Основание для обращения |
Комментарий |
Выбор процедуры государственной закупки |
|
Заказчиком закупаются товары, включенные в проектно-сметную документацию |
Нарушение п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 N 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее — Указ N 590). Исключение: приобретение услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту улиц, сетей дождевой канализации, мостов, путепроводов, иных объектов благоустройства населенных пунктов у организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) заказчику, по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав, систему которого входит заказчик (п. 26 Перечня случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, утвержденного Указом N 590) |
Описание предмета государственной закупки |
|
Заказчиком указана конкретная модель, товарный знак закупаемого товара |
Нарушение п. 2, 3 ст. 20 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон). Исключение: обеспечение совместимости закупаемых товаров (работ, услуг) с ранее приобретенными |
Заказчиком не отдается приоритет в конкурентной процедуре товарам белорусского производства, в том числе разработанным за счет бюджета и по результатам научно-исследовательских работ |
Заказчик не вправе отдавать предпочтение на основании ст. 4 Закона, согласно которой действуют принцип развития добросовестной конкуренции, принцип оказания поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь. Исключение: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 N 816 «О некоторых вопросах регулирования в сфере государственных закупок отдельных товаров» |
Заказчиком объединены в один лот неоднородные товары |
На основании п. 6 ст. 20 Закона заказчик вправе при формировании предмета государственной закупки или его части (лота) объединять в один предмет или его часть (лот) технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги) (соответственно заказчику потребуется обоснование такой совместимости) |
При описании предмета государственной закупки заказчиком устанавливаются требования к работникам участника, предполагающие выбор таким образом конкретного поставщика и его товаров, т.е. ограничивающие конкуренцию |
Нарушение п. 1 ст. 20 Закона, поскольку описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) предмета государственной закупки изложено таким образом, чтобы заведомо выбрать товары (работы, услуги), поставляемые только одним поставщиком (подрядчиком, исполнителем) |
Заказчиком при проведении электронного аукциона установлены технические характеристики предмета закупки (товара), которые отсутствуют в предложенном участником-победителем товаре |
Нарушение требований ст. 20, 46 Закона, поскольку при проведении электронного аукциона в ходе рассмотрения первых разделов предложений рассматриваются предложения участников на соответствие требованиям аукционных документов, касающихся сведений о товаре (его характеристиках), и при несоответствии предложения участника требованиям аукционных документов (отсутствие в предложенном участником товаре установленных заказчиком технических характеристик) такое предложение отклоняется |
Заказчик оценивал предложенный участниками предмет государственной закупки по тем критериям и характеристикам, которые отсутствовали в аукционных документах |
Нарушение требований ст. 20, 46 Закона, заказчиком должны рассматриваться на предмет наличия те характеристики предмета государственной закупки, которые содержатся в аукционных документах |
Требования к участникам и их квалификационным данным |
|
Заказчиком определен участник-победитель, в перечне документов которого, размещенных на площадке, отсутствуют документы, требуемые заказчиком |
Нарушение п. 1 ст. 15 Закона. Исключение: если предложение участника процедуры государственной закупки не содержит заявление о его согласии на размещение в открытом доступе информации из предложения как содержащего информацию, доступ к которой ограничен законодательными актами |
Участником-победителем представлены документы, подтверждающие квалификационные данные участника, на иностранном языке |
Нарушение заказчиком п. 2 ст. 23 Закона: предложения составляются участниками на белорусском и (или) русском языках, и документы и сведения, подтверждающие квалификационные данные участников, также должны иметь перевод на белорусский и (или) русский язык |
Заказчик, проводя открытый конкурс, при отсутствии в предложении участника справки из налоговых органов запросил справку у участника, приостановив рассмотрение предложений |
Нарушение заказчиком ч. 3 п. 1 ст. 38 Закона, поскольку комиссия заказчика вправе просить участников дать разъяснения по их предложениям, но не вправе допускать изменения сути предложений: не допускаются изменение цены предложения или внесение других изменений и (или) дополнений, вследствие которых предложение, не соответствующее требованиям конкурсных документов, стало бы соответствовать этим требованиям (за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и устранения неточностей по предложению заказчика (организатора)) |
Условия проекта договора на государственную закупку |
|
Заказчиком определена валюта платежа в договоре — белорусские рубли (для резидента Республики Беларусь, для нерезидента Республики Беларусь) |
Заказчик вправе устанавливать любую валюту договора и валюту платежа с учетом требований валютного законодательства. В частности, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 23, 24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72, установлено, что при проведении валютных операций между субъектом валютных операций — резидентом и субъектом валютных операций — нерезидентом разрешается использование белорусских рублей и иностранной валюты, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, заказчик вправе в соответствии с валютным законодательством по своему усмотрению выбрать валюту платежа по договору, соответственно любое из условий о валюте платежа, выбранное заказчиком, не является нарушением валютного законодательства и соответственно законодательства о государственных закупках, которые осуществляются с учетом требований законодательства |
Заказчиком сформулировано условие в проекте договора на государственную закупку об условиях поставки: для резидентов Республики Беларусь — на склад покупателя (заказчика), для нерезидента Республики Беларусь — до границы |
На основании соответственно ст. 4 Закона и принципа развития добросовестной конкуренции, обеспечения возможности участия в государственных закупках юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, заказчиком устанавливаются требования к участникам; условие поставки в таком случае влияет на цену предложения участника (состав расходов, которые участник включает в цену предложения), при отсутствии иных условий предложенное заказчиком условие в проекте договора повлечет несопоставимость и несравнимость цен предложений двух участников — резидента и нерезидента Республики Беларусь |
Признание процедуры несостоявшейся, отмена процедуры заказчиком (организатором) |
|
Организатором процедура электронного аукциона признана несостоявшейся по причине отсутствия необходимого объема финансирования (начальная цена электронного аукциона — наименьшая цена предложений участников, допущенных к торгам) |
Организатор вправе отклонить предложения участников при проведении электронного аукциона с начальной ценой электронного аукциона — наименьшей ценой предложений участников, допущенных к торгам, при отсутствии необходимого объема финансирования на основании ч. 3 п. 1 ст. 48 Закона |
Организатором необоснованно отклонены предложения участников электронного аукциона по причине отсутствия необходимого объема финансирования, т.к. не представлены доказательства факта недостаточности |
Организатор не обязан обосновывать, подтверждать, доказывать участникам наличие причины отсутствия необходимого объема финансирования, представлять какие-либо документы |
Заказчиком отклонены предложения двух участников электронного аукциона по результатам торгов по той причине, что учредителем обоих выступает один субъект |
Заказчик вправе отклонить предложение участника только по тем основаниям, которые предусмотрены Законом, в частности ч. 2, 3 п. 1 ст. 48 Закона, среди которых отсутствует такое основание, как один учредитель для двух участников |
Нарушения порядка выбора участника-победителя |
|
Заказчиком не учтены предложенные участником скидки при проведении запроса ценовых предложений (скидки не были включены в цену предложения участника) |
Заказчик в этом случае не должен учитывать скидки, не включенные в цену предложения участника, поскольку на основании п. 9 ст. 49 Закона цена предложения участника запроса ценовых предложений при его намерении предоставить скидку должна включать в себя скидку |
Основания для обращения к заказчикам (организаторам), в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам в целях защиты прав и законных интересов участников процедур государственных закупок и иных лиц