Легализация импортных товаров с сомнительным статусом на законных основаниях

С 13 апреля 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения» (далее — Указ).

Необходимость подписания данного Указа обусловлена, прежде всего, обстоятельствами, связанными с использованием ввезенных в страну товаров без осуществления соответствующих таможенных операций и, следовательно, уплаты таможенных пошлин и налогов в республиканский бюджет. Именно такие товары являются предметом административного таможенного правонарушения (АТП). Кроме того, в отношении этих товаров не соблюдены и меры нетарифного регулирования внешней торговли.

Товары, ввезенные на территорию страны и не прошедшие так называемое таможенное оформление, т.е. ставшие предметом административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена конфискация таких товаров, зачастую переходят в собственность лиц, которые не совершали АТП и, следовательно, не знали либо не могли знать о предшествующей судьбе товара (далее — «добросовестные приобретатели»). А такие случаи, к сожалению, неединичны.

С целью легализации обращения на территории Республики Беларусь таких товаров Указом предоставляется право «добросовестным приобретателям» поместить эти товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, т.е. оформить товары в таможенном отношении с уплатой причитающихся таможенных пошлин и налогов, а также с соблюдением иных требований таможенного законодательства. При этом определен срок подачи декларации: в течение 30 дней со дня получения письменного уведомления о начале административного процесса по административному таможенному правонарушению, предметом которого являются такие товары.

Однако «добросовестный приобретатель» имеет право отказаться от помещения товаров, ставших предметом АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В таком случае судьбу товаров будет решать суд. Так как в соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТмК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. А поскольку лицо отказывается реализовать предоставленное Указом право задекларировать товар, то тем самым оно совершает административное таможенное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), согласно которой недекларирование товаров, подлежащих таможенному оформлению, а равно представление таможенному органу в качестве документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, поддельных документов, если это дает основания для неприменения запретов и ограничений на ввоз в Республику Беларусь и (или) вывоз из Республики Беларусь товаров либо для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения размера таможенных платежей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.5 и статьей 14.1 КоАП, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо — от двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

Таким образом, несмотря на то что «добросовестный приобретатель» наделен правами, а не обязанностями по помещению товаров, ставших предметом АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, логичным представляется все же оформить такие товары в таможенном отношении. А далее предъявить регрессный иск к продавцу этого товара, если, конечно, добросовестный приобретатель действительно таковым является.

Вместе с тем обязанность по помещению товаров, ставших предметом АТП, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сохраняется за лицами, совершившими это АТП. К ним относятся лица, незаконно переместившие товары через таможенную границу Таможенного союза, не задекларировавшие такой товар, и иные — в зависимости от обстоятельств перемещения товаров через границу. При установлении таможенным органом таких лиц в отношении их составляется протокол об АТП в соответствии со статьями 14.1, 14.5 либо иными статьями КоАП в зависимости, опять же, от обстоятельств дела <*>.

<*> Оценка всех обстоятельств административного правонарушения дается в каждом конкретном случае отдельно.

Что же касается таможенных пошлин и налогов, то согласно Указу в случае установления таможенным органом лица, фактически совершившего АТП, предмет которого помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления лицом, в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которого товары находились на момент их обнаружения, уплаченные им (т.е. «добросовестным приобретателем») таможенные пошлины, налоги рассматриваются излишне уплаченными и (или) излишне взысканными и подлежат возврату (зачету) лицу, уплатившему эти пошлины, налоги. Подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в таком случае взыскиваются с лица, совершившего АТП.

Для удобства пользования данной информацией изобразим порядок действий схематично.

Порядок действий при реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.2012 N 140 «О помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения»

Следует отметить, что не все товары, являющиеся предметом АТП, подлежат конфискации. Указом определен перечень товаров, являющихся предметом АТП, не подлежащих конфискации. К ним относятся товары, которые:

  • помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь, с учетом положений приведенного Указа;
  • приобретены после его совершения на территории Республики Беларусь лицом, не совершавшим это административное правонарушение, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если этот приобретатель не знал и не мог знать о его совершении, либо в розничной торговле.

Таким образом, на первый взгляд принятый Указ обещает быть эффективным. Какова же будет практика его применения, покажет время.

Остается надеяться, что в ближайшее время появится нормативный правовой акт, который позволит заинтересованным лицам реализовать право, предоставленное Указом, запрашивать в таможенных органах информацию о факте выпуска товаров во избежание негативных последствий приобретения товаров, имеющих сомнительный статус на территории республики, так как пунктом 2 Указа определено, что таможенные органы в установленном Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь порядке по запросам заинтересованных лиц предоставляют имеющуюся информацию о факте выпуска товаров в соответствии с международными договорами и иными актами законодательства Республики Беларусь.