В статье автор исследует проблемы и перспективы коллективного инвестирования в Республике Беларусь, анализирует отечественный опыт коллективного инвестирования, опыт Российской Федерации, Республики Казахстан и подробно останавливается на вопросах деятельности паевых инвестиционных фондов. Вносятся предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в исследуемой сфере.
Современный рынок сбережений предлагает разнообразные продукты, ориентироваться в которых потребителю бывает достаточно сложно. Существующие проблемы связаны не только с уровнем финансовой грамотности, но и с тем, что сбережение не единственная и даже не главная функция любого домохозяйства. Люди все чаще приходят к выводу о необходимости в решении важных вопросов довериться профессионалам, поэтому для повышения эффективности сберегательного процесса созданы и действуют институты коллективного инвестирования.
Несмотря на экономическую выгодность, внимание ученых и практиков [1; 2; 3; 4], стремление законодателя к внедрению соответствующих механизмов, развитие в Республике Беларусь данных институтов осложняется рядом причин.
Цель настоящего исследования — выявление перспектив развития институтов коллективного инвестирования на рынке сбережений в Республике Беларусь.
Под коллективным инвестированием обычно понимается механизм вложения средств, при котором они аккумулируются в единый фонд для дальнейшего профессионального управления. В настоящее время в число стран с ведущей ролью коллективных инвестиций в обслуживании мелких инвесторов входят Франция, Индия, Бразилия, Гонконг [5, с. 46]. Виды и типы инвестиционных фондов отличаются большим разнообразием [1, с. 43, 44].
В Республике Беларусь вопрос о необходимости развития коллективного инвестирования поднимался неоднократно. Это связано и с успешностью зарубежной практики, и с более высокой устойчивостью рынка в условиях организации инвестиций посредством институтов коллективных инвестиций.
В литературе подчеркивается, что развитие инвестиционных фондов оказывает положительное влияние на банковскую систему, стимулирует развитие рынка ценных бумаг, способствует продвижению перспективных проектов, формированию института социального партнерства [6, с. 34 — 41].
Правовые основы коллективного инвестирования заложены Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 года N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» [7], в п. 4 ст. 14 которого деятельность инвестиционного фонда определена как выпуск акций с целью мобилизации и вложения денежных средств инвесторов от имени фонда в ценные бумаги, а также на банковские счета, вклады и депозиты. Все риски, связанные с такими вложениями, относятся на счет акционеров фонда.
Согласно данному Закону инвестиционный фонд представляет собой вид коммерческого юридического лица с единственно возможной организационно-правовой формой создания в виде акционерного общества. По сути, это акционерный инвестиционный фонд, достаточно распространенный в западных странах.
Некоторые белорусские авторы исследовали правовые и экономические аспекты деятельности инвестиционных фондов [8; 9; 10], однако на практике этот институт себя никак не проявил. Ни одного инвестиционного фонда создано не было, что обусловлено не только экономическими обстоятельствами, но и отсутствием юридических рамок функционирования. Правовые нормы об акционерных инвестиционных фондах в белорусском законодательстве немногочисленны, разрозненны и нередко противоречивы.
В Российской Федерации также существует возможность создания акционерных инвестиционных фондов. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» [11]. В данную форму коллективных инвестиций после введения указанного Федерального закона были преобразованы некоторые чековые инвестиционные фонды.
В Республике Казахстан возможность образования акционерных инвестиционных фондов была предусмотрена еще Законом Республики Казахстан от 6 марта 1997 года N 82-I «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан». В настоящее время действует Закон Республики Казахстан от 7 июля 2004 года N 576-II «Об инвестиционных фондах» [12]. Он различает акционерные инвестиционные фонды недвижимости и акционерные инвестиционные фонды рискового инвестирования. После принятия поправок, внесенных Законом Республики Казахстан от 12 февраля 2009 г. N 133-IV, допускается возможность образования исламских инвестиционных фондов (акционерных и паевых).
В нашей стране согласно гл. 3 Программы развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 апреля 2011 г. N 482/10 [13], формирование институтов коллективных инвестиций сдерживалось ввиду ограниченного перечня объектов инвестирования и их низкой ликвидности; неурегулированности вопросов, связанных с налогообложением доходов (прибыли), полученных от участия в институтах коллективных инвестиций; отсутствия законодательного механизма объединения вверенного имущества и бухгалтерского учета операций по доверительному управлению различными фондами. Законодатель предпринял ряд существенных шагов по разрешению этой ситуации, однако многие трудности по-прежнему остаются.
В литературе подчеркивается, что для успешного функционирования института коллективных инвестиций в Республике Беларусь необходимо создание законодательных, экономических, институциональных, политических и других условий [1, с. 44 — 49].
В существующем положении отечественной экономики, а также в контексте гармонизации законодательства стран — участниц Евразийского экономического союза одной из наиболее перспективных форм коллективного инвестирования следует признать паевые инвестиционные фонды.
Паевой инвестиционный фонд (совместный) относится к наиболее распространенным в зарубежной практике формам коллективного инвестирования частных сбережений. Его главное преимущество — возможность объединения средств многих мелких инвесторов в единый портфель, благодаря чему открываются новые, более выгодные условия для инвестирования и профессионального управления сбережениями. Средства клиента инвестируются профессиональным управляющим, но при этом их собственником остается клиент [2]. Он в любой момент может потребовать принадлежащий ему пай или поручить продать его и забрать полученные деньги. Следует согласиться с В.В.Вениковым, что базовая характеристика совместных фондов — паевая собственность частных лиц и доверительная форма управления [14, с. 42].
Средства в паевых инвестиционных фондах высоколиквидны (как правило, пай принимается к оплате в течение дня), надежны (что обусловлено профессиональным управлением имуществом), открыты. Они более рисковые по сравнению с депозитами, но и чаще всего более доходны [3, с. 39]. В таких фондах отсутствует двойное налогообложение, т.к. нет базы для взимания корпоративных налогов.
Для экономики ценность паевых инвестиционных фондов заключается в предоставлении долгосрочных инвестиций. В мире насчитывается более 50 тыс. паевых инвестиционных фондов, доступных для международных инвесторов (Fidelity Investments, Vanguard Funds, American Funds, Franklin Templeton Investments и др.) [15, с. 29].
Возможность создания паевых инвестиционных фондов предусмотрена в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения с имуществом иных учредителей, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. В данном случае, в отличие от акционерных инвестиционных фондов, речь идет не о юридическом лице, а об обособленном имуществе. Деятельность паевых инвестиционных фондов контролируется не Центральным банком Российской Федерации, как общий фонд банковского управления, а Федеральной службой по финансовым рынкам.
Специфика российских паевых инвестиционных фондов по сравнению с зарубежными заключается в возможности участия в них юридических лиц. Доля в праве собственности фонда удостоверяется именной бездокументарной ценной бумагой — инвестиционным паем. Его стоимость устанавливается управляющей компанией при формировании фонда. После того как фонд сформирован, от стоимости его чистых активов зависит стоимость пая. Владельцам паев дивиденды не начисляются. Свой доход (при наличии) пайщик получает исключительно при обратной продаже управляющей компании паев.
Основной риск вложений в паевой инвестиционный фонд — это риск несения убытков в связи с отсутствием со стороны управляющих компаний гарантий не только доходности, но и сохранности вкладываемых средств.
По времени осуществления сделок с паями различают три типа паевых инвестиционных фондов: открытые, интервальные и закрытые. В открытом фонде существует возможность купли-продажи пая в любой рабочий день, в интервальном — в определенные сроки (обычно два — четыре раза в год по две недели). Закрытые фонды обычно формируются под конкретный проект, после завершения которого возможна продажа паев. Такие фонды не обязаны выкупать паи.
Основные объекты инвестирования паевых инвестиционных фондов — ценные бумаги (преимущественно акции как более доходные и облигации как более надежные) и недвижимость. Существуют также индексные фонды, фонды фондов и др.
В Республике Казахстан тоже предусмотрена возможность создания паевых инвестиционных фондов — открытых, интервальных и закрытых. Согласно ст. 1 Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004 года N 576-II «Об инвестиционных фондах» паевой инвестиционный фонд — это принадлежащая держателям паев на праве общей долевой собственности и находящаяся в управлении управляющей компании совокупность денег, полученных в оплату паев, а также иных активов, приобретенных в результате инвестирования. Выкуп пая открытого фонда происходит не реже одного раза в две недели.
Первые паевые инвестиционные фонды появились в Республике Казахстан в 2004 г. Они были зарегистрированы управляющей компанией «Компас», минимальный уровень входа составлял дол. США 100 тыс.
Фонды, рассчитанные на массового инвестора, появились позднее, когда управляющая компания «Сентрас Секьюритиз» создала первый открытый паевой инвестиционный фонд «Казначейство» с минимальным порогом вхождения KZT 100 тыс.
По данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к началу 2007 г. в этой стране действовало 86 паевых инвестиционных фондов различных форм, а уже к середине — 155. Серьезный удар по развитию коллективного инвестирования нанес мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г. Однако в настоящее время рынок постепенно восстанавливается. На 1 августа 2013 г. в Республике Казахстан было 103 паевых инвестиционных фонда, из них 77 закрытых, 16 интервальных и 10 открытых [16]. Масштабность последствий кризиса 2014 г. для развития фондов в Республике Казахстан пока определить сложно.
В Республике Беларусь образование паевых инвестиционных фондов должно стать важным аспектом развития коллективных инвестиций, этапом гармонизации законодательства в рамках Евразийского экономического союза. Для реализации данной задачи в первую очередь необходимо создание нормативной правовой базы. Программой развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы [13] предусматривается подготовка проекта нормативного акта, регулирующего деятельность инвестиционных фондов. Уже не один год ведется работа над проектом Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах».
В связи с тем, что дальнейшее развитие инвестиционных фондов без нормативной правовой базы невозможно, представляется целесообразным ускорить принятие Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах» и принять во внимание в нем следующие основные аспекты.
С учетом международной практики следует предусмотреть два вида инвестиционных фондов: открытые в форме открытого акционерного общества и паевые (открытые, интервальные и закрытые).
Для акционерных инвестиционных фондов необходимо закрепить:
- основные требования (размер собственных средств, требования к акционерам, имуществу, резервам и т.д.);
- общие положения об образовании (устав и т.п.), реорганизации и ликвидации;
- порядок размещения и выкупа акций;
- порядок формирования и работы руководящих органов и т.д.
В отношении паевых инвестиционных фондов следует регламентировать:
- понятие паевого инвестиционного фонда;
- порядок образования и прекращения деятельности паевого инвестиционного фонда;
- общие положения о договоре доверительного управления паевым инвестиционным фондом, его существенные условия, срок действия и т.д.;
- порядок управления паевым инвестиционным фондом управляющей компанией, ее ответственность и общие нормы о деятельности;
- нормы о правовом режиме и составе имущества, передаваемого в паевой инвестиционный фонд; указание на обязательность обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; порядок осуществления контроля за распоряжением имуществом;
- понятие инвестиционного пая ценной бумаги, выдаваемой управляющей компанией и удостоверяющей долю в праве собственности на имущество паевого инвестиционного фонда; возможность выражения инвестиционных паев, принадлежащих одному владельцу, дробным числом; порядок выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев;
- специальные нормы о деятельности открытого, интервального и закрытого инвестиционных фондов;
- порядок раскрытия информации о деятельности паевого инвестиционного фонда и т.д.
Заключение
Становление институтов коллективного инвестирования невозможно без развития фондового рынка, общей стабилизации экономической ситуации, снижения инфляции, совершенствования нормативного правового регулирования.
Введение паевых инвестиционных фондов подразумевает обязательность принятия Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах», в котором следует закрепить понятие паевого инвестиционного фонда как обособленного имущественного комплекса, состоящего из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей, и из имущества, полученного в процессе такого управления.
Кроме того, необходимо предусмотреть порядок образования и прекращения деятельности паевого инвестиционного фонда; общие положения, существенные условия и срок действия договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом; порядок управления паевым инвестиционным фондом управляющей компанией, общие нормы деятельности и ответственность управляющей компании; нормы о правовом режиме и составе имущества, передаваемого в фонд, указание на обязательность обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд; порядок осуществления контроля за распоряжением имуществом.
Резюме
Современный рынок сбережений Республики Беларусь нуждается в развитии существующих и создании новых механизмов коллективного инвестирования. С этой целью необходимо создание паевых инвестиционных фондов на основании Закона Республики Беларусь «Об инвестиционных фондах».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балан, О. Условия создания инвестиционных фондов в национальной экономике / О. Балан // Банк. вестн. — 2011. — N 8 — С. 43 — 49.
2. Гинатулин, А.Р. Паевые инвестиционные фонды как одна из форм привлечения инвестиций / А.Р.Гинатулин // Право и экономика. — 2001. — N 6. — С. 42 — 49.
3. Марков, А. Институциональные механизмы привлечения сбережений населения / А.Марков, С.Павловская // Банк. вестн. — 2011. — N 10. — С. 36 — 40.
4. Томкович, Р.Р. Правовые основы деятельности фондов банковского управления в Республике Беларусь / Р.Р.Томкович // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2010. — N 12. — С. 79 — 83.
5. Осипов, С.Ю. Методы и инструменты привлечения сбережений населения на фондовый рынок Российской Федерации: дис. … канд. эконом. наук: 08.00.10 / С.Ю.Осипов. — М.: Иванов. гос. хим-технолог. ун-т, 2011. — 217 с.
6. Балан, О. Влияние инвестиционных фондов на экономическое развитие страны / О. Балан // Банк. вестник. — 2011. — N 9. — С. 34 — 41.
7. О ценных бумагах и фондовых биржах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 марта 1992 г., N 1512-XII: с изм. и доп. от 16 июля 2010 г. N 172-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
8. Функ, Я.И. Управление инвестиционным фондом и управляющий (управляющая организация) акционерного общества [Электронный ресурс] / Я.И.Функ // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2015.
9. Шевченко, А.П. Инвестиционные фонды в Республике Беларусь: текущее правовое положение и перспективы развития законодательства [Электронный ресурс] / А.П.Шевченко // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2015.
10. Бакиновская, О.А. Правовой статус инвестиционного фонда в Республике Беларусь и Российской Федерации [Электронный ресурс] / О.А.Бакиновская, Ю.А.Амельченя // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2015.
11. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: Федер. закон, 29 нояб. 2001 г., N 156-ФЗ: с изм и доп. от 29.06.2015 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». — М., 2015.
12. Об инвестиционных фондах [Электронный ресурс]: Закон Респ. Казахстан, 7 июля 2004 г., N 576-II: с изм. и доп. от 27.04.2015 г. // Информ. система «Параграф». — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1049233. — Дата доступа: 30.07.2015.
13. Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы [Электронный ресурс]: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, Нац. банка Респ. Беларусь, 12 апр. 2011 г., N 482/10 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015.
14. Веников, В.В. Повышение роли сбережений в инвестиционном процессе: дис. … канд. эконом. наук: 08.00.10 / В.В.Веников; Рос. гос. соц. ин-т. — М., 2008. — 184 с.
15. Садкова, Ж.А. ПИФ как фактор экономического роста / Ж.А.Садкова // Вестн. Дальневосточ. отд-ния Рос. акад. наук. — 2006. — N 3. — С. 29 — 35.
16. Алиева, Ж. ПИФы в Казахстане: прерванный полет [Электронный ресурс] / Ж. Алиева // Курсив.kz. — Режим доступа: http://www.kursiv.kz/news/details/uspehi-i-provaly/PIFy-v-Kazahstane-prervannyj-polet/. — Дата доступа: 30.07.2015.