Административная ответственность за незаконное распространение или использование аудиовизуальных произведений

За нарушение авторских прав законодательство предусматривает не только гражданско-правовую ответственность, но также административную и уголовную. Так, статья 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) устанавливает, что незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо — до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Статья 201 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав предусматривает следующую ответственность:

1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

2. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй статьи 201 УК, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Крупным размером дохода (ущерба) в статье 201 УК признается размер дохода (ущерба) на сумму, в пятьсот и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Рассмотрим ситуацию, когда в отношении лица возбуждено административное производство по ст. 9.21 КоАП за незаконное распространение или использование аудиовизуальных произведений.

По такому делу следует внимательно изучить и выяснить ряд вопросов:

1. Установить принадлежность имущественных прав на произведение.

Для начала разберемся с понятиями «автор», «правообладатель» («лицо — владелец авторского права» или «лицо, обладающее правом» согласно терминологии Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (заключена в г.Берне 09.09.1886) (далее — Бернская конвенция) и «производитель» («изготовитель» согласно терминологии Бернской конвенции) произведения. Эти понятия следует различать, так как они не сходны и имеют самостоятельное правовое значение.

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 N 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) дает определение этим терминам. В соответствии с отдельными положениями ст. 4 Закона:

  • автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
  • производитель аудиовизуального произведения — физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание и финансирование создания аудиовизуального произведения. При отсутствии доказательств иного производителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого обозначены на этом произведении;
  • правообладатель — физическое и (или) юридическое лицо, обладающее исключительным правом на объект авторского права или смежных прав в силу факта его создания, правопреемства, на основании заключенного договора или ином основании, определенном Законом.

Бернская конвенция не дает определения понятиям «автор», «изготовитель» и «лицо — владелец авторского права» («лицо, обладающее правом»), однако указывает, что авторами могут быть только физические лица (ст. 3 Бернской конвенции).

Охрана, предусмотренная Бернской конвенцией, применяется:

  • к авторам, которые являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, как выпущенных в свет, так и не выпущенных в свет;
  • к авторам, которые не являются гражданами одной из стран Союза, в отношении их произведений, выпущенных в свет впервые в одной из этих стран или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза (ст. 3 (1) Бернской конвенции).

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран Союза, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны (ст. 3 (2) Бернской конвенции).

Согласно ст. 15 (2) Бернской конвенции:

Изготовителем кинематографического произведения считается, при отсутствии доказательства противоположного, физическое или юридическое лицо, имя или название которого обозначено в этом произведении обычным образом.

Таким образом, автором произведения может быть только физическое лицо, в то время как производителем и правообладателем — физическое и юридическое лицо.

Имущественные права на многие произведения принадлежат не их авторам, а организациям, в которых эти авторы работают либо которым авторы передали по договорам свои имущественные права. В данном случае следуют учитывать положения законодательства каждой страны, в которой было создано произведение в части перехода прав и их оформления. Что касается аудиовизуальных произведений, то автора произведения можно установить по титрам фильма и зачастую по обложке носителя (диска, кассеты и т.п.). Также в титрах фильма будут указаны организация-производитель и организация-правообладатель. Организаций — производителей фильма часто бывает несколько, но не все они могут быть правообладателями. В титрах фильма следует обращать внимание именно на правообладателя.

При определении обладателя авторского права на произведение следует руководствоваться законодательством государства, на территории которого имели место действие или событие, послужившие основанием для обладания авторским правом (п. 2 ст. 5 Закона). Однако в соответствии со ст. 3 Закона, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.

В то же время Бернская конвенция устанавливает, что определение лиц — владельцев авторского права на кинематографическое произведение сохраняется за законодательством страны, в которой истребуется охрана (ст. 14 bis (2) (а)).

Статья 12 Закона устанавливает порядок определения владельца авторского права на кинематографическое произведение. В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона авторами аудиовизуального произведения являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария;
  • автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;
  • оператор-постановщик;
  • художник-постановщик.

Заключение с автором аудиовизуального произведения договора на создание этого произведения влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором (часть первая п. 2 ст. 12 Закона).

В данном случае должно быть установлено наличие договоров с авторами на создание произведения и передачу исключительных прав на эти произведения. Произведение может быть также передано по иному виду договора (например, лицензионному), если оно было создано ранее.

Зачастую права на аудиовизуальные произведения передаются (переходят) по нескольким лицензионным и сублицензионным договорам. Таким образом, образуется цепочка передачи прав. При рассмотрении административных производств по ст. 9.21 КоАП необходимо установить всю цепочку перехода прав и проверить наличие прав на передачу авторских прав другому лицу у каждого лица, так как в любом звене цепочки право на передачу исключительных прав может быть ограничено, следовательно, все последующие договоры будут недействительны.

Следует отметить, что дальнейшее распространение в соответствии с недействительными договорами продукции будет нарушением авторских прав, соответственно все участники, получившие права по недействительным договорам, будут нести ответственности за нарушение авторских прав. Поэтому в договорах желательно предусматривать обязанность поставщиков (лицензиаров) по возмещению всех убытков покупателя (лицензиата) в случае предъявления претензий третьими лицами.

Проверить информацию о правообладателе можно на официальном сайте произведения (иностранные компании часто под каждое аудиовизуальное произведения создают сайт). В отношении российских аудиовизуальных произведений информацию можно получить на сайте Министерства культуры Российской Федерации:

http://mkrf.ru/activity/register/search/?ganr=&strana=&year_from=1&year_to=1&kateg=&color=&nud=214020109&firm_z=&keywords=&q (там же будет указано, кому переданы права).

В Республике Беларусь в соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь от 14.06.2004 N 292-З «О кинематографии в Республике Беларусь» (далее — Закон о кинематографии) фильмы, созданные как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе и предназначенные для показа, проката, тиражирования, продажи на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 19 Закона о кинематографии, подлежат государственной регистрации и (или) государственной классификации. Заявителю выдаются государственное прокатное и (или) государственное классификационное удостоверения, подтверждающие его право на показ, прокат, тиражирование, продажу фильма.

Порядок государственной регистрации и государственной классификации фильмов, выдачи разрешений на использование фильмов в рамках кинематографических мероприятий, который распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2010 N 533 «Об утверждении Положения о порядке государственной регистрации и государственной классификации фильмов и выдачи разрешений на использование фильмов в рамках кинематографических мероприятий».

Выдачей прокатного и (или) государственного классификационного удостоверения и ведением единого государственного регистра фильмов занимается Департамент по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь.

Таким образом, созданные в Республике Беларусь фильмы подлежат регистрации (обращаем внимание, что наличие государственной регистрации прав не влияет на наличие авторских прав), а сведения о фильме включаются в единый государственный регистр фильмов.

Что касается ввезенных в Республику Беларусь аудиовизуальных произведений, то согласно части второй ст. 19 Закона о кинематографии показ, прокат, тиражирование, продажа фильмов разрешается только при наличии государственного прокатного и (или) государственного классификационного удостоверений, за исключением случаев показа фильмов государственными телевизионными средствами массовой информации, нанимателями для своих работников в учебно-методических целях, показа фильмов с разрешения Министерства культуры Республики Беларусь в рамках кинематографических мероприятий, а также иных случаев, установленных законодательством.

Таким образом, информация о правообладателях на фильмы, созданные в Республике Беларусь или экземпляры которого ввезены в Республику Беларусь, имеется в Департаменте по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь. Однако следует учитывать, что не все организации соблюдают требования законодательства и получают такие удостоверения, поэтому в реестре объективно может быть не вся информация. Информацию из реестра Департамент выдает по требованию государственных органов. Для негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц процедура по выдаче сведений из реестра не предусмотрена.

Следует учитывать, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 957 «Вопросы Министерства культуры Республики Беларусь», утвердившим Положение о Департаменте по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, задачами Департамента являются государственная регистрация и государственная классификацию фильмов. В компетенцию Департамента не входит проверка действительности прав заявителя при регистрации фильмов.

В соответствии с указанным Положением для государственной регистрации фильма действует заявительный порядок регистрации, в результате которого выдается прокатное (классификационное) удостоверение.

При регистрации фильмов отсутствует контроль за соблюдением порядка получения прав на фильм и не проводится проверка действительности сделок по получению прав на фильм.

Это подтверждается тем, что единственным основанием для отказа в государственной регистрации и (или) государственной классификации фильма является наличие в фильме элементов порнографии, пропаганды насилия и жестокости (п. 15 Положения о порядке государственной регистрации и государственной классификации фильмов и выдачи разрешений на использование фильмов в рамках кинематографических мероприятий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2010 N 533).

Таким образом, получение прокатного удостоверения означает соблюдение требования законодательства о государственной регистрации фильма, но не подтверждает наличие или отсутствие действительных прав на его использование. В самом прокатном удостоверении отражается только та информация, которая заявлена самим заявителем.

Таким образом, для наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП, необходимо установить, кто является авторами произведений, передавали ли они каким-либо лицам свои имущественные права на произведения. Такая передача должна подтверждаться соответствующими письменными договорами.

Обратите внимание на принцип исчерпания прав, в соответствии с которым «если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения» (абзац третий части второй п. 2 ст. 16 Закона).

При этом данный принцип действует территориально. То есть для ввоза в Республику Беларусь экземпляров аудиовизуального произведения лицу необходимо иметь право на ввоз в Республику Беларусь и распространение такой продукции в Республике Беларусь. При продаже экземпляров аудиовизуального произведения в Республике Беларусь, если лицо само приобрело продукцию в Республике Беларусь, согласия автора (правообладателя) и выплаты ему вознаграждения не требуется. Это вытекает из п. 2 ст. 16 Закона.

Обратите внимание, что по сравнению с ранее действовавшим Законом Республики Беларусь от 16.05.1996 N 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» действующий Закон установил открытый список имущественных прав, поэтому даже размещение на стендах, предложение к продаже сейчас является использованием произведения и, следовательно, влечет ответственность по ст. 9.21 КоАП.

На практике может сложиться ситуация, когда на одной территории существует несколько лиц, которые согласно договору обладают правами на использование произведения одними и теми же способами, при этом права им выданы разными лицензиатами (такое возможно при разветвленной системе лицензий). Например:

Так, А (первый правообладатель) за пределами Республики Беларусь выдал две неисключительные лицензии В и С на одинаковые способы использования произведения на территории Республики Беларусь с правом выдачи сублицензий.

В предоставил Д право использовать произведение на территории Республики Беларусь всеми способами, предоставленными ему А, и сам утратил право использовать и разрешать другим лицам использование произведения на указанной территории (т.е. передал исключительную лицензию).

С предоставил Е право использовать произведение на территории Республики Беларусь всеми способами, предоставленными ему А, но при этом сохранил за собой право использовать это произведение в Республике Беларусь и право выдавать сублицензии другим лицам (т.е. передал неисключительную лицензию).

Таким образом, на территории Республики Беларусь имеются четыре субъекта с правом использовать произведение одинаковыми способами: А, С, Д, Е.

В теории существует точка зрения, по которой лицо, получившее неисключительную лицензию, не может выдавать сублицензии другим лицам. Однако Закон таких ограничений не устанавливает: лицензиат вправе предоставить другим лицам (сублицензиатам) право использовать объект авторского права или смежных прав лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным договором, и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату этим договором (п. 6 ст. 44 Закона).

На наш взгляд, лицензиат, обладающий неисключительной лицензией, вправе выдать исключительную сублицензию. В данном случае такой лицензиат передает права в пределах предусмотренных договором, т.е. больше прав, чем он обладает, он не передает; территориальные ограничения он также соблюдает. Для себя он приобретает лишь ограничения в использовании произведения и утрачивает право выдавать другим лицам сублицензии. И выдача такой сублицензии не означает, что сублицензиат становится единственным лицом, способным использовать произведения переданными ему способами, так как исключительность лицензии, на наш взгляд, предполагает ограничения для лицензиара, выдавшего ему лицензию. При этом для третьих лиц (в нашей ситуации А и С) ограничения на выдачу лицензий не действуют, так как они не являются сторонами договора между В и Д: обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц) (п. 3 ст. 289 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК)).

Согласно ст. 16 Закона автору или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение. Однако, на наш взгляд, ни один из правообладателей (лицензиатов / сублицензиатов), в том числе лицензиат, обладающий исключительными правами, не вправе запретить другому использовать объект, если он использует его в рамках переданных ему по договору прав. Это относится также к ситуации с правообладателем (А) и сублицензиаром (Д и Е), где лицензиар, давая право лицензиату заключать сублицензионные договоры, фактически выражает свое согласие на передачу прав последним третьим лицам.

Обратите внимание, что на практике могут встречаться договоры поставки с элементами лицензии. При наличии всех существенных условий лицензионного договора (ст. 44 Закона) такой договор фактически будет смешанным и будет включать в себя договор поставки и лицензионный договор. Могут быть также любые другие соединения в один договор лицензионного договора с другими видами обязательств.

При предоставлении документов, подтверждающих цепочку перехода прав, обратите внимание на следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) иные документы признаются источниками доказательств, если сведения, изложенные в них, удостоверены физическим лицом или должностным лицом юридического лица и имеют значение для принятия решения по делу об административном правонарушении. Акт проверки признается источником доказательств, если он составлен в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.

Но при удостоверении документов нужно учитывать законодательство, определяющее порядок удостоверения документов. Так, в соответствии с частью восьмой п. 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее — Инструкция), организация может заверять копии только тех документов, которые созданы в самой организации.

Таким образом, удостоверять существование и содержание документа может только создающая его организация. Заверение документов сторонних организаций не имеет юридической силы.

В соответствии с частью второй п. 18 Инструкции для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии. В соответствии с частью второй п. 64 Инструкцией копия документа должна воспроизводить все реквизиты этого документа, в том числе реквизиты бланка. Для придания копии документа юридической силы она должна быть заверена.

Отметка о заверении копии оформляется ниже реквизита «Подпись» и включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения. При пересылке копии документа в другие организации или передаче ее на руки физическому лицу заверительную надпись удостоверяют печатью организации.

Заверять документы может только уполномоченное на это лицо.

2. Выяснить условия договора, на которых передаются авторские права.

Следует изучить условие каждого договора, по которому передаются права (разрешается использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности), так как в договоре может быть предусмотрено условие, только при выполнении которого права считаются переданными (например, оплата фиксированного вознаграждения или наличие на складе определенного количества товара и любые другие).

Также следует внимательно изучить условия договора по сроку действия и территории действия прав, по условиям прекращения и расторжения договора, по условиям приостановления действия исключительных прав (если таковые имеются). Так, например, может выясниться, что при несвоевременной оплате вознаграждения договор прекращает действие, т.о. в цепочке правообладателей имеется звено, которое лишилось права разрешать другим лицам использовать объект, следовательно, все последующие договоры не будут действовать.

3. Установить полномочия лица, подписавшего договор.

Что касается белорусского законодательства, то в данном случае легко установить, какими документами подтверждаются полномочия лица. По общему правилу руководитель юридического лица в пределах своей компетенции действует от имени организации без доверенности, остальные лица представляют интересы организации в гражданском обороте по доверенности (ст. 186 ГК).

4. Выяснить признаки контрафактности.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 57 Закона экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, воспроизведение, распространение или иное использование которых влечет нарушение авторского права или смежных прав, предусмотренных Законом, являются контрафактными. Контрафактными являются также экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с Законом, которые импортируются без согласия авторов или иных правообладателей в Республику Беларусь.

В Информационном фонде Государственного экспертно-криминалистического центра Министерства внутренних дел Республики Беларусь в области охраны интеллектуальной собственности имеется описание отличительных характеристик и элементов защиты лицензионных DVD, согласно данному описанию лицензионная продукция данного вида представляет собой:

1) DVD — на его оборотной (без красочных изображений) стороне имеется буквенно-цифровая маркировка, содержащая информацию о заводе-производителе, номере заказа, а также SID-коды IFPI литьевого пресса и мастер-диска;

2) упаковка — состоит из футляра, бумажного вкладыша и инлей-задника, а также голографических и бумажных наклеек правообладателя;

  • футляр — собран из трех частей (основания, поддона и крышки), изготовленных из прозрачной пластмассы;
  • бумажный вкладыш — из двух и более страниц с цветными красочными изображениям, размещен внутри футляра на крышке, имеет перфорацию по линиям изгиба;
  • бумажный инлей-задник — из одной страницы с цветными красочными изображениями, помещен между основанием и поддоном, имеет перфорацию по линиям изгиба;

3) красочные изображения, имеющиеся на поверхности инлея-задника, кроме всего, содержат информацию (цифровой код) о зоне распространения данной продукции;

4) наличие знаков охраны авторских и смежных прав.

Несоответствие указанным требованиям называют техническими признаками контрафактности.

При этом законодательство Республики Беларусь не содержит конкретного перечня признаков контрафактности DVD-продукции. Кроме того, отсутствуют технические акты, содержащие требования к характеристикам и элементам DVD-продукции. Следовательно, единый стандарт на оформление DVD-продукции (в том числе обложки) отсутствует.

Существует только государственный стандарт СТБ 1743-2007 «Маркировка носителей аудио- и видеопродукции и программного обеспечения», который определяет содержание маркировки такой продукции. Также требования к экземплярам аудиовизуальной продукции содержит постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 «Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». Однако данные требования не позволяют судить о контрафактности продукции. Нарушение данных правил является нарушением правил торговли, но не означает контрафактности товара.

Таким образом, все вышеперечисленные признаки не закреплены на законодательном уровне и являются обобщением практики работы органов внутренних дел. Следовательно, несоответствие продукции указанным условиям не может быть положено в основу безусловного заключения о ее контрафактности.

Отсутствие знаков охраны авторских и смежных прав также не может быть признаком контрафактности. Закон говорит о том, что «автор или иной правообладатель для оповещения о принадлежащем им исключительном праве на произведение вправе по своему усмотрению использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов…» (часть первая п. 4 ст. 16 Закона). Следовательно, нанесение на экземпляр произведения знака охраны авторского права зависит от усмотрения правообладателя и не является обязательным.

Таким образом, оформление аудиовизуальной продукции может производиться любым способом, а продукция может считаться контрафактной только при использовании ее в нарушение чьего-либо авторского права.

5. Проверить лиц, передавших права на использование аудиовизуальных произведений, в частности:

— является ли правообладатель организацией или структурным подразделением организации (на практике некоторые субъекты выдают структурные подразделения за самостоятельные юридические лица).

Например, на сайте Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Sony_Pictures_Animation) указано, что Sony Pictures Animation — подразделение компании «Sony Pictures Entertainment», занимающейся производством анимационных фильмов. Но согласно данным официального сайта компании «Sony Pictures» полное наименование Sony Pictures Animation inc., т.е. сокращенное от incorporated.

Incorporated — корпорация, юридическое лицо, независимое от головной компании-учредителя или ее владельца (http://www.harrismoure.com/ru/c%D1%84ep%D1%8B-%D0%B4e%D1%8F%D1%82e%D0%BB%D1%8C%D0%BDoc%D1%82%D0%B8/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE) и (http://www.worldbiz.ru/jurisdiction/usa).

То есть Sony Pictures Animation incorporated — самостоятельный субъект гражданских правоотношений, юридическое лицо, а не отдел;

— проверить информацию об организации в торговом реестре (регистре), ее статусе (действующая / недействующая). Такая информация во многих странах доступна в сети Интернет. Основная информация может находиться в бесплатном доступе, например:

  • http://www.companieshouse.gov.uk — Великобритания;
  • https://www.handelsregister.de/rp_web/nutzerdatenersterfassung.do — Германия;
  • https://www.egrul.nalog.ru — Россия;

— обратить внимание, что крупные корпорации могут иметь одноименные дочерние компании в разных странах мира, различие может быть только в организационно-правовой форме таких субъектов. Однако поскольку они являются самостоятельными юридическим лицами, между ними должны быть договоры на передачу имущественных прав. Недобросовестные участники гражданского оборота могут зарегистрировать юридическое лицо под именем известной компании (если в стране одноименное лицо не зарегистрировано) и выдавать лицензии от имени такой компании. Обратите внимание, что у таких дочерних компаний тоже существует специализация, поэтому нужно особенно проверять компании, у которых, например, основным направлением деятельности является создание телепередач, при этом они выдают лицензии на анимационную продукцию;

— уточнить у правообладателя / лицензиара, действительно ли у него имеются правоотношения с лицом, выдающим себя за лицензиата / сублицензиата.

Случай из практики. Правообладатель, договорившись с потенциальным контрагентом на заключение лицензионного договора, высылает последнему необходимые для оформления правоотношений документы, заверенные своей подписью и печатью. Получив документы, потенциальный контрагент сообщает правообладателю, что не может заключить договор. При этом на полученных документах ставит подпись и печать и начинает использовать произведения, не уведомляя правообладателя об этом и не выплачивая вознаграждения. Правообладатель в свою очередь считает, что договор не заключен. Таким образом, у потенциального контрагента есть возможность при необходимости, подтвердить, что он на законных основаниях использует произведение, при этом ничего не платит правообладателю.

6. Установить наличие вины лица.

Одним из необходимых условий для привлечения к административной ответственности является вина юридического лица. В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что:

1) этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и

2) данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

Таким образом, для наличия вины необходимо наличие двух вышеперечисленных условий.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном ПИКоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением по делу. При этом сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Но если у организации, в отношении которой ведется административный процесс, был заключен договор, по которому она получила продукцию, и договор формально соответствует законодательству и содержит необходимые условия (например, при поставке товара на территорию Республики Беларусь присутствуют условия, разрешающие ввоз и распространение экземпляров произведений), то фактически организацией были выполнены все необходимые и разумные меры, чтобы соблюсти законодательство в области авторского права, несмотря на то что судом может быть установлена недействительность этого договора.

Исходя из презумпции добросовестности участников гражданского оборота (абзац восьмой части второй ст. 2 ГК) субъект гражданского оборота не должен проверять и устанавливать, имеет ли его контрагент права на произведения или нет, так как добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное.

Таким образом, если лицо выполнило все меры по соблюдению правил законодательства об авторских правах, то вины лица не может быть. Заключение договора в указанной выше ситуации, на наш взгляд, является принятием всех необходимых мер, если, конечно, не будет установлено, что лицо заведомо знало об отсутствии у лица права давать разрешения на использование произведения или знало, что договор по другим основаниям является недействительным.

Кроме того, в реальности цепочка прав может быть длинной, и у лица может не быть объективной возможности проверить все звенья цепочки, к тому же участники цепочки могут быть связаны условиями о конфиденциальности сделок.

Также, если правонарушение установлено в отношении небольшого количества экземпляров произведения (понятие оценочное и на практике может варьироваться), возможно применение ст. 8.2 КоАП, согласно которой малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

В соответствии со ст. 6.2 ПИКоАП по делу об административном правонарушении подлежат доказыванию, в частности:

  • наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
  • виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;
  • характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

Обязанность доказывания наличия оснований для административной ответственности, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, и обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении, лежит на должностном лице органа, ведущего административный процесс (ст. 6.1 ПИКоАП).

В силу ст. 11.6 ПИКоАП орган, ведущий административный процесс, при рассмотрении дела об административном правонарушении, в частности, обязан выяснить:

  • было ли совершено административное правонарушение;
  • имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • причинен ли вред административным правонарушением;
  • виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения;
  • подлежит ли юридическое лицо административной ответственности, если статьей Особенной части КоАП за данное правонарушение установлена административная ответственность юридического лица;
  • иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, являются:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
  • истечение сроков наложения административного взыскания;
  • принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  • недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения;
  • другие.

В соответствии с частью 1 ст. 2.10 ПИКоАП суд обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.