Криптовалюты в зарубежном праве и законодательстве Республики Беларусь

2017 год ознаменовался потоком новостей о новом феномене виртуальной сферы — криптовалютах. Мировые средства массовой информации обсуждали невероятный рост стоимости одной из криптовалют — биткоина, который позволил отдельным лицам существенно обогатиться.

При возникновении новых отношений общество испытывает потребность в создании определенных правил, которые позволят предупредить злоупотребления и будут способствовать гармоничному развитию новаций.

Однако мировое сообщество столкнулось с явлением, которое абсолютно не соответствует правовой парадигме. Криптовалюты совершили революцию в области денежного обращения, накопления, ведения бизнеса. Они ставят под угрозу существование банковской системы и вынуждают регуляторов искать приемлемые правовые решения.

Понятие криптовалюты

Государство почти всегда обладало монопольным правом на создание универсальных инструментов обращения товаров — денег. Деньгами были предметы, которые имели классические признаки: могли стать инструментом обмена, мерой стоимости, средством обращения, средством платежа и накопления.

Такую роль множество столетий выполняли различные цветные металлы. Они были вполне осязаемыми и принимали форму монет. Впоследствии металлические деньги заменили банкноты, которые гарантировали выдачу государством определенного количества металла по требованию владельца.

Во второй половине ХХ в. мировое сообщество отказалось от данного подхода и превратило банкноты в собственно деньги. В настоящее время номинальная стоимость денег устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от стоимости материала, из которого изготавливаются банкноты. Гарантия государства — ключевой элемент, который позволяет деньгам выполнять большинство из вышеперечисленных функций.

Криптовалюты представляют собой децентрализованную систему, предполагающую асимметричное шифрование и применение различных методов криптографической защиты. Основанные на пиринговой архитектуре <1>, криптовалюты образуют сеть связанных работающих клиентских программ. Каждый обладатель программы принимает участие в поддержке сети, предоставляя мощности своего компьютера для обработки блоков информации.

Процесс обработки информации получил название майнинг (англ. mining — добыча полезных ископаемых). Каждый блок информации должен соответствовать определенным критериям правильности и сложности задания, для чего используются алгоритмы хеширования <2>. Пиринговая архитектура системы напрямую зависит от наличия участников обработки данных. Если пользователи сети остановят работу, криптовалюта перестанет существовать.

В процессе обработки информации пользователи («майнеры») получают вознаграждение, в качестве которого выступает определенное количество криптовалюты.

Вероятность получения криптовалюты в процессе майнинга приблизительно равна соотношению вычислительной мощности процессора компьютера участника к вычислительной мощности всей сети. Это значит, что, если в системе работает 1 млн. компьютеров с одинаковыми моделями процессоров, шанс участника майнинга получить фиксированное количество криптовалюты равняется 1 к 1 млн. Таким образом, эмиссия криптовалюты абсолютно децентрализована. Алгоритм биткоина не позволяет определить единый источник криптовалюты, следовательно, нарушает ключевую закономерность и гарантию любой фиатной, т.е. установленной и обеспеченной государством, валюты — наличие единого эмиссионного центра в лице государства.

Некоторые специалисты в области макроэкономики и финансов ставили под сомнение роль криптовалюты в качества средства обращения товаров. Однако классические каноны экономической теории оказались попранными уже через несколько лет. Оказалось, что для использования какого-либо объекта в качестве денег не требуется чьей-либо гарантии.

Отдельные эксперты сравнивают эмиссию криптовалюты с добычей золота на заре цивилизации. Действительно, уникальные свойства делимости и удовлетворения эстетических потребностей позволили золоту стать универсальным средством обмена еще до начала чеканки монет, а редкость придавала этому металлу особую ценность.

Эмиссия криптовалют ограничивается внутренним алгоритмом системы. Например, биткоин сможет быть доступен для майнинга лишь до 2140 г., его эмиссия составит 21 млн. единиц. Таким образом, биткоин соответствует критерию редкости и ликвидирует проблему инфляции. Как и любые другие валюты, криптовалюты не обеспечиваются выпуском товаров или ценностей и приобретают стоимость в результате появления экономических агентов, готовых обменять товары и услуги на криптовалюту, а также благодаря гарантии существования в качестве средства платежа.

Если золото или фиатные деньги представляют собой объекты материального мира, то криптовалюты — это строки кода, которые становятся недоступными при отсутствии подключения к сети Интернет.

В совокупности децентрализованная эмиссия и отсутствие материального выражения криптовалют ставят в тупик многих правоприменителей на различных уровнях.

Официальную позицию Республики Беларусь по вопросу криптовалют выразил Национальный банк Республики Беларусь <3>, призвавший граждан быть бдительными при совершении операций с криптовалютами, поскольку на сегодня в стране отсутствуют механизмы правового регулирования в данной сфере.

Международный опыт правового регулирования криптовалют

В США внимание государственных органов биткоин привлек уже в мае 2013 г. Счетная палата США опубликовала исследование, в котором истолковала природу различных видов криптовалют <4>, указала перспективы их использования в гражданском обороте, а также отметила целесообразность разъяснения вопросов налогообложения.

В начале 2014 г. Налоговая служба США выпустила сборник ответов на часто задаваемые вопросы, связанные с налогообложением и бухгалтерским учетом криптовалют <5>. Позиция Налоговой службы США заключалась в приравнивании криптовалют к обычным валютам для целей налогообложения. Более того, в одном из ответов допускалась возможность выплаты заработной платы криптовалютами с последующим добавлением доходов в декларацию формы W-2.

Управление по борьбе с финансовыми преступлениями США еще в начале 2013 г. выступило с предложением приравнять организации, оперирующие криптовалютами, к money service businesses — аналогу кредитно-финансовых организаций в белорусском законодательстве, а под операциями с криптовалютами понимать посредничество при трансфертах криптовалют и их обмен на национальные валюты.

В мае 2015 г. за нарушение изданных 27 октября 2014 г. административных правил Управление по борьбе с финансовыми преступлениями США предъявило Ripple Labs Inc. обвинения, связанные с отсутствием лицензии на осуществление криптовалютных трансакций. Окружной суд Северной Калифорнии утвердил соглашение сторон с уплатой Ripple Labs Inc. штрафа в размере $ 700 тыс. <6>

В Палате представителей США 16 марта 2016 г. начались предварительные слушания по вопросу регулирования криптовалют на федеральном уровне. Участие в дискуссии приняли представители бизнеса, предусматривающего все виды цифровых платежей.

Государственные органы Российской Федерации по вопросу легальности криптовалют на территории страны занимают позицию, противоположную позиции государственных органов США. Законопроект Министерства финансов Российской Федерации, разработанный в декабре 2014 г., предлагал включить криптовалюты в перечень денежных суррогатов, запрещенных Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86 — ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». На рассмотрение в первом чтении в Государственной Думе данный законопроект не попал ввиду существенных недостатков.

В сентябре 2015 г. Министерство финансов Российской Федерации подготовило очередной законопроект, который вводит уголовную ответственность за оборот криптовалют. Данный законопроект будет рассматриваться на очередной сессии Государственной Думы.

Регуляторы стран Европейского союза до настоящего момента каких-либо радикальных действий в отношении криптовалют не предприняли. Польша, Швеция, Франция приравняли биткоин к имуществу. Германия в лице Федерального управления финансового надзора разработала рекомендации, согласно которым криптовалюты объявляются денежным средством, но не могут приравниваться к законным средствам платежа. Аналогичной позиции придерживается и Великобритания.

Европейский суд справедливости 22 октября 2015 г. вынес решение по иску гражданина Швеции — владельца интернет-биржи, который оспаривал законность взимания НДС со сделок по обмену биткоина на шведские кроны и евро <7>.

Истец считал, что биткоин представляет собой деньги, а не имущество. Следовательно, взимать НДС при совершении обменных операций неправомерно. Суд принял позицию истца и постановил признать биткоин деньгами для целей налогообложения.

Данное решение устанавливает четкий вектор развития правового регулирования криптовалют, поскольку имеет обязательный характер для правоприменителей стран Европейского союза. В течение 2016 г. Комиссия Европейского союза намерена подробно изучить спорные вопросы в сфере криптовалют.

Законодательство Республики Беларусь об использовании криптовалют

Статья 128 ГК содержит закрытый перечень видов объектов гражданских прав. Криптовалюты не относятся к работам, услугам или нераскрытой информации в силу своей природы и роли в гражданском обороте. Несмотря на нематериальный характер, криптовалюты не относятся к нематериальным благам, которые представляют собой неотчуждаемые и непередаваемые объекты. Криптовалюты могут отчуждаться, передаваться другому субъекту и тем самым участвовать в гражданском обороте.

Возможен вариант квалификации криптовалют в качестве объекта авторского права. Согласно п. 2 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 года N 262 — З «Об авторском праве и смежных правах» авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы и т.д.

Пиринговые системы представляют собой метод обработки и получения данных. Следовательно, криптовалюты не могут быть объектом интеллектуальной собственности. Однако бесспорно, что клиентские программы, через которые осуществляется подключение к системе, являются объектами авторского права.

Криптовалюты нельзя назвать имущественными правами. Имущественные права подразумевают относительность правоотношений, когда лицо связано правами и обязанностями с конкретным кругом лиц. Обладание криптовалютами схоже с абсолютными правоотношениями, когда лицу противостоит неограниченный круг лиц. Владелец криптовалют не предъявляет никаких требований другим субъектам системы и обладает криптовалютой по вещно-правовым титулам.

Криптовалюты делимы, оборотоспособны, обладают характерными родовыми признаками. Таким образом, их природа близка к природе денег, которые относятся к движимым вещам.

Часть первая п. 1 ст. 141 ГК устанавливает, что белорусский рубль — это законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны. Логично предположить, что криптовалюты в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 года N 226 — З «О валютном регулировании и валютном контроле» можно признать иностранной валютой.

Пункт 4 ст. 1 указанного Закона называет иностранной валютой денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, которые находятсяв обращении и являются законным платежным средством иностранного государства или группы государств, а также денежные знаки, изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену. Кроме того, иностранная валюта — это находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь и иных стран средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Криптовалюты не имеют материальной формы, а значит, не могут существовать в виде банкнот, казначейских билетов, монет. Ввиду отсутствия эмитента они не являются денежной единицей ни одного из иностранных государств. Более того, криптовалюты не могут находиться на банковских счетах за пределами пиринговой системы. Представляется сомнительным приравнивание банковского счета, зачисление средств на который осуществляется путем записей, к криптовалютному кошельку, имеющему принципиально другой метод работы.

Определение электронных денег дает часть первая ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь. Криптовалюты к электронным деньгам не относятся.

Эмиссию и погашение электронных денег на территории Республики Беларусь в соответствии с частью первой п. 1 Правил осуществления операций с электронными деньгами, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. N 201, осуществляют банки. Электронные деньги необходимо номинировать в белорусских рублях или иностранной валюте согласно частям первой и четвертой п. 9 указанных Правил. Криптовалюты банки не эмитируют и не выпускают в обмен на денежные средства. Не существует и обязательства по возврату денежных средств обладателям криптовалют.

Криптовалюты не являются и ценными бумагами. Согласно ст. 143 ГК ценные бумаги должны удостоверять какие-либо имущественные или неимущественные права. Факт владения криптовалютой не удостоверяет право на получение каких-либо ценностей. Криптовалюты имеют собственную ценность. Кредитор, принимая их в качестве оплаты, желает приобрести именно криптовалюту. В случае с ценными бумагами ценность представляет обязательство эмитента передать определенные права в обмен на ценную бумагу.

Несмотря на схожую с деньгами природу, расчеты в криптовалюте на территории Республики Беларусь запрещаются. Часть вторая п. 1 ст. 141 ГК устанавливает, что платежи в Республике Беларусь осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Представляется, что данная норма не отражает сознательного запрета на передачу криптовалюты. При подготовке проекта ГК разработчики просто не могли предвидеть возникновение иных способов расчета.

Для целей налогообложения криптовалюты являются правовым пробелом. Пункт 1 ст. 28 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) дает определение объекта налогообложения — обстоятельства, с появлением которого у плательщика возникает налоговое обязательство. Посмотрим, совпадают ли конститутивные признаки криптовалют с признаками объектов, регламентируемых НК.

Криптовалюты не являются товаром в том смысле, в каком его понимает налоговое законодательство. Пункт 1 ст. 29 НК называет товары имуществом, которое бывает движимым или недвижимым. Как мы отмечали выше, криптовалюты нельзя назвать имуществом согласно гражданскому законодательству.

Объектом налогообложения признаются доходы и источники их получения. Доходом в силу п. 1 ст. 34 НК признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Криптовалюты не относятся к деньгам и не имеют натуральной формы, следовательно, не могут создавать налоговую базу и выступать в качестве дохода.

Выводы

В результате анализа криптовалют с точки зрения действующего законодательства Республики Беларусь можно установить следующее.

  1. Криптовалюты не являются объектом гражданских прав.
  2. Доходы в криптовалюте не представляют собой объекта налогообложения.
  3. Белорусское законодательство не регулирует общественных отношений, сложившихся в обществе, и требует усовершенствования.

Считаем, что в целях устранения возможных противоречий и пробелов в законодательстве государственным органам необходимо:

  • провести поэтапное регулирование оборота криптовалют посредством издания актов фискальных и монетарных органов;
  • осуществить полноценное регулирование оборота криптовалют на уровне законодательного акта;
  • ввести новый объект гражданского права — объект, приравненный к иностранной валюте, и признать таким объектом любые криптовалюты без эмитента. Данная мера видится оправданной, поскольку криптовалюты не относятся ни к законным средствам платежа, ни к иностранной валюте;
  • создать отдельный режим криптовалют, аналогичный режиму иностранных валют и учитывающий все технические особенности данной новации.

<1> Пиринговая (одноранговая, децентрализованная) архитектура — это компъютерная сеть, основанная на равноправии участников.

<2> Алгоритм хеширования — преобразование входных данных в битовую строку фиксированной длины.

<3> Нацбанк предупреждает об отсутствии правовых оснований для использования биткоина на территории Беларуси [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=117623. — Дата доступа: 11.07.2016.

<4> Virtual Economies and Currencies: Additional IRS Guidance Could Reduce Tax Compliance Risks [Electronic resource] / U. S. Government Accountability Office. — Mode of access: http://www.gao.gov/products/GAO-13-516. — Date of access: 11.04.2016.

<5> IRS Virtual Currency Guidance: Virtual Currency Is Treated as Property for U.S. Federal Tax Purposes; General Rules for Property Transactions Apply [Electronic resource] / The Internal Revenue Service. — Mode of access: https://www.irs.gov/uac/Newsroom/IRS-Virtual-Currency-Guidance. — Date of access: 11.04.2016.

<6> FinCEN Fines Ripple Labs Inc. in First Civil Enforcement Action Against a Virtual Currency Exchanger [Electronic resource] / The Financial Crimes Enforcement Network. — Mode of access: https://www.fincen.gov/news_room/nr/html/20150505.html/. — Date of access: 11.04.2016.

<7> Case C-264/14. Skatteverket v David Hedqvist [Electronic resource] // EUR-lex. — Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1460844379806&uri=CELEX:62014CJ0264. — Date of access: 04.07.2016.