Амнистия-2015 (комментарий к Закону Республики Беларусь от 28.05.2015 N 259-З «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов») (часть 1)

Закон Республики Беларусь от 28.05.2015 N 259-З «Об амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (далее — Закон об амнистии) вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 29 мая 2015 г.

Это уже четырнадцатый по счету закон об амнистии, который принимается в суверенной Республике Беларусь.

Данная статья посвящена анализу Закона об амнистии, а также иным вопросам, связанным с реализацией права осужденных на прощение со стороны государства.

До 1991 года на территории Республики Беларусь, законодательный орган которой в силу Конституции Республики Беларусь и тогда имел право на принятие законов об амнистии, действовали законы об амнистии бывшего СССР, принимаемые, как правило, в связи со знаменательными датами.

Начиная с 1991 года Парламент Республики Беларусь в полной мере реализует предоставленное ему Конституцией Республики Беларусь право на принятие законов об амнистии. При этом такие законы принимаются как в связи со знаменательными датами, так и в обычном порядке. Отметим, что из 14 законов об амнистии почти половина (шесть) была принята в связи с юбилейными датами Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, это: Законы Республики Беларусь: от 13.04.1995 N 3733-XII «Об амнистии в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»; от 05.05.2005 N 14-З «Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»; от 05.05.2009 N 11-З «Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков»; от 01.07.2010 N 147-З «Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»; от 17.06.2014 N 163-З «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» и Закон об амнистии.

Лица, подлежащие освобождению от основного и дополнительного наказаний, а также от иных мер уголовной ответственности

Как правило, во всех законах об амнистии, не исключая и Закона об амнистии, в первую очередь называются лица, подлежащие полному освобождению от наказания и иных мер уголовной ответственности. Это лица, которые по своему социальному статусу или состоянию здоровья прежде всего заслуживают прощения. К ним относятся, в частности:

1) несовершеннолетние, то есть лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет;

2) беременные женщины, то есть женщины, являющиеся беременными на день вступления Закона об амнистии в силу;

3) женщины и одинокие мужчины, имеющие детей в возрасте до 18 лет, то есть женщины и мужчины, не лишенные родительских прав и имеющие детей, которым на день вступления в силу Закона об амнистии не исполнилось 18 лет, а именно: женщины, мужчины-вдовцы, мужчины, воспитывающие детей, чьи матери лишены родительских прав, мужчины, воспитывающие детей и не состоящие в браке;

4) мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Данного пенсионного возраста указанные лица должны достигнуть на день рассмотрения материалов о применении амнистии (при отсутствии документов, подтверждающих день и месяц рождения, амнистии подлежат мужчины, родившиеся до 1955 года, и женщины, родившиеся до 1960 года);

5) инвалиды I или II группы (лица, признанные в установленном порядке таковыми на день вступления в силу Закона об амнистии или в течение срока исполнения Закона об амнистии, за исключением лиц, признанных инвалидами в связи с умышленным причинением вреда своему здоровью);

6) больные следующими тяжелыми заболеваниями:

  • а) активной формой туберкулеза (отнесенные к I, II, V «А» или V «Б» группам диспансерного учета);
  • б) онкологическими заболеваниями (вторая, третья или четвертая клинические группы);
  • в) ВИЧ-инфицированные (3-я или 4-я стадии заболевания по клинической классификации Всемирной организации здравоохранения).

Все указанные лица должны быть признаны больными на день рассмотрения материалов о применении амнистии;

7) ветераны боевых действий на территории других государств (например, на территории Афганистана, Сирии, Ливана, Алжира, Египта, Эфиопии, Лаоса и др.) <1>, имеющие удостоверения (свидетельства) установленного образца;

8) граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (лица, которые указаны в ст. 12 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее — Закон о социальной защите граждан) <2> либо в аналогичных законах других государств). К таким лицам Закон о социальной защите граждан отнес: участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. В соответствии со ст. 16 Закона о социальной защите граждан гражданам, относящимся к категориям пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, устанавливается статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, что предполагает наличие соответствующего документа;

9) лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания при исполнении обязанностей в период военной службы в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также лица, получившие ранения (контузии), увечья, заболевания в связи с осуществлением служебной деятельности в период прохождения службы в Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах внутренних дел, финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям.

<1> О ветеранах: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., N 1594-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2001. — N 67. — 2/787. — Ст. 3.

Об утверждении периодов отнесения воинских частей, штабов и учреждений к составу действующей армии, перечня городов и периодов их обороны во время Великой Отечественной войны, а также перечня государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Республики Беларусь: постановление Министерства обороны Респ. Беларусь, 1 июня 2010 г., N 22 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — N 144. — 8/22412.

<2> Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — N 17. — 2/1561.

Все указанные категории лиц, если совершенные ими преступления не значатся в числе «запретных для амнистии», перечисленных в ст. 9 и 11 Закона об амнистии, подлежат безусловному освобождению от следующих видов наказания:

  • общественных работ;
  • штрафа;
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • исправительных работ;
  • ограничения по военной службе;
  • ареста;
  • ограничения свободы;
  • лишения свободы.

Указанные лица подлежат также освобождению от иных мер уголовной ответственности:

  • осуждения с отсрочкой исполнения наказания;
  • осуждения с условным неприменением наказания;
  • осуждения без назначения наказания.

Эти лица подлежат освобождению и от дополнительных наказаний.

Законом об амнистии также предусмотрено снятие судимости с указанных в ст. 1 Закона об амнистии лиц, освобожденных от наказания.

Указанные в ст. 1 Закона об амнистии лица подлежат освобождению не только в тех случаях, если им назначено наказание или иная мера уголовной ответственности, но и в тех случаях, если уголовные дела в отношении совершенных ими преступлений еще не были рассмотрены судами. Согласно ст. 2 Закона об амнистии предварительное расследование по уголовным делам, находящимся в производстве органов уголовного преследования, и производство по уголовным делам, не рассмотренным судами, о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в ст. 1 Закона об амнистии, до вступления в силу Закона об амнистии, подлежат прекращению.

Разумеется, что и в этих случаях освобождение от уголовной ответственности не осуществляется, если совершенные преступления представляют повышенную общественную опасность и подпадают под перечень, приведенный в ст. 9 и 11 Закона об амнистии.

Не применяется амнистия и в отношении лиц, хотя и подпадающих под перечень, содержащийся в ст. 1 Закона об амнистии, но находящихся в розыске за совершенные преступления.

Иные лица, кроме перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии, которые подлежат освобождению от наказания

Законом об амнистии предусматривается право на освобождение от наказания или иных мер уголовной ответственности и других лиц, которые не перечислены в ст. 1 Закона об амнистии. При этом законодатель учитывает в первую очередь характер и степень общественной опасности совершенного преступления (категорию преступления), вид назначенного наказания, а также срок отбытого наказания ко дню вступления в силу Закона об амнистии.

Так, согласно ст. 3 Закона об амнистии освобождаются от иных мер уголовной ответственности в виде осуждения с отсрочкой исполнения наказания, осуждения с условным неприменением наказания, осуждения без назначения наказания лица, не перечисленные в ст. 1 Закона об амнистии, приговоры в отношении которых постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии, при условии, если совершенные ими преступления не попадают в число «запретных», указанных в ст. 9 и 11 Закона об амнистии.

Согласно ст. 4 Закона об амнистии полному освобождению от наказаний в виде ограничения свободы и лишения свободы независимо от срока их отбытия подлежат лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности. Приговоры в отношении таких лиц должны быть постановлены на день вступления в силу Закона об амнистии.

Таким образом, Законом об амнистии проявлено максимальное милосердие в отношении лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Если же лицо совершило менее тяжкое преступление, за которое осуждено к наказанию в виде ограничения свободы или лишения свободы, то оно будет подлежать освобождению от наказания лишь в том случае, если на день вступления в силу Закона об амнистии отбудет не менее одной четверти назначенного срока наказания (ст. 5 Закона об амнистии).

Однако Законом об амнистии предусмотрен запрет на освобождение от наказания лиц, совершивших некоторые менее тяжкие преступления. Их всего 14, это: убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 140 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 168 УК), развратные действия (ч. 2 ст. 169 УК), понуждение к действиям сексуального характера (ч. 2 ст. 170 УК), вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (ч. 2 ст. 1711 УК), вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (ч. 2 ст. 173 УК), незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ч. 1 ст. 328 УК), посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ч. 1 ст. 329 УК), предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ (ч. 1 ст. 332 УК), сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок (ч. 2 ст. 363 УК), насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел (ст. 364 УК), насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг (ч. 1 ст. 366 УК), насилие в отношении судьи или народного заседателя (ст. 388 УК), побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ч. 1 ст. 413 УК).

Указанные преступления по формальным признакам отнесены законом к категории менее тяжких, однако прощение за их совершение противоречило бы политике нашего государства по уголовно-правовой охране наиболее уязвимых ценностей, по противодействию посягательствам на ребенка, преступлениям в области половых отношений, преступлениям, связанным с наркотиками, а также посягательствам на должностных лиц, обеспечивающих общественный порядок и надлежащее правосудие.

Включение указанных преступлений в «запретный» перечень можно рассматривать и как подсказку законодателю в части возможного их перевода в категорию тяжких или во всяком случае в части ужесточения санкций за их совершение.

Законом об амнистии предусмотрено освобождение от наказания в виде ареста при условии, что лицо было осуждено к этому наказанию на день вступления в силу Закона об амнистии. При этом Закон об амнистии не требует отбытия какой-либо части срока назначенного наказания в виде ареста (ст. 6).

В Законе об амнистии сохранился своеобразный подход к освобождению от наказания за некоторые преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Согласно ст. 7 Закона об амнистии подлежат освобождению от основного наказания по отбытии не менее одной трети назначенного его срока лица, совершившие: в крупном или особо крупном размере кражу (ч. 3 и 4 ст. 205 УК), мошенничество (ч. 3 и 4 ст. 209 УК), хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ч. 2 — 4 ст. 210 УК), присвоение или растрату (ч. 3 и 4 ст. 211 УК), в крупном размере хищение путем использования компьютерной техники (ч. 3 ст. 212 УК), организованной группой незаконную предпринимательскую деятельность (ч. 3 ст. 233 УК), лжепредпринимательство (ч. 2 ст. 234 УК) и повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере уклонение от уплаты сумм налогов, сборов (ч. 2 ст. 243 УК) либо аналогичные преступления, предусмотренные УК 1960 года.

Таким образом, в указанной норме государством проявлен гуманный подход к лицам, совершившим некоторые преступления против собственности и против порядка осуществления экономической деятельности, независимо от степени их общественной опасности и срока назначенного наказания. Тем не менее указанные лица не подлежат освобождению от дополнительных наказаний, таких, например, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф и др.

Дополнительным условием освобождения от наказаний всех указанных выше лиц, за исключением лиц, перечисленных в ст. 1 Закона об амнистии, является полное возмещение ими причиненного вреда (ущерба) и дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности, подлежащих возмещению с них по приговору или решению суда, факт которого должен иметь место на день постановления приговора, вступления его в законную силу или на день рассмотрения материалов о применении амнистии.