Спорные вопросы при принятии решения регистрирующим органом о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования

Законодатель наделил регистрирующие органы <1> полномочиями принятия решений о ликвидации субъектов хозяйствования в двух случаях:

  1. при неосуществлении предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправлении коммерческой организацией <2> налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
  2. при внесении налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием <3> (подп. 3.3 п. 3 Положения).

<1> Перечень регистрирующих органов приведен в Положении о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет N 1). К регистрирующим органам относятся: Национальный банк Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, администрации свободных экономических зон, облисполкомы, Минский, Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский горисполкомы.

<2> На основании п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом N 1 (далее — Положение), порядок ликвидации урегулирован в отношении юридических лиц, однако исходя из п. 4 Положения для прекращения деятельности индивидуального предпринимателя применяются соответствующие основания, как и для ликвидации юридических лиц, а также дополнительным случаем названо аннулирование государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

<3> Осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2008 N 329 «О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания».

Сведения о данных фактах могут быть получены регистрирующим органом от органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых и иных исходя из направляемого ими представления (предложения) о ликвидации (прекращении деятельности). Последнее является основанием для принятия регистрирующим органом решения о ликвидации, а в отношении организации с иностранными инвестициями — подачи соответствующего заявления в хозяйственный суд <4>.

<4> В соответствии с частью третьей подп. 3.3 п. 3 Положения ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.

При ликвидации субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа ликвидация проходит в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии в двух указанных выше случаях.

Определенный интерес вызывает ликвидация (прекращение деятельности) по основанию неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, поскольку правовая регламентация порядка ликвидации (прекращения деятельности) неоднозначна и вызывает ряд вопросов.

Так, по общему правилу о своем решении о ликвидации регистрирующий орган должен уведомить:

1) саму организацию (индивидуального предпринимателя), в отношении которых принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Поскольку сам субъект хозяйствования уведомлен, постольку он должен представить архиву на хранение документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников; в целях проверки факта сдачи таких документов субъектом хозяйствования регистрирующий орган запрашивает соответствующие сведения у архива. При этом подобный запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

2) налоговые <5>, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) (далее — Белгосстрах). По факту уведомления указанных органов (организации) в регистрирующий орган ими должны быть направлены справки о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности или информация о невозможности представления соответствующих справок.

<5> К представлению (предложению) налоговые органы прилагают акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления этой организацией, индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах такого неосуществления; справку об отсутствии у данной организации, индивидуального предпринимателя задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей — также сведения о непривлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (п. 14 Положения).

Таким образом, о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования безусловно будет известно указанным выше субъектам. Одновременно определенную публичность процессу ликвидации и сведениям о субъектах, которые ликвидируются в таком порядке, обеспечивает размещение соответствующей информации Министерством юстиции Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь (п. 14 Положения).

После получения сведений и информации от указанных органов (организации) и архива регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) об исключении из него субъекта хозяйствования (часть первая п. 16 Положения).

Кроме приведенных выше, иные правила о порядке действий участников процесса ликвидации (прекращения деятельности) по решению регистрирующего органа в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности и неуведомлением налогового органа в Положении отсутствуют, в том числе действия при наличии у ликвидируемого субъекта хозяйствования кредиторской задолженности перед иными кредиторами, кроме налоговых, таможенных органов, органов ФСЗН, Белгосстраха.

Тем самым можно сделать вывод о том, что решение может быть принято регистрирующим органом даже при наличии непогашенной кредиторской задолженности перед субъектами хозяйствования, равно как и при наличии дебиторской задолженности, поскольку, как усматривается из Положения, данный вопрос регистрирующие органы не отслеживают.

На то обстоятельство, что кредиторская задолженность (по обязательствам, не связанным с уплатой налогов, таможенных платежей, отчислений во внебюджетные фонды, страховых взносов по обязательному страхованию) в принципе может быть не погашена таким ликвидируемым субъектом, косвенно указывает налоговое законодательство. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) для целей налогообложения налогом на прибыль в состав внереализационных доходов включаются суммы кредиторской задолженности при ликвидации юридического лица. Такие доходы отражаются в том налоговом периоде, на который приходится день составления ликвидационного баланса (акта проверки, в ходе которой были установлены обстоятельства, являющиеся основанием для ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа, — при ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь) (подп. 3.10-1 п. 3 ст. 128 НК).

Одновременно обратим внимание на прямо противоположную норму: если решение о ликвидации принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем (то есть не регистрирующим органом), тогда у кредиторов есть механизм реагирования для получения исполнения по обязательствам от ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Так, в соответствии с частью шестой п. 16 Положения в случае, если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение двух месяцев с момента получения данной информации.

При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве, влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

Подчеркнем, приведенный порядок применяется только в случае, если решение о ликвидации принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо уполномоченным органом юридического лица.

Смоделируем ситуацию следующим образом: кредитор юридического лица (коммерческая организация) на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь обнаружил информацию о начале в отношении его должника процесса ликвидации по решению регистрирующего органа. Какие действия должен совершить кредитор, чтобы истребовать задолженность, если это не было сделано им ранее? Предположим, он направит сообщение в регистрирующий орган или самому должнику о необходимости исполнения обязательства, но в таком случае нет оснований применить приведенную выше часть шестую п. 16 Положения, поскольку решение о ликвидации принято не собственником, участниками, органами юридического лица, а регистрирующим органом. Ликвидируемый субъект самостоятельно удовлетворить требования кредитора формально не может, т.к. после получения им уведомления от регистрирующего органа о ликвидации осуществление операций по его счетам, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются (часть четвертая п. 14 Положения), если, конечно, не квалифицировать погашение кредиторской задолженности как операции (сделки), связанные с ликвидацией.

В свою очередь, наличие непогашенной кредиторской задолженности может быть причиной бездействия руководителя и участников (собственника имущества) юридического лица для избежания экономической несостоятельности (банкротства).

Следует обратить внимание на то, что Указом Президента Республики Беларусь от 14.08.2000 N 442 «О совершенствовании правового регулирования взыскания задолженности с субъектов хозяйствования» (далее — Указ N 442) установлено полномочие для областных (Минского городского) исполнительных комитетов и других регистрирующих органов на подачу в хозяйственные суды заявления о банкротстве юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), государственную регистрацию которых они осуществляли (п. 2).

Логично предположить, что закрепление в законодательстве данного полномочия предполагает определение и алгоритма действий регистрирующих органов на случай выявления экономической несостоятельности (банкротства), в частности, необходимо определить случаи, основания обращения с заявлением в хозяйственный суд, перечень документов для представления в суд вместе с заявлением о банкротстве, правовые последствия относительно принятого решения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и т.п. Однако в законодательстве прямого ответа по приведенным и иным аспектам не содержится.

В свете реализации норм Указа N 442 не ясно также, подлежит ли применению в данном случае ст. 247 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) в части возможного возникновения у регистрирующего органа обязанности подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления такого обстоятельства, как недостаточность стоимости имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации. Соответствующая обязанность обращения в суд безусловно возникает у собственника имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителя (участника) юридического лица или его руководителя либо иного уполномоченного органа при выявлении недостаточности стоимости имущества после принятия решения о ликвидации юридического лица и до назначения ликвидационной комиссии (часть третья ст. 247 Закона). Напомним, если решение о ликвидации принимает регистрирующий орган, то создание ликвидационной комиссии не требуется.

По нашему мнению, поскольку в числе субъектов, обязанных обращаться в суд при выявлении недостаточности стоимости имущества, не назван регистрирующий орган, следовательно, на него не может быть возложена данная обязанность.

Можно также предположить, что на собственников имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, его руководителя, допустивших нарушение требований, предусмотренных частями второй, третьей ст. 247 Закона, даже несмотря на то, что инициатива ликвидации исходила от регистрирующего органа, может быть возложена субсидиарная ответственность по платежным обязательствам юридического лица, а также обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и другим расходам в размере неудовлетворенных требований кредиторов (часть вторая ст. 249 Закона).

Различные варианты толкования указанных выше норм напрямую влияют на интересы кредиторов ликвидируемого по решению регистрирующего органа субъекта хозяйствования.

Практика же показывает, что при ликвидации юридических лиц по решению регистрирующего органа при наличии непогашенной кредиторской задолженности перед иными кредиторами, кроме налоговых, таможенных органов, органов ФСЗН, Белгосстраха, субъект хозяйствования исключается из ЕГР. При этом для участников (учредителей), собственника имущества юридического лица, исключенного из ЕГР, неблагоприятным последствием может стать привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за неисполнение предусмотренной законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 500 базовых величин.

Таким образом, полагаем необходимым уточнение механизма ликвидации (прекращения деятельности) по решению регистрирующего органа в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлением налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, в том числе в части последующего обращения в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве.