Выманивание кредита или дотаций: вопросы уголовной ответственности

Немного истории и статистики

Уголовная ответственность за выманивание кредита и дотаций была введена в республике с переходом экономики страны на рыночные рельсы еще в 1993 году (см. статью 150-2 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) 1960 года).

В действующем УК этому преступлению посвящена статья 237, которая активно применяется в практике деятельности органов уголовного преследования и суда, на что указывают приведенные ниже данные Министерства юстиции Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Например, в 2000 году за выманивание кредита осужден 21 человек, в 2001 году — такое же число, в 2002 году — 23 человека, в первой половине 2003 года — 22 человека, а по итогам 2003 года — 46 человек. Большое число уголовных дел этой категории, возбужденных в разные годы, приостановлено производством. Так, начиная с 1994 года и по 1 ноября 2003 года, в республике было приостановлено производством 364 уголовных дела. По одним из них производство было прекращено ввиду истечения сроков давности, по другим — виновные осуждены. Некоторые дела этой категории остаются приостановленными до настоящего времени.

Использование заемных (кредитных) средств для пополнения собственных оборотных и основных средств, для покрытия расходов (издержек) хозяйственной деятельности в мировой практике является признанным и эффективным инструментом осуществления экономической деятельности.

В наличии свободных, заемных (кредитных) средств, простоте и доступности их получения заинтересованы субъекты экономической деятельности. Наличие их на рынке служит предпосылкой для введения их в гражданский оборот, стимулируют предпринимательскую и иную экономическую деятельность. В предоставлении кредитных средств заинтересованы кредитные и иные учреждения, для которых такая деятельность является источником их прибыли. В существовании энергично действующего и развивающегося кредитного рынка заинтересовано и государство.

Согласно данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь на 1 июля 2003 года просроченная задолженность по кредитам банков и займам составила 319,2 млрд.руб. и увеличилась по сравнению с началом года на 14,5% <1>. Чтобы понять, насколько велика эта сумма, сравним ее с величиной расходной части бюджета Республики Беларусь на 2004 года <2>. Такое сравнение показывает, что просроченная задолженность по кредитам банков и займам на середину 2003 года равна 2,3% расходной части бюджета республики на 2004 год.

<1> Социально-экономическое положение Республики Беларусь за январь — июль 2003 г. — Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003. С. 111.

<2> См. приложение 4 к Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 3. 2/1008.

Просроченная и пролонгированная задолженность по кредитам банков в общем объеме кредитных вложений на 1 июля 2003 года составила 7,5% <3>. В этой задолженности по кредитам банков до 5% приходится на так называемую проблемную задолженность, возврат которой едва ли будет возможным. К категории проблемной в немалом числе случаев относится и задолженность по кредитам, полученным путем их выманивания.

<3> Социально-экономическое положение Республики Беларусь за январь — июль 2003 г. С. 121.

В чем опасность выманивания кредита или дотаций

Следствием важности для экономической безопасности страны и субъектов экономической деятельности нормального функционирования кредитного рынка является регламентация государством порядка обращения заемных (кредитных) средств. При этом государством в рамках проводимой им экономической политики, направленной на формирование социально ориентированной рыночной экономики, которая сочетала бы в себе преимущества и достижения высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты населения, вводятся определенные ограничения или запреты на совершение определенных кредитных операций.

Выманивание кредита — преступление, посягающее на установленный порядок получения и пользования кредитными средствами. От него страдают не только банки и иные кредитно-финансовые учреждения, выступающие в качестве кредитодателей, несущие убытки в виде реального вреда или упущенной выгоды, но и потенциальные кредитополучатели, либо не получающие кредит, либо получающие его в меньшем объеме или в более поздние сроки ввиду уменьшения кредитной массы. Получение кредитных средств посредством их выманивания не способствует укреплению порядка осуществления экономических отношений, нередко связано с уводом выманенных кредитных средств в сферу теневой или серой экономики и в силу этого далеко не безразлично для государства.

Выманивание дотаций причиняет ущерб бюджету (республиканскому или местному), за счет которого осуществляются безвозмездные ассигнования для определенных категорий хозяйствующих субъектов. Деньги, которые могли быть использованы государством на поддержку субъектов экономической деятельности, действительно нуждающихся в них, на социальные и иные нужды, ввиду преступных действий по выманиванию дотаций «вымываются» из состава бюджетных средств. Ущемляются не только интересы государства, не могущего в полной мере реализовать свои обязанности по рациональному и точному использованию бюджетных средств, но косвенным образом и интересы неопределенного числа граждан.

В титуле статьи 237 УК содержится наименование анализируемого преступления, признаки которого достаточно полно описываются в части 1 этой статьи. Их анализ указывает на то, что рассматриваемое преступление является ничем иным как одним из видов мошеннических (обманных) деяний в финансово-кредитной сфере. В силу специфики объекта посягательства и немалой общественной опасности таких деяний они выделены законодателем в самостоятельный вид преступления.

Формы совершения выманивания кредита или дотаций

Рассматриваемое преступление может быть совершено в одной из двух альтернативных форм.

В первой форме данное преступление с объективной стороны выражается в активном поведении — представлении кредитодателю или органу, выделяющему дотации, «заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации». В этой форме преступление признается оконченным с момента фактического представления указанных заведомо ложных документов и сведений кредитодателю или органу, выделяющему дотации. Для признания преступления, предусмотренного частью 1 статьи 237 УК, оконченным не имеет значения, привели ли названные действия к заключению кредитного договора (подписанию его сторонами), к принятию решения о выделении дотаций. На оценку действий виновного не влияет и фактическое получение кредита или дотаций, использование их по целевому или иному назначению, равно как и невозвращение кредита или возвращение только его части, уплата или неуплата полностью или частично процентов по нему.

Вторая форма преступного деяния — это пассивное поведение, бездействие, состоящее в несообщении кредитодателю или органу, выделившему дотацию, «информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или дотирования». В этой форме преступление окончено с момента, когда виновному стало известно о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или дотирования, а он в нарушение лежащей на нем обязанности не сообщил о них кредитодателю или органу, выделившему дотацию. Последствия такого несообщения, даже если они и наступят, лежат за рамками состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 237 УК.

Важно также установить, что, игнорируя указанную обязанность, лицо имело возможность ее выполнения. Если такая возможность отсутствовала ввиду каких-либо объективных обстоятельств, не зависящих от воли лица (например, болезни, лишающей его возможности сделать соответствующее сообщение), оно не подлежит ответственности по статье 237 УК.

Для уяснения механизма совершения анализируемого преступления, точного определения его признаков, лежащих в основе квалификации выманивания кредита или дотаций и отграничения его от схожих преступлений, следует знать, что понимается под кредитом и дотациями, кем, когда и по каким основаниям они выделяются, как и когда приостанавливается кредитование или дотирование.

О понятиях «кредит» и «дотации» и порядке их получения

Законодательное определение понятия «кредит» отсутствует как в Гражданском, так и в Банковском кодексах Республики Беларусь (далее — соответственно ГК и БК). Между тем в названии главы 42 ГК термины «заем» и «кредит» выделяются как самостоятельные, а из всех статей этой главы только одна статья — статья 771 посвящена кредитному договору. В ней-то и говорится о «кредите». Определение этому понятию может быть выведено на основе норм, содержащихся в статье 771 ГК и статье 138 БК. В соответствии с указанными статьями под кредитом необходимо понимать денежные средства, которые предоставляются по кредитному договору кредитодателем кредитополучателю в размере и на условиях, предусмотренных договором. При этом кредитополучатель обязуется возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им.

Следуя приведенным нормам законодательных актов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь в пункте 1 недавно принятой им Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата (утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года N 226) определяет понятие «кредит» как «денежные средства, предоставленные банком иному лицу в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором» <4>.

<4> Инструкция вступает в силу с 1 апреля 2004 года (см.: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 19. 8/10459) и признает с указанной даты утратившими силу Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, которые были утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 года N 116, равно как и постановления Правления Национального банка Республики Беларусь, которыми вносились изменения и дополнения в названные Правила.

Имея в виду сказанное, необходимо оговорить, что статьей 237 УК не охватываются описанные в ней деяния, если речь идет не о получении кредита в тесном смысле этого слова, приведенном выше, а о займе <5> денег или других вещей как с уплатой процентов, так и беспроцентном, включая так называемый товарный кредит (см. статью 760 ГК), коммерческий заем (см. статью 770 ГК) или налоговый кредит (см. пункт 2 Положения о порядке предоставления налогового кредита, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2002 года N 493) <6>.

<5> Подробнее о соотношении понятий «кредит» и «заем» см., например: Науменко А. Заем или кредит // Юрист. 2003. N 9. С. 49 — 50.

<6> Следует отметить, что в российской уголовно-правовой литературе вопрос о содержании понятия «кредит», использованного в статье 176 УК РФ «Незаконное получение кредита», является спорным. См. подробнее: Пикуров Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. — Волгоград: ВЮИ МВД России, 1998. С. 136 — 138; Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 247 — 250.

Статья 237 УК не может применяться и в случаях нарушения кредитополучателем условий, на которых выдан кредит, за исключением невыполнения условия о сообщении кредитодателю информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования.

В качестве кредитодателя выступают банки или иные кредитно-финансовые организации. Банком является юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение денежных средств физических или юридических лиц во вклады (депозиты), размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, а также иные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 БК. Небанковская кредитно-финансовая организация — это юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные статьей 14 БК, за исключением осуществления в совокупности указанных выше банковских операций.

Статьей 138 БК и пунктом 1 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года N 226 (далее — Инструкция) предусмотрено, что банк предоставляет (размещает) в качестве кредита привлеченные и (или) собственные денежные средства, а небанковская кредитно-финансовая организация только собственные средства. И банк, и небанковская кредитно-финансовая организация предоставляют (размещают) денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности с заключением между кредитодателем и кредитополучателем (юридическим лицом, в том числе банком, или физическим лицом) кредитного договора.

В качестве кредитодателя могут выступать одновременно несколько банков, заключивших договор о совместной деятельности по предоставлению кредита (так называемый консорциальный кредит — см. Рекомендации Национального Банка Республики Беларусь о порядке организации консорциального кредитования (письмо Национального банка от 24 марта 2003 года N 04-32/1480). Такой кредитный договор заключает с кредитополучателем один из указанных банков, уполномоченный на это остальными банками, в порядке, установленном договором о совместной деятельности по предоставлению кредита <7>. При консорциальном кредитовании банки-участники консорциального кредитования объединяют свои кредитные ресурсы через банк-агент. Кредитование осуществляется на основании консорциального кредитного договора между банком-агентом и кредитополучателем. Привлеченные банком-агентом ресурсы банков-участников межбанковскими кредитами не являются.

Синдицированный кредит как разновидность консорциального кредита предоставляется одному кредитополучателю несколькими банками-участниками в рамках единого синдицированного кредитного договора, заключаемого между банками-участниками и кредитополучателем (см. пункт 12 Инструкции).

В соответствии с законодательством каждый банк и небанковская кредитно-финансовая организация разрабатывают локальные нормативные правовые акты, действие которых ограничено рамками данного банка или небанковской кредитно-финансовой организацией и их филиалов <8>, определяющие их кредитную политику, условия и порядок предоставления кредитов, полномочия филиалов (отделений), иных структурных подразделений и должностных лиц по осуществлению кредитных операций и контролю за своевременным возвратом предоставленного кредита. Так, в частности, в пункте 7 Инструкции отмечено, что в локальном нормативном акте предусматриваются обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата; процедура принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств; порядок определения правоспособности и платежеспособности (кредитоспособности) кредитополучателя; порядок определения стоимости имущества, принимаемого в залог в качестве обеспечения исполнения обязательства; виды и способы кредитования, при которых не осуществляется контроль за целевым использованием кредитов; порядок контроля за целевым использованием предоставленных кредитов.

<8> О понятии «локальный нормативный правовой акт» см. статью 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 7. 2/136.

Кредитный договор может предусматривать выдачу суммы кредита единовременно либо открытие кредитной линии. В соответствии со статьей 153 Банковского кодекса под кредитной линией понимается кредитный договор, в соответствии с которым кредитодатель обязуется предоставлять кредитополучателю для определенных целей в согласованном сторонами размере кредит частями в согласованном размере в течение срока, установленного в договоре (см. также подпункт 2 пункта 9 Инструкции). Кредитная линия может быть как возобновляемой, так и не возобновляемой. В последнем случае банк и небанковская кредитно-финансовая организация в течение срока, установленного в договоре, обязуются предоставлять кредит в согласованном размере частями <9>.

<9> См. подробнее: Томкович Р.Р. Комментарий к статье 153 // Научно-практический комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь: В 2-х кн. Кн. 2. — М.: Дикта, 2002. С. 118 — 119.

Кредиты подразделяются на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от того, на какие цели предоставляется кредит и (или) срока, на который он предоставляется. При этом к краткосрочным относятся кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением текущих активов, без ограничения по сроку либо иные кредиты, предоставленные на срок до двенадцати месяцев включительно, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов. Соответственно долгосрочными являются кредиты, предоставленные на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов, без ограничения по сроку либо иные кредиты, предоставленные на срок свыше двенадцати месяцев, за исключением кредитов, предоставленных на цели, связанные с созданием и движением текущих активов.

Овердрафтное кредитование как способ краткосрочного кредитования, при котором денежные средства предоставляются для покрытия овердрафта <10> в целях оперативной оплаты платежных инструкций кредитополучателя (платежных инструкций третьих лиц, акцептованных кредитополучателем) при отсутствии или недостатке денежных средств на текущем (расчетном) счете (см. статью 200 Банковского кодекса) или карт-счете (см. статьи 215 и 281 Банковского кодекса) осуществляется с установлением лимита выдачи, лимита задолженности и срока овердрафта, состоящего из:

<10> Овердрафт — дебетовое сальдо по текущему (расчетному) счету или карт-счету, возникающее в течение банковского дня в результате проведения юридическим или физическим лицом операций на сумму, превышающую остаток денежных средств на его счете (см. пункт 1 Инструкции).

  • а) общего срока, в течение которого устанавливается и действует разрешенный лимит овердрафта;
  • б) срока предоставления транша — с момента начала использования разрешенного лимита овердрафта до момента полного погашения задолженности по кредиту.

Сумма кредита при кредитовании путем открытия кредитной линии, овердрафтном кредитовании и кредитовании по счету-контокорренту (см. статью 213 Банковского кодекса) устанавливается в кредитном договоре определением лимита выдачи и лимита задолженности.

Денежные средства в форме кредита предоставляются (размещаются) в соответствии с условиями кредитного договора либо в безналичном порядке путем перечисления банком и небанковской кредитно-финансовой организацией денежных средств на счет кредитополучателя либо на счета третьих лиц на основании платежной инструкции кредитополучателя (платежной инструкции третьего лица, акцептованной кредитополучателем), либо путем выдачи кредитополучателю наличных денежных средств. Наличные денежные средства кредитополучателям — юридическим лицам предоставляются на выдачу заработной платы или закупку у физических лиц сельскохозяйственной и (или) другой продукции, приобретение которой разрешено за наличный расчет законодательством Республики Беларусь.

Банку и небанковской кредитно-финансовой организацией возбраняется предоставлять кредит путем зачисления денежных средств на счет кредитополучателя — юридического лица при наличии расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», за исключением случая, когда в указанной картотеке отсутствуют расчетные документы, имеющие приоритет по очередности исполнения платежей над расчетным документом, оплачиваемым за счет кредита. Им же запрещается выдача кредита кредитополучателю, имеющему просроченную (сомнительную) задолженность по ранее выданным ему кредитам, кроме исчерпывающего перечня случаев, определенных пунктом 17 Инструкции (например, в случаях, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 года N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» <11> по предоставлению кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации в порядке, установленном Инструкцией).

<11> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 127. 1/5085.

Кредитополучателями могут выступать кредитоспособные юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Всякий кредит предполагает обязательный возврат выделенных денежных средств и процентов по нему. В отличие от него дотации — это ассигнования из республиканского или местного бюджетов, выделяемые субъектам экономической деятельности для покрытия каких-либо расходов. При этом не предусматривается возврат средств, выделенных в виде дотаций, органу, их выделившему.

Для получения кредита или выделения дотаций субъект экономической деятельности должен представить соответствующее обоснование в виде документов, подтверждающих наличие оснований на выделение ему указанных средств.

Так, в частности, в пункте 14 Инструкции предусмотрено, что для получения юридическим лицом кредита необходимо представить пакет документов (за исключением случаев, когда кредитополучателем является иной банк), среди которых обязательными являются:

  1. бухгалтерская отчетность в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» <12> за отчетный период, определенный банком или небанковской кредитно-финансовой организацией <13>;
  2. копии договоров (контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок (при осуществлении банком или небанковской кредитно-финансовой организацией контроля за целевым использованием кредита).

<12> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 63. 2/785.

<13> В соответствии со статьей 2 названного Закона «бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период». Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 127. 1/5085.

Кредитополучатель — юридическое лицо, текущий (расчетный) счет которого открыт в ином банке или небанковской кредитно-финансовой организацией, к указанному выше перечню документов дополнительно обязан представить:

  1. копии учредительных документов, предусмотренных законодательством для соответствующей организационно-правовой формы юридического лица, удостоверенные нотариально, или вышестоящим органом, или органом, производившим регистрацию;
  2. копию документа о государственной регистрации, удостоверенную нотариально или органом, производившим регистрацию;
  3. карточку с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати владельца счета, удостоверенную нотариально либо вышестоящим органом и оттиском его печати.

Кроме указанных документов банк или небанковская кредитно-финансовая организация по своему усмотрению могут обязать кредитополучателя представить и другие документы.

Перечень документов, представляемых для получения кредита индивидуальным предпринимателем, а также при овердрафтном кредитовании и кредитовании по счету-контокорренту, банк или небанковская кредитно-финансовая организация определяют самостоятельно.

На основе представленных документов и иной информации специалистами банка или небанковской кредитно-финансовой организации составляется письменное заключение, на основании которого, а также в соответствии с локальными нормативными актами банка или небанковской кредитно-финансовой организации и законодательством Республики Беларусь их уполномоченный орган принимает решение о предоставлении денежных средств кредитополучателю. Положительное решение о предоставлении денежных средств является основанием для заключения банком или небанковской кредитно-финансовой организацией кредитного договора.

Для получения льготного кредита субъект экономической деятельности должен предоставить банку или небанковской кредитно-финансовой организации документы и сведения, свидетельствующие о наличии оснований для получения такого кредита. Льготные условия кредитования могут выражаться, в частности, в снижении против обычной процентной ставки по кредиту, предоставлении кредитополучателю отсрочки по уплате процентов по кредиту, увеличении против обычных сроков возврата кредита. Например, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31 мая 2002 года N 720/14 «О льготном кредитовании энергоэффективных и валютоокупаемых проектов» кредитование проектов, включенных в перечень энергоэффективных и валютоокупаемых, осуществляется банками Республики Беларусь по процентным ставкам не выше половины ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь <14>.

<14> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 70. 5/10611.

Обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или дотации

Согласно части 1 статьи 237 УК уголовная ответственность за выманивание кредита или дотаций в форме представления заведомо ложных документов и сведений наступает лишь тогда, когда в представленных документах указывается на обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или дотации.

Использование в статье 237 УК такого оценочного, точно не определенного признака рассматриваемого преступления как «обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или дотации» встречает на практике неоднозначное толкование.

Следует заметить, что белорусский законодатель, вводя этот признак в состав преступления, имел в виду его универсальный характер и перспективность. Как бы не менялось законодательство о кредитовании и дотировании в части условий их предоставления и требований, которые предъявляются к получателям кредита или дотаций, уголовный закон в этой части будет неизменным, стабильным.

Ввиду этого уголовный закон акцентирует внимание и признает преступлением лишь такие обманные действия кредитополучателей и субъектов экономической деятельности, претендующих на получение дотаций, которые представляют повышенную опасность ввиду того, что они касаются не любых обстоятельств, обозначаемых в представляемых документах, а только существенных, значимых для решения указанных вопросов. Замечу, что схожим образом указанный признак кредитно-дотационного мошенничества описывается в уголовном законодательстве некоторых иностранных государств (см., например, статью 297 УК Республики Польша <15>, статью 194 УК Республики Казахстан) <16>.

<15> Уголовный кодекс Республики Польша / Вступ. статья А.И. Лукашова и Э.А. Саркисовой. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. С. 195.

<16> Уголовный кодекс Республики Казахстан / Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года / Предисловие И.И. Рогова. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. С. 221.

Ввиду неоднозначного толкования признака «обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или дотации» Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 3 постановления от 8 июня 1998 года N 4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций» отметил, что под указанными обстоятельствами следует понимать платежеспособность, финансовое положение, состояние бухгалтерского учета субъекта хозяйствования, другие данные, связанные с кредитованием <17>.

<17> Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, постановлений и определений кассационных и надзорных судебных инстанций за 1994-1998 гг. и обзоров судебной практики / Сост. Н. А. Бабий. — Мн.: «Тесей», 2000. С. 71.

Данную рекомендацию, полагаю, следует признать вполне обоснованной, хотя и не совсем точной. Дело в том, что не всякие данные, связанные с кредитованием, являются существенными, значимыми для заключения кредитного договора. На мой взгляд, существенное значение для получения кредита или дотации имеют обстоятельства, с которыми связываются возможность заключения кредитного договора (выделение дотации) и установление условий, на которых он заключается (выделяется дотация).

Указанные обстоятельства подлежат выяснению по каждому уголовному делу с учетом предписаний нормативных правовых актов, в том числе локальных, о которых говорилось выше, регламентирующих выделение кредита или дотаций. Сам по себе факт представления ложной информация по отдельным вопросам (позициям), в соответствии с этими актами являющимися обязательными при заключении кредитного договора или принятии решения о выделении дотаций, полагаю, не может служить основанием для признания соответствующих обстоятельств существенными для получения кредита или дотации, поскольку они не оказывают влияния на волю должностных лиц кредитора или органа, выделяющего дотации, и принятие ими решения о выделении кредита или дотации.

Информация по всем этим вопросам (позициям) должна оцениваться в совокупности. Только на основании анализа всей совокупности сведений, представленных кредитодателю или органу, выделяющему дотации, можно установить, есть ли в них указание на обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или дотации, по которым представлена ложная информация. Или, напротив, они не являются существенными и, как следствие, могут не приниматься во внимание при решении названных вопросов.

Таким образом, в действиях лица, представившего банку или небанковской кредитно-финансовой организации ложные сведения относительно соответствующих обстоятельств, не являющихся существенными для получения кредита или дотации, отсутствует состав преступления, предусмотренного статьей 237 УК, и он не может быть привлечен к уголовной ответственности по этой статье УК.

Исходя из сути кредитного договора, к числу существенных обстоятельств, которые должны найти в нем отражение, следует отнести размер кредита с указанием валюты кредита, размер процентов за пользование кредитом и порядок их уплаты, цель, на осуществление которой выделяется кредит, сроки и порядок предоставления и погашения кредита, способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, ответственность кредитодателя и кредитополучателя за невыполнение условий договора, иные условия, относительно которых сторонами кредитного договора достигнуто соглашение.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для получения кредита, могут быть отнесены, например, данные о том, на какие цели он запрашивается. В пункте 15 Инструкции по этому поводу указывается, что целевое использование кредита может устанавливаться в кредитном договоре следующими способами:

  1. на кредитополучателя возлагается обязанность использовать предоставленные денежные средства на приобретение определенных вещей, включая ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные права, оплату работ и (или) услуг и любые иные цели, не запрещенные законодательством Республики Беларусь;
  2. для кредитополучателя устанавливается запрет на вложение предоставленных денежных средств в определенные виды деятельности.

Возможно комбинированное установление целевого использования кредита с одновременным использованием обоих способов.

Целью овердрафтного кредитования или кредитования по счету-контокорренту для юридического лица является устранение платежных разрывов, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Поскольку не допускается использование кредита на уплату процентов за пользование кредитом, неустойки (штрафа, пени), а также вознаграждения (комиссии), связанного с предоставлением кредита, за исключением комиссионного вознаграждения при получении кредита наличными денежными средствами с использованием банковской пластиковой карточки, то такие цели не могут быть указаны в кредитном договоре.

К обстоятельствам, имеющим существенное значение для получения кредита, могут быть отнесены также данные об обеспеченности возврата кредита и процентов по нему способами, предусмотренными статьей 148 Банковского кодекса (гарантийный депозит денег, страхование кредитодателем риска невозврата, залог недвижимого и движимого имущества и др.), для получения кредита на льготных условиях — о наличии оснований для понижения процентной ставки по кредиту, для получения дотации — о нерентабельности производства определенного вида товаров, на которые посредством государственного регулирования установлен предельный потолок цен.

Обстоятельства, влекущие приостановление кредитования или дотирования

Обстоятельства, влекущие приостановление кредитования или дотирования, могут фиксироваться в соответствующем нормативном правовом акте или могут быть определены посредством его толкования. Они предусматриваются и в кредитном договоре. В качестве информации об этих обстоятельствах могут выступать, к примеру, сведения об уничтожении вследствие пожара имущества кредитополучателя, обеспечивавшего возврат кредита, о снижении уровня нерентабельности дотируемого предприятия и другие данные, которые имеют существенное значения для решения вопроса о приостановлении кредитования или дотирования.

В пункте 3 называвшегося выше постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года N 4 к обстоятельствам, влекущим приостановление кредитования и дотирования, отнесены также изменения в экономическом положении кредитополучателя, срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит, невыполнение объема работ при поэтапном финансировании за счет кредита.

В приведенном перечне, думается, допущена неточность, когда «срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит» отнесен к числу обстоятельств, влекущих приостановление кредитования. Эта же неточность со ссылкой либо без ссылки на приведенное постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь подчас дублируется в литературе <18>.

<18> См., например: Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. — Мн.: Новое знание, 2002. С. 338.

Меж тем Инструкция (см. пункт 14) предусматривает кредитование только под уже заключенный договор (контракт): лицо, претендующее на получение кредита, обязано представить банку или небанковской кредитно-финансовой организации «копии договоров (контрактов) в подтверждение кредитуемых сделок (при осуществлении банком контроля за целевым использованием кредита)». Под намерение заключить сделку банк или небанковская кредитно-финансовая организация кредит не вправе выдать. Основанием же для приостановления кредитования может послужить факт срыва стороной заключенного договора (контракта) поставки очередной партии товара, осуществляемой поэтапно, поскольку в кредитном договоре оговорено, что очередная доля кредитных средств переводится на счет поставщика после выполнения обязательства по предшествующей поставке партии товара, о чем покупатель (кредитополучатель) должен известить кредитодателя.

Субъективные признаки состава выманивания кредита или дотаций

Сам факт представления банку (небанковской кредитно-финансовой организации) или органу, выделяющему дотации, заведомо ложной информации либо умолчания об обстоятельствах, влекущих приостановление кредитования или дотирования, еще недостаточен для того, чтобы оценить содеянное как выманивание кредита или дотаций.

Состав преступления, предусмотренного статьей 237 УК, сформулирован так, что требует выяснить, для чего были совершены указанные деяния. Немаловажно и то, кто их совершил. Другими словами, требуется анализ субъективных признаков состава выманивания кредита или дотаций. Именно эти признаки имеют преимущественное значение при решении вопросов отграничения анализируемого преступления от иных схожих преступных деяний.

Внимательное прочтение статьи 237 УК показывает, что выманивание кредита и дотаций в обеих из указанных выше форм — преступление умышленное. На умышленный характер несообщения информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или дотирования (вторая форма анализируемого преступления), делается специальное указание в части 1 статьи 237 УК.

Необходимо особо отметить, что выманивание кредита или дотаций может быть совершено только с прямым умыслом. О наличии прямого умысла свидетельствует то, что документы и сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации, являются для лица заведомо ложными. Согласно части 14 статьи 4 УК под термином «заведомо» понимается признак, указывающий, что лицу, совершающему преступление, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные Уголовным кодексом. В рассматриваемом случае лицу известно, что представляемая им информация не соответствует действительности и имеет существенное значение при решении вопроса о выделении кредита или дотаций.

На наличие прямого умысла указывает и то, что, предоставляя документы и сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или дотации, лицо преследует одну из следующих целей:

  1. получение кредита;
  2. получение кредита на льготных условиях;
  3. выделение дотаций.

Мотивы, по которым совершаются указанные действия или бездействие (желание обналичить полученный кредит либо использовать его иным образом, чем указано в кредитном договоре, и т. п.), могут быть как корыстными, так и не корыстными, и значения для квалификации не имеют, на что особо указал Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 6 указанного постановления от 8 июня 1998 года N 4.

Законодатель определил, что ответственность по статье 237 УК несут только такой субъект экономической деятельности как индивидуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица. Понятие должностного лица в уголовно-правовом смысле приведено в части 4 статьи 4 УК <19>.

<19> См. также Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. N З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 108. 6/305.

Если лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и действующее в качестве частного физического лица, предоставит банку или небанковской кредитно-финансовой организации заведомо ложные документы и сведения, подтверждающие его платежеспособность, или иные заведомо ложные документы и сведения, имеющих существенное значение для получения кредита на финансирование недвижимости и (или) на потребительские нужды (см. пункт 5 Инструкции), то оно не может привлекаться к уголовной ответственности по статье 237 УК.

При наличии обстоятельств, указанных в уголовном законе, такие действия подлежат ответственности по статье 380 УК «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков».

Не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 237 УК, и указанные выше действия, совершенные физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, если он представил банку ложную информацию с целью получения льготного кредита, предусмотренного, например, Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года N 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» <20> (с последующими изменениями и дополнениями).

<20> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 38. 1/1172.

В результате обманных действий лица и получения им льготного кредита банку может быть причинен имущественный вред (ущерб). Такой вред выражается в виде упущенной выгоды, неполученной банком ввиду обманных действий виновного (например, той части денежных средств, которые он мог бы получить в качестве обычного, а не льготного процента по кредиту — см. статью 14 ГК). Названные действия физического лица, причинившие банку имущественный ущерб в значительном размере, т. е. на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (см. часть 3 примечаний к главе 24 УК), либо совершенные при наличии иных обстоятельств, приведенных в уголовном законе, подлежат уголовной ответственности по совокупности преступлений по статье 380 УК и статье 216 УК «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения».

Действия лиц, умышленно оказавших содействие индивидуальному предпринимателю или должностному лицу юридического лица в выманивании кредита или дотаций (например, знавших о фиктивности документов и передавших их представителю банка по просьбе кредитополучателя) является соучастием в этом преступлении, влекущем уголовную ответственность по статье 237 УК со ссылкой на статью 16 УК «Соучастие в преступлении».

Если содействие виновному в выманивании кредита или дотаций оказывало должностное лицо с использованием своих служебных полномочий, то в соответствии с частью 1 примечаний к главе 35 УК его действия квалифицируются по части 6 статьи 16, статье 237 УК и статьям главы 35 УК о преступлениях против интересов службы.

Квалифицированный состав выманивания кредита или дотаций

В соответствии с частью 2 статьи 237 УК повышенную ответственность в виде ограничения свободы на срок от двух до пяти лет или лишения свободы на тот же срок влечет выманивание кредита или дотаций, совершенное с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере.

Государственный целевой кредит предоставляется определенным субъектам экономической деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Так, например, такой государственный целевой кредит может выделяться сельскохозяйственным предприятиям для приобретения жилых домов (квартир) в сельских населенных пунктах в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 1999 года N 394 «О порядке приобретения у физических лиц с использованием льготных кредитов пустующих и не завершенных строительством жилых домов (квартир) в сельских населенных пунктах» (в ред. постановлений Правительства от 29 марта 2000 года N 421 и 15 ноября 2002 года N 1588) <21>. В указанном случае этот кредит является не только целевым, но и льготным.

<21> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 26. 5/460; 2000. N 33. 5/2888; 2002. N 130. 5/11487.

При квалификации выманивания кредита по признаку «с целью получения государственного целевого кредита» по уголовному делу должно быть установлено, что переданные банку или небанковской кредитно-финансовой организации ложные документы и сведения предоставляли лицу право на получение такого кредита и именно для его получения оно их и представило. При наличии указанной цели преступление признается оконченным с момента представления названных документов в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию.

Для квалификации действий виновного по этому признаку не имеет значения, получен ли государственный целевой кредит или по каким-либо причинам он не был выделен.

Понятие «ущерб» в части 2 статьи 237 УК не раскрыто. Не указано в ней также, кому причиняется ущерб.

Предшествующий анализ позволяет утверждать, что под ущербом в смысле части 2 статьи 237 УК следует понимать кредит или его часть, невозвращенные в установленные кредитным договором сроки (невозвращенный вообще либо возвращенный по истечении срока его уплаты); проценты по кредиту, не выплаченные частично или в полном объеме; проценты по выманенному льготному кредиту, которые следовало бы уплатить, если бы кредит был предоставлен как обычный, а не льготный; убытки, которые понес банк или небанковская кредитно-финансовая организация ввиду того, что невозвращенный кредит не был использован на запланированное кредитование других клиентов, на выполнение других обязательств банка или небанковской кредитно-финансовой организации перед третьими лицами, вкладчиками и клиентами банка, включая штрафы и пени, уплаченные им ввиду невыполнения этих обязательств. В качестве ущерба могут фигурировать и иные убытки (см. статью 14 ГК), если будет доказано, что имеется причинная связь между преступными действиями (бездействием) виновного при выманивании кредита и наступившим общественно опасным последствием в виде ущерба в особо крупном размере. С момента наступления этого ущерба анализируемое преступление признается оконченным.

В качестве пострадавшего от преступных действий виновного выступает банк или небанковская кредитно-финансовая организация, у которых обманным путем был получен кредит.

В случае выманивания дотации ущербом от преступления является сумма дотаций, полученных субъектом экономической деятельности из бюджета.

В соответствии с примечанием к главе 25 УК под ущербом в особо крупном размере в части 2 статьи 237 УК понимается размер ущерба на сумму, в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Если причиненный ущерб оказался меньше указанной суммы, все содеянное лицом квалифицируется по части 1 статьи 237 УК либо по части 2 этой статьи, если деяние совершено с целью получения государственного целевого кредита.

Отличие от иных преступлений и вопросы квалификации выманивания кредита или дотаций

Рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от схожих с ним деяний. Так, в отличие от мошенничества, предусмотренного статьей 209 УК, при выманивании кредита индивидуальный предприниматель, не имеющий оснований для получения кредита либо льготных условий кредитования и ввиду этого представляющий кредитодателю заведомо ложную информацию, намеревается выполнить основное условие кредитного договора: возвратить кредитодателю полученные кредитные средства. Обман в этом случае — способ достижения непреступной цели получения кредита преступными средствами. При мошенничестве индивидуальный предприниматель, представляя кредитодателю информацию, не соответствующую действительности, преследует преступную цель не возвращать полученный в результате обмана кредит (часть кредита), а обратить его (его часть) в свою собственность или собственность близких.

Несколько иначе, на мой взгляд, должны квалифицироваться действия должностного лица юридического лица, представившего кредитодателю заведомо ложную информацию с целью последующего обращения в свою собственность кредита, выделяемого в результате такого обмана юридическому лицу, представляемому им. Выманивание кредита в этом случае является приготовлением к хищению. Такое приготовление образует состав самостоятельного преступления — выманивание кредита и должностное лицо должно нести ответственность за него по статье 237 УК. Последовавшее за этим хищение кредитных средств, поступивших на счет юридического лица, подлежит самостоятельной квалификации по статье 210 УК «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями».

Как представляется, выманивание дотаций индивидуальным предпринимателем — вид мошеннических (обманных) действий, считающихся оконченным преступлением уже на стадии представления органу, выделяющему дотации, заведомо ложной информации с целью их выделения. В этом случае виновное лицо сознает, что средства, которые оно просит выделить в качестве дотации, не подлежат возврату и, следовательно, поступив на его счет в банке, перейдут в его собственность.

Коль скоро уголовная ответственность за такие мошеннические действия установлена специальной нормой статьи 237 УК, то она и подлежит применению для квалификации действий виновного. Указанные действия недопустимо квалифицировать по общей норме статьи 209 УК с применением статьи 14 УК, равно как нельзя использовать для квалификации статью 209 УК с применением статьи 14 УК в совокупности со статьей 237 УК. Запрет на такую квалификацию основан на положениях части 2 статьи 42 УК, устанавливающей правила квалификации преступлений при конкуренции общей и специальной уголовно-правовых норм. В тех же случаях, когда обманные действия индивидуального предпринимателя, направленные на получение дотации, достигли поставленной цели, и он завладел ею, содеянное им следует квалифицировать по совокупности статей 237 и 209 УК.

Образуют реальную совокупность преступлений действия должностного лица юридического лица, совершившего выманивание дотации, а затем похитившего путем злоупотребления своими служебными полномочиями денежные средства, поступившие на счет юридического лица в качестве дотации. Они подлежат квалификации по совокупности статей 237 и 210 УК.

Предшествующие выманиванию кредита или дотаций действия по изготовлению подложных документов в зависимости от субъекта их совершения и иных обстоятельств, указанных в уголовном законе, надлежит квалифицировать самостоятельно по уже упоминавшейся статье 380 УК или статье 427 УК «Служебный подлог». Как представляется, они не охватываются составом выманивания кредита или дотаций <22>.

<22> Иного взгляда придерживаются авторы учебника: Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. С. 340.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в пункте 10 указанного постановления от 8 июня 1998 года N 4 пояснил, что создание виновным юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью извлечения имущественной выгоды, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, и представление им кредитодателю с целью получения кредита заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для его получения, образуют реальную совокупность лжепредпринимательства и выманивания кредита. Действия виновных лиц в этом случае необходимо квалифицировать соответственно по статьям 234 и 237 УК.

Встречающаяся в литературе рекомендация о необходимости квалифицировать как выманивание кредита предоставление кредитодателю не только подложных, но и подлинных документов, исходящих от организации, созданной без намерения осуществлять уставную деятельность <23>, думается, не основана на законе. То обстоятельство, что подлинные документы исходят от такой организации, не меняет их качества, поскольку представленная в них информация соответствует действительности. Если в уставе такой организации указаны одни виды деятельности, а в действительности она намеревалась заниматься другими видами деятельности, под которые и запрашивала кредит, то ответственность должна наступать только по статье 234 УК за лжепредпринимательство.

<23> Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. С. 340.

Нередко получение кредита вследствие предоставления фиктивных документов происходит ввиду неправомерных действий (бездействия) должностных лиц банков или небанковских кредитно-финансовых организаций. В зависимости от обстоятельств эти действия (бездействие) названных должностных лиц могут влечь дисциплинарную или уголовную ответственность, однако эти вопросы выходят за рамки данной статьи и являются предметом самостоятельного исследования.