Правовое регулирование отношений в процессе обжалования решений (постановлений) судов общей юрисдикции в порядке надзора регулируется такими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, как:
- Конституция Республики Беларусь;
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК);
- Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее — Кодекс о судоустройстве и статусе судей);
- Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон «О прокуратуре Республики Беларусь»);
- иные акты законодательства.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц (ст. 10 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).
Гарантией защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает надзорная инстанция. Решения суда первой инстанции, вступившие в законную силу, определения суда кассационной инстанции могут быть обжалованы в порядке надзора. Предметом надзора является точное и единообразное исполнение нормативных правовых актов Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 440 ГПК судами, имеющими право рассматривать протесты в порядке надзора, являются:
- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь по протестам на вступившие в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
- Президиум Верховного Суда Республики Беларусь по протестам на вступившие в законную силу решения и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь — по протестам на постановления президиумов областных и Минского городского судов и вступившие в законную силу решения областных и Минского городского судов, которые не были обжалованы в кассационном порядке;
- президиумы областного, Минского городского судов по протестам на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам соответствующего суда.
Основанием для пересмотра решения (определения) суда, вступившего в законную силу, является принесение протеста должностными лицами, указанными в ст. 439 ГПК, а именно:
- Председателем Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральным прокурором Республики Беларусь — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- заместителями Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместителями Генерального прокурора Республики Беларусь — на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;
- председателями областного, Минского городского судов, прокурорами области, г. Минска и приравненными к ним прокурорами — на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов.
Истец, ответчик, иные юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе обратиться с жалобой на имя должностного лица, указанного в ст. 439 ГПК.
Справочно. С самого начала необходимо обратиться к нижестоящему прокурору либо председателям Минского городского или областного судов, а в случае их отказа в принесении протеста — к вышестоящему должностному лицу.
В жалобе необходимо указать:
- имя (наименование) должностного лица, которому адресуется жалоба;
- имя (наименование) лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле (к примеру, истец, ответчик и др.);
- указание на содержание судебного постановления, перечень заинтересованных в исходе дела лиц с указанием их мест жительства или мест нахождения;
- указание на суды, рассмотревшие дело в первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими решений. Если решение суда не было обжаловано в кассационном порядке, то необходимо указать причины, по которым оно не обжаловалось;
- факты незаконности и необоснованности решения (определения) суда либо отказа в удовлетворении кассационной жалобы, если таковая подавалась. При этом желательно при изложении своих доводов ссылаться на законодательство Республики Беларусь;
прошение:
- об истребовании материалов дела для проведения проверки;
- о принесении протеста с указанием суда и цели опротестования.
Справочно. Целью оспаривания решения (определения) суда в порядке надзора может быть:
- изменение или отмена решения суда первой инстанции полностью либо в его части;
- изменение или отмена определения суда кассационной инстанции полностью либо в части.
К жалобе о принесении протеста прикладываются копии всех документов, имеющих отношению к делу (к примеру, копия решения суда, копия договора и т.п.). Копии постановлений суда должны быть заверены судом, вынесшим соответствующее решение (определение). Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителями (с приложением доверенности либо иного документа, подтверждающего полномочия представителя).
Справочно. Следует иметь в виду, что надзорная жалоба может быть подана в течение 3 лет со дня вступления в законную силу решения (определения) суда.
При обращении с жалобой о принесении протеста в порядке надзора в органы прокуратуры юридически заинтересованные в исходе дела лица вправе обратиться в прокуратуру района (города), т.к. она наделена правом истребовать материалы дела для проверки в порядке надзора. Истребование дела для проведения проверки имеет место тогда, когда будут выявлены достаточные основания, имеющие значение для вынесения правильного решения суда.
Справочно. Прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону судебных решений (ст. 125 Конституции Республики Беларусь). В соответствии со ст. 14 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» в органах прокуратуры рассматриваются обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и организаций, содержащие сведения о нарушении законодательства.
Основания для принесения протеста в порядке надзора:
- неправильное применение норм материального права;
- существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения (определения) суда.
Справочно. Перечень норм материального и процессуального права содержится в ст. 403, 404 ГПК.
Если в ходе проверки должностное лицо, имеющее право на принесение протеста, не выявит в материалах дела достаточных оснований, то в принесении протеста будет отказано, о чем заявитель уведомляется письменно с указанием мотивов отказа в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.
В том случае, когда в ходе проведения проверки будет выявлено нарушение законодательства и (или) его неправильное применение, то прокурор готовит протест в порядке надзора либо готовит представление и проект протеста в порядке надзора и передает документы прокурору, имеющему право на его принесение.
Сроки подачи ходатайства (заявления) о принесении протеста в порядке надзора законодательством не ограничены. Протест подается на рассмотрение в суд вместе с материалами дела.
При несоблюдении требований по подготовке протеста в порядке надзора суд вправе оставить его без рассмотрения в случаях:
- несоответствия протеста установленным для его содержания нормам;
- подачи протеста лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропуска срока для опротестования решения (определения) суда в порядке надзора при наличии отказа о восстановлении срока;
- нарушения правил подсудности при подаче протеста в порядке надзора.
Суд надзорной инстанции направляет юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, а также извещает стороны и третьих лиц о месте и времени судебного заседания.
Справочно. Следует иметь в виду, что на рассмотрение дела в порядке надзора судом вызываются те лица, присутствие которых, по его мнению, необходимо.
Протест может быть отозван должностным лицом до начала судебного разбирательства. Юридически заинтересованные в исходе дела лица извещаются об отзыве протеста в порядке надзора судом.
Материалы дела по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу решение (определение) суда рассматриваются судом надзорной инстанции не позднее 20 календарных дней, в Верховном Суде Республики Беларусь — не позднее одного месяца, а в Пленуме Верховного Суда Республики Беларусь — не позднее трех месяцев со дня поступления материалов дела и протеста (ст. 445 ГПК).
Суд рассматривает материалы дела в полном объеме, коллегиально, с обязательным участием прокурора, который либо поддерживает принесенный им либо вышестоящим прокурором протест, либо дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда либо его заместителя.
Открывает судебное заседание председательствующий, который объявляет, какое дело подлежит рассмотрению и по протесту какого должностного лица. Также указывается, на какое решение (определение) принесен протест в порядке надзора. Председательствующий выясняет явку юридически заинтересованных в исходе дела лиц, устанавливает их личность и полномочия. Сторонам процесса разъясняются их права и обязанности.
Справочно. Неявка юридически заинтересованных в исходе дела лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, не является препятствием к судебному разбирательству по существу.
Стороны имеют право на принесение ходатайств и заявлений. Суд удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении поступивших ходатайств (заявлений) и приступает к рассмотрению дела по существу. Председательствующий либо заместитель председательствующего (по решению председательствующего) выступает с докладом материалов рассматриваемого спора. После доклада слово предоставляется сторонам процесса, участвующим в деле, для дачи пояснений и их доводов для полного и всестороннего рассмотрения спора по существу.
После рассмотрения дела по существу суд удаляется в совещательную комнату для вынесения постановления (определения), о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания. По результатам рассмотрения дела президиум суда выносит постановление, а коллегия — определение.
Справочно. Постановление принимается большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным (ст. 446 ГПК Республики Беларусь).
Суд может вынести постановление (определение):
- об оставлении решения (определения) суда первой инстанции (кассационной инстанции) без изменения, а протеста без удовлетворения;
- об отмене судебного постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;
- об отмене судебного решения (определения) полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить протест без рассмотрения;
- об оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу судебных постановлений;
- об изменении или отмене судебного решения (определения) и принятии нового решения, не передавая дело на новое рассмотрение, когда не требуется собирания доказательств или проведения дополнительной проверки.
Определения и постановления суда надзорной инстанции вступают в законную силу немедленно и могут быть обжалованы в порядке надзора только в вышестоящем суде.