Ведение административного процесса по делам о нарушениях безопасности движения и эксплуатации транспорта, по которым применяются меры обеспечения в отношении транспортных средств

При решении проблем обеспечения безопасности дорожного движения исключительно важную роль в осуществлении предупреждения противоправного поведения играет применение мер административного принуждения.

В ходе рассмотрения дел об административных правонарушениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренных рядом статей главы 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), могут применяться меры обеспечения в отношении транспортных средств нарушителей.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 8.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) работник Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19, а также частями 1 и 2 статьи 18.22 КоАП.

Согласно статье 8.11-1 ПИКоАП при совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 18.22 КоАП, возможно применение блокировки колес транспортного средства.

Уровень правонарушений по данным категориям дел достаточно высок, и их количество с ростом автомобилизации населения постоянно растет. В 2012 году за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) по статье 18.16 КоАП привлечено более 43 тысяч человек; за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, по статье 18.19 КоАП — около 55 тысяч человек; за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства по частям 1 и 2 статьи 18.22 КоАП — более 94 тысяч человек, за остановку или стоянку грузового автомобиля с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (далее — ПДД), по частям 3 и 4 статьи 18.22 КоАП привлечено к ответственности около 5 тысяч водителей.

Помимо мер административной ответственности, налагаемых на правонарушителей, в случае принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств их владельцы также возмещают затраты, связанные с принудительной отбуксировкой (эвакуацией) транспортного средства на охраняемую стоянку и его хранением.

Понимание порядка осуществления административного процесса, а также применяемых для его обеспечения мер необходимо для правильного рассмотрения дел об административных правонарушениях, исключения необоснованных жалоб и обращений граждан.

1. Ведение административного процесса в общем порядке.

Ведение административного процесса за указанные выше нарушения осуществляется в порядке, установленном ПИКоАП.

Так, согласно статье 9.5 ПИКоАП административный процесс считается начатым с момента:

  • составления протокола об административном правонарушении;
  • составления протокола о процессуальном действии;
  • вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;
  • вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП право на составление протокола об административном правонарушении данной категории дел предоставлено уполномоченным на то должностным лицам органов внутренних дел.

В случае начала административного процесса с составления протокола об административном правонарушении сотрудник ГАИ вправе также составить протокол о процессуальном действии и вынести постановление о мерах обеспечения административного процесса.

Административный процесс также может быть начат составлением протокола о процессуальном действии, которым в данном случае на основании статьи 6.10 ПИКоАП может являться протокол осмотра транспортного средства, составленный в соответствии с частью 3 статьи 8.10 ПИКоАП.

Административный процесс также признается начавшимся с момента вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса, применяемых в целях пресечения правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Согласно статье 8.1 ПИКоАП мерами обеспечения административного процесса по данной категории дел может являться принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства, а также блокировка его колес.

Окончанием подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения является составление протокола об административном правонарушении или прекращение дела об административном правонарушении (статья 10.26 ПИКоАП).

В соответствии с частью 2 статьи 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, содержание которого определяется статьей 11.9 ПИКоАП.

2. Ведение административного процесса в особом (упрощенном) порядке.

Согласно абзацу 5 статьи 9.5 ПИКоАП административный процесс считается начатым с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1 — 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Привлечение виновных лиц к административной ответственности за указанные выше нарушения может осуществляться в соответствии с частями 1 и 3 статьи 10.3 ПИКоАП в особом (упрощенном) порядке.

Данный порядок исключает стадии подготовки дела к рассмотрению и рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление о наложении административного взыскания на виновное лицо в этом случае выносится без составления протокола об административном правонарушении.

Такой порядок применяется при совершении административного правонарушения, влекущего наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа, не превышающего двух базовых величин (часть 1 статьи 10.3 ПИКоАП), а также в случае, когда физическое лицо признает себя виновным в совершении административного правонарушения и согласно на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда в случае его причинения (часть 3 статьи 10.3 ПИКоАП).

Основным условием вынесения постановления о наложении административного взыскания в соответствии с частями 1 и 3 статьи 10.3 ПИКоАП (без составления протокола об административном правонарушении) является согласие лица с применением к нему административного взыскания и возмещением вреда в случае его причинения.

В случае если физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 указанной статьи, либо не уплатило штраф в установленный срок, то согласно части 5 статьи 10.3 ПИКоАП составляется протокол об административном правонарушении. Постановление о наложении административного взыскания при этом утрачивает силу.

Несогласие лица с привлечением его к административной ответственности в указанном порядке может быть выражено как устно, так и в любой другой форме, в том числе путем отказа от подписания постановления или учинения соответствующей записи в нем в случае, если постановление уже составлено, либо неуплаты им штрафа в установленный срок.

В этих случаях упрощенный порядок привлечения лица к административной ответственности применяться не может. Вынесенное постановление о наложении административного взыскания утрачивает силу, а административный процесс должен осуществляться по общим правилам производства начиная с составления протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 10.3 ПИКоАП постановление о наложении административного взыскания, вынесенное в соответствии с частями 1 и 3 указанной статьи, должно содержать дату и место его составления; наименование органа, должность и фамилию лица, вынесшего постановление; сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения; отметку о том, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъяснены его права и обязанности; принятое решение.

Постановление подписывается как лицом, его составившим, так и лицом, привлекаемым к административной ответственности.

То есть постановление о наложении административного взыскания, вынесенное по указанным выше частям статьи 10.3 ПИКоАП, содержит сведения, как правило, соответствующие сведениям, содержащимся в протоколе об административном правонарушении (часть 2 статьи 10.2 ПИКоАП), что в случае утраты силы данного постановления вследствие несогласия лица с привлечением к административной ответственности не вызовет сложностей в составлении протокола об административном правонарушении и осуществлении административного процесса в общем порядке.

Данные постановления о наложении административных взысканий вступают в законную силу с момента их вынесения.

Таким образом, особый (упрощенный) порядок административного процесса предусматривает вынесение постановления о наложении административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении при согласии лица на привлечение его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 10.3 ПИКоАП.

3. Меры обеспечения административного процесса.

Согласно статье 8.1 ПИКоАП для обеспечения административного процесса по делам о нарушениях безопасности движения и эксплуатации транспорта применяется задержание и принудительная эвакуация (блокировка колес) транспортного средства.

Порядок принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З «О дорожном движении» устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Инструкция о порядке принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2006 N 666 (далее — Инструкция), определяет принудительную эвакуацию транспортного средства как принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным организациям, на охраняемую стоянку в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств. Блокировка колеса транспортного средства — использование сотрудником ГАИ технических средств для блокировки колеса транспортного средства, исключающее возможность движения транспортного средства в случаях нарушения водителем этого транспортного средства правил остановки или стоянки транспортных средств.

Согласно части 1 статьи 8.10 ПИКоАП при совершении водителями административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.16 и 18.19 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования); управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления), задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства и доставка его на охраняемую стоянку возможна при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения.

Подпункт 10.1 пункта 10 ПДД запрещает водителю управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке транспортного средства до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В этих случаях сотрудники ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства при отсутствии иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения.

При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.22 КоАП (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил остановки или стоянки транспортного средства), в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Указанное положение также закреплено в пункте 147 ПДД, где говорится о том, что при нарушении водителями предусмотренных главой 19 ПДД правил остановки или стоянки транспортных средств, в результате которых создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники ГАИ вправе произвести принудительную эвакуацию таких транспортных средств.

При нарушении водителями правил остановки или стоянки грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин сотрудниками ГАИ может быть произведена блокировка колес этих транспортных средств.

Порядок принудительной эвакуации (блокировки колес) транспортных средств установлен статьями 8.10, 8.11-1 ПИКоАП, детально регламентирован Инструкцией.

Таким образом, согласно вышеуказанным нормативным правовым актам произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства на охраняемую стоянку сотрудники ГАИ вправе при наличии следующих условий:

1. За совершение правонарушений, предусмотренных статьями 18.16 и 18.19 КоАП, — отсутствия иной правомерной возможности доставить транспортное средство к месту хранения.

2. За совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.22 КоАП:

  • создания в результате указанного нарушения препятствия для дорожного движения или возникновение угрозы безопасности граждан;
  • ненахождения водителя в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

3. За совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 18.22 КоАП, — ненахождения водителя в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Наибольшее количество вопросов возникает при принудительной эвакуации транспортных средств за нарушение водителями правил остановки или стоянки, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.22 КоАП.

Как отмечалось, принудительная эвакуация транспортных средств возможна в результате создания препятствия для дорожного движения или возникновения угрозы безопасности граждан.

Препятствием для дорожного движения согласно подпункту 2.52 пункта 2 ПДД являются объекты, находящиеся на пути участника дорожного движения и вынуждающие его снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться.

Если автомобиль, при остановке или стоянке которого нарушены ПДД, не находится на пути другого участника дорожного движения и не вынуждает последнего снизить скорость движения, совершить объезд или остановиться, то можно говорить о том, что он не создает препятствия для дорожного движения. Следовательно, его принудительная эвакуация будет неправомерной.

Определение термина «угроза безопасности граждан» в ПДД не закреплено, что предполагает на практике широкое его толкование. Так, можно предположить, что оставление транспортных средств на тротуаре может вызвать необходимость движения пешеходов по проезжей части дороги, что повлечет угрозу для личной безопасности граждан и вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия.

В этих случаях целью принудительной эвакуации транспортного средства является пресечение административного правонарушения. Применение блокировки колес осуществляется с целью исполнения постановлений по делу об административном правонарушении.

Разумеется, что, если водитель будет находиться в транспортном средстве или в непосредственной близости от него, он сможет выполнить обоснованные требования сотрудника ГАИ по устранению правонарушения.

Таким образом, при отсутствии вышеперечисленных условий, а также при наличии в транспортном средстве пассажира (пассажиров) принудительная эвакуация транспортного средства запрещена (часть 2 статьи 8.10 ПИКоАП, пункт 3 Инструкции).

В случае проведения принудительной эвакуации транспортного средства должен составляться протокол об административном правонарушении, протокол о процессуальном действии, которым является протокол осмотра транспортного средства, составленный в соответствии с частью 3 статьи 8.10 ПИКоАП, и проводиться административный процесс по общим правилам, установленным ПИКоАП.

О принудительной эвакуации транспортного средства, а также о месте его нахождения немедленно информируется оперативно-дежурная служба территориального органа внутренних дел по месту совершения административного правонарушения, которая незамедлительно сообщает собственнику (владельцу) о принудительной эвакуации его транспортного средства.

За повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации) и (или) во время нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, несут ответственность юридические лица, работники которых осуществляли соответственно принудительную отбуксировку (эвакуацию) или хранение транспортного средства.

Помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по его первому требованию.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2013 N 36 «О некоторых вопросах принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортных средств» принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортных средств осуществляется с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным государственным организациям, определяемым местными исполнительными и распорядительными органами.

Затраты, связанные с принудительной отбуксировкой (эвакуацией) транспортного средства на охраняемую стоянку и его хранением, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение. В случае отказа от возмещения указанных затрат они взыскиваются в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что тарифы на работы (услуги) по принудительной отбуксировке (эвакуации), а также хранению отбуксированного (эвакуированного, доставленного) транспортного средства на охраняемой стоянке в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.

При привлечении виновных в нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств лиц к административной ответственности в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 10.3 ПИКоАП, и вынесении постановлений о наложении административных взысканий без составления протокола об административном правонарушении принудительная эвакуация транспортного средства в качестве меры обеспечения административного процесса применяться не может по следующему основанию.

По смыслу частей 1, 3, 4 статьи 10.3 ПИКоАП вынесение постановления о наложении административного взыскания предполагает присутствие водителя по месту совершении административного проступка (вблизи транспортного средства). Данному лицу разъясняются его права и обязанности, принятое решение, он лично подписывает вынесенное постановление.

То есть при вынесении постановлений о наложении административных взысканий на основании частей 1 и 3 статьи 10.3 ПИКоАП действия сотрудников ГАИ по принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортных средств в присутствии водителей являются неправомерными как противоречащие требованиям части 1 статьи 8.10 ПИКоАП и могут быть опротестованы прокурором в установленном ПИКоАП порядке.

4. Исполнение постановления об административном взыскании в виде наложения штрафа.

Совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.16, 18.19, а также частями 1 и 2 статьи 18.22 КоАП, как правило, влечет наложение административных взыскания в виде штрафа.

Сроки и порядок исполнения постановлений о взыскании штрафа регламентируются статьей 15.3 ПИКоАП.

В частности, штраф (за исключением штрафа, взимаемого на месте) должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее одного месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

При привлечении лица к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 10.3 ПИКоАП, штраф взимается на месте совершения административного правонарушения.

При взимании штрафа на месте совершения административного правонарушения лицу, привлекаемому к административной ответственности, выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности. Форма такой квитанции утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 16.08.2007 N 197 «Об утверждении бланка квитанции об уплате штрафа на месте совершения административного правонарушения».

Квитанция об уплате штрафа на месте является документом, свидетельствующим об исполнении постановления о наложении административного взыскания, вынесенного в соответствии с частью 1 статьи 10.3 ПИКоАП, а также своеобразным приложением к данному постановлению, однако не может подменять собой само такое постановление (часть 1 статьи 15.5 ПИКоАП).

В случае неуплаты штрафа на месте совершения административного правонарушения исполнение постановления осуществляется в порядке, установленном ПИКоАП (часть 2 статьи 15.5 ПИКоАП).

При привлечении лица к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП, уплата штрафа должна быть произведена в течение пяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. Штраф в размере, не превышающем двух базовых величин, может быть уплачен на месте (часть 2 статьи 15.3 ПИКоАП).

В случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в установленный срок должностным лицом ГАИ производится принудительное взыскание штрафа в судебном порядке согласно статье 15.4 ПИКоАП.

5. Обжалование (опротестование) процессуальных действий, постановлений о наложении административных взысканий.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 2.16 ПИКоАП лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой, иные лица, участвующие в административном процессе, вправе обжаловать процессуальное действие или постановление, принятое по делу об административном правонарушении, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы.

Порядок обжалования действий и решений должностного лица органа, ведущего административный процесс, установлен главой 7 ПИКоАП, а постановлений о наложении административных взысканий — главой 12 ПИКоАП.

Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, прокурору или в суд.

Согласно части 1 статьи 7.3 ПИКоАП жалоба на действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Постановления о наложении административных взысканий, вынесенные в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 статьи 10.3 ПИКоАП, вступают в законную силу с момента их вынесения, что является препятствием для рассмотрения по существу жалоб, поданных на действия сотрудников ГАИ, применивших меры обеспечения в отношении транспортных средств.

Правом отменять своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления о производстве процессуальных действий и применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 2.15 ПИКоАП наделен прокурор при осуществлении надзора за ведением административного процесса.

К процессуальным действиям в соответствии со статьей 1.4 ПИКоАП относятся действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса. Согласно статье 6.10 ПИКоАП указанные действия должны быть оформлены соответствующим протоколом, удостоверяющим обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, административном задержании физического лица, изъятии вещей и документов.

Меры обеспечения административного процесса закреплены в главе 8 ПИКоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 11.12 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП, за исключением случаев, когда протокол об административном правонарушении не составляется.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником, а также опротестовано прокурором.

Согласно части 1 статьи 12.4 ПИКоАП жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, со дня вручения или получения копии постановления, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления.

В соответствии с частью 1 статьи 12.11 ПИКоАП вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе участников процесса, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора.

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 12.11 ПИКоАП).

В указанный срок подается также жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении (административного процесса), вынесенного сотрудником внутренних дел в порядке статьи 10.26 ПИКоАП, которая является разновидностью постановлений по делам об административных правонарушениях и не относится ни к процессуальным действиям, ни к мерам обеспечения административного процесса.

Рассмотрение жалоб, подаваемых в общие суды, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, подаваемых в органы прокуратуры, согласно пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) облагается государственной пошлиной в размерах, установленных пунктом 7 приложения 17 к НК.