Рекомендательные условия договора с субъектом товаропроводящей сети

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 N 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 183) наряду с обязательными условиями договора между производителем (официально уполномоченной организацией) и субъектом товаропроводящей сети содержит также рекомендательные условия, но лишь договора дистрибьюторства (дилерства), заключаемого производителем (официально уполномоченной организацией). А именно в указанный договор законодатель советует включить такие условия, как:

  • регион деятельности субъекта товаропроводящей сети;
  • допустимые ограничения реализации субъектом товаропроводящей сети товара (продукции) производителя другому субъекту для дальнейшей перепродажи данного товара;
  • допустимая цена на реализуемый субъектом товаропроводящей сети товар (продукцию) производителя;
  • возможность формирования субъектом товаропроводящей сети заявок на производство и поставку товара (продукции) производителя;
  • возможность установления минимальных объемов продаж и специальных условий реализации товара (продукции) производителя;
  • осуществление маркетинговых исследований в определенном регионе деятельности.

По поводу данных условий необходимо, прежде всего, отметить, что они не рассматриваются в качестве существенных условий договора между производителем и субъектом товаропроводящей сети — дистрибьютором (дилером), т.е. белорусский законодатель не требует от белорусских производителей обязательного включения данных условий в соответствующий договор, в отличие от вышеуказанных условий.

Однако все-таки нельзя не указать, что отраженные в настоящей статье и предлагаемые в постановлении N 183 условия могут противоречить праву того государства, на территории которого будет осуществляться деятельность субъекта товаропроводящей сети, а следовательно, не могут быть применимы в договорах между белорусским производителем и субъектом его товаропроводящей сети — дистрибьютором (дилером).

Так, например, в Европейском союзе (ЕС) производитель не может назначать продажные цены для своего посредника, например дистрибьютора, это будет грубо противоречить законодательству ЕС о запрещении передачи прав и обязанностей, а кроме того, и законам многих промышленно развитых стран.

Также в отношении посредников на территории Европейского союза не может устанавливаться ограничение по продаже товаров потребителям, находящимся за пределами той территории (региона), которая является территорией деятельности посредника, а также ограничение в продаже посредником товаров тем потребителям, в отношении которых у посредника есть основания полагать, что они будет перепродавать такие товары за пределы региона, «переданного» посреднику. Указанные положения будут противоречить тому же законодательству ЕС о запрещении передачи прав и обязанностей.

Наконец, нельзя еще раз не отметить, что и Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» также не допускает по общему правилу ограничения по реализации товара одним субъектом другому субъекту и установление цен на товар одним субъектом за другого субъекта. Правда, последнее относится именно к территории Республики Беларусь.

В силу указанного к отраженной выше рекомендации, по нашему мнению, подходить необходимо очень осмотрительно, т.е. уточнять применительно к определенному национальному правопорядку страны деятельности дистрибьютора (дилера) белорусского производителя, насколько указанные условия соответствуют законодательству места его деятельности.

Однако, несмотря на указанное последним, необходимо также учитывать и то обстоятельство, что классификатор видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, утвержденный тем же постановлением N 183, предусматривает, что поставка товара может быть классифицирована как поставка товара дилеру исключительно в случае, если в договоре между производителем и его дилером отражены все вышеперечисленные рекомендательные условия. (И это несмотря на то, что, с одной стороны, указанные условия определяются постановлением N 183 в качестве рекомендательных, с другой стороны, как мы отметили выше, ряд из них невозможно будет включить в договоры с дилером, действующим в определенных государствах.)

Требования к выбору субъектов товаропроводящей сети

Постановление N 183 вводит критерии выбора производителем или его официально уполномоченной организацией субъекта товаропроводящей сети в определенном регионе (имеется в виду либо в конкретной стране, либо в конкретной административно-территориальной единице соответствующей страны, в случае если белорусский производитель представлен отдельными субъектами товаропроводящей сети в разных регионах определенной страны).

При этом постановление N 183 допускает, что в случае необходимости выбор субъекта товаропроводящей сети осуществляется на конкурсной основе. Таким образом, все-таки постановление N 183 не обязывает белорусских производителей (что, по нашему мнению, правильно) обязательно выбирать субъектов товаропроводящей сети по конкурсу (что в определенных случаях может быть просто невозможно).

Постановление N 183 вводит основные критерии, которые должны учитываться производителем (его официально уполномоченной организацией) при выборе субъекта товаропроводящей сети. К таким критериям относятся:

  • выбор предоставляемых маркетинговых и рекламных услуг;
  • возможность осуществления сервисного, т.е. как гарантийного, так и постгарантийного, обслуживания;
  • наличие квалифицированного персонала;
  • стабильность финансового положения и платежеспособность.

Оценивая данные критерии, безусловно, с одной стороны, нельзя не отметить их объективность, но, с другой стороны, нельзя не указать и на то обстоятельство, что приведенные критерии являются стандартными для выбора любым добросовестным и разумным участником имущественного оборота своего контрагента (с учетом, конечно же, специфики осуществляемой контрагентом деятельности).

Реестр субъектов товаропроводящей сети. Обязанности производителя (официально уполномоченной организации) по контролю за субъектами товаропроводящей сети

Наконец, нельзя не отметить, что постановление N 183 требует от белорусского производителя или его официально уполномоченной организации ежегодного утверждения реестра собственных субъектов товаропроводящей сети, а также его дополнения в течение года. В связи с этим непонятно, зачем ежегодно утверждать такой реестр, если он дополняется по мере пополнения субъектов товаропроводящей сети.

При этом реестр собственных субъектов товаропроводящей сети должен в обязательном порядке включать в себя:

  • вид, наименование, организационно-правовую форму и место нахождения субъекта товаропроводящей сети;
  • наименование учредителей (участников) субъекта товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом с указанием размера долей учредителей (участников) данного субъекта;
  • регион деятельности субъекта товаропроводящей сети.

Наряду с введением указанного реестра белорусский законодатель вменяет в обязанность белорусского производителя или его официально уполномоченной организации ведение учета объемов реализации субъектами товаропроводящей сети товаров (продукции), поставленных производителем или официально уполномоченной организацией, а также расчетов за указанные товары (продукцию).

По данному поводу нельзя не отметить, что и так белорусский субъект в обязательном порядке ведет учет своей хозяйственной деятельности и особо учет своей внешнеэкономической деятельности, а раз так, то и требуемый постановлением N 183 учет, безусловно, ведется и без дополнительных установлений.

Белорусскому производителю (или его уполномоченной организации) также вменяется осуществление мониторинга ценообразования в отношении товаров (продукции), реализуемых субъектами товаропроводящей сети, что, безусловно, необходимо для понимания функционирования единой товаропроводящей сети и ее внутренней лояльности, т.е. для отсутствия конкуренции внутри товаропроводящей сети.

Наконец, постановление N 183 особо указывает на то, что производитель (его официально уполномоченная организация) должен обеспечить контроль за выполнением договоров с субъектами товаропроводящей сети. Вменение указанной обязанности, на наш взгляд, излишне, т.к. и так любой участник имущественного оборота для своей экономической безопасности должен отслеживать, каким образом осуществляется исполнение любым его контрагентом, в том числе и контрагентом — субъектом товаропроводящей сети, взятых на себя перед ним обязательств по договору.