Выманивание кредита или субсидии

Уголовная ответственность за выманивание кредита или субсидии предусмотрена статьей 237 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Объектом данного преступления является установленный порядок получения и пользования кредитными средствами, а также субсидиями. Отношения, возникающие в связи с нарушением или неисполнением обязательств по кредитным договорам, а также возникающие в связи с получением и использованием денежных средств по другим основаниям, не являются объектом рассматриваемого преступления.

Предметом рассматриваемого преступления являются денежные средства, получаемые в виде кредита или субсидии.

Исходя из положений статьи 771 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьи 137 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) под кредитом следует понимать денежные средства, предоставляемые по кредитному договору кредитодателем кредитополучателю в размере и на условиях, предусмотренных договором. При этом кредитополучатель обязуется возвратить кредит в установленный срок и уплатить проценты за пользование им.

Понятие кредита содержится также в пункте 2 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 N 226 (далее — Инструкция N 226). Кредит представляет собой привлеченные и (или) собственные денежные средства, предоставленные банком другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором. Инструкцией N 226 регулируется порядок выдачи кредитов.

Кредитодателями могут выступать банки или небанковские кредитно-финансовые организации. Банком является юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, указанные в статье 8 БК, а небанковской кредитно-финансовой организацией — юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, указанные в статье 14 БК, за исключением осуществления в совокупности банковских операций, предоставленных исключительно банкам.

Кредитополучателями могут выступать кредитоспособные юридические лица и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пунктом 6 Инструкции N 226 установлено, что банки должны самостоятельно утверждать локальные нормативные правовые акты, предусматривающие:

  • обязательные условия и порядок предоставления (размещения) денежных средств и их возврата;
  • процедуру принятия решения о предоставлении (размещении) денежных средств;
  • порядок определения правоспособности и оценки кредитоспособности заявителя, кредитополучателя, нового должника (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо);
  • перечень документов, предоставляемых заявителем, кредитополучателем, новым должником (при переводе долга по кредитному договору на третье лицо) для получения кредита до заключения кредитного договора и в течение срока его действия;
  • порядок и случаи контроля за состоянием заложенного имущества;
  • порядок и случаи контроля за целевым использованием кредита.

Пунктом 10 Инструкции N 226 предусмотрено, что предоставление кредита осуществляется в соответствии с условиями кредитного договора: в безналичном порядке путем перечисления банком денежных средств на счет кредитополучателя, либо путем перечисления банком денежных средств в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем, либо путем использования денежных средств в соответствии с указаниями кредитополучателя. При этом индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность без открытия текущего (расчетного) счета, кредит может предоставляться путем выдачи наличных денежных средств.

Кредитование юридических лиц с привлечением внешних займов (кредитов) осуществляется с учетом особенностей, определенных международным договором (соглашением), межбанковским кредитным договором, индивидуальным кредитным соглашением, иным документом, содержащим условия кредитования, а также Положением о внешних государственных займах и внешних займах, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 N 252.

Перед заключением кредитного договора и в течение времени предоставления денежных средств с периодичностью, установленной локальным нормативным правовым актом банка и (или) договором, банком осуществляется контроль за наличием у заявителя, кредитополучателя просроченной задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках на основании документов, представленных заявителем, кредитополучателем либо полученных с его согласия в установленном порядке.

Льготные условия кредитования означают уменьшение процентной ставки по кредиту, увеличение сроков возврата кредита, предоставление отсрочки по уплате процентов по кредиту и другие условия, отличные от обычных условий кредитования, установленных в данном кредитном учреждении. Например, Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 N 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» определен порядок предоставления кредитов на льготных условиях субъектам малого предпринимательства (с установлением критериев отнесения субъектов хозяйствования к таковым); постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2002 N 720/14 «О льготном кредитовании энергоэффективных и валютоокупаемых проектов» определен порядок предоставления кредитов на льготных условиях под выполнение указанных проектов, включенных в соответствующий перечень; и др.

Кредит предполагает обязательный возврат выделенных денежных средств и уплату процентов за пользование им. В отличие от него субсидия представляет собой бюджетный трансферт (т.е. средства, предоставляемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе), предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов (пункт 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 N 182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» (далее — Указ N 182) утверждено Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, пунктом 3 которого определен перечень документов, представляемых для получения финансовой помощи, а постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2006 N 950 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. N 182» утверждена форма заявления о предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета в виде субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений.

Пунктом 2 Указа N 182 областным и Минскому городскому Советам депутатов предоставлено право на условиях, аналогичных определенным в Указе N 182, оказывать государственную поддержку в виде выделения бюджетных средств из местных бюджетов.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 237 УК, выражается в совершении любого из следующих альтернативных деяний:

  • представление заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии;
  • несообщение кредитору или органу, выделившему субсидию, информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования.

В первом случае преступление считается оконченным с момента фактического представления заведомо ложных документов и сведений кредитодателю или органу, выделяющему субсидию, независимо от того, был ли заключен (подписан) кредитный договор или принято решение о выделении субсидии.

Приведем пример из судебной практики.

Судом г. Б. за выманивание кредита осужден Т. Работая генеральным директором МП «Т», с целью получения кредита в сумме 500 млн.руб. он представил в филиал банка договоры о заключенных сделках МП «Т» с ПК «Д» и ПКФ «Г», накладную о получении 270 т пшеницы на сумму 496 млн.руб., договор с ТФ «Д» о принятии на ответственное хранение этой пшеницы и справку о нахождении ее на ответственном хранении в этой фирме.

При проверке банком было установлено, что указанные документы являются ложными, поэтому в выдаче кредита Т. было отказано.

Действия виновного суд квалифицировал по статье 237 УК как оконченное преступление.

Во втором случае преступление считается оконченным с момента, когда виновному стало известно о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, а он не сообщил (хотя обязан был это сделать) о них кредитодателю или органу, выделившему субсидию. При этом следует иметь в виду, что ответственность наступает только в том случае, если лицо имело реальную возможность сообщить о возникновении таких обстоятельств. В противном случае при наличии объективных обстоятельств, не зависящих от его воли (например, болезнь, лишающая его такой возможности, и др.), такое лицо не подлежит ответственности по статье 237 УК.

Нарушение или неисполнение договорных обязательств по кредитному договору (за исключением невыполнения условия о сообщении кредитодателю информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования) не влечет ответственности по статье 237 УК. Точно так же не влекут ответственности по статье 237 УК описанные в ней деяния, если речь идет не о банковском кредите или субсидии, а о простом займе, коммерческом займе, товарном кредите или налоговом кредите.

Перечень документов, необходимых для получения кредита, определяется каждым банком самостоятельно, а документов, необходимых для получения субсидии, — органом, выделяющим субсидию.

Представление заведомо ложных документов и сведений заключается в их передаче (по почте, электронной связью и т.п.) или вручении (лично, через посыльного) уполномоченным работникам кредитных учреждений или органов, выделяющих субсидии.

Ложными документами и сведениями являются такие из них, которые:

  • содержат искаженную, недостоверную информацию о каких-либо обстоятельствах, т.е. фальсифицированы путем изготовления подложных документов или внесения неверных сведений в подлинные документы посредством удаления части текста, его замены или дополнения и т.п.;
  • содержат недостоверную информацию об истинных намерениях получателя кредита или субсидии (например, заранее предполагается их нецелевое использование);
  • являлись подлинными и содержали достоверную информацию, но при их представлении изменились отраженные в них обстоятельства и они перестали соответствовать действительности.

Согласно пункту 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 08.06.1998 N 4 «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций» (далее — постановление) под заведомо ложными документами и свидетельствами следует понимать поддельные документы, представленные банку или иному кредитору в обоснование кредитного запроса либо о гарантии его возврата, а также подлинные документы, но содержащие не соответствующие действительности сведения, позволяющие получить кредит или субсидию.

Уголовная ответственность за выманивание кредита или субсидии в форме представления заведомо ложных документов и сведений наступает только в том случае, если в представленных документах и сведениях указывается на обстоятельства, имеющие существенное значение для получения кредита или субсидии.

В пункте 3 также постановления указано, что под такими обстоятельствами следует понимать платежеспособность, финансовое положение, состояние бухгалтерского учета субъекта хозяйствования, другие данные, связанные с кредитованием. Представление неверных сведений об иных обстоятельствах ответственности за выманивание кредита или субсидии не влечет.

Существенное значение для получения кредита или субсидии имеют обстоятельства, с которыми связывается возможность заключения кредитного договора или выделения субсидии, т.е. установление наличия условий для предоставления кредита или выделения субсидии. Документы и сведения, имеющие существенное значение для получения кредита или субсидии, определяются исходя из существенных условий кредитного договора или существенных условий выделения субсидии.

Исходя из сути кредитного договора статьей 140 БК определены существенные условия кредитного договора. К ним относятся условия:

  • о сумме кредита с указанием валюты кредита;
  • о сроке и порядке предоставления и возврата (погашения) кредита;
  • о размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, а также о размере платы за пользование кредитом и порядке ее внесения, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором;
  • о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства, в случае, когда кредит предоставляется под гарантию Правительства Республики Беларусь или гарантию (поручительство) местного исполнительного и распорядительного органа (во всех других случаях кредитный договор может содержать или не содержать условия о целевом использовании кредита);
  • о способе обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (гарантийный депозит денег, перевод на кредитодателя правового титула на имущество, в т.ч. на имущественные права, залог недвижимого и движимого имущества, поручительство, гарантия и др.);
  • об ответственности кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору;
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для отнесения обстоятельств, имеющих значение для получения кредита или субсидии, к существенным следует проводить их оценку в совокупности. Только на основании анализа всей совокупности представленных документов и сведений можно установить наличие или отсутствие в них ложной информации об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита или субсидии.

При наличии обстоятельств, которые могут повлечь приостановление кредитования или субсидирования, лицо обязано сообщить об этом кредитодателю или органу, выделившему субсидию. Согласно пункту 3 постановления к обстоятельствам, влекущим приостановление кредитования и субсидирования, могут быть отнесены изменения в экономическом положении кредитополучателя, срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит, невыполнение объема работ при поэтапном финансировании за счет кредита и др.

Обстоятельства, влекущие приостановление кредитования или субсидирования, могут быть определены соответствующим нормативным правовым актом, регулирующим порядок выделения кредита либо субсидии, и (или) кредитным договором либо решением о выделении субсидии. Такие обстоятельства должны иметь существенное значение для решения вопроса о приостановлении кредитования или субсидирования.

Ответственность за несообщение информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования или субсидирования, возникает при наличии двух условий:

  • осознание лицом обстоятельства как могущего повлечь приостановление кредитования или субсидирования, а не наличие самого факта возникновения обстоятельства и знание о нем виновного;
  • наличие у лица возможности выполнить обязанность по информированию об указанном обстоятельстве.

Субъект преступления, предусмотренного статьей 237 УК, специальный: индивидуальный предприниматель и должностное лицо юридического лица. Понятие должностного лица содержится в части четвертой статьи 4 УК. При выманивании кредита субъектом преступления является должностное лицо, которому законом или иным нормативным актом предоставлено право заключения кредитного договора (пункт 7 постановления).

Действия иных лиц, не являющихся специальным субъектом данного преступления, умышленно содействовавших выманиванию кредита или субсидии, квалифицируются как соучастие в этом преступлении, а должностных лиц — и по статьям УК, предусматривающим ответственность за соответствующие должностные преступления (пункт 8 постановления).

Выманивание кредита или субсидии, совершенное должностным лицом с использованием служебных полномочий, не требует дополнительной квалификации этих действий как злоупотребление властью или служебными полномочиями (статья 424 УК) либо бездействие должностного лица (статья 425 УК).

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обманом получившие кредит, ответственности по статье 237 УК не подлежат.

Приведем пример из судебной практики.

Органами следствия директору ПКФ «С» Б. наряду с другими преступлениями предъявлено обвинение и в выманивании кредита.

Суд М-го района г. Б. обоснованно постановил в отношении Б. оправдательный приговор, поскольку кредит сбербанком выдавался ему на потребительские нужды как частному лицу, а не как должностному лицу — директору ПКФ «С».

Подделка документов, внесение в официальные документы ложных сведений и представление таких документов банкам или иным кредитным учреждениям в целях получения кредита или субсидии охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 237 УК, и дополнительной квалификации не требует (пункт 9 постановления).

Приведем пример из судебной практики.

П., являясь соучредителем и директором ООО «Т», с целью получения кредита представил в филиал банка вместе с заявлением и другими документами составленный бухгалтерский баланс, содержащий не соответствующие действительности показатели прибыли, и на основании кредитного договора ООО «Т» получило кредит в сумме 19 млн. немецких марок.

Органами предварительного расследования наряду с выманиванием кредита предъявлено обвинение и в том, что П., являясь должностным лицом, из корыстной заинтересованности внес ложные сведения в официальный документ (баланс ООО «Т»), то есть совершил должностной подлог.

Судебная коллегия по уголовным делам Минского городского суда должностной подлог из обвинения исключила.

Создание лжепредпринимательской структуры и представление кредитору с целью получения кредита заведомо ложных документов и свидетельств об обстоятельствах, имеющих существенное значение для его получения, образуют реальную совокупность преступлений, и действия виновных лиц необходимо квалифицировать по статьям 234 и 237 УК.

Субъективная сторона выманивания кредита или субсидии характеризуется виной в форме прямого умысла. Об этом свидетельствует заведомая ложность представляемых документов и сведений, а также преследуемая при этом цель (получение кредита или субсидии).

Виновное лицо сознает, что предъявляет кредитодателю или органу, выделяющему субсидию, ложные документы или сведения с целью получения кредита или субсидии, и желает совершить такие действия; либо сознает, что не сообщает о возникновении обстоятельств, могущих повлечь приостановление кредитования или субсидирования, и желает действовать таким образом.

Наличие специальной цели (получение кредита или субсидии) является обязательным признаком субъективной стороны данного преступления. Мотивы выманивания кредита или субсидии могут быть как корыстными, так и не корыстными, однако они не влияют на квалификацию.

Согласно пункту 11 постановления от направленности умысла заемщика зависит правильность квалификации его действий: если виновное лицо преследует цель присвоения выманиваемых средств, то такое деяние содержит состав хищения в форме мошенничества или злоупотребления служебными полномочиями.

В случае если индивидуальный предприниматель при получении кредита или субсидии преследовал цель безвозмездно обратить их в свою или близких ему лиц пользу, то его действия следует квалифицировать только как мошенничество (статья 209 УК), а если должностное лицо с использованием своих служебных полномочий преследовало ту же цель, то его действия следует квалифицировать только как хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК). Однако в том случае, если умысел на хищение полученных путем выманивания денежных средств возник после совершения выманивания кредита или субсидии, то ответственность виновного лица наступает по совокупности преступлений за выманивание кредита или субсидии и за хищение имущества (в форме мошенничества или в форме злоупотребления служебными полномочиями).

Приведем пример из судебной практики.

По приговору суда Л-го района г. Б. С. осужден за выманивание кредита и хищение имущества.

С. признан виновным в том, что, являясь учредителем ПКФ «С», с целью получения кредита и использования его в личных целях по заведомо ложным документам получил в филиале банка кредит в сумме 50 млн.руб. и 30 тыс.дол. США. Указанные суммы похитил путем обмана и злоупотребления доверием работников банка.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев протест Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, указала следующее.

Суд, установив, что С., получив оба кредита, имел цель похитить средства банка, на день постановления приговора правильно квалифицировал эти действия как хищение. Вместе с тем ошибочно дополнительно квалифицировал эти действия как выманивание кредита, так как в данном случае выманивание кредита явилось способом хищения и дополнительной квалификации содеянного как выманивание кредита не требуется. Поэтому в этой части приговор подлежит изменению. Из приговора необходимо исключить указание об осуждении С. за выманивание кредита.

Частью второй статьи 237 УК установлена ответственность за деяния, предусмотренные частью 1 указанной статьи совершенные с целью получения государственного целевого кредита либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Порядок предоставления государственных целевых кредитов регулируется Положением о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденным Указом N 182. Под бюджетными займами и бюджетными ссудами понимаются бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Особо крупным является размер ущерба, который в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, как это предусмотрено примечанием к главе 25 УК.

Под ущербом следует понимать не только сумму полученного кредита или субсидии, но и размер реально причиненного ущерба (проценты по кредиту, суммы льгот по льготному кредиту, убытки, понесенные банком, и др.), однако штрафные санкции за неисполнение (ненадлежащее исполнение) кредитного договора не включаются в размер ущерба.