В процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных актов судебный исполнитель в целях достижения задач исполнительного производства принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, восстановлению нарушенных прав и законных интересов сторон.
Достоверная информация действительно является необходимым условием для успеха практически любого дела. От оперативности удовлетворения имущественных требований в большинстве случаев зависит полнота исполнения. Также своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, зависит от того, насколько полной и объективной информацией о должнике и его имущественном положении обладает судебный исполнитель.
С учетом существенного влияния на результат принудительного исполнения, которое может оказывать наличие у судебного исполнителя актуальных и правдивых сведений о должнике и его имущественном положении, существует необходимость изучения и внедрения наиболее прогрессивных и надежных способов получения такой информации. В первую очередь стоит обратить внимание на опыт наших зарубежных коллег по данному вопросу.
В большинстве европейских стран, где от должника требуется раскрытие информации об активах, несоблюдение этого требования рассматривается как неуважение к суду и может закончиться арестом должника. При этом требования к объему информации, представляемой должником, обязанности должника представить сведения самостоятельно либо по требованию судебного исполнителя, а также ответственность за непредставление либо представление ложных сведений в различных странах имеют свои особенности.
К примеру, в Австрии должник не обязан раскрывать финансовую информацию до вынесения решения о принудительном исполнении, кроме случаев, когда речь идет о пособии на содержание ребенка. После того как решение о принудительном исполнении вынесено, должник обязан представить опись всех своих активов по установленной форме. После этого необходимая информация передается судом судебным приставам для использования.
В Германии эффективно реализуется такой институт, как заверение. Принятие заверения относится к компетенции судебного исполнителя, которому должник обязан представить опись своего имущества. В описи имущества должны быть также указаны совершенные в течение последних двух лет перед дачей заверения возмездные отчуждения должника близким лицам и совершенные должником безвозмездные исполнения в течение последних четырех лет перед дачей заверения. Принятое заверение судебный исполнитель незамедлительно представляет в суд, а копию направляет кредитору. Указанное заверение равносильно сведениям, данным под присягой. В случае неявки должника к судебному исполнителю для дачи заверения, заменяющего присягу, либо отказа от дачи такого заверения суд выносит в отношении его приказ о заключении под стражу на срок до шести месяцев. Следует отметить, что заверение применяется лишь в случаях, когда кредитор доказал вероятность того, что он не может получить полного удовлетворения своих требований; когда должник отказался от проведения обыска либо судебный исполнитель не обнаружил должника в его жилище после того, как он не менее чем за две недели был извещен об исполнении.
Согласно законодательству Израиля на должника возлагается бремя доказательства своей платежеспособности в отношении присужденного ему долга и представление руководителю Управления системы судебного исполнителя всей информации и соответствующих документов по данному вопросу. Непредставление соответствующих документов и информации рассматривается как наличие у должника платежеспособности и уклонение его от погашения присужденного долга.
В Финляндии должник по запросу судебного исполнителя обязан представить правдивую информацию, которая необходима для принудительного исполнения, а именно:
- личные контактные данные, информацию о своей семье и лицах, находящихся на иждивении;
- информацию о своем имуществе и других активах, доходах и долгах, пакетах акций и участии в других корпорациях, имеющую отношение к финансовому положению, а также о любых вероятных изменениях, ожидаемых в следующем году;
- сведения о том, как определяется заработная плата или иные периодические доходы, а также информацию о своем месте работы и контактные данные работодателя или иного лица, выплачивающего заработную плату;
- информацию о договорах и обязательствах, затрагивающих финансовое состояние.
В Португалии и Дании должник не обязан декларировать все активы, а только те, что достаточны для выплаты суммы согласно решению суда. Схожую позицию занимают Испания и Франция, в которых должник в отношении мелких исков обязан раскрывать только активы, подлежащие аресту. Представляется, что такой подход может несколько усложнить задачу принудительного исполнения, поскольку, если действия в отношении объявленных активов по тем или иным причинам потерпят неудачу, другие активы остаются неизвестными.
Наиболее интересную в практическом смысле позицию занимает законодатель Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 35 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» должник по истечении срока для добровольного исполнения обязан по требованию судебного исполнителя представить ему информацию об имеющемся у него имуществе, а также сообщить сведения об источниках доходов. В представляемой информации должник обязан указать основания всех причитающихся ему имущественных требований.
Кроме того, законодательством Республики Казахстан утверждены конкретные формы представления информации, дифференцированные по субъектному признаку (физическое или юридическое лицо) (приказ Министерства юстиции Республики Казахстан от 20.01.2011 N 17).
Отказ от представления сведений либо представление заведомо ложных сведений квалифицируется как злостное неисполнение исполнительного документа, что в соответствии с законодательством Республики Казахстан влечет административную или уголовную ответственность.
На пути к установлению процедуры ответственного декларирования должником имущества находится и Служба судебных приставов Российской Федерации. В соответствии с планами Федеральной службы судебных приставов России в случае возбуждения исполнительного производства должник будет обязан публично объявить судебному приставу-исполнителю обо всем принадлежащем ему имуществе. Если в процессе исполнения судебный пристав-исполнитель выявит иное имущество, не указанное должником, у пристава возникнет право применить к нему соответствующие санкции.
Что касается Республики Беларусь, то на сегодняшний день получение информации о должнике и его имущественном положении на стадии исполнительного производства в хозяйственном процессе происходит следующим образом.
Судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь в целях получения соответствующих сведений направляет запросы в регистрирующие органы и другие организации об истребовании информации о должнике либо его имуществе, а также дает поручения должникам о представлении информации об их имущественном положении. При этом законные требования судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов на территории Республики Беларусь обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного управления и самоуправления, юридическими лицами независимо от форм собственности, организациями, не являющимися юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, что регламентировано статьей 342 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. Частью 2 указанной статьи установлено, что неисполнение (в том числе и непредставление информации по запросу судебного исполнителя) или воспрепятствование исполнению требований судебного исполнителя влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством.
Затрагивая вопрос ответственности, следует отметить, что статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях судебному исполнителю предоставлено вправо составлять протоколы по следующим статьям Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП): 11.18, 24.3 — 24.10, а также 23.1 — 23.5.
Непредставление информации по запросу судебного исполнителя, в частности, подпадает под диспозицию статьи 23.4 КоАП — неповиновение законному требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий. При этом следует отметить, что ни одной из статей, по которым судебный исполнитель вправе составлять протокол об административном правонарушении, не предусмотрена ответственность за представление недостоверной либо ложной информации, что абсолютно не способствует процессу восстановления нарушенных прав взыскателя. В целях недопущения соответствующих злоупотреблений со стороны должников и иных заинтересованных лиц считаем необходимым установить ответственность не только за непредставление судебному исполнителю информации, но и за представление недостоверных либо ложных сведений. Одним из вариантов реализации указанного предложения является предоставление судебному исполнителю права составления протоколов об административных правонарушениях по статье 23.16 КоАП.
В заключение следует отметить необходимость внедрения в Республике Беларусь института ответственного декларирования имущества судебному исполнителю, который станет действенным инструментом в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных актов, а также будет способствовать достижению задач исполнительного производства, о чем говорят и международный опыт, и существующая практика. Владеешь информацией — владеешь ситуацией.