В рамках Таможенного союза принят ряд технических регламентов, которые обязывают производителей, импортеров, продавцов обеспечивать выполнение обязательных процедур для подтверждения того, что параметры выпускаемой (ввозимой, реализуемой) продукции соответствуют требованиям, установленным техническими нормативными правовыми актами (далее — ТНПА). Помимо технических регламентов в Республике Беларусь также действуют два документа, которые устанавливают перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА:
- постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 «Об утверждении перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь». Указанным постановлением установлен перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее — перечень N 60);
- Решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319». Указанным Решением утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.
Подтверждение соответствия осуществляется в формах сертификации либо декларирования соответствия (на основании собственных доказательств либо доказательств, полученных с участием третьей стороны). Что это за процедуры и чем они различаются?
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что с 11 января 2012 г. вступили в силу Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23 (далее — Правила N 23), которые регламентируют процедуры и иные вопросы подтверждения соответствия.
Сертификация продукции
В соответствии с абз. 24 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон N 269-З) под сертификацией понимается подтверждение соответствия, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации. Заметим, что сертификация — более жесткая процедура, чем декларирование соответствия, т.к. сертификацию осуществляют независимые органы, которые и выдают документ о том, что продукция соответствует требованиям ТНПА.
Сертификация бывает добровольной и обязательной. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает государственные стандарты, на соответствие требованиям которых осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в государственных стандартах на этот объект оценки соответствия.
Сертификация осуществляется аккредитованными органами по сертификации в рамках их области аккредитации на основе договора на подтверждение соответствия с заявителем в отношении продукции, работ, услуг, профессиональной компетентности персонала, систем управления. Под аккредитованным органом по сертификации понимается юридическое лицо Республики Беларусь или иностранное юридическое лицо, аккредитованные для выполнения работ по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации. Приказом Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.08.2010 N 118 функции Национального органа по аккредитации Республики Беларусь с 1 сентября 2010 г. возложены на республиканское унитарное предприятие «Белорусский государственный центр аккредитации». Аккредитация — вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является подтверждение компетентности юридического лица Республики Беларусь или иностранного юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия или проведении испытаний объектов оценки соответствия.
Вопрос 1: ЧУП «А» намерено провести сертификацию партии изделий легкой промышленности. Где найти информацию об аккредитованных органах по сертификации? Если будут получены сведения о том, что в области легкой промышленности аккредитовано несколько органов по сертификации, то в какой из них следует обратиться для получения сертификата соответствия?
Ответ: Информация об аккредитованных органах по сертификации приведена на сайте РУП «Белорусский государственный центр аккредитации» (адрес http://bsca.by/Ru/reestr-akkr-organ). В свою очередь, ч. 2 п. 18 Правил N 23 устанавливает, что при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации, в область аккредитации которых включены заявляемые на сертификацию объекты оценки соответствия, заявитель вправе обратиться в один из них (т.е. любой). Соответственно выбор в рассматриваемой ситуации следует осуществлять исходя из экономических критериев.
В п. 2 приложения 5 к Правилам N 23 определены совокупность и последовательность действий для различных схем подтверждения соответствия, применяемых при сертификации продукции. Заметим, что приведенные в приложении 5 к Правилам N 23 схемы основаны на схемах, принятых в Международной организации по стандартизации (ISO).
Вопрос 2: Как определить, в соответствии с какой схемой следует проводить сертификацию продукции?
Ответ: Сертификация продукции осуществляется по схемам подтверждения соответствия (совокупность и последовательность действий), применяемым при сертификации продукции, установленным соответствующим техническим регламентом. В случаях если схемы подтверждения соответствия в регламенте не установлены либо технический регламент отсутствует (например, товар попадает в перечень N 60), то заявитель выбирает схему подтверждения соответствия, применяемую при сертификации продукции, исходя из условий ее применения (см. приложение 5 к Правилам N 23).
Вопрос 3: Кто осуществляет доставку образцов в аккредитованную испытательную лабораторию (центр)? Кто заключает договор на проведение испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)?
Ответ: Согласно подп. 5.5.5 п. 5.5 технического кодекса установившейся практики ТКП 5.1.02-2011 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 09.03.2011 N 11 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — постановление N 11), доставку образцов продукции для проведения испытаний осуществляет заявитель или орган по сертификации, если это предусмотрено договором на сертификацию. С целью обеспечения достоверности проводимых испытаний орган по сертификации при отборе проб обеспечивает маркировку и пломбирование образцов. Этим же ТНПА определено, что договор на проведение сертификационных испытаний заключается заявителем или органом по сертификации. В случаях, когда заявитель считает целесообразным организацию проведения сертификационных испытаний продукции органом по сертификации, он указывает это в заявке на проведение сертификации.
Вопрос 4: В течение какого периода действует сертификат соответствия?
Ответ: Согласно п. 23.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — перечень N 156), срок действия сертификата соответствия:
- при сертификации серийного производства продукции, услуг, иных объектов оценки соответствия — пять лет;
- при сертификации системы управления качеством — три года;
- при сертификации партии продукции — на время срока годности товара либо его реализации или без ограничения срока при возможности однозначной идентификации каждой единицы сертифицированного товара.
В свою очередь, срок хранения сертификата соответствия на продукцию устанавливается техническим регламентом, если он в нем не установлен или технический регламент отсутствует, сертификат соответствия вместе с документами, на основании которых он был выдан, должен храниться у заявителя в течение срока его действия и не менее пяти лет после окончания срока действия сертификата соответствия, если срок действия сертификата соответствия не ограничен, не менее пяти лет после реализации партии продукции (единичного изделия) (п. 33 Правил N 23).
Пунктом 56 Правил N 23 предусмотрено, что в течение всего срока действия сертификата соответствия аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, осуществляет инспекционный контроль сертифицированных объектов оценки соответствия с целью контроля соответствия сертифицированного объекта оценки соответствия требованиям ТНПА. Заметим, что ТНПА не предусматривают проведение инспекционного контроля в отношении объектов, по которым принята декларация о соответствии.
Декларирование соответствия
Согласно абз. 7 ст. 1 Закона N 269-З под декларированием соответствия понимается подтверждение соответствия, осуществляемое изготовителем (продавцом). То есть при декларировании соответствия изготовитель либо продавец (а не третье уполномоченное лицо — орган по сертификации) берет на себя ответственность за то, что продукция соответствует требованиям ТНПА.
Декларирование соответствия осуществляется изготовителем (продавцом) путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованном органе по сертификации в рамках его области аккредитации на основе договора на подтверждение соответствия с заявителем. При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации, в область аккредитации которых включена продукция, на которую регистрируется декларация о соответствии, заявитель вправе обратиться в один из них.
В п. 2 приложения 15 к Правилам N 23 определены совокупность и последовательность действий для различных схем подтверждения соответствия, применяемых при декларировании соответствия продукции. Данные схемы также основаны на схемах, принятых в Международной организации по стандартизации (ISO).
Вопрос 5: Торговое предприятие намерено осуществлять обязательное подтверждение соответствия обуви дорожной и домашней мужской и женской. Можно ли произвести декларирование соответствия обуви по схеме 2д, приведенной в приложении 15 к Правилам N 23?
Ответ: Согласно п. 74 Правил N 23 декларирование соответствия продукции проводится по схемам подтверждения соответствия, установленным соответствующим техническим регламентом, а в случаях, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, по схемам подтверждения соответствия, применяемым при декларировании соответствия продукции, согласно приложению 15 к Правилам N 23. При этом схемы подтверждения соответствия, применяемые при декларировании соответствия продукции, выбирает заявитель, исходя из условий их применения. Таким образом, если иное не установлено ТНПА, торговое предприятие вправе произвести декларирование соответствия обуви дорожной и домашней мужской и женской по схеме 2д, приведенной в приложении 15 к Правилам N 23.
Заметим, что схемы 1д и 2д, приведенные в приложении 15 к Правилам N 23, применяются при принятии заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств, а схемы 3д — 6д, приведенные в приложении 15 к Правилам N 23, применяются при принятии заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (п. 1 приложения 15 к Правилам N 23).
Отметим также, что схема 2д, приведенная в приложении 15 к Правилам N 23, позволяет заявителю самостоятельно провести испытания продукции, а не в соответствующей аккредитованной лаборатории.
Вопрос 6: Какова процедура регистрации декларации о соответствии?
Ответ: Заявитель подает в аккредитованный орган по сертификации заявление на регистрацию декларации о соответствии по установленной форме (приложение 17 к Правилам N 23). Аккредитованный орган по сертификации при регистрации декларации о соответствии анализирует:
- правомочность заявителя принимать декларацию о соответствии;
- правильность указания в декларации о соответствии ТНПА, на соответствие требованиям которых осуществляется подтверждение соответствия;
- наличие в декларации о соответствии указания на документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям;
- правильность оформления декларации о соответствии.
При положительных результатах анализа аккредитованный орган по сертификации проводит регистрацию декларации о соответствии в реестре. В декларации о соответствии аккредитованный орган по сертификации указывает сведения о ее регистрации (наименование и юридический адрес аккредитованного органа по сертификации, дату регистрации и регистрационный номер декларации). Регистрация декларации о соответствии подтверждается печатью аккредитованного органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию, и подписью его руководителя. Зарегистрированная декларация о соответствии передается заявителю, заявление и ксерокопия декларации о соответствии хранятся в аккредитованном органе по сертификации.
Вопрос 7: В течение какого периода действует декларация о соответствии?
Ответ: Согласно п. 23.5 перечня N 156 срок действия декларации о соответствии составляет 5 лет при декларировании серийного производства продукции, а при декларировании партии продукции — на время срока годности продукции или ее реализации либо без ограничения срока при возможности однозначной идентификации каждой единицы сертифицированной продукции.
При этом срок хранения декларации о соответствии устанавливается техническим регламентом, если он в нем не установлен или технический регламент отсутствует, зарегистрированная декларация о соответствии вместе с документами, на основании которых она была принята, должна храниться у заявителя в течение срока ее действия и не менее пяти лет после окончания срока действия, если срок действия декларации о соответствии не ограничен — в течение не менее пяти лет после реализации партии продукции (единичного изделия) (п. 88 Правил N 23).
Как указано выше, ТНПА не предусматривают проведение инспекционного контроля в отношении объектов, по которым принята декларация о соответствии. В то же время п. 4.8 технического кодекса установившейся практики ТКП 5.1.03-2011 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок декларирования соответствия. Основные положения», утвержденного постановлением N 11, установлено, что заявитель, принявший декларацию о соответствии, обязан обеспечить соответствие продукции требованиям ТНПА. Соответственно при установлении контролирующим органом факта того, что реализуемая (выпускаемая) продукция не соответствует требованиям ТНПА, заявитель автоматически будет привлечен к ответственности. Заявитель имеет право вместо проведения обязательного декларирования соответствия продукции провести ее сертификацию.