Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 N 475 “О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь” (часть 1)

Принятый 26 ноября 2015 г. Указ Президента Республики Беларусь N 475 “О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь” (далее – Указ) направлен на дальнейшее совершенствование законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе посредством сокращения количества лицензируемых видов деятельности либо составляющих лицензируемые виды деятельности работ и (или) услуг, оптимизации и упрощения лицензионных процедур.

В частности, Указ предусматривает корректировку норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 “О лицензировании отдельных видов деятельности” (далее – Положение), излагая их в новой редакции, вступающей в силу 01.03.2016.

1. Так, в целях обеспечения единообразного понимания используемых в Положении терминов и исключения возможных злоупотреблений Указом конкретизированы понятия “лицензионные требования и условия”, “письменное уведомление соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования”, “решение по вопросам лицензирования”, “сведения, необходимые (имеющие значение) для принятия решения о выдаче лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений”. При этом устанавливается, что:

к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба указанным в части первой пункта 1 Положения интересам и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием;

к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

2. Указ исключает необходимость представления в лицензирующие органы для совершения лицензионных процедур документов, подтверждающих государственную регистрацию субъекта хозяйствования – соискателя лицензии (лицензиата), так как соответствующие сведения могут быть получены лицензирующими органами самостоятельно посредством запроса сведений из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо (что предпочтительнее) организации в установленном порядке доступа к указанному регистру с соблюдением требований законодательства об обеспечении защиты информации. Одновременно в нем содержится поручение лицензирующим органам совместно с заинтересованными обеспечить в установленном порядке доступ сотрудников, осуществляющих реализацию полномочий соответствующего органа на выдачу лицензий, к информации из названного регистра.

3. Перечень случаев отказа в выдаче лицензии дополнен указанием на факт нахождения соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности), принятия судом в отношении соискателя лицензии решения о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица (прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя).

Конкретизированы основания для отказа в принятии решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений в части включения в нее сведений об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, расширения перечня составляющих лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг либо территории действия лицензии.

4. Указом отменено ограничение по сроку действия лицензии. Ранее действовавший механизм продления лицензии (выдачи лицензии на срок от 5 до 10 лет с возможностью неоднократного продления), предусматривающий необходимость подачи в установленные сроки лицензиатом либо его уполномоченным представителем в соответствующий лицензирующий орган исключительно (в большинстве случаев) соответствующего заявления, которое содержало декларацию о соответствии этого лицензиата и его деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям, и документа об уплате государственной пошлины, по своей сути являлся формальной процедурой.

Снятие ограничения по продолжительности действия лицензии позволит обеспечить сокращение временных и финансовых затрат, которые вынужден нести субъект хозяйствования (лицензирующий орган) при осуществлении лицензируемых видов деятельности (совершении процедур лицензирования).

5. Закреплено требование о том, что вопрос о прекращении действия лицензии по причине повторного (в течение 12 месяцев подряд) либо грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности (т.е. когда до принятия решения о прекращении действия лицензии к лицензиату не применяются превентивные меры воздействия в виде требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановления действия лицензии), рассматривается лицензирующим органом в присутствии лицензиата либо его уполномоченного представителя. Данная мера позволит обеспечить более объективный подход к установлению вины лицензиата и следующему за этим лишению права на осуществление лицензируемого вида деятельности.

6. С учетом объективной необходимости прекращения лицензии в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя либо смерти физического лица и связанного с этим заведомого отсутствия альтернативы “отрицательное / положительное решение” Указом предусмотрено, что прекращение действия лицензии по соответствующим основаниям не требует принятия решения лицензирующего органа.

7. В целях обеспечения реализации на практике принципа “приближения услуги к потребителю” пунктом 10-1 Положения предоставляется возможность обращения соискателя лицензии (лицензиата) в лицензирующий орган для осуществления лицензионных процедур посредством направления необходимых документов по почте или в виде электронного документа на адрес электронной почты лицензирующего органа (как альтернатива личному обращению).

8. Указом закреплено нормативное требование о том, что к лицензируемым могут относиться только такие виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием. Кроме того, отменено лицензирование деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов (глава 29 Положения (в действующей редакции), пункт 23 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)).

Отмена лицензирования указанной деятельности обусловлена существующей системой лицензирования деятельности в области промышленной безопасности, деятельности по обеспечению пожарной безопасности, деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

9. Также исключена необходимость получения лицензии для реализации определенных работ (услуг) по видам деятельности, лицензирование которых в целом сохраняется.

9.1. Так, применительно к деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (глава 13 Положения (в действующей редакции), пункт 5 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)) отменена необходимость получения эксплуатирующими организациями лицензий на осуществление изготовления, монтажа, наладки, диагностирования, ремонта и обслуживания ядерных установок. При этом деятельность эксплуатирующих организаций в части выполнения работ по изготовлению, монтажу и наладке ядерных установок будет осуществляться в рамках лицензии на сооружение, а в части диагностирования, ремонта и обслуживания – в рамках лицензии на эксплуатацию. Одновременно введено лицензирование деятельности организаций, выполняющих работы и предоставляющих эксплуатирующим организациям услуги, влияющие на безопасность (подпункт 5.1.4 пункта 5 приложения 1 к Положению) (строительство объектов, изготовление, монтаж, наладка, диагностирование, ремонт и (или) обслуживание ядерных установок). Также скорректировано наименование работ и услуг, касающихся технологического оборудования для объектов использования атомной энергии. Проектирование технологического оборудования заменено на конструирование. С учетом того что поставщиком ядерных технологий для Республики Беларусь является Российская Федерация, осуществляющая проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции “под ключ”, внесенные изменения направлены на унификацию законодательства в области лицензирования деятельности в области использования атомной энергии.

9.2. В рамках деятельности по обеспечению промышленной безопасности (глава 14 Положения, пункт 6 приложения 1 к Положению) лицензирование составляющей работы (услуги) по эксплуатации подконтрольных Департаменту по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь опасных производственных объектов сохранено только в отношении объектов, отнесенных в соответствии с законодательством к I и II типам опасности, поскольку в рамках осуществления технического надзора за оборудованием, производствами и объектами все факторы, влияющие на их безопасную эксплуатацию, систематически контролируются и отмена лицензирования в этой части на состояние промышленной безопасности на этих объектах не повлияет.

9.3. По деятельности в области связи (глава 15 Положения (в действующей редакции)) отменено лицензирование услуги по предоставлению в пользование каналов электросвязи (исключен подпункт 7.1.4 пункта 7 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)), а также услуги передачи данных в пунктах коллективного пользования.

9.4. В отношении деятельности по обеспечению пожарной безопасности (глава 18 Положения (в действующей редакции), пункт 10 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)) отменено лицензирование такой составляющей работы (услуги), как эксплуатация пожаро- и взрывоопасных производств и объектов с массовым пребыванием людей. Данная деятельность не квалифицируется как предпринимательская. Кроме того, лицензирование данной деятельности нецелесообразно также по причине отсутствия объективной возможности принятия со стороны надзорных органов мер административного воздействия на субъекты хозяйствования, эксплуатирующие пожаро- и взрывоопасные производства и объекты с массовым пребыванием людей и нарушившие законодательство о лицензировании.

Отменено лицензирование проведения испытаний на пожарную опасность и огнестойкость веществ, материалов, изделий, оборудования и строительных конструкций, поскольку процедура получения лицензии идентична процедуре аккредитации, проводимой РУП “Белорусский государственный центр аккредитации”. Отмена лицензирования производства, капитального ремонта пожарной техники (машин и оборудования), снаряжения, спасательных устройств, огнетушителей, огнетушащих веществ и других средств противопожарной защиты (за исключением капитального ремонта огнетушителей) обусловлена тем, что средства противопожарной защиты подлежат обязательной оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов (сертификации, декларированию) и их качество проверяется и подтверждается при проводимых в рамках сертификации и декларирования процедурах (анализах состояния производства, ежегодных инспекционных контролях, испытаниях). Поскольку в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 141-З “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” обязанности по предупреждению чрезвычайных ситуаций возложены на республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации, предлагается изменить наименование соответствующей работы (услуги) на “создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров”.

9.5. В рамках деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (глава 22 Положения (в действующей редакции), пункт 14 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)), отменена необходимость получения лицензии для обезвреживания отходов при проведении лабораторных работ и исследований; медицинских отходов 1 – 3-го классов опасности химическим методом путем использования химических дезинфицирующих средств; жидких отходов путем разбавления водой с последующим сливом в канализацию при наличии договора, заключенного между юридическим лицом, иностранной организацией, индивидуальным предпринимателем и организацией, эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства.

9.6. По деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями (глава 23 Положения (в действующей редакции), пункт 15 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)), отменена необходимость получения лицензии для выполнения работ и (или) оказания услуг с химическими соединениями и растворами, содержащими драгоценные металлы, кроме твердых растворов (сплавов), использования алмазов в инструменте и (или) в изделиях производственно-технического назначения, реализации (поставки) драгоценных металлов и драгоценных камней в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, а также сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при сборе отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, производители и поставщики которых обязаны обеспечивать их сбор в соответствии с законодательными актами.

9.7. Применительно к медицинской деятельности (глава 32 Положения (в действующей редакции)) отменена необходимость получения лицензии для осуществления:

фитотерапии (п. 26 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 N 309 утвержден перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность. Подпунктами 1.4 и 1.5 пункта 1 указанного перечня ингаляционная терапия и гидробальнеотерапия отнесены к такой работе и услуге, как физиотерапия. При этом при осуществлении рассматриваемых процедур в ряде случаев (по медицинским показаниям) применяются фитосборы. Кроме перечисленных случаев фитосборы присутствуют в назначениях самого широкого круга врачей-специалистов – гастроэнтерологов, неврологов, нефрологов и врачей других специальностей, причем в рамках работ и услуг (традиционной) медицинской деятельности – соответственно гастроэнтерология, неврология, нефрология и т.д.;

экспертной медицинской деятельности (п. 26 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)). В настоящее время отраслевыми нормативными документами, в том числе нормативными документами Министерства здравоохранения Республики Беларусь (Инструкция о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств (за исключением колесных тракторов), утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.12.2002 N 84, Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 N 47 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь”), приказами Комитета по здравоохранению Минского горисполкома и управлений здравоохранения облисполкомов, четко регламентирован порядок осуществления экспертной медицинской деятельности, разграничена компетенция заинтересованных организаций здравоохранения. В свою очередь, лицензионный контроль соответствия квалификационных характеристик врачей-специалистов таких организаций в полной мере обеспечен наличием лицензии с указанием работ и услуг медицинской деятельности, непосредственно соответствующих специальностям занятых в комиссиях врачей (например: наркология, терапия, хирургия, оториноларингология, офтальмология и т.д.);

работ и услуг по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения (п. 26 приложения 1 к Положению (в действующей редакции)). Технологический процесс техобслуживания медицинской техники, включая место проведения ремонта, иные технические условия, учет сложившегося рынка указанных услуг, прямо регламентирован Инструкцией об организации технического обслуживания и ремонта медицинской техники, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.10.2006 N 78.

Указ отменяет необходимость получения лицензии для осуществления медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста (при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством). Статьей 45 Конституции Республики Беларусь гражданам гарантировано создание государством условий доступного для всех граждан Республики Беларусь медицинского обслуживания. При этом основой здравоохранения страны, обеспечивающей конституционное право граждан на доступное медицинское обслуживание, является государственная система здравоохранения (статьи 2 и 10 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII “О здравоохранении”). Таким образом, при осуществлении медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения речь идет не о праве организации на осуществление тех или иных работ и услуг населению, а об обязанности оказания медицинской помощи в соответствии с уставными целями и задачами государственной организации здравоохранения в интересах защиты прав и здоровья населения, в обеспечение прав граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь. Соблюдение государственными организациями здравоохранения требований к осуществлению медицинской деятельности обеспечивается жестким ведомственным контролем Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Что касается Белорусского Общества Красного Креста, то работа данной организации как единственной на территории Республики Беларусь составной части Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца регламентируется рядом международных договоров, участницей которых является наша республика (до 1991 года – СССР). При этом медицинская деятельность созданного в соответствии с нормами международного права Белорусского Общества Красного Креста по претворению в жизнь международных программ, включая Чернобыльскую программу гуманитарной помощи и реабилитации, не регулируется нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе законодательством о лицензировании.

9.8. В целях согласования норм действующей редакции Положения с принципом добровольности применения государственных стандартов Республики Беларусь, закрепленным Законом Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З “О техническом нормировании и стандартизации” (далее – Закон) и международными договорами Республики Беларусь, а также устранения возможных юридических коллизий используемая в действующей редакции Положения конструкция “технические нормативные правовые акты” заменена конструкцией “обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов”.

Справочно. Одним из принципов, на которых основывается техническое нормирование и стандартизация, предусмотрено добровольное применение государственных стандартов Республики Беларусь (абзац седьмой части второй статьи 4 Закона), являющихся разновидностью стандартов и относящихся к числу технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (абзац четвертый статьи 15 Закона).

Принцип добровольного применения государственных стандартов Республики Беларусь отражен и в статье 20 Закона, устанавливающей, что по общему правилу государственные стандарты Республики Беларусь являются добровольными для применения, за исключением случаев, когда в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт Республики Беларусь либо если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт Республики Беларусь и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) или сертифицировали ее на соответствие требованиям государственного стандарта Республики Беларусь.

10. Указом предусмотрен и ряд иных корректировок Положения.

10.1. Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.10.2011 N 78 “Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” введен в действие государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 997-2011 “Бланки ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, документы с определенной степенью защиты. Термины и определения”. В целях обеспечения согласованности терминов, содержащихся в названном документе, и терминов, содержащихся в действующей редакции Положения, следует заменить термин “бланки строгой отчетности” более точным термином “бланки ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, документы с определенной степенью защиты”, в том числе в наименовании лицензируемого вида деятельности “Деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки” с изменением его на наименование “Деятельность по разработке и производству бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты и специальных материалов для защиты их от подделки”.

10.2. Как следует из норм пункта 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 “О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования”, в случае реорганизации коммерческой организации в форме преобразования производится не государственная регистрация создаваемой (реорганизуемой) коммерческой организации, а государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав реорганизуемой коммерческой организации (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании такого договора). При реорганизации в форме преобразования коммерческая организация, изменяя свою организационно-правовую форму, сохраняется как объект учета Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и субъект права. Неизменным остается и ранее присвоенный этой организации учетный номер плательщика. В связи с этим пунктом 70 Положения установлено, что при реорганизации лицензиата в форме преобразования реорганизованное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии внесения в такую лицензию в установленном порядке необходимых изменений и (или) дополнений.

10.3. Предусмотренное дополнение пунктов 102 и 344 Положения позволит в полной мере исключить возможность осуществления в течение года лицензируемой в Республике Беларусь деятельности в области права лицами, в отношении которых приняты решения о прекращении действия (аннулировании) лицензии на осуществление адвокатской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг по виновным основаниям.

10.4. Новая редакция пункта 108 Положения в большей степени соответствует положениям Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 “Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь” (далее – Закон об адвокатуре). При этом повторное нарушение лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (согласно абзацу третьему пункта 104 Положения одним из лицензионных требований является соблюдение требований и условий, установленных Законом об адвокатуре), а также препятствование лицензиатом деятельности лицензирующего (в данном случае это Министерство юстиции Республики Беларусь) или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, в том числе невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности, относятся к числу общих оснований для прекращения действия лицензии (пункты 82 и 85 Положения).

10.5. Коррективы направлены также на уточнение содержания указаний на грубые нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (пункт 124 Положения) с целью их однозначного понимания, а также сокращения перечня нарушений, рассматриваемых как грубые, посредством применения к соответствующим событиям критерия повторности либо исключения их из данного перечня ввиду отсутствия прямого влияния на обеспечение безопасности при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров.