Статья 19.1. Несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности
Несоблюдение требований законодательства о фиксации и об обеспечении сохранности выявленных материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека для присвоения им статуса историко-культурной ценности, о сообщении в уполномоченный орган об их выявлении либо о внесении в Министерство культуры Республики Беларусь предложений о присвоении выявленным материальным объектам и нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности —
влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.
Комментарий к статье 19.1
1. Историко-культурные ценности — материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), обладающие отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и которым присвоен статус историко-культурной ценности.
К материальным историко-культурным ценностям относятся документальные памятники, заповедные места, памятники археологии, памятники архитектуры, памятники истории, памятники градостроительства, художественные памятники. При этом материальные историко-культурные ценности делятся на недвижимые и движимые. Кроме того, материальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории:
- категория «0» — историко-культурные ценности, которые включены или предложены для включения в установленном порядке в Список мирового культурного и природного наследия либо в Список мирового наследия, которое находится под угрозой;
- категория «1» — историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные особенности которых имеют международное значение;
- категория «2» — историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные особенности которых имеют национальное значение;
- категория «3» — историко-культурные ценности, отличительные духовные, художественные и (или) документальные особенности которых имеют значение для отдельных регионов Республики Беларусь.
К нематериальным историко-культурным ценностям относятся обычаи, традиции, обряды, фольклор, язык, его диалекты, иные нематериальные проявления творчества человека. При этом нематериальные историко-культурные ценности делятся на фиксируемые и индивидуализируемые. Кроме того, нематериальные историко-культурные ценности делятся на следующие категории:
- категория «А» — историко-культурные ценности, полная аутентичность и точность которых безусловная и неизменная;
- категория «Б» — историко-культурные ценности, которые полностью или частично обновлены (зафиксированы) на аналогичном материале или отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства которых объективно со временем могут измениться.
2. В соответствии со статьями 17 — 19 Закона Республики Беларусь от 09.01.2006 N 98-З «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» (далее — Закон «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь») материальные объекты, которые могут представлять историко-культурную ценность, выявляются путем профессионального или случайного выявления. Нематериальные проявления творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, выявляются путем профессионального выявления. Выявленные материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, подлежат фиксации, научной обработке и художественной оценке в порядке, установленном Министерством культуры Республики Беларусь (постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 31.05.2007 N 26 «Аб некаторых пытаннях фiксацыi, навуковай апрацоўкi i мастацкай ацэнкi выяўленых матэрыяльных аб’ектаў i нематэрыяльных праяўленняў творчасцi чалавека, якiя могуць уяўляць гiсторыка-культурную каштоўнасць, i парадку зацвярджэння эталона фiксаванай нематэрыяльнай гiсторыка-культурнай каштоўнасцi» утверждены Инструкция о порядке фиксации, научной обработки и художественной оценки выявленных материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность; Инструкция о порядке утверждения полной, точной и качественной фиксации нематериальной историко-культурной ценности графическими и техническими средствами в качестве эталона фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности).
Профессиональное выявление материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, осуществляется:
- во время профессиональной научно-исследовательской деятельности;
- при направлении материальных объектов и нематериальных проявлений творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, в соответствии с законодательством Республики Беларусь в собственность государства.
Юридическое или физическое лицо, которое во время профессиональной научно-исследовательской деятельности выявило материальный объект или нематериальное проявление творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, обязано провести их фиксацию, научную обработку и художественную оценку, принять меры по их сохранению (с момента выявления до передачи собственнику) и не позже чем в двухдневный срок сообщить в Министерство культуры Республики Беларусь о выявленном материальном объекте или нематериальном проявлении творчества человека.
Юридическое или физическое лицо, которое случайно выявило движимый материальный объект, который может представлять историко-культурную ценность, обязано принять меры по его сохранению и не позже чем в двухдневный срок сообщить в местный исполнительный и распорядительный орган или в территориальный орган внутренних дел о выявленном объекте. Местный исполнительный и распорядительный орган или территориальный орган внутренних дел после получения сообщения о выявлении движимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, обязан принять этот объект от лица, которое его выявило, в соответствии с актом приема, один экземпляр которого передается этому лицу, и не позже чем в двухдневный срок сообщить в Министерство культуры Республики Беларусь о выявленном объекте. Сохранение движимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, с момента его выявления до передачи в местный исполнительный и распорядительный орган или территориальный орган внутренних дел обеспечивает юридическое или физическое лицо, которое его выявило, а с момента его передачи — местный исполнительный и распорядительный орган или территориальный орган внутренних дел, который принял этот движимый материальный объект, или лицо, определенное письменным предписанием Министерства культуры Республики Беларусь. Министерство культуры Республики Беларусь после получения сообщения о выявлении движимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, в пятидневный срок принимает выявленный объект в соответствии с актом приема-передачи или при очевидной безосновательности мнения о наличии в объекте отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств составляет акт об отсутствии в выявленном движимом материальном объекте отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств.
Юридическое или физическое лицо, которое случайно выявило недвижимый материальный объект (археологический объект, элемент декора, художественной отделки, элементы росписи и т.д.), который может представлять историко-культурную ценность, обязано безотлагательно приостановить работы или иную деятельность, которые могут оказывать воздействие на этот объект, принять меры по его сохранению и сообщить в Министерство культуры Республики Беларусь или местный исполнительный и распорядительный орган о выявленном объекте. Местный исполнительный и распорядительный орган после получения сообщения о выявлении недвижимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, обязан не позже чем в двухдневный срок сообщить в Министерство культуры Республики Беларусь о выявленном объекте. Министерство культуры Республики Беларусь после получения сообщения о выявлении недвижимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, организует не позже чем в трехдневный срок приезд своего представителя на место выявления этого объекта. Представитель Министерства культуры Республики Беларусь после осмотра на месте выявленного недвижимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, выдает письменное предписание, в котором определяет временный режим удержания этого объекта с указанием срока его действия, или при очевидной безосновательности мнения о наличии в объекте отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств составляет акт об отсутствии в выявленном недвижимом материальном объекте отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств. Срок действия временного режима удержания недвижимого материального объекта, который может представлять историко-культурную ценность, может быть сокращен или продлен Министерством культуры Республики Беларусь. Приостановленные в связи с выявлением недвижимого материального объекта работы или иная деятельность возобновляются только с письменного разрешения Министерства культуры Республики Беларусь.
3. В соответствии со статьями 20 — 23 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» научно-методический совет при рассмотрении предложений о придании материальным объектам или нематериальным проявлениям творчества человека статуса историко-культурной ценности исходит из наличия в предложенных для рассмотрения материальных объектах или нематериальных проявлениях творчества человека отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств, что подтверждается соответствием одному из критериев:
— они являются:
- одним из факторов формирования национального менталитета;
- редким или ценным свидетельством существования исчезнувшей цивилизации;
- эпическим творением, созданным или существенно переосмысленным и видоизмененным народом Беларуси;
- авторским творением искусства, созданным на территории Республики Беларусь или под влиянием белорусской истории, действительности, менталитета, среды или иных факторов;
- отличным художественным творением, шедевром, созданным и (или) признанным за пределами Республики Беларусь;
- материальным объектом или нематериальным проявлением творчества человека, особенностями уклада жизни, характерными только для культуры народа Беларуси;
- документальной фиксацией, символом или иным проявлением или обозначением явлений, событий или процессов, которые связаны с историей Республики Беларусь, ее отдельных регионов, родословных или этнических групп или имеют международную значимость;
- отличным или оригинальным результатом творческого или научно-технического эксперимента;
- редким на территории Республики Беларусь или отличным достижением иного народа;
- результатом или свидетельством неисследованных процессов;
- захоронением знаменитого человека, братской могилой воинов, борцов, которые погибли за какое-нибудь единое благородное дело, и (или) жертв военных событий, вооруженных конфликтов, массовых репрессий;
- традиционным топонимичным названием;
— они являются редким или выдающимся образцом:
- созданной человеком среды;
- использования в деятельности человека природных факторов и особенностей;
- строения или иного творения, которые имеют типичные особенности, характерные только для культуры народа Беларуси;
- строения или иного творения, предметов быта или предметов иного назначения определенного исторического периода, региона или этнической группы;
- творения народного искусства определенного исторического периода, региона или этнической группы;
- решения хозяйственных, производственных, фортификационных, организационных и иных вопросов;
- стилистического направления или региональной либо этнической особенности, выявленных в любом виде искусства;
— они непосредственно связаны с:
- событиями или идеями и убеждениями, которые оказали значительное влияние на ход исторического, культурного и (или) духовного развития человечества и народа Беларуси;
- жизнью и деятельностью выдающихся людей мира и Республики Беларусь;
— они считаются:
- связанными с народными мифами, легендами, другими эпическими произведениями, народными обрядами;
- материальными объектами, которые имеют отличительные качества;
— они оказали (оказывают) значительное влияние на развитие искусства, духовность общества, мировоззрение людей в определенный исторический период или на территории отдельного региона или этнической группы;
— они помещают в себе неисследованный (не полностью исследованный) культурный слой.
Решение о необходимости придания материальным объектам статуса историко-культурной ценности может быть принято только в отношении аутентичного или реставрированного в соответствии с научно-проектной документацией материального объекта. При этом со времени первоначального создания недвижимого материального объекта должно пройти не меньше чем 40 лет, и он должен быть полностью или не меньше чем на 90 процентов восстановленный в соответствии с историческими данными на прежнем месте.
Материальный объект или нематериальное проявление творчества человека, которые могут представлять историко-культурную ценность, выделяются для придания им статуса историко-культурной ценности из:
- материальных объектов или нематериальных проявлений творчества человека, которые реально существуют, используются в деятельности человека или предоставлены в форме фиксированных нематериальных проявлений творчества человека, иных формах проявления отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств независимо от места их нахождения;
- материальных объектов или нематериальных проявлений творчества человека, информация о существовании которых до момента их выявления отсутствовали и собственник которых неизвестен, отказался от права собственности на них или потерял право собственности на них по иным основаниям, предусмотренным законодательствам Республики Беларусь;
- материальных объектов или нематериальных проявлений творчества человека, наличие которых документально удостоверено, при условии отсутствия бесспорных документальных сведений об уничтожении, потере или исчезновении этих материальных объектов или нематериальных проявлений творчества человека.
Юридическое или физическое лицо, которое выявило материальный объект или нематериальное проявление творчества человека, вносит в Министерство культуры Республики Беларусь в письменной форме предложение о придании выявленному материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности с обязательным его обоснованием.
Министерство культуры Республики Беларусь после получения предложения о придании материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности сообщает об этом собственнику (владельцу) материального объекта или нематериального проявления творчества человека, а также в местный исполнительный и распорядительный орган и организует квалифицированное рассмотрение этого предложения Научно-методическим советом, включая рассмотрение фиксации, научной обработки и художественной оценки материального объекта или нематериального проявления творчества человека, для принятия решения о необходимости придания материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности или об отсутствии необходимости придания им такого статуса. Местный исполнительный и распорядительный орган, а также собственник (владелец) материального объекта или нематериального проявления творчества человека с момента получения сообщения, предусмотренного пунктом 1 статьи 22 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь», и до момента принятия решения о необходимости придания материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности или об отсутствии необходимости придания им такого статуса принимает меры по приостановке работ или иной деятельности, которые могут привести к уничтожению или угрозе уничтожения, потере или угрозе потери, исчезновению или угрозе исчезновения, прикрытию вреда или угрозе ее прикрытия, ухудшения технического состояния или угрозы его ухудшения, а также к научно не обоснованному изменению или ухудшению условий восприятия названных материального объекта или нематериального проявления творчества человека.
Материальные объекты, выделенные для придания им статуса историко-культурной ценности, подлежат покровительству, как и материальные историко-культурные ценности без категории. Научно-методический совет на основании квалифицированного рассмотрения при условии отсутствия бесспорных документальных сведений об уничтожении, потере или исчезновении материального объекта или фиксированного нематериального проявления творчества человека принимает решение о необходимости придания материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности или об отсутствии необходимости придания им такого статуса. При этом в решении о необходимости придания материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека статуса историко-культурной ценности указывается категория историко-культурной ценности, к которой их необходимо отнести. Статус историко-культурной ценности может быть придан материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека, которые официально считаются историко-культурными ценностями в других странах, при условии отсутствия бесспорных документальных сведений об уничтожении, потере или исчезновении этих материального объекта или нематериального проявления творчества человека.
Совет Министров Республики Беларусь принимает решение о придании статуса историко-культурной ценности материальному объекту или нематериальному проявлению творчества человека, по которым Научно-методическим советом принято соответствующее решение о необходимости придания им такого статуса. Материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, по которым Советом Министров Республики Беларусь приняты решения о придании им статуса историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека Советом Министров Республики Беларусь могут быть лишены статуса историко-культурной ценности в случае потери ими их отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств, которые обусловили придание им статуса историко-культурной ценности, а также в случае их уничтожения, потери или исчезновения в результате воздействия природных факторов или в иных ситуациях при невозможности их воссоздания. Заключение о невозможности научно обоснованного воссоздания этих историко-культурных ценностей дается Научно-методическим советом. При необходимости решения исключительных государственных задач памятники археологии после их полного изучения могут быть лишены статуса историко-культурной ценности Советом Министров Республики Беларусь. Заключение о полном изучении памятников археологии дается Научно-методическим советом. Материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, лишенные статуса историко-культурной ценности, исключаются из Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Статья 19.2. Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей
Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей —
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двадцати пяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от восьми до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до двухсот базовых величин.
Комментарий к статье 19.2
1. В соответствии со статьями 44 и 53 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» для каждой материальной историко-культурной ценности или каждого эталона фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности Министерством культуры Республики Беларусь определяются индивидуальные условия их содержания и использования, устанавливаются порядок выполнения работ на этих историко-культурных ценностях, иные ограничения деятельности их собственников (владельцев) и (или) пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности, в том числе в случаях чрезвычайных ситуаций или в период вооруженных конфликтов. Эти требования фиксируются в охранном обязательстве, составленном по форме, установленной Министерством культуры Республики Беларусь, и подлежат выполнению всеми юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Собственник материальной историко-культурной ценности или эталона фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности обязан взять на себя обязанности по обеспечению их сохранения путем подписания охранных обязательств, составленных по форме, установленной Министерством культуры Республики Беларусь, в том числе:
обеспечивать сохранность историко-культурной ценности;
- обеспечивать доступ к историко-культурной ценности специалистам, которые с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь имеют право на ее изучение;
- предоставлять периодически или по договоренности с Министерством культуры Республики Беларусь или соответствующими учреждениями культуры доступ к историко-культурной ценности гражданам на срок не меньше чем шесть месяцев в течение каждых десяти лет;
- сообщать в Министерство культуры Республики Беларусь об обстоятельствах, которые угрожают сохранению историко-культурной ценности;
- сохранять в целости коллекции и иные научно обоснованные сборы движимых материальных историко-культурных ценностей или эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей.
При приобретении права собственности на материальную историко-культурную ценность или эталон фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности новый собственник или по его поручению владелец обязан в течение одного месяца подписать охранное обязательство. Неисполнение этого условия влечет за собой признание такой сделки ничтожной. В случае придания материальному объекту статуса историко-культурной ценности собственник этого объекта или по его поручению владелец обязаны в течение одного месяца подписать охранное обязательство. Неисполнение этого условия может привести к признанию названного объекта в установленном порядке историко-культурной ценностью, которая содержится бесхозяйственно.
2. В соответствии с Инструкцией о порядке подготовки, подписания и регистрации охранного обязательства на материальную историко-культурную ценность, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 29.08.2007 N 37 «Аб зацвярджэннi ўзораў улiковых дакументаў i iнструкцый аб парадку некаторых дзеянняў у дачыненнi да гiсторыка-культурных каштоўнасцей», охранное обязательство составляется для каждой материальной историко-культурной ценности (далее — историко-культурная ценность) по соответствующей форме. Охранное обязательство содержит сведения об определенных индивидуальных условиях содержания и использования историко-культурной ценности, о порядке выполнения работ на этой историко-культурной ценности, иные ограничения деятельности ее собственника (владельца) и (или) пользователя, а тоже требования по обеспечению сохранности историко-культурной ценности. Охранное обязательство заполняется ответственным лицом соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого размещена историко-культурная ценность (далее — ответственное лицо), в трех экземплярах. Ответственное лицо вносит в охранное обязательство следующие сведения:
- полное название и шифр историко-культурной ценности согласно Государственному списку историко-культурных ценностей Республики Беларусь;
- дату и номер постановления Совета Министров Республики Беларусь о придании статуса и категории историко-культурной ценности;
- местонахождение историко-культурной ценности;
- форму собственности, в которой находится историко-культурная ценность (государственная: республиканская или коммунальная, частная); фамилию, имя отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, или полное название юридического лица, которое является собственником (владельцем) историко-культурной ценности, должность, фамилию, имя и отчество руководителя юридического лица;
- адрес собственника историко-культурной ценности (физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) или юридический адрес (для юридического лица), контактный телефон;
- индивидуальные условия содержания и использования историко-культурной ценности.
Ответственное лицо, которое заполнило охранное обязательство, подписывает его с указанием своей фамилии, имени, отчества. Для заполнения охранного обязательства собственник или по ему поручению владелец представляет ответственному лицу общегражданский паспорт, доверенность (при оформлении документов по доверенности), свидетельство о регистрации (для юридического лица) и копии следующих документов:
- технический паспорт;
- договор купли-продажи, удостоверение о праве на наследство по завещанию (при передаче ценности в наследство) или иные документы, которые подтверждают право собственности на историко-культурную ценность;
- копии страниц 22, 23, 30, 31, 32 и 33 общегражданского паспорта.
Заполненное охранное обязательство подписывается собственником или по его поручению владельцем историко-культурной ценности и направляется для подписания и регистрации в Министерство культуры Республики Беларусь. После подписания в Министерстве культуры Республики Беларусь охранному обязательству присваивается регистрационный номер, который вносится в книгу регистрации охранных обязательств, составленную по форме согласно приложению к Инструкции о порядке подготовки, подписания и регистрации охранного обязательства на материальную историко-культурную ценность. После подписания и регистрации один экземпляр охранного обязательства остается в Министерстве культуры Республики Беларусь, два других направляются в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган. Ответственное лицо один из экземпляров подписанного и зарегистрированного охранного обязательства передает собственнику (владельцу) историко-культурной ценности. Подписанное и зарегистрированное охранное обязательство действует до момента смены собственника историко-культурной ценности. В случае смены собственника историко-культурной ценности в книге регистрации охранных обязательств делается запись о прекращении действия охранного обязательства. При приобретении права собственности на историко-культурную ценность новый собственник или по его поручению владелец обязан в течение одного месяца подписать охранное обязательство.
Статья 19.3. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям
Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 19.3
1. В соответствии со статьями 36 и 37 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» на материальных историко-культурных ценностях (в охранных зонах недвижимых материальных историко-культурных ценностей) и эталонах фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей выполняются научно-исследовательские и реставрационно-восстановительные работы.
К научно-исследовательским работам, которые выполняются на материальных историко-культурных ценностях (в охранных зонах недвижимых материальных историко-культурных ценностей) и эталонах фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, относятся:
- археологические исследования (разведка и раскопки) — комплекс мероприятий по уточнению и изучению недвижимых материальных историко-культурных ценностей, в том числе проведение наблюдения при выполнении земляных и строительных работ;
- архивно-библиографические исследования — комплекс мероприятий по изучению архивных, библиографических и иных материалов, которые касаются историко-культурных ценностей;
- натурные исследования — комплекс мероприятий по выяснению и уточнению отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств историко-культурных ценностей.
К реставрационно-восстановительным работам, которые выполняются на материальных историко-культурных ценностях (в охранных зонах недвижимых материальных историко-культурных ценностей) и эталонах фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей (далее — реставрационно-восстановительные работы на историко-культурных ценностях), относятся:
- восстановительные работы — комплекс мероприятий, направленных на научно обоснованное полное или частичное повторное создание историко-культурных ценностей (для недвижимых материальных историко-культурных ценностей — обязательно на месте их прежнего нахождения);
- дополнение — комплекс мероприятий по созданию дополнений к историко-культурным ценностям, в том числе и по завершению вовремя не реализованных авторских замыслов;
- консервация — комплекс мероприятий по временному или долговременному обеспечению сохранности технического состояния историко-культурных ценностей с применением соответствующих методов, которые позволяют предотвратить его дальнейшее ухудшение;
- приспособление — комплекс мероприятий по адаптации историко-культурных ценностей к нуждам и особенностям технического содержания;
- ремонт — комплекс мероприятий по улучшению технического состояния историко-культурных ценностей без внесения изменений в их конструктивное и (или) эстетическое решение;
- раскрытие — комплекс мероприятий по избавлению историко-культурных ценностей от более поздних наслоений;
- регенерация — комплекс мероприятий по воссозданию целостности и общего композиционного решения историко-культурных ценностей (в основном комплексных историко-культурных ценностей);
- реконструкция — комплекс мероприятий по улучшению технического состояния и функциональных особенностей историко-культурных ценностей с допущением частичных изменений их конструктивных и несущественных физических особенностей;
- реставрация — комплекс мероприятий по научно обоснованному воссозданию потерянных фрагментов историко-культурных ценностей, а также их отличительных духовных, художественных и (или) документальных качеств.
Работы на историко-культурных ценностях, а также работы по разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях могут выполняться только с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь. При разработке научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях Министерством культуры Республики Беларусь выдается разрешение на проведение архивно-библиографических исследований. Разрешение на выполнение работ на историко-культурных ценностях выдается Министерством культуры Республики Беларусь после согласования и утверждения обоснованной программы научно-исследовательских работ или научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях. Разрешение на проведение археологических исследований выдается Министерством культуры Республики Беларусь после предоставления Национальной академией наук Беларуси их исполнителям права на проведение археологических исследований. Документация археологических исследований сохраняется в архиве Национальной академии наук Беларуси. Порядок выдачи разрешения на выполнение работ на историко-культурных ценностях устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 15.06.2006 N 762 «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка-культурнай спадчыны» (далее — постановление N 762) утверждено Положение о порядке выдачи разрешения на выполнение работ на историко-культурных ценностях). Разрешение Министерства культуры Республики Беларусь на выполнение работ на историко-культурных ценностях не освобождает заказчика от необходимости оформления документов в государственных органах на выполнение таких работ в случаях, предусмотренных законодательствам Республики Беларусь.
2. В соответствии со статьями 39 и 40 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» к выполнению научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководству разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, в том числе к проведению авторского наблюдения за их выполнением, допускаются лица, которые имеют удостоверение на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях. Удостоверения на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях выдаются Министерством культуры Республики Беларусь после рассмотрения заключений о соответствии квалификационным требованиям кандидатов на их получение. Заключения о соответствии квалификационным требованиям кандидатов на получение удостоверений на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях выдаются бесплатно:
Научно-методическим советом — на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, за исключением проведения археологических исследований;
Национальной академией наук Беларуси — на право проведения археологических исследований.
Порядок выдачи свидетельств на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях устанавливается Советом Министров Республики Беларусь (постановлением N 762 утверждено Положение о порядке выдачи свидетельств на право выполнения научно-исследовательских работ на историко-культурных ценностях и руководства разработкой научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях).
3. В соответствии со статьей 32 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» при проектировании и выполнении земляных, строительных, мелиоративных и иных видов работ, которые могут создать угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей или их охранным зонам, осуществляются следующие мероприятия: предварительное исследование этих историко-культурных ценностей, их фиксация, археологические исследования, при необходимости — их перемещение, а также мероприятия по обеспечению условий, необходимых для сохранения этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей и их охранных зон.
Статья 19.4. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности
Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев отбора материальных объектов для присвоения им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, если в этих деяниях нет состава преступления, —
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 19.4
1. В соответствии со статьей 28 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» для обеспечения сохранности недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среды и охранных зон) перемещение этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей, уничтожение или создание угрозы уничтожения недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среды и охранных зон), причинение им вреда или создание угрозы ее причинения, ухудшение технического состояния или создание угрозы его ухудшения, а также научно не обоснованное изменение и ухудшение условий восприятия этих недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среды и охранных зон) запрещаются. Создание угрозы уничтожения недвижимой материальной историко-культурной ценности (ее окружающей среды и охранной зоны) и причинения ей вреда, ухудшение технического состояния или создание угрозы его ухудшения, а также научно не обоснованное изменение и ухудшение условий восприятия недвижимой материальной историко-культурной ценности (ее окружающей среды и охранной зоны) допускаются только по решению Совета Министров Республики Беларусь, если их необходимость вызвана проведением мероприятий по ликвидации последствий результатов стихийных бедствий, катастроф, военных действий.
2. В соответствии со статьей 30 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» для обеспечения сохранности движимых материальных историко-культурных ценностей запрещаются:
уничтожение или создание угрозы уничтожения, утрата или создание угрозы утраты, исчезновение или создание угрозы исчезновения, причинение вреда или создание угрозы его причинения, ухудшение технического состояния или создание угрозы его ухудшения, а также научно не обоснованное изменение движимых материальных историко-культурных ценностей;
разукомплектование комплексных движимых материальных историко-культурных ценностей.
3. В соответствии со статьей 31 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» для обеспечения сохранения фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей запрещаются уничтожение или создание угрозы уничтожения, утрата или создание угрозы утраты, исчезновение или создание угрозы исчезновения, причинение вреда или создание угрозы его причинения, ухудшение технического состояния или создание угрозы его ухудшения, а также научно не обоснованное изменение эталонов фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей.
4. В соответствии со статьей 32 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» в недвижимых материальных историко-культурных ценностях (их окружающей среде и охранных зонах), а также в помещениях, где находятся движимые материальные историко-культурные ценности или эталоны фиксированных нематериальных историко-культурных ценностей, производство, размещение, хранение, содержание машин, механизмов, веществ, осуществление иной деятельности, которая создает динамическое и вибрационное воздействие, неблагоприятный температурно-влажностный режим, химическое, радиационное, механическое загрязнение, взрывчатую и пожароопасную угрозу, иные угрозы сохранению этих историко-культурных ценностей, запрещаются.
5. В то же время умышленные разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства, либо уничтожение или повреждение предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (часть 1 статьи 344 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)). Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо по отношению к особо ценным, уникальным памятникам, предметам или документам истории и культуры, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет (часть 2 статьи 344 УК).
Разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей, находящихся под охраной государства, совершенные по неосторожности и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года (часть 1 статьи 345 УК). Те же деяния, совершенные по отношению к особо ценным, уникальным историко-культурным ценностям либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (часть 2 статьи 345 УК).
Статья 19.5. Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей
Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей —
влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.
Комментарий к статье 19.5
1. В соответствии со статьей 29 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» для обеспечения сохранности недвижимых материальных историко-культурных ценностей и их окружающей среды устанавливаются следующие зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей:
- охранная зона;
- зона регулирования застройки;
- зона охраны ландшафта;
- зона охраны культурного слоя.
2. Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, их границы, состав и режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденным Министерством культуры Республики Беларусь. Режимами содержания и использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей предусматриваются ограничение или полный запрет деятельности, которая создает угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среде) и условиям их содержания и использования. Проект зон охраны недвижимой материальной историко-культурной ценности, включая режимы содержания и использования этих зон, разрабатывается в соответствии с законодательством Республики Беларусь для каждой недвижимой материальной историко-культурной ценности. Разработка градостроительной и землеустроительной документации, а также иной проектной документации, реализация которых может оказать воздействие на историко-культурные ценности, без нанесения установленных зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей или без их установления запрещается. Все виды работ в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей исполняются только в пределах требований режимов содержания и использования этих зон охраны.
Статья 19.6. Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности
Отчуждение или передача иными способами прав собственности на историко-культурную ценность, либо смена места нахождения (хранения), условий содержания и (или) использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь, либо передача историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям —
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Комментарий к статье 19.6
1. В соответствии со статьей 51 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» собственник материальной историко-культурной ценности или эталона фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности кроме иных прав, которые в соответствии с гражданским законодательствам Республики Беларусь принадлежат ему как собственнику, имеет право:
- передать историко-культурную ценность на хранение государственным органам и учреждениям с определением условий ее содержания и использования;
- пользоваться преимущественным правом приобретения иных составных частей историко-культурной ценности, которые находятся в общей собственности;
- на материальную помощь за счет средств республиканского бюджета, иных источников, не запрещенных законодательствам Республики Беларусь, для выполнения работ на историко-культурной ценности в пределах охранного обязательства при отсутствии собственных средств.
2. В соответствии с статьей 52 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь» собственнику материальной историко-культурной ценности или эталона фиксируемой нематериальной историко-культурной ценности запрещается:
- уничтожать историко-культурную ценность;
- допускать причинение вреда, изменение историко-культурной ценности и выполнение работ на этой историко-культурной ценности без разрешения Министерства культуры Республики Беларусь (за исключением работ, предусмотренных статьей 38 Закона «Аб ахове гiсторыка-культурнай спадчыны Рэспублiкi Беларусь»);
- отчуждать или иным способом передавать право собственности на историко-культурную ценность без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;
- изменять место нахождения (хранения), условия содержания и использования историко-культурной ценности без согласования с Министерством культуры Республики Беларусь;
- вывозить историко-культурную ценность за границы Республики Беларусь на постоянное хранение;
- передавать историко-культурную ценность во владение и (или) пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, иным воинским формированиям.
Статья 19.7. Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ
Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, —
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Комментарий к статье 19.7
1. В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 12.11.2001 N 55-З «О погребении и похоронном деле» старыми воинскими и выявленными ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения (братские и одиночные могилы) погибших в боевых действиях, проходивших на территории Республики Беларусь, а также захоронения жертв войн и массовых репрессий. В случае проведения любых работ на территориях бывших концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв войн и массовых репрессий местные органы управления и самоуправления по согласованию с Министерством обороны Республики Беларусь обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений. Выявленные ранее неизвестные захоронения защитников Отечества, жертв войн и политических репрессий подлежат охране до решения вопроса о принятии их на государственный учет. Все виды работ, которые могут создавать угрозу для воинских захоронений, запрещаются. В исключительных случаях работы могут проводиться с разрешения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с Министерством обороны Республики Беларусь. Режим использования старых воинских и выявленных ранее неизвестных захоронений защитников Отечества, жертв войн и политических репрессий осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь. При необходимости по согласованию с Министерством обороны Республики Беларусь допускается перезахоронение останков погибших. Поиск и вскрытие старых воинских и ранее неизвестных захоронений физическими или юридическими лицами, не имеющими разрешения Министерства обороны Республики Беларусь на такую деятельность, запрещаются.
2. Согласно Инструкции о порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 09.04.1997 N 182 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке проведения раскопок мест боев, неучтенных воинских захоронений и мест гибели защитников Отечества и жертв войн в процессе поисковой работы с целью эксгумации останков погибших (умерших) с последующим их захоронением (перезахоронением) и увековечением», поисковая работа с раскопками на местности, как один из элементов поисковой работы, проводится воинскими специализированными формированиями на основании Республиканской программы по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн, а также утверждаемого начальником Главного штаба Вооруженных Сил — первым заместителем Министра обороны — плана проведения поисковых работ, в котором указываются объекты для проведения таких работ на год. К раскопкам на местности, где проходили боевые действия, а также мест неучтенных воинских захоронений допускается личный состав воинских формирований, прошедший курс специальной подготовки, обученный порядку и правилам обнаружения и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов на уровне специалистов инженерных войск, закончивших учебное подразделение Вооруженных Сил Республики Беларусь. К проведению эксгумации и перезахоронению останков с учтенных захоронений (кладбищ) в случаях преждевременной ликвидации захоронения (кладбища), его участков или при необходимости перевозки останков из отдельных могил для перезахоронения в других местах республики или за ее пределами допускаются лица в соответствии с утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и согласованной с Министерством здравоохранения Республики Беларусь инструкцией «Порядок открытия, содержания, закрытия и ликвидации кладбищ». Лица, занимающиеся вскрытием захоронений, эксгумацией и захоронением (перезахоронением) останков защитников Отечества и жертв войн, должны быть обеспечены тремя комплектами спецодежды и спецобуви (резиновые сапоги, резиновые рукавицы, респиратор — марлевая повязка, закрывающая рот и нос), а также им должны быть сделаны прививки против столбняка и сибирской язвы. Извлечение останков из братских могил и других учтенных воинских захоронений для перезахоронения запрещается. В исключительных случаях это может производиться местными исполнительными и распорядительными органами по решениям облисполкомов и Минского горисполкома, согласованным с Министерством обороны Республики Беларусь и с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Проведение поисковой работы на местности (в том числе на болотах, в реках, озерах и т.п.), где проходили боевые действия, а также вскрытие воинских захоронений лицами, не уполномоченными на то Министерством обороны Республики Беларусь, запрещается, а нарушители этого порядка привлекаются к ответственности. Раскопкам на местности предшествует рекогносцировка объекта, проводимая с целью осмотра и обследования местности, в том числе и с отрывкой контрольных шурфов.