Контрольная деятельность: новшества 2012 года (часть 4)

Изменения в правилах осуществления совместных проверок

Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 332) внесены дополнения в определение термина «совместная проверка», значительно упрощающие правила проведения проверок, осуществляющихся несколькими контролирующими (надзорными) органами, зависимыми между собой по ведомственной подчиненности.

Под совместной проверкой понимается проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами. При этом Указом N 332 предусмотрено, что к совместной проверке не относится проверка, проводимая вышестоящим контролирующим (надзорным) органом с участием должностных лиц нижестоящих контролирующих (надзорных) органов, а также проверка, проводимая органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры с привлечением к участию в проверке представителей других контролирующих (надзорных) органов (пункт 2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение о проверках)).

Изменения в правилах признания проверки незаконной

Указ N 510 предусматривает два основания для признания проверки незаконной (пункт 22):

  1. невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ). Однако проверка в этом случае может быть признана незаконной, если будет доказано, что данная книга (журнал) представлялась этому должностному лицу. Следует обратить внимание, что на основании пункта 7 Положения о проверках проверяемые субъекты, их представители, участники контрольного обмера вправе не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок (журнал производства работ);
  2. нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение). Указом N 332 внесено уточнение в части субъектного состава данного основания. Ранее данное положение было изложено таким образом, что основанием для признания проверки незаконной являлось нарушение установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, которое вносит записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ). Тем не менее данные лица совпадать не могут, что делало норму недействующей.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа указанных деяний рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Указом N 332 предусмотрено, что признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов. Если проверка не завершена, признание проверки незаконной влечет ее прекращение. Исключение из данной нормы составляют случаи установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления.

Внесены также изменения в порядок рассмотрения жалоб о признании проверок незаконными.

Напомним, что заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение десяти дней со дня начала проверки. Такое заявление (жалоба) рассматривается в срок не позднее десяти дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении.

Решение по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует).

Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной.

В случае несогласия с решением об отказе в признании проверки незаконной действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, не внесших записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) либо нарушивших установленный порядок назначения проверки (в том числе необоснованно ее назначивших), могут быть обжалованы проверяемым субъектом в общий либо хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью.

Обжалование допускается в десятидневный срок со дня получения такого решения. Указом N 332 внесено дополнение в части течения срока обжалования при неполучении ответа на заявление (жалобу) о признании проверки незаконной, если ответ заявителем в установленные сроки не получен. Обжалование в таком случае возможно со дня истечения сроков, установленных для рассмотрения вышестоящим органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) жалобы (заявления) о признании проверки незаконной (10 календарных дней) и направления ответа по ней (3 рабочих дня).

При этом Указом N 332 предусмотрено, что как подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной, так и обжалование действий (бездействия) должностных лиц, не внесших записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) либо нарушивших установленный порядок назначения проверки (в том числе необоснованно ее назначивших), в суд не приостанавливает проведения проверки.

Из Указа N 510 исключены нормы, предусматривающие административную ответственность за совершение деяний, повлекших признание проверки незаконной (пункты 22 и 23 Указа N 510). В связи с этим следует напомнить, что данные нормы перенесены ранее в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). На основании статьи 23.79 КоАП совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, либо правовым или техническим инспектором труда профессионального союза, либо должностным лицом профессионального союза, назначившим проведение проверки, деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин. В соответствии с правилами утратившего силу пункта 23 Указа N 510 указанная норма КоАП применяется с 12 января 2011 г. (дата вступления в силу Закона Республики Беларусь от 30.11.2010 N 198-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»).

Вместе с тем Указом N 332 введена административная ответственность за невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение). Совершение указанных правонарушений влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. Административные взыскания в данных случаях могут быть наложены не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения и двух месяцев со дня его обнаружения (подпункт 2.4 пункта 2 Указа N 332). Право составлять протоколы об указанных административных правонарушениях предоставлено (пункт 3 Указа N 332):

  • в отношении совершенных должностными лицами контролирующих органов — уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь и прокуратуры, а рассматривать дела о данных правонарушениях — органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь (при составлении протоколов уполномоченными должностными лицами этих органов), районному (городскому) суду (в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры);
  • в отношении совершенных должностными лицами надзорных органов — уполномоченным должностным лицам органов прокуратуры, а рассматривать дела о данных правонарушениях — районному (городскому) суду.

Комитету государственного контроля Республики Беларусь и комитетам государственного контроля областей предоставлено право исключать из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности включенные государственными органами в сводные планы проверок и соответственно в координационные планы контрольной (надзорной) деятельности проверки, не соответствующие требованиям законодательных актов (подпункт 2.3 пункта 2 Указа N 332).

Изменения в порядке осуществления ведомственного контроля

Указом N 332 внесены изменения в порядок осуществления ведомственного контроля (пункт 11 Указа N 510).

Во-первых, уточнено определение термина «ведомственный контроль». Под ведомственным контролем понимается контроль, осуществляемый государственными органами и иными государственными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, структурными подразделениями (подчиненными организациями) этих органов и организаций, отнесенными к органам, осуществляющим ведомственный контроль, перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемым Указом N 510, за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами.

Во-вторых, изменены сроки для назначения плановых проверок в рамках ведомственного контроля. Плановые проверки теперь могут проводиться не чаще одного раза в два календарных года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска. Ранее этот срок составлял два года.

Одновременно предусмотрены преференции для проверяемых субъектов, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства. В отношении таких субъектов плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в пять календарных лет, а в отношении дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь при отсутствии фактов нарушений законодательства по результатам предыдущей плановой проверки — не чаще одного раза в три календарных года.

В-третьих, внесены изменения в части оснований для назначения внеплановых проверок в рамках ведомственного контроля. Внеплановые проверки в рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:

по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

республиканских и коммунальных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества в порядке, установленном законодательством, для подтверждения достоверности баланса данных предприятий на 1 января текущего года.

Изменения в порядке применения расчетного метода

Указом N 332 предусмотрена возможность применения расчетного метода при непредставлении субъектом документов для проверки (пункт 17 Указа N 510).

Размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) может определяться на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке, сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, в следующих случаях:

  • при отсутствии у проверяемого субъекта бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением;
  • при непредставлении проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением.

Изменения в порядке контроля законодательства о лицензировании

Указом N 332 внесены изменения в порядок контроля за соблюдением законодательства о лицензировании (пункт 19 Указа N 510).

Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые к грубым, вправе самостоятельно обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации субъекта, внести в лицензирующий орган представление о прекращении действия специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально. В данном случае норма приведена в соответствие с нормами Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании).

Ранее в таком случае контролирующий (надзорный) орган был вправе внести в регистрирующий орган представление о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а в лицензирующий орган — об аннулировании специального разрешения (лицензии), выданного лицу, осуществляющему частную нотариальную деятельность. И уже на основании данного представления регистрирующий орган был вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, а лицензирующий орган — принять решение об аннулировании выданного специального разрешения (лицензии).

В связи с этим напомним, что перечни грубых нарушений установлены Положением о лицензировании отдельно и применительно к каждому лицензируемому виду деятельности.

Указом N 332 из Указа N 510 исключено определение термина «регистрирующие органы».

В соответствии с пунктом 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

  • Национальным банком Республики Беларусь — банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  • Министерством финансов Республики Беларусь — страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
  • Министерством юстиции Республики Беларусь — торгово-промышленных палат;
  • администрациями свободных экономических зон — коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
  • облисполкомами и Минским горисполкомом — коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
  • облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами — субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы — соответствующим администрациям районов в городах.

Соответственно указанные органы и являются регистрирующими.

При принятии хозяйственным судом решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности).

При принятии лицензирующим органом решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) лицо, осуществлявшее частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, вправе обратиться за получением специального разрешения (лицензии), необходимого для осуществления данных видов деятельности, по истечении года со дня принятия решения о прекращении действия выданного специального разрешения (лицензии).

Изменения прав и обязанностей участников контрольной (надзорной) деятельности при проведении проверок

Указом N 332 уточнено, что Положением о проверках определяются права, обязанности контролирующих (надзорных) органов и проверяемых организаций, их обособленных подразделений, имеющих учетный номер плательщика (далее — обособленные подразделения), представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (пункт 1 Положения о проверках).

Внесен ряд изменений и дополнений в права контролирующих (надзорных) органов и проверяющих должностных лиц (пункт 4 Положения о проверках), а также обязанности проверяемых субъектов (пункт 8 Положения о проверках).

Так, Указом N 332 уточнено, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки вправе свободно входить как в служебные, производственные и иные помещения (объекты), так и на территорию проверяемого субъекта для проведения проверки.

Внесено также дополнение в части предоставления права контролирующим (надзорным) органам и проверяющим изымать у проверяемого субъекта не только подлинники документов, но и иные носители информации, имеющие отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности. В связи с этим одновременно предусмотрен порядок изъятия иных носителей информации (пункты 40 — 42 Положения о проверках). Порядок изъятия иных носителей информации аналогичен порядку изъятия документов.

Уточнено, что контролирующим (надзорным) органам и проверяющим предоставлено право изъятия кассового оборудования для направления на техническое освидетельствование, а не кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, как это было ранее. Вместе с тем указанное оборудование и является кассовым оборудованием. Так, определение термина «кассовое оборудование» предусмотрено в пункте 2 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16. К кассовому оборудованию относятся кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, специальная компьютерная система, билетопечатающая машина, используемые для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, проведении электронных интерактивных игр.

При проведении проверки на срок, не превышающий срок ее проведения, контролирующим (надзорным) органам и проверяющим предоставлено право направления с изъятием или без изъятия игровых автоматов на техническое освидетельствование. Одновременно Указом N 332 предусмотрено, что допускается взимание контролирующими (надзорными) органами с проверяемых субъектов в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, возмещения затрат, связанных с проведением технических освидетельствований (пункт 16 Указа N 510). При этом проверяемые субъекты, их представители обязаны обеспечить возможность осуществления технических освидетельствований и возмещать затраты, связанные с их проведением (пункт 8 Положения о проверках).

Указом N 332 дополнено, что контролирующие (надзорные) органы и проверяющие вправе проводить контрольные обмеры, контрольные запуски в производство сырья и материалов. Однако такое дополнение, скорее, формальное.

Контролирующие (надзорные) органы и проверяющие теперь не вправе на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров.

На основании пункта 5 Положения о проверках (с учетом дополнений Указа N 332) приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и товарно-материальных ценностей, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Положением о проверках или иными законодательными актами.

При этом Указом N 332 дополнено, что приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может осуществляться только в определенных законодательными актами случаях специально уполномоченным контролирующим (надзорным) органом или судом исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а продлеваться только по решению суда.

Указом N 332 уточнено, что проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если является близким родственником либо является лицом, находящимся в отношениях свойства или состоящим в браке со следующими лицами:

  • проверяемого субъекта — физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена);
  • руководителя проверяемого субъекта;
  • лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций);
  • другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться.

Ранее данное требование было установлено в более жесткой форме, а именно: проверяющий не имел права участвовать в проверке и обязан был заявить самоотвод, если являлся близким родственником любого работника проверяемого субъекта (пункт 10 Положения о проверках).

Отменена обязанность материально ответственных лиц проверяемого субъекта присутствовать при контрольных обмерах (пункт 8 Положения о проверках).