Ценообразование в группе лиц. Антимонопольные ограничения

Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года N 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон) ввел новое для белорусского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц». В результате особенно актуальными стали вопросы соблюдения антимонопольного законодательства при формировании и применении хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц, цен на производимые и (или) реализуемые ими товары <1>. Во многом это касается холдингов, которые достаточно часто представляют собой одну группу лиц.

Справочно

Группа лиц — совокупность физических и (или) юридических лиц, которые соответствуют одному или нескольким следующим признакам:

— хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, если такое лицо в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в силу полномочий, полученных от других лиц (в том числе на основании соглашения), имеет более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества);

— хозяйствующий субъект и физическое или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо:

  • осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйствующего субъекта;
  • на основании учредительных документов хозяйствующего субъекта или заключенного с ним договора (соглашения) имеет право давать этому хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения указания;

— хозяйствующие субъекты, в которых более 50% от количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

— физическое лицо, его супруг (супруга), родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры;

— лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу лиц с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из указанных лиц в группу по какому-либо из указанных выше признаков;

— хозяйственное общество (товарищество), физические и (или) юридические лица, по какому-либо из вышеуказанных признаков входящие в одну группу лиц, если такие лица в силу совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полученными от других лиц полномочиями имеют более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества).

В рамках настоящей статьи мы рассмотрим общие правила допустимости с точки зрения антимонопольного регулирования следующих вариантов формирования и применения цен хозяйствующими субъектами — участниками одной группы лиц:

  1. установление одинаковых цен субъектами, действующими на одном товарном рынке;
  2. установление субъектами, действующими на одном товарном рынке, либо одним субъектом для участников группы лиц, в которую они входят, более выгодных цен по сравнению с ценами для иных хозяйствующих субъектов.

Горизонтальные соглашения

Оба вышеназванных случая по общему правилу подпадают под действие антимонопольного запрета, предусмотренного п. 1 ст. 13 Закона. В соответствии с данной нормой запрещаются, в частности, соглашения между конкурентами, действующими на одном товарном рынке, если эти соглашения имеют или могут иметь своим результатом установление, повышение, снижение или поддержание цен, в том числе различных цен на один и тот же товар.

Указанные случаи представляют собой классический пример антиконкурентного горизонтального соглашения.

Вместе с тем п. 6 ст. 13 Закона содержит исключение, касающееся соглашений, заключенных хозяйствующими субъектами, которые входят в одну группу лиц, если один из таких субъектов в отношении другого осуществляет прямой или косвенный контроль или такие субъекты находятся под прямым или косвенным контролем одного лица.

К типичным примерам описанных выше случаев относится:

  • распоряжение более чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли в уставном фонде) юридического лица;
  • осуществление функций исполнительного органа юридического лица;
  • наличие возможности давать хозяйствующему субъекту указания, обязательные для исполнения, что позволяет определять условия ведения таким субъектом предпринимательской деятельности.

Так, если управляющая компания холдинга обладает указанными правами и полномочиями в отношении дочерних компаний, то эти дочерние компании находятся под ее прямым или косвенным контролем и вместе с управляющей компанией составляют одну группу лиц.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что соглашения о единой цене либо о более выгодных ценах для определенных субъектов, заключенные между конкурентами — участниками холдинга (например, между производящими один товар управляющей компанией и дочерней), не подпадают под запрет, установленный ст. 13 Закона.

Для лучшего понимания можно представить, что субъекты-конкуренты являются одним лицом, т.е. в этом случае имеет место единая воля, обусловленная прямым или косвенным контролем.

Злоупотребление доминирующим положением

Вместе с тем у рассмотренной выше группы лиц возникает риск признания ее доминирующей на конкретном товарном рынке, поскольку доля группы лиц на товарном рынке рассчитывается как совокупность долей ее участников.

Сделать такой вывод позволяют нормы Закона, согласно которым группа лиц для целей Закона (в том числе для целей, связанных с институтом доминирующего положения) рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Кроме того, положения Закона, которые касаются хозяйствующих субъектов, в равной степени распространяются и на группу лиц.

В свою очередь, наличие у группы лиц доминирующего положения означает, что на нее распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением, предусмотренный ст. 12 Закона, в том числе запрет на не обоснованное экономически, технологически или иным образом установление различных цен на один и тот же товар.

Тем не менее встречаются мнения о том, что указанный запрет не действует в отношении случая установления более выгодных цен для участников своей группы лиц, при этом делается ссылка именно на положения п. 3 ст. 1 Закона. Логика сторонников данного мнения достаточно проста: группа лиц — единый субъект, соответственно в рамках единого субъекта невозможно зафиксировать вышеназванное нарушение в рамках единого субъекта.

Однако мы полагаем необходимым отметить, что подобная трактовка может быть необоснованно широкой. Положения п. 3 ст. 1 Закона имеют целью распространить действие Закона на группу лиц, а не вывести участников такой группы из-под сферы действия отдельных запретов.

Все исключения, основанные на понятии «группа лиц», четко прописаны в Законе. Вытекающее из расширительного толкования предположение о наличии каких-либо дополнительных, прямо не предусмотренных Законом исключений может создать возможность неоправданного риска нарушения его положений.

Установление доминантом разных цен (более выгодных только для участников своей группы лиц) оказывает такой же негативный эффект на конкуренцию, как и аналогичные действия любого иного доминанта, не входящего в какую-либо группу лиц. В результате таких действий в обоих случаях создаются неравные условия деятельности для участников соответствующих товарных рынков.

Кроме того, несмотря на то что в рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект, цены устанавливаются непосредственно членами такой группы как самостоятельными субъектами в рамках совершения сделок, в том числе с другими ее членами.

Следовательно, изучение договорных отношений членов группы лиц как в рамках этой группы, так и с третьими лицами наглядно покажет установление единым хозяйствующим субъектом разных цен на один товар для разных субъектов.

Таким образом, стоит учитывать, что, если группа лиц занимает доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, реализация участниками этой группы товаров на данном товарном рынке на более выгодных условиях другим ее участникам тоже будет признаваться злоупотреблением доминирующим положением в соответствии со ст. 12 Закона. При этом сказанное в равной степени касается и одного хозяйствующего субъекта-доминанта, который входит в группу лиц.

Типичным примером анализируемой ситуации может служить холдинг, представляющий собой группу лиц, в которой производитель товара — управляющая компания-доминант (либо управляющая и одна из дочерних компаний, которые занимают доминирующее положение как группа лиц) реализует потребителям — дочерним компаниям указанный товар на более выгодных условиях по сравнению с иными участниками рынка.

<1> В рамках настоящей статьи под ценообразованием понимается установление хозяйствующим субъектом отпускной цены для других лиц.