Группа лиц в антимонопольном законодательстве

Обеспечение свободы передвижения товаров (услуг), капиталов и рабочей силы между государствами – участниками ЕАЭС подразумевает создание гармонизированной правовой базы как основы экономической интеграции.

Одним из пунктов плана реализации такой интеграции изначально было заключение Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года <1>, ст. 2 которого ввела определение группы лиц. В последующем этот термин нашел отражение и в модельном законе “О защите конкуренции” <2>. В Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года N 94-З “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее – Закон) он имплементирован из Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года.

Отметим, что для антимонопольного законодательства Республики Беларусь, в отличие от антимонопольного (конкурентного) законодательства нынешних государств – участников ЕАЭС, понятие “группа лиц” стало новым.

Особую актуальность в нашей стране оно приобрело в связи с развитием товарных рынков, поскольку антимонопольный орган получил возможность более детально и эффективно изучать ситуацию на товарном рынке с точки зрения экономической концентрации, возникновения или усиления доминирующего положения и т.д.

Сегодня определение группы лиц путем перечисления признаков, в соответствии с которыми одно или несколько физических и (или) юридических лиц признаются относящимися к одной группе, закрепляет подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона.

Стоит обратить внимание, что п. 3 ст. 1 Закона рассматривает группу лиц как единый хозяйствующий субъект. На нее в равной степени распространяются относящиеся к хозяйствующим субъектам положения Закона, в том числе все запреты, вне зависимости от роли участников группы и выполняемых ими функций.

Однако к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства может привлекаться только конкретное лицо, совершившее правонарушение. Привлечение группы лиц как субъекта правонарушения недопустимо.

Закон, так же как антимонопольное (конкурентное) законодательство Армении, Казахстана, Кыргызстана и России, дает определение группы лиц, исходя из концепции так называемых базовых групп. При этом базовые группы могут создавать более крупные объединения хозяйствующих субъектов, которые в соответствии с признаками, установленными подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона, тоже будут относится к группе лиц.

Анализ признаков группы лиц, предусмотренных модельным законом “О защите конкуренции”, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, антимонопольным (конкурентным) законодательством государств – участников ЕАЭС, в том числе Республики Беларусь, позволяет условно разделить их на признаки контроля и иные признаки.

К признакам контроля следует относить:

  1. владение более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) (абзац второй подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона);
  2. выполнение функций единоличного исполнительного органа (абзац третий подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона);
  3. возможность давать обязательные для исполнения указания (абзац четвертый подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона);
  4. владение в силу совместного участия в хозяйственном обществе (товариществе) или в силу полномочий, полученных от других лиц, более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) (абзац восьмой подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона);
  5. наличие совокупности признаков, указанных в абзацах втором – шестом подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона (абзац седьмой подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона).

К иным признакам относится:

1) наличие близких родственных или свойственных связей (абзац шестой подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона);

2) включение в состав коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) более 50% одних и тех же физических лиц (абзац пятый подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона).

Рассмотрим каждый из признаков более подробно.

Владение более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде). Хозяйственное общество (товарищество) и физическое или юридическое лицо, имеющее в нем указанное количество голосов, составляют так называемую базовую группу. Общее количество голосующих акций (долей в уставном фонде) должно определяться с учетом норм Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII “О хозяйственных обществах”.

Пример 1

Ситуация 1. ОАО “И” владеет 51% акций ОАО “Д”. В связи с этим ОАО “И” и ОАО “Д” будут признаваться группой лиц.

Ситуация 2. Гражданин Иванов владеет 60% акций ОАО “И”. В связи с указанным гражданин Иванов и ОАО “И” будут признаваться группой лиц.

При этом основание, по которому лицо владеет или распоряжается акциями (долями в уставном фонде), с точки зрения антимонопольного законодательства не имеет значения.

Например, в случае выдачи доверенности на голосование пакетом, превышающим 50% от общего количества голосующих акций (долей в уставном фонде), правом голоса будет обладать доверитель, если поверенный обязан голосовать согласно его инструкциям. Если же поверенный вправе самостоятельно определять, как именно голосовать, то он вместе с обществом (товариществом) будет входить в группу лиц.

Выполнение функций единоличного исполнительного органа. Группу лиц составляют хозяйственное общество (товарищество) и лицо, осуществляющее функции его единоличного исполнительного органа.

Данные функции может выполнять как физическое лицо, так и юридическое (управляющая компания). Так, согласно части восьмой ст. 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года N 2020-XII “О хозяйственных обществах” по решению общего собрания общества полномочия единоличного исполнительного органа может получить иное лицо.

Пример 2

Ситуация 1. Гражданин Иванов является директором ОАО “К” и выполняет функции его единоличного исполнительного органа. Таким образом, гражданин Иванов и ОАО “К” будут составлять группу лиц.

Ситуация 2. Общее собрание акционеров ОАО “И” приняло решение передать полномочия единоличного исполнительного органа АО “М”. Таким образом, после заключения соответствующего договора ОАО “И” и АО “М” будут признаваться группой лиц.

Возможность давать обязательные для исполнения указания. Группу лиц составляют хозяйствующий субъект и лицо, которое вправе давать ему такие указания. При этом Закон содержит оговорку о том, что данная возможность должна предусматриваться учредительными документами подконтрольного хозяйствующего субъекта или заключенным с ним договором.

На практике часто возникает вопрос, на основании каких договоров с подконтрольным хозяйствующим субъектом контролирующее лицо считается дающим обязательные для исполнения указания, поскольку Закон не конкретизирует (не определяет) видов таких договоров.

Полагаем, что к этим договорам следует относить так называемые договоры основного и дочернего общества, в соответствии с которыми контролирующее лицо будет иметь возможность определять решения и передавать их органам управления подконтрольного дочернего общества.

В качестве примера в соответствии с абзацем четвертым подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона можно назвать правоотношения, складывающиеся между участниками концернов.

Включение в состав коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) более 50% одних и тех же физических лиц. Указанные лица составят базовую группу лиц. При этом важно учитывать, что в нее по данному основанию входят не сами члены коллегиальных органов управления, из-за которых происходит пересечение составов этих органов более чем на 50%, а только хозяйствующие субъекты.

Например, если трое из четырех членов совета директоров ОАО “К” – это те же физические лица, что и трое из пяти членов совета директоров ОАО “Д”, ОАО “К” и ОАО “Д” будут признаваться группой лиц.

Наличие близких родственных или свойственных связей. Это супруги, родители, усыновители (удочерители), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры. Например, будут признаваться группой лиц гражданка И. и ее сын.

Все вышеперечисленные так называемые базовые группы лиц подлежат объединению в группу на основании абзацев седьмого и восьмого подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона.

Наличие совокупности признаков, указанных в абзацах втором – шестом подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона. Группу образуют лица, по какому-либо из указанных в абзацах втором – шестом подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона признаков входящие в группу с одним и тем же лицом.

Например: гражданин Иванов владеет 40% акций ОАО “К”. При этом он имеет сына и дочь. Таким образом, этот гражданин, его сын и дочь будут признаваться группой лиц с ОАО “К”.

Обратим внимание, что Закон не содержит прямого указания на группу, состав которой необходимо определить при проведении антимонопольного контроля. Такая группа устанавливается в каждом конкретном случае.

Например, в зависимости от совершаемых действий и в соответствии с требованиями единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156, определяется группа лиц, в состав которой входит:

  1. каждый реорганизуемый хозяйствующий субъект – при реорганизации;
  2. каждый из учредителей – при создании коммерческой организации, создании объединения хозяйствующих субъектов;
  3. приобретатель, хозяйствующий субъект, акции (доли в уставном фонде) которого приобретаются, – при совершении сделки с акциями (долями в уставном фонде).

Практическая реализация данного положения состоит в объединении в одну группу лиц всех базовых групп, указанных в абзацах втором – шестом подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона.

Владение более 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде). Данный признак предусматривает возможность установления группы лиц на основании факта совместного участия хозяйственного общества (товарищества), физических и (или) юридических лиц, которые по какому-либо из указанных в абзацах втором – седьмом подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона признаков входят в одну группу лиц. При этом такие лица в силу совместного участия в хозяйственном обществе (товариществе) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, должны иметь более 50% голосов (долей в уставном фонде) от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) этого хозяйственного общества (товарищества).

Пример 3

Гражданин Иванов владеет 40% акций ОАО “К”. При этом его сын владеет в том же ОАО 15% акций.

Таким образом, гражданин Иванов и его сын будут признаваться группой лиц согласно абзацу шестому подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона. Кроме того, группой лиц в соответствии с абзацем восьмым подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона будут признаваться ОАО “К”, гражданин Иванов и его сын.

Следует обратить внимание, что п. 3 ст. 4 Закона предусматривает применение принципа экстерриториальности, в соответствии с которым группа лиц устанавливается в случае совершения действий, которые:

– приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарных рынках Республики Беларусь;

– определяются Законом как экономическая концентрация.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что установление группы лиц имеет большое значение при осуществлении антимонопольного регулирования и контроля. Неверное понимание и применение хозяйствующими субъектами признаков, указанных в подп. 1.6 п. 1 ст. 1 Закона, может привести к нарушению антимонопольного законодательства и привлечению к административной ответственности.

<1> Утратило силу с даты вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

<2> Принят постановлением межпарламентской ассамблеи государств – участников содружества независимых государств от 28 ноября 2014 года N 41-11.