аптеки или объекта обслуживания, режиме их работы и иной информации, обязанность по размещению (распространению) которой на таком техническом средстве возложена на организации или граждан законодательством, размещаемое в порядке, определяемом соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Техническое средство, имеющее площадь рекламного поля более 5,5 квадратного метра, которое специально предназначено и используется для размещения (распространения) вышеуказанной информации, а также техническое средство, специально предназначенное и используемое для размещения (распространения) иной информации об организации, ее обособленном подразделении или гражданине, является вывеской рекламного характера.

Согласно пункту 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь «О рекламе» размещение средства наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа. Наружная реклама, размещаемая (распространяемая) на таком средстве наружной рекламы, должна быть согласована с областным (Минским городским) исполнительным комитетом, действующим на территории, на которой размещается (распространяется) наружная реклама. Право на использование городской среды в рекламных целях предоставляется на платной основе. Плата за размещение средства наружной рекламы определяется и взимается в соответствии с договором, заключенным с финансовым управлением Мингорисполкома.

В ходе проверок, проведенных 06.04.2011 и 10.04.2011, были обследованы рекламные конструкции на предмет их санкционированного размещения обществом на фасаде магазина. При этом было установлено, что информация о наименовании собственника, режиме работы магазина до сведения потребителей доведена на входной двери магазина. На фасаде магазина общество разместило следующие рекламные вывески: «Кузя», «ДОМОВОЙ САЛОН МЕБЕЛИ», «МЕБЕЛЬ из МАЛАЙЗИИ». Кроме этого, над входом в магазин размещалась вывеска, содержащая рекламу о проведении акции — «акция «КОТ в МЕШКЕ», и вывеска, содержащая рекламу магазина общества, расположенного по другому адресу. На ограждении и на конструкции из оргстекла (оборудована для осуществления сезонной торговли) размещались четыре вывески, содержащие рекламу мебели, производимую СООО «Д». Кроме этого, за пределами фасадной части магазина (над входом в демонстрационный зал магазина) размещались две вывески, рекламирующие мебель из Малайзии.

Таким образом, общество специально приспособило и использовало для размещения рекламы фасад здания, ограждение, поверхность светопрозрачной сезонной конструкции, объемные конструкции над входами в магазин. Проверке не были представлены действующие паспорта средств наружной рекламы, размещенных по указанному адресу, и договоры на использование городской среды.

У общества имелись в наличии паспорта рекламы на вывески «Кузя», «ДОМОВОЙ САЛОН МЕБЕЛИ», которые были оформлены в 2004 году, и паспорт рекламы на ограждении, оформленный в январе 2007 г. (без указания срока действия паспортов).

Пунктом 26 Положения N 1497 установлено, что разрешения, выданные до вступления в силу Положения N 1497, за исключением разрешений, в которых не указан срок их действия, не подлежат переоформлению в связи со вступлением в силу Положения N 1497.

Таким образом, общество разместило 11 единиц наружной рекламы на техническом средстве, специально не предназначенном, но используемом для ее размещения, без разрешения местного исполнительного и распорядительного органа (без утвержденного паспорта наружной рекламы), чем нарушило требования пункта 2 статьи 13 Закона «О рекламе», пункта 4 Положения N 1497.

В соответствии с частью 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В ходе проведения проверки был установлен факт реализации товаров в нарушение установленного законодательством порядка — отпуск товаров для реализации без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление). По результатам проверки были установлены расхождения данных товарно-транспортных накладных с фактическим наличием товарно-материальных ценностей.

Так, 27.09.2010 в 11 часов 46 минут при проведении проверки в торговом объекте ИП Б. излишек товарно-материальных ценностей (сложная бытовая техника, бытовая техника, иные товары промышленного производства), не подтвержденных документами, подтверждающими факт их поступления в торговый объект, а также отпуск в реализацию, составил 375 единиц на общую сумму 74088000 руб.

Под реализацией товаров в нарушение установленного законодательством порядка понимается отчуждение товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров; сопроводительных документов; документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, а также в случае несоответствия действительности таких документов. Под реализацией понимается также отпуск товара в реализацию, предложение товара для продажи, фактическая передача товара покупателю.

По письменному предписанию уполномоченного должностного лица к установленному и согласованному ИП Б. сроку документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, представлено не было.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем Б. не было обеспечено наличие документов, подтверждающих поступление товарно-материальных ценностей в торговый объект, а также их отпуск для реализации, в место их реализации, чем были нарушены: подпункт 1.12 пункта 1 статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь; статья 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности»; статья 40, часть 5 статьи 44, часть 6 статьи 45 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»; пункты 2, 11, 12, 16 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»; части 1, 2 пункта 6, абзац 4 пункта 7, пункт 25 Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 N 50/45.

В соответствии со статьей 12.35 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

При проведении проверки в торговом объекте ИП Б. было установлено, что 27.09.2010 в 11 часов 46 минут ИП Б. осуществлял реализацию товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков, в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, а именно: осуществлялась реализация двух жидкокристаллических телевизоров «Samsung» моделей 29Z47 и 29Z47MSQ на общую сумму 2430000 руб., не маркированных в установленном порядке контрольными (идентификационными) знаками.

ИП Б. были нарушены требования: подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 14.09.2004 N 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками», позиции 8528 перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2004 N 1280 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, и о некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2004 г. N 444».

В соответствии с частью 2 статьи 12.15 КоАП проведение рекламной игры ее организатором с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами, и (или) правил проведения данной игры влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от пятидесяти до пятисот базовых величин.

В целях стимулирования потребительского спроса на производимое СООО «И» мороженое обществом была проведена рекламная игра на территории Республики Беларусь в период с 01.05.2010 по 15.08.2010.

Порядок проведения рекламных игр на территории Республики Беларусь установлен Положением о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 N 51 «О проведении рекламных игр в Республике Беларусь» (далее — Положение N 51).

Общество как организатор рекламной игры «Мороженое» (далее — рекламная игра) получило в Министерстве торговли Республики Беларусь свидетельство о государственной регистрации рекламной игры. Срок начала рекламной игры — 1 мая 2010 г., окончания — 15 августа 2010 г.

Призовой фонд, установленный правилами проведения рекламной игры, в виде 3000 игрушек мягконабивных «Медвежонок-перчатка» стоимостью 17039 руб. за единицу и общей стоимостью 51117000 руб. на момент регистрации рекламной игры (26.04.2010) был сформирован обществом в полном объеме.

В соответствии с частью 1 пункта 11 Положения N 51 до начала проведения рекламной игры правила ее проведения подлежат опубликованию организатором в печатном средстве массовой информации. Территория распространения печатного средства массовой информации должна соответствовать территории проведения рекламной игры. Публикация должна содержать номер свидетельства о государственной регистрации рекламной игры, дату принятия решения о ее государственной регистрации и наименование органа, выдавшего такое свидетельство, а также источник информации об этой игре.

До начала проведения рекламной игры общество опубликовало правила проведения рекламной игры в печатном средстве массовой информации — газете «Комсомольская правда». Однако в нарушение части 1 пункта 11 Положения N 51 публикация в газете «Комсомольская правда» не содержала наименование органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации рекламной игры.

В соответствии с частью 1 статьи 12.24 КоАП нарушение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица порядка ввоза в Республику Беларусь, хранения (как вида предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовой и (или) розничной торговли ими, выразившееся в необеспечении проверки подлинности акцизных и (или) специальных марок Республики Беларусь на табачных изделиях, реализуемых (хранимых) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом либо их структурными подразделениями (объекты торговли и общественного питания), разрешенными к применению и исправными приборами для проверки подлинности указанных марок, влечет наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Проверкой было установлено нарушение ООО «М» розничной торговли табачными изделиями, выразившееся в необеспечении проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь на табачных изделиях, реализуемых индивидуальным предпринимателем в объекте торговли.

Так, ООО «М» при осуществлении розничной торговли табачными изделиями не обеспечено наличие разрешенного к применению и исправного прибора для проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь. Разрешенный к применению и исправный прибор для проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь на табачных изделиях в торговом объекте отсутствовал и ООО «М» не приобретался; при передаче продавцом табачных изделий в принадлежащий ему торговый объект на лицевой стороне сопроводительных документов не был проставлен штамп, не произведена запись: «Подлинность акцизной (специальной) марки проверена. Должность, фамилия, имя, отчество, дата проверки и подпись» и не заверена подписью должностного лица, уполномоченного проводить проверку подлинности акцизных марок.

Таким образом, директором ООО «М» были допущены нарушения частей 2 и 3 пункта 3 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28; абзацев 1 и 3 части 1 пункта 1, части 3 пункта 2, пункта 3, абзацев 3 и 5 пункта 4, пункта 5, части 2 пункта 6, пункта 8 Инструкции о порядке проверки подлинности акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок на алкогольных напитках, табачных изделиях, реализуемых (хранимых) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 01.02.2007 N 8.