Правила подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь утверждены постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23 (далее — Правила), зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 22 декабря 2011 г. и вступили в силу после их официального опубликования — с 11 января 2012 г.
1. Предпосылки принятия, концепция и общая характеристика Правил
1.1. Правила являются новым нормативным правовым актом, принятым с целью реализации норм Закона Республики Беларусь от 31.12.2010 N 228-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон N 228-З). Законом N 228-З Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон N 269-З) изложен в новой редакции.
Одной из существенных новелл новой редакции Закона N 269-З стало закрепление за Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт) полномочия по разработке и утверждению Правил, призванных регламентировать процедуры и иные вопросы подтверждения соответствия, за исключением вопросов, урегулированных актами Президента Республики Беларусь, Законом N 269-З, иными законами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (абзац девятый статьи 15 Закона N 269-З).
Следует учитывать, что до недавнего времени большинство правил, регламентирующих процедуры подтверждения соответствия, содержалось в технических кодексах установившейся практики (ТКП), утвержденных Госстандартом, либо государственных стандартах Республики Беларусь. Подобная ситуация не устраивала как разработчиков новой редакции Закона N 269-З, так и многих правоприменителей исходя из следующего.
Во-первых, регулирование процедур подтверждения соответствия (сертификации и декларирования соответствия) в техническом нормативном правовом акте, каковым является ТКП или государственный стандарт, не в полной мере соответствовало самой природе, сущности технического регулирования. Общепринятым подходом является признание того, что технические нормативные правовые акты должны содержать технические нормы, то есть правила, регламентирующие отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». В то же время регламентация процедур подтверждения соответствия помимо регулирования «внутренних» технологических аспектов выполнения работ по подтверждению соответствия, предполагает регламентацию «внешних» правоотношений субъектов подтверждения соответствия, в том числе детализацию прав и обязанностей заявителей на подтверждение соответствия, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), установление оснований приостановления, возобновления, отмены, прекращения действия сертификатов соответствия, сертификатов компетентности и зарегистрированных деклараций о соответствии. Указанные вопросы вряд ли должны признаваться предметом регулирования технических нормативных правовых актов, в том числе ТКП и государственных стандартов.
Во-вторых, непоследовательной была практика нормотворческой деятельности, при которой аналогичные по характеру отношения в одних случаях регулировались нормативными правовыми актами, не являющимися техническими, а в других — техническими нормативными правовыми актами. К примеру, труднообъяснимой была ситуация, когда процедуры лицензирования или государственной гигиенической регистрации регулировались нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон N 361-З), а процедуры подтверждения соответствия — техническими нормативными правовыми актами, на которые согласно абзацу шестому статьи 4 Закона N 361-З его действие не распространяется.
В-третьих, ситуационный анализ содержания ТКП, регламентировавших процедуры подтверждения соответствия, показал, что их положения не всегда согласовывались с требованиями законодательства об административных процедурах (в частности, пунктом 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З)). Все это было следствием в том числе отсутствия надлежащей юридической экспертизы ТКП.
В-четвертых, были приняты во внимание многочисленные жалобы субъектов предпринимательской деятельности на непрозрачность процедур подтверждения соответствия, включая процедуры инспекционного контроля, а также проводимая в Республике Беларусь политика, направленная на упорядочение и сокращение количества технических нормативных правовых актов.
Таким образом, при подготовке новой редакции Закона N 269-З было принято концептуальное решение о том, что вопросы подтверждения соответствия, не урегулированные законодательными актами и нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, должны регламентироваться в Правилах — нормативном правовом акте, не относящемся к техническим, подлежащим юридической экспертизе, включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официальному опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов.
1.2. Правила во многом выполнили основную функцию по переносу регламентации процедурных вопросов подтверждения соответствия (сертификации и декларирования соответствия) с уровня технических нормативных правовых актов на уровень нормативных правовых актов нетехнического характера, обеспечению большей доступности информации о процедурах подтверждения соответствия, их прозрачности. Вместе с тем, как показывает анализ нормативных предписаний Правил (пункты 8, 9, 13, 29, 38, 45, 51, 57 и 93), ряд вопросов все же по-прежнему будет регулироваться на уровне ТКП. Однако, во-первых, большинство этих вопросов касается моментов, связанных с внутренней деятельностью аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) (например, в ТКП устанавливается номенклатура показателей, контролируемых при выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия, порядок ведения реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь), и, во-вторых, в Правилах в основном содержатся ссылки на конкретные ТКП (с указанием их номеров, названий, утверждающих актов). С текстами большинства соответствующих ТКП можно при желании ознакомиться на официальном сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов (http://tnpa.by).
1.3. В Законе N 269-З установлены определенные требования к содержанию Правил, которые в той или иной степени реализованы в тексте Правил. Общее требование, выводимое из абзаца девятого статьи 15 Закона N 269-З, — субсидиарный характер Правил, регулирование ими процедурных и иных вопросов подтверждения соответствия, не урегулированных актами более высокой юридической силы. Данное требование, сформулированное законодателем, с одной стороны, направлено на недопущение дублирования нормативных предписаний Правил и иных актов законодательства или возникновение коллизий между Правилами и другими нормативными правовыми актами, а с другой — на обеспечение соблюдения требования пункта 2 статьи 3 Закона N 433-З. В целом данное общее требование соблюдается, хотя с целью обеспечения системного изложения нормативных предписаний в Правилах воспроизводятся некоторые фундаментальные положения Закона N 269-З. Так, например, определяется, что подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме обязательной сертификации либо декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (пункт 3 Правил).
Согласно Закону N 269-З в Правилах обязательно должны быть урегулированы контрольные мероприятия, связанные с процедурами сертификации (часть четвертая статьи 18 Закона N 269-З), порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия (часть третья статьи 26 Закона N 269-З). Соответствующие вопросы нашли отражение в пунктах 15, 56 — 61 Правил.
Кроме того, с учетом положений новой редакции Закона N 269-З в Правилах могут (но не должны) определяться схемы подтверждения соответствия при обязательной сертификации или декларировании соответствия (часть вторая статьи 28 и часть вторая статьи 29 Закона N 269-З), устанавливаться необходимость проведения испытаний продукции (часть третья статьи 29 Закона N 269-З). Схемы подтверждения соответствия содержатся в приложениях 5, 9 и 15 к Правилам.
1.4. В целом содержание Правил в несколько переработанном виде воспроизводит положения уже существующих ТКП, посвященные процедурам подтверждения соответствия, и включает нормы, устанавливающие правила сертификации, а также действия в отношении выданных сертификатов соответствия и сертификатов компетентности (проведение инспекционного контроля, вопросы приостановления или отмены действия сертификатов соответствия либо сертификатов компетентности) и правила декларирования соответствия. Кроме того, Правилами предусмотрены формы: заявок (заявлений), связанных с подтверждением соответствия, акта отбора образцов продукции, сертификатов соответствия, сертификата компетентности, декларации о соответствии, соглашений на сертификацию, а также схемы подтверждения соответствия.
1.5. Анализ норм Правил позволяет сделать важный вывод о том, что сами по себе сертификация и декларирование соответствия не являются административными процедурами в значении Закона N 433-З. Административные процедуры, связанные с выдачей сертификата соответствия, сертификата компетентности или регистрацией декларации о соответствии, — лишь один из завершающих этапов (стадий) сертификации или декларирования соответствия, которые имеют сложную правовую природу, включают в себя гражданско-правовой и административно-правовой элементы.
1.6. Правила представляют собой документ переходного периода. С учетом норм Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010) (далее — Соглашение о единых принципах) все вопросы обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции на территории Таможенного союза должны будут в перспективе регулироваться в технических регламентах Таможенного союза. Это означает, что Правила в части регулирования процедур обязательной сертификации продукции или декларирования соответствия будут применяться в отношении конкретных видов продукции только до момента вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, если иное не будет установлено такими техническими регламентами (актами об их принятии). Что касается обязательной сертификации иных объектов (работ, услуг, профессиональной компетентности персонала, систем управления), то актуальность Правил (если иное не будет установлено вновь заключенными международными договорами в рамках Единого экономического пространства) с учетом Закона N 269-З в той или иной степени будет сохраняться до 1 января 2016 г., поскольку именно к этой дате Республика Беларусь должна будет перейти на систему определения всех без исключения объектов обязательного подтверждения соответствия (а значит, и процедур, иных правил обязательного подтверждения соответствия) на основе технических регламентов.
2. Комментарий к названию, главам 1 и 2 Правил
2.1. Отметим, что название Правил несколько отличается от положения, содержащегося в абзаце девятом статьи 15 Закона N 269-З (в Законе N 269-З используется конструкция «правила подтверждения соответствия»). В частности, в названии принятых Правил подчеркивается, что они касаются подтверждения соответствия в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Согласно абзацу пятнадцатому статьи 1 Закона N 269-З Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь — это «совокупность уполномоченных государственных органов, аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области технического нормирования и стандартизации, определяющих процедуры подтверждения соответствия и функционирование системы в целом». Полагаем, что данное уточнение названия, сделанное разработчиками Правил, связано в том числе с процессами функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства, предполагающими, что на территории Республики Беларусь параллельно Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь функционирует система подтверждения соответствия Таможенного союза. В рамках этой системы выдаются сертификаты соответствия на продукцию и оформляются декларации о соответствии по единой форме, предусмотренные Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009), а в ближайшее время начнется выдача сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного союза и оформление деклараций о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, которые предусмотрены Соглашением о единых принципах.
2.2. В пункте 1 Правил определяется правовое основание для их разработки и принятия (статья 15 Закона N 269-З), а также формулируется предмет правового регулирования Правил — «процедуры и иные вопросы подтверждения соответствия». Исходя из абзаца девятнадцатого статьи 1 Закона N 269-З подтверждение соответствия представляет собой вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Соответственно регулирование процедур и иных вопросов второго вида оценки соответствия — аккредитации — не является предметом Правил: указанные вопросы в настоящее время регламентируются Правилами аккредитации, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 N 27.
2.3. Пункт 2 Правил посвящен их понятийному аппарату. При этом в пункте 2 Правил подчеркивается, что термины, употребляемые в Правилах, используются в значениях, придаваемых им Законом N 269-З. Подобный подход позволяет обеспечить единство категорийно-понятийного аппарата отрасли законодательства и подчеркивает подзаконный характер Правил, их разработку и принятие на основе и во исполнение Закона N 269-З. Вместе с тем в пункте 2 Правил дополнительно указаны и определяются три термина: «аудит», «мероприятия, связанные с процедурами сертификации» и «эксперт-аудитор».
2.3.1. Следует, учитывать, что термин «мероприятия, связанные с процедурами сертификации» уже употребляется и определяется в Законе N 269-З (абзац тринадцатый статьи 1), причем определения этого термина в Законе N 269-З и Правилах практически идентичны, за исключением того, что в конце определения, даваемого в Правилах, вводится сокращение — «(далее — инспекционный контроль)». По нашему мнению, разработчики Правил таким своеобразным способом («переопределение» термина) предприняли попытку заменить относительно новый и непривычный термин «мероприятия, связанные с процедурами сертификации» (появление которого в Законе N 269-З было вынужденным и связывалось с терминологией абзаца семнадцатого пункта 21 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь») устоявшимся и привычным для отрасли термином «инспекционный контроль».
2.3.2. Термин «эксперт-аудитор», введенный в абзаце четвертом пункта 2 Правил, вызывает определенные вопросы с точки зрения Закона N 269-З и перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее — Перечень N 60). Так, под экспертом-аудитором в Правилах понимается «персонал, осуществляющий деятельность в области подтверждения соответствия объектов оценки соответствия, профессиональная компетентность которого в проведении подтверждения соответствия соответствующих объектов оценки соответствия подтверждена сертификатом компетентности». При этом далее уточняется, что речь идет об экспертах-аудиторах аккредитованных органов по сертификации, которые осуществляют работы по подтверждению соответствия (часть вторая пункта 4 Правил). В то же время в Законе N 269-З не устанавливается каких-либо специальных требований к физическим лицам (работникам аккредитованных органов по сертификации), осуществляющим деятельность в области подтверждения соответствия, в отличие от органов по сертификации, для которых прямо предусмотрена обязательная процедура оценки соответствия — аккредитация. Более того, исходя из части первой статьи 26 Закона N 269-З и абзаца седьмого статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее — Закон N 262-З) персонал, подлежащий обязательному подтверждению соответствия, может устанавливаться только перечнем продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Однако на сегодняшний день в Перечень N 60 не включен персонал, осуществляющий деятельность в области подтверждения соответствия объектов оценки соответствия. Таким образом, можно констатировать несогласованность абзаца четвертого пункта 2 и части второй пункта 4 Правил с Законом N 269-З.
2.4. В пункте 3 Правил воспроизводятся основные положения Закона N 269-З, касающиеся подтверждения соответствия: указываются виды, формы и субъекты подтверждения соответствия (статьи 9 и 25 Закона N 269-З). Определения используемых при этом терминов «аккредитованная испытательная лаборатория (центр)», «аккредитованный орган по сертификации», «декларирование соответствия», «заявитель на подтверждение соответствия», «заявитель на проведение испытаний», «изготовитель (продавец)», «сертификация» содержатся в абзацах третьем, четвертом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двадцать четвертом статьи 1 Закона N 269-З соответственно.
2.5. Часть первая пункта 4 Правил содержит указание на источники правового регулирования отношений, связанных с выполнением работ по подтверждению соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. При этом можно условно выделить пять групп таких источников:
- Закон N 269-З (глава 4 и другие);
- иные законодательные акты в области оценки соответствия (например, Положение о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 13.02.2003 N 71 «Об утверждении Положения о порядке ведения и издания Государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов и Положения о порядке проведения сертификации служебного и гражданского оружия и боеприпасов»);
- акты законодательства об административных процедурах (в настоящее время — постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 156));
- Правила;
- технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, утвержденные Госстандартом.
С учетом исчерпывающего характера перечня источников можно вести речь о том, что в части первой пункта 4 Правил предпринята попытка исключить возможность регулирования вопросов подтверждения соответствия ведомственными нормативными правовыми актами иных государственных органов, кроме Госстандарта.
2.6. Пункт 6 Правил, определяя круг объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, и формы подтверждения соответствия, фактически интерпретирует и конкретизирует положения частей первой и второй статьи 26, абзаца второго и четвертого части первой статьи 27 Закона N 269-З. Однако, по нашему мнению, пункт 6 Правил сформулирован не вполне корректно, что в результате привело к его несогласованности с абзацем вторым части четвертой статьи 16 Закона N 262-З. Так, исходя из Правил формы подтверждения соответствия «устанавливаются» техническими регламентами (подобная формулировка предполагает элемент императивности), тогда как по Закону N 262-З формы подтверждения соответствия «могут содержаться» в техническом регламенте. В то же время следует констатировать, что включение указания на формы подтверждения соответствия в технические регламенты стало в Республике Беларусь устоявшейся практикой и полностью соответствует подходам, установленным для технических регламентов Таможенного союза.
2.7. Пункт 7 Правил содержит важное уточнение нормы абзаца девятнадцатого статьи 1 и абзаца третьего части первой статьи 27 Закона N 269-З применительно к обязательному подтверждению соответствия. В частности, конкретизируется, что обязательное подтверждение соответствия осуществляется на предмет соответствия не любому техническому нормативному правовому акту в области технического нормирования и стандартизации, а требованиям технических регламентов, а для «продукции, включенной в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, — на соответствие требованиям установленных им государственных стандартов». Данное уточнение оправданно и обусловлено как содержанием норм части второй статьи 2 Закона N 269-З, сужающим его сферу до оценки соответствия техническим регламентам и государственным стандартам Республики Беларусь, так и общим смыслом норм Закона N 269-З. При этом, однако, полагаем, что в пункте 7 Правил термин «продукция» употреблен ошибочно, поскольку перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, предполагает обязательное подтверждение соответствия не только продукции, но и иных объектов оценки соответствия. К примеру, согласно подпункту 46.1 пункта 46 Перечня N 60 услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств подлежат обязательному подтверждению соответствия государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 1175 в форме обязательной сертификации.
2.8. Согласно абзацу одиннадцатому статьи 15 Закона N 269-З Госстандарт устанавливает с учетом предложений государственных органов номенклатуру показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответствия объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. В данном случае речь идет о том, что Госстандарт определяет, соблюдение каких показателей, содержащихся в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации и устанавливающих требования к продукции или иным объектам оценки соответствия, контролируется аккредитованными органами по сертификации при обязательном подтверждении соответствия. При этом в пункте 8 Правил ввиду большого количества таких контролируемых показателей они прямо не перечисляются, но содержится норма, отсылающая к четырем конкретным ТКП, устанавливающим номенклатуру показателей, контролируемых при выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия объектов оценки соответствия, включенных в Перечень N 60. Так, например, согласно приложению 1 к ТКП 5.1.02-2011 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации продукции. Основные положения», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 09.03.2011 N 11 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», ссылка на который содержится в пункте 8 Правил, при подтверждении соответствия холодильников и морозильников контролируются следующие показатели: СТБ 1574 (разделы 4,5); СТБ EN 50366 (4.2, раздел 6); СТБ ЕН 55014-1 (раздел 4); СТБ ЕН 55014-2 (раздел 5, 7.2); СТБ IEC 60335-2-24 (разделы 6-8, 10-11, 13-17, 19-32); СТБ МЭК 61000-3-2 (раздел 7); СТБ МЭК 61000-3-3 (раздел 5).
Следует учитывать, что в абзаце одиннадцатом статьи 15 Закона N 269-З говорится об установлении Госстандартом всех контролируемых показателей независимо от того, определен ли объект обязательного подтверждения соответствия перечнем продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, либо техническим регламентом. Пункт 8 Правил фактически сужает круг определяемых Госстандартом контролируемых показателей указанием лишь на те показатели, которые относятся к объектам, включенным в Перечень N 60. Полагаем подобный ограничительный подход оправданным, поскольку показатели, контролируемые при подтверждении соответствия продукции, связанных с нею процессов, а также услуг требованиям технических регламентов, являются обязательными показателями, имеющими непосредственное отношение к безопасности и должны устанавливаться техническими регламентами, утверждаемыми Советом Министров Республики Беларусь, или в определенном техническими регламентами порядке. Фактически можно говорить о том, что все императивно установленные показатели технического регламента являются контролируемыми при подтверждении соответствия.
2.9. В соответствии с частью второй статьи 11 Закона N 269-З к знакам соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь относятся знак соответствия техническому регламенту, а также иные знаки соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, виды которых определяются Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. При этом исходя из частей пятой и шестой статьи 11 Закона N 269-З описание и порядок применения знака соответствия техническому регламенту определяются Советом Министров Республики Беларусь, а описание и порядок применения иных знаков соответствия — Госстандартом. В то же время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2011 N 810 «Об описании и порядке применения знака соответствия техническому регламенту» соответствующие полномочия, касающиеся знака соответствия техническому регламенту, были делегированы Госстандарту. Таким образом, в настоящее время описание и порядок применения всех знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь устанавливаются Госстандартом. В пункте 9 Правил указано, что описание и порядок применения знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, которыми маркируются объекты оценки соответствия, на которые имеются сертификаты соответствия, установлены в ТКП 5.1.08-2011 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия. Основные положения», утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10.01.2011 N 1 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — ТКП 5.1.08-2011).
В ТКП 5.1.08-2011 непосредственно содержится описание и порядок применения 8 знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (пункты 4.2 и 4.6).
Кроме того, в пунктах 4.4 и 4.5 ТКП 5.1.08-2011 упоминаются еще 2 знака соответствия («экологический знак соответствия» и «знак лесной сертификации», назначение, изображение и порядок применения которых устанавливаются отдельными техническими нормативными правовыми актами — СТБ 1458 и ТКП 5.4.04).
В ТКП 5.1.08-2011 довольно подробно описываются 8 знаков соответствия, приводятся их изображения, размеры, а также устанавливается порядок их нанесения (применения). Так, например, согласно пункту А.3 приложения А к ТКП 5.1.08-2011 знак соответствия техническому регламенту наносится непосредственно на продукцию, а также приводится в прилагаемых к ней эксплуатационных документах. Знак соответствия техническому регламенту размещается на продукции вблизи информации об изготовителе, предпочтительно на ее несъемной части. Допускается нанесение знака соответствия техническому регламенту на наименьшей потребительской упаковке (таре) и указание в прилагаемых к продукции эксплуатационных документах при невозможности нанесения его непосредственно на продукцию. Конкретное место нанесения знака соответствия техническому регламенту устанавливает изготовитель или его уполномоченный представитель в соответствии с технической документацией на продукцию, если иное не предусмотрено техническим регламентом. Допускается нанесение знака соответствия техническому регламенту в прилагаемой к продукции товаросопроводительной документации <1>.
<1> См. подробнее сайт Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь: Национальный фонд технических нормативных правовых актов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.tnpa.by/SimplePoisk.php?search_value=%D2%CA%CF+5.1.08-2011. — Дата доступа: 10.05.2012.
2.10. Пункт 10 Правил содержит бланкетную норму, отсылающую в части сроков выдачи и действия документов об оценке соответствия, перечней документов (сведений), представляемых для их получения, к перечню административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по стандартизации и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2007 N 1648 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по стандартизации и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и внесении дополнения и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 1648), иным утвержденным Правительством Республики Беларусь перечням административных процедур, осуществляемых другими государственными органами и организациями. Однако в настоящее время постановления Совета Министров Республики Беларусь, утверждавшие отдельные перечни административных процедур, включая постановление N 1648, признаны утратившим силу, и правоприменителям следует руководствоваться положениями единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением N 156 (далее — единый перечень N 156).
2.11. В пункте 11 Правил дается характеристика оснований выдачи (принятия) документов об оценке соответствия. В самом общем виде можно сказать, что выдача (принятие) документов об оценке соответствия предполагает обязательное наличие определенной «доказательственной базы». При этом доказательства, под которыми понимаются определенные документы (сведения), делятся на 2 группы: собственные доказательства, представленные заявителем на подтверждение соответствия, и доказательства, полученные заявителем на подтверждение соответствия с участием сторонних по отношению к нему организаций — аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. При этом в пункте 11 Правил подчеркивается, что конкретный состав «доказательственной базы» при подтверждении соответствия и выдаче (принятии) документов об оценке соответствия определяется схемами подтверждения соответствия и законодательством об административных процедурах. Отметим, что в Законе N 269-З выделение двух групп доказательств производится лишь применительно к декларированию соответствия (часть первая статьи 29 Закона N 269-З). В пункте 11 Правил данное подразделение распространяется и на сертификацию.
2.12. Пунктом 12 Правил определены общие требования к оформлению документов об оценке соответствия, чего нет в Законе N 269-З. Полагаем, что в контексте пункта 12 Правил под оформлением понимается внесение определенных данных в документ об оценке соответствия. В указанной норме установлен единственный возможный способ оформления документов об оценке соответствия: с использованием электронных печатающих устройств. Тем самым однозначно исключается возможность рукописного оформления документов об оценке соответствия. В то же время в Правилах не уточняется, что следует понимать под термином «электронное печатающее устройство», хотя этот термин активно используется и в правовых актах Таможенного союза. Можно предположить, что под такими устройствами подразумеваются печатающие устройства ЭВМ, ПЭВМ (принтеры и другие). Полагаем, что к данной группе устройств можно отнести и электронные печатные (пишущие) машинки. В пункте 12 Правил решается также вопрос о языке оформления документов об оценке соответствия: таким языком является русский язык. При этом, исходя из части второй пункта 12 Правил следует, что сертификаты соответствия и сертификаты компетентности могут быть оформлены на белорусском или иностранном языке, если заявитель обратился с соответствующим ходатайством в аккредитованный орган по сертификации. На практике конструкция «допускается также», используемая в части второй пункта 12 Правил, трактуется как возможность оформления дополнительных сертификатов на белорусском или иностранном языке. Полагаем, что фактическое исключение пунктом 12 Правил возможности оформления декларации о соответствии, принимаемой самим заинтересованным лицом, на белорусском языке как одном из государственных языков не в полной мере учитывает часть первую статьи 8 Закона Республики Беларусь от 26.01.1990 N 3094-XI «О языках в Республике Беларусь».
2.13. В пункте 13 Правил решается важный вопрос, связанный с моментом вступления в силу документов об оценке соответствия и соответственно началом течения сроков действия документов об оценке соответствия, установленных пунктами 23.2 — 23.5 единого перечня N 156. Таким моментом в пункте 13 Правил определена дата регистрации документов об оценке соответствия в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Соответствующая дата является одним из обязательных реквизитов, указываемых аккредитованным органом по сертификации в сертификатах при их выдаче и в декларациях о соответствии при их регистрации.
2.14. В пункте 14 Правил фактически воспроизводятся положения статьи 31 Закона N 269-З. При этом подчеркивается возмездный характер (платность) работ по подтверждению соответствия и по проведению испытаний, их осуществление на договорной основе, а также то, что оплата осуществляется заинтересованным лицом — заявителем на подтверждение соответствия, кроме оплаты работ по проведению испытаний, которая может осуществляться помимо заявителя на подтверждение соответствия также аккредитованным органом по сертификации. В настоящее время с учетом норм статьи 6 и абзаца второго статьи 12 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 N 255-З «О ценообразовании», Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» и постановления N 156 тарифы на работы (услуги) по подтверждению соответствия и проведению испытаний являются свободными и устанавливаются аккредитованными органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) самостоятельно либо по согласованию с лицом, обратившимся за выполнением соответствующих работ (оказанием услуг).
2.15. Во исполнение части третьей статьи 26 Закона N 269-З в пункте 15 Правил определяется порядок подтверждения наличия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия. Необходимость подтвердить наличие документов об оценке соответствия связана, прежде всего, с тем, что у лиц, являющихся владельцами продукции, участвующей в гражданском обороте и подлежащей обязательному подтверждению соответствия, либо у лиц, непосредственно оказывающих потребителям определенные услуги, подлежащие обязательной сертификации, не во всех случаях имеется в наличии подлинник (оригинал) соответствующего документа об оценке соответствия. Например, подлинник сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию, подлежащую обязательной сертификации, получен ее изготовителем и хранится у него, но отсутствует у конкретных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих оптовую или розничную торговлю партиями такой продукции. В то же время подтвердить наличие документа об оценке соответствия могут потребовать как потребители, так и контрольные (надзорные) органы. В связи с этим законодательством предусматриваются различные дополнительные способы подтвердить выдачу (оформление) соответствующих документов. Так, помимо предъявления подлинника документа об оценке соответствия можно выделить три основных альтернативных способа подтверждения его наличия: копия документа об оценке соответствия, маркировка продукции (ее потребительской тары) знаком соответствия и, наконец, указание в сопроводительной и иной документации на товар основных реквизитов документа об оценке соответствия.
В пункте 15 Правил проведена дифференциация правового регулирования порядка подтверждения наличия документов об оценке соответствия на продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, в зависимости от вида торговли. При этом в отношении случаев реализации такой продукции в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания и на торговых местах на рынках в часть первую пункта 15 Правил включена бланкетная норма, отсылающая к иному нормативному правовому акту, — постановлению Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 «О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках» (далее — постановление N 28/35/38/27). В отношении оптовой торговли продукцией, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в части второй пункта 15 Правил установлено непосредственное регулирование порядка подтверждения наличия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. При этом применительно к нормам части второй статьи 15 Правил следует обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, исходя из части второй пункта 15 Правил наличие сертификатов соответствия на продукцию при оптовой торговле может быть подтверждено помимо подлинников также их копиями, но только при условии, что такие копии выполнены на специальном защищенном бланке строгой отчетности и заверены аккредитованным органом по сертификации, выдавшим сертификаты соответствия, или территориальным центром стандартизации, метрологии и сертификации. В то же время в отношении розничной торговли и общественного питания подпунктом 1.1.1 пункта 1 постановления N 28/35/38/27 установлен более простой и менее затратный порядок: помимо копии сертификата соответствия, выполненной на защищенном бланке строгой отчетности, наличие сертификата может подтверждаться ксерокопией сертификата соответствия, заверенной печатью и подписью руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем, являющимися поставщиками товаров. Во-вторых, исходя из части второй пункта 15 Правил маркировка продукции или ее потребительской тары знаками соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь является одной из возможных форм подтверждения наличия сертификатов соответствия (наряду с оригиналами или копиями сертификатов), в то время как маркировка знаком соответствия техническом регламенту рассматривается как единственный способ подтверждения наличия декларации о соответствии при декларировании соответствия требованиям технического регламента.
Правилами, к сожалению, не установлен порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия (сертификатов соответствия и сертификатов компетентности) в отношении иных (кроме продукции) объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия (например, сертификатов соответствия в отношении выполнения работ и оказания услуг, сертификатов соответствия в отношении профессиональной компетентности персонала), хотя такой порядок должен быть определен в Правилах исходя из буквального толкования части третьей статьи 26 Закона N 269-З и может иметь практическое значение. Полагаем, что в отношении иных объектов (кроме продукции) возможно при необходимости применение по аналогии норм части второй пункта 15 Правил.
2.16. В пункте 16 Правил конкретизируются путем установления исключений принцип конфиденциальности, предусмотренный абзацем четвертым статьи 6 Закона N 269-З, и принцип защиты имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия и заявителей на проведение испытаний, указанный в абзаце пятом части второй статьи 23 Закона N 269-З.
2.17. Пункт 17 Правил воспроизводит положения абзаца пятого части первой, абзаца третьего части третьей статьи 34 Закона N 269-З об обжаловании действий (бездействия) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра). При этом, однако, для обозначения круга заявителей по жалобе вместо терминов «заявитель на подтверждение соответствия» и «заявитель на проведение испытаний» используется термин «заинтересованная сторона». Полагаем, что в пункте 17 Правил под заинтересованной стороной понимаются все указанные субъекты оценки соответствия. Кроме того, в статье 34 Закона N 269-З речь идет об обжаловании как решений, так и действий (бездействия), тогда как в пункте 17 Правил — только действий (бездействия) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра). В данном случае разработчики Правил, по-видимому, исходили из широкого понимания термина «действия», предполагающего в том числе принятие решений, и учитывали терминологию параграфа 6 главы 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.