Порядок действий субъекта по защите нарушенных авторских прав (часть 1)

Правовое регулирование вопросов, связанных с защитой авторских прав, осуществляется следующими нормативными правовыми актами:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (заключена в г. Берне 09.09.1886) (далее – Бернская конвенция).
  2. Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (подписан в г. Пекине 24.06.2012).
  3. Всемирная конвенция об авторском праве (подписана в г. Женеве 06.09.1952).
  4. Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (подписан в г. Марракеше 27.06.2013).
  5. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (подписан в г. Женеве 20.12.1996).
  6. Соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010).
  7. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (заключено в г. Москве 24.09.1993).
  8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности согласно приложению 26 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
  9. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
  10. Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З “Об авторском праве и смежных правах” (далее – Закон).
  11.  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  12. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
  13. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2012 N 173 “Об утверждении типовых договоров на производство фильмов”.

Справочно. Особенности защиты прав нерезидентами в Республике Беларусь и резидентами в иностранных государствах.

В рамках стран – участниц Бернской конвенции (169 стран, ознакомиться со списком стран-участниц можно на сайте ВОИС по ссылке: http://www.wipo.int/export/sites/www/treaties/en/documents/pdf/berne.pdf) установлен национальный режим охраны прав автора. Данный режим означает, что для автора, который является гражданином государства – участника Бернской конвенции, или произведения, которое было впервые опубликовано в таком государстве, предоставлен такой же объем охраны прав, как для авторов и произведений государства, в котором испрашивается охрана. Причем такая охрана не зависит от требований законодательства такой страны выполнить какие-либо формальности для получения охраны авторских прав, а действует автоматически.

Такая норма нашла отражение в ГК и Законе, которые не разделяют условия и способы защиты и охраны авторского права между резидентами Республики Беларусь и иностранными субъектами.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме:

  • на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
  • за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами – гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;
  • за пределами Республики Беларусь, и признается за авторами – гражданами других государств и их правопреемниками в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (п. 1 ст. 991 ГК, п. 1 ст. 5 Закона).

Причем при определении условий правовой охраны следует учитывать вопрос о моменте перехода произведения в статус общественного достояния. В данном случае произведение не переходит в статус общественного достояния как в стране происхождения произведения, так и в Республике Беларусь.

Таким образом, на территории Республики Беларусь иностранные субъекты пользуются тем же правами в отношении объектов авторского права и вправе использовать те же механизмы их защиты, что и резиденты Республики Беларусь.

Ввиду того что Бернская конвенция действует на территории 169 стран, резиденты Республики Беларусь в отношении своих произведений вправе рассчитывать на защиту своих авторских прав на территории стран – участниц данной Конвенции наравне с резидентами этих стран, что означает распространение на них того же объема прав и тех же способов и механизмов защиты своих прав.

В отношении стран, которые не вошли в Бернский союз, как правило, действует принцип взаимности и вопросы охраны авторских прав регулируются международными договорами.

Этап 1. Позаботиться о доказательствах авторства / наличия авторских прав. Предупредительные меры.

Для того чтобы впоследствии предупредить возникновение споров, если иное лицо утверждает, что является автором чужого произведения, или претендует на соавторство, или нарушит имущественные права автора на произведение, последнему необходимо обеспечить достаточные и убедительные доказательства наличия авторских прав.

Среди действий, которые позволят подтвердить авторство / наличие имущественных авторских прав, можно выделить следующие.

Для автора:

  1. направить экземпляр произведения себе по почте (по электронной с сохранением письма на сервере или по почте заказным письмом с описью);
  2. задепонировать или зарегистрировать произведение (в том числе произвести электронную регистрацию);
  3. сохранить рабочие материалы, связанные с созданием произведения;
  4. сохранить документы об участии в конкурсах, выставках с произведением;
  5. записать произведение на электронный носитель с указанием в процессе записи даты ее осуществления (финализация);
  6. продемонстрировать произведение при свидетелях;
  7. опубликовать произведение (например, в СМИ, периодических изданиях и пр.);
  8. засвидетельствовать подлинность подписи на произведении у нотариуса;
  9. обратиться к нотариусу за обеспечением доказательств, необходимых для ведения дел в органах иностранных государств, а также письменных доказательств для рассмотрения дел в судах Республики Беларусь;
  10. передать нотариусу на хранение документы по созданию произведения или экземпляр произведения.
  11. обратиться в организацию коллективного управления авторскими правами для обеспечения управления своими авторскими правами;
  12. присвоить литературному произведению ISBN (International Standart Book Number) (например, в Российской Федерации частное лицо может получить такой номер);
  13. сохранить в электронном виде экземпляр произведения в социальной сети, чтобы видна была дата его размещения там.

Для иных правообладателей:

  1. обеспечить себе доказательства перехода прав по цепочке от автора(ов) до конечного правообладателя (получить у передающей стороны все надлежащим образом заверенные копии договоров по созданию произведения и передаче прав (переходу прав) на него);
  2. надлежащим образом оформить и сохранить документы по созданию служебного произведения: задание нанимателя (приказ, распоряжение о создании произведения) либо наличие в трудовом договоре, должностной инструкции работника, ином локальном нормативном правовом акте предприятия указания на обязанность работника по созданию произведений.

В качестве предупредительной меры нарушения авторских прав можно рассматривать меры защиты авторских прав таможенными органами.

Правовое регулирование:

  • глава 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТмК ТС);
  • глава 44 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З “О таможенном регулировании в Республике Беларусь”;
  • приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.07.2014 N 360-ОД “О некоторых вопросах принятия таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности”.

Таможенные органы Республики Беларусь обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности в отношении товаров, содержащих объекты: авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Защита осуществляется путем включения информации об объекте интеллектуальной собственности в таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства – члена Таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Таможенного союза и реализуется при помещении товаров под соответствующие таможенные процедуры.

Если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на 10 (десять) рабочих дней. Такой срок может быть продлен еще до 10 рабочих дней, в случае если правообладатель или лицо, представляющее его интересы, обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя.

За это время правообладателю необходимо получить документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза, в противном случае процедура помещения под таможенную процедуру будет возобновлена.

Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии со ст. 329 ТмК ТС устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, которые ведутся таможенными органами с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 лет со дня включения в такие реестры. По заявлению правообладателя указанный срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности может быть продлен неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 года, в пределах срока действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Этап 2. Установить объем прав правообладателя.

В ситуации, когда есть основания полагать, что авторские права нарушены, следует определить, какие права принадлежат правообладателю, защиты каких прав он вправе требовать.

В соответствии со ст. 983 ГК обладателю авторских прав на произведение принадлежит исключительное право правомерного использования этого объекта интеллектуальной собственности по своему усмотрению в любой форме и любым способом, а также право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение.

На этом этапе следует:

  • во-первых, определить объем и состав своих прав в отношении произведения (личных неимущественных и имущественных);
  • во-вторых, определить, используется ли третьим лицом произведение в рамках изъятий и исключений, в том числе в рамках свободного использования, и соблюдаются ли условия такого использования.

В данном случае следует иметь в виду, что имеется два вида правообладателей:

1) автор (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение);

2) иной правообладатель – физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права в силу факта правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном Законом, а именно:

  • наследник автора;
  • наниматель (в отношении служебного произведения);
  • производитель аудиовизуального произведения;
  • лицо, выпускающее в свет энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания;
  • лицо, к которому исключительное право на произведение перешло в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица – правообладателя;
  • лицо, которому исключительное право на произведение передано по договору уступки исключительного права;
  • иные лица, отвечающие указанным выше критериям.

По содержанию понятие исключительного авторского права включает следующие два вида прав.

1. Личные неимущественные права.

Данный вид прав принадлежит только автору независимо от его имущественных прав и сохраняется за ним в случае перехода (передачи) исключительного права на произведение к другому лицу.

При этом защита неимущественных прав автора после его смерти осуществляется без ограничения срока его наследниками или исполнителями завещания, а при их отсутствии – уполномоченным республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности (ст. 42 Закона). Личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы.

Состав личных неимущественных прав автора определен п. 1 ст. 15 Закона, при этом авторы служебных произведений лишены прав на обнародование и отзыв (ч. 2 п. 1 ст. 15 Закона).

2. Имущественные права.

Имущественные права могут принадлежать как автору, так и иному правообладателю.

Основным исключительным правом является право использования произведения, которое включает в себя правомочия, установленные ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона.

Первоначально исключительное право возникает у автора. В последующем оно может переходить к другому лицу в силу:

  • договора;
  • правопреемства (в результате наследования, реорганизации) или
  • законодательства (например, исключительное право на служебное произведение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и автором).

При этом законодательство предусматривает исчерпывающий перечень допускаемых изъятий и исключений в отношении исключительного права на произведение (ограничения исключительных прав).

Среди таких изъятий указаны:

  • цитирование произведения (ст. 10 Бернской конвенции и п. 2 ст. 32 Закона);
  • свободное использование произведений в средствах массовой информации (ст. 33 Закона);
  • воспроизведение произведений для незрячих и слабовидящих лиц (ст. 34 Закона);
  • воспроизведение произведений и объектов смежных прав в личных целях (ст. 35 Закона);
  • свободное использование произведений в образовательных и исследовательских целях (ст. 36 Закона);
  • свободное использование произведений библиотеками и архивами (ст. 37 Закона);
  • запись произведения, осуществляемая организациями эфирного или кабельного вещания (ст. 38 Закона);
  • свободное использование компьютерных программ и баз данных (ст. 39 Закона);
  • свободное воспроизведение объектов авторского права или смежных прав в ходе технологических процессов передачи данных (ст. 40 Закона);
  • публичная демонстрация законным правообладателем принадлежащих ему оригиналов произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых (п. 3 ст. 32, ст. 40 Закона);
  • воспроизведение в каталогах выставок и изданиях, посвященных коллекциям произведений изобразительного искусства, оригиналов рукописей произведений писателей, композиторов и ученых, в том числе в случае, когда исключительное право на произведение не перешло к лицу, которое правомерно владеет оригиналом такого произведения (п. 3 ст. 32 Закона);
  • воспроизведение правомерно обнародованного произведения для целей судопроизводства по гражданским делам, судопроизводства в хозяйственных судах, конституционного судопроизводства, производства по материалам уголовного дела, в рамках деятельности третейского суда, а также в рамках административного процесса (п. 4 ст. 32 Закона);
  • публичное исполнение музыкального произведения во время религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии, без обязательного указания при этом автора и источника заимствования (п. 5 ст. 32 Закона);
  • публичное исполнение произведений непрофессиональными исполнителями и непрофессиональными (самодеятельными) коллективами художественного творчества, в том числе обучающимися, воспитанниками, педагогическими и иными работниками учреждений образования, при условии, что такое использование произведений не преследует цели извлечения прибыли (п. 6 ст. 32 Закона);
  • воспроизведение, передача в эфир или по кабелю, а также сообщение для всеобщего сведения иным образом фотографического произведения, произведения архитектуры, изобразительного искусства в случае, если такие произведения постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения. При этом изображение таких произведений не должно являться основным объектом воспроизведения, передачи в эфир, передачи по кабелю или иного сообщения для всеобщего сведения, а также не должно использоваться в коммерческих целях (п. 7 ст. 32 Закона).

Далее по тексту перечисленные случаи будут называться “свободное использование ОАП”.

Однако во всех случаях свободного использования произведений и исполнений, если иное не предусмотрено законодательством, должны соблюдаться личные неимущественные права авторов.

Этап 3. Установить сведения относительно нарушения авторских прав.

На данном этапе следует выяснить несколько вопросов:

  1. какие действия могут являться нарушением авторских прав, принадлежащих правообладателю, на защиту которых он может претендовать;
  2. определение способа использования третьим лицом произведения, в случае если нарушение совершается путем использования произведения;
  3. условия и обстоятельства нарушения.

Нарушениями авторского права или смежных прав признаются действия, совершаемые в нарушение требований Закона.

Это может выражаться в таких нарушениях личных неимущественных прав, как:

1) нарушение права авторства, то есть права автора произведения признаваться таковым в отношении своего произведения. Среди нарушений права авторства можно выделить такое правонарушение, как намеренное незаконное присвоение авторства на чужое произведение (плагиат). Плагиат может выражаться путем:

  • указания лицом в любой объективной форме себя как автора чужого произведения, в том числе обнародования под собственным именем;
  • опубликования произведения, созданного совместным трудом нескольких лиц, анонимно, или под псевдонимом, или только под своим именем без указания соавторов;
  • принуждения к соавторству;
  • частичного использования (заимствования) чужого произведения, цитирования без ссылки на источник;
  • др.

При этом заимствование идеи, метода, концепции не является плагиатом, поскольку авторское право на них не распространяется;

2) нарушение права на имя, то есть права автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Именно автор решает, каким образом он будет указан в качестве автора (под подлинном именем или псевдонимом) и будет ли указан вообще (анонимно).

Способы нарушения права автора на имя:

  • неуказание имени автора;
  • указание имени автора иным способом, нежели установлено автором (в договоре или иным образом);
  • искажение имени автора;
  • раскрытие псевдонима, например указание вместо псевдонима истинного имени.

В данном случае также действует правило, согласно которому если автор при жизни не раскрыл свой псевдоним, под которым было опубликовано произведение, то наследники не вправе после смерти автора публиковать произведение не под этим псевдонимом;

3) нарушение права автора на неприкосновенность произведения, то есть внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений без согласия автора, за исключением двух случаев, когда такие действия допускаются:

  • так, наниматель, обладающий исключительным правом на служебное произведение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации произведения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия автора служебного произведения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и автором. При этом наниматель обязан указать в произведении об осуществленной им адаптации;
  • при использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

4) нарушение права на обнародование, то есть права обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти наследниками, если обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании;

5) нарушение права на отзыв, то есть права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании. Право на отзыв может быть реализовано только при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он должен изъять за свой счет из гражданского оборота ранее изготовленные экземпляры произведения.