А был ли правонарушитель?

На сегодняшний день тема административных правонарушений продолжает оставаться одной из самых актуальных, поскольку, как показывает судебная статистика, число дел об административных правонарушениях не уменьшается, административный закон периодически обновляется, а правоприменительная практика открывает все больше страниц.

Как известно, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) является единственным законом об административных правонарушениях, действующим в нашем государстве, который определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, и устанавливает основания и условия административной ответственности.

Иногда в очевидном противоправном деянии распознать конкретное административное правонарушение, предусмотренное КоАП, нелегко.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными КоАП, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Иными словами, административное правонарушение образует не просто противоправное виновное деяние, а совокупность всех определяющих данное административное правонарушение признаков.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ВХС) в пункте 33 постановления от 13.03.2008 N 15 «О некоторых общих вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применения административной ответственности» (далее — постановление N 15) разъяснил, что в целях установления наличия или отсутствия в деянии состава административного правонарушения к обстоятельствам, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, относится наличие установленных КоАП объективных (посягательства и объективная сторона) и субъективных признаков (субъект правонарушения и субъективная сторона), характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Таким образом, неотъемлемыми признаками состава административного правонарушения являются не только объект правонарушения и его объективная сторона, выраженная в действиях (бездействии), указанных в диспозициях статей Особенной части КоАП, но и субъект правонарушения и соответственно его субъективная сторона.

Необходимо подчеркнуть, что в случае отсутствия в деянии хотя бы одного из признаков, свойственных конкретному административному правонарушению, такое деяние не образует состава этого правонарушения, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях исключает административный процесс.

На практике встречаются случаи, когда субъекту административного правонарушения не уделяется должного внимания и в качестве правонарушителя в административный процесс вовлекается лицо, которое не может быть субъектом определенного административного правонарушения.

Отметим, что субъект административного правонарушения характеризуется такими признаками, как возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса — физическое лицо, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо (пункт 33 постановления N 15).

Рассмотрим примеры из судебной практики.

Уполномоченный орган направил в хозяйственный суд протокол об административном правонарушении в отношении администратора ООО «М» С. по части 2 статьи 12.7 КоАП — осуществление предпринимательской деятельности в запрет законодательства. Согласно протоколу администратору ООО «М» С. вменялась в вину продажа пива 09.05.2010 с 10.00 до 12.00 в летнем кафе в нарушение статьи 11 Закона Республики Беларусь от 30.12.1997 N 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

В ходе рассмотрения дела суд установил, что согласно должностной инструкции, утвержденной директором ООО «М» 20.04.2010, администратор летнего кафе является руководителем структурного подразделения и в его должностные обязанности входит выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Согласно абзацу 3 статьи 1.3 КоАП должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Следовательно, исходя из положений статьи 1.3 КоАП администратор С. является должностным лицом.

В соответствии с частью 2 статьи 12.7 КоАП осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

То есть частью 2 статьи 12.7 КоАП установлена административная ответственность физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица частью 2 статьи 12.7 КоАП не предусмотрено.

Вследствие вышеизложенного суд прекратил дело об административном правонарушении ввиду отсутствия в деянии администратора ООО «М» С. состава вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, должностное лицо не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.7 КоАП.

Следует отметить, что на этот счет есть и разъяснение Президиума ВХС. Так, согласно пункту 7 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2008 N 14 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» субъектами административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.7 КоАП, могут являться физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица. А субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП, может быть только физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, что вытекает из содержания данной нормы права.

Так, в соответствии с частью 1-1 статьи 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Уполномоченный орган составил в отношении гражданина К. протокол об административном правонарушении по части 1-1 статьи 12.7 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации) и обратился в хозяйственный суд за привлечением гражданина К. к административной ответственности.

В судебном заседании гражданин К. факт осуществления предпринимательской деятельности по заготовке лома черных металлов не оспаривал и свою вину признал. При этом гражданин К. пояснил суду, что он является индивидуальным предпринимателем, однако в связи с отсутствием у него денежных средств, необходимых для получения специального разрешения (лицензии), он вынужден был собирать металлолом с целью последующей его реализации и получения дохода. В подтверждение он представил суду свидетельство о государственной регистрации, согласно которому гражданин К. решением районного исполнительного комитета от 05.03.2008 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Из протокола об административном правонарушении от 14.04.2010, составленного уполномоченным органом, следовало, что гражданин К. осуществлял предпринимательскую деятельность по заготовке лома черных металлов без государственной регистрации. 09.04.2010 в 15.20 заготовленный лом в количестве 4750 кг гражданин К. транспортировал на автомобиле, принадлежащем гражданину В.

Поскольку протокол об административном правонарушении был составлен в отношении гражданина К. по факту осуществления им предпринимательской деятельности без государственной регистрации по части 1-1 статьи 12.7 КоАП, в то время как этот гражданин К. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, суд пришел к выводу, что деятельность гражданина К. по заготовке лома черных металлов с целью получения дохода не является предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

При таких обстоятельствах суд прекратил дело об административном правонарушении за отсутствием в деянии гражданина К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7 КоАП.

Таким образом, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.17 КоАП, физическое лицо, обладающее статусом индивидуального предпринимателя, быть не может.

В завершение следует отметить, что наличие в деянии лица одних объективных признаков какого-либо административного правонарушения, предусмотренного КоАП, не является достаточным для признания за данным лицом факта совершения вменяемого ему административного правонарушения и привлечения его к административной ответственности.