Постановление экономического суда Витебской области от 04.11.2016 (дело N 257-3Ап/2016) «О наложении административного взыскания». ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ

Обстоятельства: Физическое лицо осуществляло транспортировку продукции в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требовавшихся в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной).

Решение: Физическое лицо было подвергнуто штрафу с конфискацией предмета административного правонарушения.

Название документа: Постановление экономического суда Витебской области от 04.11.2016 (дело N 257-3Ап/2016) «О наложении административного взыскания»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ВИТЕБСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда Витебской области с участием лица, в отношении которого ведется административный процесс, индивидуального предпринимателя Н. (далее — ИП Н.), представителя налогового органа — начальника отдела С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС Республики Беларусь по району по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) в отношении ИП Н., зарегистрированного по адресу: г. П., ул. Г.,

Установил:

ИМНС Республики Беларусь по району в отношении ИП Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.17 КоАП.

Исследовав материалы дела, экономический суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.10.2016 ИП Н. 11.10.2016 в 15 часов 40 минут на объездной дороге, ведущей в Российскую Федерацию, вблизи дер. З. Л. р-на (50 метров от государственной границы), на автомобиле «Мерседес-Бенц-Спринтер» под управлением гражданина С. допущена транспортировка клюквы свежей в количестве 3100 кг на сумму 7750 рублей в нарушение установленного законодательством порядка: без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной). Собственником товара является ИП Н.

Предметы административного правонарушения арестованы и изъяты согласно постановлению об аресте и изъятии имущества от 12.10.2016, протоколу описи арестованного и изъятого имущества от 12.10.2016.

ИП Н. в судебном заседании факт правонарушения не признал, так как при транспортировке товара имелись ведомости на закупку дикорастущих растений у граждан. Товар перевозился в г. В. на заморозку, попутно водителю были даны указания о выяснении в населенных пунктах Л. р-на о продаже населением клюквы.

С учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение, степени вины, привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение впервые, экономический суд налагает на индивидуального предпринимателя штраф в размере 5 базовых величин с применением дополнительного административного взыскания — конфискации предмета административного правонарушения.

Экономический суд применяет дополнительное административное взыскание, учитывая характер совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, в целях исключения теневого оборота товарно-материальных ценностей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП),

Постановил:

За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП, наложить на ИП Н., зарегистрированного по адресу: г. П., ул. Г., штраф в размере 5 базовых величин в сумме 10 рублей 50 копеек с конфискацией предмета административного правонарушения, арестованного по протоколу описи арестованного и изъятого имущества от 12.10.2016.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, или вручения (получения) копии постановления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном статьями 12.1 — 12.4 ПИКоАП.

Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного постановления.

В подтверждение уплаты штрафа суду следует представить оригинал платежного документа.

Заявление о составлении мотивировочной части постановления может быть подано в течение срока, предусмотренного на обжалование (опротестование) не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При поступлении заявления о составлении мотивировочной части постановления жалоба может быть подана лицом, обратившимся с таким заявлением, в течение десяти суток со дня получения копии мотивировочной части постановления.

МОТИВИРОВОЧНАЯ ЧАСТЬ

При рассмотрении дела об административном правонарушении экономический суд руководствуется следующим.

Пунктом 50 Правил заготовки древесных соков, сбора, заготовки (закупки) дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 N 37/36 (далее — Правила), определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие заготовку (закупку) дикорастущих растений и (или) их частей, ведут учет закупленных (заготовленных) дикорастущих растений и (или) их частей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно подпункту 1.12 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами: подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 N 58 установлены формы товарно-транспортной накладной, товарной накладной и утверждена Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной (далее — Инструкция).

Согласно пункту 1 Инструкции накладная ТТН-1 и накладная ТН-2 применяются организациями и индивидуальными предпринимателями (далее — организации) для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и (или) принятия к учету у грузополучателя, при перемещении товаров внутри организации между местами хранения и (или) производства, расположенными по разным адресам (за исключением перемещения товаров в пределах одного здания).

Как усматривается из материалов дела, 11.10.2016 в 15 часов 40 минут на объездной дороге, ведущей в Российскую Федерацию, вблизи дер. З. Л. р-на (50 метров от государственной границы), на автомобиле «Мерседес-Бенц-Спринтер» под управлением гражданина С., допущенного ИП Н. к работе, осуществлялась транспортировка клюквы свежей в количестве 3100 кг на сумму 7750 рублей.

При транспортировке груза у водителя имелись ведомости на закупку дикорастущих растений и их частей (приложение 3 к Правилам, которое исключено постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 25.10.2011 N 36/24 (далее — постановление N 36/24)). Указанные ведомости никем не подписаны (подписи сдатчиков отсутствуют), общее количество клюквы указано в них 1689 кг.

Согласно протоколу опроса С. от 11.10.2016 на перевозимую продукцию ИП Н. передал ему ведомости на закупку дикорастущих растений и (или) их частей у граждан в количестве 3 штук, других документов индивидуальный предприниматель не передавал. Клюкву он должен был отвезти в г. В. на заморозку. Поскольку в г. В. он приехал рано, индивидуальный предприниматель направил его в Л. р-н с целью изучения предложения по закупке клюквы.

Согласно протоколу опроса Н. от 12.10.2016 на транспортировку клюквы на заморозку в г. В. товарно-транспортные накладные не оформлялись, в автомобиле находились ведомости за закупку клюквы у населения, графы «адрес места жительства сдатчика» и «подпись сдатчика» не заполнены, так как порядок заполнения ведомостей упрощен законодательством.

12.10.2016 в 16 часов 00 минут ИП Н. представил налоговому органу ТТН от 11.10.2016 и ведомости на закупку дикорастущих растений и указал, что документы находились в автомобиле в момент транспортировки, водитель их не смог найти, предъявил только часть документов.

В ТТН от 11.10.2016 указано основание отпуска — на хранение в холодильник, пункт погрузки — г. П., пункт разгрузки — г. В.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, пояснения ИП Н., которые даны в ходе проведения проверки и в судебном заседании, их противоречивость, отсутствие товарно-транспортной накладной при транспортировке товара, принимая во внимание, что представленная в ходе проведения проверки ТТН от 11.10.2016 не является надлежащим товаросопроводительным документом при фактически совершаемой с транспортируемым товаром хозяйственной операции (учитывая направление движения транспортного средства), экономический суд приходит к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП.

Доводы ИП Н. не принимаются во внимание по указанным выше обстоятельствам.

Кроме того, ведомости на закупку дикорастущих растений и их частей, имеющиеся при транспортировке товара, а также представленные ИП Н. 12.10.2016, оформленные по форме приложения 3 к Правилам (исключено из Правил постановлением N 36/24) и никем не подписанные, не могут быть приняты во внимание в качестве сопроводительных документов при транспортировке товара.

Согласно части 4 статьи 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

Частью 1 статьи 6.10 КоАП определено, что конфискация подлежит применению в отношении предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 7.1 КоАП при наложении административного взыскания на физическое лицо учитывается характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также имущественное положение.

При наложении административного взыскания (основного и дополнительного) суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, предназначение товарно-транспортной накладной, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, степень нарушения охраняемых публичных интересов, обязательность наличия сопроводительных документов при транспортировке товара, установленную законодательством, в целях исключения теневого оборота товарно-материальных ценностей.