Административная ответственность: ст. 11.3, 11.36 — 11.40, 11.42 — 11.44 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правовое регулирование рассматриваемых отношений.
Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности (подп. 1.3 п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Понятие внешнеторговой операции можно найти в абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ N 178).
Основными законодательными актами, регулирующими сферу рассматриваемых отношений, являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Указ N 178, а также Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее — Указ N 452). К основным подзаконным актам относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 N 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (далее — постановление N 1438/22) и от 30.04.2009 N 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее — постановление N 548/8), постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 N 101 «О проведении внешнеторговых операций» (далее — постановление N 101), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 N 549 «О статистическом декларировании товаров» (далее — постановление N 549) и т.д.
Так, согласно п. 1 Указа N 452 юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком Республики Беларусь (см. Инструкцию о порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2006 N 129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке» (далее — Инструкция N 129)).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 процентов от суммы выручки в иностранной валюте. Для осуществления обязательной продажи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не позднее 7 рабочих дней со дня поступления выручки в иностранной валюте на счет представляет в банк документы, перечисленные в п. 14 Инструкции N 129.
В соответствии с подп. 1.4 п. 1 Указа N 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:
при экспорте — не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с момента отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;
при импорте — не позднее 60 календарных дней с момента проведения платежа.
На основании подп. 1.8 п. 1 Указа N 178 поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт (в том числе при завершении внешнеторговой операции способами, перечисленными в абз. 2, 3 и 7 подп. 1.7 п. 1 Указа N 178), осуществляется только на счета экспортеров. Исключение из этого правила составляют денежные средства, перечисленные в названной норме.
Согласно подп. 1.10 п. 1 Указа N 178 при импорте расчеты по внешнеторговым договорам осуществляются только со счетов импортеров (в том числе со специального счета аккредитива), за исключением расчетов, производимых:
- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;
- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа N 178;
- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;
- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;
- в иных случаях в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (подп. 1.7 п. 1 постановления N 101).
В силу ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа N 178 по каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46 утверждена Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля.
Согласно ч. 2 подп. 1.3 и 1.14 постановления N 549 статистическая декларация представляется не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом периодическая статистическая декларация представляется по двум и более отгрузкам (поступлениям) товаров за отчетный месяц по одному внешнеторговому договору, если общая сумма стоимости товаров по данным отгрузкам (поступлениям) составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более. Экспортер (импортер) или грузоотправитель (грузополучатель) обязан аннулировать зарегистрированную статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в следующих случаях: отгрузка товаров, указанных в ней, не состоялась; зарегистрировано несколько статистических деклараций на одну внешнеторговую операцию; в соответствии с законодательством произведено помещение товаров, указанных в статистической декларации или периодической статистической декларации, под одну из таможенных процедур, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Зарегистрированные статистическая декларация и периодическая статистическая декларация должны быть аннулированы не позднее 10 рабочих дней после даты их регистрации. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 N 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров» (далее — постановление N 2) утверждена Инструкция о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования (далее — Инструкция N 2). При этом необходимо отметить, что Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары.
Типичные нарушения (основные виды).
Типичные ситуации связаны с совершением следующих противоправных действий (бездействия), касающихся нарушений порядка расчетов в сфере внешнеторговой деятельности и правил осуществления валютного контроля:
- представление по истечении 7 рабочих дней в обслуживающий банк реестра распределения иностранной валюты и платежного поручения на сумму, подлежащую обязательной продаже на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», после поступления на счет выручки, полученной от торговли за пределами территории Республики Беларусь;
- несанкционированное превышение срока, установленного подп. 1.4 п. 1 Указа N 178 (при экспорте — не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа);
- в статистических декларациях на товары указываются недостоверные данные о характере внешнеэкономической сделки;
- исполнение внешнеторговых договоров (поступление (отгрузка) товара, его оплата) осуществляется до регистрации сделок в обслуживающем банке;
- статистическая декларация представляется позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров либо их поступления, а периодическая статистическая декларация — позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным.
Примеры нарушений.
По ч. 1 ст. 11.37 КоАП.
1. ОАО «Л» в соответствии с контрактом от 18.08.2014 произвело предоплату компании «L» (Китай) в размере 45 тыс. дол. США 18.11.2014, 55 тыс. дол. США — 24.12.2014 за станок. Согласно абз. 6 ч. 1 подп. 1.2 п. 1 постановления N 1483/22 Министерство промышленности Республики Беларусь согласовало обществу продление срока завершения внешнеторговых операций по указанной сделке до 20.04.2015. Общество обращалось в управление валютного регулирования и контроля Национального банка Республики Беларусь за разрешением на продление сроков завершения внешнеторговых операций на общую сумму 100 тыс. дол. США, на что был получен отказ по причине превышения срока завершения внешнеторговых операций, установленный Министерством промышленности Республики Беларусь (20.04.2015) на дату подачи заявления (30.04.2015). Товар обществу поступил 27.04.2015.
В нарушение подп. 1.5 п. 1 Указа N 178, абз. 6 ч. 1 подп. 1.2 п. 1 постановления N 1483/22 обществом в период с 19.11.2014 по 27.04.2015 по внешнеторговому контракту от 18.08.2014 с компанией «L» не было обеспечено поступление товаров с даты проведения предоплаты по дату согласования Министерством промышленности Республики Беларусь сроков завершения внешнеторговых операций на сумму 100 тыс. дол. США (превышение установленного законодательством срока завершения внешнеторговых операций за период с 21.04.2015 по 27.04.2015 составило 7 дней).
2. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — Решение N 54) утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза. К коду 8432 ТН ВЭД раздела VXI «Машины, оборудование и механизмы; электрическое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» относятся машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы, катки для газонов или спортплощадок, в том числе к коду 8432 29 100 0 ТН ВЭД — рыхлители и культиваторы, к коду 8432 40 100 0 ТН ВЭД — разбрасыватели и распределители органических и минеральных удобрений.
По состоянию на 23.11.2014 стоимость культиватора в эквиваленте составила 5 тыс. евро, разбрасывателя удобрений — 5 тыс. евро. За отгруженную продукцию по товарной накладной от 23.11.2014 ООО «Р» платежным поручением от 04.12.2014 перечислило ОАО «П» 5 тыс. евро. Оставшаяся сумма за отгруженную продукцию по данной накладной ООО «Р» по состоянию на 31.12.2015 не была перечислена.
Таким образом, ОАО «П» не было обеспечено своевременное поступление денежных средств в полном объеме от экспорта товаров и тем самым допущено превышение установленного срока (не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров) завершения данной внешнеторговой операции в нарушение требований абз. 5 подп. 1.1 п. 1 постановления N 1483/22.
3. В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 постановления N 548/8 при экспорте внешнеторговая операция в установленные Указом N 178 сроки может быть завершена путем:
- полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;
- полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга.
В соответствии с абз. 2 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 N 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте» датой завершения внешнеторговой операции при экспорте считается при полном или частичном зачете встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении, а также при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга — дата совершения стороной, получившей оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, которым оформлен зачет встречных однородных требований.
Так, общество отгрузило в период с 27.02.2013 по 27.02.2014 в адрес фирмы «T» (Словакия) машинокомплекты на общую сумму 200 тыс. евро. Во исполнение контракта фирма «T» произвела частичную оплату 04.05.2015 в сумме 30 тыс. евро. Кроме того, обществом указанные внешнеторговые операции были частично завершены путем частичного зачета встречных однородных требований с фирмой «T» (Словакия) при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь (фирма «S» (Словакия) и фирма «T» (Словакия)) уступки требования, а также путем возврата фирмой «T» (Словакия) в период с 20.02.2015 по 20.03.2015 части машинокомплектов. По состоянию на 10.08.2015 обществу от фирмы «T» (Словакия) оплата в сумме 15 тыс. евро не поступила.
Таким образом, в нарушение ч. 1 подп. 1.5 п. 1 Указа N 178, абз. 6 подп. 1.1 п. 1 постановления N 1483/22 обществом не было обеспечено своевременное завершение внешнеторговых операций по экспорту машинокомплектов.
4. Обществом во исполнение договора поставки со странами СНГ была произведена предварительная оплата за подшипники в адрес ООО «Д» (Российская Федерация) в сумме 350 тыс.рос.руб.
Общество не получило разрешения на продление срока завершения внешнеторговой операции, связанной с перечислением авансового платежа на сумму 350 тыс.рос.руб. в рамках договора поставки с ООО «Д», т.е. допустило несанкционированное превышение этого срока.
Согласно абз. 2 ч. 5 подп. 1.4 п. 1 Указа N 178 внешнеторговая операция может быть завершена путем признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом).
Согласно сведениям с сайта ФНС России с использованием сервиса «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских хозяйств)» ООО «Д» (Российская Федерация) 24.02.2015 было признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Таким образом, в нарушение абз. 3 ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа N 178 общество в период с 26.09.2013 по 24.02.2015 не обеспечило своевременного прекращения обязательств при импорте подшипников в установленные законодательством сроки по внешнеторговой операции, связанной с перечислением авансового платежа в сумме 350 тыс.рос.руб. по договору поставки с ООО «Д».
5. Проверкой было установлено, что предприятие допустило превышение установленного законодательством срока завершения внешнеторговых операций на сумму 1500 евро, не получив при этом разрешения Национального банка.
Так, предприятием с UAB «M» (заказчиком) 01.01.2015 был заключен договор на оказание транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении. Предметом данного договора являлся порядок взаимоотношений, возникающих между заказчиком и исполнителем при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в международном автомобильном сообщении. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки и являющийся приложением к данному договору. Подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца (CMR) с отметкой грузополучателя, перевозчика (экспедитора), получателя груза и таможенных органов. Валютой платежа по данному договору является евро и дол. США. Основанием для оплаты фрахта заказчиком является оригинал счета-фактуры исполнителя в одном экземпляре, оригинал CMR-накладной с отметкой грузополучателя о приеме груза. Срок оплаты услуг исполнителю составляет 90 дней с момента получения заказчиком соответствующих документов.
По заявкам от 01.07.2015 и от 02.07.2015 предприятие оказало транспортные услуги UAB «M», что подтверждалось международными товарно-транспортными накладными CMR от 01.07.2015 и от 02.07.2015 соответственно. Грузополучателем в международных товарно-транспортных накладных CMR от 01.07.2015 и от 02.07.2015 была сделана отметка о получении груза 04.07.2015.
За оказанные услуги предприятие выставило UAB «M» счет-фактуру от 04.07.2015 на сумму 1500 евро. Данную экспортную внешнеторговую операцию следовало завершить не позднее 02.10.2015. Денежные средства от UAB «M» за транспортные услуги поступили 06.11.2015 на основании платежного ордера. Следовательно, срок проведения данной экспортной внешнеторговой операции на сумму 1500 евро превысил установленный законодательством срок на 35 календарных дней.
За получением разрешения на продление срока завершения данной внешнеторговой операции в Национальный банк предприятие не обращалось. Таким образом, предприятием были нарушены абз. 1 и 2 ч. 1 подп. 1.4 п. 1, абз. 4 подп. 1.16.1 п. 1 Указа N 178.
По ст. 11.42 КоАП.
При оформлении статистических деклараций по поставкам товаров в адрес субъекта товаропроводящей сети в Российской Федерации (ООО «О») УП «П» представило в таможенные органы недостоверные сведения об условиях поставки товаров.
Оформление статистических деклараций должно было осуществляться в соответствии с Инструкцией N 2. Согласно ч. 3 п. 11 Инструкции N 2 в разделе 7-3 графы 7 «Характер сделки» статистической декларации экспортерами товаров указывается код вида поставки в соответствии с классификатором видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций (далее — классификатор видов поставок товаров), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора вида поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 183).
Так, согласно классификатору вида поставок товаров при поставке товаров субъекту товаропроводящей сети (ТПС) с белорусским уставным капиталом или его долей в разделе 7-3 графы 7 экспортной статистической декларации указывается код поставки 03.
Согласно п. 2 Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденного постановлением N 183:
агент — юридическое лицо Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию товаров белорусского производителя на условиях, определенных заключенным с производителем договором;
собственный субъект ТПС — иностранное юридическое лицо, учредителем (участником) которого являются один или более белорусских производителей, расположенное за рубежом обособленное подразделение белорусского производителя (агента), осуществляющее за рубежом реализацию и (или) сервисное обслуживание белорусских товаров по договору с производителем (агентом).
УП «П» являлось участником ООО «О» с долей собственности в уставном капитале и осуществляло реализацию товаров белорусского производителя на условиях договоров комиссии.
Проверкой было установлено, что в проверяемом периоде при заполнении статистических деклараций субъекту ТПС ООО «О» в разделе 7-3 графы 7 вместо кода вида поставки товаров субъекту ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей 03 указан код вида поставок товара 02 или 07.
Таким образом, в результате нарушения требования ч. 3 п. 11 Инструкции N 2 в таможенные органы были представлены недостоверные сведения при оформлении статистических деклараций, а именно недостоверные сведения о виде поставки товара.
Также УП «П» указало недостоверные сведения в импортной декларации на товары при исполнении договора, заключенного с ООО «О», а именно в графе 44 «Дополнительная информация / Представленные документы» названной декларации предприятие вместо приложения от 21.07.2015 N 5 указало приложение от 30.06.2015 N 3.
По ст. 11.43 КоАП.
1. ОАО «С» (поставщик) при исполнении контракта на поставку продукции, заключенного с ООО «К» (Российская Федерация) (покупатель), от 18.05.2015 на ориентировочную сумму 1 млн.рос.руб. (что на 18.05.2015 составляло более 17 тыс. евро) по платежному документу от 20.05.2015 получило на счет оплату за инструмент согласно контракту от 18.05.2015 в размере 10 тыс.рос.руб. Товар на данную сумму был отгружен в адрес покупателя по товарной накладной от 25.05.2015. Сделка была зарегистрирована в обслуживающем банке 25.05.2015. В нарушение требований ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа N 178 ОАО «С» было допущено неисполнение обязанности по регистрации сделки в обслуживающем банке до даты поступления платежей на сумму 10 тыс.рос.руб.
2. В проверяемом периоде ООО «Т» осуществляло импорт обуви (мужской, женской, детской), одежды, кожгалантерейных изделий и др. Так, в марте 2015 г. обществом был заключен контракт с ООО «О» (Российская Федерация) от 24.03.2015, предметом которого явилась поставка товара согласно спецификациям к контракту, содержащим наименование (ассортимент) товара, количество, цену, сроки поставки, страну происхождения товара. В соответствии со спецификацией от 24.03.2015 к контракту от 24.03.2015 ООО «О» по ТН от 03.04.2015, CMR от 04.04.2015, счету-фактуре от 03.04.2015 поставило в адрес ООО «Т» партию товара на сумму 5 тыс. дол. США. Товар от ООО «О» поступил 06.04.2015 и был оприходован в бухгалтерском учете общества 06.04.2015. Также обществом был заключен договор с ООО «Р» (Российская Федерация) от 06.10.2015, по которому в адрес ООО «Т» было поставлено 350 единиц кожгалантерейных изделий, страной происхождения которых являлся Китай. Изделия от ООО «Р» поступили 22.10.2015 согласно накладной от 16.10.2015, ТТН от 16.10.2015 и были оприходованы в бухгалтерском учете общества 22.10.2015. Стоимость поставленных изделий составила 15 тыс. дол. США.
Таким образом, и договор от 06.10.2015, и контракт от 24.03.2015 подлежали регистрации в соответствии с требованиями Указа N 178. В нарушение требований ч. 1 подп. 1.11 п. 1 Указа N 178 сделки по договору от 06.10.2015, по контракту от 24.03.2015 не были зарегистрированы импортером ООО «Т» до даты поступления товара. Так, по контракту от 24.03.2015 товар поступил 06.04.2015, сделка была зарегистрирована в день поступления 06.04.2015; по договору от 06.10.2015 товар поступил 22.10.2015, сделка была зарегистрирована только 27.10.2015.
По ст. 11.44 КоАП.
1. ООО «П», отгрузив 23.12.2015 на основании договора поставки от 16.11.2015 с ООО «Т» (Российская Федерация) пресс гидравлический стоимостью 150 тыс.рос.руб., что на дату отгрузки составляет более 3000 евро, по данной отгрузке статистическую декларацию в центр статистического декларирования в установленный срок не позднее 08.01.2016 не представило. Таким образом, ООО «П» были нарушены абз. 3 подп. 1.16.1 п. 1 Указа N 178, ч. 2 подп. 1.3 п. 1 постановления N 549.
2. ООО «С» в адрес ЗАО «О» (Российская Федерация) в соответствии с договором поставки от 27.05.2015 по ТТН от 29.05.2015 (CMR от 29.05.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс.рос.руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке — 07.06.2015, фактически она была представлена в пункт таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована спустя 62 дня. В соответствии с договором поставки от 07.06.2015 в адрес ЗАО «О» (Российская Федерация) по ТТН от 10.06.2015 (CMR от 10.06.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс.рос.руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке — 19.06.2015, фактически она была представлена в пункт таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована 08.08.2015, т.е. спустя 50 дней. В соответствии с договором поставки от 14.06.2015 в адрес ЗАО «О» (Российская Федерация) по ТТН от 19.06.2015 (CMR от 19.06.2015) была отгружена продукция на сумму 500 тыс.рос.руб., срок представления экспортной статистической декларации по данной отгрузке — 28.06.2015, фактически она была представлена в пункт таможенного оформления 08.08.2015 и зарегистрирована 08.08.2015, т.е. спустя 41 день.
Предупреждение правонарушений в рассматриваемой сфере.
Основной задачей предупреждения административных правонарушений в рассматриваемой сфере является их недопущение путем соблюдения соответствующих норм законодательства либо их своевременное выявление и устранение, если они уже были совершены. В связи с этим предварительно должны быть изучены: договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к товарам, работам, услугам); платежные документы; транспортные (перевозочные, пересылочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) перевозка (перемещение) товаров; таможенные (статистические) декларации; статистическая отчетность и т.д. Выявленные нарушения могут быть устранены путем надлежащего оформления (переоформления) соответствующих документов, получения соответствующего разрешения (согласования), организации различными способами (в том числе в судебном порядке) надлежащего исполнения внешнеторговых обязательств.
При этом необходимо учитывать, что внешнеторговая операция может быть завершена путем:
- признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом). При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом);
- исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации;
- принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров. При этом датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров.
Сроки завершения внешнеторговых операций по заявлению резидента могут быть продлены Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) при соблюдении условий, определенных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Постановлением N 1483/22 установлены сроки завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условия продления сроков завершения внешнеторговых операций. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 N 52 утверждена Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций.
Ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 11.36 и 11.37 КоАП, не применяется в подтвержденных документами случаях, если:
- товар в то время, когда риски несла белорусская сторона, оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
- произошла недостача в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- товар выбыл из владения белорусской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;
- возврат переведенной в счет оплаты товара суммы оказался невозможным в силу действия непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
При этом согласно ст. 8.8 КоАП юридическое лицо освобождается от административной ответственности за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергетических ресурсов, если совершенное должностным лицом или иным работником юридического лица административное правонарушение не повлекло причинение ущерба государственной собственности и не связано с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11.36, 11.37, 11.70 и 20.1 КоАП. Понятие выгоды имущественного характера применительно к указанной норме раскрыто в примечании к ст. 8.8 КоАП.