Принятые в 2015 г. нормативные правовые акты ЕАЭС предполагают упрощение процедур, связанных с контролем таможенной стоимости, а также уточняют необходимость включения в таможенную стоимость тех либо иных платежей различной экономической природы.
С развитием технологий контроля таможенной стоимости назрела необходимость упорядочения случаев ввоза однотипных товаров в схожих условиях внешнеторговых сделок и в близкие временные периоды. Речь идет о случаях, когда таможенным органом по результатам дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) принимается таможенная стоимость товаров и в последующем периодически ввозятся товары, однотипные с ними.
Согласно действовавшим до недавнего времени нормативным правовым актам <1> контроль таможенной стоимости в форме дополнительной проверки надлежало проводить в каждом последующем случае ввоза однотипных товаров независимо от принятых по предыдущим поставкам решений в отношении таможенной стоимости, обстоятельств ввоза товаров и временных периодов, прошедших после последнего случая ввоза рассматриваемых товаров. Каждый последующий случай дополнительной проверки после принятия таможенным органом таможенной стоимости по предшествующей поставке был в определенной степени формальным.
При отсутствии в законодательстве оговорок, позволяющих не проводить углубленный контроль таможенной стоимости в вышеназванных условиях, таможенные органы минимизировали его на последующих стадиях ввоза однотипных товаров с использованием системы управления рисками. Между тем назрела необходимость в законодательном закреплении такого подхода.
Результатом проведенной на базе ЕАЭС работы стало принятие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2015 года N 139, внесшего изменения в некоторые решения Комиссии Таможенного союза (далее — Решение N 139). Изменения в первую очередь коснулись текста Порядка.
В частности, обстоятельства, указанные в п. 11 Порядка, при одновременном соблюдении определенных условий не рассматриваются в качестве признаков, свидетельствующих о том, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, соответственно отсутствует необходимость проведения дополнительной проверки в каждом последующем случае, при условии что:
1) декларируемые товары и ранее ввезенные отвечают критерию идентичности.
Определение понятия идентичных товаров, под которыми понимаются товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации, содержит ст. 3 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее — Соглашение). Об идентичности товаров свидетельствуют, в частности, следующие факторы:
- производство таких товаров (добыча, выращивание, изготовление) осуществляется в той же стране, что и производство декларируемых товаров. При этом необходимо учитывать, что значение понятия «производство» в данном контексте может отличаться от значения понятия «происхождение» и товары, произведенные в какой-либо стране, могут не считаться происходящими из нее;
- проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы в отношении товаров не выполнялись на таможенной территории ЕАЭС;
- производитель декларируемых и ранее ввезенных товаров — одно и то же лицо, при этом товары, произведенные иным лицом, могут приниматься во внимание, когда отсутствует достаточная и достоверная информация о товарах того же производителя;
2) декларируемые товары ввозятся в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки.
Нормальная практика международной торговли в современных условиях — организация поставок товаров в рамках так называемых долгих контрактов, когда, например, каждая очередная поставка оформляется отдельной спецификацией и (или) инвойсом, в которых отражаются стоимостные параметры сделки, а в ряде случаев и условия поставки.
В рамках таких контрактов товары нередко ввозятся по одной цене и при неизменных условиях поставки. В ряде случаев цена ввозимых товаров может незначительно колебаться ввиду изменения курсов валют. Указанные обстоятельства также учитываются таможенными органами при контроле таможенной стоимости;
3) при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявляются те же обстоятельства (признаки недостоверности заявленных сведений либо того, что они должным образом не подтверждены), что и при контроле таможенной стоимости идентичных им товаров.
Описываемый в данной статье механизм не будет применяться, если, например, изначально в отношении ранее ввезенных идентичных товаров таможенные органы выявили обстоятельства, связанные с возможным невключением в таможенную стоимость всех необходимых расходов, предусмотренных ст. 5 Соглашения, а впоследствии, при таможенном декларировании рассматриваемого товара, были выявлены несоответствия в документах, влияющие на величину таможенной стоимости либо на метод ее определения;
4) в отношении ранее ввезенных (идентичных) товаров таможенная стоимость заявлялась по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Данный механизм применяется, только когда имеет место купля-продажа товаров на свободных конкурентных рынках, отсутствуют условия и обстоятельства, ограничивающие возможность применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
5) в отношении ранее ввезенных (идентичных) товаров проводилась дополнительная проверка, по результатам которой таможенные органы приняли заявленную таможенную стоимость.
Основополагающее условие, при котором выявленные при проведении контроля таможенной стоимости обстоятельства не рассматриваются в качестве признаков недостоверности либо недолжного подтверждения таможенной стоимости товаров, — подтверждение декларантом заявленной таможенной стоимости ввезенных ранее товаров путем представления в таможенный орган дополнительных документов, сведений и пояснений, отвечающих критериям достоверности и достаточности в соответствии со ст. 2 Соглашения и устраняющих основания для проведения дополнительной проверки согласно ст. 69 ТмК ТС;
6) декларация на ввозимые товары подается в тот же таможенный орган, что и декларация на ранее ввезенные (идентичные) товары.
Если таможенное декларирование ранее ввезенного товара и дополнительная проверка проводились в зоне деятельности одной из таможен Республики Беларусь, использовать описываемый механизм можно, когда последующие поставки декларируются в зоне деятельности той же таможни;
7) в декларации на товары в отношении декларируемых товаров заявляется регистрационный номер декларации в отношении ранее ввезенных (идентичных) товаров.
Решение N 139, кроме прочего, внесло изменения в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257, и в Классификатор видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 378. В результате декларант получил возможность заявлять под определенным кодом в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары сведения о декларации на товары в отношении товаров, идентичных декларируемым, таможенную стоимость которых таможенный орган принял по результатам дополнительной проверки в соответствии со ст. 69 ТмК ТС;
8) срок с даты вынесения по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных (идентичных) товаров до даты регистрации декларации на ввозимые товары не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, и составляет не более 180 дней.
Приведенные особенности исчисления сроков в отношении различных категорий ввозимых в Республику Беларусь товаров определяют таможенные органы Республики Беларусь. В силу ст. 130 ТмК ТС такая информация является конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Учитывая изложенное, отметим упрощение процедур контроля таможенной стоимости товаров в случае организации многоразовых (повторяющихся) поставок однотипных товаров при схожих условиях их продажи и ввоза в Республику Беларусь.
Одно из заметных нововведений, направленных на разъяснение вопросов определения таможенной стоимости товаров, — Правила учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров, утвержденные решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 118.
Процентные платежи, являясь по своей природе платежами по процентным ставкам, осуществляемыми покупателем в рамках финансовых отношений с банками, кредитными организациями, иными юридическими или физическими лицами (включая продавца) в связи с покупкой ввозимых товаров, не относятся к стоимости сделки с ввозимыми товарами, равно как не относятся к расходам, подлежащим включению в таможенную стоимость в соответствии со ст. 5 Соглашения. К процентным платежам в рассматриваемом контексте не относятся и периодические арендные (лизинговые) платежи, уплачиваемые получателем объекта аренды (лизинга) в целях использования товаров в рамках договора аренды (лизинга).
Также следует отдельно рассматривать случаи, когда продавец, предоставляя покупателю отсрочку оплаты товаров, определяет (ранжирует) условия осуществления платежа (включая стоимость товаров) без выделения процентных платежей из стоимости сделки. В указанных обстоятельствах продавец во внешнеэкономическом договоре (контракте) устанавливает фиксированные цены на товары в зависимости от сроков оплаты. При этом в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров используется цена, фактически уплаченная покупателем исходя из конкретного срока внесения платежа.
Контроль соблюдения условий, при которых процентные платежи не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров, предполагает анализ обстоятельств внешнеэкономической сделки с целью подтверждения следующих обстоятельств:
- процентные платежи указаны отдельно от цены ввозимых товаров, например отдельной строкой в счете-фактуре (инвойсе);
- финансовые отношения оформлены в виде отдельного соглашения либо раздела внешнеэкономического договора;
- ввозимые товары проданы по цене, заявленной в качестве фактически уплаченной или подлежащей уплате, т.е. продавец при ее формировании не учитывает процентных платежей даже в случае отсутствия финансовых отношений с покупателем;
- установленная в отдельном соглашении либо во внешнеэкономическом договоре процентная ставка не превышает уровня, характерного для аналогичных финансовых отношений в той же стране и во временном периоде, в котором заключались соглашение либо внешнеэкономический договор.
Перечисленные выше условия невключения процентных платежей в таможенную стоимость товаров вводятся для ограничения возможностей использования Решения N 139 недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности в целях искажения реальной величины таможенной стоимости товаров.
Кроме того, Решение N 139 содержит несколько примеров, моделирующих ситуации, в которых процентные и им подобные платежи не включаются в таможенную стоимость товаров либо подлежат включению в нее в зависимости от условий и обстоятельств внешнеэкономической сделки и иных сопутствующих ей экономических и финансовых факторов.
<1> В первую очередь речь идет о Порядке контроля таможенной стоимости товаров, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 (далее — Порядок).