Аспекты применения норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующего производство по делам частного обвинения, в свете специальных гарантий Основного закона

Уже практически 9 лет правоохранительные органы и территориальные суды руководствуются в своей деятельности Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь 1999 года (далее — УПК Республики Беларусь). Трудно переоценить прогрессивность этого закона в сравнении с предшествовавшим ему Уголовно-процессуальным кодексом сорокалетней давности.

Неоценимой является и его значимость в обеспечении гарантируемых Конституцией Республики Беларусь прав и свобод личности.

Одним из демократических начал УПК Республики Беларусь явилось закрепление в нем института частного обвинения по уголовным делам о преступлениях, не представляющих, как правило, большой общественной опасности и перечисленных в специальном перечне. Прежнему уголовно-процессуальному законодательству институт частного обвинения известен не был.

Определяя перечень преступлений, по делам о которых установлена процедура частного обвинения, законодатель исходил не только из степени их общественной опасности, но и соотношения в них частного (личного) и государственного начала.

Частью 2 статьи 26 УПК Республики Беларусь процедура частного обвинения предусмотрена по следующим 13 видам преступлений:

  • умышленное причинение легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности (статья 153 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК Республики Беларусь);
  • разглашение тайны усыновления (удочерения) против воли усыновителя или усыновленного (удочеренного) (статья 177 УК Республики Беларусь);
  • умышленное разглашение медицинским, фармацевтическим или иным работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о заболевании или результатах медицинского освидетельствования пациента (разглашение врачебной тайны) (часть 1 статьи 178 УК Республики Беларусь);
  • незаконное собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица без его согласия, повлекшее причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего (часть 1 статьи 179 УК Республики Беларусь);
  • распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений (клевета), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за клевету или оскорбление (часть 1 статьи 188 УК Республики Беларусь);
  • умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (оскорбление), совершенное в течение года после наложения мер административного взыскания за оскорбление или клевету (часть 1 статьи 189 УК Республики Беларусь);
  • оскорбление, нанесенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации (часть 2 статьи 189 УК Республики Беларусь);
  • незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц либо иное нарушение неприкосновенности законных владений граждан (часть 1 статьи 202 УК Республики Беларусь);
  • умышленное незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (часть 1 статьи 203 УК Республики Беларусь);
  • причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием, или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения (часть 1 статьи 216 УК Республики Беларусь);
  • незаконное безвозмездное отчуждение в значительном размере чужого имущества, вверенного виновному, при отсутствии корыстной цели (статья 217 УК Республики Беларусь);
  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов лицом, управляющим судном, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения (часть 1 статьи 316 УК Республики Беларусь);
  • нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения (часть 1 статьи 317 УК Республики Беларусь).

Внесенными Законом Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» изменениями в УПК Республики Беларусь процедура частного обвинения предусмотрена и в случаях совершения некоторых других преступлений в отношении пострадавшего членами его семьи, близкими родственниками, либо иными лицами, которых пострадавшее лицо обоснованно считает близкими. К таким преступлениям отнесены: тайное похищение имущества, кража (часть 1 статьи 205 УК Республики Беларусь); завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием, мошенничество (часть 1 статьи 209 УК Республики Беларусь); присвоение либо растрата имущества лицом, которому оно вверено (часть 1 статьи 211 УК Республики Беларусь); неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) (часть 1 статьи 214 УК Республики Беларусь).

Изложенный перечень видов преступлений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Порядок производства по уголовным делам частного обвинения существенно отличается от порядка, предусмотренного по делам об иных преступлениях. Основными отличиями производства по делам частного обвинения являются следующие.

  1. Наличие у пострадавшего права самостоятельно решать вопрос о том, возбуждать или не возбуждать уголовное дело в отношении лица, совершившего преступление. Таким правом не обладают пострадавшие от преступлений, относящихся к делам публичного обвинения.
  2. Наличие у пострадавшего и обвиняемого права на примирение и обязанности суда прекратить уголовное дело за примирением сторон при условии поступления от них соответствующих заявлений до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
  3. Уголовное дело возбуждается не органом уголовного преследования, а пострадавшим или его представителем, а также представителем юридического лица посредством подачи в районный (городской) суд заявления о совершении преступления. Уголовное дело частного обвинения считается возбужденным с момента принятия судом заявления.
  4. Обязанность доказывания по уголовным делам частного обвинения наличия оснований уголовной ответственности, вины обвиняемого и других имеющих значение для дела обстоятельств лежит на пострадавшем или его представителе, представителе юридического лица, которые с момента принятия судом заявления о совершенном преступлении становятся частным обвинителем, а лицо, в отношении которого подано заявление, — обвиняемым.
  5. Государственный обвинитель в производстве по возбужденному пострадавшим уголовному делу частного обвинения не участвует.
  6. Правовое положение частного обвинителя включает в себя все права потерпевшего, а также ряд прав и обязанностей государственного обвинителя.
  7. Частный обвинитель обязан оплачивать процессуальные издержки до принятия по делу окончательного решения и разрешения вопроса о распределении издержек между сторонами, а также нести расходы по оплате государственной пошлины.

В изложенных отличиях институтов частного и государственного обвинения для лица, пострадавшего от преступления, есть как положительные, так отрицательные факторы. К первым, безусловно, относится исключительное право на возбуждение и прекращение уголовного дела за примирением с обвиняемым; наличие у пострадавшего права непосредственного доступа к правосудию по уголовным делам; реализация личности в самостоятельной защите своих прав и законных интересов; престижность реализованной возможности лично защитить себя в суде и другие. Отрицательные для пострадавшего факторы связаны с затратами сил, средств, времени, с отвлечением от обычных занятий, от участия в общественном производстве и так далее. На пострадавшем лежит весь груз обременений по осуществлению уголовного процесса, который по уголовным делам о преступлениях других видов несет мощная и хорошо отлаженная система правоохранительных органов.

Однако наибольшие затруднения случаях, когда лицо, совершившее относящееся к делам частного обвинения преступление, неизвестно пострадавшему. Например, когда неизвестно лицо, которое совершило незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц, то имеет место преступление, предусмотренное частью 1 статьи 202 УК Республики Беларусь. В подобных ситуациях пострадавший лишен возможности самостоятельно защитить себя в суде, поскольку в соответствии со статьей 426 УПК Республики Беларусь в своем заявлении в суд о совершенном преступлении и возбуждении уголовного дела он обязан указать сведения о лице, совершившем преступление, а суд, руководствуясь статьей 427 УПК Республики Беларусь, заявление, в котором нет таких сведений, обязан возвратить заявителю для приведения в соответствие с существующими требованиями. Возможности пострадавшего самостоятельно установить личность лица, совершившего преступление, безусловно, существенно ограничены.

Из всей системы органов уголовного преследования в приведенном примере уголовное дело в отношении неизвестного лица вправе возбудить прокурор на основании части 5 статьи 26 УПК Республики Беларусь независимо от наличия соответствующего заявления пострадавшего, если в каждом конкретном случае он придет к выводу, что пострадавший не способен самостоятельно защищать свои права и законные интересы. После возбуждения уголовного дела в таком правовом режиме прокурор направляет его органу предварительного расследования для производства расследования в обычном порядке. На возбуждение уголовного дела прокурором необходимо время, которое является поистине драгоценным для комплекса неотложных следственно-оперативных действий, направленных на установление лица, совершившего преступление, по так называемым горячим следам. Практикой давно доказано, что именно из-за запоздалого возбуждения уголовных дел многие преступления остаются нераскрытыми, лица, их совершившие, безнаказанными, права и законные интересы пострадавших незащищенными.

Гораздо проще и, по нашему мнению, эффективнее проблема своевременности возбуждения уголовных дел частного обвинения разрешена в законодательстве Российской Федерации. Частью 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК Российской Федерации) прямо предусмотрена обязанность следователя и, с согласия прокурора, обязанность органа дознания возбуждать уголовные дела частного обвинения и незамедлительно приступать к расследованию в случаях, когда данные о лице, совершившем преступление, неизвестны (независимо от факта наличия либо отсутствия заявления об этом потерпевшего). Представляется, что такая норма является дополнительной гарантией правовой защиты пострадавших от преступлений, относящихся к делам частного обвинения. Было бы отрадным видеть ее и в УПК Республики Беларусь.

Характерным для законодательства Российской Федерации в этой части является и сохранение за пострадавшим по уголовным делам частного обвинения одного из самых важных его прав — права на примирение с лицом, совершившим преступление, независимо от вступления в уголовное дело прокурора (см. часть 4 статьи 318 УПК Российской Федерации). Согласно же части 5 статьи 26 УПК Республики Беларусь производство по возбужденному прокурором уголовному делу частного обвинения прекращению за примирением пострадавшего и обвиняемого не подлежит, а с момента возбуждения уголовного дела в таком правовом режиме действие правового института частного обвинения по уголовному делу прекращается. Производство по нему осуществляется в обычном порядке, пострадавший занимает правовое положение потерпевшего, а не частного обвинителя, и в соответствии со статьей 51 УПК Республики Беларусь может участвовать в уголовном процессе в качестве частного обвинителя только в случае отказа государственного обвинителя от обвинения в судебном заседании.

Таким образом, действующее в нашей стране уголовно-процессуальное законодательство реализацию права пострадавшего на частное обвинение связывает не с его волей, а со счастливой случайностью (будет ли ему известно лицо, совершившее преступление).

Очевидно, что соотношение частного и государственного в институте частного обвинения относится к очень тонкой материи гармонии предусмотренных Конституцией Республики Беларусь прав и обязанностей конкретного гражданина и государства по поддержанию правопорядка в обществе.

Однако, по мнению автора, степень «вторжения» государства в личную жизнь граждан в виде запрета примирения с обвиняемым по возбужденным прокурором в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, уголовным делам частного обвинения не соответствует степени общественной опасности и степени потенциальной угрозы правам и законным интересам других членов общества от предусмотренных приведенным перечнем преступлений за исключением нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов (часть 1 статьи 316 УК Республики Беларусь) и нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автодорожных транспортных средств (часть 1 статьи 317 УК Республики Беларусь). Внесение на этот счет соответствующих изменений в УПК Республики Беларусь явилось бы еще одной важной специальной гарантией невмешательства государства в личную жизнь граждан.

Что же касается отнесения законодателем к делам частного обвинения дел о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 316 и частью 1 статьи 317 УК Республики Беларусь, то такой статус этих видов преступлений недостаточно аргументирован. Соотношение частного и государственного в них несоизмеримо. Предусмотренное законом исключительное право (не обязанность!) пострадавшего возбуждать уголовные дела о таких преступлениях не способствует улучшению обстановки на автодорогах и водных путях, в значительной степени затрагивает права и законные интересы всех участников движения и многих других лиц. Самим законодателем эти виды преступлений отнесены к преступлениям против общественной безопасности и здоровья населения (см. раздел X УК Республики Беларусь). Объектом посягательства являются права и законные интересы не только конкретного пострадавшего, но и общества в целом. Личная жизнь граждан и нарушения правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение менее тяжких телесных повреждений, находятся в разных плоскостях правового поля.

К осознанию необходимости исключения этих видов преступлений из перечня тех, дела о которых относятся к делам частного обвинения, может привести не только статистика нарушений законодательства и судебной практики по ним, но и анализ следующих правовых норм.

В соответствии со статьями 3 и 4 Водного кодекса Республики Беларусь все воды (водные объекты), находящиеся на территории государства, составляют государственный водный фонд и исключительную собственность Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь о земле дороги относятся к государственной форме собственности и не подлежат передаче в частную собственность.

Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь от 21.07.2001 N 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» государственное регулирование и управление на автомобильном транспорте осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другими государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами, в пределах их полномочий.

Кажущаяся незначительность менее тяжких телесных повреждений, за виновное причинение которых в автомобильных и водных происшествиях законодатель предусматривает уголовную ответственность в порядке частного обвинения, на самом деле является обманчивой. Согласно главе 2 раздела 2 Правил судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь, утвержденных Приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы от 01.07.1999 N 38-с «О нормативных правовых актах и методических документах Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы» к менее тяжким телесным повреждениям относятся повреждения, повлекшие длительное расстройство здоровья, то есть заболевание пострадавшего, нарушение функции его организма и так далее, продолжительностью свыше 3 недель (более 21 дня), а для повреждений скелета продолжительностью не более 4 месяцев (или 122 дней), либо повлекшие значительную стойкую утрату трудоспособности менее чем на одну треть, то есть утрату трудоспособности от 10 до 33 процентов.

Длительность расстройства здоровья и степень утраты трудоспособности пострадавших от таких преступлений сами по себе также являются аргументами к исключению их из приведенного выше перечня. Совершенно естественным является то, что пострадавшему в связи с получением таких телесных повреждений в первую очередь необходимо не возбуждать уголовное дело в суде в порядке частного обвинения и участвовать в производстве по нему, а прежде всего позаботиться о восстановлении своего здоровья. В то же время закон предусматривает достаточно жесткие процессуальные сроки по делам частного обвинения, имеющие непосредственное отношение и к пострадавшему. Согласно части 1 статьи 427 УПК Республики Беларусь в случае возврата судом заявления пострадавшего о совершении в отношении его преступления для приведения в соответствие с установленными требованиями суд обязан установить для этих действий срок не более 10 суток, повторное обращение с заявлением по тем же основаниям после пропуска указанного срока не допускается; согласно части 2 статьи 427 УПК Республики Беларусь необходимая, по мнению суда, проверка органом дознания заявления пострадавшего в целях получения объяснений, заключений специалистов и иных данных должна быть закончена в срок до 10 суток; согласно части 2 статьи 428 УПК Республики Беларусь судебное разбирательство по делу частного обвинения должно быть начато не позднее 14 суток с момента принятия судом заявления или материалов проверки органа дознания, если такая проверка проводилась.

Пребывание двух названных видов преступлений в приведенном перечне противоречит и нормам административно-процессуального законодательства, которые регулируют сходные правоотношения. За нарушения тех же правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов, правил дорожного движения и правил эксплуатации автодорожных транспортных средств статьями 18.8, 18.12 и 18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в случаях причинения пострадавшему не менее тяжких телесных повреждений, а легких, либо в случае наступления иных, менее значимых, последствий или ненаступления их вообще. В Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях содержится институт административного процесса по требованию, который с некоторыми оговорками можно считать аналогом института частного обвинения. Сущность административного процесса по требованию (для предмета настоящей статьи) состоит в том, что административный процесс о правонарушениях, перечисленных в специальном их перечне, может быть начат только по требованию потерпевшего либо его законного представителя и подлежит прекращению в случае примирения. Прокурор не вправе инициировать административный процесс о перечисленных в этом перечне правонарушениях. В содержащемся в статье 9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь перечне видов административных правонарушений, административный процесс о которых может быть начат только по требованию потерпевшего, правонарушения, предусмотренные статьями 18.8, 18.12, 18.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, не указаны.

Таким образом, противоречие уголовно-процессуальных и административно-процессуальных норм состоит в том, что правом уголовного преследования в порядке частного обвинения за преступления, предусмотренные частью 1 статьи 316 и частью 1 статьи 317 УК Республики Беларусь, наделены только пострадавшие от них лица, а право преследования в порядке административного процесса за аналогичные нарушения закона, однако повлекшие менее существенные последствия или не повлекшие их вообще, отнесено к прямым обязанностям правоохранительных органов независимо от воли потерпевших.

Недостаточно совершенным выглядит и пребывание в рассматриваемом перечне такого вида преступлений, как неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) (часть 1 статьи 214 УК Республики Беларусь), совершенное членами семьи пострадавшего, близкими родственниками или другими лицами, которых пострадавший обоснованно считает близкими. Данный вид преступлений в настоящее время законодатель относит к преступлениям против собственности. Однако объектом его посягательства является не только право собственности, владения транспортным средством или маломерным судном, но также и общественная безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, здоровье населения. Одно дело, когда транспортное средство угоняется близким родственником, который достоверно знает о соответствии его технического состояния предъявляемым требованиям, но совсем другое — когда это лицо достоверно не осведомлено об исправности или неисправности, например, тормозной, рулевой и других систем управления угоняемого средства. Совсем не случайно этот вид преступлений действовавшим до 1 января 2001 г. прежним Уголовным кодексом был отнесен именно к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Данное противоречие в праве может быть устранено в результате более пластичного, дифференцированного подхода при отнесении дел об угонах транспортных средств и маломерных судов к делам частного обвинения.

Подытоживая публикацию, автор не предлагает конкретный путь внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство, однако констатирует, что в соответствии с законом это возможно как в порядке законодательной инициативы, так и в результате рассмотрения вопроса о соответствии приведенных норм УПК Конституции Республики Беларусь.