Оперативно-розыскные мероприятия как конкретная форма осуществления оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — одна из форм правоохранительной деятельности, включающая в себя элементы разведывательной, розыскной деятельности. Назначение этой формы деятельности заключается в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Конкретной формой осуществления оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), проводимые уполномоченными лицами на основании и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в интересах борьбы с преступностью, защиты прав граждан, общества и государства, в целях установления оперативно-розыскных данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам.

Доказательства, полученные органами уголовного преследования в ходе ОРМ, без наличия предусмотренных Законом Республики Беларусь от 09.07.1999 N 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) оснований к их проведению являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания всех подлежащих доказыванию по уголовному делу обстоятельств. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Этот принцип допустимости доказательств закреплен в статье 27 Конституции Республики Беларусь и заложен в статье 105 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

Под основаниями для проведения ОРМ понимаются поводы к началу ОРД. Рассмотрим основания для проведения ОРМ, которые изложены в статье 12 Закона об ОРД.

Первым основанием для проведения ОРМ является наличие возбужденного уголовного дела. Когда уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие ОРМ, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания. В этом документе излагаются обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного ОРМ — дело работников, его осуществляющих.

Важным обстоятельством является то, что отдельные поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда могут выступать в качестве оснований для проведения ОРМ только в случаях, когда они даны по уголовным делам, находящимся в их производстве. При выполнении следственного поручения, рассмотрении гражданского дела, проведении доследственной проверки соответствующие органы не вправе требовать осуществления ОРМ.

Необходимо также учитывать, что по возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя, ОРМ могут проводиться как по его поручению, так и без такового. Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то оперативные аппараты, являясь одновременно органом дознания, обязаны в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. В таких случаях даже отсутствие поручения не должно сковывать инициативу и активность оперативных работников. О результатах проводимых ОРМ по возбужденному уголовному делу оперативные аппараты должны уведомлять следователя.

Правомерным также является самостоятельное, т.е. без поручения следователя, проведение ОРМ по уголовному делу, где известно лицо, совершившее преступление. Установление факта совершения известным лицом преступления — вполне достаточное основание подозревать его в причастности к другим преступлениям и проводить в отношении его ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативные аппараты правоохранительных органов задача по раскрытию преступления не снимается с них после установления лица, его совершившего, и ее выполнение не может ставиться в зависимость от решений следователя.

Вторым основанием для проведения ОРМ является получение оперативным аппаратом сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К этому же основанию Закон об ОРД относит получение сведений о лицах, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления могут содержаться в письмах, сообщениях и заявлениях граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, средствах массовой информации, а также сообщениях конфиденциального характера.

Кроме того, источниками таких сведений могут также являться:

  • анализ и оценка оперативной обстановки;
  • изучение образа жизни лиц, предрасположенных исходя из их прошлого поведения к совершению преступлений;
  • рассмотрение причин и условий совершения уже расследованных преступлений;
  • анализ материалов уголовных дел;
  • результаты оперативно-розыскных мероприятий;
  • итог деятельности других государственных органов, устанавливающих, например, факт перевода крупных сумм денег в зарубежные банки и т.д.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в сводках-ориентировках органов внутренних дел, розыскных заданиях, постановлениях о розыске обвиняемого, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из конфиденциальных источников. Такие данные могут также поступить из официальных источников, от других государственных, в том числе и правоохранительных, органов либо могут быть получены в процессе реализации ОРМ по иным основаниям.

Таким образом, на практике сведения о преступлениях, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, как правило, получают из различных источников.

Третьим основанием для проведения ОРМ являются поручения и постановления органа уголовного преследования по уголовным делам, находящимся в его производстве. Согласно уголовно-процессуальному законодательству такие поручения, указания и определения должны даваться в письменном виде.

Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений — обязанность органов, осуществляющих ОРД.

Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих ОРД. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем. В запросе указываются основания, а также называются конкретные ОРМ, которые надлежит провести.

Пятым основанием для проведения ОРМ являются постановления органа, осуществляющего ОРД, в том числе о применении мер безопасности в отношении охраняемых и защищаемых лиц в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Шестым (последним) основанием для проведения ОРМ являются запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Органы, осуществляющие ОРД, взаимодействуют с соответствующими органами других государств на основании двусторонних или многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о взаимодействии в борьбе с преступностью.

Проводимые по запросам международных правоохранительных органов или правоохранительных органов иностранных государств ОРМ осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Если необходимо проводить мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, то санкцию должен дать прокурор по месту их реализации.

Наряду с основаниями проведения ОРМ Законом об ОРД определены условия их проведения, под которыми понимается совокупность принципов и правил, обеспечивающих баланс, с одной стороны, интересов личности, имеющей право на тайну личной жизни, а с другой — общества, заинтересованного в эффективной борьбе с преступностью, своевременном и эффективном выявлении, предупреждении и пресечении преступлений.

Основные условия проведения ОРМ закреплены в статье 13 Закона об ОРД. Согласно указанной статье гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ.

В указанной норме конкретизирован конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако этот принцип имеет некоторые исключения. В целях реализации других конституционных гарантий законодательство закрепляет специальные изъятия и устанавливает в отношении ряда должностных лиц особый порядок осуществления ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан.

Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность личности, допускается с санкции прокурора и при наличии оснований. В постановлении в обязательном порядке должна быть ссылка на наличие конкретных данных, а также указание на лицо, подготавливающее, покушающееся или совершившее преступление, тяжесть этого преступления и необходимость проведения мероприятий, ограничивающих права граждан.

Для получения санкции на реализацию соответствующего оперативного мероприятия правоохранительные органы, уполномоченные на его осуществление, по требованию прокурора представляют ему служебные документы, касающиеся оснований проведения этих мероприятий, за исключением материалов, содержащих сведения о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие правоохранительным органам, а также данные об организации и тактике деятельности этих органов.

Для проведения таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; слуховой контроль; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, в отношении отдельных лиц требуется санкция определенного должностного лица.

Так, указанные ОРМ в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, судьи, прокурора, начальника следственного подразделения, следователя в случае, если уголовное дело в отношении такого лица не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве подозреваемого или обвиняемого, могут проводиться с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь либо по постановлению Министра внутренних дел Республики Беларусь, Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, заместителя Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь — директора Департамента финансовых расследований или лиц, исполняющих их обязанности. При этом для проведения ОРМ в отношении лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, требуется предварительное согласие Президента Республики Беларусь.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего ОРД, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора или его заместителя в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора или его заместителя на проведение такого ОРМ либо прекратить его проведение.

При этом к тяжким преступлениям в соответствии со статьей 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь относят умышленные преступления, за которые максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает двенадцати лет лишения свободы. Особо тяжкими признаются преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

В связи с проведением таких мероприятий, как проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение, в законе закреплен особый режим их осуществления, в соответствии с которым они проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

При этом следует иметь в виду, что при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки необходимо обязательное письменное уведомление прокурора или его заместителя в течение 48 часов.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого, особо тяжкого преступления или преступления, могущего принести вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих или совершивших, и только с санкции прокурора или его заместителя.

Повторное проведение проверочной закупки, оперативного эксперимента в отношении одного и того же лица на основании сведений о признаках одного и того же преступления допускается только:

  • с санкции прокурора или его заместителя — для проверочной закупки;
  • с санкции вышестоящего прокурора или его заместителя — для оперативного эксперимента, за исключением случаев, когда оперативный эксперимент проводится с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь.

Если осуществление этих мероприятий является сложным, многоэтапным процессом, т.е. требует задействования других подразделений, влечет существенные финансовые расходы и т.п., для их проведения составляется план, который согласовывается с заинтересованными органами и подразделениями.

Запрещается осуществление таких ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, и ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан при сборе данных о лицах, в отношении которых необходимо принять решения об установлении отношений сотрудничества; о допуске к сведениям, составляющим государственные секреты; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; к участию в ОРД.