4. Особенности осуществления надзора за реализацией трудовых прав граждан.
4.1. Надзор за законностью локальных нормативных правовых актов субъектов хозяйствования предполагает изучение содержания на предмет законности их принятия и сферы регулирования трудовых правоотношений.
При оценке соответствия локальных нормативных правовых актов (ЛНПА) требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь следует учитывать, что к ЛНПА относятся: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абз. 3 ч. 1 ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
К числу иных принятых в установленном порядке нормативных актов относятся: должностная инструкция, график работ (сменности), инструкция по охране труда, положение об оплате труда, приказы, распоряжения руководителя организации и другие локальные правовые акты, соответствующие признакам ЛНПА.
В зависимости от специфики деятельности могут приниматься также иные виды ЛНПА для урегулирования некоторых вопросов трудовых и связанных с ними отношений. В частности, в случаях:
- когда законодательство не требует урегулирования в ЛНПА некоторых вопросов трудовых и связанных с ними отношений, но наниматель решает урегулировать такие вопросы (например, правила корпоративной этики, инструкция по делопроизводству в организации и др.);
- когда некоторые вопросы трудовых и связанных с ними отношений должны быть урегулированы ЛНПА (в частности, коллективным договором, соглашением), но такой ЛНПА в организации отсутствует.
Помимо закрепления трудовой функции, вопросов охраны труда в ЛНПА, в частности в положении об оплате труда предприятия, коллективном договоре, может предусматриваться установление надбавок и выплат компенсирующего характера, условий о сверхурочной работе и других, связанных с режимом работы и условиями труда; в ЛНПА по проверке знаний по охране труда — предусматриваться порядок обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов и т.п.
Справочно. Не являются нормативными локальные правовые акты, которые принимаются (издаются) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо которые рассчитаны на иное однократное применение (ч. 1, абз. 7 ч. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах»).
ЛНПА могут содержать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде (ч. 3 ст. 7 ТК).
Вместе с тем, если ЛНПА содержат условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, такие акты согласно ч. 2 ст. 7 ТК являются недействительными.
Наниматель обязан знакомить работников с действующими в организации и новыми ЛНПА, непосредственно касающимися их трудовых функций (п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 ТК).
4.2. Вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверок законодательства о соблюдении трудовых прав граждан.
В ходе проверки соблюдения законодательства о трудовых правах граждан работодателями прокурор выясняет следующие основные вопросы:
- со всеми ли работниками заключены трудовые договоры, вручен ли второй экземпляр договора работнику;
- проведен ли медицинский осмотр (обследование) работника перед заключением трудового договора в тех случаях, когда это необходимо (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК);
- содержат ли трудовые договоры обязательные условия труда и другие необходимые реквизиты (ст. 19 ТК);
- издан ли работодателем на основании трудового договора приказ о приеме работника на работу; объявлен ли этот приказ работнику под роспись (ст. 25 ТК);
- соответствует ли заключенный трудовой договор положениям коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка, действующих в организации;
- если трудовым договором предусмотрено условие об испытательном сроке, допускается ли такое условие по отношению к конкретному работнику, с которым заключен договор, и не превышает ли срок испытания пределы, установленные законом (ст. 28 ТК);
- достиг ли работник возраста, с которого допускается прием на работу и заключение трудового договора (ст. 21 ТК);
- заведена ли работнику трудовая книжка, если он принят на основную работу впервые (п. 2 ч. 1 ст. 26, ст. 50 ТК);
- имелись ли законные основания для увольнения работников или их перевода на другую работу, не расторгались ли трудовые договоры по инициативе администрации без законных к тому оснований или с нарушением установленного порядка, отвечают ли записи о причинах увольнения работников требованиям ТК;
- своевременно ли производится расчет при увольнении (ст. 77 ТК) и выдаются ли трудовые книжки (ст. 40 ТК);
- соблюдены ли гарантии при увольнении членов профессиональных организаций (ст. 46 ТК, подп. 3.5 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»);
- соблюдались ли дополнительные гарантии при увольнении выборных профсоюзных работников (ст. 24 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 N 1605-XII «О профессиональных союзах» (далее — Закон о профсоюзах), ст. 101 ТК);
- согласовано ли решение о сокращении штата или численности работников организации с выборным органом первичной профсоюзной организации (ч. 6 ст. 10 Закона о профсоюзах);
- предприняты ли работодателем достаточные меры к трудоустройству сокращаемых работников на другие вакантные места в организации;
- уведомлены ли работники о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата организации не позднее чем за два месяца (п. 1 ст. 42 ТК);
- уведомлен ли орган занятости населения о предстоящем массовом высвобождении работников (ч. 3 ст. 43 ТК, постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 N 47 «О критериях массового высвобождения работников»);
- выданы ли работнику документы, связанные с работой (трудовая книжка, справки и т.п.), и произведен ли расчет по всем выплатам (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, заработная плата и др.) в день увольнения (ст. 77 ТК);
- соблюдаются ли сроки и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности (ст. 199 ТК);
- не применяются ли работодателем дисциплинарные взыскания, не предусмотренные законодательством (ст. 198 ТК);
- соответствует ли продолжительность рабочего времени и его режим требованиям закона (ст. 112 — 114, 123 ТК);
- ведется ли работодателем индивидуальный учет рабочего времени на каждого работника;
- допускается ли работодателем привлечение к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работе без согласия работника (ч. 3 ст. 263 ТК);
- соблюдается ли работодателем продолжительность еженедельного непрерывного отдыха (ст. 138 ТК);
- предоставляются ли работникам перерывы в течение рабочего дня для отдыха и питания, обогревания (ст. 134 — 135 ТК);
- соблюдается ли работодателем минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 170 ТК);
- производится ли возмещение работникам расходов, связанных со служебными командировками, служебными поездками, по переезду в другую местность (ст. 95 — 96 ТК);
- предоставляются ли женщинам отпуска по беременности и родам (ст. 184 ТК);
- предоставляются ли отпуска по уходу за ребенком (ст. 185 ТК);
- соблюдается ли требование о запрете применения труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных работах (ст. 274 ТК);
- соблюдается ли увеличенная продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска для несовершеннолетних работников (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 N 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней»);
- соблюдается ли сокращенная продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних и пропорционально норма выработки (ст. 278 ТК).
При расторжении трудового договора допускаются следующие нарушения: а) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности работника или в период его пребывания в отпуске; б) расторжение срочного трудового договора по инициативе работодателя без предупреждения работника в письменной форме; в) нарушение работодателем порядка увольнения работников, являющихся членами профсоюзных органов; г) нарушение порядка увольнения по сокращению штата или численности работников организации (работникам не предлагают вакантные должности, не выплачивают выходные пособия и т.п.); д) увольнение беременных женщин по инициативе работодателя по мотиву их беременности; е) отказ в предоставлении отпуска по беременности и родам, невыплата пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; ж) направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия и медицинских противопоказаний; з) отказ в предоставлении перед отпуском по беременности и родам, а также непосредственно после его завершения либо по окончании отпуска по уходу за ребенком ежегодного оплачиваемого отпуска; и) непроведение предварительных и периодических медицинских осмотров некоторых категорий работников; к) отсутствие в организациях необходимых работающим санитарно-бытовых помещений — душевых, умывальных комнат, гардеробных, комнат отдыха и приема пищи и др.
4.3. Надзор за соблюдением порядка, сроков и полноты выплаты заработной платы, уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
4.3.1. Порядок, сроки и полнота выплаты заработной платы.
Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются одними из обязательных условий, которые должны содержаться в трудовом договоре (ч. 2 ст. 19 ТК).
Размер заработной платы, доплат, надбавок и поощрительных выплат, а также порядок и сроки их выплаты устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда и иными локальными нормативными правовыми актами нанимателя.
Трудовым законодательством закреплена обязанность нанимателя выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором (п. 4 ч. 1 ст. 55 ТК).
При осуществлении надзора за соблюдением трудовых прав граждан пристальное внимание органов прокуратуры должно быть направлено на недопущение случаев задержки выплаты заработной платы. Необходимо проводить тщательные проверки каждого случая задержки выплаты заработной платы на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, привлекая к ответственности виновных лиц.
Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы установлена ч. 1 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
4.3.2. Порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Предметом надзора является порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (Фонда), который регламентирован Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее — Положение N 40).
Сроки уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет Фонда (взносов) определены ч. 1 и 2 п. 4 Положения N 40: если день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, взносы за работников уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.
Исключение составляют плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно, для которых установлена поквартальная уплата взносов. Если срок уплаты не нарушается, то взносы уплачиваются не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала (ч. 4 п. 4 Положения N 40).
Сроком уплаты взносов за работающих по гражданско-правовым договорам, а также за индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц, являются дни, в которые осуществляются выплаты в пользу таких лиц, включая выплату вознаграждения по гражданско-правовым договорам.
Справочно. Уплата взносов не должна осуществляться позже сроков, установленных для уплаты взносов за работающих по трудовым договорам. Если у плательщиков за таких лиц отсутствуют работающие граждане по трудовым договорам, обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим (ч. 3 п. 4 Положения N 40).
Сумма взносов в бюджет Фонда в случае ликвидации (прекращения деятельности), снятия с учета в органах Фонда плательщика согласно п. 10-1 Положения N 40 определяется на день представления в установленном законодательством порядке соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности) или в органы Фонда уведомления о снятии с учета.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд установлена административная ответственность по ст. 11.54 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 20 процентов начисленной (доначисленной) суммы указанных платежей.
Протокол об административном правонарушении составляется органами Фонда и вместе с материалами дела об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях по месту нахождения проверяемого плательщика.
4.4. Прокурорский надзор в сфере обеспечения безопасных условий труда.
4.4.1. Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке.
В ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда прокурор обращает внимание на следующие вопросы:
- разработаны ли на предприятии меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор;
- как осуществляется контроль за их реализацией; какие меры и по чьей вине не приняты;
- соблюдаются ли работодателями нормативные требования, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, в том числе своевременность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности, производственной санитарии, и другие правила;
- обеспечиваются ли соответствующие категории работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты;
- производятся ли в необходимых случаях обязательные предварительные и периодические осмотры работников;
- используются ли по прямому назначению средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий по охране труда (не было ли случаев расходования этих средств на другие цели);
- выполняются ли работодателями требования по устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации, по предупреждению заболеваний на производстве;
- действуют ли на предприятиях правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, по гигиене труда и противопожарной безопасности;
- каково состояние производственного травматизма на предприятии, его уровень и динамика;
- расследовались ли работодателем причины несчастных случаев, производственного травматизма, какие меры приняты по их устранению;
- обеспечивает ли работодатель безопасные условия труда;
- производится ли обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве;
- создана ли в организации служба охраны труда (введена ли должность специалиста по охране труда) в соответствии с требованиями ст. 227 ТК.
4.4.2. Виды нарушений законодательства об охране труда.
Наиболее распространены следующие нарушения законодательства об охране труда, совершаемые работодателями:
- отсутствие системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности;
- нарушение требований по охране труда (ст. 221 ТК);
- несоблюдение требований законодательства в части обеспечения безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, на опасных производственных объектах, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- нарушение нормативных требований по обучению, инструктажу, проверке знаний по охране труда; неинформирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, непроведение обучения работников безопасным приемам труда, нарушение установленного порядка при проведении инструктажа и стажировки со вновь принимаемыми работниками, отсутствие программы вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, перечня профессий рабочих, работа по которым требует прохождения проверки знаний по охране труда; отсутствие разработанных инструкций по охране труда по видам работ и профессиям; непрохождение руководителями организаций обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; отсутствие инструкций, программ инструктажей по охране труда (вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого), инструкций по охране труда; ненадлежащее ведение журналов учета инструктажей; отсутствие или фактическое бездействие экзаменационных комиссий для проверки знаний по безопасности труда (ст. 226 ТК);
- допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, без прохождения стажировки под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) после первичного инструктажа (ст. 226 ТК, Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175 (далее — Инструкция N 175));
- непроведение периодического обучения работников правилам оказания первой помощи пострадавшим (п. 8 приложения 5 к Инструкции N 175);
- отсутствие положений о службе охраны труда, учитывающих специфику и характер деятельности организации (п. 9 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.09.2013 N 98);
- невведение должности специалиста по охране труда или несоздание службы охраны труда (ст. 227 ТК);
- отсутствие деклараций соответствия или сертификатов соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда и техники безопасности на производственное оборудование, инструменты и материалы;
- непроведение осмотра производственных зданий и сооружений, технического осмотра машин и оборудования, их планово-предупредительного ремонта;
- необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и рабочей обувью (ст. 226 ТК);
- неправильная организация работ и нарушение требований по организации и осуществлению производственного контроля за производством работ, применением средств индивидуальной защиты;
- неисполнение требований по проведению экспертизы промышленной безопасности проектной документации, зданий и сооружений, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг;
- недостаточное финансирование мероприятий по промышленной безопасности и по улучшению условий охраны труда (ст. 226 ТК);
- непроведение медицинских осмотров (периодических или при поступлении на работу) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, или отсутствие списков прохождения таких осмотров работниками (ст. 226, 228 ТК);
- невыполнение требования закона об обеспечении работников лечебно-профилактическим питанием и молоком или иными равноценными продуктами, выплате денежной компенсации, организации соответствующего санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания (ст. 225 — 226 ТК);
- непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения (ст. 226 ТК, Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 «Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь») (лишь немногие работодатели обращаются в специализированные организации для проведения аттестации рабочих мест на предмет соответствия требованиям охраны труда и техники безопасности);
- эксплуатация технически неисправных машин и оборудования, электроустановок (несвоевременная диагностика и освидетельствование технических устройств) (ст. 226 ТК);
- несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве (нарушение сроков, порядка расследования, извещения, оформления и учета несчастных случаев на производстве) (Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);
- неисполнение законодательства об охране труда несовершеннолетних работников и женщин, а также по вопросам рабочего времени и времени отдыха (установление рабочей смены продолжительностью более восьми часов, непредоставление дополнительных отпусков работникам предприятия за работу во вредных условиях труда, несоблюдение норм выдачи смывающего средства работникам, занятым на работах, связанных с загрязнением);
- нарушение законодательства в иных сферах, в том числе влекущее за собой травмы, заболевания, классифицируемые как производственные (нарушение правил пожарной безопасности, правил дорожного движения, санитарных норм);
- сокрытие от контролирующих органов несчастных случаев на производстве с целью ухода от ответственности (ст. 9.20 КоАП).
4.4.3. Надзор за выполнением требований правил охраны труда и техники безопасности.
Требования правил охраны труда и техники безопасности содержатся в Межотраслевых общих правилах по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 N 70, типовых инструкциях по охране труда и инструкциях по охране труда, принимаемых в соответствии с Инструкцией о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 176 (далее — Инструкция N 176).
Внутренние мероприятия по охране труда планируются нанимателем в соответствии с Инструкцией о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 N 111.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2011 N 140 утвержден перечень документов по охране труда, ведение которых обязательно для субъектов малого предпринимательства независимо от видов осуществляемой деятельности.
Предметом надзора за выполнением требований правил охраны труда и техники безопасности является выполнение нанимателями обязанностей по соблюдению правил охраны труда (подп. 5 — 7 ч. 1 ст. 55 ТК).
Основные обязанности нанимателя перечислены в ст. 226, п. 4 ч. 1 ст. 54, п. 6 ст. 89 ТК и ст. 13 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда). Основные обязанности работников по охране труда определяются ст. 232 ТК и ст. 19 Закона об охране труда.
Среди ЛНПА, регулирующих вопросы охраны труда на предприятии, важное значение имеет инструкция по охране труда, содержащая требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг).
Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Инструкцией N 176 и принимаются нанимателем для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей (например, погрузочно-разгрузочные работы, работы с электроинструментом и т.п.), а также для работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (например, работы на высоте, работы в резервуарах, колодцах и других емкостных сооружениях и т.п.). Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих и утверждается руководителем организации или его заместителем, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда.
В инструкции по охране труда включаются только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими. Их требования являются обязательными для работающих, а невыполнение рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
Работодатели, не наделенные правом принятия ЛНПА, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.
4.4.4. Надзор за выполнением требований правил пожарной безопасности.
При осуществлении надзора за выполнением правил пожарной безопасности следует учитывать, что работники несут материальную ответственность в полном размере в случаях причинения по их вине ущерба нанимателю нарушением правил пожарной безопасности.
Лица, ответственные за выполнение правил пожарной безопасности, в случае возникновения пожара (руководитель организации и работники, ответственные за нарушение правил пожарной безопасности), наряду с материальной ответственностью, несут административную и уголовную ответственность.
За нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предусмотрена административная ответственность по ст. 23.56 КоАП.
К уголовной ответственности по ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) привлекаются лица, ответственные за выполнение правил пожарной безопасности.
4.4.5. Надзор за выполнением требований санитарных норм и правил.
Санитарные нормы и правила представляют собой технические нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 340-З)).
Например, указанные нормы определяют требования к водным объектам, питьевому водоснабжению, водопользованию для хозяйственно-бытовых и иных нужд населения, местам водопользования; атмосферному воздуху населенных пунктов, мест массового отдыха населения; почвам; обеспечению радиационной, химической, биологической безопасности, в том числе к применению химических веществ, ядов, биологических средств и материалов и условиям работы с ними; обеспечению безопасности и безвредности воздействия неионизирующих излучений и других физических факторов, которые являются санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Кроме того, Законом N 340-З предусматривается принятие гигиенических нормативов — технических нормативных правовых актов, устанавливающих допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций их безопасности и безвредности для человека.
За нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов предусмотрена административная ответственность по ст. 16.8 КоАП.
Уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена ст. 336 УК.