Совершенствование законодательного регулирования и правоприменительной деятельности при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей

Защита прав несовершеннолетних является одной из составляющих государственной политики Республики Беларусь, направленной на построение не только правового, но и социального государства. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, дети в возрасте до 18 лет составляют 18,4% общей численности населения нашей страны. Несовершеннолетним обеспечивается широкий круг прав, в том числе право каждого на образование (ст. 49 Конституции Республики Беларусь, ст. 23 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII «О правах ребенка» (далее — Закон о правах ребенка)), право на охрану и укрепление здоровья (ст. 45 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Закона о правах ребенка) и т.п.

В Беларуси создана уникальная система государственной защиты детей в семье, отражающая как национальные традиции, так и общемировые тенденции, основу правового регулирования которой составляет Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Безусловно, целью таких мер является обеспечение прав и законных интересов ребенка, в том числе защита детей от противоправных действий, насилия и пренебрежения в семье.

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.

Представляется, что составляющей государственного механизма защиты детей также должна признаваться и деятельность правоохранительных органов по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в случаях, если противоправные действия совершаются в отношении несовершеннолетних либо если несовершеннолетние становятся свидетелями преступлений, а это зачастую случаи насилия в семье и иные формы бытового насилия.

В настоящее время подразделения, специализирующиеся на вопросах правовой защиты и охраны прав несовершеннолетних, имеются в органах прокуратуры и не созданы специальные структуры в системе правоохранительных органов, призванные расследовать случаи насилия в семье и в отношении несовершеннолетних.

Это, однако, не исключает, что в случае, когда в уголовный процесс вовлекается несовершеннолетний в качестве потерпевшего или свидетеля, возникает необходимость обеспечить соответствие процедуры наилучшему обеспечению интересов детей, закрепленному ст. 3 Конвенции о правах ребенка (заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989). Это весьма важно и с этической точки зрения, например, если несовершеннолетний является потерпевшим, в том числе для защиты его прав и проводится весь процесс.

Безусловно, положительно следует оценить то, что в Беларуси сохранилась преемственность. Гарантии несовершеннолетним, имевшиеся в уголовно-процессуальном законе советского времени, сохранены и получили дальнейшее развитие.

Среди ставших традиционными требований Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) можно отметить присутствие при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних их родителей или иных законных представителей, а при производстве допроса либо в судебном разбирательстве в установленных законом случаях — педагога или психолога.

Следует указать, что белорусским уголовно-процессуальным законом не установлен минимальный возраст для дачи показаний. Каждый несовершеннолетний наравне со взрослым, если он имеет возможность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение по делу, и давать о них показания, может быть свидетелем, т.е. может быть допрошен, а значит, услышан (ст. 60 УПК). Показания несовершеннолетнего наряду с иными доказательствами будут приниматься во внимание при вынесении решения по делу.

Однако возникает вопрос, всегда ли несовершеннолетний имеет равные со взрослым возможности давать показания, всегда ли мы можем понять язык несовершеннолетнего и что чувствует ребенок на допросе у следователя либо в зале судебного заседания. Всегда возникают сложности с тем, поверит ли суд показаниям несовершеннолетнего либо примет во внимание, что ребенок склонен к фантазированию и подвержен влиянию взрослого. Безусловно, несовершеннолетнему требуется особая психологическая поддержка при участии его в расследовании и рассмотрении уголовных дел и специальные условия допроса.

На международном уровне разработаны рекомендации, касающиеся психологической помощи несовершеннолетнему при производстве по уголовному делу. Так, были приняты Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, 2005/20 от 22.07.2005 (далее — Руководящие принципы ООН) [1] в рамках Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций (далее — ЭКОСОС ООН). Норма п. 30 Руководящих принципов ООН закрепляет существенные требования к социальной и психологической поддержке несовершеннолетних жертв и свидетелей насилия: сопровождение ребенка на всем протяжении его участия в процессе отправления правосудия; дружественные детям технологии допроса, в том числе комнаты для проведения опросов, междисциплинарные службы для детей-жертв, приспособление судебных помещений к учету интересов детей-свидетелей, установление перерывов в процессе дачи ребенком свидетельских показаний и другие меры.

В мире существуют различные виды служб помощи детям, сопровождения детей при даче показаний: службы сопровождения свидетелей и жертв преступлений; дружественные детям учреждения (места, где проводится полное расследование преступлений против несовершеннолетних (по типу шведской модели Barnahus)); телефоны доверия.

Особого внимания заслуживают меры по организации работы суда с учетом интересов детей, в том числе специальные места в судах для ожидания и особые условия вызова для допроса.

Следует высоко оценить те усилия, которые были приложены для создания и развития служб помощи детям в Беларуси, а именно Общенациональной детской телефонной линии и комнат опроса, охватывающих территорию всей страны.

Возможность специальных условий дачи показаний обеспечивается с самых ранних этапов при первом контакте с правоохранительными органами, социальными службами и службами здравоохранения.

Общенациональная детская телефонная линия — инструмент, который позволяет ребенку не только получить психологическую помощь, но и заявить о случаях совершения в отношении его преступления. С октября 2012 г. поступающая на линию информация о совершенных в отношении детей противоправных действиях доводится до сведения Следственного комитета Республики Беларусь.

В ходе самого производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей с точки зрения процессуальных механизмов применения специальных условий участия несовершеннолетних выделяют: специальные комнаты для дачи показаний вне зала суда с системой видео-конференц-связи; использование ширм или экранов; интервью специальным судебным психологом / посредником. Допустимо применение нескольких мер по одному делу.

В соответствии с п. 31 Руководящих принципов ООН следует применять меры в целях: a) ограничения числа опросов; b) обеспечения защиты детей — жертв и свидетелей, если это совместимо с правовой системой и надлежащим соблюдением прав защиты, от перекрестного допроса, проводимого предполагаемым правонарушителем; c) обеспечения проведения допросов детей — жертв и свидетелей с учетом интересов ребенка, а также создания возможности для осуществления надзора со стороны судей, облегчения процесса дачи свидетельских показаний и снижения вероятности запугивания.

При расследовании и рассмотрении уголовных дел с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей надо принимать во внимание, что запугивание в семье носит латентный характер и часто влияет на психологическое и эмоциональное самочувствие пострадавших. В этом случае, для того чтобы исключить близкий контакт обвиняемого со свидетелем и потерпевшим, следует применять специальные меры защиты.

Особого внимания в создании системы особых условий допроса требуют в первую очередь те дети, которые стали жертвами сексуального насилия, а также малолетние. Интервьюирование психологом, проводимое в настоящее время в комнатах опроса, как раз и позволяет облегчить для несовершеннолетнего дачу показаний, а видеозапись его показаний может рассматриваться как достаточное средство обеспечения законности при их получении.

Представляется, что создание специальных условий должно идти поэтапно. Возможно, однократный допрос, рекомендуемый на международном уровне, в каждом случае получения показаний несовершеннолетнего может рассматриваться как перспектива развития уголовного правосудия о преступлениях, совершенных в отношении детей.

Нельзя не признать, что применение комнат опроса в настоящий момент — вопрос достаточно дискуссионный с точки зрения точного соблюдения нормы закона. Видеозапись опроса используется только как вещественное доказательство. Назрела реальная потребность во внесении соответствующих изменений в уголовно-процессуальный закон, которые, к слову, будут не только прогрессивными, но и вполне выполнимы с точки зрения того, что уже создана материально-техническая база по всей Беларуси.

Безусловно, принцип осуществления правосудия на основе состязательности и равенства сторон (ст. 24 УПК) требует основывать приговор на показаниях несовершеннолетних, данных в ходе судебного разбирательства. Однако практика не будет противоречить международным нормам, если серьезные негативные последствия для психики несовершеннолетнего станут основанием для оглашения его показаний и воспроизводства видеозаписи допроса, сделанного до суда.

Представляется, что уже в настоящий момент нужно предусмотреть в законе получение показаний несовершеннолетнего в зале суда как исключение и только в том случае, когда имеющиеся сомнения не позволяют принять решение без допроса несовершеннолетнего в зале судебного заседания. Однако и в этом случае следует по возможности обеспечить допрос несовершеннолетнего вне зала судебного заседания.

В качестве сравнения можно отметить, что в соответствии со ст. 68 УПК возможно защищаемых свидетелей освободить от явки в судебное заседание, огласив их показания, данные на предварительном расследовании, либо проведя допрос вне зала судебного заседания с использованием видеотехнических средств.

Безусловно, наилучшее обеспечение интересов детей — это не только активное участие психолога в процессе с участием несовершеннолетних, но и совершенствование тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, а также методики расследования преступлений, совершенных в отношении детей.

На наш взгляд, не следует останавливаться только на внедрении указанных технологий, необходимо полномасштабно интегрировать психологическую, социальную и медицинскую помощь несовершеннолетним потерпевшим и свидетелям преступлений с системой расследования преступлений и рассмотрения таких уголовных дел в судах. В связи с этим следует отметить, что проведение расследований невозможно без тесной координации действий следователя с государственными органами и организациями, осуществляющими выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 N 47, жестокое обращение с несовершеннолетним в семье, пренебрежение его правами являются признаками социально опасного положения несовершеннолетнего.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности после официального заявления о случае насилия, получить надлежащую помощь и реабилитацию, не дожидаясь окончания процесса. В этом должен проявляться междисциплинарный подход к работе с каждым случаем насилия.

Подводя итог изложенному выше, с точки зрения автора, несмотря на то что основу защиты детей от преступных посягательств должна составлять система предупреждения, специальный подход к участию несовершеннолетних потерпевших и свидетелей преступлений позволяет обеспечить, чтобы каждый случай совершения преступления был раскрыт и расследован, а виновный привлечен к установленной законом ответственности.

Как государство, так и гражданское общество должно прилагать максимальные усилия, чтобы детство в Беларуси стало действительно безопасным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений, приняты резолюцией 2005/20 ЭКОСОС ООН от 22 июля 2005 года (Декларации, конвенции и другие нормативные документы [Электронный ресурс]. — Организация Объединенных Наций, 2013. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/guidelines_justice_inv_child.shtml. — Дата доступа: 12.05.2015).