К вопросу совершенствования законодательства, направленного на обеспечение защиты лиц, страдающих от действий граждан, злоупотребляющих алкоголем

В настоящее время в Республике Беларусь недостаточно урегулированным остается вопрос защиты лиц, страдающих от антисоциального поведения лиц, злоупотребляющих спиртными напитками.

На основе анализа действующих нормативных правовых актов предлагаются некоторые направления совершенствования законодательства для эффективной защиты лиц, страдающих от действий граждан, злоупотребляющих алкоголем, нарушающих общественный порядок и правила общежития.

Проблема пьянства и алкоголизма в обществе ненова. Ей уже более 8000 лет. В Беларуси в течение ряда последних десятилетий отмечается распространение пьянства среди населения, особенно среди молодежи, а также рост числа состоящих на наркологическом учете лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, и лиц, употребляющих алкоголь с вредными для здоровья последствиями, в том числе несовершеннолетних [1].

По данным статистики в Республике Беларусь насчитывается 12% — 15% алкоголиков. Реально же их количество может доходить до 25% — 30% [2]. Лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, никто не считал.

По мнению специалистов, алкоголизм — вид биосоциальной патологии личности. Он поражает как социальную, так и физиологическую и психическую жизнь человека. Алкоголизм — это заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся в психологической и физической зависимости от алкоголя, в социальной и нравственно-психической деформации личности, в патологии внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы.

Алкоголизму, как правило, предшествует бытовое пьянство — употребление алкоголя, которое причиняет вред здоровью человека, ослабляет его социальную активность, ухудшает нравственно-психологическую атмосферу в семье, на работе и связано с грубым нарушением норм нравственности. Бытовое пьянство проявляется в форме привычного (один раз в неделю и чаще) потребления спиртных напитков, влекущего не более чем легкую степень алкогольного опьянения.

Пьяницы и алкоголики представляют опасность для окружающих, так как являются людьми психически неадекватными. Зависимый человек может из-за бутылки водки пойти на преступление. Большинство хулиганских поступков, убийств, аварий на дороге совершаются людьми в состоянии алкогольного опьянения [3].

Анализ современного состояния криминальной виктимизации населения Республики Беларусь показал, что за последние десять лет (2001 — 2010 гг. — период действия нового Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)) общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось на 23,42% (с 114177 чел. в 2001 году до 140920 чел. в 2010 году), тогда как количество жертв от этих преступлений возросло на 41,37% (с 75229 чел. в 2001 году до 106357 чел. в 2010 году), что свидетельствует о том, что процесс виктимизации населения происходит более высокими темпами, чем рост преступности. Уровень криминальной виктимизации населения ежегодно возрастал: 2001 год — 75,3; 2002 год — 89,5; 2003 год — 113,1; 2004 год — 121,7; 2005 год — 162,6; 2006 год — 167,6; 2007 год — 149,7; 2008 год — 126,6; 2009 год — 119,9; 2010 год — 112,0 (для сравнения: коэффициент виктимности в 1993 году был 37,4; в 1997 году — 54,0; в 2000 году — 71,3).

В 2010 году в общем количестве осужденных доля лиц, находившихся на момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, составила 43,16% (26357 чел.), тогда как в 2001 году удельный вес этой категории осужденных был 37,22% (18738 чел.), темп роста составил 40,66%.

Особо тревожит, что в семьях алкоголиков дети в три раза чаще становятся алкоголиками. С одной стороны, данный биологический компонент, представляющий ослабление защитных механизмов, передается по наследству. Нарушение генетического кода сказывается в том числе и на двенадцатом — пятнадцатом поколении. Это может проявиться и в уродстве потомства, в самых непредсказуемых формах. И даже если эти люди родились без отклонений, то воспитываются все равно в ненормальной обстановке. Если отец или мать — алкоголики, ребенок необязательно будет алкоголиком, но психопатом он становится, как правило. Что видят дети в пьющей семье? Побои, скандалы, испуг…

С другой стороны, у ребенка, проживающего в среде, в которой родители употребляют спиртные напитки, формируется психологическая установка: это допустимо! Так начинается алкогольное программирование, и очень серьезное. Алкоголизм — тоже наркомания. Еще в 1973 году Всемирная организация здравоохранения объявила спиртное наркотиком.

Пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи.

На протяжении многих столетий общество пыталось найти наиболее действенные средства и способы ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатывало разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и т.п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало расти, охватывая все новые группы и слои населения.

В этих условиях большое значение имеет совершенствование правовых мер, направленных на минимизацию указанных негативных явлений.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с противоправной деятельностью лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, показывает, что действующее законодательство Республики Беларусь регламентирует порядок и условия:

  • применения принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, привлекаемым к уголовной ответственности за совершение преступлений;
  • лишения родительских прав, отобрания детей у родителей, злоупотребляющих алкоголем, и возмещение расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • применения принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом;
  • направления граждан в лечебно-трудовые профилактории.

Регламентация порядка применения принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Статьей 107 УК установлен порядок применения принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, привлекаемым к уголовной ответственности за совершение преступлений.

Указанные отношения разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.2009 N 1 «О назначении судами наказания в виде лишения свободы» [4], а также в обзоре судебной практики назначения судами уголовного наказания.

Лишение родительских прав и отобрание детей у родителей, злоупотребляющих алкоголем. Возмещение расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Данная возможность предусмотрена ст. 81 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и широко используется в судебной практике. Порядок разрешения споров, связанных с воспитанием детей, в том числе с участием родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, урегулирован Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» [5], обзором судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь [6] и другими нормативными правовыми актами.

Порядок выявления и учета лиц, страдающих хроническим алкоголизмом.

Данный порядок регламентирован постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.08.2003 N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества и Положения о подростковом наркологическом кабинете» [7] и постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.07.2002 N 53 «О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией» [8].

Направление граждан в лечебно-трудовые профилактории.

Порядок направления граждан в лечебно-трудовые профилактории установлен Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» [9], который регламентирует направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, больных хроническим алкоголизмом, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков.

Помимо указанных выше нормативных правовых актов в Республике Беларусь реализуется Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 — 2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2011 N 27 [1], направленная в том числе на выявление, предупреждение и уменьшение влияния комплекса причин и условий, способствующих потреблению алкоголя и развитию негативных последствий от его потребления, в том числе пьянства и алкоголизма.

В целом, в Республике Беларусь создана нормативная правовая база для применения принудительных мер безопасности и лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом, а также возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Вместе с тем использование в правоприменительной практике совокупности указанных выше законодательных мер недостаточно для обеспечения всесторонней защиты лиц, страдающих от действий граждан, злоупотребляющих алкоголем.

Для лиц, совместно проживающих с такими гражданами, актуальным является вопрос ограждения их (и в первую очередь несовершеннолетних детей) от влияния последних. Но применение принудительных мер лечения к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом (направления в лечебно-трудовые профилактории), и соответственно изоляции их от общества возможно только в силу привлечения последних к административной или уголовной ответственности. Причем к административной ответственности данные лица должны быть привлечены в течение года три и более раза за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

То есть, чтобы в отношении алкоголика был решен вопрос о принудительном лечении в лечебно-трудовом профилактории, нужно, чтобы в картотеке милиции он был зафиксирован несколько раз за совершение в течение года административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения.

Очевидно, что, несмотря на наличие фактов причинения морального ущерба или материального вреда совместно проживающим с ним лицам, не всегда присутствуют основания для привлечения такого лица к административной ответственности.

Представляется целесообразным направлять в лечебно-трудовые профилактории граждан, которым по результатам медицинского освидетельствования установлен диагноз «хронический алкоголизм», если судом будут установлены неоднократные факты причинения ими морального ущерба или материального вреда совместно проживающим с ними лицам, выражающегося в физическом или психическом насилии, унижении их человеческого достоинства, применении недопустимых приемов воспитания, аморального антиобщественного поведения, ставящих членов семьи в тяжелое материальное положение посредством отчуждения имущества и т.д.

Следовательно, требуется внесение соответствующих дополнений в Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 N 104-З «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них».

На сегодняшний день является проблемным вопросом задержание и привлечение к административной ответственности семейных скандалистов, то есть лиц, допускающих правонарушения в быту на почве злоупотребления алкогольными напитками.

Действовавшим ранее Законом Республики Беларусь от 26.02.1991 N 637-XII «О милиции» (подп. «и» п. 8 ст. 16) (далее — Закон «О милиции») сотрудникам милиции предоставлялось право задерживать и содержать в специально отведенных в органах милиции помещениях лиц, находящихся в жилище в возбужденном состоянии в связи с алкогольным или наркотическим опьянением или другими обстоятельствами, могущих причинить вред себе или окружающим, по письменному заявлению проживающих там граждан, если они опасаются оставаться с ними и если отсутствуют другие основания для задержания, — до вытрезвления или выяснения обстоятельств.

В случае если составленный протокол об административном правонарушении признавался впоследствии неправомерным (из-за отсутствия состава правонарушения, предусмотренного в ст. 156 «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 года), подп. «и» п. 8 ст. 16 Закона «О милиции» обеспечивал правомерность содержания правонарушителя в органах милиции на вполне законных основаниях.

В настоящее время для задержания такого правонарушителя в обязательном порядке необходимо наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.1 «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Представляется необходимым вернуть некоторые нормы утратившего силу Закона «О милиции» либо дополнить КоАП соответствующей статьей.

Для этого может быть использован зарубежный опыт, в частности Эстонской Республики. Так, статья 234-2 КоАП Эстонии предусматривает, что в случае нарушения покоя в жилых помещениях (существует отдельный административный состав — ст. 145 «Умышленное нарушение покоя людей, в том числе членов семьи в жилых помещениях») на вытрезвление могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии средней или сильной степени опьянения, которые в силу этого ведут себя агрессивно, имеют заметные нарушения координации, не способны самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

Подобные законодательные установления, упрощающие процедуру административного задержания в жилых помещениях граждан, будут в первую очередь защищать права и законные интересы тех граждан, которые действительно в этом нуждаются.

Анализ опыта применения положений о семейно-правовой ответственности позволяет делать некоторые выводы.

В подавляющем большинстве случаев родители, в отношении которых предъявлены требования о лишении родительских прав, относятся к исходу судебного разбирательства безразлично. Безразличное отношение матерей и отцов к детям имеет в своей основе массу причин, причем главными среди них являются неясность смысла существования и бесцельное пребывание в среде себе подобных в состоянии каждодневного алкогольного опьянения. Более того, родители не очень огорчены, что их лишили родительских прав, поскольку освобождаются от ответственности за своих детей.

Неэффективность проводимых в настоящее время судебных процедур наиболее ярко проявляется в невозможности защитить интересы ребенка при лишении родительских прав. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Как правило, после вступления в законную силу судебного решения о лишении родителя родительских правах ребенка помещают в учреждение для детей-сирот. При этом родитель продолжает пользоваться жилым помещением, а ребенок вынужденно проживает в условиях общежития и при определенном ограничении свободы перемещения. Он, как правило, вынужден расстаться со своей привычной средой проживания и обучения. Очевидно, что права ребенка в этом случае нарушаются, однако никто не предпринимает мер к их защите. Представляется, что назрела необходимость по-новому подойти к правовому регулированию процедуры лишения родительских прав и отобрания ребенка. Данные меры должны быть направлены на защиту интересов ребенка, а не на освобождение нерадивых родителей от ответственности за воспитание детей. Поэтому такие родители должны быть ограничены в родительских правах (включая ограничения в пользовании жилым помещением) и направлены на принудительное лечение от алкоголизма, совмещая его с принудительными общественными работами.

В целях минимизации правовой незащищенности членов семьи лиц, злоупотребляющих алкоголем (например, престарелых родителей), представляется целесообразным внесение дополнения в Жилищный кодекс Республики Беларусь (далее — ЖК), касающегося получения согласия органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, находящегося в собственности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками (по аналогии с нормой статьи 123 ЖК, устанавливающей такое правило в отношении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены семьи собственника).

При этом получение согласия органа опеки и попечительства необходимо независимо от того, ограничена либо не ограничена дееспособность лица, злоупотребляющего спиртными напитками, в установленном порядке (лица, страдающего хроническим алкоголизмом и состоящего на учете в наркологическом диспансере).

Безусловно, что предлагаемые направления совершенствования законодательства не могут полностью искоренить указанные выше негативные проявления, но будут способствовать обеспечению защиты лиц, страдающих от действий граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, предотвращению их полной деградации, а также минимизации негативных последствий антисоциального поведения таких лиц для окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 — 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 янв. 2011 г., N 27 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

2. Карпович, О. Каждый третий из нас алкоголик? / О.Карпович // Свободные Новости. — 2001. — 23 — 30 марта (N 11).

3. Романова, Я. Знать правду / Я.Романова // Минский курьер. — 2003. — 1 авг. (N 160).

4. О назначении судами наказания в виде лишения свободы: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 25 марта 2009 г., N 1 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

5. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь, 24 нояб. 2006 г., N 18 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

6. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей. Лишение родительских прав и отобрание детей у родителей: Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь, 25.01.1995 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

7. Об утверждении Инструкции о порядке выявления, учета, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества и Положения о подростковом наркологическом кабинете: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 1 авг. 2003 г., N 38 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

8. О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 10 июля 2002 г., N 53 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.

9. О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них: Закон Республики Беларусь, 4 янв. 2010 г., N 104-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2011.