Как известно, Республика Казахстан, с одной стороны, является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а с другой — полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО) (Протокол от 27.07.2015 о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 (ратифицирован Законом Республики Казахстан от 12.10.2015 N 356-V ЗРК «О ратификации Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»)). Соответственно при выстраивании торговых отношений следует учитывать эти обстоятельства. Рассмотрим некоторые вопросы торговли с резидентами Республики Казахстан несколько подробнее.
1. Общие вопросы торговых взаимоотношений.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что приобретенные белорусскими предпринимателями в Казахстане товары, которые там были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, как и раньше, не требуется оформлять в таможенном отношении в Республике Беларусь. Это обусловлено тем, что в соответствии с п. 2 ст. 210 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления они приобретают статус товаров Таможенного союза при соблюдении таких условий, как:
- уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
- соблюдение запретов и ограничений;
- представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
При этом в отношении товаров подлежит представлению в таможенные органы статистическая или периодическая статистическая декларация.
Напомним, что в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»:
- статистическая декларация — декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций;
- периодическая статистическая декларация — декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более, за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций.
Справочно. Для определения стоимости товаров в евро производится пересчет контрактной стоимости товаров с применением официальных курсов, установленных Национальным банком Республики Беларусь на дату заключения внешнеторгового договора.
В соответствии с ч. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление N 549) статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более. В связи с этим возникает справедливый вопрос о том, накладную какой формы организация обязана использовать.
Рассмотрим ситуацию. Белорусская транспортная организация в соответствии с договором перевозки, заключенным с белорусской фирмой, намерена автотранспортом ввезти товар из Республики Казахстан в Республику Беларусь. Накладную какой формы организация обязана использовать: формы ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», или формы CMR, установленной приложением к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее — форма CMR)?
Отвечая на поставленный вопрос, отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Конвенции Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)» (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — КДПГ) она применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей КДПГ. Применение КДПГ не зависит от места жительства и национальности заключающих договор сторон.
Согласно ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается накладной формы CMR. Таким образом, для перевозки грузов между Казахстаном и Беларусью транспортной организации необходимо использовать CMR-накладную.
2. Последствия вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.
2.1. Тарифное регулирование.
Ввиду того что Республика Казахстан стала полноправным членом ВТО, в этой стране появился новый таможенный тариф, применяемый при импорте отдельных категорий товаров (перечень товаров, в отношении которых Республикой Казахстан в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения к Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, и размеров таких ставок пошлин утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 N 59 (далее — перечень N 59)).
С учетом того что в Республике Казахстан также более низкая ставка налога на добавленную стоимость, которая составляет 12% (ст. 268 Налогового кодекса Республики Казахстан), очевидно, что ввоз в условиях экономического кризиса в Россию и Беларусь товаров, которые были растаможены в Казахстане, является выгодным для многих субъектов хозяйствования.
В связи с этим для защиты экономических интересов стран, входящих в ЕАЭС, был принят Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (подписан в г. Бурабае 16.10.2015) (далее — Протокол) (ратифицирован Законом Республики Беларусь от 04.01.2016 N 346-З «О ратификации Протокола о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза»).
Справочно. В соответствии с абз. b) п. 1 ст. 2 Венской конвенции Организации Объединенных Наций «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями» (заключена в г. Вене 21.03.1986) ратификация означает имеющий такое наименование международный акт, посредством которого государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора.
Таким образом, после вступления в силу Протокола субъектам хозяйствования следует более внимательно относиться к товарам, включенным в перечень N 59, ввозимым из Казахстана.
Рассмотрим некоторые ситуации, которые возникают в практической деятельности.
Ситуация. Белорусское предприятие намерено приобрести в Республике Казахстан товар (плиты древесно-стружечные необработанные или без дальнейшей обработки, кроме шлифования (код 4410 11 100 0 Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД ЕАЭС, ЕТТ ЕАЭС))), который ввезен в Казахстан из Китая. Данный товар помещен в Республике Казахстан под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и в отношении его уплачены ввозные таможенные пошлины в соответствии с перечнем N 59. Вправе ли белорусское предприятие приобрести этот товар в Казахстане и ввезти его в Беларусь?
Согласно ч. 2 п. 6 ст. 42 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор о ЕАЭС) государство ЕАЭС обязано обеспечить использование товаров, в отношении которых применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению с ТН ВЭД ЕАЭС, только в пределах своей территории и принять меры по недопущению вывоза таких товаров в другие государства ЕАЭС без доплаты ввозных таможенных пошлин.
Также согласно п. 3 ст. 3 Протокола товары, включенные в перечень N 59 и ввезенные на территорию Республики Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин по низким ставкам, являются условно выпущенными товарами в соответствии с ТмК ТС. А в ч. 3 п. 2 ст. 200 ТмК ТС речь идет о том, что условно выпущенные товары могут использоваться только в пределах территории государства, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.
Эти товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы между суммой пошлин по ставкам ТН ВЭД ЕАЭС и суммой фактически уплаченных пошлин.
Также согласно ч. 3 п. 10 ст. 3 Протокола отсутствие товаросопроводительного документа, содержащего сведения об уплате ввозных пошлин по ставке ТН ВЭД ЕАЭС, является для перевозчика основанием для отказа в принятии к перевозке товаров.
Таким образом, в приведенной ситуации белорусское предприятие не вправе приобрести в Республике Казахстан и ввезти в Беларусь плиты древесно-стружечные необработанные или без дальнейшей обработки, кроме шлифования, которые помещены в Республике Казахстан под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин в соответствии с перечнем N 59.
Ситуация. Белорусское предприятие намерено приобрести в Республике Казахстан товар (тягач седельный 2010 года выпуска, классифицируемый кодом 8701 20 901 5 ТН ВЭД ЕАЭС), который был ввезен в Казахстан из Германии. Данный товар помещен в Республике Казахстан под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Откуда белорусское предприятие может узнать, что в отношении данного товара уплачены ввозные таможенные пошлины в соответствии с перечнем N 59?
Частью 1 п. 10 ст. 3 Протокола Казахстану поручено создать систему учета, которая должна предусматривать формирование и регистрацию в государственной базе данных товаросопроводительного документа, содержащего сведения о товарах, их количестве, номера таможенных деклараций и порядковые номера товаров по таможенной декларации, сведения об уплате ввозных таможенных пошлин по ставке ТН ВЭД ЕАЭС.
Следовательно, узнавать о том, что в отношении приобретенного в Казахстане товара платежи уплачены по низким ставкам, можно из товаросопроводительного документа. В соответствии с ч. 1 п. 8 Инструкции по организации системы учета отдельных товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств — членов Евразийского экономического союза, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 09.12.2015 N 640 (далее — Инструкция N 640 Республики Казахстан) (документ вступил в силу 15.12.2015), в качестве товаросопроводительного документа используются заверенные территориальным органом государственных доходов копии деклараций на товары и копии электронных счетов-фактур. При этом при помещении товаров, включенных в перечень N 59, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления первая цифра элемента 3 (после разделительного знака /) регистрационного номера декларации на товары подлежит заполнению в следующем порядке:
- 0 — в отношении товаров, к которым применены ставки ТН ВЭД ЕАЭС;
- 1 — в отношении товаров, к которым применены пониженные ставки пошлины.
Кроме того, согласно Правилам документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронном виде, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 09.02.2015 N 77, в строке 12 счета-фактуры «Дополнительные сведения» указываются:
- буквы «ЕТТ» — в случае, если при ввозе товара, включенного в Перечень, на территорию Республики Казахстан из третьих стран, не являющихся государствами — членами ЕАЭС, ввозная таможенная пошлина уплачена по ставке ЕТТ ЕАЭС;
- буквы «ВТО» — в случае, если при ввозе товара, включенного в перечень N 59, на территорию Республики Казахстан из третьих стран, не являющихся государствами — членами ЕАЭС, ввозная таможенная пошлина уплачена с применением пониженной ставки.
Также в строке 20 счета-фактуры «Дополнительные сведения» указывается буквенный код государства — члена ЕАЭС, на территорию которого вывозится товар, включенный в перечень N 59 (BLR — в случае если товар вывозится в Республику Беларусь).
Таким образом, представители белорусского предприятия могут узнать о том, по каким ставкам уплачены ввозные таможенные пошлины в отношении приобретаемого товара, исходя из сведений, указанных в заверенной территориальным органом государственных доходов копии деклараций на товары и электронном счете-фактуре.
Также следует отметить, что Протоколом установлены ограничения на оборот сахара белого. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 4 Протокола ввезенный на территорию Республики Казахстан из третьих стран с применением пониженных ставок ввозных таможенных пошлин сахар-сырец, классифицируемый в субпозициях 1701 12 — 1701 91 ТН ВЭД ЕАЭС, а также сахар белый, произведенный из такого сахара-сырца, не подлежат вывозу на территории других государств — членов ЕАЭС. При этом главным образом Республика Казахстан обеспечит принятие необходимых мер контроля над обращением сахара-сырца и произведенного из него сахара белого, а также на ежегодной основе представление в Евразийскую экономическую комиссию балансов производства и потребления сахара в Республике Казахстан на предстоящий период.
Ситуация. Белорусская организация приобрела товары в Республике Казахстан и заключила договор перевозки с белорусской транспортной организацией. Транспортная организация ввезла в Республику Беларусь товары, включенные в перечень N 59. В товаросопроводительном документе было указано, что ввозные таможенные пошлины в Казахстане уплачены по ставкам ЕТТ ЕАЭС. Однако, как оказалось позже, казахстанская организация-импортер фактически уплатила пошлины по более низким ставкам. Кто должен доплатить таможенные платежи: белорусская транспортная организация, которая ввезла товар, белорусская организация, которая приобрела товар, или ее казахстанский партнер?
В соответствии с п. 1 ст. 211 ТмК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта. При этом пошлины подлежат уплате в случае нарушения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Абзацем 2 подп. 1 ст. 186 ТмК ТС установлено, что декларантом является лицо государства ЕАЭС, заключившее внешнеэкономическую сделку. Заключил импортную внешнеторговую сделку казахстанский партнер, а следовательно, он является декларантом. Соответственно он и должен доплатить таможенные платежи в Республике Казахстан.
Ситуация. Может ли белорусская фирма приобрести у гражданина Казахстана и ввезти в Республику Беларусь легковой автомобиль, оформленный в таможне Казахстана с уплатой пониженной ставки таможенных платежей?
Согласно п. 3 ст. 4 Протокола автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, классифицируемые в товарных позициях 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, выпущенные в Казахстане с применением пониженных ставок пошлин, могут временно ввозиться на территории других государств ЕАЭС гражданами Республики Казахстан или иными лицами, постоянно проживающими в Республике Казахстан, и в случае, если такие автомобили зарегистрированы на территории Казахстана на этих лиц. Таким образом, белорусская фирма не вправе приобретать у граждан Казахстана легковые автомобили, оформленные в таможне Казахстана с уплатой таможенных платежей, исчисленных по пониженным ставкам.
Ситуация. Будет ли белорусская организация нести ответственность в том случае, если она все же ввезет в Беларусь из Казахстана товары, помещенные там под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозной таможенной пошлины по ставкам, установленным в перечне N 59, в случае если в товаросопроводительном документе не будет указано, что таможенные пошлины в отношении товара уплачены по ставкам ЕТТ ЕАЭС?
Согласно п. 7 ст. 3 Протокола декларант, лицо, обладающее правом владения соответствующими товарами, перевозчик обязаны обеспечить соблюдение требований Протокола и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством государства-члена.
В свою очередь, в соответствии со ст. 14.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка использования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в виде наложения штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — от сорока до ста пятидесяти базовых величин.
Таким образом, белорусская организация будет нести административную ответственность, если она ввезет в Беларусь из Казахстана товары, помещенные там под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозной таможенной пошлины по ставкам, установленным в перечне N 59.
Ситуация. Белорусская организация приобрела и ввезла из Казахстана товары, которые были помещены в Казахстане под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Обязана ли организация при статистическом декларировании указывать, по каким ставкам уплачены таможенные платежи в Республике Казахстан? Обязана ли организация делать в статистической декларации ссылку на номер декларации на товары и электронного счета-фактуры, а также представлять их в таможенные органы (т.к. согласно п. 8 Инструкции N 640 Республики Казахстан заверенная территориальным органом государственных доходов копия декларации на товары и электронный счет-фактура являются товаросопроводительными документами)?
Инструкцией о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 N 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров» (далее — Инструкция о порядке заполнения деклараций), не предусмотрена необходимость отражения в статистической декларации информации о том, по каким ставкам уплачены таможенные платежи в Республике Казахстан.
В соответствии с ч. 1 п. 27 Инструкции о порядке заполнения деклараций в графе 22 «Дополнительная информация / Сведения об имеющихся документах» статистической декларации указываются сведения о документах, предусмотренных ч. 2 подп. 1.1 и подп. 1.9 п. 1 постановления N 549, а также о:
- документах, подтверждающих приобретение акцизных марок;
- транспортном (перевозочном) документе, по которому осуществлялась перевозка товаров с территории Республики Беларусь на территорию иного государства — члена Евразийского экономического союза для хранения.
При этом подп. 1.9 п. 1 постановления N 549 установлен перечень документов, которые должны быть в наличии у лица при представлении к регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации.
Представление указанных документов в таможенные органы для регистрации статистической декларации или периодической статистической декларации не требуется. Сведения об этих документах вносятся в статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию.
Таким образом, белорусская организация при регистрации статистической декларации вправе не делать в статистической декларации ссылку на номер декларации на товары и электронного счета-фактуры и не должна представлять эти документы в таможенные органы.
В то же время в соответствии с п. 11 Протокола в целях контроля правомерности перемещения товаров государства-члены в соответствии со своим законодательством вправе осуществлять учет товаров при их перемещении в рамках взаимной трансграничной торговли государств-членов, устанавливать требование о наличии товаросопроводительного документа в отношении товаров, включенных в перечень, в числе обязательных товаросопроводительных документов, наличие которых предусматривается в рамках функционирования национальных систем учета взаимной торговли.
Таким образом, в дальнейшем законодательство в данной части, по нашему мнению, будет совершенствоваться.
Ситуация. Вправе ли таможенные органы затребовать при проведении таможенной проверки у организации копию декларации на товары и копию электронного счета-фактуры в отношении товаров, ввезенных в Республику Беларусь из Республики Казахстан?
Таможенные органы вправе в соответствии со ст. 122 ТмК ТС осуществлять такую форму таможенного контроля, как таможенная проверка. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные ст. 110 ТмК ТС.
В частности, подп. 1 ст. 110 ТмК ТС предусмотрена такая форма таможенного контроля, как проверка документов и сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 111 ТмК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Таким образом, таможенные органы вправе затребовать у организации копию декларации на товары и копию электронного счета-фактуры в отношении товаров, ввезенных в Республику Беларусь из Республики Казахстан при проведении таможенных проверок.
При этом в некоторых случаях результаты проведенных проверок таможенными органами документально не фиксируются. Так, в соответствии с п. 1 — 2 ст. 131 ТмК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки) и осуществляется без ограничений периодичности проведения. При этом в силу ч. 3 п. 1 ст. 136 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» результаты камеральной таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Республики Беларусь, документально не оформляются.
2.2. Нетарифное регулирование.
Помимо мер тарифного регулирования ряд изменений коснулся и мер нетарифного регулирования. В частности, согласно ч. 1 п. 4 ст. 4 Протокола товары, подлежащие ветеринарному контролю (надзору), ввезенные на территорию Республики Казахстан из третьих стран по требованиям, отличающимся от требований нормативных актов в сфере ветеринарно-санитарных мер, входящих в право ЕАЭС, и произведенная из них продукция не могут перемещаться на территории других государств-членов. В связи с этим напомним, что в соответствии с п. 9 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, являющегося приложением 12 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол N 12), ветеринарный контроль (надзор) на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС проводится в соответствии с положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, утверждаемым Комиссией ЕАЭС. В настоящее время порядок осуществления ветеринарного контроля регламентируется Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее — Решение N 317).
Справочно. Согласно п. 2 ст. 99 Договора о ЕАЭС решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств и глав правительств, а также решения Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора о ЕАЭС, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей Договору о ЕАЭС. Следовательно, нормы Решения N 317, а также утвержденные им акты продолжают применяться и в настоящее время.
В свою очередь, согласно п. 4.1 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе и территории Таможенного союза, утвержденного Решением N 317 (далее — Положение N 317), подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах ЕАЭС с территории одной страны ЕАЭС на территорию другой страны ЕАЭС в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов страны ЕАЭС. В то же время подконтрольные товары в пределах территории одной страны ЕАЭС могут перемещаться в порядке, предусмотренном законодательством этой страны.
Справочно. Ветеринарный сертификат — это документ, выдаваемый на подконтрольные товары, подлежащие перемещению (перевозке), уполномоченным органом страны ЕАЭС, удостоверяющий безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров в отношении заразных болезней животных, в том числе болезней, общих для человека и животных. Единые формы ветеринарных сертификатов также утверждены Решением N 317.
В соответствии с ч. 2 п. 16 Протокола N 12 выдача разрешения на ввоз (вывоз) и транзит подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров и оформление ветеринарных сертификатов осуществляются уполномоченным органом в области ветеринарии в соответствии с национальным законодательством государства-члена. Таким образом, в Республике Беларусь выдача ветеринарных сертификатов осуществляется в порядке, регламентируемом национальным законодательством Республики Беларусь, а именно согласно Положению о порядке и условиях выдачи Департаментом ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия разрешений на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольных товаров, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» (далее — Положение N 1397).
Ситуация. Белорусская организация намерена приобрести в Казахстане товар, который подлежит ветеринарному надзору. Данный товар был произведен в Китае и помещен в Казахстане под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Какой сертификат должен сопровождать в данном случае продукцию (сертификат ЕАЭС или сертификат страны экспорта)?
Согласно п. 6.10 Положения N 317 после завершения ветеринарного контроля проводится переоформление ветеринарного сертификата страны-экспортера на ветеринарный сертификат ЕАЭС и на сопроводительных документах проставляется штамп «Выпуск разрешен» или «Выпуск запрещен».
В свою очередь, согласно ч. 1 п. 4.1 Положения N 317 подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах ЕАЭС с территории одной страны ЕАЭС на территорию другой страны ЕАЭС в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов страны ЕАЭС.
Таким образом, при импорте товаров из Республики Казахстан в Республику Беларусь организация обязана использовать сертификат ЕАЭС, выданный ветслужбой Республики Казахстан, а не сертификат экспортера.
Справочно. Согласно абз. 1 подп. 42 п. 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», в графе 44 «Дополнительная информация / Представленные документы» декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых она заполнена, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ. В частности, в этой графе указываются номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.
В частности, к документам, подтверждающим соблюдение запретов и ограничений в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций», относится ветеринарный сертификат, который указывается в графе 44 «Дополнительная информация / Представленные документы» декларации на товары под кодом 01201.
Таким образом, при помещении данного товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в декларации на товары необходимо указывать сведения о ветеринарном сертификате ЕАЭС в графе 44 «Дополнительная информация / Представленные документы» под кодом 01201.
Учитывая то, что копия декларации на товары является товаросопроводительным документом при вывозе товаров из Республики Казахстан в Республику Беларусь, организация может увидеть в ней информацию о реквизитах китайского экспортного ветеринарного сертификата.
В то же время следует учитывать, что в силу ч. 3 п. 4 ст. 4 Протокола при перемещении из Республики Казахстан в другие государства-члены подлежащих ветеринарному контролю (надзору) товаров, в отношении которых Республикой Казахстан применяются требования, отличающиеся от требований нормативных актов в сфере ветеринарно-санитарных мер, входящих в право Евразийского экономического союза, и произведенной из них продукции данные по прослеживаемости происхождения этих товаров и произведенной из них продукции должны передаваться в соответствующую национальную систему государства-члена, на территорию которого перемещается данная партия товара. Ввоз вышеуказанных товаров без передачи данных по их прослеживаемости не допускается.