Исполнение административных взысканий (часть 2)

Исполнение отдельных видов административных взысканий имеет свою специфику. Это касается как содержания деятельности по исполнению административных взысканий, так и субъектов их исполнения. К последним относятся:

  • должностные лица органа, ведущего административный процесс, – по административным взысканиям, постановления о наложении которых вынесены данным органом, ведущим административный процесс;
  • суд или судебные исполнители – по постановлениям о наложении административных взысканий, вынесенных судом.

Предупреждение (гл. 15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП)).

Исполнение административного взыскания в виде предупреждения в соответствии со ст. 15.1 ПИКоАП осуществляется путем объявления постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения лицу, в отношении которого это постановление вынесено. Если это лицо отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении, то копия постановления должна быть ему вручена (направлена) в течение трех дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. Исполнение начинается с вступлением постановления в законную силу и заканчивается по истечении года со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.

Штраф.

Исполнение постановления в виде штрафа по срокам различается в зависимости от того, является ли виновное лицо физическим, юридическим или индивидуальным предпринимателем. Имеются особенности и в порядке уплаты штрафа.

Сроки уплаты штрафа в добровольном порядке:

  • в отношении физического лица и индивидуального предпринимателя – в течение одного месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания;
  • в отношении юридического лица – в течение пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания;
  • в случае обжалования (опротестования) постановления о наложении административного взыскания – в течение одного месяца со дня оставления жалобы (протеста) без удовлетворения;
  • в случае вынесения постановления о наложении административного взыскания в порядке ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП – в течение пяти дней со дня вынесения постановления, если штраф не уплачен на месте.

При неуплате штрафа в указанные сроки судебный исполнитель, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направляет копию постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов индивидуального предпринимателя, юридического лица.

При неуплате виновным лицом штрафа в установленные сроки и отсутствии на его счете денежных средств должностное лицо органа, осуществляющего исполнение административного взыскания, выносит представление о принудительном взыскании штрафа (ст. 15.4 ПИКоАП). Это представление, вынесенное в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, вместе с копией постановления о наложении административного взыскания и иными документами направляется в один из следующих судов (общей юрисдикции или экономический):

  • по месту жительства лица, подвергнутого административному взысканию;
  • по месту пребывания (месту нахождения) лица, подвергнутого административному взысканию;
  • по месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым административному взысканию;
  • по месту нахождения имущества лица, подвергнутого административному взысканию.

В отношении данного вида административных взысканий могут быть применены в порядке ст. 14.7 ПИКоАП отсрочка и рассрочка его выплаты. Применение отсрочки и рассрочки приостанавливает течение сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания. Оканчивается исполнение штрафа полной выплатой его суммы (в добровольном или принудительном порядке).

Конфискация (гл. 16 ПИКоАП).

В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 ПИКоАП исполнение постановления о конфискации осуществляется путем принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества, в отношении которого принято решение о конфискации.

Субъектами исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде конфискации являются:

  • в отношении огнестрельного, газового оружия и боеприпасов – уполномоченные должностные лица органов внутренних дел;
  • в отношении всего остального имущества – судебные исполнители.

Реализация конфискованного имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.

Взыскание стоимости конфискованного имущества.

В соответствии со ст. 16.4 ПИКоАП исполнение постановления о взыскании стоимости осуществляется путем принудительного изъятия и обращения в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и (или) средств совершения административного правонарушения.

Такой вид административного взыскания, как взыскание стоимости конфискованного имущества, применяется:

  • по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию в виде конфискации, либо его представителя – в отношении имущества, на которое наложена конфискация (кроме орудий административного правонарушения);
  • судьей по собственному усмотрению (в порядке ч. 2 ст. 16.3 ПИКоАП) – в отношении скоропортящейся продукции.

В первом случае при удовлетворении ходатайства заинтересованного лица о возврате конфискованного имущества судья выносит постановление о возврате и взыскании стоимости конфискованного имущества. На основании данного постановления лицо, подвергнутое административному взысканию, обязано в течение пяти суток в бесспорном порядке уплатить сумму, составляющую стоимость конфискованного имущества. Только после уплаты стоимости конфискованного имущества лицу, заявлявшему ходатайство, либо его представителю возвращается конфискованное имущество.

При неуплате стоимости конфискованного имущества, а также при отсутствии ходатайства о возврате конфискованного имущества применяются порядок и условия исполнения административного взыскания в виде конфискации. Ранее вынесенное постановление о возврате конфискованного имущества и взыскании стоимости имущества в этом случае отменяется соответствующим постановлением судьи.

Во втором случае решение о возврате конфискованного имущества выносится судьей в отношении скоропортящейся продукции. Это обусловлено сложностью (а иногда и невозможностью) реализации такой продукции, необходимостью затрат на ее хранение и реализацию. В силу этого ПИКоАП предусматривает обязательность возврата скоропортящейся продукции лицу, в отношении которого вынесено постановление, сразу после вынесения такого постановления. Также вынесенное постановление закрепляет обязанность лица, в отношении которого оно вынесено, по уплате стоимости скоропортящейся продукции.

При неуплате стоимости скоропортящейся продукции решение о возврате и взыскании стоимости конфискованного имущества не отменяется, а применяются правила, предусмотренные ст. 15.4 ПИКоАП, регулирующие принудительное взыскание штрафа.

Лишение специального права (гл. 17 ПИКоАП).

Исполнение постановления о лишении специального права выражается в изъятии у лица, в отношении которого вынесено постановление, соответствующих документов (дипломов, свидетельств, удостоверений, талонов к ним и др.), удостоверяющих возможность осуществления того либо иного права.

Субъектами исполнения постановления о лишении специального права являются:

  • в отношении постановления о лишении права управления транспортными средствами – уполномоченные должностные лица органов внутренних дел;
  • в отношении постановления о лишении права управления судами – уполномоченные должностные лица инспекций по безопасности судоходства;
  • в отношении постановления о лишении иных специальных прав – судебные исполнители.

Порядок изъятия указанных документов регламентируется подзаконными актами (в т.ч. и ведомственного характера).

Начало срока исполнения постановления о лишении специального срока исчисляется со дня вступления постановления в законную силу.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 17.5 ПИКоАП, если после вынесения постановления о лишении специального права лицо, лишенное этого права, не сдало документы, удостоверяющие наличие соответствующего специального права, то срок лишения специального права исчисляется с момента фактического изъятия у него этих документов, за исключением случаев, когда фактическое изъятие документов осуществлено по истечении срока лишения такого права.

Окончанием исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде лишения специального права является истечение соответствующего срока лишения специального права.

С истечением срока лишения специального права, указанного в постановлении о наложении административного взыскания, лицо вновь имеет возможность обратиться в компетентные органы для получения этого права.

Административный арест (гл. 18 ПИКоАП).

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста вступает в законную силу немедленно после его вынесения. Оно исполняется уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел посредством помещения и содержания лица, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, в местах, предусмотренных законодательными актами (в изоляторах временного содержания).

Глава 18 ПИКоАП чрезвычайно детально регламентирует порядок исполнения данного вида административного взыскания, определяя правовой статус административно арестованного лица, его права и обязанности, правовые гарантии соблюдения его прав, отдельные особенности исполнения административного ареста.

Статьей 18.5 ПИКоАП определяются основные права лиц, подвергнувшихся административному аресту:

  1. на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания административного взыскания;
  2. на вежливое обращение со стороны сотрудников места отбывания административного ареста;
  3. обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в администрацию места отбывания административного ареста, суд, прокуратуру, другие государственные органы, органы местного управления и самоуправления, общественные объединения по защите прав и свобод человека на родном языке или на языке, которым они владеют, в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика, а также получать ответы на предложения, заявления и жалобы на родном языке или на языке, которым они владеют;
  4. на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  5. на пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством;
  6. пользоваться услугами адвоката или иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи.

Отдельно в статье 18.5 ПИКоАП указано право административно арестованного на ознакомление с его правами и обязанностями, порядком и условиями отбывания административного ареста (ч. 3), а также право иностранного гражданина поддерживать связи с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями государств своего гражданства или государств, принявших на себя охрану их интересов, пользоваться помощью международных организаций (ч. 2).

Особо регламентируются право на прогулку, получение и передачу почтовых отправлений, просмотр телепередач, прослушивание радиопередач, право на краткосрочный выезд за пределы места отбывания административного ареста и др. (ст. 18.7 ПИКоАП).

Обязанности административно арестованных обусловлены законодательством об исполнении административного ареста, порядком и условиями отбывания административного ареста и законными требованиями администрации места отбывания административного ареста.

В соответствии со ст. 18.7 ПИКоАП порядок и условия исполнения административного взыскания в виде административного ареста включают следующие положения. Административно арестованные содержатся в условиях строгой изоляции. Изолированно размещаются мужчины, женщины, а также лица, отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость. Норма площади на одного человека устанавливается, как правило, не менее четырех квадратных метров.

В местах отбывания административного ареста действуют правила внутреннего распорядка, утверждаемые Министром внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь. Этими правилами устанавливаются перечень предметов, вещей и продуктов питания, которые административно арестованные могут хранить при себе, получать и отправлять, а также порядок:

  • приема и размещения административно арестованных;
  • проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей административно арестованных и обыска помещений, в которых они размещаются;
  • изъятия у административно арестованных предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию;
  • материально-бытового обеспечения административно арестованных;
  • приема, получения, отправления и досмотра посылок, бандеролей и мелких пакетов, приема, получения и досмотра передач;
  • получения, отправления и цензуры писем и телеграмм;
  • осуществления административно арестованными телефонных разговоров;
  • направления административно арестованными ходатайств, предложений, заявлений и жалоб;
  • отправления административно арестованными религиозных культов, ритуалов и обрядов;
  • организации труда административно арестованных;
  • оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • проведения ежедневных прогулок административно арестованных;
  • проведения свиданий административно арестованных с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи;
  • осуществления административно арестованными гражданско-правовых сделок;
  • личного приема административно арестованных руководителем места отбывания административного ареста и уполномоченными им лицами;
  • предоставления административно арестованным краткосрочного выезда за пределы места отбывания административного ареста.

На основаниях и условиях, предусмотренных ПИКоАП, административно арестованные могут, а в некоторых случаях должны привлекаться к труду (ст. 18.8 ПИКоАП).

За нарушение порядка и условий отбывания административного ареста к лицам, подвергнутым данному виду административного взыскания, могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий (ст. 18.10 ПИКоАП):

  • выговор;
  • внеочередное дежурство по уборке помещений и территории места отбывания административного ареста;
  • водворение в карцер или одиночную камеру на гауптвахте на срок до пяти суток.

Нахождение и содержание административно арестованного в порядке, предусмотренном гл. 18 ПИКоАП, обеспечивается за счет государственного бюджета.

Заканчивается исполнение постановления с истечением срока исполнения административного ареста.

Лишение права заниматься определенной деятельностью (гл. 19 ПИКоАП).

Исполнение данного вида административного взыскания начинается с вступлением в законную силу постановления о наложении административного взыскания. С этого дня начинают течь сроки лишения права заниматься определенной деятельностью.

Исполнением постановления занимаются должностные лица органов, выдавших соответствующее специальное разрешение (лицензию), кроме случаев лишения права заниматься деятельностью, связанной с правом управления транспортным средством (в этом случае постановление для исполнения направляется в орган, выдающий водительские удостоверения).

С истечением срока лишения права заниматься определенной деятельностью, указанного в постановлении о наложении административного взыскания, лицо вновь имеет возможность обратиться в компетентные органы для получения этого права.

Депортация (гл. 20 ПИКоАП).

Постановление о депортации по общему правилу исполняется немедленно. Порядок исполнения депортации детально регламентируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 “Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства”. Субъектами исполнения постановлений о депортации являются исключительно должностные лица органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы (по тем постановлениям, которые вынесены должностными лицами этих государственных органов).

Приостановление исполнения депортации возможно при наличии обстоятельств, препятствующих ее немедленному осуществлению (к примеру, наличие иных неисполненных правовых обязанностей на территории Республики Беларусь), а также обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 20.4 ПИКоАП:

  1. в случае обращения иностранного гражданина или лица без гражданства с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь – на срок до принятия решения по такому ходатайству и истечения установленного законодательством срока для обжалования принятого по такому ходатайству решения либо до вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы;
  2. в случае обращения иностранного гражданина или лица без гражданства с ходатайством о предоставлении убежища в Республике Беларусь – до принятия решения по такому ходатайству;
  3. если иностранный гражданин или лицо без гражданства являются жертвами торговли людьми, а равно свидетелями по уголовному делу о торговле людьми или преступлению, связанному с торговлей людьми, либо оказывают помощь органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, при наличии мотивированного ходатайства такого органа или органа, ведущего уголовный процесс, – до принятия решения (вынесения приговора) по уголовному делу в отношении лиц, виновных в торговле людьми или совершении преступления, связанного с торговлей людьми;
  4. если иностранный гражданин или лицо без гражданства являются подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу – до прекращения уголовного преследования или постановления оправдательного приговора либо осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы.

При приостановлении исполнения административного взыскания может применяться отсрочка депортации. О приостановлении и отсрочке депортации выносится постановление. На время приостановления и отсрочки депортации сроки исполнения административного взыскания также приостанавливаются (в порядке ст. 14.7 ПИКоАП, но не более чем на шесть месяцев).

По общему правилу расходы по депортации (кроме расходов по содержанию задержанных лиц, подлежащих депортации, до ее осуществления) несет сам иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого вынесено постановление о наложении данного административного взыскания, либо физическое, юридическое лицо, ходатайствовавшие о его въезде в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь. При отсутствии возможности осуществить депортацию за счет указанных лиц это административное взыскание применяется за счет средств республиканского бюджета.

Исполнение депортации в добровольном порядке осуществляется иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, на основании его ходатайства в орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания в виде депортации. Если это ходатайство удовлетворено, то ему разрешается самостоятельно и за счет собственных средств покинуть пределы Республики Беларусь в срок, установленный постановлением о наложении административного взыскания. Если же такое ходатайство отсутствует либо имеются основания полагать, что при наличии ходатайства о добровольном исполнении депортации лицо может уклоняться от ее исполнения, то депортация осуществляется принудительно.

Принудительное исполнение административного взыскания в виде депортации осуществляется тем государственным органом, который вынес постановление о наложении данного вида административного взыскания. Для обеспечении исполнения депортации в принудительном порядке при уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства орган, ведущий административный процесс, который обеспечивает исполнение депортации, может с санкции прокурора осуществить административное задержание указанных лиц на срок, необходимый для депортации.

Исправительные работы (гл. 21 ПИКоАП).

В соответствии с ч. 4 ст. 21.1 ПИКоАП на основании постановления об исправительных работах из заработка лица, в отношении которого оно вынесено, в течение срока отбывания исправительных работ производится удержание в доход государства в размере, определяемом постановлением об исправительных работах. Вынесенное постановление должно в течение трех дней со дня вступления в законную силу быть направлено для исполнения. Исполнение исправительных работ начинается с фактического начала лицом работы по указанному в постановлении о наложении административного взыскания месту работы.

Исполнение данного вида административного взыскания возложено на органы внутренних дел. Вместе с тем на администрацию места работы лица, в отношении которого вынесено постановление об исправительных работах, также возлагаются определенные обязанности (ст. 21.3 ПИКоАП):

  • правильное и своевременное удержание из заработка лица, которому назначены исправительные работы, и перечисление удержанных сумм в соответствующий местный бюджет;
  • трудовое воспитание лица, которому назначены исправительные работы, участие в проведении с ним воспитательной работы;
  • уведомление органов, ведающих исполнением данного вида взыскания, об уклонении лица, которому назначены исправительные работы, от отбывания взыскания.

Окончанием исполнения исправительных работ является фактическое выполнение работы в течение указанного в постановлении о наложении административного взыскания дней. Если лицо, которому назначены исправительные работы, не отработало указанного количества рабочих дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок взыскания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки им положенного количества рабочих дней. Если в течение срока исполнения исправительных работ имел место отрыв от трудовой деятельности по неуважительным причинам, указанным в ч. 4 ст. 21.2 ПИКоАП, дни такого отрыва не учитываются в общий срок исправительных работ.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде исправительных работ, уклоняется от их исполнения, то судом может быть вынесено постановление об изменении вида административного взыскания. На основании данного постановления неотбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом из расчета три десятых базовой величины за один день исправительных работ или административным арестом из расчета один день административного ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток.